Научная статья на тему 'Здоровье студентов как социально-педагогическая задача вузовского образования'

Здоровье студентов как социально-педагогическая задача вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
407
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / UNIVERSITY HEALTH-SAVING ACTIVITIES / МОНИТОРИНГ / MONITORING / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шутюк Любовь Николаевна

В настоящее время отсутствует большинство реальных социальных и экономических возможностей, способных повлиять на причины снижения качества здоровья преподавателей и студентов высшей школы. Определение здоровья студента является целостным многомерным понятием и должно рассматриваться как социально-педагогическая задача вуза. Здоровьесберегающая технология будет способствовать росту профессиональной работоспособности, приобретению необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для современной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' HEALTH AS A SOCIO-PEDAGOGICAL TASK OF HIGHER EDUCATION

Now there are no real social and economic conditions that can have an adverse effect on the health quality of higher school teachers and students. Definition of student's health is a holistic, multidimensional concept and should be considered as a socio-pedagogical task of the University. A health-saving technology will contribute to the growth of professional working efficiency; develop necessary resource physical and functional abilities of an organism for modern adaptation to quickly changing conditions of industrial and external environment.

Текст научной работы на тему «Здоровье студентов как социально-педагогическая задача вузовского образования»

УДК (075.8) 371

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Л.Н. Шутюк1

Филиал Иркутского национального исследовательского технического университета, 665470, Россия, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65.

В настоящее время отсутствует большинство реальных социальных и экономических возможностей, способных повлиять на причины снижения качества здоровья преподавателей и студентов высшей школы. Определение здоровья студента является целостным многомерным понятием и должно рассматриваться как социально-педагогическая задача вуза. Здоровьесберегающая технология будет способствовать росту профессиональной работоспособности, приобретению необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для современной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды. Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность вуза; мониторинг; адаптация; состояние здоровья; физическая культура.

STUDENTS' HEALTH AS A SOCIO-PEDAGOGICAL TASK OF HIGHER EDUCATION L.N. Shutyuk

Branch of Irkutsk National Research Technical University, 65 Mendeleev St., Usolie-Sibirskoye, Irkutsk region, 665470, Russia.

Now there are no real social and economic conditions that can have an adverse effect on the health quality of higher school teachers and students. Definition of student's health is a holistic, multidimensional concept and should be considered as a socio-pedagogical task of the University. A health-saving technology will contribute to the growth of professional working efficiency; develop necessary resource physical and functional abilities of an organism for modern adaptation to quickly changing conditions of industrial and external environment.

Keywords: university health-saving activities; monitoring; adaptation; health condition; physical education.

По мнению ряда авторов, современной российской высшей школе необходима целостная концепция здоровьесберегающего образования. В концепции процесс сохранения и укрепления здоровья должен рассматриваться в двух направлениях: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условии благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в реализации внутренних ресурсов, связанных с осознанием ответственности человека за целостность своего бытия (здоровья). И в том и в другом случае речь идет о формировании здоровья в определенных социокультурных условиях, ведь здоровье человека в первую очередь зависит от условий и образа жизни, которые в большей степени носят персонифицированный характер и определяются историческими, национальными, семейными традициями и личностными наклонностями.

В связи с этим особую значимость приобретает разработка автоматизированной системы мониторинга физического здоровья по отслеживанию развития навыков здоровьесберегающей деятельности студентов, а также способов ее диагностирования в течение всего периода обучения в вузе, что позволяет существенно оптимизировать процесс экспертизы здоро-вьесберегающей деятельности в высшем учебном

заведении.

Реализация моделей автоматизированной системы мониторинга физического здоровья студентов и преподавателей позволит осуществлять профилактическую и коррекционно-развивающую работу со всеми участниками образовательного процесса, направленную на выработку ценностного отношения к здоро-вьесберегающей деятельности и конкретных прикладных знаний и умений в ведении здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая деятельность в вузе должна быть основана на системном подходе, предполагающем участие в ней всех представителей учебно-воспитательного процесса; направлена на физио-социальную адаптацию студентов посредством специально разработанного плана учебно-воспитательной работы, а также методов, средств ее реализации.

Механизм, представленный развитием адаптационного потенциала организма студентов, т.е. их физиологического ресурса, возможен в совокупности средств и методов физического воспитания в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура», внеаудиторной и самостоятельной работы студентов. Причем развитие адаптационного ресурса организма студентов в процессе обучения в вузе необходимо начинать в период изучения дисциплины «Физическая

1Шутюк Любовь Николаевна, начальник отдела по методической работе и качеству подготовки выпускников, тел.: 89501157027, e-mail: [email protected]

Shutyuk Lyubov, Head of the Department for Methodology and Quality of Graduates Training, tel.: 89501157027, e-mail: [email protected]

культура», делая акцент на выработке самостоятельных умений в области здоровьесбережения и устойчивой потребности в ведении здорового образа жизни.

В процессе социальной адаптации (как механизме реализации здоровьесбережения) происходит развитие потребности в здоровом образе жизни, выделение ценности здоровья как личностно значимой для студентов. При формировании ценностно-смысловой сферы студентов в направлении здоровьесбережения каждое образовательное учреждение обязано ввести в учебный план дисциплину или комплекс психолого-педагогических курсов, тренингов сообразно специфике студенческого коллектива, региона, национальных традиций и т.п., направленных на развитие, коррекцию и адаптацию ценностного отношения к здоровью у студентов.

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для вузов, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов-первокурсников [8].

Наряду с высоким адаптационным потенциалом к комплексу факторов социального и природного окружения присоединяется высокий риск нарушения здоровья [1]. Как заинтересованная сторона вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого контингента. Правильно организованный процесс физического воспитания студентов - общепризнанный и неоспоримый способ укрепления здоровья [9].

Построение учебно-образовательного процесса с использованием личностно-ориентированного выбора спортивной деятельности способствует реализации основных задач физического воспитания в вузе [2]. Вместе с тем проблема индивидуально-дифференцированного похода в физкультурно-образовательном процессе до сих пор остается актуальной. Оптимизация состояния здоровья тесно связана с процессом адаптации, который определяется функциональными резервами организма конкретного индивида [10]. В качестве лимитирующей характеристики функционального состояния может выступать «цена» приспособительных реакций организма к физическим нагрузкам, которая в значительной мере будет зависеть от специфики направленности учебно-тренировочного процесса [8]. В этой связи все большую актуальность приобретают вопросы прогнозирования функциональных возможностей организма, позволяющие решать задачи отбора, допуска к оздоровительным занятиям, планирования объема двигательной нагрузки, самоконтроля в физическом совершенствовании.

Для оптимизации содержания двигательной нагрузки необходимо использовать знания об особенностях индивидуального морфофункционального и психологического статуса обучающегося. Такой индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания будет способствовать эффективному развитию физических качеств и позволит достичь высокой всесторонней работоспособности [7].

В настоящее время успешная реализация задачи по сохранению здоровья студентов не представляется возможной без использования новых методов оценки их физического и функционального состояния.

Современные условия жизнедеятельности студенческой молодежи непрерывно меняются. Результаты ряда исследований свидетельствуют о необходимости пересмотра норм отдельных показателей физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов [6].

Результаты оценки динамики функционального состояния организма и степени напряжения регуля-торных систем, психофизиологических реакций убедительно доказывают, что факторы учебной деятельности оказывают специфическое влияние на функционирование центральной нервной системы (ЦНС), вегетативный гомеостаз и определяются индивидуальными физиологическими особенностями студентов. Процесс адаптации к учебной деятельности осуществляется на основе формирования функциональной системы с участием многих интегральных компонентов, в том числе специфических - сенсорного, моторного, интеллектуального. А так же - уровня активации ЦНС, эмоционального тонуса, вегетативного обеспечения [12].

«Физиологическая стоимость» учебной деятельности может выступать критерием прогнозирования успешности профессионального обучения, а соотношение стресс-лимитирующих и стресс-реализующих механизмов адаптации можно использовать для целенаправленного управления функциональным состоянием организма.

Параметризация неспецифических адаптивных механизмов в ходе профессиональной подготовки позволяет оценить не только эффективность формируемой адаптации, но и прогнозировать ее кратковременные и долговременные последствия [3].

Основной результат целенаправленной деятельности студентов - успешное обучение - достигается лицами с разной выраженностью личностных свойств путем мобилизации различных компонентов индивидуальных характеристик, что указывает на наличие взаимосвязи успешности учебной деятельности студентов с их индивидуально-типологическими характеристиками [5].

Проблема изучения отрицательных эмоциональных состояний студентов является важной в связи со значительной ролью отрицательных эмоций в механизме развития многих заболеваний человека. Анализ вегетативных реакций человека в состоянии эмоционального напряжения сложен по причине высокой степени индивидуальности эмоциональных реакций различных людей в ответ на один и тот же стимул.

Состояние студентов перед экзаменом, несомненно, можно рассматривать как стресс. Система кровообращения отличается высокой реактивностью и играет первостепенную роль в адаптационных перестройках функционального состояния организма. Это определяет ее практически немедленное вовлечение в стрессовые реакции. В настоящее время одним из эффективных методов адекватной оценки параметров сердечной деятельности и изучения деятельности

вегетативной нервной системы является метод математического анализа вариабельности сердечного ритма.

По данным ряда исследователей, в период экзаменационной сессии у студентов регистрируются значительные изменения параметров функционирования сердечно-сосудистой системы и показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР) [4].

Повышение адаптивных резервов организма студентов возможно через реализацию внеучебной деятельности студентов, которая должна обеспечивать широкий и свободный выбор ее форм и видов, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации.

В связи с риском возникновения хронической патологии у студентов учреждений высшего и среднего образования в зависимости от выраженности социальных факторов необходима разработка научно обоснованных приоритетных направлений в охране здоровья студенчества и комплекса организационных мероприятий по формированию здоровьесберегаю-щей деятельности вуза. Единой методологии в области здоровьесбережения и оценки здоровья студентов и преподавателей до настоящего времени не разработано.

Выход на систему мониторинга физического здоровья по отслеживанию развития навыков здоро-вьесберегающей деятельности вуза позволит провести оценку текущего состояния, осуществить прогноз на перспективу и принять решения по укреплению здоровья как студентов, так и преподавателей.

Состояние здоровья молодежи давно вызывает опасения общества за будущее страны, так как большинство молодых людей уже к двадцати годам приобретают массу хронических заболеваний; здоровых детей практически не рождается; смертность в нашей стране опережает рождаемость. Будущее нашей страны зависит и оттого, какие ценностные ориентации студентов будут занимать приоритетные позиции; одним из направлений в личностной ориентации яв-

ляется здоровьесберегающая деятельность вуза в здоровом образе жизни студентов.

Годы обучения студентов в вузе - важный этап становления будущих специалистов. Именно в этот период в значительной мере раскрываются их способности, совершенствуется интеллект, расширяется круг познаний. Система образования вуза направлена на то, чтобы в последующие годы молодые люди, окончившие вуз, продолжали постоянно самосовершенствоваться. Это касается и аспектов физического воспитания. Важным средством на пути к самосовершенствованию является сформированная в студенческие годы потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в здоровом образе жизни.

Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни необходимо для того, чтобы будущий специалист еще в студенческие годы пришел к осознанию значимости ведения здорового образа жизни. Стал не только профессионалом в своей области знаний, но и специалистом, который бы обладал разного рода умениями и навыками восстановления организма после напряженной работы [11].

Целевой установкой образования в области охраны здоровья студентов и преподавателей филиала ИРНИТУ является создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, формированию потребности в физическом, психическом и нравственном самосовершенствовании. Формированию ответственности за свое здоровье у студентов помогает воспитательный процесс, который рассматривают в филиале как одну из важнейших задач. Начало ее реализации было положено с обследования студентов 1 курса в Центре здоровья (октябрь 2014 г.).

Результаты обследования студентов филиала ИРНИТУ (г. Усолье-Сибирское) в Центре здоровья: гр. УТЭбп - 14 (13 студентов), гр. УЭТб - 14 (10 студентов), гр. УХТбп - 14 (10 студентов), студенты старших курсов - 3 (итого 36 студентов) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ обследования студентов филиала ИРНИТУ_

Показатель Результаты, число студентов, %

Гиподинамия 23 (64%)

Курение 16 (44%)

Ожирение 1-й степени 1(3%)

Гипертрофия левых отделов сердца 7 (19%)

Повышенная частота сердечных сокращений (ЧСС) 14 (39%)

Пониженная жизненная емкость легких (ЖЕЛ) 1(3%)

Дефицит веса 7 (19%)

Умеренная обструкция (легкие) 1(3%)

Нарушение кровотока в нижних конечностях (варикоз) 5 (14%)

Респираторные нарушения 10 (28%)

Изменение ЭКГ 1(3%)

Повышенный вес 3 (8%)

Повышенное артериальное давление (АД) 5 (14%)

Гипоксия миокарда 1(3%)

Данные результатов обследования указывают на отрицательную динамику состояния здоровья студентов. А, как известно, к третьему - пятому курсам обучения в вузе уровень физического состояния студентов значительно снижается. Это еще раз подтверждает необходимость проведения мониторинга физического здоровья студентов: развитие здоровьеформи-рующих и здоровьесберегающих технологий в филиале.

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) в образовании - это система мер по формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов образова-

тельного процесса. Она состоит из методов, приемов, способов решения задач здоровьесбережения.

В филиале ИРНИТУ применяются различные здо-ровьесберегающие технологии: физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые, медико-профилактические, санитарно-гигиенические, лечебно-реабилитационные. Для изучения технологий было проведено индивидуальное анкетирование студентов филиала. Анкета состояла из вопросов, отражающих основные характеристики процесса формирования и сохранения здоровья (табл. 2).

Курс Студенты,чел.

1 39

2 20

3 27

4 13

5 20

Итого: 119

Общее число студентов, обучающихся на дневном отделении 142

Параметры Показатели

курс 1 2 3 4 5 общие данные

спортивные секции до вуза: студенты, чел.

нет 15 (38%) 7 (35%) 17 (63%) 12 (92%) 17 (85%) 68 (57%)

да 24 (62%) 13 (65%) 10 (37%) 1 (8%) 3 (15%) 51 (43%)

вид спорта:

волейбол 5 5 5 - - 15

футбол 2 1 2 - 3 8

тяжелая атлетика 1 - - - - 1

баскетбол 2 2 2 - - 6

легкая атлетика 3 - 1 - - 4

дзюдо 2 2 - - - 4

теннис 2 1 - - - 3

велосипедный спорт 1 - - - - 1

рукопашный бой 1 2 - 1 - 4

бокс, тайский бокс 5 - - - - 5

итого 51

квалификация, спортивный разряд:

1 2 1 - - - 3

2 2 1 - - - 3

3 1 - - - - 1

кандидат в мастера спорта (КМС) 1 - - - - 1

мастер спорта (МС) - - - - - -

итого 8

занятия спортом до вуза:

нет 18 (46%) 8 (40%) 20 (74%) 10 (76%) 17 (85%) 73 (61 %)

да 21 (54%) 12 (60%) 7 (26%) 3 (24%) 3 (15%) 46 (39%)

вид спорта:

волейбол 6 5 2 1 - 14

футбол 4 - 5 - 3 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

баскетбол 1 2 - - - 3

легкая атлетика 1 - - - - 1

бокс 2 - - - - 2

хоккей 1 - - - - 1

теннис 1 1 - - - 2

велосипедный спорт 1 - - - - 1

Таблица 2

Сводная таблица результатов анкетирования по здоровьесберегающим технологиям

(октябрь - ноябрь 2014 г.)

плавание 1 - - - - 1

фитнес, тренажерный зал 3 4 - 2 - 9

итого 46

спортивные секции в вузе:

нет 35 (90%) 2 (10%) 23 (85%) 12 (92%) 12 (60%) 84 (71 %)

да 4 (10%) 18 (90%) 4 (15%) 1 (8%) 8 (40%) 35 (29%)

вид спорта:

волейбол 3 10 2 1 3 18

баскетбол 1 8 1 - 3 13

легкая атлетика 1 - 1 - 2 4

итого 35

квалификация, спортивный разряд:

1 - - - - - -

2 - - - - - -

3 - - - - - -

кандидат в мастера спорта (КМС) - - - - - -

мастер спорта (МС) - - - - - -

посещение в вузе лекций по проф рилактике:

наркомании 33 27 24 13 20 117

ВИЧ 33 27 24 13 20 117

алкоголизации 33 27 24 13 20 117

табакокурения 33 27 24 13 20 117

по планированию семьи 1 27 24 13 20 85

лечение в больнице:

возраст 10 лет 12 лет 15 лет 17 лет 22 года

диагноз - воспаление лимфоузлов - операция на глаза; - аппендицит; - хронический гастрит - фурункулез - ларингит; - аппендицит; - бронхит - пиелонефрит

посещение реабилитационных центров: студенты, чел.

нет 33 (85%) 18 (90%) 25 (93%) 12 (92%) 16 (80%) 104(87%)

да 1 (15%) 2 (10%) 2 (7%) 1 (8%) 4 (20%) 10 (13%)

проведение санаторно-курортного лечения:

нет 30 (77%) 10 (50%) 20 (75%) 10 (78%) 5 (25%) 75 (63%)

да 9 (23%) 10 (50%) 7 (25%) 3 (22%) 15 (75%) 44 (37%)

посещение спортивно-оздоровительных лагерей:

нет 24 (62%) 4 (20%) 19 (71%) 9 (70%) 12 (60%) 68 (57%)

да 15 (38%) 16 (80%) 8 (29%) 4 (30%) 8 (40%) 51 (43%)

выполнение ежедневной физкультурной зарядки:

нет 20 (51 %) 10 (50%) 23 (86%) 11 (85%) 14 (70%) 78 (66%)

да 19 (49%) 10 (50%) 4 (14%) 2 (15%) 6 (30%) 41 (34%)

прием витаминов (не менее 1-го курса в год):

нет 21 (54%) 4 (20%) 18 (67%) 12 (92%) 18 (90%) 73 (61 %)

да 18 (46%) 16 (80%) 9 (33%) 1 (8%) 2 (10%) 46 (39%)

употребление в пищу кисломолочных продуктов:

нет 5 (13%) 1 (5%) 2 (8%) - - 8 (7%)

да 34 (87%) 19 (95%) 25 (92%) 13(100%) 20(100%) 111(93%)

проведение медосмотра в вузе:

нет 10 (26%) 17 (85%) 7 (26%) 4 (30%) 4 (20%) 42 (35%)

да 29 (74%) 3 (15%) 20 (74%) 9 (70%) 16 (80%) 77 (65%)

жилищные условия до обучения:

своя квартира 5 (13%) 13 (65%) 5 (18%) 2 (15%) 3 (15%) 28 (24%)

квартира родителей 31 (79%) 2 (10%) 20 (74%) 7 (55%) 13 (65%) 73 61 %)

общежитие - 2 (10%) 2 (8%) 4 (30%) 4 (20%) 12 (10%)

снимаю квартиру 2 (5%) 3 (15%) - - - 5 (4%)

живу у родственников 1 (3%) - - - - 1 (1 %)

служебная квартира - - - - - -

жилищные условия в период обучения:

своя квартира 5 (13%) 14 (70%) 5 (18%) 2 (15%) 6 (30%) 32 (27%)

квартира родителей 28 (71 %) 2 (10%) 12 (44%) 7 (55%) 9 (45%) 58 (49%)

общежитие 1 (3%) 4 (20%) 8 (30%) 4 (30%) 5 (25%) 22 (18%)

снимаю квартиру 4 (10%) - 2 (8%) - - 6 (5%)

живу у родственников 1 (3%) - - - - 1 (1 %)

служебная квартира - - - - - -

Режим дня

средняя продолжительность сна:

7-9 часов 29 (74%) 12 (60%) 4 (14%) 10 (76%) 15 (75%) 70 (59%)

менее 7 часов 8 (21 %) 5 (25%) 20 (74%) 1 (8%) 2 (10%) 36 (30%)

более 9 часов 2 (5%) 3 (15%) 3 (12%) 2 (16%) 3 (15%) 13 (11%)

средняя продолжительность работы за компьютером:

3-4 часа 15 (38%) 15 (75%) 2 (7%) 3 (22%) 4 (20%) 39 (33%)

менее 3 часов 19 (49%) 2 (10%) 5 (18%) 1 (8%) 3 (15%) 30 (25%)

более 4 часов 5 (13%) 3 (15%) 20 (75%) 9 (70%) 13 (65%) 50 (42%)

пребывание на свежем воздухе:

2-3 часа 20 (51 %) 2 (10%) 12 (45%) 2 (15%) 5 (25%) 41 (34%)

менее 2 часов 5 (13%) 14 (70%) 10 (37%) 9 (70%) 6 (30%) 44 (37%)

более 3 часов 14 (36%) 4 (20%) 5 (18%) 2 (15%) 9 (45%) 34 (29%)

средняя продолжительность внеучебных занятий:

3-4 часа 12 (30%) 2 (10%) 10 (51%) 3 (22%) 11 (55%) 38 (32%)

менее 3 часов 26 (67%) 13 (65%) 8 (30%) 1 (8%) 7 (35%) 55 (46%)

более 4 часов 1 (3%) 5 (25%) 9 (33%) 9 (70%) 2 (10%) 26 (22%)

имеется ли прививка:

да итого нет итого

от гепатита ) о ™ ÜL 17 (85%) 10 (37%) )% СО 00 (7 17 (85%) 67 (56%) )% 81 (2 )% со ю 17 (63%) 10 (22%) )% 35 41 (34%)

от гриппа 19 (49%) 20 (100%) 27 (100%) 13 (100%) 11 (55%) 90 (76%) )% 93 (2 1 - 1 )% 95 (4 18 (15%)

от клещевого энцефалита 17 (44%) )% СО ю )% 32 )% со СМ (2 )% 35 29 (24%) ) 6% 1 1(4 17 (85%) 24 (15%) 10 (78%) 17 (85%) 00 Е.

После проведения анализа данных анкеты по здо-ровьесберегающим технологиям мы смогли сделать выводы по следующим направлениям:

Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые технологии

Количество участия студентов в спортивных секциях филиала закономерно увеличивается и число обучающихся со средним уровнем показателя по спортивным секциям тоже возрастает, однако данные в графе квалификация, спортивный разряд оказались в отрицательном показателе.

Это говорит о том, что оценку исходного уровня физических и двигательных кондиций студентов нужно корректировать, и в построение учебного и учебно-тренировочного процессов ввести поправки. По данному направлению можно провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса дисциплины «Физическая культура». Можно рекомендовать проведение сравнительной характеристики физического здоровья у различных групп студентов.

Санитарно-гигиенические технологии Полномасштабную систему сохранения и укрепления здоровья студентов не представляется возможности реализовать, так как существует проблема создания инновационных организационных структур. Однако, используя анализ сравнения нашей анкеты, можно сказать, что в филиале существуют положи-

тельные результаты деятельности санитарно-гигиенических технологий. Данное утверждение подкрепляется теми фактами, что большинство студентов филиала - это горожане, которые проживают в домашних условиях. В вузе работает хорошая столовая, что позволяет организовать правильный режим питания. Годы студенчества совпадают с периодом установления взаимоотношений между преподавателями и студентами, приобретения социального опыта и ответственности за принятие решений. Это подтверждается ответами наших студентов. В филиале - атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, адаптированной образовательной среды. Проводятся мероприятия по профилактике вредных привычек (СПИД, алкоголизм), медицинские осмотры, лекции, мультимедийные мероприятия. В учебном заведении есть теннисный стол, который позволяет студентам в свободное время заниматься двигательной активностью. Хочется отметить данные из анкеты о высоком проценте вакцинации наших студентов против гепатита, гриппа, энцефалитного клеща, а также охват профилактическими флюорографическими осмотрами. Филиал имеет договор с Центром здоровья в г. Усолье-Сибирском. Его работники проводят хорошие и грамотные мероприятия со студентами, начиная с первого курса. Всего 6% студентов филиала снимают квартиру; 18% студентов проживают в общежитии филиала, где имеются хорошие бытовые условия (кухни,

душевые комнаты, гладильные и т.д.).

Лечебно-реабилитационные технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы исследовали нормативно-правовую базу здоровья студентов филиала в г. Усолье-Сибирском. Нужно отметить, что этим вопросом подробно занимается Центр здоровьесберегающих технологий университета. Мы являемся полноправными членами этого центра. В филиале хорошо поставлена работа студенческого профсоюзного комитета. На основании вышеизложенного можно констатировать:

- Студенты филиала имеют возможность ежегодно в летние каникулы бесплатно поддерживать свое здоровье в санатории-профилактории «Политехник»; студенты-сироты могут бесплатно пролечиться в санаториях на Черном море.

- Студенты, обучающиеся в филиале, могут воспользоваться возможностью посетить реабилитационные центры, пролечиться в стационаре за счет профсоюзного комитета. Все это дает положительные результаты, которые были отмечены в данной анкете.

- Девушки, которые обучаются в вузе и готовятся стать мамами, имеют особое к себе внимание; в этот период с ними работают врачи. Девушки проходят медицинское обследование.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирую-щие технологии

Это направление включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание студентов филиала: проводятся тематические вечера, поэтические конкурсы, фестивали, выставки,

акции, тренинги и т.д.

В настоящее время в университете и филиале работает программа «Охрана здоровья студентов в ИрГТУ на 2010-2015 годы». По программе проводятся специальные исследования, которые показывают, что полноценное использование специализированных знаний возможны только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности и умении создавать комфортный микроклимат для деятельности. Например, на занятиях и мероприятиях, проводимых в филиале, развивают такие качества, как настойчивость, готовность к преодолению трудностей, умение бороться с возникающими неприятными ощущениями усталости и т.п., способствующие формированию положительного отношения человека к физическому труду и вообще ко всякому делу.

В конечном итоге эта технология будет способствовать росту профессиональной работоспособности, приобретению необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для современной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды. Хочется отметить, что современный подход к пониманию здоровья студента строится на суммарной основе. Это означает, что определение здоровья человека является целостным многомерным понятием и рассматриваться должно как социально-педагогическая задача в высших учебных заведениях.

Статья поступила 21.09.2015 г.

Библиографический список

1. Баевский Р.М., Береснева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с.

2. Быков В.С. Биоинфармационные технологии при проблемном, модульном обучении в системе физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 54 с.

3. Валетов М.Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Челябинск, 2006. 95 с.

4. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенностей на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток / Д.А. Дмитриев, А.Д. Дмитриев, Ю.Д. Карпенко, Е.В. Саперова // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 5. С. 89-96.

5. Дегтярев В.П. Состояние здоровья студентов как индикатор качества трудового потенциала // Инновационный форум: материалы круглого стола. Иркутск, 2008. С. 92-97.

6. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Флинта, 1999. 560 с.

7. Кабачкова А.В. Спортивная медицина. Практикум: в 2 ч. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. Ч. 1. 89 с.

8. Казин Э.М., Варич Л.А. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИЦ «Владос», 2000. 192 с.

9. Коваленко В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М.: Полиграф-сервис, 2002. С. 43-66.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

11. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах (паспорт здоровья) / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С. Маслова, Н.С. Мельникова, Э.Г. Шпорин. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

12. Ноздрачёв А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 6. С. 95-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.