Научная статья на тему 'Технология адаптации студентов колледжа физической культуры к профессиональному обучению на основе модульного построения учебно-тренировочного процесса'

Технология адаптации студентов колледжа физической культуры к профессиональному обучению на основе модульного построения учебно-тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE EDUCATION COLLEGE / FUNCTIONAL CONDITION / PHYSICAL FITNESS LEVEL / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строева Ирина Васильевна, Морозова Наталья Евгеньевна

Начальный период обучения в колледже физической культуры связан с периодом адаптации первокурсников к учебно-тренировочному процессу и сопровождается отрицательной динамикой некоторых функциональных показателей и уровня физической подготовленности студентов. Для активизации адаптационного процесса разработана комплексная педагогическая технология, состоящая из спортивного, медицинского, психолого-педагогического блоков. Внедрение разработанной технологии способствует улучшению функционального состояния студентов, повышению уровня физической подготовленности и активизации процесса адаптации студентов к профессиональному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Строева Ирина Васильевна, Морозова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of adaptation of physical culture education college students to professional education based on modular structure of educational and training process

Starting education period in Physical Education College is connected with adaptation period of first-year students to educational and training process and is accompanied with negative dynamics of some functional characteristics and physical fitness level of students. For activation of adaptation process the complex pedagogic technology has been developed, which includes sports, medical and psychological and pedagogical units. Introduction of this technology contributes to improving of functional condition of students, to increasing of physical fitness level and to activation of adaptation process of students to professional education.

Текст научной работы на тему «Технология адаптации студентов колледжа физической культуры к профессиональному обучению на основе модульного построения учебно-тренировочного процесса»

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2012.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Ирина Васильевна Строева, кандидат педагогических наук, доцент,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Наталья Евгеньевна Морозова, преподаватель,

Брянский колледж физической культуры

Аннотация

Начальный период обучения в колледже физической культуры связан с периодом адаптации первокурсников к учебно-тренировочному процессу и сопровождается отрицательной динамикой некоторых функциональных показателей и уровня физической подготовленности студентов. Для активизации адаптационного процесса разработана комплексная педагогическая технология, состоящая из спортивного, медицинского, психолого-педагогического блоков. Внедрение разработанной технологии способствует улучшению функционального состояния студентов, повышению уровня физической подготовленности и активизации процесса адаптации студентов к профессиональному обучению.

Ключевые слова: студенты, колледж физической культуры, функциональное состояние, физическая подготовленность, адаптация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p128-132

TECHNOLOGY OF ADAPTATION OF PHYSICAL CULTURE EDUCATION COLLEGE STUDENTS TO PROFESSIONAL EDUCATION BASED ON MODULAR STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS Irina Vasilyevna Stroeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism,

Natalia Evgenyevna Morozova, the teacher,

Bryansk Physical Education College

Annotation

Starting education period in Physical Education College is connected with adaptation period of first-year students to educational and training process and is accompanied with negative dynamics of some functional characteristics and physical fitness level of students. For activation of adaptation process the complex pedagogic technology has been developed, which includes sports, medical and psychological and pedagogical units. Introduction of this technology contributes to improving of functional condition of students, to increasing of physical fitness level and to activation of adaptation process of students to professional education.

Keywords: students, Physical Culture Education College, functional condition, physical fitness level, adaptation.

Современное образование в области физической культуры является предметом внимания со стороны исследователей. Это связано с происходящей модернизацией профессионального образования, необходимостью повышения качества обучения, а также со специфическими вопросами подготовки кадров для физической культуры и спорта. Общее стремление специалистов заключается в том, чтобы, сохраняя лучшие традиции отечественного образования, найти новые эффективные пути для передачи студентам знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности [2, 5].

Существенным стрессогенным фактором в жизни студентов является начальный период обучения, в течение которого закладываются основы знаний по выбранной специальности, формируется мотивация к освоению профессии педагога. У первокурсников происходит процесс адаптации к обучению, который заключается в приспособлении к новой социальной роли, к организации учебного процесса и тренировочной деятельности в колледже, условиям быта и досуга. Все это требует разработки комплексных педагогических мер, способствующих активной адаптации студентов первого курса к профессиональному обучению.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать комплексную технологию педагогических воздействий, обеспечивающих эффективную адаптацию студентов первого курса колледжа физической культуры к профессиональному обучению.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Брянского колледжа физической культуры. На этапе констатирующего эксперимента динамика морфофункциональных показателей и уровня физической подготовленности студентов за двухлетний период обучения в колледже. На втором этапе был проведен формирующий педагогический эксперимент, в котором участвовали студенты первого курса. Учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе осуществлялся с применением разработанной педагогической технологии, студенты контрольной группе занимались согласно плану учебно-воспитательной работы колледжа. Эффективность разработанной технологии оценивалась по показателям динамики морфофункциональных, психологических показателей, уровня физической подготовленности студентов, участвующих в эксперименте.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Комплексное обследование студентов, обучающихся в колледже физической культуры, выявило интенсивное физическое развитие и повышение функциональных показателей студентов, что выражается в достоверном увеличении окружности и экскурсии грудной клетки, силы кисти, показателей пробы Генчи и индекса Гарвардского степ-теста ф<0,05).

Темпы прироста морфофункциональных параметров студентов в каждом семестре не постоянны. Интенсивное увеличение функциональных показателей происходит в третьем и четвертом семестрах, в то время как в первом семестре отдельные показатели имеют регрессивную тенденцию. В течение первого семестра у студентов наблюдается уменьшение экскурсии грудной клетки (3,8%), жизненной емкости легких (5,5%), индекса Гарвардского степ-теста (3,7%), уровня функционального состояния (5,8%).

За двухлетний период обучения у студентов колледжа наблюдается улучшение физической подготовленности, о чем свидетельствует достоверное повышение результатов в прыжке в длину с места, в тройном и десятикратном прыжках, подскоках через скакалку, в беге на 30 и 1000 м, и в количестве подтягиваний.

Начальный период обучения сопровождается незначительным повышением физической подготовленности студентов. В первом семестре результаты в прыжке в длину с места, тройном и десятикратном прыжках за первый семестр увеличились 1,2; 0,6 и 0,8%, соответственно. Результаты в беге на 30 и 60 м у студентов улучшились на 0,7 и 0,2%, количество подтягиваний увеличилось на 1,2%. Количество подскоков через скакалку и результат в беге на выносливость в первом семестре имели отрицательную динамику: количество подскоков уменьшилось на 2,5%, результат в беге на 1000 м ухудшился на 3,8%.

С целью сокращения периода адаптации студентов к профессиональному обучению была разработана технология, основанная на модульном построении учебно-

тренировочного процесса, представленная комплексом мероприятий спортивного, медицинского, психолого-педагогического блоков. Спортивный блок включает подготовительный, тренировочный, контрольный, соревновательный и теоретический модули, направленные на изучение уровня физической подготовленности, индивидуализацию величины и направленности тренировочной нагрузки, контроль выполнения нагрузки и влияния ее на организм занимающихся, подготовку к соревновательной деятельности, повышение мотивации к занятиям спортом. Медицинский блок состоит из диагностического, профилактического, информационного модулей, решающих задачи определение состояния здоровья и функциональной подготовленности, профилактику заболеваемости и вредных привычек. Психолого-педагогический блок содержит диагностический, коррекционный и информационный модули, направленные на диагностику психологических особенностей первокурсников, проведение тренингов, формирование мотивации к обучению в колледже, воспитание моральных качеств.

Эффективность разработанной технологии определялась на основании анализа динамики морфофункционального состояния студентов, уровня их физической подготовленности и адаптации к обучению (табл. 1).

Таблица 1

Морфофункциональные показатели и уровень физической подготовленности

студентов колледжа физической культуры

Показатели КГ Х±m ЭГ Х±m t р

Длина тела, см 175,3±3,3 176,8±3,5 0,312 >0,05

Масса тела, кг 67,8±1,4 70,1±1,2 1,247 >0,05

ОГК, см 86,9±0,9 88,2±0,9 1,021 >0,05

ЭГК, см 10,4+ 0,2 10,6±0,1 1,789 >0,05

ЖЕЛ, см3 3856±39 4035±41,0 2,609 <0,05

Сила правой кисти, кгс 39,1±0,9 42,6±1,1 2,463 <0,05

Сила левой кисти, кгс 36±1,2 39,6±1,8 1,664 >0,05

Проба Генче, с 46,1±2,8 51,3±1,6 1,912 >0,05

Проба Штанге, с 36,8±2,9 38,5±2,2 0,467 >0,05

ИГСТ, усл. ед. 102,5±3,2 108,5±1,9 2,119 <0,05

УФС, усл. ед. 0,749±0,009 0,778±0,007 2,543 <0,05

Прыжок в длину с места, см 245,6±2,8 256,3±3,0 2,607 <0,05

Тройной прыжок, см 749±16 778±15.0 1,322 >0,05

Десятикратный прыжок, м 23,5±0,6 25,4±0,6 2,239 <0,05

Прыжки через скакалку, кол-во раз 51,5±0,8 57,1±1,8 2,200 <0,05

Бег 30 м, с 3,72±0,05 3,64±0,07 0,930 >0,05

Бег 60 м, с 8,7±0,6 8,60±0,23 0,156 >0,05

Бег 1000 м, с 198±3,8 190,0±3,1 1,631 >0,05

Подтягивания, кол-во раз 11,2±0,5 12,7±0,4 2,343 <0,05

В начале формирующего педагогического эксперимента достоверные различия исследуемых показателей у студентов контрольной и экспериментальной групп отсутствовали. По окончании учебного года у студентов экспериментальной группы отмечены достоверно более высокие показатели жизненной емкости легких, силы кисти, индекса Гарвардского степ-теста, уровня функционального состояния (р<0,05).

Предлагаемая технология способствует улучшению физической подготовленности студентов. Студенты экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента показали достоверно более высокие результаты в прыжке в длину с места, десятикратном прыжке, подскоках через скакалку и количестве подтягиваний ф<0,05).

Проводимые мероприятия оказали позитивное влияние на процесс адаптации студентов. По окончании учебного года количество студентов, имеющих уровень активной адаптации, в экспериментальной группе было существенно выше и составляло 67%, в то

время как в контрольной количество активно адаптированных студентов составляло 49%. Вероятность дезадаптации отмечена у 9% студентов контрольной группы и у 3% экспериментальной группы.

Апробация разработанной технологии показала, что ее внедрение в учебнотренировочный и воспитательный процесс колледжа физической культуры позволяет оптимизировать его организационную и содержательную направленность, способствует значительному сокращению периода адаптации и обеспечивает улучшение функционального состояния студентов, повышение их физической подготовленности, что позволяет рекомендовать ее к использованию в практике.

ВЫВОДЫ

1. Обучение на первом курсе колледжа физической культуры сопряжено с периодом адаптации студентов к новым учебным и жилищно-бытовым условиям, который характеризуется отрицательными сдвигами в организме по ряду функциональных показателей и физической подготовленности.

2. Разработана технология адаптации студентов колледжа физической культуры к профессиональному обучению, представленная комплексом мероприятий спортивного, медицинского, психолого-педагогического блоков, реализация которой способствует улучшению функционального состояния и повышению уровня физической подготовленности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дулова, О.В. Технология реализации модульно-компетентностного подхода в системе среднего физкультурного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дулова О.В. - Улан-Удэ, 2010. - 24 с.

2. Железняк, Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 47-53.

3. Мусакаев, М. Б. Развитие среднего специального образовательного учреждения физической культуры в аспекте социально-педагогического анализа / М. Б. Мусакаев // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 6-10.

4. Сахиуллин, А.А. Стратегия оптимизации среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта / А.А. Сахиуллин. - М. : Физическая культура, 2006. - 217 с.

5. Становов, В.В. Эффективность использования средств физической культуры профессиональной направленности в социальной адаптации учащейся молодежи / В. В. Становов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 79-82.

REFERENCES

1. Dulova, O.V. (2010), Technology of realization of modular and competence-based approach in system of secondary sports education: dissertation, Ulan-Ude, Russian Federation.

2. Zgeleznyak, Y.D. (2002), “Training of specialists on physical culture and sport in system of pedagogical education”, Theory and practice ofphysical education, No. 5, pp. 47-52.

3. Musakaev, M.B. (2012), “Development of average special educational institution of physical culture in aspect of the social and pedagogical analysis”, Theory and practice ofphysi-cal education, No. 4, pp. 6-10.

4. Aakhiullin, A.A. (2006), Strategy of optimization of secondary professional education of branch of physical culture and sport, publishing house “Physical culture”, Moscow, Russian Federation.

5. Stanonov, V.V. (2009), “Efficiency of use of means of physical culture of a profes-

sional orientation in social adaptation of studying youth”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 49, No. 3, pp. 79-82

Контактная информация: smolakademsport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2012.

УДК 796.413/.418

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА «МАДЬЯР» НА КОНЕ - МАХИ

Равиль Михайлович Тухватулин, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ТиМ гимнастики,

Сергей Анатольевич Антонов, старший преподаватель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма (СГАФКСТ)

Аннотация

В данной статье дается анализ временных характеристик техники выполнения одного из базовых гимнастических элементов на коне - махи «круговые перемещения поперек снаряда с одной части тела на другую» названного по имени «Мадьяр» - первого исполнителя данного элемента.

Анализ двухопорных и одноопорных положений гимнаста на снаряде позволяют по временным параметрам сделать соответствующие, объективные выводы по технике изучаемого элемента. Таким образом, анализируя все действия гимнаста в исследуемом гимнастическом элементе «Мадьяр» мы выявили, что главные двухопорные положения (ДОП) гимнаста выполняются очень быстро и мощно, задающие оптимальный темп движения и создающие условия для сохранения устойчивых одноопорных положений (ООП) на левой и правой руке. При выполнении всех семи кругов, особенно при перемещении на ручки и между ручек, одноопорное положение на левой руке занимает больше времени, чем ООП на правой руке - это указывает на важность действий гимнаста в этом положении, когда необходимо выполнить главные двигательные действия для удержания правильной технической осанки на данном снаряде и в последующем следить за этой осанкой - прямым положением тела по ходу выполнения всего упражнения в целом.

Ключевые слова: круги, техническое исполнение, техническая осанка, двухопорное положение (ДОП), одноопорное положение (ООП) на снаряде.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p132-136 TECHNICAL ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF THE GYMNASTICS ELEMENT “MAGYAR” ON THE POMMEL-HORSE

Ravil Mikhailovich Tukhvatulin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

head of the faculty Sergey Anatolevich Antonov, the senior teacher,

Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism

Annotation

This article gives the analysis of temporary characteristics of performance technique of one of the basic gymnastic elements on a horse - moves "circular movements across implement from one part of a body on another" called by name "Magyar" - named after the first performer of this element.

The analysis of two-basic and one-basic positions of the gymnast on implement allows drawing by temporary parameters the corresponding, objective conclusions on technique of the trained element. Thus, analyzing all actions of the gymnast in the studied gymnastic Magyar element we revealed that the main two-basic positions of gymnast are carried out very quickly and powerfully, providing optimum speed and creating conditions for securing the steady one-basic positions on the left and right hand. When performing all seven circles, especially when moving on handles and between handles, one-basic position on the left hand is held by more time, than on the right hand that points to importance of actions of the gymnast

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.