Научная статья на тему 'Социальный результат выполнения инновационной образовательной программы'

Социальный результат выполнения инновационной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный результат выполнения инновационной образовательной программы»

Инновационная образовательная программа БелГУ: системный эффект

В 2007 г. Белгородский государственный университет стал одним из победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Программа «Наукоемкие технологии. Качество образования. Здоровьесбережение» позиционирует БелГУ как центр инновационного развития образования, науки и культуры региона на основе создания многопрофильной кластерной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров мирового уровня, продвижения на рынок новых знаний и наукоемких технологий, обеспечения стратегического партнерства высших учебных заведений, бизнеса и власти на федеральном и региональном уровне.

«Нас часто спрашивают, в чем секрет нашего успеха, - говорит ректор БелГУ профессор Леонид Яковлевич Дятченко. - Все очень просто: регион и его люди развивают университет, а университет, в свою очередь, развивает регион. И в этом -смысл существования БелГУ, его высокая цель и историческая миссия. Пройдут годы, быть может, столетия - и люди по заслугам оценят душевный порыв нашего поколения, всех тех, кто по кирпичику собирал наш замечательный вуз».

Инновационная образовательная программа БелГУ состоит из взаимосвязанных образовательных, научно-исследовательских и научно-производственных проектов. Их реализация приведет к системному эффекту в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Об этом - в публикуемых ниже статьях университетских ученых.

Л. ДЯТЧЕНКО, ректор, профессор

Белгородский государственный университет

Социальный результат выполнения инновационной образовательной программы

Каким должен быть современный вуз? В своё время мы вывели формулу успеха Белгородского государственного университета как новейшего классического вуза страны. Университет должен быть свободным, самодостаточным и саморазвивающим-ся. Только в этом случае он может добиться высокого качества образовательных услуг, значимых результатов научных исследований, высокого уровня организационной культуры, оптимального состояния социальнопсихологической среды для своих преподавателей, сотрудников и студентов.

В 2007 г. БелГУ вошел в число победителей конкурса инновационных образовательных программ (ИОП), и сейчас, по истечении полутора лет реализации ИОП, мы видим, что активизация инновационных процессов в университете не только способствовала положительной динамике в образовательной и научно-исследовательской деятельности нашего вуза, но и значительно ускорила темпы обновления всей жизненной среды Белгородчины.

Для оценки социальной значимости мероприятий инновационной образовательной программы «Наукоемкие технологии. Качество образования. Здоровьесбереже-ние», отражающей их вклад в улучшение и развитие социальной сферы университета, в качестве критериев можно выделить следующие:

■ улучшение уровня жизни работников БелГУ (рост доходов, высокое качество медицинского обслуживания, организация отдыха);

■ изменение образа жизни коллектива университета (повышение занятости в новых видах деятельности, заинтересованность преподавателей, ученых, сотрудни-

ков и студентов в результатах своего труда, увеличение количества рабочих мест);

■ подъем общей удовлетворенности коллектива состоянием гуманитарной среды вуза, университетской социальной политикой и др.

Далеко не в каждом российском вузе существует эффективная социальная поддержка студентов, преподавателей и сотрудников, подобная той, что реализуется в БелГУ. Благодаря труду коллектива, а также внедрению по-новому сформированной финансово-экономической программы нам удалось воплотить в жизнь многие значимые проекты в социальной сфере, которые сведены в единый пакет.

В целом за последние восемь лет объемы финансирования соответствующих мероприятий в университете увеличились более чем в 16 раз (с 14,2 млн. руб. в 2001 г. до 298 млн. руб. в 2008 г.). Большое внимание уделяется страхованию жизни наших работников, материальной поддержке всех категорий лиц: ветеранов, детей сотрудников, студентов и аспирантов,студентов-сирот, многодетных семей. Введена система стимулирования и материальной поддержки соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук (с 2007 г. вознаграждение за защиту диссертации составляет соответственно 35 и 70 тыс. руб.). Расходы на премирование работников университета возросли с 1,3 млн. руб. в 2001 г. до 7,5 млн. руб. в 2008 г. По результатам социологического опроса эффект от принятия широкого перечня социальных мер отражается в улучшении показателей учебной, научной и преподавательской деятельности студентов, преподавателей и сотрудников, что подтверждает важность постоянного повышения качества социального пакета.

Неотъемлемым звеном социальной политики БелГУ все эти годы является рост заработной платы всехкатегорий работников университета. При этом усилия ректората сосредоточены не на единовременных и усредненных для всех выплатах, а на отработке мотивационных начал и стимулирующих методов повышения оплаты труда каждого сотрудника университета, начиная с обслуживающего персонала и заканчивая руководством. Очень важно и то, что федеральная субсидия на реализацию ИОП Бел-ГУ, благодаря ее направленности на модернизацию материально-технической базы, приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, повышение квалификации и переподготовку персонала, позволила использовать значительную часть внебюджетных средств вуза для увеличения фонда заработной платы.

В феврале нынешнего года в Государ-

ственном Кремлевском дворце состоялась церемония награждения победителей VII всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности ». Белгородский государственный университет третий раз подряд вошел в число победителей. В 2008 г. БелГУ отмечен в номинации «Организация санаторно-курортного лечения и отдыха работников». Это достижение мы считаем значимым, поскольку здоровьесбережение - не просто одно из направлений инновационной образовательной программы БелГУ. Это приоритет университета, стиль его жизни, качественная характеристика, которая охватывает всех - от технического работника до преподавателя, от первокурсника до аспиранта. На протяжении последних семи лет университетская инфраструктура здо-ровьесбережения непрерывно развивалась; с каждым годом в нее включаются новые оздоровительные сооружения, совершенствуются подходы к организации отдыха и медицинского обслуживания коллектива. В университете разработана и утверждена целевая программа БелГУ «Здоровьесбере-жение» на 2007-2010 гг., обеспечивающая механизм взаимодействия всех объектов инфраструктуры: клиники лечебно-профилактической медицины, НИЛ профилактической и восстановительной медицины, учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной, санатория-профилактория (с. Титовка), спортивно-оздоровительного лагеря (г. Туапсе), международного молодежного туристического спортивно-культурного оздоровительного комплекса БелГУ.

Созданная в 2004 г. для оказания качественной медицинской помощи клиника лечебно-профилактической медицины предоставляет свои услуги всем студентам, преподавателям и сотрудникам. В ее составе - санаторий-профилакторий с дневным стационаром, клинико-диагностическая лаборатория, разнопрофильные врачебные кабинеты функциональной диагностики, лечебной физкультуры, массажа и др. На каждого студента составляется индивиду-

альный паспорт здоровья. Ежегодная диспансеризация прочно входит в систему работы клиники, на реализацию этого проекта выделяется 25 млн. руб. из внебюджетных средств.

Значительные усилия прилагаются для создания благоустроенной базы отдыха, расположенной в природном парке «Неже-голь ». В естественной рекреационной зоне удалось создать оптимальные условия для организации досуга как молодежи, так и людей старшего возраста. Сейчас на территории базы отдыха возводится современный лечебно-профилактический корпус на 600 мест с комфортабельными номерами, уютными холлами, вместительной столовой, бассейном, конференц-залом. Любой желающий будет иметь возможность пройти санаторные процедуры фито-, грязе- и водолечения.

Четвертый год подряд организуется отдых преподавателей и студентов на черноморском побережье, где ежегодно проходят оздоровление до 1,5 тыс. человек. В 2007 г. в спортивно-оздоровительном комплексе «Радуга» отдохнули 1600 человек. Университет оплатил все их расходы - проживание, питание и проезд к месту отдыха.

В прошлом году в БелГУ состоялось открытие уникального многопрофильного учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной общей площадью 37 тыс. кв. м, не имеющего аналогов в университетском сообществе России. Гордость комплекса -50-метровый плавательный бассейн с системой озонирования воды, трибунами для зрителей, прыжковой зоной, включающей трамплины высотой 1 и 3 м, разноуровневые вышки высотой 3, 5, 7,5 и 10 м. В комплексе размещены игровой зал с трибунами на 1000 зрительских мест для проведения спортивных состязаний по волейболу, баскетболу, гандболу и мини-футболу; легкоатлетический манеж с круговой беговой 200-метровой дорожкой, дорожкой для бега по прямой на дистанцию 60 м, разминочной беговой дорожкой, секторами для прыжков и толкания ядра; гимнастический

центр с двумя залами - для соревнований и тренировок; оборудованные залы хореографии, аэробики, настольного тенниса; тренажерный зал. За один год своей работы комплекс не только приобрел популярность среди коллектива университета, но и стал культурно-досуговым и спортивнооздоровительным центром для жителей Белгорода и региона, способствующим увеличению на Белгородчине числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, росту профессионального мастерства спортсменов.

Для решения задачи ИОП по развитию здоровьесберегающих комплексов на базе учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной создана научно-исследовательская лаборатория профилактического и восстановительного лечения. Сотрудники лаборатории проводят исследования механизмов этиопатогенеза хронических неинфекционных болезней, осуществляют мониторинг уровня здоровья и разработку безлекарственных методов коррекции сниженного уровня здоровья работников, преподавателей, учащихся, детей и подростков. На базе лаборатории происходит опытная проверка новых безлекарственных медицинских технологий, оборудования, приборов, методик, препаратов и последующее их внедрение в клиническую практику.

Важным шагом в развитии социальной сферы вуза стало повышение квалификации преподавателей всех факультетов и сотрудников структурных подразделений университета (560 человек) по программе «Здоровьесберегающая система восстановительной и рекреационной медицины». Она направлена на рост профессиональной компетентности членов коллектива университета в области культуры здоровья, обеспечивает развитие и коррекцию отношения личности к здоровью как ценности, формирует ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Мы планируем не останавливаться на достигнутом. Впереди - разработка мероприятий по обеспечению высокой работо-

способности сотрудников и студентов за счет повышения и поддержания уровня соматического здоровья; расширение материально-технической базы структурных подразделений БелГУ, оказывающих лечебнопрофилактическую помощь; строительство санатория-профилактория, организация центров талассотерапии, школ и уголков здоровья; укрепление престижа здорового образа жизни.

Университетский опыт инвестиций в здоровьесберегающие технологии, а также федеральная поддержка данного направления показали, что значительные материальные затраты оправданы высокой социальной эффективностью такого рода мероприятий. Когда здоровы студенты - можно говорить о полноценной, результативной учебе; когда бодры духом и инициативны преподаватели - их слова и дела всегда вызовут у аудитории живой отклик; когда полны сил ученые - их мысли способны открывать новые горизонты науки; наконец, когда энергичны и деятельны сотрудники - весь механизм университета работает как часы - гармонично и продуктивно.

В качестве локальных социальных результатов от реализации инновационной программы в БелГУ необходимо отметить совокупность изменений, не имеющих прямого количественного выражения, однако являющихся важными в жизни университета. ИОП обеспечила условия для концентрации кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов на отдельных приоритетных направлениях развития науки и способствовала созданию межкафедраль-ных и межфа-культетских объединений ученых с

широким привлечением в них представителей других вузов и академических институтов, государственных и бизнес-структур. Благодаря этому удалось увеличить количество научно-исследовательских и инновационных структур с 51 в 2005 г. до 62 в 2007 г., что способствовало росту количества рабочих мест, повышению занятости профессорско-преподавательского состава в новых видах деятельности, т.е. имело ценные социальные последствия и проявилось в росте привлекательности работы в университете, повышении творческого интереса преподавателей, ученых, аспирантов и студентов к своему учебному и научному труду.

Социологи давно вывели эмпирическую закономерность, суть которой в том, что с ростом уровня образования, духовных запросов и материальной обеспеченности сотрудников организации значительно повышаются их требования к условиям работы. Поэтому постоянное совершенствование материально-технической базы любого учреждения жизненно необходимо, а в отношении вуза это едва ли не первостепенная задача. Согласно плану закупок по инновационной образовательной программе, в 2007-2008 гг. университетом было приобретено самое современное учебно-лабораторное оборудование, которое способствовало вне-

дрению новых образовательных технологий в учебный процесс, эффективной подготовке кадров по остродефицитным на рынке труда специальностям. Приобретенное научное оборудование позволило на новом качественном уровне раскрыть научно-исследовательский творческий потенциал преподавателей, аспирантов и одаренных студентов вуза. Учебно-производственное и технологическое оснащение стало базой для проведения опытнотехнологических изысканий по освоению инновационных технологий в рамках сотрудничества с бизнес-структурами региона и России. Мероприятия по «техническому перевооружению» университета приводят сегодня к новым учебным, научным и производственным результатам, что отражается в первую очередь на социальной сфере БелГУ: возрастает уровень квалификации работников вуза, увеличивается степень их удовлетворенности конечными результатами научно-исследовательского труда. Обучение с использованием новых технологий позитивно влияет на результаты учебы студентов, стимулирует их к научному поиску, создает благоприятный климат во время занятий - материально-технические нововведения всегда будут представлять собой мощный фактор улучшения условий университетской деятельности.

Развитие общесистемной инфраструктуры, повышающей образовательный, научный и инновационный потенциал вуза в целом, является одним из направлений ИОП БелГУ. Аудитории оснащаются новым оборудованием - от видеопроекторов до интерактивных досок, приобретается современное программное обеспечение. В учебном процессе применяются дистанционные образовательные технологии и технологии командно-модульного обучения с удаленными филиалами и территориально-распределенными организациями-парт-нерами. В рамках внедрения системы электронного документооборота внутри университета каждый куратор студенческой

группы (а всего их 535) получил персональный ноутбук.

Кураторство сегодня является инструментом корпоративного сотрудничества студентов и преподавателей в рамках алгоритма управления университетом на основе селективного и социально-технологического подходов. Куратор, по сути, член ректората, через него осуществляются функции социального партнерства, обеспечивается взаимодействие студентов с руководством, повышается управляемость коллектива. За кураторство установлена доплата в 5 тыс. руб. в месяц, лучшие кураторы каждого факультета по итогам конкурса профессионального мастерства получают 8 тыс. руб. дополнительно к заработной плате.

С целью совершенствования информационно-коммуникационной инфраструктуры управлением информатизации БелГУ был создан электронный дневник куратора, не имеющий аналогов в вузовской практике. Основная цель данного документа -предоставить кураторам всю информацию о студенте, накопленную приемной комиссией, управлением кадрами и методистами факультетов для ее дальнейшей корректировки и дополнения. Внедрение этого новшества в повседневную практику работы со студенческими группами позволяет оптимизировать воспитательный процесс, дает возможность более объективно оценивать деятельность кураторов при подведении итогов конкурса профессионального мастерства, благоприятно влияет на социальную обстановку в студенческой среде (благодаря тому, что любое решение руководства в кратчайшие сроки доходит до каждого студента).

Важным показателем социальной эффективности ИОП является повышение уровня корпоративной культуры студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ. Проведенное социологическое исследование «Формирование корпоративной культуры в Белгородском государственном университете» (2007 г.) подтверждает результативность работы в этом направлении. В частно-

сти, в ходе исследования 57% опрошенных преподавателей согласились с утверждением, что «корпоративная культура сегодня является фактором, объединяющим администрацию, профессорско-преподавательский состав и студентов БелГУ ». При этом существенно, что 63% участвовавших в опросе студентов разделяют миссию университета: «не только обеспечение региона высококвалифицированными кадрами, но и повышение статуса университета, позволяющего ему конкурировать с ведущими университетами России и Европы ». Более половины студентов (53%) отмечают, что в вузе сегодня создана особая, неповторимая атмосфера, при этом 20% респондентов полагают, что она характеризуется возможностью реализации любых творческих способностей, 19% - созданием благоприятных условий для самореализации, 17% - уважительным отношением к студентам со стороны преподавателей и администрации. Наличие в университете климата, благоприятного для самореализации и творчества, подтверждают и преподаватели:57% заявили, что определяющим чувством, с которым они

приходят и уходят с работы, является «желание работать », а 24% респондентов определяют свое преобладающее ощущение как «чувство радости ».

Инновационные процессы в БелГУ вызывают изменения одновременно в научнообразовательной сфере и в социально-психологической среде. Важно то, что по прошествии времени в каждой из них за счет взаимного влияния происходят улучшения: нововведения стимулируют развитие социальной сферы, а социальный эффект способствует действенному внедрению мероприятий инновационного характера.

Результаты выполнения инновационной образовательной программы Белгородского государственного университета уже доказали ее состоятельность. Создание мощной материально-технической базы, социальной инфраструктуры и финансовое стимулирование деятельности студентов, аспирантов,преподавателей и сотрудников приводят к качественным изменениям в структуре и содержании образовательного процесса, в кадровом потенциале, в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.