Научная статья на тему 'Вопросы здоровья субъектов образовательной среды в вузах'

Вопросы здоровья субъектов образовательной среды в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДА / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / МОНИТОРИНГ / ИНДИКАТОР / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HEALTH SAVING ENVIRONMENT / HEALTH FORMING ENVIRONMENT / EDUCATING AND TRAINING ENVIRONMENT / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / HEALTH / MONITORING / INDICATOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шутюк Любовь Николаевна, Лесникова Светлана Леонидовна

Отличительной чертой «высшего» обучения и воспитания является их направленность на формирование открытых образовательных сред, не предполагающих достижение жестких учебных целей. Рассматривается такая воспитательно-образовательная среда, которая предусматривает развитие профилактического направления в медицине и внедрение профилактики, здорового образа жизни в образовательном учреждении. Анализируются подходы к организации образовательной, здоровьесберегающей среды студентов высшей школы, которая будет являться индикатором качества трудового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH ISSUES OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN UNIVERSITIES

A distinctive feature of higher education and training is their focus on the formation of open educational environments that do not require the achievement of strict educational goals. The authors examine such educating and training environment that provides the development of a prophylactic course in medicine and introduction of prophylaxis, healthy lifestyle in an educational institution. They analyze the approaches to the organization of educational, health saving environment of high school students, which will be an indicator of the quality of labor potential.

Текст научной работы на тему «Вопросы здоровья субъектов образовательной среды в вузах»

студентом ответственности за последствия принимаемых решений и умении прогнозировать последствия своих решений и действий с точки зрения их влияния на природу и человека.

Использование перечисленных подходов к образовательному процессу в техническом вузе позволяет рассматривать учебно-профессиональную деятель-

ность студентов как продуктивную деятельность, направленную на формирование инженерно-образовательной компетенции через комплексное решение учебно-профессиональных задач, моделирующих многоуровневые проблемы, возникающие в условиях современного производства.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Занина Л.В., Меньшикова Н.Л. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа // Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 110-115.

3. Косогова А.С. Компетентностный подход в образовании как фактор повышения качества жизни // Образовательные ресурсы Восточной Сибири как фактор повышения качества

жизни: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Сб. науч. статей / под ред. А.С. Косоговой, О.В. Шелеховой. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. 180 с.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС), утверждённые и введённые в действие с 01.01.2010 г. (утв. приказом Минобрнауки РФ от 25.01.2010 г. № 63).

5. Чучалин А.И. Уровни компетенций выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 3-13.

УДК (075.8) 371

ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗАХ Л.Н. Шутюк1, С.Л. Лесникова2

1Филиал национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, 665470, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65. 2Кемеровский государственный университет, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Отличительной чертой «высшего» обучения и воспитания является их направленность на формирование открытых образовательных сред, не предполагающих достижение жестких учебных целей. Рассматривается такая воспитательно-образовательная среда, которая предусматривает развитие профилактического направления в медицине и внедрение профилактики, здорового образа жизни в образовательном учреждении. Анализируются подходы к организации образовательной, здоровьесберегающей среды студентов высшей школы, которая будет являться индикатором качества трудового потенциала. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: образовательная среда; здоровьесберегающая, здоровьеформирующая среда; воспитывающая образовательная среда; здоровьесберегающие технологии; здоровье; мониторинг; индикатор.

HEALTH ISSUES OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN UNIVERSITIES L.N. Shutyuk, S.L. Lesnikova

Branch of the National Research Irkutsk State Technical University, 65, Mendeleev St., Irkutsk region, Usolie-Sibirskoye, 665470. Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, 650043.

A distinctive feature of "higher" education and training is their focus on the formation of open educational environments that do not require the achievement of strict educational goals. The authors examine such educating and training environment that provides the development of a prophylactic course in medicine and introduction of prophylaxis, healthy lifestyle in an educational institution. They analyze the approaches to the organization of educational, health saving environment of high school students, which will be an indicator of the quality of labor potential. 3 sources.

Key words: educational environment; health saving environment; health forming environment; educating and training environment; health saving technologies; health; monitoring; indicator.

1Шутюк Любовь Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, тел.: (39543) 37424, e-mail: [email protected]

Shutyuk Lubov, Deputy Director on Academic Work, tel.: (39543) 37424, e-mail: [email protected]

2Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры обшей и вузовской педагогики, тел.: 89501157027.

Lesnikova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Intercollegiate Department of General and Higher Education Pedagogy, tel.: 89501157027.

Исторический опыт все более подтверждает, что наилучшее общественное устройство обеспечивается качественным образованием и воспитанием. Идущие процессы демократизации государства и общества все настоятельнее требуют от вузов проведения такой воспитательной политики, которая бы учитывала новые факторы социализации личности и задачу модернизации воспитательных институтов социума. Прежняя модель воспитания и образования студента с ее установкой - вносить вклад в развитие общества, в которое вступает молодежь, - сегодня требует значительной корректировки. Образование в новых социальных условиях предстает как важная составная часть становления и утверждения гражданского общества, реальной демократизации общественной жизни. Недостаточная «укорененность» гражданского общества в России во многом объясняется тем, что в вяло текущем процессе воспитания и образования люди еще не осознали себя в качестве членов гражданской общности, не усвоили даже основных принципов гражданской культуры. Статус «гражданина воспитанного» означает уяснение личностью коммунитарного смысла человеческой активности, умение корректировать действия на основе понимания гражданской ответственности. Именно воспитанность и образованность людей позволяет им лучше «увязывать» в социальных отношениях свободу, частные инициативы и притязания, сочетать индивидуальные ориентации в совокупности общественных действий, рационально строить отношения с государственными институтами. Объем задач гражданского воспитания и образования велик, и в их решении, несомненно, большая роль принадлежит воспитательному процессу в высшей школе.

Роль университетов как центров единого воспитательного и образовательного пространства, центров подготовки специалистов с активной гражданской позицией существенно возрастает. Хотя университеты являются государственными организациями, они представляют инструменты формирования компонентов гражданского общества (в форме клубов, профессиональных объединений, корпоративных спортивных команд и пр.). Опыт университетов Европы и США свидетельствует, что они отличаются не только высококачественным образованием, но и тем, что выпускники становятся носителями корпоративной культуры, делающей их успешными и узнаваемыми в обществе. Ведь неслучайно девиз «К гражданственности - через образование» стал ныне одним из популярных в Европе. Таким образом, перед вузами стоит не только обучающая задача, сводящаяся к передаче индивиду знаний и навыков, но и задача формирования общекультурной компетентности человека, выходящей за пределы его профессиональной сферы.

С другой стороны, образовательная сфера России, согласно Болонской декларации, находится в преддверии двухуровневой системы высшего профессионального образования. Это означает, что усилится прагматизация знания. В связи с этим роль социализирующего фактора в воспитании и образовании не как системы внешнесоциальных воздействий, а в ка-

честве сочетания индивидно-личностных устремлений и потребностей социума значительно возрастает. Дихотомия «социальное - индивидуальное» должна определять стратегическую линию воспитательно-образовательного процесса, готовить молодое поколение людей с широкими профессиональными и общекультурными интересами, толерантных по своему типу, с «открытым» сознанием.

Воспитательно-образовательный процесс формирует не человека «вообще», а человека данного общества и для этого общества; ориентирует человека для жизни в обществе с непрерывно меняющимися социальными условиями и институтами. Воспитание и образование призвано отвечать запросам индивида, социальных групп, производственных и коммерческих организаций и т.д. Молодежь не может готовить себя к будущей жизни «вообще», ориентируясь на отвлеченные идеалы труда, сознательности, долга, добра, справедливости и т.п.

Таким образом, требуется тщательный учет влияния среды, социального окружения на индивида при одновременном анализе «внутреннего мира» человека, его ценностных установок. Воспитательные методы разрабатываются не изолированно, а в контексте с другими социальными методами влияния на личность. В современных условиях следует развивать гуманистический потенциал воспитательной работы в направлении уникальности и своеобразия индивидов, самоосуществления ранее противостоящих компонентов воспитательного и образовательного процесса на условиях равновесия строгости и терпимости, творчества и осмотрительности, спонтанности проявлений и общественного спокойствия.

Образовательная среда становится местом саморазвития, самореализации, профессионального и личностного становления современного молодого человека. Неслучайно в числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании РФ», - ориентация на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.

Воспитательная и образовательная работа с молодыми людьми в вузе должна базироваться на «сре-довом подходе», предполагающем формирование «воспитывающей образовательной среды», создающей условия для развития профессиональной компетентности студентов, их социальной и творческой самореализации. Особое значение приобретает формирование качеств:

- чувства личной гражданской и профессиональной ответственности;

- способности к самоконтролю и самооценке, рефлексии;

- ориентации на выбор здорового образа жизни;

- культуры общения, толерантности.

Структура «воспитывающей образовательной

среды» включает:

- коммуникативно-поведенческое окружение; научно-исследовательскую среду;

- событийное окружение;

- предметно-эстетическое окружение;

- здоровьесберегающую среду;

- информационную среду.

Подобная плюралистическая структура «сред» подчеркивает неоднозначную зависимость воспитания личности от новой социально-экономической реальности социума.

Таким образом, на современном этапе достаточно глубоко рассматриваются вопросы развития образовательных учреждений на стратегическом и тактическом уровне. Это новые технологии обучения и воспитания. Отличительной чертой «среднего» обучения и воспитания является их направленность на формирование открытых образовательных сред, не предполагающих достижение жестких учебных целей. К такой воспитательно-образовательной среде относится приоритетный национальный проект «Здоровье», который предусматривает развитие профилактического направления в медицине, выход данных мероприятий из стен медицинских учреждений в образовательные учреждения.

По данным Министерства образования РФ, 60-70% выпускников средних школ имеют нарушение зрения, 30% хронические заболевания, 40% не знают, что такое «здоровый образ жизни». Спортом в университетах занимаются лишь 15,4% опрошенных. Таким образом, формирование в вузе здоровьесберегающей среды является не только интеллектуальной перспективной программой, но и предусматривает комплексное развитие психофизиологического потенциала студента. Здоровый образ жизни должен становиться привлекательным для учащихся, престижным в социальном и экономическом отношениях.

Целевой установкой образования в области охраны здоровья является создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, формированию потребности в физическом, психическом и нравственном самосовершенствовании. Востребованность категории здоровья в практике проявляется в определении здо-ровьесберегающего потенциала образовательного процесса.

Здоровье - величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности (Г.Л. Апа-насенко, 2001).

Понятие «здоровье» сформулировано достаточно давно. Согласно определению ВОЗ (1948 г.), «здоровье - это отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия».

В течение многих лет понятие здоровье неоднократно дополнялось и уточнялось. По мнению ряда авторов, несмотря на существование более трехсот различных вариантов, с методологической позиции приведенное выше определение считается лучшим на сегодняшний день (В.П. Кулик, 2000).

Многие авторы связывают здоровье со способностью к адаптации организма в изменяющихся условиях среды. При этом выделяют три группы факторов,

влияющих на человека: а) социальные, б) гигиенические, в) психологические.

Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к ним. Тогда, по В.П. Казна-чееву (1975 г.), здоровье - процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психологических функций оптимальной и социальной активности, максимальной продолжительности жизни.

В результате каждая из популяций приобретает свою характерную структуру здоровья, определяемую степенью её адаптации к условиям внешней среды (В.П. Казначеев и соавт.,1980).

Академик Н.М. Амосов (2002 г.) считает, что понятие «количество здоровья» можно определить как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем организма. В свою очередь эти резервные мощности следует выразить через «коэффициент резерва», как максимальное количество функции, соотнесенное к её нормальному уровню покоя.

В ряде публикаций (P.M. Баевский, 1979; С.А. Дунганин и соавт., 1980; Е.А. Пирогова,1986; Г.Л. Апана-сенко, Р.Г. Науменко,1988; Ф.В. Викторов,1990; В.И. Белов, 1994 и др.) предлагается рассчитывать «индексы физического состояния», «уровни здоровья», «соматическое здоровье», которые позволяют оценивать состояние здоровья человека в целом.

По определению P.M. Баевского (1976 г.), все болезни человека возникают из-за состояния систем организма, находящихся между нормой и патологией. Отмечается, что в этом угрожающем состоянии находятся сейчас от 50 до 80% работающих и служащих, что не позволяет им эффективно трудиться на производстве. Состояние предболезни или нездоровья, по образному выражению В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко (2001 г.), характеризуется тем, что «я еще не болен, но уже не здоров».

Одним из важнейших результатов научных исследований в этой области знаний явилось обоснование «безопасного уровня здоровья», который связывают с диагностической моделью энергопотенциала биосистемы (ГЛ. Апанасенко, Л.А. Попова, 2000; Г.Л. Апана-сенко,2001). Установлено, что по пятибалльной шкале оценка уровня «выше среднего» соответствует 3,65% лиц, имеющих хронические заболевания, а «высокому» уровню - практически полное отсутствие болезней (В.И. Белов, 1991).

По мнению ряда исследователей, к оценке состояния здоровья человека может быть применен экологический подход (А.А. Баранов, 1994; А.Б. Косолапов, Димитриев, 1990; С.В. Рященко, 1989).

Установлено, что информативным физиологическим показателем, характеризующим уровень здоровья, являются некоторые гемодинамические показатели, в частности, частота сердечных сокращений, артериальное давление, а также некоторые индексы физического развития, максимальное потребление кислорода и ряд других (Л.Э. Безматерных, 1997).

Классическое и достаточно ёмкое определение здоровья как физического, так и психического, социального благополучия нуждается в коррекции, когда

речь заходит о здоровье профессиональном (В.А. Коваленко, 2002).

В этом случае на первый план в трактовке здоровья выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды.

При этом одни авторы обращают внимание на то, что здоровье - «наиболее важный» аспект профессионализма (Б.Н. Чумаков, 2000), другие - что оно отражается в «психофизической готовности специалиста» и состоит из следующих компонентов:

1) достаточной профессиональной работоспособности;

2) наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда;

3) способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели.

Студенты - наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования физиологической и социальной зрелости, а значит, подверженная высокому риску развития нарушений в состоянии физического, психологического здоровья (Ю.П. Никитин, Н.Ф. Герасименко, 1995; В.А. Труфа-кин, Б.П. Маштаков, 1997; Р.А. Варданян, К.А. Гулин, 2000; Н.А. Беспалова 2007; Р.Ф. Проходовская и со-авт., 2008).

Уровень здоровья студентов высших учебных заведений, их преподавателей, как и населения в целом, не только важный индикатор общественного развития, отражения социально-экономического и гигиенического благополучия государства, но и мощный экономический, трудовой, оборонный потенциал страны, фактор и компонент благосостояния общества. Поэтому изучение основных закономерностей формирования физического здоровья этой группы населения имеет большое значение как для государства в целом, так и для каждого его гражданина (А.Б. Косолапов, В.А. Лофицкая, 2002).

Здоровье студентов невозможно оценить и рассмотреть без взаимосвязи с факторами окружающей среды, уровнем социально-экономического развития, особенностями образа жизни, качеством и доступностью медицинской помощи, формированием культуры здорового образа жизни. В соответствии с этими представлениями процесс изучения состояния здоровья студентов и их преподавателей следует рассматривать с точки зрения комплексного подхода к оценке социального, психического, физического компонентов и общего здоровья (В.П. Казначеев и соавт., 1980; А.Г. Сухарев, 1991; В.А. Ельцова, 2003).

Сегодня исследователям необходимо задуматься над различиями в критериях оценки не только индивидуального, но и популяционного уровней здоровья (А.Б. Косолапов, В.А. Лофицкая, 2002).

Следует согласиться с существующим мнением, что создание универсального определения понятия

«здоровье» не может быть решено только путем объединения его критериев и индикаторов. Большинство ученых, работающих в области медицины, отмечают, что здоровье не следует рассматривать с точки зрения наличия той или иной нозологии.

Медицина в большинстве случаев не в состоянии радикально определить наличие нозологических форм у человека. Сегодня становится очевидным, что объектом большинства научных исследований должен стать здоровый человек, а научные направления в большинстве своем должны быть посвящены охране и укреплению его здоровья. Необходимо сосредоточить внимание исследователей на людях, обладающих хорошим здоровьем, направить их на разработку и определение индикаторов, критериев собственно здоровья (Б.Х. Ланда, 2000; О.Н. Московченко и соавт., 2004; С.И. Изаак, 2004,2005).

Подходя к проблеме изучения здоровья комплексно, можно говорить о том, что здоровье - динамично формирующаяся категория. Иначе говоря, из понятия «здоровья» вытекает, что индикаторы здоровья целесообразно оценивать в динамике, то есть проводить мониторинг его показателей.

Исходя из вышесказанного, можем сформулировать определение сущности мониторинга следующим образом: мониторинг состояния физического здоровья подростков, молодежи - это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдение за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья в будущем как для индивида, так и для группы индивидов, объединенных по территориальному признаку или характеру деятельности (С.И. Изаак, 2005). Эта позиция находит отражение в характеристике структуры мониторинга, в которой выделяется пять блоков:

1) наблюдение;

2) оценка текущего состояния;

3) прогноз состояния на перспективу;

4) оценка прогнозируемого состояния объектов;

5) принятие управленческих решений по сохранению и укреплению здоровья.

Основная сфера практического применения мониторинга - это информационное обслуживание управления (В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, 1990; В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин, С.И. Изаак, 1998; В.А. Трешутин, 2001; П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов, 2002; А.Г. Комков, Лобанов, 2002; А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, 2002; Л.А. Семенов, 2003, 2004).

Под термином «здоровьесберегающая образовательная среда» понимают систему мер, направленных в учебных заведениях на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Любая технология, применяемая в образовательном учреждении, должна быть здоровьеформирующей и здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в Законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».

В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» (ЗСТ) объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся (М.К. Смирнов, 2003).

Учитывая, что технология - это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология - это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоро-вьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики (В.А. Родионов, 1997). Определить понятие «здо-ровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии».

Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (О.В. Лимаренко, 2006), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектам образовательной среды. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики: воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый педагог, талантливая молодежь и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!».

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоро-вьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и обучающих (С.А. Хоботов, 2002).

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику, которая дополняет традиционные технологии обучения и воспитания и наделяет их признаком здоровьесбережения (И.В. Кузнецова, 2003). Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы (Г.Л. Ананасенко, 1987), проводимой в образовательных учреждениях.

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) в образовании в высшей школе - это система мер по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса в высшей школе. Эта система состоит из методов, приемов, способов решения задач здоровьесбережения (А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, 1990).

В этих рамках и осуществляется работа по проведению мониторинга здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса в филиале ИГТУ в г. Усолье-Сибирское.

Центр осуществляет медико-профилактическую, учебную, научно-исследовательскую деятельность по разработке и внедрению инновационных технологий совершенствования охраны здоровья участников образовательного процесса в образовательной среде, по качественному улучшению показателей их физического и психического здоровья, а также уровня их социальной успешности. Центр работает на основе функционального взаимодействия специалистов в области медицины, физической культуры и спорта, педагогики, психологии, социологии и предусматривает

разработку и внедрение медико-профилактических, реабилитационных, социально-психологических, образовательных технологий, а также технологий в области физкультуры и спорта для улучшения качества процесса профессионального образования, социализации и адаптации студентов.

Целью деятельности центра здоровьесберегаю-щих технологий (ЦЗСТ) является разработка и внедрение инновационных технологий, направленных на улучшение основных показателей здоровья и физического развития студентов, качества жизни, уровня их социальной успешности, основанных на интеграции современных достижений в сфере медицины, образования и физической культуры. При этом, как показывают наблюдения, эффективность крупномасштабных исследований повышается при наличии организационных структур, обеспечивающих мониторинг (П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов, 2002; М.Х. Индреев, С.И Изаак., 2005).

Основными задачами деятельности ЦЗСТ являются:

1) реализация на базе университета идеи «Инвестиции в человека»;

2) содействие в осуществлении приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование» в ИрГТУ и филиале;

3) реализация программы «Охрана здоровья студентов ИрГТУ»;

4) анализ эффективности использования имеющихся технологий по охране здоровья, внедрение инновационных здоровьесберегающих технологии для достижения высокого уровня профессиональной компетенции и социальной успешности студентов;

5) координация и взаимодействие всех служб и подразделений университета, организация внешнего взаимодействия по вопросам охраны здоровья студентов и сотрудников ИрГТУ;

6) обеспечение межведомственного подхода в вопросах формирования здорового образа жизни и производственной адаптации студентов;

7) создание и поддержка информационного банка данных (паспорт здоровья) по основным показателям здоровья и физического развития студенческой молодежи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) углубление и обновление опыта в области современного содержания образования, традиционных и альтернативных образовательных технологий, направленных на формирование безопасного здоро-вьесберегающего образовательного пространства.

В ЦЗСТ представлены основные виды деятельности :

1. Образовательная:

1) повышение квалификации педагогических кадров, сотрудников и инструкторов оздоровительных и реабилитационных центров, в задачи которых входит формирование стереотипа ответственности за укрепление здоровья, навыков безопасного поведения и здорового образа жизни;

2) разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных программ

по вопросам сохранения и укрепления здоровья, культуры здоровья.

2. Медико-профилактическая:

1) совершенствование качества оказания медицинской помощи студентам, преподавателям и сотрудникам ИрГТУ и филиала;

2) внедрение новых технологий лечения и диагностики;

3) обеспечение своевременности и качества проведения профилактических медицинских осмотров студентов и сотрудников;

4) диагностика физического здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов и сотрудников;

5) анализ проведения лечебно-оздоровительной реабилитации с использованием лечебно-реабилитационной, спортивно-оздоровительной базы университета;

6) оказание консультационных услуг вузовской аудитории (лечебно-профилактических, психологических);

7) профилактика социально значимых заболеваний и негативных явлений у молодежи.

3. Информационная:

1) создание банка данных по здоровьесберегаю-щим технологиям в ИрГТУ;

2) формирование банка данных по основным показателям здоровья студентов, их физического развития и физической подготовленности;

3) осуществление редакционно-издательской деятельности.

4. Инновационная и научно-исследовательская:

1) изучение, экспертиза и координация инновационных технологий в сфере здоровьесбережения;

2) консультирование преподавателей различных специальностей образовательных учреждений по вопросам формирования здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства;

3) активное участие центра в федеральных, региональных и муниципальных программах, связанных с инвестициями социального развития.

5. Организационно-методическая работа:

1) организация и проведение общеуниверситетских акций, семинаров, круглых столов, конферен-

Библиограф

1. Апанасенко Г.Л. Так можно ли измерить здоровье // Советский спорт. 1987. 17 мая. С. 2.

2. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. Киев: Знание, 1989. 85 с.

ций по вопросам охраны и укрепления здоровья студентов, преподавателей ИрГТУ и филиала, а также вневузовской аудитории;

2) повышение квалификации, индивидуальное и групповое консультирование, стажировки, творческие мастерские, мастер-классы по вопросам охраны здоровья;

3) научно-методическое руководство по вопросам формирования здо-ровьесберегающего образовательного пространства и внедрения инновационных здоровьесберегающий технологий.

В структуру Центра входят:

1) лаборатория мониторинга здоровья;

2) отдел образовательных программ в области охраны здоровья;

3) информационно-статистический отдел.

Работа лаборатории мониторинга здоровья

предусматривает:

1) разработку технических заданий для компьютерных программ по здоровьесбережению;

2) мониторинг состояния здоровья, а также физического развития и физической подготовленности;

3) обработку полученных в процессе исследований результатов, их хранение, формирование сертификата здоровья студентов университета;

4) разработку инновационных технологий по здоровьесбережению и оценке их эффективности.

Таким образом, ЦЗСТ образовательной среды ИрГТУ и филиала осуществляет медико-профилактическую, учебную, научно-исследовательскую деятельность по разработке и внедрению инновационных технологий совершенствования охраны здоровья участников образовательного процесса, качественному улучшению показателей их физического и психологического здоровья, а также уровня их социальной успешности.

Сложившиеся условия разработки мониторинга здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса в ИрГТУ и филиале позволяют разработать и реализовать унифицированную систему наблюдения за здоровьем не только студентов, но и лиц всех возрастных групп населения при незначительных изменениях программного обеспечения. Такая образовательная здоровьесберегающая среда способна являться индикатором качества трудового потенциала.

ский список

3. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья» / В.Ю. Лебединский [и др.]. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.