Научная статья на тему 'Процесс адаптации студентов колледжа физической культуры к условиям учебно-тренировочной деятельности'

Процесс адаптации студентов колледжа физической культуры к условиям учебно-тренировочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
346
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / СБЕРЕГАЮЩАЯ ЗДОРОВЬЕ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Строева И. В., Барауля Н. Е.

Начальный период обучения в колледже физической культуры связан с адаптацией студентов к новым учебным и бытовым условиям. Он сопровождается снижением функциональных показателей и ухудшением состояния здоровья учащихся. Внедрение в учебный процесс комплекса мероприятий медико-биологической, психолого-педагогической и спортивно-тренировочной направленности позволяет ускорить период адаптации студентов, способствует повышению функциональных показателей и снижению уровня заболеваемости студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Строева И. В., Барауля Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс адаптации студентов колледжа физической культуры к условиям учебно-тренировочной деятельности»

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В. СТРОЕВА, Н.Е. БАРАУЛЯ, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Начальный период обучения в колледже физической культуры связан с адаптацией студентов к новым учебным и бытовым условиям. Он сопровождается снижением функциональных показателей и ухудшением состояния здоровья учащихся.

Внедрение в учебный процесс комплекса мероприятий медико-биологической, психологопедагогической и спортивно-тренировочной направленности позволяет ускорить период адаптации студентов, способствует повышению функциональных показателей и снижению уровня заболеваемости студентов.

Abstract

The initial stage of study in college of physical training is connected with adaptation of students to new educational and to conditions of life.

It is accompanied by decrease in functional parameters and deterioration of a state of health of pupils. Introduction in educational process of a complex of actions medical and biologic, psychological and pedagogical, sports a training orientation allows to accelerate the period of adaptation of students, promotes increase of functional parameters and decrease in a level of disease of students.

Ключевые слова: колледж физической культуры, состояние здоровья студентов, сберегающая здоровье среда.

Введение

Основным критерием эффективности учебно-воспитательного процесса в колледже физической культуры служит состояние здоровья студентов, их физическая подготовленность, высокая работоспособность в учебе и труде. Студенты и выпускники колледжей физической культуры, как правило, хорошо физически развиты, закалены, тренированны. Считается, что они обладают хорошим здоровьем, так как понятия «здоровье» и «физическая культура и спорт» неразрывно связаны [2]. Не ставя под сомнение положительное влияние учебы в колледже физкультуры на состояние здоровья и физическую подготовленность студентов, следует отметить, что данный вопрос требует углубленного изучения.

Начало обучения в средних учебных заведениях связано с периодом адаптации у студентов, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной перестройкой психических и физиологических состояний [1, 4, 6]. Наличие адаптационного периода к условиям обучения определяет необходимость мониторинга состояния здоровья, физического развития, функциональной и физической подготовленности студентов с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Цель исследования

Теоретически разработать и экспериментально обосновать комплекс мероприятий по созданию здоровьесберегающей среды в колледже физической культуры, направленного на ускорение периода адаптации студентов первого курса к условиям обучения, сохранение и укрепление здоровья.

Методика исследования

Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент, который состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего.

В процессе констатирующего эксперимента проводились исследования морфофункциональных показателей, уровня физической подготовленности и заболеваемости студентов за период обучения в колледже физической культуры. Результаты констатирующего педагогического эксперимента и педагогических наблюдений позволили получить информацию о динамике исследуемых показателей, обнаружить наличие сложного адаптационного периода у студентов, выявить недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в колледже и подтвердили актуальность разработки и реализации мероприятий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды в колледже физической культуры.

щс

Программа создания здоровьесберегающей среды состояла из комплекса мероприятий, которые были полностью реализованы в работе со студентами экспериментальной группы; со студентами контрольной группы проводилась часть предлагаемых мероприятий, ранее внедренных в учебно-воспитательный процесс колледжа.

Для экспериментального обоснования эффективности разработанной программы был организован формирующий педагогический эксперимент, проводившийся в течение одного учебного года. В эксперименте принимали участие 72 юноши и 29 девушек, обучающихся на первом курсе Брянского колледжа физической культуры. Эффективность разработанной программы определялась на основании анализа динамики морфофункционального состояния организма занимающихся, уровня их общей и специальной физической подготовленности, психологического состояния и уровня заболеваемости.

Основные результаты исследования

Результаты эксперимента показали, что у большей части студентов, обучающихся в колледже физической культуры, не завершены ростовые процессы и продолжается формирование физиологических систем организма. В течение первого семестра обучения происходит незначительное увеличение средних значений морфологических и функциональных показателей.

Анализ индивидуальных значений изучаемых характеристик показал, что на фоне общей положительной динамики у 30-35% студентов существуют проблемы, связанные с периодом адаптации к новым условиям жизни, проявляющиеся в виде снижения функциональных показателей и уровня физической подготовленности. Отрицательная динамика отмечена в показателях жизненной емкости легких, индекса Гарвардского степ-теста, уровня функционального состояния, проб Штанге и Генчи.

Уровень физической подготовленности студентов повышается, однако минимальные темпы прироста результатов контрольных упражнений наблюдаются в течение первого семестра. На первом курсе у студентов колледжа наблюдается большое количество заболеваний, причем сами студенты отмечают, что количество заболеваний увеличилось по сравнению с периодом обучения в общеобразовательной школе.

В научно-методической литературе приводятся факты снижения уровня физической подготовленности у студентов нефизкультурных учебных заведений в период обучения, однако эти факты связываются с недостаточной двигательной активностью студентов [3, 5]. У учащихся колледжа физической культуры нет недостатка в занятиях физическими упражнениями, поэтому имеющий место регресс функциональных показателей и уровня физической подготовленности

можно объяснить напряженным периодом адаптации студентов к новым учебным и жилищно-бытовым условиям. Особенно напряженным адаптационный период является у иногородних студентов, чей образ жизни заметно изменяется при поступлении в колледж.

Следовательно, для студентов-первокурсников существует необходимость создания здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать улучшению состояния здоровья, увеличению функциональных показателей и росту спортивных результатов учащихся.

Проведенные исследования позволили разработать программу мероприятий в качестве главного пути решения проблем, связанных с сохранением здорового образа жизни будущих тренеров и педагогов. Программа направлена на создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья студентов, пропаганду здорового образа жизни, предупреждение возникновения заболеваний, профилактику вредных привычек.

Программа создания здоровьесберегающей среды включает:

- мероприятия медико-биологического блока: комплексную оценка состояния здоровья, функционального состояния студентов; цикл классных часов по проблемам здоровья и здорового образа жизни и профилактике вредных привычек; организацию фитнес-клуба и восстановительного центра; проведение комплексной витаминотерапии; контроль санитарногигиенического состояния учебного процесса;

- мероприятия психолого-педагогического блока: систематическое анкетирование и психологическое тестирование студентов, наблюдение процесса адаптации к условиям обучения в колледже; проведение групповых психологических тренингов, направленных на адаптацию студентов первого курса к новым учебным, тренировочным и жилищно-бытовым условиям; индивидуальные консультации психолога; оптимизация расписания учебных и тренировочных занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; цикл классных часов по профилактике правонарушений; проведение мероприятий, направленных на формирование благоприятного микроклимата в коллективе;

- мероприятия спортивно-педагогического блока: доведение до сведения тренеров информации о результатах медицинского осмотра и психологического тестирования студентов первого курса; индивидуализацию физической нагрузки в зависимости от состояния здоровья студентов и уровня физической подготовленности; систематический педагогический контроль уровня общей и специальной физической подготовленности студентов; использование в учебно-тренировочных занятиях инновационных методов тренировки; использование тренажеров, развивающих основные физические показатели; привлечение студен-

отр

тов к занятиям дополнительными видами физкультурно-спортивной деятельности в секциях; разработку и внедрение в учебно-тренировочный процесс индивидуальных домашних заданий по физической подготовке в период сессии и каникул; использование в тренировочных занятиях комплексов специальных упражнений, направленных на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата; использование восстановительных мероприятий;

- мероприятия научно-методического блока: привлечение студентов к работе в научно-исследовательском центре, выполнение курсовых работ по тематике здорового образа жизни; развитие научно-исследовательской инновационной деятельности студентов и преподавателей (написание научных статей, научнометодических пособий, рекомендаций); проведение научно-методических семинаров преподавателей и студентов; мониторинг научных исследований и методических технологий, связанных с охраной здоровья в учебных заведениях; использование в работе преподавателей здоровьесберегающих технологий;

- мероприятия, обеспечивающие материально-техническое и финансовое обеспечение программы: формирование системы спонсорского финансирования для реализации программы по охране здоровьесберегающей среды в учебном заведении; оснащение кабинетов техническими средствами обучения; финансирование различных секций по оздоровлению организма, физкультурно-спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий; разработку, тиражирование и распространение методических, дидактических пособий для студентов и преподавателей; ремонт учебных помещений и благоустройство окружающего жизненного пространства студентов.

Эффективность предлагаемой программы была проверена в ходе формирующего педагогического эксперимента. Реализация предлагаемого комплекса мероприятий в колледже физической культуры способ-

ствовала улучшению функционального состояния студентов. В экспериментальной группе у достоверно большего количества юношей произошло увеличение жизненной емкости легких, силы кисти, длительности задержки дыхания на вдохе, уровня функционального состояния (р <0,05). У студентов экспериментальной группы в течение первого года обучения выявлено достоверное улучшение результатов в прыжке в длину с места, в беге на 1000 м, количестве прыжков через скакалку, количестве подтягиваний (р <0,05), в то время как у студентов контрольной группы прирост результатов тестов не был статистически достоверным.

Психологическое тестирование показало, что по окончании первого курса в экспериментальной группе достоверно увеличилось количество студентов с положительной оценкой ситуации в колледже, положения в семье, с низким уровнем тревожности (р <0,05).

Комплекс здоровьесберегающих мероприятий способствовал уменьшению заболеваемости студентов. У юношей экспериментальной группы в течение первого года обучения в колледже наблюдалось достоверно меньшее количество острых респираторно-вирусных заболеваний (р <0,01) и травм (р <0,05) по сравнению с юношами контрольной группы.

Таким образом, реализация программы здоровьесберегающих мероприятий в колледже физической культуры позволяет обеспечить: создание благоприятной среды для обучения, способствующей сохранению и развитию здоровья физического, психического, социального и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого студента и преподавателя. Предлагаемая программа имеет прикладную направленность, и ее реализация позволяет повысить функциональные показатели студентов колледжа физической культуры, снизить уровень заболеваемости и уменьшить негативные явления, связанные с адаптационным периодом обучения.

Литература

1. Бальсевич В.К. Воспитание физической культуры личности - основа здорового стиля жизни человека в XXI веке // Спорт и здоровье: Материалы Первого междунар. науч. конгресса. - СПб.: Олимп-СПб, 2003.- С. 179-181.

2. Виленский М.Я., Шебалина О.Л. Общепедагогическая подготовка учителя физической культуры: сущность, содержание, структура // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 2. - С. 3-5.

3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 72 с.

4. Лейфа А.В. Система физической активности и здоровьесберегающих средств как фактор достижения

оптимального уровня профессиональной готовности студентов высших учебных заведений: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: РГУФК, 2005. - 48 с.

5. Лотоненко А.В., Лубышева Л.И., Щербаков В.И. Физическая культура, оздоровительные технологии и экологическое образование студентов в XXI веке: Учеб. программа с метод. материалами. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 120 с.

6. Суханов В.М. Педагогическая технология применения психофизической тренировки при нарушении адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - 18 с.

щс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.