темпах полового созревания, так как они имеют большую продолжительность пубертата и многолетней тренировки.
2. Юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, уровнях матурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания.
3. Для повышения эффективности применения тренировочных нагрузок различной направленности необходим дифференцированный индивидуальный подход к их выбору и величине (объему и интенсивности) в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова, Н.Ж. Соотношение темпов биологического развития и прироста основных морфо-функциональных показателей юных пловцов / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, И.Ю. Радыгина // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 3. -С. 16-18.
2. Закономерности возрастно-полового развития соматических и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания с 11 до16 лет, как факторы определяющие построение и содержание многолетней тренировки / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, Я.В. Рыбина, Е.Е. Вовк // Теория и практика физической культуры. -1995. - № 3. - С. 48-50.
3. Тимакова, Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация / Т.С. Тимакова. - М. : Физическая культура и спорт, 1985. - 145 с.
4. Тимакова, Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза : методическое пособие / Т.С. Тимакова. - М. : Симилия, 2006. - 132 с.
Контактная информация: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Наталия Владимировна Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет
(РГППУ), г. Екатеринбург
Аннотация
В статье раскрывается понятие валеологической компетентности и ее структуры. Рассматривается определенная технология проектного обучения при формировании валеологической компетентности студентов. Описываются этапы проектного цикла на примере создания индивидуальной оздоровительной программы.
Ключевые слова:: валеологическая компетентность, структура валеологической ком-пентности, технология проектного обучения, учебный проект, этапы проектного цикла, индивидуальная оздоровительная программа, формирование ценностного отношения к здоровью.
PROJECT TEACHING TECHNOLOGIES - AS MEANS OF FORMATION OF VALEOLOGICAL COMPETENCE OF THE STUDENTS
Natalia Vladimirovna Tretjakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State Professionally Pedagogical University Yekaterinburg
Annotation
This article explains the concepts of valeological competence and its structure. The certain
technologies of project teaching under the formation of valeological competence of students has been analyzed. The stages of the project cycle on the example of formation of individual health-improving program have been depicted.
Key words: valeologiacal competence, valeologiacal competence structure, project teaching technology, educational plan, stages of the project cycle, individual health-improving program, formation of value attitude to health
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, выпускник по направлению подготовки «Физическая культура» должен обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций, что предполагает его готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (компетентности). В ряде формируемых компетентностей выпускника, на наш взгляд, следует выделить компетентность в сфере охраны здоровья, а именно, сознательного, самодетерминирующего поведения по отношению к своему здоровью и здоровью своих будущих воспитанников, т.е. валеологическую компетентность.
В структуре валеологической компетентности можно выделить следующие составляющие: 1) знания о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности; 2) практическое умение использовать технологии «первичного конструирования», формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличение количества и качества здоровья).
Особую значимость в формировании валеологической компетентности имеет использование технологии проектного обучения, поскольку проектная деятельность рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств студентов, как самостоятельность, инициативность, т.е. качеств необходимых будущим работникам физической культуры в осуществлении здоровьесберегающей деятельности.
Проектное обучение представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Ее целью является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл. Ее материализованным продуктом является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы [1].
В настоящее время существуют различные классификации проектов [1, 2]. Наибольший интерес, по мнению обучающихся, вызывают межпредметные, практикоориентированные проекты, направленные на конкретный практический результат.
Осуществляется проектная деятельность с учетом ряда следующих последовательно выделенных этапов. Первый этап — ценностно-ориентационный, включает в себя: осознание мотива и цели деятельности; выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект; определение замысла проекта. На данном этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится ее планирование.
Второй этап — конструктивный, включает собственно проектирование. На этом этапе обучающиеся составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (например, в рамках курса «Основы валеологии» студенты создают дневник здоровья или индивидуальные оздоровительные программы для различных групп населения). В этот период обучающиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Например, при построении индивидуальной оздоровительной программы для конкретного человека студентам необходимо решать такие вопросы, как диагностика состояния здоровья человека и прогнозирование его изменений. При этом успешность решения поставленных задач будет определяться уровнем знаний студентов в вопросах способов оценки, методов сохранения и укрепления и поддержания здоровья. Также следует учитывать, что образ жизни человека неразрывно связан с его жизненным опытом, воспитанием, а значит, как правило, тре-
буемое изменение привычек может явиться серьезной проблемой, как для самого человека, так и для обучающегося, поскольку приобретенные студентами знания не всегда соответствуют жизненному опыту человека. И этот опыт необходимо будет изучить. Знакомство с жизненным опытом человека поможет понять его ценности в отношении здоровья, оценить уровень знаний по вопросам сохранения здоровья, подскажет, какие системы оздоровления можно рекомендовать. Для всего этого студенту необходимо иметь достаточный запас знаний в области валеологии, основ медицинских знаний, гигиены, физиологии, лечебной физической культуры, психологии и др. наук о человеке.
Существует еще одно проблемное поле для работающих над проектом индивидуальной оздоровительной программы - информация о здоровье и конкретные оздоровительные программы - это информационный блок, который студенты должны представить человеку, обучить его диагностировать уровень собственного здоровья, рассказать о применяющихся профилактических и оздоровительных программах (т.е. проект не должен быть «мертвым» и оставаться только проектом, необходима его практическая реализация). Однако представленные сведения еще не гарантирует со стороны человека заботы о своем состоянии здоровья. Наиболее сложным является побуждение у человека желания действовать. Это возможно, только если сам составитель программы понимает важность активных действий для сохранения и укрепления здоровья.
Камнем преткновения также является оценка затрат и выгод в применении оздоровительной программы - не учитывать индивидуальные мотивы, индивидуальные условия жизни человека при решении этих вопросов нельзя. Составляющий программу должен опираться на информацию о том, что является наиболее важным для человека, какие у него трудности, проблемы, и только после этого, с учетом полученных сведений, давать рекомендации, т.е. адаптировать существующие программы оздоровления к конкретному человеку учитывая его возможности. «Толчком» к действию может послужить удачно выбранная и обоснованная рекомендация, не вызывающая негативных реакций у человека, представленная ярко, доступно, побуждающая интерес и повышающая важность достижения цели.
Третий этап проектного цикла — оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности студентов. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного оценочнорефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта.
Четвертый этап — презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Здесь студенты представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения. На этом этапе студенты включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы.
Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль преподавателя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности обучающихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта».
Необходимым компонентом технологии проектной деятельности является экспертная оценка проекта, без которой проект состояться не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий. Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов - стандартизированного, формализованного характера, призванных показать глубину раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность в соответствующей
области, умение решать поставленные задачи, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность, ответственность и т.д.
Таким образом, при использовании проектной технологии обучения существует возможность активизировать самостоятельную деятельность будущих работников физической культуры в поиске и формировании валелогических знаний и практических умений здоровьесбережения и здоровьеформирования, в формировании ценностного отношения, как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих людей, в том числе своих будущих воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения : учеб. пособие / Л. В. Загре-кова, В. В. Николина. - М. : Высшая школа, 2004. - 157 с.
2. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2003. - 112 с.
Контактная информация: [email protected]
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ К ХАРАКТЕРУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
Обоснование методики подготовки квалифицированных зимних многоборцев с учетом типологизации и индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности положительно повлияет на динамику уровня их подготовленности. Это позволило повысить спортивно-технические результаты зимних многоборцев.
Ключевые слова: индивидуальная предрасположенность, экспериментальные программы, стрелки, гонщики, многоборцы, соотношение и чередование, виды подготовки, типологиза-ция спортсменов.
INDICATION OF INDIVIDUAL PREDISPOSITION OF ATHLETES FOR CHARACTER OF COMPETITIVE ACTIVITY
Vadim Valerevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The substantiation of preparation methods for the qualified winter all-rounders with taking into account the types and individual predisposition of athletes for character of competitive activity will positively affect dynamics of level of their readiness. That has allowed to raise sports-technical results of winter all-rounders.
Keywords: individual predisposition, experimental programs, arrows, racers, all-rounders, correlation and alternation, kinds of training, sportsmen’s types identification.
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью эксперимента было обосновать методику подготовки квалифицированных зимних многоборцев (на примере биатлона) с учетом типологизации спортсменов в основных дисциплинах соревновательной деятельности.
Мы предполагали, что формирование экспериментальных групп с учетом индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной дея-