Научная статья на тему 'Новый университет: эксклюзивный опыт'

Новый университет: эксклюзивный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый университет: эксклюзивный опыт»

Vysoka skola. Pr., 1984/1985. - Roc. 33. -C. 6. - S. 241-244; Kozakiewicz K. System stypendialny w oswiacie i szkolnictwie wyzszym w latach osiemdziesi^tych // Wiadom. statyst. - W-wa, 1986. - R. 31. -N 8. - S. 16-18; Каждый второй среди молодежи - стипендиат // Югосл. профсоюзы. - Белград, 1987. - Г.28. - N 166.

- С. 9-10.

15. Закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»// Вестник образования. - 2000. - № 20.- С.16-30; Постановление правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам установления размеров стипендии, пособий и других обязательных социальных выплат» // Вестник образования. - 2001. - № 7.

- С.33-43; Указ Президента РФ «О вне-

сении изменении в некоторые указы президента РФ по вопросам установления размеров стипендии и социальных выплат» // Вестник образования. - 2001. -№ 10. - С. 3-8; Постановление правительства РФ «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов»// Вестник образования. -2001. - № 20. - С.6-14.

16. Балыхин Г.А., Фролов Е.А., Чеботареве-кий Ю.В. Механизмы стипендиального обеспечения из внебюджетных источников. - М., 2002; Балыхин Г., Романов П. Стипендия - от заказчика // Высшее образование в России. 2002. - № 2. - С. 12-20.

Л. ДЯГЧЕНКО, ректор Белгородский государственный университет

Феномен нового университета в российской глубинке - это ответ на вызов времени, это зеркальное отражение ситуации, сложившейся в столичных вузах. Полтора десятилетия назад три четверти студентов московских вузов составляли приезжие из провинции, а сейчас уже три четверти - сами москвичи. Снижение академической мобильности оценивается по-разному. И сегодня еще это явление порой считается следствием временных неблагоприятных социальных условий 90-х годов, предлагаются рецепты искусственного стимулирования притока студентов из провинции. Но полтора десятилетия - достаточный срок для оценки ситуации как стабильно сложившейся. Так какова же участь

Новый университет: эксклюзивный опыт

тех провинциалов, которые ныне не доезжают до Москвы? Столь ли она плачевна? Имеют ли они возможность получить достойное образование дома?

За белгородцев можно не беспокоиться... В кризисные 90-е годы сформировались условия образовательной компенсации, адекватные запросам молодежи по содержанию и уровню получаемого образования. При этом решающую роль в создании нового университетского пространства сыграли отнюдь не ангажированные частные вузы, которым зачастую придавался имидж вузов XXI века, а скромные по тем временам отраслевые институты, которым предрекалась прогрессирующая деградация: планировалось избавиться от них, оставив только 50 (по

зарубежным рецептам) или 100 (по щедрости российских реформаторов) государственных вузов.

Белгородский государственный университет - классический, а по некоторым аспектам - уникальный пример создания нового типа высшей школы в России.

БелГУ сегодня - это университетский комплекс, осуществляющий подготовку по 52 специальностям, а главное - владеющий инновационными технологиями и осваивающий новые актуальные направления образования. В нем обучаются более 18 тысяч студентов и аспирантов. По количеству обучающихся наш университет входит в тройку крупнейших провинциальных вузов Центральной России.

Современная учебно-лабораторная база - предмет особой гордости университета. Его новое здание (72 тыс. кв. м) - главное архитектурное украшение Белгорода, на фоне которого поблек модерн зданий банков и естественных монополий. Гордимся, естественно, не только зданием... Оборудование медицинского факультета, например, не уступает (по оценкам канадских коллег) зарубежным лабораториям. Установки физических лабораторий изготовлены по образцу лабораторий МФТИ его же специалистами. Ботанический сад БелГУ (78 га) - единственный созданный в постсоветское время. Астрофизическая обсерватория университета является базой федерально-регионального центра экологического контроля состояния природных ресурсов и экономически важных или опасных объектов - один из пяти центров, созданных в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» и проекта Минобразования России «Создание экспериментальных площадок коллективного пользования».

Научные исследования сотрудников

университета получили общероссийское и международное признание: отмечены государственными премиями, золотой медалью всемирной выставки в Брюсселе, серебряными медалями Женевского салона медицинского оборудования, а разработанные совместно с германскими коллегами инновационные образовательные технологии внедрены в практику высшей школы Земли Северной Рейн-Вестфалии.

Университетская культура - это не только высокое качество образования и науки, не только архитектурная эстетика зданий, куда водят на экскурсии школьников и членов правительства. Это также и эстетическая культура самих студентов. Ее высокий уровень подтверждается на общероссийских фестивалях «Студенческая весна», на которых белгородские студенты становятся традиционными призерами, уступая, как правило, лишь хозяевам очередного фестиваля.

БелГУ - один из центров спортивной жизни России. Его студенты и выпускники многократно становились чемпионами мира и Европы, чемпионами и призерами Олимпийских игр. В спортивной делегации России на последних Олимпийских играх в Сиднее

- семеро представителей нашего вуза

- студенты, сотрудники и выпускники, в том числе получившая известность Светлана Хоркина. Особые отношения у университета сложились с российским волейболом: создатель и руководитель мирового суперклуба «Локомо-тив-Белогорье» Геннадий Шипулин -выпускник нашего вуза, как и большинство его игроков - они либо окончили БелГУ, либо в нем обучаются. Ну а в женском волейболе наша студенческая команда «Университет» - серебряный призер российской суперлиги и уступает только сборной России, выступающей под названием «Уралочка».

Появление вуза нового типа заме-

чено не только в России. БелГУ - участник международного проекта «Университеты» зальцбургского семинара, где он был представлен Минобразования России как пример российского опыта создания современного университетского комплекса. Следствием презентации стал рабочий визит в Бел-ГУ специалистов этой организации -«советников по приглашению», имеющих за плечами опыт руководства крупнейшими европейскими и американскими университетами. Зарубежные коллеги оценили высокий потенциал новорожденного университетского комплекса и выработали рекомендации по перспективам его развития, касающиеся в первую очередь создания нового менеджмента, адекватного изменившимся масштабам и качеству вуза.

Современное состояние нашего университета - это итог его развития и одновременно стартовая площадка для конструирования вуза, отвечающего на новые вызовы XXI века.

Несколько слов о пройденном пути... Достигнутые результаты стали слагаемым действия трех факторов: вузовского, регионального и федерального.

За свою более чем вековую историю (Белгородский учительский институт был создан по императорскому указу в 1876 году) наш вуз выдержал немало испытаний и претерпел серию метаморфоз. Сама история вуза сформировала способность и готовность его коллектива к обновлению, и не только в благоприятных для этого условиях. В 90-е годы средний по размерам и показателям Белгородский педагогический институт (около пяти тысяч студентов, десяток профессоров и полторы сотни доцентов) максимально использовал внутренние ресурсы, а главное - продемонстрировал волю не только к борьбе за выживание, но и к обретению нового качества - уровня университета. Как и в большинстве педагогических

вузов, в БГПИ сложилась система мно-гопрофильности: в рамках педагогического образования сочеталась естественнонаучная и социально-гуманитарная подготовка. Институту было легче, чем техническому вузу, адаптироваться к меняющимся условиям спроса на специалистов. Материальная база по меркам педвуза была одной из лучших в России и позволяла на первых порах решать проблемы, связанные с открытием подготовки по новым специальностям. Однако собственные возможности и внутренние ресурсы позволяли решать лишь ограниченные задачи сохранения педвуза с частичными дополнениями в образовательной деятельности. Создание представленного выше нового вуза происходило поэтому при существенном воздействии внешней среды, и прежде всего регионального руководства, лично губернатора области Е.С. Савченко.

В первой половине 90-х годов Белгородская область пережила подлинный кризис в сфере высшего образования, возможно, более глубокий, чем в целом по России. Выборочная микроперепись 1995 года зафиксировала низкие показатели образовательного уровня белгородской молодежи: 146 чел. из числа лиц с высшим образованием на 1000 занятых (14,6%). Это был один из самых низких показателей в Центральном Черноземье. В Воронежской области этот коэффициент составлял 19,6%, в Курской - 16,0%.

Одним из объяснений сложившейся ситуации может служить то обстоятельство, что до распада СССР традиционным местом получения высшего образования для белгородской молодежи был г. Харьков с его крупнейшими вузами.

Экстремальные условия породили и чрезвычайные действия. Была сделана ставка на создание в областном центре многопрофильного вуза, способного

реабилитировать образовательные возможности молодежи региона и одновременно удовлетворить потребности региона в специалистах. В конкуренции с другими вузами тогдашний пединститут выиграл право на роль базы будущего университета. На первых порах, при развертывании социально-гуманитарных специальностей, власти региона обеспечивали преимущественно организационно развитие нового вуза. Однако с открытием в 1996 году медицинского факультета ситуация существенно изменилась. Современная материальная база медицинского факультета потребовала значительных финансовых ресурсов. В течение шести лет ежегодно на ее создание по специальному постановлению губернатора регионом выделялось до полутора десятка миллионов рублей.

Одновременно с этим в 1996 г. бывший пединститут официально приобрел статус государственного университета. Изменилась его роль в регионе, и родились новые формы взаимодействия федерального вуза с местной властью, которая взяла на себя львиную долю ресурсного обеспечения его развития. Программа развития университета стала документом регионального уровня. Для ее реализации был сформирован попечительский совет Белгородского государственного университета под председательством губернатора. Для аккумулирования средств на создание и модернизацию учебно-лабораторной базы попечительским советом был образован Фонд содействия развитию БелГУ. В этот фонд поступали средства от юридических и физических лиц - всех тех, кто хотел видеть свой город университетским. И как в свое время для Христа стала особо ценной «лепта вдовы», так и для нас особую значимость имели символические средства, поступавшие от рядовых граждан, а не только от бан-

ков, предприятий и естественных монополий.

Таким образом, практика создания в Белгороде нового университета стала одним из самых ярких примеров в России многоканального финансирования высшего образования и высокого уровня возрождения благотворительных традиций.

Но и федеральный фактор в становлении нового университета сыграл огромную роль - прежде всего организационный ресурс Минобразования России. Существенным залогом нашего успеха стала стратегия развития высшего образования в условиях кризиса, которая позволила вузу определить свои ориентиры и найти способы их достижения. В какой-то мере мы ощущали и свой скромный вклад в разработку этой стратегии. Так, уже с 1989 года наш вуз совместно с педколледжа-ми осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием в сокращенные сроки обучения на основе преемственности с программами среднего профессионального образования. Через 10 лет в числе прочего этот опыт лег в основу оформленной идеи университетских комплексов. В этом же контексте Министерством образования России был осуществлен эксперимент по объединению в составе БелГУ педвуза и медицинского колледжа. В свою очередь, инновационная деятельность университета сформировала доверие к его специалистам, которые привлекались к составлению аналитических документов, влияющих на современное развитие образования.

Безусловно, воздействие федерального фактора на становление нашего университета выражалось не только в общем контексте. Поддержав инициативу вуза и региона, министерство осуществило паритетное финансирование строительства нового комплекса. Из 800 миллионов рублей 160 миллионов

выделило министерство. Мы ощущали постоянное внимание к его созданию министра образования В.М. Филиппова, его первых заместителей Г.А. Ба-лыхина и А.Ф. Киселева.

Теперь о проблемах... Их как раз и породила происшедшая в короткий срок метаморфоза вуза. Главными из них стали проблемы управления вузом и вопросы формирования ресурсов для экономического обеспечения его деятельности. Радость по поводу троекратного увеличения учебно-лабораторной базы была омрачена троекратным ростом коммунальных платежей. И это оказалось не самой крупной статьей предстоящих расходов. Контраст нового храма науки со старым комплексом университетских зданий оказался столь разительным, что острое его восприятие породило определенную психологическую угнетенность у сотрудников и особенно у студентов факультетов, оставшихся в прежних аудиториях. А это - треть коллектива! Казалось бы: в условиях, когда срочно требовалось построить новое общежитие, новый спортивный комплекс, жилые дома для преподавателей, - ради «дела» можно было бы отложить реконструкцию старой базы до лучших времен. Тем более, что по обычным меркам она пребывала в приличном, отнюдь не аварийном состоянии. Но ведь люди живут сегодня и сейчас! Тем более - в Белгородской области, которая приступила к реализации разработанной под руководством губернатора Е.С. Савченко Программы улучшения качества жизни населения.

Вузовский менеджмент, приспособленный в основном к решению академических задач развития образования и науки, не смог своевременно найти дополнительные резервы самофинансирования и ресурсного обеспечения развития, соответствующего современному уровню и качеству универ-

ситета. Это поставило вуз на грань финансового кризиса. Средств не хватало даже на текущие платежи, не говоря уже о финансировании программ перспективного роста. Решающий этап в развитии университета начался летом 2002 года с создания нового менеджмента и новых условий экономической деятельности.

Не вдаваясь в детали созданного механизма управления и формирования ресурсов, остановлюсь на оценке его эффективности. Только за два первых месяца удалось привлечь дополнительные средства в сумме 50 млн. р. (в 12 раз больше, чем за весь предыдущий год!). Это позволило немедленно приступить к строительству и реконструкции одновременно 26 объектов.

Если бы я попытался публично объявить об этом со страниц журнала год назад, то меня бы просто не напечатали или напечатали критическую статью об авантюризме нового ректора. Но сегодня почти все эти объекты уже функционируют или готовы к приемке в эксплуатацию с нового учебного года. Крупнейший из них - суперкомфортабельное общежитие на 1100 мест, построенное на территории нового университетского городка. В каждой секции - по две комнаты с кухней, душевой и туалетом. Детская игровая комната, автоматизированная прачечная, пункт проката, парикмахерская - это далеко не полный перечень инфраструктуры быта, позволяющей создать достойные условия жизни студенческим семьям, для которых это общежитие в первую очередь предназначено. «Изюминка» в том, что это - информационно-технологичное здание с телефонной сетью (телефонный аппарат - в каждой комнате), кабельным телевидением и телекоммуникационной сетью, подключенной к Интернету.

Завершается собственными силами евроремонт старейшего учебного кор-

пуса, верой и правдой служившего студентам тридцать лет и три года. Разумеется, это не только современный интерьер здания, но и модернизированные аудитории с мультимедийной проекцией, системой голографического изображения, создающего полную иллюзию трехмерного пространства, и другими техническими новшествами.

На основе инновационных инвестиционных подходов за полгода возведено здание 52-квартирного жилого дома для профессоров университета и приглашенных специалистов. Это - доброе продолжение усилий губернатора, подарившего два жилых дома университету.

Произведена аутентичная реконструкция исторического здания - памятника архитектуры XIX в., в котором уже занимаются студенты первого в России теологического факультета.

Заново отстроены конюшни и другие сооружения конноспортивной школы, находившейся на грани закрытия и переданной на «санацию» БелГУ. Взяв ее «под свое крыло», университет вдохнул новую жизнь в этот уникальный центр спортивной жизни, превратив его одновременно в центр подготовки студентов по специализации «Тренер по конному спорту». Теперь в планах университета и его попечительского совета - строительство ипподрома.

Заложен фундамент крупнейшего в Черноземье университетского спортивного комплекса - центра Светланы Хоркиной.

Идет реконструкция солидного производственного здания для университетского бизнес-инкубатора. Это инновационное учебно-производственное подразделение, осуществляющее образование специалистов в сочетании с инжиниринговой практической подготовкой. Предпринимательская практика студентов обеспечивается кредит-

ной линией, маркетинговым и консалтинговым сопровождением. По ее результатам выпускник или группа выпускников к окончанию университета становятся владельцами собственного малого предприятия, сами создают себе рабочие места.

Это - перечень только самых крупных объектов, потребовавших за год вложений на сотни миллионов рублей. Безусловно, строительство такого масштаба оказалось возможным лишь благодаря деятельности попечительского совета БелГУ, который не ограничился созданием нового университетского комплекса, а осуществляет его развитие как долговременную региональную политику.

Для нас принципиально важным является то обстоятельство, что в текущем году университет стал не только объектом региональных инвестиций, а взял на себя немалую долю финансирования крупнейших объектов.

Не менее важно и то, что финансирование строительства и реконструкции осуществляется отнюдь не в ущерб программам социального развития. (Хотя, по сути, многие из перечисленных объектов имеют как раз социально-культурное назначение). Наша экономическая политика позволила в течение учебного года дважды произвести увеличение заработной платы преподавателей и сотрудников из внебюджетных средств. В новом учебном году профессор БелГУ будет зарабатывать не менее 15 тыс. р. ежемесячно. Но именно зарабатывать! Существенным источником заработка преподавателя стала не только учебная, но и научная деятельность. Поскольку не всем удается выигрывать федеральные гранты, университет с участием попечительского совета осуществляет внутренний конкурс университетских грантов на сумму 15 млн. р. При этом обеспечена возможность конкуренции в науке и

для молодых ученых. Для них проводится отдельный конкурс, победителями которого становятся самые талантливые, перспективные ассистенты, аспиранты и даже студенты. Так естественным образом осуществляется селекция кадров, закладывающая основы будущего научного потенциала БелГУ. Соответственно возросла эффективность научных исследований. Треть из них - фундаментальные разработки по широкому научному спектру. По их результатам за последние три года издано 39 монографий, 170 учебников и учебных пособий.

Первые наши успехи еще раз убедили в том, что сегодня высшая школа без эффективного экономического менеджмента не может решать свои задачи, в том числе те, которые определены федеральной концепцией модернизации образования и региональной программой улучшения качества жизни. Современная материальная база, стабильное финансирование образовательных и научных проектов, стимулирование творческой активности, поощрение предпринимательской деятельности на основе вузовского хозрасчета позволяют коллективу сосредоточить силы на инновационной деятельности во благо университета, а не распылять их в поисках дополнительного случайного заработка.

Именно это и позволяет нам держать максимально высокую планку темпов развития нового университета.

Как вся Белгородская область, Бел-ГУ пока еще не стал участником эксперимента с единым экзаменом и индивидуальными финансовыми обязательствами, но воспринимает их как очередной современный вызов и вырабатывает свой вариант ответа - модель формирования контингента, адекватную новым условиям - новым «правилам игры». В основе этой модели лежит ус-

тановление взаимосвязи перечисленных инноваций, а точнее, придание университетскому комплексу роли ключевого звена в формировании будущего контингента студентов БелГУ.

Более чем десятилетний опыт Бел-ГУ по организации совместно с другими учреждениями инновационной образовательной деятельности, а также результаты подготовки более чем 8 тысяч студентов, прошедших обучение в системе непрерывного образования и поступивших в наш вуз целенаправленно, на основе довузовской профессиональной ориентации, позволили выработать алгоритм деятельности университетского комплекса и составить суждение об эффективности этой системы.

Университетский комплекс, безусловно, имеет социальный эффект, который выражается:

• в сокращении сроков получения высшего образования выпускниками колледжей;

• в улучшении качества знаний учащихся общеобразовательных школ, сотрудничающих с вузом;

• в обеспечении одаренным учащимся сельских школ возможности реализации и развития творческих способностей в условиях интерната при вузе.

Кроме того, достигается педагогический эффект для вуза:

• в возможности целенаправленного формирования будущего контингента студентов и его пропедевтической подготовки в условиях довузовского образования;

• в формировании контингента студентов из числа профессионально-сориентированных выпускников колледжей;

• в осуществлении обратной связи с выпускниками в условиях дополнительного профессионального образования, в анализе их подготовленнос-

ти к профессиональной деятельности и соответствующей корректировке основных образовательных программ и в улучшении качества подготовки специалистов;

• моделировании квалификационных параметров профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями заказчика, например: специалист со средним медицинским и высшим педагогическим образованием, специалист со средним профессиональным образованием в области культуры и искусства и классическим университетским или высшим менеджерским образованием и др.

Для учреждения среднего профессионального образования педагогический эффект находит выражение:

• в повышении квалификации педагогических кадров, работающих совместно с вузом;

• в улучшении качества социально-гуманитарной и общепрофессиональной подготовки специалистов, обучающихся по программам непрерывного профессионального образования;

• в повышении статуса учреждения - преобразовании его в колледж;

• в повышении привлекательности колледжа для абитуриентов.

Для общеобразовательных учреждений (школ и гимназий) также достигается педагогический эффект, который проявляется:

• в получении квалифицированного научно-методического обеспечения углубленной или специализированной подготовки учащихся;

• в предоставлении возможности учителям участвовать в экспериментальной инновационной деятельности, овладевать научными подходами в совершенствовании профессиональной деятельности - вплоть до подготовки диссертационных исследований;

• в профилировании деятельности школы в качестве гимназии или лицея;

• в расширении возможностей для учащихся в подготовке к поступлению в вуз или колледж;

• в расширении академических контактов с образовательными учреждениями разных уровней, вплоть до установления международных связей.

Вместе с тем существуют обстоятельства, ограничивающие возможности создания благоприятных условий для реализации творческих способностей учащихся колледжей и школ. В практике БелГУ это выразилось в запрете со стороны Минздрава России на осуществление непрерывного медицинского образования в рамках университета на основе преемственности образовательных программ нашего медицинского колледжа и медицинского факультета.

Положение об университетском комплексе не устранило препятствия на пути объединения с федеральным вузом региональных колледжей. Такая попытка БелГУ и трех белгородских областных колледжей, поддержанная Минобразования России еще в 1999 году, была «торпедирована» Минфином России уже на стадии согласования правительственного постановления - под предлогом противоречия бюджетному кодексу, не допускающему разноуровневого финансирования из госбюджета.

До сих пор самим Минобразования не решена проблема дифференцированной оценки кадрового потенциала университетского комплекса в процедуре аттестации: уровень его обеспеченности квалифицированными кадрами оценивается только по вузовским критериям (доля преподавателей с учеными званиями и степенями), которые распространяются и на входящие в состав комплекса колледжи.

Однако при всех имеющихся проблемах именно университетский комплекс является системой регулирова-

ния потока потенциальных абитуриентов нашего вуза даже в условиях ЕГЭ и ГИФО. Столкнувшись с препятствием по включению ряда колледжей в состав комплекса как единого юридического лица, БелГУ пошел по пути создания широкой ассоциации «Белгородский университетский комплекс», которая была официально зарегистрирована в конце 2002 года. Если в 1995 году такая попытка не получила согласия областного органа управления образованием, то в новой ситуации областная администрации сама выступила инициатором ассоциирования образовательных учреждений разного уровня. Это позволило создать на базе БелГУ организационное объединение четырех десятков учебных заведений различного типа и решать проблемы ведомственной разобщенности, снижавшей прежде эффективность совместной образовательной деятельности вуза, колледжей, гимназий.

Помимо всего, именно университетский комплекс становится тем пространством, в котором начинается работа с будущими абитуриентами. Это не только учащиеся семи колледжей, но и учащиеся лицеев. В них открыты профильные классы, ориентированные на университетские специальности, которые ведут преподаватели университета по авторским программам. Учащиеся лицеев, как правило, уже на школьной скамье определяются с тематикой учебно-исследовательской работы, которая затем естественным образом перерастает в дипломное исследование. По этой системе только в одном педагогическом лицее-интернате в старших классах обучаются три сотни одаренных воспитанников сельских школ, которые поступят в БелГУ по целевой контрактной подготовке и по окончании будут трудоустроены в школах родной местности. С прошлого года таким же образом получают лицеист-

скую подготовку, ориентированную на классические естественнонаучные специальности, талантливые дети, набранные из городских школ.

Аналогичные нити связывают Бел-ГУ со всеми остальными школами и гимназиями университетского комплекса и за его пределами. Главный узелок здесь завязывает наш преподаватель или работающий по нашим программам учитель, благодаря которому его воспитанник уже на школьной скамье делает осознанный выбор будущей профессии и, как правило, ему не изменяет. А преодолеть барьер вступительных испытаний или, как теперь предстоит, набрать баллы по ЕГЭ будущему абитуриенту, безусловно, помогает качество получаемого под руководством вуза образования.

Целенаправленная работа по формированию контингента студентов рамками комплекса, естественно, не ограничивается. Сложившееся в ходе практической деятельности многообразие ее форм и методов позволяет уже в текущем году решить задачу создания на научной основе системы образовательного маркетинга как составной части управления качеством подготовки специалистов.

На ту же «мельницу» будет лить воду и развитие информационных технологий. Новым для БелГУ шагом в этой области стал переход от состояния «вуз в себе» к состоянию «вуз для себя». Случилось так, что, занятый решением задач информатизации собственной деятельности, университет в ней весьма переусердствовал: количество современных компьютеров даже превышает разумно необходимые потребности образовательной деятельности. Вместе с тем вуз упустил рынок информатизации и образования в этой области. Наличие высококвалифицированных кадров и высокотехнологичного оборудования (не уступающего, по оцен-

кам специалистов Зальцбургского семинара, проводивших аудит БелГУ, оборудованию университетов США и Великобритании) позволило в кратчайший срок создать факультет компьютерных наук и информационных технологий и приступить к подготовке элитных специалистов и созданию центра высоких технологий и уникальных информационных систем. На очереди -создание на базе БелГУ и его университетского комплекса единого информационного пространства образовательных учреждений региона.

Итак, условия, в которых уже больше десятилетия развивается российское высшее образование, изменились настолько, что требуют не совершенствования старой, а создания новой системы управления. Это давным-давно произошло в производственной сфере. Старый менеджмент не только обанкротился сам, но и обанкротил свои предприятия. Не дай нам, Бог, такого!

По опыту производства можно взять на вооружение систему управления качеством, адаптировав к условиям российского вуза международные требования к менеджменту качества -ИСО. Ряд вузов ушел в этом направлении далеко вперед. Мы пока - в самом начале пути. Первые наработки уже были представлены к оценке специалистами на всероссийском конкурсе внут-ривузовских систем управления качеством подготовки специалистов. Сама подготовка к конкурсу, а главное - полученный экспертный анализ наших результатов стали для наших управленцев хорошей школой, в чем-то - холодным душем и, что самое ценное, - отправной точкой для проектирования современной модели управления ключевыми процессами. Первый семестр нового учебного года намечен как срок внедрения в деятельность всех подраз-

делений уже не элементов управления качеством, а менеджмента качества как целостной системы.

И в заключение о том, что для меня как ректора представляется главным -о людях, точнее, о том, что я могу сделать для них - наших преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов, всех тех двадцати тысяч человек, имя которым и есть Белгородский государственный университет! Не считаю нужным сетовать по поводу бедственного положения с зарплатами и стипендиями. Занимаюсь формированием источников средств на материальную поддержку всех членов коллектива и прежде всего - работающих с наибольшей отдачей. К тому, что говорилось выше по этому поводу, можно добавить длинный перечень систематических и разовых выплат, надбавок и т.п. Впервые в этом году университет организовал конкурс профессионального мастерства по 10 номинациям с присуждением премий в размере от 5 до 500 тыс. р. (максимальная премия - за звание лучшего факультета). Но не об этом я хотел сказать напоследок - не о материальном! Свой долг ректора я вижу в создании в новом университете высокой духовной среды. Духовная жизнь всегда спасала Русь. Даже в более тяжких испытаниях, чем те, которые мы пережили и переживаем.

Формирование этой среды воплощается и в буквальном возрождении православной духовности. При университете построен и функционирует прекрасный храм архангела Гавриила. Возрождены традиции рождественских, пасхальных и иных праздников, в которых с удовольствием участвуют студенты и преподаватели. Но не только в этом соприкосновение университета с православием и с Русской Православной церковью. Наше взаимодействие имеет более глубокую, фундаменталь-

ную основу, в том числе в сфере профессиональной деятельности. У нас, в новом университете, создан первый в России теологический факультет, где ведется подготовка специалистов по преподаванию в школе основ православной культуры и других предметов культурно-религиозного цикла. В медицинском колледже университета состоялось уже несколько выпусков христианских сестер милосердия. Научно-педагогические связи преподавателей университета с коллегами из Белгородской духовной семинарии, совместные мероприятия студентов обоих учебных заведений стали повседневным и благотворным явлением вузовской жизни.

Ежемесячно гостями БелГУ становятся видные деятели науки и культуры. Их встречи со студентами несут в себе колоссальный эмоциональный заряд и формируют у молодежи новый уровень представлений о культурных и научных достижениях России.

Университет - это также и место приобщения молодежи к классическим образцам культуры, и здесь пришлось «пахать целину». Начали с приглашения в университет филармонического оркестра (благо, что университетский молодежный культурный центр располагает концертным залом на 730 мест -лучшей концертной площадкой города). Регулярные, один раз в два месяца, концерты быстро завоевали популярность, и оркестр приобрел постоянных слушателей, многие из которых поначалу приходили лишь из любопытства.

Около года понадобилось для того, чтобы сформировались и создали свой репертуар академический хор университета, ректорский духовой оркестр,

вокальный ансамбль «Вереск» и другие коллективы, без которых культурная жизнь университета уже немыслима. К этому можно добавить и расширение возможностей знакомиться с лучшими образцами профессиональной культуры благодаря популярности у столичных артистов нашей концертной площадки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моей главной опорой в многогранной воспитательной работе со студентами являются сотни преподавателей, работающих кураторами студенческих групп. Мы не только возродили институт кураторов, но и достойно оплачиваем трудную, но в то же время самую благодарную работу со студенческой молодежью.

И еще одно новшество. Наверное, многие могут вприглядку любоваться элитарным дизайном банковских и других офисов, хозяева которых усвоили, что для повышения производительности напряженного труда работник нуждается в минутной передышке, в обстановке, отвлекающей от угнетенности служебными заботами. Считаю, что труд наших 20 тысяч студентов и сотрудников не менее напряженный и им также нужна психологическая разгрузка. Для этого в университете существуют зимний сад с полутысячей экзотических растений, аквариумом и оригинальным ландшафтом, а также не менее экзотический «задумчивый дворик» с тихой «речкой», мостиками, бассейном и водопадами, живописными растениями и причудливыми скульптурами и, разумеется, со скамеечками, на которых можно посидеть, отдохнуть, почти не рискуя попасться на глаза начальству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.