ки пропускного режима. Выпускаются стенгазеты, организуются спортивные и культурно-просветительные мероприятия.
Важное место в процессе воспитания занимает система моральных и материальных стимулов, призванных содействовать повышению качества образования и социальному самоопределению студентов. Это система адресных именных стипендий, занесение на Доску почета университета, присвоение звания «Лучший студент ОГУ», система социальной защиты студентов.
Социологические исследования студенчества позволяют определить ключевые направления конструирования воспитатель-
ной работы в университете. Для проведения мониторинга при факультете гуманитарных и социальных наук была создана студенческая социологическая исследовательская лаборатория.
Система мониторинга подразумевает периодическое проведение исследований материального положения студенчества, его ценностно-целевыхориентаций, предпочтений в сфере досуга и отдыха, доминирующих социальных, политических, религиозных настроений с последующим обобщением и анализом полученных результатов и корректировкой на этой основе концепции воспитательной работы в вузе.
В. БЫКОВСКИЙ, доцент, проректор по информатизации
Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Цель информатизации университета - развитие и совершенствование ее научно-образовательной среды, обеспечивающей повышение качества образовательного процесса, уровня научных исследований и интеграцию ОГУ в национальную и мировую систему образования. Необходимыми условиями реализации этих процессов являются следующие:
• компетентность преподавателей в сфере ИКТ;
• качественное методическое сопровождение процесса информатизации;
• свободный доступ студентов, аспирантов и преподавателей к образовательной и научной информации;
• оснащенность аудиторий и лабораторий современным компьютерным оборудованием.
Ученым советом 14 декабря 2001 г. была утверждена Концепция информатизации Оренбургского государственного университета на 2001-2005 гг., в которой изло-
Информатизация ОГУ: состояние и перспективы
жены основные направления деятельности университета в области развития и внедрения информационных технологий. Концепция сыграла большую роль в планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию единой образовательной информационной среды. Однако за время ее дей-
ствия произошли большие изменения в социально-экономической жизни страны, а также в системах сбора, обработки и хранения информации в общегосударственном масштабе. В связи с этим возникла потребность в выработке новой концепции информатизации вуза, которая была утверждена Ученым советом в декабре 2005 г. Ее реализация позволит университету выполнить основные положения приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.
Компьютеризация в ОГУ началась в 1982 г. с создания вычислительного центра, открытия ряда компьютерных классов. К 1988 г. в вузе имелось уже около 80 компьютеров. Все последующие годы велась планомерная работа по совершенствованию и укреплению материально-технической базы. В настоящее время она характеризуется следующими показателями:
• в головном вузе и в филиалах имеется почти 4000 компьютеров (из них более 2700 - в головном вузе);
• в учебном процессе задействовано 117 компьютерных классов (72 в головном вузе);
• к компьютерной сети головного вуза и филиалов подключено около 2800 компьютеров; доступ в Интернет имеют все кафедры университета;
• к локальной вычислительной сети университета подключены студенческие общежития, что дает студентам возможность пользоваться электронными ресурсами научной библиотеки и Интернета;
• всем филиалам университета предоставлен доступ к электронным ресурсам научной библиотеки;
• ОГУ имеет лицензии Министерства информационных технологий и связи РФ на оказание услуг передачи данных и услуг телематических служб, а также разрешения на использование радиочастот в диапазоне 2,4 ГГц для работы компьютерной сети с радиодоступом;
• действуют четыре канала доступа в Интернет с общей пропускной способнос-
тью 5,3 Мбит/ с (университет намерен расширять пропускную способность каналов связи; пока что это невозможно из-за технических ограничений провайдеров);
• для проведения научных исследований с применением современных информационных технологий эксплуатируется вычислительный кластер с реальной производительностью 75 млрд. операций в секунду.
Основными направлениями информатизации процесса обучения студентов университета являются следующие:
■ внедрение концепции непрерывного информационно-компьютерного образования;
■ поиск и отработка эффективных современных педагогических методик, основанных на комплексном применении технологий сетевого, дистанционного и мультимедийного обучения;
■ внедрение режима видеоконференций;
■ систематизация и планирование разработок электронных ресурсов учебного назначения;
■ повышение информационной культуры студентов и преподавателей.
На сегодняшний день для всех специальностей разработаны и реализуются планы непрерывной компьютерной подготовки студентов, являющиеся приложением к учебным планам и отражающие степень и формы востребованности информационных технологий в преподавании тех или иных дисциплин.
Непрерывная компьютерная подготовка позволила согласовать действия всех кафедр, обслуживающих одну специальность (главный заказчик подготовки - выпускающая кафедра); построить четкую схему междисциплинарных связей как результат эффективной работы методических комиссий по специальностям; организовать целенаправленную и планомерную подготовку студентов в области изучения и использования информационных технологий; обеспечить преемственность результатов изучения информационных технологий по всем курсам обучения студентов.
С целью развития единой информационно-образовательной среды университета ведется работа по формированию электронной базы данных учебно-методических ресурсов, а также разрабатываются средства доступа к ним.
В настоящее время создан и активно используется программный комплекс «Фонд рабочих программ и заданий для контроля базовыхзнаний», в котором на данный момент содержится более 1800 электронных версий рабочих программ по дисциплинам, преподаваемым в университете. Все они доступны преподавателям и студентам с любого компьютера, подключенного к локальной сети университета.
Необходимо отметить, что одним из показателей государственной аккредитации вузов является применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий. В ОГУ апробирована и внедрена технология создания электронных образовательных изданий такого типа.
Преподавателями университета разрабатываются методики организации образовательного процесса с использованием современных педагогических технологий и телекоммуникационных средств, готовятся материалы для мультимедийного сопровождения лекций, компьютерные презентации, обучающие среды и иные электронные образовательные ресурсы. Соответственно увеличивается число студентов университета, обучающихся на основе современных информационных технологий. Инновационные лекционные, семинарские и лабораторные занятия проводятсяв специализированных аудиториях университета, оборудованных необходимыми техническими средствами (компь-
ютером лектора, мультимедиа-проектором, экраном). На сегодняшний день в головном вузе соответствующим образом оснащено более 50 аудиторий.
В университете с 1999 г. ведется подготовка специалистов на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ). За это время разработаны необходимые программные средства: инструментальная среда ведения электронного документооборота «ДОСТУП », автоматизированная обучающая среда «НАВИГАТОР », соответствующее учебно-методическое обеспечение. Создан сайт поддержки обучающихся по дистанционной технологии (http://cde.osu.ru). Разработаны модели взаимодействия с обучающимися и перспективные модели организации сетевой технологии дистанционного обучения.
Ддя организации самостоятельной работы студентов в системе дистанционного образования широко используются электронная почта, чаты, форумы, сайты кафедр, личные интернет-странички преподавателей университета. Эти средства позволяют своевременно ответить на вопросы студентов, обеспечить их необходимыми электронными материалами, дать рекомендации и т.д.
Еще одной формой организации дистанционного учебного занятия является использование технологий видеоконференций или интернет-трансляций, которые ре-
гулярно проводятся в университете. В них принимают участие вузы России и других государств, субъекты Оренбургского университетского (учебного) округа и другие организации и учреждения.
В ОГУ работает локальная академия фирмы Cisco (http:// ciscotrain.osu.ru), где ведется обучение по программе Cisco Certified Network Associate. Данное направление развивается как дополнительная образовательная программа, а кроме того, служит ресурсным обеспечением подготовки специалистов по циклу дисциплин в области телекоммуникаций. Занятия в локальной академии Cisco ведутся по очной форме обучения и включают в себя теоретические и практические упражнения на модели реальной компьютерной сети. В 2005-2007 уч. гг. в локальной академии Cisco было сформировано 4 группы слушателей, 80% из них являются студентами университета. В 2006 г. состоялся первый выпуск.
В настоящее время одним из приоритетных направлений использования ИКТ в образовательном процессе является компьютерное тестирование знаний студентов. В учебном процессе ОГУ широкое применение нашла внутривузовская автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования АИССТ (http://aist.osu.ru), обладающая расширенными возможностями в проведении контроля знаний обучающихся, в создании и настройке предметного материала, в администрировании работы системы. Система АИССТ используется для текущей работы не только в учебном процессе, но и для создания базы контрольно-измерительных материалов и проведения контроля базовых знаний студентов при самообследовании кафедр.
Развитие внутривузовской системы менеджмента качества предполагает проведение большого количества социологических опросов и анкетирования различных категорий участников образовательного процесса. С целью автоматизации этих процедур разработана система сетевого анкетирования АССА, которая выполняет функции, связанные с организацией процесса
анкетирования, автоматизированным вводом данных анкеты и обработкой полученных результатов.
Большое внимание уделяется лицензированию программного обеспечения, используемого как в учебном процессе, так и в других сферах деятельности вуза. Пять факультетов университета стали участниками академической программы MSDN Academic Alliance фирмы Microsoft и получили доступ к широкому спектру программного обеспечения, включая ежемесячные обновления и библиотеку методических ресурсов. Для других факультетов большая партия программного обеспечения фирмы Microsoft приобретена по схеме лицензирования Academic and Schoоl Agreement.
Сотрудниками университета ведется активная работа по созданию собственных программных продуктов в сфере образования и научных исследований. Для координации деятельности в области разработки программных средств образовательного назначения, аккумулирования информации о разработанном и приобретенном программном обеспечении функционирует университетский фонд алгоритмов и программ, работает региональное отделение Отраслевого фонда алгоритмов и программ (ОФАП), которое осуществляет прием документов, экспертизу и регистрацию программных средств по заявкам образовательных учреждений, расположенных на территории Оренбургской области. Через Оренбургское отделение ОФАП отраслевую и государственную регистрацию в «Национальном информационном фонде неопубликованных документов » прошли более 120 разработок (101 заявка подана сотрудниками ОГУ, 19 - представителями других образовательных учреждений Оренбуржья).
Среди мероприятий, направленных на повышение эффективности учебного процесса, особое место занимают регулярно проводимые внутриуниверситеские конкурсы на лучшее электронное средство учебного назначения, а также смотры-конкурсы курсовых и дипломных проектов студентов, выполненных на компьютерах.
Уровень и качество образовательной и научно-исследовательской деятельности в значительной мере определяются библио-течно-информационным обеспечением преподавателей, аспирантов и студентов. Сегодня научная библиотека ОГУ является одной из крупнейших в Оренбургской области. Объем фонда печатных изданий в головном вузе составляет более 900 тысяч экземпляров.
Основой информатизации библиотеки ОГУ является автоматизированная библио-течно-информационная система, которая охватывает весь комплекс технологических процессов библиотеки. Использование технологии штрихового кодирования каждого издания дает возможность комплексной автоматизации процесса книговыдачи, которая не только облегчает и ускоряет работу библиотекаря, но и переводит учет книг на качественно новый уровень.
Одним из приоритетных направлений деятельности современной библиотеки является создание электронных библиотечных ресурсов. Важнейший из них, безусловно, электронный каталог. На сегодняшний день он содержит более 300 тысяч записей и включает библиографическую и полнотекстовую информацию о документах различных видов: книгах, статьях, диссертациях, периодических изданиях, аудио-видеоматериалах, компакт-дисках, Интер-нет-ресурсахи т.д.
Учебно-методические пособия и методические указания - тот пласт уникальной информации, который особенно востребован в рамках учебного процесса. В ОГУ установлен порядок передачи в библиотеку электронных версий всех учебно-методических и научных работ. В настоящее время база электронных изданий насчитывает более 1400 полнотекстовых учебно-методических пособий, монографий, а также материалов различных конференций, документов об университете. Кроме того, имеется более 130 мультимедийных учебников, созданных сотрудниками нашего вуза.
Между ОГУ и ГНИИ ИТТ «Информи-ка» заключено соглашение о размещении копий электронных изданий университета
на федеральном портале «Российское образование». Сегодня единое окно доступа к образовательным ресурсам (http:// window.edu.ru) позволяет использовать в учебном процессе более 130 учебных и более 500 учебно-методических полнотекстовых электронных материалов, подготовленных в ОГУ.
Благодаря договорам о сотрудничестве, заключенным университетом с ведущими компаниями-разработчиками информационно-правовых систем, студенты всех специальностей имеют доступ к постоянно обновляемым базам данных систем «Гарант» и «КонсультантПлюс». Изучение основ работы с названными справочно-правовы-ми системами на многих специальностях включено в учебную программу дисциплины «Информатика». Студенты старших курсов пользуются системами «Гарант» и «КонсультантПлюс» при подготовке курсовых и дипломных работ. Для преподавателей и сотрудников регулярно проводятся семинары по изучению новых возможностей справочно-правовых систем.
С 2002 г. в университете введена БД «Информационно-справочная система стандартов - ГОСТ» - полная электронная библиотека ГОСТов, содержащая более 22000 документов с ежеквартальным обновлением. Пользователи компьютерной сети университета имеют возможность читать и распечатывать ГОСТы.
Особого внимания заслуживает сотрудничество ОГУ с Российской государственной библиотекой. С марта 2004 г. ученым и аспирантам Оренбуржья обеспечен доступ к электронной библиотеке диссертаций. В их распоряжении - более 150 тысяч электронных версий. За три года сотрудничества услугами виртуального читального зала РГБ воспользовались более 7 тыс. читателей, среди них представители как нашего университета, так и других образовательных и научных учреждений.
Библиотека ОГУ является участницей проекта Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС), основная цель которого - поддержка информационного обеспечения приоритетных для универси-
тета направлений науки. В результате корпоративного сотрудничества библиотек создается сводная база данных, содержащая полную аналитическую роспись 1144 наименований журналов. На сегодняшний день в рамках проекта в научную библиотеку университета поступает роспись 238 научных журналов. Такая технология позволяет расширить поисковые возможности пользователей и отказаться от подписки на редко спрашиваемые журналы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров сферы образования в области ИКТ - неотъемлемая часть мероприятий информатизации. Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) ежегодно проводит курсы по 3-4 программам, из них две по базовым курсам: «Применение вычислительной техники в учебном процессе и научном исследовании » и «Современные информационные технологии в образовании».
Наблюдается устойчивый рост как числа слушателей, обучающихся ИКТ, так и количества программ курсов повышения квалификации преподавателей, связанных с информационными технологиями.
Еще одной формой работы по повышению квалификации работников образования в сфере ИКТ являются организация и проведение научно-методических семинаров и совещаний по проблемам информатизации образования для преподавателей вузов, педагогов школ и системы дополнительного образования, в том числе в режиме видеоконференций. Только за последние два года было проведено 16 мероприятий, в которых приняли участие более 500 человек.
Ежегодно на базе ОГУ проводится от 10 до 20 научных и научно-технических мероприятий, имеющих статус всероссийских и международных конференций, на которых обсуждаются актуальные проблемы различных направлений науки. Ни одно из них не обходит вопросы развития ИКТ и их использования в самых разных областях человеческой деятельности.
Задача организации эффективной работы всех подразделений вуза решается на ос-
нове использования информационно-аналитической системы управления университетом (ИАС). С 1998 г. в ОГУ разрабатываются и внедряются ее подсистемы (http://ias.osu.ru).
В 1999 г. Оренбургский госуниверситет стал первым в области вузом, где была автоматизирована работа приемных комиссий факультетов и институтов. Сегодня это позволяет ОГУ оперативно взаимодействовать с региональными и федеральными органами по обработке документов абитуриентов, поступающих со свидетельствами ЕГЭ. Кроме того, на сайте университета имеется специальный раздел «Абитуриент», в котором собрана информация для поступающих и динамически отражается ход подачи заявлений и ранжированные списки. Интернет-технологии позволяют абитуриентам и их родителям просматривать эту информацию прямо с домашнего компьютера. С 2004 г. подсистема «Приемная комиссия» работает в ряде филиалов и колледжей университета.
Высокуровень представительства ОГУ в мировом информационном пространстве. Его интернет-ресурсы включают в себя общеуниверситетский сайт (http:// www.osu.ru), сайты подразделений, факультетов и кафедр, сайты электронных изданий, поисковые и информационные системы, тематические сайты по отдельным сферам деятельности.
Статистика обращений к интернет-серверу ОГУ показывает, что в среднем за год производится 133 000 запросов из 29 стран мира. Сайт ОГУ занимает 14-е место среди 91 сайта российских вузов и 1573-е место среди 4000 сайтов вузов мира в рейтинге «Вузы в сети» (University Ranking), представленном на портале Webometrics Ranking of World Universities (http:// www.webometrics.info) исследовательской группы Cybermetrics Lab, занимающейся изучением образовательной и научной деятельности в Интернете. В каталоге «Яндекса» официальный сайт ОГУ по цитиру-емости в категории «Высшее образование» традиционно занимает первое место среди 7 сайтов по Оренбургской области.
В ОГУ ведутся научные исследования по
темам, связанным с разработкой информационно-методического обеспечения образовательной деятельности. По этому направлению зарегистрировано более 10 госбюджетных НИР.
С целью координации работ по информатизации университета работает Совет по информационным технологиям, который является координационно-совещательным и консультативно-экспертным органом, действующим на общественных началах.
На ближайшее будущее запланировано выполнение следующих проектов:
■ совершенствование системы многоуровневой подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров вуза;
■ увеличение количества цифровых образовательных ресурсов, доступных преподавателям и студентам университета;
■ совершенствование образовательных программ на основе концепции непрерывной информационно-компьютерной подготовки;
■ расширение зон беспроводного доступа к электронным ресурсам университета и Интернету до размеров учебных корпусов и прилегающей территории;
■ развитие ЛВС вуза с созданием собственной ВОЛС между удаленными учебными корпусами со скоростью передачи данных до 1 Гбит/с;
■ увеличение пропускной способности каналов доступа в Интернет до 8 Мбит/с;
■ развитие научных направлений, основой которых служат высокопроизводительные вычисления;
■ дальнейшее функциональное развитие ИАС университета и увеличение доли электронного документооборота.
Представленные в статье результаты работы в области информатизации университета позволяют сделать следующие выводы:
• данный процесс носит стратегический характер и соответствует общему направлению работ по развитию единой образовательной информационной среды;
• разработанные процедурно-нормативные материалы свидетельствуют о наличии четко выраженных целей и плана развития информатизации университета;
• основные показатели информатизации университета и темпы их изменений служат базой реализации мероприятий, заложенных в Концепции информатизации ОГУ (2006-2010 гг.).