Научная статья на тему 'Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа'

Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Вера Андреевна

В статье изложены концептуальные подходы к формированию и развитию единой информационно-образовательной среды университетского учебного округа. Принципиальной основой формирования и дальнейшего развития единой образовательной среды является создание образовательного портала на основе сетевых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Вера Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа»

В.А. Красильникова

МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА

В статье изложены концептуальные подходы к формированию и развитию единой информационно-образовательной среды университетского учебного округа. Принципиальной основой формирования и дальнейшего развития единой образовательной среды является создание образовательного портала на основе сетевых информационных технологий.

I. Обоснование необходимости формирования и развития единой информационно-образовательной среды

Стремительно развивающаяся научно-техническая революция требует глобальных изменений в развитии процесса информатизации всех сфер жизни общества. Во всех развитых и в большинстве развивающихся стран осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования. Главной целью современного образования является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного, образовательного и профессионального уровня, способной быстро адаптироваться к новым условиям жизни общества.

Оренбургский университет является самым крупным по масштабу и значимости для развития области образовательным учреждением. В настоящее время остро встала проблема конструирования единой информационно-образовательной среды всего университетского округа, в который входят, кроме университета и его филиалов, колледжи, лицеи и школы. Создание единой информационно-образовательной среды учебного округа позволит в первую очередь повысить уровень качества образования, обеспечить обмен лекциями и программно-методическими материалами ведущих специалистов образования, повысить профессиональный уровень педагогов и учителей школ, создать более благоприятные условия совместного сотрудничества педагогов различных по уровню образовательных учреждений, с одной стороны, и привлечь к творческой деятельности студентов и учащихся.

II. Понятийный аппарат рассматриваемой проблемы

Для однозначности восприятия рассуждений предлагаем определить наше понимание понятий: образовательная среда, образовательный портал и их производные. Мы будем придерживаться следующих определений и дефиниций, рассмотренных нами в других работах.

Информационно-образователъная среда (ИОС) - многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам.

Информационно-предметная среда - разновидность информационно-образовательной среды, ориентированная, в первую очередь, на обеспечение информационных потоков и работы с ними в определенной предметной области.

Научно-профессионалъная образователъная среда - разновидность информационно-образовательной среды, ориентированная на поддержку и развитие способностей обучающегося к творческому аналитическому подходу в достижении поставленной самостоятельно (на первых этапах с помощью педагога или другого авторитетного лица) задачи, результат решения которой имеет научно-практическое значение.

Единое информационно-образователъное пространство - реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией, подходами и механизмами реализации общей стратегии существования, развития и достижения целей повышения культурного, образовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой информационно-технологической основе для поддержания обучения и воспитания субъектов выделенного пространства.

Образователъный портал - программно-технический комплекс, аккумулирующий в разнообразных формах и объемах территориально распределенные сведения о научно-методических информационных ресурсах, современных технологиях обучения, государственных образовательных стандартах и любой другой информации, поддерживающей индивидуальный уровень образования и интереса к непрерывному его повышению.

III. Задачи, которые необходимо решить

для создания единой информационно-

образовательной среды

1. Провести подробный анализ состояния информационно-образовательной среды субъектов университетского округа по следующим позициям:

1.1. определение оснащенности образовательных учреждений средствами ВТ и телекоммуникациями (выходом в локальную, корпоративную и глобальную сеть Internet);

1.2. наличие программ информатизации образовательных учреждений, входящих в округ;

1.3. наличие и уровень использования информационных образовательных ресурсов каждого образовательного учреждения, входящего в округ;

1.4. выявление особенностей системы образования образовательных учреждений;

1.5. уровень подготовки преподавателей в области применения информационных технологий.

2. Проанализировать подходы к разработке системы образовательных порталов университетского округа по следующим позициям:

2.1. определение требований к программному обеспечению системы управления интегрирующим региональным образовательным порталом, входящим в свою очередь в федеральный образовательный портал;

2.2. определение возможных стандартов и форматов представления различных видов информации, необходимой для размещения на образовательном и специализированном порталах университетского округа и возможности использования информации федерального образовательного портала;

2.3. выявление аспектов формирования содержания образовательных мини-порталов;

2.4. разработка архитектуры типового образовательного мини-портала образовательных учреждений определенного уровня образования;

2.5. межвузовская электронная библиотека, ее возможности и значение в создании и развитии регионального образовательного портала;

2.6. создание интегрированного портала университетского округа на основе системы образовательных мини-порталов образовательных учреждений округа.

3. Создать Единый совет современных информационных образовательных технологий (ЕССИОТ) как координирующий фактор выполнения работ по:

3.1. организации и координации работ формирования, развития и анализа эффективности функционирования регионального образовательного портала;

3.2. разработке единой системы информационно-методической поддержки педагогов, работающих в удаленных от университетского центра учебных заведениях;

3.3. разработке программ подготовки в области современных информационных технологий педагогов и специалистов других сфер деятельности (культуры, здравоохранения, инженерно-технического обслуживания, системного администрир ов ания);

3.4. разработке и приобретению учебно-методического обеспечения, электронных гиперссылочных и мультимедийных материалов;

3.5. организации и проведению сетевых конференций, постоянно действующих школ-семинаров с участием специалистов, сопровождающих функционирование регионального образовательного портала, представителей образовательных учреждений, преподавателей вузов и учителей школ, родителей и учеников.

4. Проводить непрерывное отслеживание и анализ эффективности функционирования региональных хранилищ, научных и информационных образовательных ресурсов (образовательных и специализированных порталов) по различным критериям для различных категорий пользователей.

5. Разработать систему требований для создания и функционирования дисплейных классов свободного доступа к образовательным и другим информационным ресурсам.

6. Разработать модель единой информационно-образовательной среды региона на основе использования регионального образовательного портала и сетевых информационных технологий.

7. Разработать механизм развития единой информационно-образовательной среды региона и сопряжения с сетями и информационными ресурсами науки, культуры и здравоохранения (на примере ряда районов области).

IV. Система требований формирования

и развития образовательной среды

университетского округа

1. Развитие корпоративной сети университета, его филиалов и других субъектов, входящих в университетский округ.

2. Создание единого коллегиального органа управления развитием интегрированной

Методология создания единой информационно-образовательной среды...

В.А. Красильникова

информационно-образовательной среды университетский округ.

3. Понимание возможностей сетевых технологий обучения на всех уровнях управления образовательными учреждениями, изъявивших желание принять участие в формировании и развитии интегрированной информационно-образовательной среды.

4. Разработка архитектуры, принципов взаимосвязи и функционирования системы образовательных порталов, поддерживающих разнообразное информационное наполнение и обеспечивающих поиск информации по различным критериям.

5. Разработка в соответствии с утвержденными на федеральном уровне стандартами и гостами или приобретение программного продукта, под управлением которого должна функционировать система образовательных мини-порталов образовательных учреждений.

6. Подготовка и оборудование ряда специализированных аудиторий в удаленных точках для обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам.

7. Объединение творческих сил ППС, сотрудников и студентов университета, его филиалов и педагогических сотрудников образовательных учреждений, входящих в университетский округ.

V. Подходы к формированию и развитию

единой информационно-образовательной

среды

При формировании образовательной среды образовательного учреждения можно применить разные подходы. Чаще всего рассматривают подходы по следующим основаниям:

1. тип управления (распределенный, централизованный);

2. направление подготовки (общеобразовательный, профессиональный);

3. профиль подготовки (гуманитарный, технический, художественный);

4. уровень обучения (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное и другое);

Как видим, даже небольшой перечень разнообразия подходов впечатляет. В федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» не делается акцента ни на один из подходов. Следовательно, необходимо либо регионам самим предложить эти подходы (главное - со-

блюсти ряд требований по согласованию представления образовательных сред различных образовательных учреждений на мини-порталах), либо предоставить самим пользователям выбор необходимой информации на разных порталах по собственному усмотрению. С другой стороны, каждое образовательное учреждение, создавая свой образовательный мини-портал, уже создает свой подход к организации образовательной среды.

Подход к созданию информационно-образовательной среды должен отражать не только совокупность необходимого содержательного и иллюстративного материала, но и разработку технологической основы (методик, приемов, современных обучающих средств), позволяющей проектировать и сопровождать управление познавательной деятельностью. Образовательная среда должна быть непрерывно изменяющейся, учитывающей разнообразные индивидуальные особенности обучающихся. Процесс непрерывного роста каждого индивида в профессиональном и общеобразовательном плане, круг его интересов, процесс самостоятельного поиска и постановки задач и путей их решения определяет содержание информационно-образовательной среды. На наш взгляд, главной задачей проектирования информационно-образовательной среды является обеспечение условий формирования и воспитания у обучающегося стремлений к самостоятельной поисковой деятельности.

Главной особенностью современных информационно-образовательных сред, разработанных на основе современных средств компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, является их интерактивность, предоставляющая возможность ведения целенаправленного диалога. Диалог следует понимать не просто как речевой диалог или диалог общения, а диалог в форме осмысления информации, ее анализа, сопоставления, выбора - диалог в форме «внутренней речи» (Выготский Л.С.).

Как видим из проведенных рассуждений, требования к организации единой информационно-образовательной среды очень разнообразные, и, на наш взгляд, было бы правильнее вести разговор об интегрированных образовательных средах. Практически так оно и получится в итоге. В возможность решения этой сложной задачи - создания на федеральном уровне единой образовательной среды - вносят определенную нотку оптимизма планы создания единого административного ядра - федерального образовательного портала. Исходя из нашего пони-

мания образовательного портала, мы считаем, что для формирования единой информационно-образовательной среды любого региона необходимо четко понимать взаимосвязь не только образовательной среды и образовательного портала. Необходимо в первую очередь выстроить открытую, динамичную и понятную архитектуру системы образовательных порталов разного уровня.

По логике теории управления следует выделить несколько подуровней образовательных порталов.

Федеральный образовательный портал

№ Основные задачи:

1. Разработать ядро федерального портала и вести его

администрирование.

2. Определить принципы ведения учетной информации о региональные и других специализированные, порталах, определить стандарты и требования к форматам представления материалов на порталах более

низкого уровня.

3. Обеспечить выполнение необходимые, процедур по репликации

серверов региональных порталов

4. Обеспечить сбор информации и анализ работы региональные.

порталов.

5. Обеспечить ведение тематических конференций и консультаций для администраторов региональных порталов.

J к

Региональный портал

№ Задачи:

1. Обеспечивать взаимодействие с федеральным порталом.

2. Обеспечивать администрирование регионального портала.

3. Размещать информацию регионального значения.

4. Выполнять для мини-порталов задачи аналогичные 3,4,5 федерального портала.

5. Другие региональные задачи.

к

Мини-портал образовательного учреждения

№ Задачи:

1. Обеспечивать взаимодействие с региональным порталом.

2. Обеспечивать администрирование мини-портала.

3. Размещать и обеспечивать ведение информации, соответствующей запросам конкретного образовательного учреждения

4. Обеспечить ведение тематических конференций и консультаций для пользователей и разработчиков информации мини-порталов.

5. Другие задачи конкретного образовательного учреждения.

VI. Типы информационно-образовательных сред

Информационно-образовательную среду образовательного учреждения, разрабатывающую и потребляющую внутри своей структуры программно-методические разработки, другие информационные и материально-технические ресурсы, назовем закрытой информационно-образовательной средой образовательного учреждения.

На рисунке 1 представлена такая модель информационно-образовательной среды гипотетического образовательного учреждения.

Как видно из рисунка 1, можно нормально функционировать и внутри этой замкнутой модели, но требования времени, развитие миро-

вого сообщества, достижения науки и техники в области использования современных информационных технологий диктуют другой подход к организации образовательной среды - открытой, наполняемой, динамичной, интегрированной с образовательными средами других образовательных учреждений. Можно возразить, что и среда, представленная на рисунке 1, также имеет внешние связи. Да, но это другой тип связей, возникающих по определенным запросам методистов или других ответственных лиц за расширение фондов разного направления.

В последних документах Министерства образования и Правительства РФ ставится вопрос о принципиальных изменениях в обеспечении доступа к любой открытой информации любого пользователя через различного уровня компьютерные сети. Именно обеспечение принципа свободного доступа к любой информации, где бы она ни находилась, по запросам любого обучающегося, преподавателя и других специалистов требует принципиально другой организации информационно-образовательной среды любого образовательного учреждения. Кроме этого, все образовательные учреждения должны провести определенную работу по предоставлению в электронном виде на своем мини-портале сведений о своих информационных ресурсах и открыть к ним доступ. С другой стороны, именно это же образовательное учреждение может воспользоваться аналогичным принципом доступа к информации, расположенной на других образовательных порталах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаем рассмотреть другую модель образовательной среды, представленную на рисунке 2, где можно увидеть главное принципиальное отличие двух представленных моделей образовательных сред - интеграция информационно-образовательных ресурсов различных образовательных учреждений и не одного университетского округа.

Предполагается, что существующие образовательные среды практически любого образовательного учреждения могут быть идентичны рассмотренной модели гипотетического учебного заведения, представленной на рисунке 1, разумеется, со своими особенностями. В итоге в любом научном исследовании наибольший интерес представляют именно особенности предмета исследования. В данной статье мы опускаем этот интересный вопрос, поскольку ему будет посвящена отдельная статья (но мы используем результаты проведенного анализа для наших дальнейших рассуждений).

В.А. Красильникова

Методология создания единой информационно-образовательной среды..

Рисунок 1. Схема закрытой модели информационно-образовательной среды

Рисунок 2.

Следует отметить, что сбор и размещение информации, представленной в разнообразных формах (одном утвержденном на федеральном уровне формате и стандарте), позволят создать систему образовательных порталов, дополняющих друг друга и предоставляющих выбор портала по индивидуальным запросам пользователя. Самым первоочередным вопросом для реализации единой информационно-образовательной модели федерального и регионального уровней является тот программный продукт, то административно-управляющее ядро порталов, которое необходимо создавать централизованно, квалифицированной командой. Поставка такого программного продукта на региональные уровни должна проводиться под патронатом Министерства образования, которое оплачивает эту работу, а все субъекты единой образовательной среды должны быть интегрированы в эту структуру по разработанным процедурам.

VII. Структура единой информационно-

образовательной среды

Формирование и развитие единой информационно-образовательной среды, функционирующей под управлением программно-технического комплекса, позволит создать и развить систему образовательных порталов образовательных учреждений различного уровня, что позволит создать условия для повышения качества образования на основе современных информационных технологий.

Применение современных сетевых технологий при формировании и развитии региональной информационно-образовательной среды обеспечит:

1 Разработку единой Концепции применения сетевых технологий обучения как основы современной модели образования и апробирование ее в практической педагогической и другой научной деятельности для всех образовательных учреждений учебного округа.

2 Отработку методологии формирования и развития системы образовательных порталов на примере создания образовательного портала университетского учебного округа.

3 Развитие совместного научного сотрудничества студентов, преподавателей и сотрудников университетского округа как основы формирования технологии опережающего обучения.

4 Проведение в режиме видеоконференций рабочих заседаний Ученого, Научно-методического советов, Советов по информационным технологиям, другие совещания и встречи без выезда в центральный вуз.

5 Проведение научно-практических конференций студентов и сотрудников университета, рабочих заседаний и семинаров по интересующим все учебные подразделения вопросам.

6 Совершенствование системы непрерывного повышения квалификации ППС, сотрудников университета и его филиалов, работающих с информационными и сетевыми технологиями, с привлечением специалистов головных специализированных вузов для работы в режиме видеоконференций.

7 Проведение различных опросов и анкетирования по важным направлениям жизнедеятельности университетского округа.

Список использованной литературы:

1. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы).

2. С.Л. Лобачев, A.A. Поляков, В.И. Солдаткин. Концепция информационно-образовательной среды открытого образования РФ (материал для обсуждения в интернет).

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.