Другими словами, сегодня на передний план выходят умения инженера. А технические вузы пока выпускают знающего инженера. Исходя из этого и в соответствии с профессиональным портретом инженера, мы раскрываем профессиональные требования к современному инженеру как специалисту технического профиля:
- знать науки;
- уметь изобретать, проектировать, конструировать, эксплуатировать, внедрять;
- владеть навыками управления производственными процессами; пониманием хода событий в промышленности и на рынке, а также своего места в них, своей ответственности за последствия принимаемых решений; организаторскими и коммуникативными способностями.
Таким образом, профессиональная подготовка будущего инженера предполагает обучение профессии, ведь, по мнению Б. Шоу, профессия - это заговор специалистов против непосвященных.
Библиографический список
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751.
2. Похолков Ю.П. Инженерная мысль в России - полет прерван // Аккредитация в образовании. 2010. № 4. С. 27-29.
3. Иловайский И.В. Новый взгляд на мир техники [Электронный ресурс] // Публикации по ТРИЗ: [сайт]. [2001]. URL: http://triz.natm.ru/articles/ilov01.htm (дата обращения: 06.04.2012).
4. Кукушкин С.Г., Лукьяненко М.В., Чурляева Н.П. Проблема инженерной креативности и перспективы ее решения // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 91-95.
5. Гранатов Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): учебно-метод. Пособие. М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. 575 с.
УДК (075.8) 371
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА
Л.Н.Шутюк1, С.Л.Лесникова2
1Филиал ИрГТУ в г. Усолье-Сибирское,
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65.
2Кемеровский государственный университет,
650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Отмечено, что среда, формирующаяся в образовательных учреждениях, является сложным комплексом физических, химических, биологических и социальных факторов, степень интенсивности и характер влияния которых возрастает вследствие различных отступлений от установленных валеологических, санитарно-гигиенических требований, либо несовершенства некоторых действующих регламентов. Обосновано, что с целью снижения неблагоприятного влияния среды на обучающихся в образовательных учреждениях должна разрабатываться система воспитательных, профилактических мероприятий, направленных на обеспечение комфортных условий, уменьшение напряжения механизмов адаптации, сохранение и укрепление здоровья студентов. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда; здоровьеформирующая среда; воспитывающая образовательная среда; здоровьесберегающие технологии; мониторинг; индикатор.
ON THE INFLUENCE OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF FUTURE HIGHER SCHOOL PROFESSIONALS
L.N. Shutyuk, S.L. Lesnikova
ISTU Branch in Usoliye-Siberian,
65 Mendeleev St., Usoliye Siberian, Irkutsk Region.
Kemerovo State University,
6 Krasnaya St., Kemerovo, 650043.
It is noted that the environment being formed in educational institutions is a complex mix of physical, chemical, biological and social factors, whose degree of intensity and character of influence increase due to various deviations from the established valeological, sanitary requirements or imperfections of some existing regulations. It is proved that in order to reduce adverse impacts of the environment on students, educational institutions should develop a system of educational,
1Шутюк Любовь Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, тел.: (39543) 37424, 89501157027, email: [email protected]
Shutyuk Lyubov, Deputy Director for Studies and Educational work, tel.: (39543) 37424, 89501157027, e-mail: [email protected]
2Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, тел.: (39543) 37424, 89501157027, e-mail: [email protected]
Lesnikova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Interuniversity Department of General and Higher School Pedagogics, tel.: (39543) 37424, 89501157027, e-mail: [email protected]
preventive measures aimed at providing comfortable conditions, reducing stress of adaptation mechanisms, preservation and strengthening of the health of students. 4 sources.
Key words: health saving educational environment; health forming environment; bringing up educational environment; health saving technologies; monitoring; indicator.
В здоровом образе жизни человека, профессиональном долголетии специалиста заинтересованы государство, фирмы, предприятия, организации и он сам. Все названные субъекты сходятся в понимании того, что формирование здорового образа жизни человека происходит в течение всей его жизни, а формирование здорового образа жизни специалиста - на этапе его профессиональной подготовки, то есть в период обучения в вузе.
Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни.
Для студенчества характерны следующие факторы:
а) воздействие комплекса факторов, вызывающих на длительный период обострение приспособительных психических и физиологических механизмов, факторов риска возникновения заболеваний;
б) сочетание условий, благоприятствующих выбору спутника жизни и вступлению в брак;
в) конфликт между социально и материально зависимой ролью и физиологическими потребностями индивида. Совокупность этих факторов обусловливает выделение студентов в отдельную социальную группу при определении медико-социальных приоритетов. Со стороны федеральных, отраслевых, муниципальных и местных служб необходимо планирование целенаправленных мероприятий по оказанию поддержки данной социальной группе.
Состояние здоровья студенчества в основном определяется его образом жизни. Образ жизни и деятельность студентов за последние годы настолько изменились, что компенсаторные механизмы с трудом справляются с повышенной нагрузкой.
Обучение студентов взаимосвязано с их здоровьем: чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Поэтому для сохранения и укрепления здоровья за время обучения необходимо применение целого комплекса мероприятий по охране и укреплению здоровья студентов, включающих:
- мотивацию на здоровый образ жизни;
- врачебный контроль физического состояния студента, своевременное выявление и предупреждение заболеваний;
- распределение студентов по учебным отделениям, в том числе в специальное учебное отделение по группам;
- медицинское обследование, в том числе и методами компьютерной диагностики.
Поступив в вуз, студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а часто и в новой климатической среде. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-физиологический процесс и сопровождается
значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов.
Расходы на подготовку каждого студента в настоящее время резко возросли. Вместе с тем, от 5 до 9% студентов ежегодно прерывают учебу в связи с академической неуспеваемостью, по болезни, по семейным обстоятельствам и др. При высоких темпах научно-технического прогресса проблема здоровья и работоспособности студентов вузов становится все более актуальной.
Учеба всегда связана с эмоциональными стрессами при преодолении трудных учебных ситуаций. Новые условия жизни, новые знакомства, большое количество учебной информации, усиление ритма жизни создают дополнительные нагрузки на интеллектуальную и эмоциональную сферы студентов.
Особые перегрузки испытывают первокурсники. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в непривычные для него условия активной учебной и научной деятельности, что, в конечном счете, определяет деятельность адаптационно-компенсаторных механизмов и адаптации.
В связи с тем, что продуктивность обучения и здоровье студента взаимообусловлены (чем крепче здоровье, тем эффективнее проходит процесс учебы), успешная адаптация студентов к новым условиям обучения в вузе возможна лишь при их ориентировании на ведение здорового образа жизни.
Интенсификация умственного труда, изменение всего социального ритма жизни студентов поставили перед высшей школой задачу радикальной физиологически обоснованной организации режима обучения, позволяющего повышать уровень знаний студентов при оптимальных физиологических затратах, сохранять здоровье и высокую работоспособность.
Работоспособность студентов определяет продуктивность профессиональной подготовки молодых специалистов в соответствии с современными требованиями.
Функциональное состояние нервной системы у студентов непосредственно связано с учебной нагрузкой. Она определяется характером умственной деятельности - сложностью, общим объемом и временем ее выполнения. Продуктивность деятельности (количество выполняемой работы) также зависит от характера деятельности, активности, индивидуально-типологических особенностей и т.д.
Умственный труд студентов обычно протекает при относительно удовлетворительных условиях окружающей среды. Однако ему нередко сопутствуют неблагоприятные факторы, к которым относятся учебно-педагогические, погодные и др.
Учебная нагрузка студента вуза не должна превышать 36 часов в неделю. В действительности же она превышает это время. Суммарная учебная
нагрузка резко увеличивается в зачетный и предэкзаменационный периоды, когда, помимо подготовки к текущим занятиям, студентам приходится готовиться к сдаче очередного зачета или экзамена.
Возрастает нагрузка и в период экзаменационной сессии, когда
46-49% студентов занимаются 8-10 часов в день, а 30% - больше.
Многие авторы, изучая изменения функционального состояния у студентов под воздействием различных видов учебной нагрузки, приходят к выводу, что сохранение работоспособности к концу недели происходит за счет напряжения физиологических функций, увеличения «физиологической цены», которой расплачивается организм за усиленную умственную деятельность.
У большей части студентов отмечается ухудшение различных функциональных показателей в конце осеннего семестра по сравнению с его началом. Это объясняется, прежде всего, утомлением: изменяется возбудимость центральной нервной системы, страдает точность работы, падает скорость ответной реакции.
Экзамены являются трудным и важным этапом обучения, вызывающим у студента значительное нервно-эмоциональное напряжение.
В последние годы расширился круг исследований влияния занятий физической культурой и спортом на физическую и умственную работоспособность студентов вуза. Установлена существенная зависимость между физической работоспособностью и успеваемостью студентов. Сущность ее состоит в том, что систематические занятия физической культурой и спортом вырабатывают способность активного переключения центральной нервной системы с одного вида деятельности на другую, что обеспечивает повышение умственной работоспособности.
Комплексное изучение влияния кратковременных физических нагрузок во время учебных занятий и в период самоподготовки на умственную работоспособность показало, что у студентов, включающих в режим дня утреннюю зарядку, работоспособность значительно выше и более длительное время удерживается на высоком уровне, чем в группе студентов, которые утренней гигиенической гимнастикой не занимались. Вместе с тем, утренняя гигиеническая гимнастика в жизни современного студента является одной из самых распространенных и доступных форм регулярных занятий физической культурой, обеспечивающей тонизирование центральной нервной системы, улучшение деятельности различных органов и систем.
У студентов, занимающихся физической культурой и спортом, повышается способность адаптации организма к факторам окружающей среды. Они меньше болеют, более устойчивы к неблагоприятным внешним воздействиям, психологическим стрессам, лучше переносят умственную и физическую усталость.
Напряженный умственный труд студентов нередко сопровождается ограничением физической активности. Дефицит мышечной деятельности оказывает не-
благоприятное влияние на функциональное состояние организма, способствует снижению умственной работоспособности и, в конечном итоге, оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья студентов.
Среди студентов регистрируется сравнительно высокий уровень лиц, больных гипертонической болезнью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, функциональными расстройствами нервной системы. Наибольшая заболеваемость во всех вузах отмечена среди студентов старших курсов.
Таким образом, перед лечебно-профилактической службой вуза ставится серьезная задача - улучшение оздоровительной работы со студентами «группы риска» (студенты с хроническими заболеваниями, ослабленные).
В целом представленный материал подтверждает необходимость формирования здорового образа жизни будущего специалиста как одного из стратегических направлений его подготовки в вузе. Такая постановка вопроса требует его рассмотрения с другой стороны - со стороны анализа возможностей образовательного процесса вуза, обеспечивающего формирование у студента такого миропонимания и отношения к своей будущей деятельности, которые бы определили его ценностные ориентиры на здоровый образ жизни.
В античной философии (Гиппократ, Пифагор, Демокрит и др.) здоровье понималось как гармоническое единство тела и души, личности и окружающей среды. Современное философское диалектическое мировоззрение (Л.П.Дидуренко, В.П.Лавренко, В.М.Розин и др.) рассматривает здоровье как телесную и духовную гармонию. Главным принципом формирования здоровья определен тезис: упорядочивая и улучшая себя, человек упорядочивает и улучшает мир.
В зарубежной психологии выделяется экзистенциально-гуманистическое направление, провозглашающее гуманистическую модель здоровой личности (А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, Э.Эриксон), в которой здоровье характеризуется как специфический способ ее существования и описывается через понятия «самореализация», «самоактуализация», «рост личности», «стремление к смыслу».
В отечественной педагогике проблема здоровья рассматривалась в работах Н.П.Абаскаловой, Т.Ф.Ак-башева, Ш.А.Амонашвили, Э.Н.Вайнера, Г.К.Зайцева, Э.М.Казина, В.В.Колбанова, В.А.Полякова, С.В.Попова, В.А.Пузынина, А.И.Семенова, Л.Г.Татарниковой, Е.И.Тороховой, З.Тюмасевой, З.И.Чукановой и других ученых. В качестве основной цели педагогики здоровья ученые выделяют «обучение здоровью», воспитание потребности в здоровом образе жизни и системных умений создавать индивидуальные модели здорового образа жизни. Достижение этой цели связано с выбором комплексных образовательных средств:
- интерактивных учебно-оздоровительных технологий, культурно-творческих по своей природе;
- природосообразного образования;
- здоровьесберегающей образовательной среды.
Здоровье становится предметом педагогики, поскольку, как отмечает В.А.Пузынин, формирование здоровья - это особый вид творческой деятельности, имеющий педагогическую направленность. Здесь присутствуют все компоненты педагогической деятельности: обучение, образование, воспитание, формирование умений и навыков, развитие необходимых свойств и качеств. В современной педагогике здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, важнейшая ценность, компонент человеческого счастья, смысл жизни человека, результат самопознания и собственной деятельности человека.
Т.И.Колесникова, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова и другие педагоги выделяют в здоровье человека четыре компонента: физическое, психологическое, социальное и духовное здоровье, которые содержательно отражают основные аспекты бытия человека-личности. В основу данного утверждения положены: философская концепция человека, рассматривающая его в триединстве (тело, душа, дух); антрополого-педагогическое учение о человеке как сложной системе (Б.Г.Ананьев, А.П.Анохин, В.П.Казначеев, П.Ф.Каптерев, К.Д.Ушинский, Р.Штейнер и др.); идея целостного, комплексного рассмотрения человека (В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, П.Ф.Лес-гафт, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, И.П.Павлов и др.).
Определение здоровья дано экспертами Всемирной Организации здравоохранения в ее Уставе: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов».
Согласно обозначенной траектории исследования далее остановимся на следующей структурной единице нашего исследования - здоровьесберегающая образовательная среда.
Среда обитания человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые прямо или косвенно, мгновенно или долговременно могут влиять на жизнь, здоровье и деятельность людей. «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» (Введение к Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН в 1972г.).
Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека. Оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Понятие «образовательная среда высшей школы» в последние десятилетия разрабатывается отечественными и зарубежными учеными и рассматривается авторами с разных позиций.
В последние годы в педагогике изменяются аспекты изучения среды и акцент переносится с адаптивной функции образования (подготовка человека к выполнению определенных ролей в обществе) на развивающую (образование призвано развивать способность принять самого себя и свое бытие), в связи с чем по-
явились новые понятия - адаптивная образовательная среда, развивающая образовательная среда.
Поэтому особый интерес сегодня представляет рассмотрение образовательной среды как пространства для развития личности (С.Д. Дерябо, И.М. Улановская, И.С. Якиманская, В.А. Ясвин и др.).
Понятие «образовательная среда» развивает и конкретизирует понятие «социальная ситуация развития», которое понимается, согласно Л.С. Выготскому (1984), как единственное и неповторимое для студента и преподавателя отношение между ними и окружающей социальной средой. Качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: преподавателей, педагогов, специалистов и других лиц, включаемых в социальной компонент данной среды.
В современных условиях возникла острая потребность поставить процессы обучения, воспитания, развития и управления в образовательном учреждении на рельсы, обеспечивающие эффективность и результативность деятельности с учетом не только наименьшего отрицательного влияния на состояние здоровья всех участников этих процессов, но и гарантирующие его формирование, сохранение и укрепление на основе разработки и внедрения адаптивных систем вузовского управления (Н.А. Заруба, 2001).
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к получению обучающимся знаний, умений и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
Сфера включает системы психолого-педагогического сопровождения и не может быть ограничена рамками преодоления трудностей в обучении.
Она включает решение такой задачи, как создание условий для успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав студенческой молодежи, то есть практически направлена на реализацию комплекса проблем социально-профессиональной адаптации и развития личности.
Таким образом, среда, формирующаяся в образовательных учреждениях, является сложным комплексом физических, химических, биологических и социальных факторов, степень интенсивности и характер влияния которых возрастает вследствие различных отступлений от установленных валеологиче-ских, санитарно-гигиенических требований либо несовершенства некоторых действующих регламентов. С целью снижения неблагоприятного влияния среды на обучающегося в образовательных учреждениях должна разрабатываться система воспитательных, профилактических мероприятий, направленных на обеспечение комфортных условий, уменьшение напряжения механизмов адаптации, сохранение и укрепление здоровья студентов.
Библиографический список
1. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслов Е.С., Мельникова Н.С., Шпорин Э.Г. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья». Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.
2. Апанасенко Г.Л. Так можно ли измерить здоровье // Советский спорт. 1987. 17 мая. О 2.
Киев:
3. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. Знание, 1989. 85 с.
4. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: учебное пособие. СПб.: СПбГУИТМО, 2005. 124 с.
УДК 4Р
КОНЦЕПТ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
О.В.Шушакова1
Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9.
Статья посвящена анализу вербализованных представлений школьников о русском языке. Феномен языка состоит в том, что он сам способен описывать себя, являясь одновременно и объектом, и средством изучения. Феномен языка в сфере образования осложняется тем, что он выступает ещё и средством обучения. Обосновано, что для выявления смыслов, репрезентирующих содержание концепта «русский язык» на современном этапе, продуктивным представляется использование экспериментальных методик, в частности, проведение ассоциативных экспериментов. В результате анализа данных ассоциативных экспериментов реконструируется номинативное поле концепта, ставится проблема в исследовании концепта «русский язык» в образовательной среде. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: концепт; концептуальный анализ; ассоциативный эксперимент; ассоциативное поле концепта; интерпретационные признаки концепта.
THE CONCEPT OF "RUSSIAN LANGUAGE" IN SCHOOLCHILDREN'S LINGUISTIC CONSCIOUSNESS (TO THE PROBLEM STATEMENT) O.V. Shushakova
East Siberian State Academy of Education,
9 Sukhe-Bator St., Irkutsk, 664003.
The article analyzes the verbalized presentations of schoolchildren about the Russian language. The phenomenon of language lies in the fact that it is able to describe itself, being both the object and the means of study. The phenomenon of language in education is complicated by the fact that it is also a learning tool. It is proved that to identify the meanings that represent the content of the concept of "Russian language" at the present stage, is advisable to use experimental techniques, in particular, associative experiments. The analysis of the data obtained in associative experiments allowed to reconstruct the nominative field of the concept and to set a problem in the study of the concept of "Russian language" in educational environment.
10 sources.
Key words: concept; conceptual analysis; associative experiment; associative field of a concept; interpretative features of a concept.
Концепты язык и речь - важные элементы целостного этнического самосознания говорящего индивида и коллектива. Язык и речевая деятельность играют важнейшую роль в жизни человека, и языковая способность выступает в качестве неотъемлемой характеристики Homo Sapiens. Язык в какой-то степени тождествен человеку: он соединяет в себе материю и дух, воспринимается одновременно умом и органами чувств [1, с.7].
Интерес к языку и речи как базовым концептам русского языкового сознания возник практически сразу же с зарождением лингвокультурологии. В последнее время языковые концепты исследовались в следующих аспектах:
- проводилось сопоставление концептов язык и
речь в современном русском языке В.З. Демьянковым [2, с. 199-244] и И.Б. Левонтиной [4, с. 243- 289];
- С.А. Ромашко анализировались концепты язык и речь на материале текстов Ветхого Завета [8, с.544-557];
- С.Е. Никитиной дано описание языковых концептов в фольклорном дискурсе [6, с.558-585];
- И.И. Макеевой предпринят анализ структуры концептов язык и речь в диахронии [5, с.131-143];
- Ю.С.Степановым изучалась структура концепта язык в лингвокультурологическом аспекте [9, с. 746];
- проводилось описание концепта русский язык в русском языковом сознании [7, с.163-208].
Что составляет специфику концепта русский
1Шушакова Оксана Витальевна, аспирант, тел.: 89025761406, e-mail: [email protected] Shushakova Oksana, Postgraduate, tel.: 89025761406, e-mail: [email protected]