Научная статья на тему 'Образовательная среда учебного округа'

Образовательная среда учебного округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда учебного округа»

В. БОНДАРЕНКО, профессор В. КРАСИЛЬНИКОВА, доцент Оренбургский государственный университет

Мировое сообщество находится на новом этапе своего развития -постиндустриальном, информационном. Основной ценностью и ресурсом являются здесь знания, а предпосылками - невероятное по темпам развитие средств обработки и передачи информации, их повсеместное внедрение во все сферы жизни, так называемая информатизация общества, значимость которой достаточно очевидна. К одному из приоритетных ее направлений следует отнести образовательное.

В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание творчески мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В Оренбургском государственном университете разработана и начинает выполняться программа развития единой образовательной информационной среды (ЕОИС) университетского (учебного) округа. Ее основные цели:

♦ повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений университетского округа на основе современных образовательных и информационных технологий, средств телекоммуникационной связи;

♦ создание условий для повышения творческой активности и совместного сотрудничества педагогических коллективов образовательных субъектов университетского округа;

Образовательная среда учебного округа

♦ создание более эффективной системы непрерывного повышения квалификации специалистов.

Исходя из этих целей сформулированы и наши задачи, первая из которых состоит в том, чтобы проанализировать состояние образовательной информационной среды субъектов университетского округа. Речь идет о том, чтобы определить степень оснащенности образовательных учреждений средствами вычислительной техники (ВТ) и телекоммуникациями (с подключением к локальной, корпоративной и глобальной сетям), наличие, качество и эффективность программ информатизации образовательных процессов учебных учреждений округа, а также уровень подготовки преподавателей в области применения современных информационных и образовательных технологий.

Следует сформировать корпоративную компьютерную сеть образовательных учреждений университетского округа, разработать модель единой образовательной информационной среды округа на ее основе, включая систему информационных порталов и образовательных сайтов.

Предстоит также создать программно-технологическое обеспечение ЕОИС округа, организовать информационно-методическое наполнение и дальнейшее поддержание функционирования образовательной информационной среды университетского округа. Наконец, необходимо разработать комплекс требований и нормативно-правовых документов для открытия дисплейных классов свободного доступа к образовательным и другим информационным ресурсам,

основать систему мониторинга функционирования ЕОИС, эффективного ее использования.

Безусловно, для формирования и развития единой образовательной информационной среды университетского округа нужно создать ряд условий, без которых невозможно начинать эту сложную и трудоемкую работу. Во-первых, приложить максимум усилий для развития компьютерной сети округа. Во-вторых, добиться понимания возможностей сетевых информационных технологий со стороны всех субъектов университетского округа и всех уровней управления образовательными учреждениями, желающих принять участие в формировании и развитии единой образовательной информационной среды. В-третьих, требуется разработка и непрерывное совершенствование принципов функционирования и взаимосвязи системы образовательных порталов, поддерживающих информационное наполнение образовательной среды. Необходима подготовка и оборудование специализированных аудиторий в филиалах и представительствах университета для обеспечения свободного доступа всем обучающимся, профессорско-преподавательскому составу (ППС), другим специалистам к информационным ресурсам.

В программе проработаны принципы функционирования ЕОИС, основными из которых являются: равноправное участие всех образовательных учреждений в создании и, главное, в развитии единой среды университетского округа; открытость и доступность всех работ, проводимых любым участником ЕОИС; коллегиальное управление ее жизнедеятельностью на основе современных информационных технологий (СИТ); обмен разработками программного и методического характера без каких-либо ограничений для субъектов ЕОИС, принимавших посильное учас-

тие в их создании и апробации; объединение творческих сил ППС, сотрудников университета, его филиалов и педагогических работников образовательных учреждений, входящих в университетский округ; открытое и конструктивное обсуждение полученных результатов.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. На первый план при организации образовательного процесса (при условии нормального технического оснащения) выходят способы управления познавательной деятельностью и содержательность обучающего материала.

Обеспечение образовательного процесса программно-методическими материалами - одно из самых трудоемких направлений развития единой образовательной среды. Выполненные на основе коллективного сотрудничества программные средства могут быть использованы как для организации учебного процесса в любом учреждении, так и для автоматизации документооборота. Важным условием этого направления работы является информационная культура педагога и управленца, которые должны понимать необходимость и дидактические возможности современных разработок как по организации и управлению познавательной деятельностью, так и по внедрению электронного документооборота в системе управления образовательным учреждением.

Подготовка всех обучающих материалов федерального и регионального компонентов должна отвечать определенному выработанному стандарту для печатного учебного материала и для всех видов электронных изданий. Прежде всего возникает вопрос об уни-

фикации структуры гиперссылочного учебника. В ОГУ разработана типовая структура учебника, согласованная с кафедрами университета. Это иерархическая структура с определенными уровнями вложенности.

Все разработки программно-методического назначения предоставляют расширенные возможности организации учебного процесса как для преподавателя, так и для самого обучающегося.

Безусловно, методическое обеспечение учебного процесса не ограничивается электронными гиперссылочными и мультимедийными учебниками. Все виды обучающего материала правильнее рассматривать в едином программно-методическом комплексе. Интегрирующим фактором развития ЕОИС округа является система информационных порталов и образовательных сайтов, в программе рассмотрен подход и требования к созданию этого типа программного продукта. Важно подчеркнуть, что наибольшее значение для современного образования имеют телекоммуникационные технологии, которые предоставляют расширенные возможности обучающимся; но для такого типа обучения необходимы компьютерные сети с достаточно большими скоростями передачи данных.

Совершенствование информационных сред различных образовательных учреждений и направлений способствует повышению качества научных исследований, развитию системы образования, межличностного и интеркультурного общения. Особое значение имеют здесь высокие скорости внедрения средств телекоммуникационной связи.

В университете уделяется большое внимание реализации информационных технологий: функционирует Интернет-центр, другие структуры, занимающиеся их внедрением в образова-

тельную и научную деятельность; создан информационно-образовательный центр; введен в эксплуатацию и успешно функционирует специализированный дисплейный зал комплексного назначения на 45 рабочих мест, оборудованный современной компьютерной, аудио- и видеотехникой. Целью их создания является повышение уровня информационной культуры студентов и учеников школ, повышение квалификации в области информационных технологий учителей школ и преподавателей вузов по внедрению технологий сетевого общения. Специализированный дисплейный зал служит центром проведения демонстрационных и показательных лекций, конференций, заседаний, семинаров, в том числе и в режиме видеоконференций.

Для эффективного использования современных средств ведения конференций, совещаний разного уровня, лекций и подготовки школьников к единому государственному экзамену необходимо оборудовать специализированные аудитории в филиалах, представительствах и других образовательных учреждениях университетского округа. По инициативе и при материально-технической поддержке университета созданы две такие специализированные аудитории в разных корпусах университета и оборудован класс в лицее №1 г. Оренбурга для ведения интерактивных видеоконференций.

На «плечах» университета и учителя городских и сельских школ. Для них проводятся циклы семинарских занятий и тематические «круглые столы», встречи с преподавателями и гостями университета, организуются конференции. К примеру, очень удачно прошла видеоконференция в рамках Всероссийского педагогического совета 3 сентября 2002 г. с учебными заведениями Чебоксар. Всего за 2002 год проведено 9 видеоконференций с разными

городами России, в которых приняли участие в интерактивном режиме или смотрели Интернет-трансляцию образовательные учреждения Москвы, Владивостока, Санкт-Петербурга, Красноярска, Саратова, Сургута, Ижевска, Тель-Авива.

Следует отметить, что развитие сетевых видео- и Интернет-технологий позволит обеспечить определенный уровень кадрового потенциала региона для выполнения федеральных целевых программ, создать условия развития и внедрения компьютерных технологий в другие сферы федеративной и региональной деятельности, о чем свидетельствуют международные встречи с представителями Германии, США, Дании, Индии, Казахстана. Семинары, проводимые в дисплейном зале университета известными в компьютерном мире фирмами CISCO и INTEL, транслировались на студенческие аудитории учебно-производственного комплекса университета.

Проведение видеоконференций, безусловно, имеет большое значение для повышения общеобразовательного и профессионального уровня специалистов и студентов университета, округа. Такая форма общения вносит положительный вклад и в развитие межкультурных и интеркультурных отношений.

Одним из важных факторов повышения уровня образования в рамках области, страны и всего мирового сообщества является хорошо организованная система программно-методического обеспечения и организации образовательного процесса по технологии дистанционного обучения (ДО). Разумеется, нужна единая система управления дистанционным образованием для всей страны; но, учитывая, что технологии ДО в России только развиваются, необходим поиск новых эффективных подходов в развитии технологии самообразования, непрерывного

повышения квалификации и переподготовки специалистов разных направлений. Требуется разработка и принятие такой нормативно-правовой базы технологии ДО, которая бы влияла на менталитет населения страны в соответствии с новой парадигмой образования, когда выдвигаются новые принципы образования: самоуважение, самоустановка, самоконтроль, саморазвитие, самообразование.

Что касается подготовки научно-педагогических, административных, инженерно-технических кадров и других специалистов, то она осуществляется через ФПК университета и Межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов, входящий в состав университета.

Здесь также есть возможность совершенствования системы с учетом разных типов учебных учреждений, входящих в университетский округ. Если повышение квалификации учителей может проводиться на базе институтов повышения квалификации педагогических кадров, то подготовка ППС университета, его филиалов и представительств, а также специалистов в области информационных технологий является прерогативой университета и требует, как следствие, достаточно большого информационно-методического, материально-технического обеспечения и существенной финансовой поддержки.

В связи с тенденцией последних лет, которая привела практически к полному прекращению финансирования системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в ведущих вузах страны, на региональные университеты легла дополнительная нагрузка по организации повышения квалификации не только своих сотрудников, но и специалистов других образовательных учреждений региона. Нам удалось восстановить ее через Ассоциацию «Орен-

бургский университетский (учебный) округ» по следующему плану:

1. анализ потребностей в повышении квалификации и переподготовки в области информационных технологий;

2. разработка учебно-тематических планов и методических пособий повышения квалификации педагогических кадров и специалистов по информационным технологиям;

3. разработка и приобретение методического обеспечения по освоению информационных технологий разными уровнями пользователей;

4. проведение переподготовки и повышения квалификации ППС и сотрудников по информационным технологиям в ведущих центрах страны, в том числе и по дистанционной технологии;

5. организация постоянно действующих семинаров по современным информационным и учебным технологиям;

6. отработка технологий повышения образовательного, информационного и культурного уровня через систему интерактивных видеоконференций, использование возможностей культурно-информационных центров, которые необходимо создавать не только для повышения квалификации научно-педагогических кадров, но и просто для социальной активности населения в тех районах, где расположены филиалы и представительства университета и другие субъекты университетского округа. В этом университет видит свою миссию.

Для развития всех рассмотренных направлений требуется интегрирующее звено, на основе которого можно построить модель единой образовательной информационной среды университетского округа. Основные её компоненты: корпоративная компьютерная сеть, система информационных и образовательных порталов, информационные ресурсы электронной библиотеки.

В работах наших ученых и аспирантов представлены подходы к формированию модели ЕОИС, созданию информационных порталов и образовательных сайтов.

В заключение хотелось бы поделиться нашими соображениями и практическим опытом по управлению единой образовательной информационной средой.

По инициативе ОГУ создана Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ», которая зарегистрирована 19 февраля 2001 г. Ее работой руководит Ученый совет университета. Основной задачей Ассоциации является координация деятельности учебных заведений и совершенствование методов управления образовательными учреждениями по ряду направлений: прогнозированию и разработке стратегии развития региональной системы образования; академической интеграции образовательных учреждений области; организации сотрудничества в обновлении содержания и методов общего и профессионального образования; разработке и внедрению национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

В Ассоциацию входят филиалы и представительства университета, гимназии № 1, 2, 5 и лицеи № 1, 2, 18, школы г. Оренбурга; две школы Оренбургского сельского района; школы гг. Акбула-ка и Медногорска; центры детского творчества и школы искусств городов Оренбурга, Медногорска; дворец юных техников «Прогресс». В настоящее время в ее состав вошли с различными представительскими статусами 59 образовательных субъектов города и области.

Ассоциация издает журнал «Университетский округ», призванный обеспечивать информационно-методическую поддержку процесса интеграции вузов, колледжей, техникумов, училищ, школ различного типа в единое образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.