- безусловную способность положительно относиться к отличиям другого человека;
- способность к рефлексии.
Толерантное поведение непосредственно связано с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений, его можно рассматривать как частный случай ценностного отношения к людям [7]. Это проявляется в рассмотрении терпимости и толерантности как гуманистических ценностей, а так же в психологических условиях их развития, в принципах их взаимодействия.
В свою очередь, весьма существенной частью морального воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [4].
По И.Ф. Харламову, истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к национальным обычаям и традициям и не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах.
Патриотизм и культура межнациональных отношений выступают как составные элементы мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и ду-
Библиографический список
ховных ценностей, развивается благородство и достоинство личности [2; 4].
Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что процесс формирования личности, ее социализации, усвоения определенных социальных ролей и духовных ценностей - морали, культуры, идеологии, а так же вхождения в социальную среду и усвоение социальных норм поведения обусловлен группой факторов:
- общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения;
- духовными и материальными чертами той социальной группы, к которой индивид принадлежит. Подразумеваются политические институты, экономические отношения, идеология, право;
- личный жизненный опыт индивида, состоящий из семейных, производственных, бытовых и других социальных связей и отношений.
Таким образом, на нравственное становление личности влияют условия общественного существования, которые определены не только организацией политической власти, господствующим типом производственных отношений, моралью, уровнем демократии и т.д., но и характеристикой малых и больших социальных групп. Таковы, с одной стороны, ближайшее окружение: семья, школа, учебный и производственный коллективы, друзья, знакомые, а с другой - крупные социальные общности людей: профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы.
Таким образом, нравственное отношение, поведение, мировоззрение формируются под воздействием всех указанных пластов общества.
1. Овинова, Л.Н. Воспитание нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010.
2. Бондырева, С.К. Нравственность / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М., 2011.
3. Кузнецова, Л.В. Интеграция моральной и волевой подготовки как средство формирования личности / Л.В. Кузнецова, С.Ю. Лисица //
Тез. докл. междунар. научно-практич. конф. - Шадринск, 2012.
4. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник. - Минск, 2002.
5. Пармёнов, А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции
и современность. - Пенза, 2000. - Ч. 2.
6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2002.
7. Капустина, Н.Г. Проблемы формирования толерантности в образовательном пространстве регионов // Тез. докл. междунар. научно-практич. конф. - Барнаул, 2012.
Bibliography
1. Ovinova, L.N. Vospitanie nravstvennosti studentov v obrazovateljno-dosugovom processe: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2010.
2. Bondihreva, S.K. Nravstvennostj / S.K. Bondihreva, D.V. Kolesov. - M., 2011.
3. Kuznecova, L.V. Integraciya moraljnoyj i volevoyj podgotovki kak sredstvo formirovaniya lichnosti / L.V. Kuznecova, S.Yu. Lisica // Tez. dokl.
mezhdunar. nauchno-praktich. konf. - Shadrinsk, 2012.
4. Kharlamov, I.F. Pedagogika: uchebnik. - Minsk, 2002.
5. Parmyonov, A.A. Nekotorihe aspektih nravstvennogo vospitaniya shkoljnikov // Obrazovanie na poroge novogo stoletiya: tradicii i sovremennostj. - Penza, 2000. - Ch. 2.
6. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiyanov. - M., 2002.
7. Kapustina, N.G. Problemih formirovaniya tolerantnosti v obrazovateljnom prostranstve regionov // Tez. dokl. mezhdunar. nauchno-praktich.
konf. - Barnaul, 2012.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 372.8
Nsrykovs N.A., Tikhonenko M.A. FROM THE EXPERIENCE OF PROJECT WORK METHOD USING DURING FOREIGN LАNGUАGE PRАCTICАL TRАINING IN THE HIGH SCHOOL OF SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNАL АFFАIRS OF RUSS^. This article is devoted to the problem of the interactive method in the foreign language training. The main aim of this method is to give the student an opportunity to get knowledge on their's own. During the carrying-out a project the students are learning to search, to collect, to analyze information, to pick out the most interesting one.
Key words: interactive method, foreign language practical training, project, search, collect, analyze, to pick out information, collective project, individual project, skills.
Н.А. Нарыкова, канд. филол. наук, преп. ФГКОУ ВПО Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mаil: nаmаtа@rаmbler.ш;
М.А. Тихоненко, преп. ФГКОУ ВПО Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mаil: tikhonenkomаrinа@gmаil.com
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Статья посвящена интерактивному методу работы над проектом, применяемому на практических занятиях по иностранному языку. Основная цель проекта - предоставление обучающимся возможности получать знания самостоятельно. Во время выполнения проектов обучающиеся учатся искать, анализировать, собирать информацию, отбирать интересный и важный материал.
Ключевые слова: интерактивный метод, практические занятия по иностранному языку, проект, искать, собирать, анализировать, выбирать информацию, коллективный проект, индивидуальный проект, навыки.
В условиях современного времени от выпускников вузов системы МВД требуется новое профессиональное мышление, высокая компетентность, умение самостоятельно принимать решения в критических ситуациях. Развивающемуся обществу нужны современно активные, ответственные сотрудники, понимающие свою важную роль в обществе, честные, патриотичные сотрудники. Практика показывает, что профессиональные и интеллектуальные навыки приобретаются и развиваются человеком в процессе самообразования и обучения. Новые требования определяют новые формы работы в вузах МВД России: активные и интерактивные методы работы.
Одним из интерактивных методов работы является метод проектной работы. Слово «проект» происходит от латинского projectus (брошенный вперед). Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных педагогических технологий Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [1, с. 78].
Главной особенностью метода проектов является возможность приобретать учащимися знаний самостоятельно, что реализует формирование основных компетенций современного полицейского. В процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей, обучающиеся учатся находить, собирать, анализировать информацию. Они приобретают навыки работы в группах, и самое главное - проектная работа способствует развитию навыков творческой деятельности, в ходе которой материал запоминается наилучшим образом. Выполнение проектов в рамках дисциплины «Иностранный язык» часто связано с другими дисциплинами. Такие темы, как «Полиция США, функции и задачи», «Расследование преступлений», «Выявление, предупреждение и пресечение преступлений», «Раскрытие преступлений. Проведение допроса подозреваемых», «Осмотр места происшествия», «Правила дорожного движения» и др., связаны с профессиональной деятельностью будущих сотрудников органов МВД России и такими дисциплинами, как «Криминология», «Организация работы следователя», «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Обучающиеся обращаются за помощью к преподавателям, определяя сами материал, играющий для них и для выбранной темы проекта главную роль. Преподавателю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
В методике преподавания существуют разные классификации проектов. По способу представления проектов их можно разделить на устно-речевой (конференция, дискуссия), видовой (презентация, плакат, газеты, коллажи, фотоальбомы), письменный (дневники, сочинение, книги). По способу выполнения проекты подразделяются на индивидуальные и коллективные. По времени выполнения проекты делятся на минипроекты (в течение одной пары), краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. В зависимости от времени выполнения варьируются этапы работы.
Работа над проектом состоит из следующих этапов:
1. Определение темы проекта. (Тема может быть связана как со страной проживания, так и со страной изучаемого языка, как с проблемами профессионального характера, так и с чисто лингвистическими вопросами. Проблема, предлагаемая преподавателем, ставится так, чтобы привлечь факты из смеж-
ных областей знаний и разнообразных источников информации.) Учебная тема и тема проекта не обязательно должны совпадать.
2. Определение проблемы и цели проекта, обсуждение структуры и плана. Автор проекта сообщает на занятии свою тему, обосновывает ее актуальность, мотивы выбора данной темы. Аргументы излагаются на иностранном языке. Преподаватель одобряет сформулированную тему или советует что-то изменить, четко аргументировав свою точку зрения.
3. Педкоммуникативная тренировка.
4. Сбор информации: работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
5. Работа в группах, обмен информацией, идеями. Деление на группы может носить произвольный характер, например, по месяцу рождения, любимому цвету или времени года и т.д. Такой способ образовании групп вносит разнообразие и элемент игры в монотонное течение занятия, но можно образовывать группы, учитывая психологическую совместимость. А.В. Коны-шева считает, что в микрогруппе должны быть ученики с разным уровнем владения языком, мальчики и девочки [2, с. 117].
6. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки, проводит презентацию и отработку нового материала.
7. Подготовка презентации проекта.
8. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом) и оценка проекта. Данный этап включает в себя контроль усвоения языкового материала и общую оценку проекта, которая касается содержания темы, конечного результата проекта, участия отдельных учащихся.
Рассматривая индивидуальные и коллективные проекты, можно отметить положительные стороны и определенные трудности, связанные с их выполнением. Индивидуальный проект раскрывает полностью творческие способности каждого обучающегося, умение работать самостоятельно, уровень владения изучаемой темой, языковой уровень. К недостаткам индивидуальных проектов относится объем работы, который выполняет один человек.
При выполнении коллективного проекта работа распределяется между участниками команды, в соответствии с их силами, возможностями, языковой подготовкой. Количество идей в группе обычно является большим, чем при решении задачи индивидуально, поэтому результат работы зачастую более интересный. Однако при выполнении коллективных проектов могут возникать разногласия между участниками группы, что тормозит работу, снижает ее качество. Очень важными являются промежуточные отчеты, где свои точки зрения высказывают обязательно все участники. Это помогает выявить эти разногласия. Главное преимущество всех видов проектов - он исключает формальный подход к изучению языка.
Наиболее яркими примерами выполненных проектов могут служить следующие:
Проект: Снимаем фильм.
Этот проект включен в учебный курс в качестве блока обобщения по изучаемой теме «Расследование преступлений». Конечной практической целью проекта является создание фильма по сценарию, написанному учащимися, а обучающими целями - активизация изученной лексики по теме. На проект отводится 5 занятий, в процессе которых создается сценарий фильма, подбирается необходимый реквизит, проводятся репетиции и съемки.
Проект. «Молодежный язык». Изучение молодежного языка происходит на основании словарей молодежного языка, пере-
писки, общения в социальных сетях. Результаты могут быть представлены в форме таблицы, где выбраны существительные, образованные с помощью морфем промежуточной зоны, то есть формантов, которые с одной стороны, являются компонентами композитов, а с другой стороны, к производным суффиксального типа [3, с. 303].
Итак, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют большие возможности решения методических
Библиографический список
задач. Применение проектной методики требует высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал, разработать эффективную систему заданий и упражнений. Е.С. Полат в своей работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» отмечает, что умение пользоваться методом проектов
- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся [4, с. 53].
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: сб. ст. / под ред. Е.С. Полат. - М., 2002.
2. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - СПб., 2005.
3. Нарыкова, Н.А. Критерии выделения морфем промежуточной зоны // Язык. Текст. Дискурс: межвузовский научный альманах. - Ставрополь; Пятигорск, 2004. - Вып. 2.
4. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1.
Bibliography
1. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: sb. st. / pod red. E.S. Polat. - M., 2002.
2. Konihsheva, A.V. Organizaciya samostoyateljnoyj rabotih uchathikhsya po inostrannomu yazihku. - SPb., 2005.
3. Narihkova, N.A. Kriterii vihdeleniya morfem promezhutochnoyj zonih // Yazihk. Tekst. Diskurs: mezhvuzovskiyj nauchnihyj aljmanakh. - Stavropolj; Pyatigorsk, 2004. - Vihp. 2.
4. Polat, E.S. Obuchenie v sotrudnichestve // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2000. - № 1.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 37.013
Petrova N.F. ROLE OF HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL. In article the main groups of health saving educational technologies are considered; the main objectives of the teacher connected with transition to health saving educational technologies are shown; levels of realization of health saving educational technologies in educational process of school are considered.
Key words: teacher; health saving technologies; health saving pedagogics.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрены основные группы здоровьесберегающих образовательных технологий; показаны основные задачи учителя, связанные с переходом на здоровьесберегающие образовательные технологии; рассмотрены уровни реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательном процессе школы.
Ключевые слова: учитель; здоровьесберегающие технологии; здоровьесберегающая педагогика.
Материально-техническая база многих учебных заведений сегодня не позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся. При анализе образовательного процесса современной школы в контексте влияния его на здоровье учащихся, многие авторы склоняются к тому, что условия, созданные для обучения, приводят к ухудшению здоровья практически каждого учащегося. Основные причины этого:
• перегруженность учебных программ и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающая у учащихся переутомление;
• нередко встречающийся недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
• не всегда правильная организация питания учащихся в школе (в том числе необеспеченность детей горячим питанием);
• неспособность многих учителей реализовывать индивидуальный подход к школьникам с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
Для коррекции существующих проблем уже много лет во многих школах активно применяются здоровьесберегающие образовательные технологии, которые можно разделить на три подгруппы:
• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению у учащихся состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников;
• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей [1].
Учитель, переходящий на здоровьесберегающие образовательные технологии, первоначально направлен на решение следующих задач:
• повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
• пересмотр своей методики преподавания с учётом включения в неё элементов здоровьесберегающих образовательных технологий, а затем полностью переход на данные технологии;
• анализ и коррекция используемых педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
• содействие формированию здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.