Научная статья на тему 'Формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни'

Формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
611
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / FORMATION OF VALEOLOGICAL CULTURE / HEATH PROTECTIVE METHODS AUTOMATIC SYSTEM FOR CONTROL IN ORGANISM / PSYCHOPHYSICAL DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кофанов Василий Васильевич

В статье описан опыт работы творческой лаборатории «Феникс», которая в настоящее время осуществляет исследования по нескольким направлениям: система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов (спортивная диагностика), адаптация студентов в педагогическом колледже, уровень соматического здоровья студентов колледжа. Результаты исследований имеют прикладной характер, используются в образовательно-воспитательном процессе педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кофанов Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTHY LIFESTYLE MOTIVATION IN STUDENTS

The experience of creative laboratory Phoenix is described. The laboratory studies some directions: control for physical and functional condition of young sportsmen (sport diagnosis), adaptation of students in pedagogical college, the level of somatic health. The results have an applied kind and are used in educational process in pedagogical college.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни»

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В. В. Кофанов Мариинский педагогический колледж (г. Мариинск)

В статье описан опыт работы творческой лаборатории «Феникс», которая в настоящее время осуществляет исследования по нескольким направлениям: система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов (спортивная диагностика), адаптация студентов в педагогическом колледже, уровень соматического здоровья студентов колледжа. Результаты исследований имеют прикладной характер, используются в образовательно-воспитательном процессе педагогического колледжа. Ключевые слова: формирование валеологической культуры учителя,

здоровьесберегающие образовательные технологии, автоматизированная система контроля функционального состояния организма, психофизиологическая диагностика Кофанов Василий Васильевич, преподаватель Мариинского педагогического колледжа, e-mail: spompk@mail.ru

Здоровье детей и молодежи - показатель здоровья всей нации и одна из важнейших характеристик социально-экономического, морального и культурного развития общества в целом. В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья молодого поколения.

Подчеркнем, что особенно актуально создание здоровьесберегающего пространства, так как именно в образовательном учреждении можно довести до сознания детей и молодежи ценности здорового образа жизни.

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья нации одной медицине не под силу. К тому уже установка на здоровье (а, соответственно, и на здоровый образ жизни), как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

Мы понимаем здоровый образ жизни не как просто сумму усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Одной из целей в обучении студентов педагогического колледжа стало формирование валеологической культуры учителей начальных классов и физической культуры. Ключевыми понятиями на наших занятиях стали «здоровье» и «ответственное отношение к своему здоровью». Они включают:

• отношение к здоровью как к ценности;

• формирование представления о себе как о здоровом человеке;

• переживание возможности утраты здоровья;

• способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;

• конкретные привычки здорового образа жизни.

Здоровье - это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты:

• высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент);

• уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психический компонент);

• стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).

Одна из задач современной науки о здоровье - валеологии - помочь молодежи осознать связь между этими тремя компонентами, научить управлять своим здоровьем, чтобы жить долго и счастливо.

Наблюдения за поведением студентов в нашем колледже, за динамикой их заболеваемости в последние 5 лет дают нам основание предполагать, что постепенно формируется новое поколение. Современные студенты более радушны, целенаправленны, амбициозны. Это хорошо видно на студентах четвертого курса. За последние годы увеличивается процент студентов с хорошей физиологической сопротивляемостью стрессу, что очень важно для школьного учителя, а ведь наш колледж готовит именно будущих учителей.

Нас стал интересовать вопрос - как повысить уровень здоровья студентов? С этой целью была создана творческая лаборатория «Феникс». Целью ее создания в 1997 году была разработка прикладных компьютеризированных методик диагностики психофизического развития студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Реализация личностно ориентированного подхода в обучении студентов, учитывающего индивидуальные особенности развития личности, основана на выявлении средствами психофизиологической и педагогической диагностики актуальных и перспективных возможностей обучающихся, формирование мотивации на личностное и профессиональное самосовершенствование.

Творческая лаборатория «Феникс» в 2007 году отметила 10-летний юбилей. В настоящее время творческая лаборатория осуществляет исследования по нескольким направлениям: система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов (спортивная диагностика), адаптация студентов в педагогическом колледже, уровень соматического здоровья студентов колледжа. Результаты исследований имеют прикладной характер, используются в образовательно-воспитательном процессе педагогического колледжа. Внедрение здоровьесберегающих технологий отвечает актуальным запросам современного педагогического процесса.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова мы понимаем все те технологии, использование которых в воспитательном процессе идет на пользу здоровья детей и обучающейся молодежи. Основная задача нашего образовательного

учреждения по подготовке обучающихся к самостоятельной жизни -необходимость формирования у них культуры здоровья.

В научно-методической литературе выделяется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии», т. е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у молодежи культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Работа образовательного учреждения, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности и личностные качества студентов, предполагает осуществление психофизиологической диагностики. Проведение диагностики зачастую вызывает методические, организационные, технологические трудности. Типовых

автоматизированных методик, к сожалению, недостаточно, и они не имеют пока широкого распространения и массового использования в образовательных учреждениях СПО.

Автоматизированная программа «Система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов» позволяет студентам самостоятельно контролировать эффективность учебно-тренировочного процесса в динамике с целью его корректирования.

Комплексное исследование физических возможностей организма студентов на специальности 050720 «Физическая культура», а также их психофизиологические особенности развития осуществляется поэтапно.

На первом этапе самопознания ставится задача изучения индивидуальных особенностей. С этой целью изучаются интересы и склонности, уровень развития мышления, личностные качества (агрессивность, нейротизм, воля, самообладание, настойчивость и др.), комфортность в учебном заведении, уровень тревожности.

Таким образом, студенты включаются в опытно-экспериментальную работу, которая позволяет в естественных, контролируемых и управляемых условиях изучать механизмы, обеспечивающие саморазвитие их личностных качеств. После каждого обследования психолог дает студентам индивидуальные рекомендации.

Для оперативности диагностики была составлена автоматизированная программа «Система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов». Программа позволяет контролировать эффективность учебно-тренировочного процесса в динамике с целью его корректирования. Данная программа позволяет студентам работать самостоятельно, а также использовать ее в дальнейшей профессиональной деятельности, осуществляя индивидуальный подход к обучению учащихся в школах.

Содержание автоматизированных программ:

• уровень функционального состояния (УФС);

• адаптационный потенциал (АП);

• расчет тренировочного эффекта для построения графика, пульсометрии тренировки;

• построение графика пульсометрии урока;

• самочувствие студентов в период тренировки контролируем по артериальному давлению.

Для студентов с ослабленным здоровьем и проходящих реабилитацию после перенесенного заболевания введена таблица 6-ти недельного восстановительного периода для занятий на велотренажере (таблицы Купера, но с добавлением раздела - скорость передвижения).

Дополнительно исследует следующие качества:

• работоспособность организма (по кровеносной системе - тест);

• восстановление организма (дыхательная функциональная проба с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки);

• силу нервных процессов возбуждения и торможения. Нейротизм и психотизм;

• типологические особенности высшей нервной деятельности. Эмоциональная стабильность;

• волевые качества, настойчивость и самообладание;

• агрессивность поведения;

• изучение режима питания, суточного энергетического расхода.

Практическая значимость психофизиологического контроля: АС

система контроля функционального состояния организма в период тренировки дает научно обоснованные данные для расчета оптимальной нагрузки, методически правильного построения занятия. Тренировка должна приносить удовольствие, а не вред, особенно если студент занимается в медицинской группе. АС позволяет осуществлять оперативную комплексную диагностику и, учитывая эти данные, повысить классному руководителю эффективность индивидуальной работы с обучающимся (студентом или учащимся школы), а при необходимости своевременно и аргументировано подключить к работе психолога, социального педагога, составить рекомендации педагогам-предметникам и родителям.

Одной из целей в обучении студентов педагогического колледжа стало формирование валеологической культуры учителей начальных классов и физической культуры. Ключевыми понятиями на наших занятиях стали «здоровье» и «ответственное отношение к своему здоровью». Они включают отношение к здоровью как ценности; формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья; способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья; конкретные привычки здорового образа жизни.

В течение пяти лет в целях составления характеристики «индивидуального здоровья» мы не только рассматривали его сущность, механизмы, проявления, но и переходные состояния. Для самодиагностики студентов был автоматизирован метод экспресс-оценки, который описан в [1].

Данная диагностика уровня соматического здоровья основана на наличии физиологических закономерностей - связи между уровнем развития аэробных способностей, с одной стороны, физиологическими резервами и степенью экономизации функций с другой, что дает возможность вычислить «безопасный уровень» здоровья и дать ему количественную характеристику.

Учет этих данных позволяет подбирать рациональный и индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма студента, с большим успехом нивелировать негативное влияние режима и других отрицательно воздействующих факторов среды. Приведем пример.

Самостоятельное составление «портрета» здоровья студентом формирует у него мотивацию к здоровому образу жизни, повышает эффективность индивидуальной воспитательной работы преподавателя / куратора.

Разработки нашей творческой лаборатории в комплексе с другими методами воспитательной работы и профилактической работы медицинского работника колледжа дали положительный результат. На протяжении нескольких лет динамика заболеваемости существенно снижается.

Таким образом, эта экспресс-диагностика позволяет не только учитывать как возрастные соматические особенности развития обучающегося, так и индивидуальные, но и ВЛИЯТЬ НА МОТИВАЦИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ - сохранение личного здоровья или уже его коррекцию. В этом мы видим личностно -ориентированный подход в воспитании студентов.

Список литературы

1. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л.

Апанасенко // Валеология. - 2006. - № 1 за 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.