Научная статья на тему 'Качество, непрерывность, доступность'

Качество, непрерывность, доступность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество, непрерывность, доступность»

лические изделия и конструкции, развитие фундаментальных основ пластичности и прочности материалов чрезвычайно важно.

Наконец, мы начали исследования в области магнитных нанообъектов, необходимые для создания новых измерительных приборов. Здесь мы очень тесно взаимодействуем с У ниверситетом Хиросимы, с которым в прошлом году подписан договор о сотрудничестве. В рамках этого договора предусмотрены совместные научные разработки, обмен стажерами и студентами. Очень эффективными оказались проведенные в Оренбурге в течение двух последних лет российско-японские семинары по магнитным эффектам в физике и химии молекулярных систем. По предложению японской стороны третий семинар состоится в следующем году в Хиросиме.

Продолжая тему организации НИР, скажу, что с прошлого года мы перешли на принципы финансовой поддержки НИР через внутривузовские конкурсы. Мы отказались от «факультетских», «кафедральных» и прочих квот. Средства распределяем исключительно через конкурс проектов.

И последнее. Воспитательная работа в университетах всегда была в числе приоритетных. Были времена, когда, окончив уни-

верситет и получив диплом о высшем образовании, специалисты находили свое место в устоявшихся структурах и своим трудом обеспечивали существование общественного организма, зачастую предрасположенного скорее к спокойной, застойной жизни, чем к интенсивному, или, как мы теперь говорим, инновационному развитию.

Сейчас ситуация изменилась, и не секрет, что далеко не везде перемены улучшили повседневную жизнь людей. А ведь экономическое развитие регионов во многом определяется способностью инициативных людей своим тяжелым трудом созидательно объединить природные и общественные факторы, труд и капитал для производства и увеличения материальных благ и для себя, и для региона, и для общества.

Наши выпускники должны знать и понимать, что свое счастливое будущее они должны создавать на своей родной земле. А для этого университетам необходимо взять на себя ответственность за сохранение в нашем обществе уважения к науке, к знаниям и к их носителям. И университеты, и развиваемая в них наука должны ежедневно словом и делом доказывать свою ценность.

А. ПРОСКУРИН, доцент, проректор по учебной работе

Качество, непрерывность, доступность

Оренбургский государственный университет был создан на базе политехнического вуза, который многие годы осуществлял подготовку инженеров для работы в области машиностроения, энергетики, строительства. Бурное развитие вуза началось в 90-е гг., когда планомерно происходило открытие новых специальностей, увеличение контингента студентов, развитие материальной базы. Сначала были введены новые технические специальности, востребованные на рынке труда, затем ряд специальностей экономики и управления.

С преобразованием в 1996 г. технического университета в классический стали открываться специальности гуманитарного и естественно-научного профилей. В целом за период с 1990 по 2007 гг. по программам высшего профессионального образования были лицензированы 86 новых специальностей, 50 направлений бакалавриата, 4 направления магистратуры. Одновременно шло формирование университетской системы филиалов и колледжей, расположенных в Оренбуржье и Башкортостане.

Сегодня ОГУ - это крупнейший в реги-

оне образовательный, научный и культурный центр, осуществляющий выпуск специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием, ведущий подготовку аспирантов и докторантов, переподготовку и повышение квалификации кадров. Образовательная деятельность ведется по 22 из 28 существующих укрупненных групп специальностей и направлений ВПО и ориентирована на подготовку специалистов для сферы науки и образования, экономики и управления, сервиса, техники и технологий.

В нашем университете ведется разносторонняя работа по созданию условий, обеспечивающих доступность и качество образования. Здесь нужно выделить следующие моменты.

В число основных структурных подразделений, реализующих основные образовательные программы, входят 19 факультетов, 6 филиалов, 5 колледжей, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, факультет повышения квалификации преподавателей. С целью координации и управления всей многогранной образовательной деятельностью филиалов, колледжей, факультетов и кафедр созданы учебно-методическое управление, управление качества образования, управление современных информационных технологий, управление довузовского образования.

Разработана «Политика Оренбургского государственного университета в области качества», направленная на удовлетворение общественных потребностей в подготовке высококвалифицированных специалистов и обеспечение индивидуальных запросов граждан в качественных образовательных услугах. В целях осуществления данной политики утверждены «Доктрина Оренбургского государственного университета в области качества» и «Концепция Оренбургского государственного университета в области качества подготовки специалистов ».

При ректоре создан координационный

совет по качеству, призванный вести мониторинг выполнения плана работ по реализации «Концепции Оренбургского государственного университета в области качества », определять задачи стратегического характера, готовить аналитические отчеты о состоянии дел в области качества подготовки специалистов. Сформирован институт уполномоченных по качеству, основной задачей которого является координация усилий преподавателей, кафедр и факультетов, направленных на формирование в университете системы качества, поддержание ее в рабочем состоянии и постоянное совершенствование.

Для оперативного информирования руководства университета, руководителей структурных учебных подразделений и всех сотрудников университета о показателях качества и результативности функционирования учебного процесса разработан веб-сайт.

Апробирована и реализована схема выявления показателей эффективности процессов управления качеством, включающая установление критериев, формирование эталонов и механизмов визуализации ре-

зультатов оценки качества в виде трендов, гистограмм, диаграмм и моделей. Ведется постоянный мониторинг индикаторов качества абитуриентов, студентов и выпускников, показателей качества работы преподавателей, кафедр и факультетов.

С целью достижения объективности при оценке уровня усвоения учебно-программного материала, улучшения организации учебного процесса на основе результатов мониторинга показателей качества знаний студентов в университете создана внутри-вузовская автоматизированная система компьютерного контроля знаний студентов АИССТ - Автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования. В базу данных АИССТ внесены тестовые задания по 106 дисциплинам различных циклов, общее количество тестовых заданий составляет около 11 000. Нами разработаны нормативно-правовая документация и методические материалы, регламентирующие требования кконтрольно-измерительным материалам, ориентированным на применение компьютерных технологий тестирования. В 2007 г. организована лаборатория компьютерного тестирования, призванная выработать процедуры компьютерного тестирования, обеспечить консультирование и обучение разработчиков, осуществлять координацию разработки тестовых заданий.

Для получения внешней независимой оценки уровня подготовки студентов университет регулярно принимает участие в федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования, проводимом Национальным аккредитационным агентством в сфере образования. Тестирование проводится в режиме on-line, что позволяет оперативно получать результаты и доводить их до сведения руководства вуза, преподавателей и студентов.

С целью развития единой вузовской информационно-образовательной среды университета ведется работа по формированию электронной базы рабочих программ, ее программно-технологическому сопровождению. Обеспечена возможность свободно-

го доступа к ней студентов, преподавателей и сотрудников ОГУ через локальную компьютерную сеть.

Вопросы внедрения новых образовательных технологий регулярно обсуждаются на заседаниях научно-методического совета университета. Научной библиотекой ежеквартально выпускаются обзорные информационные бюллетени по проблемам организации учебного процесса, которые распространяются по подразделениям и знакомят сотрудников с широким кругом вопросов образования, в том числе с новыми педагогическими технологиями.

Одним из инновационных направлений в области методического обеспечения является работа по созданию и использованию электронных мультимедийных учебников. Разработка электронных гиперссы-лочных учебных пособий ведется в рамках программно-методической поддержки дистанционной образовательной технологии, реализуемой в ОГУ. Структура электронного гиперссылочного учебного пособия соответствует современным требованиям к учебно-методическим комплексам и включает в себя следующие элементы: рабочую программу; блок учебного материала; блок внутреннего контроля или самоконтроля (вопросы, упражнения, тесты); блок самообразования (дополнительные разделы для самостоятельного изучения, ссылки на источники); блок внешнего контроля (упражнения, лабораторные работы, тесты). Учебный материал, организованный в виде гипертекста, дополняется видеоклипами, анимацией, фотографиями и графическими вставками со звуковыми комментариями, что позволяет активно использовать зрительную память и стимулировать образное мышление. По данной технологии создано 135 пособий, из которых свыше 25% ориентированы на экономические дисциплины, около 40% - на гуманитарное образование, 20% - на предметы естественнонаучного и математического циклов, 15% - на дисциплины цикла СД. Они применяются и для обучения студентов очной и

очно-заочной форм обучения. Полнотекстовые версии электронных учебных пособий размещены на сайте факультета дистанционных образовательных технологий (http:// cde.osu.ru) и доступны с любого компьютера, подключенного к локальной сети вуза.

Активно внедряется методика проведения лекционных и лабораторных занятий с использованием средств связи и мультимедиа-технологий. Преподавателями разрабатываются мультимедийные лекции, компьютерные презентации, обучающие среды и иное программное обеспечение учебного назначения. В настоящее время в ОГУ имеется более 30 специализированных лекционных аудиторий, оборудованных компьютером лектора, мультимедийным проектором и большим экраном. Изменился также характер их использования - от показательных мероприятий к повседневному использованию в учебном процессе.

Одним из значимых направлений образовательной деятельности является формирование системы непрерывного профессионального образования, которое представлено начальным профессиональным образованием, средним профессиональным образованием базового и повышенного уровней, высшим профессиональным образованием (бакалавриат, специалитет, магистратура), послевузовским образованием, а также программами повышения квалификации и переподготовки.

Ежегодно более тысячи выпускников школ, профессиональных училищ и лицеев поступают в колледжи и филиалы университета на обучение по программам среднего профессионального образования. Значительная их часть (более 60% от выпуска) впоследствии продолжают обучение по программам ВПО. Поскольку последние совместимы с предыдущими образовательными программами, то непрерывное образование реализуется преимущественно в сокращенные сроки.

Конечно, подготовка абитуриентов для системы СПО не является основной зада-

чей, тем не менее университетские колледжи выгодно отличаются от других ссузов региона, так как обладают значительным кадровым и научным потенциалом и не только готовят специалистов среднего звена повышенного уровня и высокой профессиональной компетентности, но и предоставляют своим выпускникам широкие возможности продолжить образование. Поэтому для университетских колледжей одной из главных задач является именно подготовка достойных абитуриентов для вуза.

С 1999 г. в университете развернута федеральная экспериментальная площадка «Интегрированная образовательная система «колледж - вуз»». В ее рамках организован мониторинг успеваемости и трудоустройства студентов этой системы, отработан комплекс мероприятий по содействию в реализации непрерывного образования для студентов и преподавателей (элективные дисциплины в колледжах, курсы для абитуриентов, дополнительные образовательные услуги, преемственные интегрированные учебные планы, повышение квалификации ППС и мастеров производственного обучения колледжей). Опыт создания и развития многоуровневого образования по схеме «колледж - вуз» был неоднократно представлен на многочисленных региональных, общероссийских и меж-дународныхконференциях, одобрен на региональном уровне, а также Советом сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования и науки РФ. Трижды по результатам данной работы ОГУ был награжден дипломами Министерства образования и науки, РАО и Государственной думы за многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников. В 2004 г. Оргкомитет всероссийского конкурса «Лидер среднего профессионального образования России» единодушно признал, что победителем в номинации «За развитие связей вуза с учебными заведениями СПО» стал Оренбургский государственный университет.

Известно, что успешность обучения в вузе и качество подготовки будущего специалиста закладываются еще на стадии довузовского образования. Руководствуясь этим положением, а также желанием помочь будущим абитуриентам в выборе профессии, мы сформировали действенную систему довузовской подготовки. Начало этой работы было положено более 30 лет назад, когда в вузе был создан рабфак, а затем и начальная инженерная школа, где велась подготовка будущих студентов. В настоящее время в единую систему довузовского образования ОГУ входят следующие структурные подразделения:

■ управление довузовского образования;

■ отдел по работе с филиалами и колледжами;

■ отдел профессиональной ориентации и социально-психологической поддержки молодежи;

■ структуры довузовского образования в филиалах ОГУ.

Система довузовского образования -это начальный этап подготовки специалистов высшего профессионального образования в рамках непрерывного образования. Управление довузовского образования обеспечивает сотрудничество университета с органами управления образованием, средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования; ведет организационную работу по профессиональной ориентации будущих абитуриентов, выявлению, обучению и поддержке одарённых детей Оренбурга и Оренбургской области.

Управление довузовского образования отвечает за такие формы взаимодействия университета с органами муниципального образования, как договоры о сотрудничестве в образовательной сфере. Сегодня соответствующие договоры заключены с администрациями Саракташского, Куван-дыкского, Акбулакского, Бугурусланско-го, Северного, Новосергиевского, Тюль-ганского, Абдулинского, Октябрьского

районов области. Цель подобного сотрудничества - сохранение и повышение интеллектуального потенциала региона, поднятие престижа университета, вовлечение детей и молодежи в научную и культурную деятельность,развитие их исследовательских и творческих способностей. В рамках этих договоров идет развитие сети образовательных учреждений, ориентированных на работу с одаренными школьниками, открываются классы профильного обучения в базовых школах районных центров и курсов довузовской подготовки.

Хорошо зарекомендовали себя договорные отношения о сотрудничестве со школами. Управление довузовского образования проводит традиционные открытые мероприятия для всех желающих - школьников, их родителей, школьных учителей. Действует семинар для учителей-предмет-ников «Университет - школе », кроме того, педагоги привлекаются к участию в научно-практических психолого-педагогичес-ких конференциях, их научные статьи принимаются к публикации в университетских изданиях. Уже девять лет на ежегодной апрельской студенческой научно-практической конференции свои работы представляют к защите учащиеся 8-11 классов.

С 2001 г. в оренбургской средней школе №7 действуют физико-математические классы, в которых занятия по профильным дисциплинам ведут преподаватели ОГУ. Классы естественно-научного профиля открыты в школе № 24, гуманитарного профиля - в школе № 46. Вузовские преподаватели читают в этих классах элективные курсы и руководят работой кружков. В большей части школ, заключивших договора с ОГУ, открыты «Школьные научные общества» или «Школьные академии наук », деятельность которых курируют также преподаватели университета. Кафедрами и лабораториями ОГУ осуществляется разработка методологического аппарата ученической исследовательской работы, руководство на этапе постановки и проведения эксперимента. Отделом профильно-

го обучения в студенческом центре ДК «Россия» проводятся традиционные профориентационные форумы - массовые мероприятия для потенциальных абитуриентов университета. На форумах у школьников есть возможность встретиться с представителями факультетов, посетить выставку технического творчества, посмотреть концертную программу и ознакомиться с рекламным материалом. С 2003 г. апробирована такая форма профориентационной работы, как выездной форум в районах области - «День ОГУ ».

В системе довузовского образования особое место занимает дворец юных техников «Прогресс» - структурное подразделение ОГУ, в функции которого входит обеспечение потребностей учащихся школ и студентов университета в развитии технического и художественного творчества. Здесь работают 11 разнопрофильных секций и лабораторий: информатики и вычислительной техники, радиоконструирования, кинофотосъемки, авиамоделирования, астрофизики, дельтапланеризма, судомо-делирования, конструирования швейных изделий, стрелковый комплекс, школа юного офицера, картинг. В них ежегодно занимаются более 400 учащихся средних школ и более 200 студентов университета. Здесь же располагается единственный в Оренбургской области планетарий.

Университет ведет большую работу по повышению квалификации, профессиональной переподготовке специалистов, другим формам дополнительного профессионального образования. В 2000 г. с целью реализации системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов в сфере образования в ОГУ был со-

здан факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ФПКП). Повышение квалификации проводится в форме краткосрочных курсов по общепрофессиональным программам и профильным курсам, стажировок на кафедрах ОГУ, других вузов и за рубежом, обучения по программам профессиональной переподготовки для получения дополнительных квалификаций «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации », «Преподаватель высшей школы ». Общую стратегию развития ФПКП определяют: маркетинговый поиск наиболее востребованных форм повышения квалификации, расширение спектра образовательных программ (от «Геоин-формационных технологий в образовании» до «Теории и практики лингвистического образования в высшей школе»), ориентированных на перспективы развития как кафедр, так и университета в целом.

Особое внимание уделяется повышению квалификации начинающих преподавателей, ведется активная работа с филиалами ОГУ и другими учебными заведениями профессионального образования Оренбургской области. План приема слушателей ФПКП ОГУ, определенный приказом Рособразования на 2007 г., по сравнению с 2006 г. был увеличен в 2 раза, что свидетельствует о позитивной динамике развития факультета

повышения квалификации и постоянно растущей востребованности предлагаемых им образовательных программ.

Более десяти лет назад в университете был создан Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК). В первые годы центр осуществлял подготовку только юристов и экономистов. Сегодня МРЦПК - это динамично развивающееся подразделение университета, в состав которого входят два факультета: профессиональной подготовки дипломированных специалистов и повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих. Около тысячи человек получают здесь второе высшее образование в сокращенные сроки по 14 специальностям. МРЦПК реализует 18 программ повышения квалификации, 6 программ дополнительного профессионального образования. Общий контингент обучающихся насчитывает около трех тысяч человек. Значительную их часть составляют специалисты промышленных предприятий, государственные и муниципальные служащие, проходящие обучение по программам повышения квалификации.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года »

в качестве одного из условий повышения качества профессионального образования рассматривается создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов готовности к самоопределению в вопросах подбора работы. Для решения этой задачи в ОГУ, как и в большинстве вузов России, функционирует структура, координирующая взаимодействие вуза и организации-заказчика молодого специалиста, - отдел содействия трудоустройству выпускников и маркетинга образовательных услуг.

Работа, проводимая университетом в этом направлении, уже дает результаты. Выпускники университета становятся все более востребованными на предприятиях, в организациях региона. Наши студенты на основе заключенных с предприятиями договоров имеют возможность пройти хорошую производственную практику, выпускники вуза - получить информацию и консультации по поводу своего трудоустройства, а работодатели могут участвовать в учебном процессе и пригласить на работу нужного им выпускника. Не менее важен и тот результат, что учиться в ОГУ становится все более престижно.

А. КИРЬЯКОВА, профессор, проректор по научной работе и международным связям

Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании

Университетское образование в современном мире обретает новые черты: меняются стратегические ориентиры развития, образовательные парадигмы, появляются новые подходы, концепции, образовательные технологии. Причиной тому являются вызовы XXI в., прежде всего - глобализация.

Глобализация не сводится к процессам углубляющейся конкуренции между стра-

нами, блоками и корпорациями, она предполагает интенсивное международное сотрудничество в деле всемирного разделения труда, рост массового производства, развитие высоких технологий и инноваций. Глобализация ведет к пересмотру самого мирового порядка. На фоне интеграции науки, диалога культур и интенсивно развивающейся межкультурной коммуникации национальные границы начинают выглядеть арха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.