Научная статья на тему 'Аэрокосмическое образование в Оренбуржье: проблемы, поиски, решения'

Аэрокосмическое образование в Оренбуржье: проблемы, поиски, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюк Анатолий Иванович, Онищенко Наталия Александровна

Представлен опыт развития аэрокосмического образования (история, состояние, перспективы), основанный на постоянном взаимодействии развивающейся промышленностью региона. Приведены инновационные педагогические технологии, способствующие формированию инженерной компетентности будущего специалиста аэрокосмической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aerospace Education in the Orenburg Region: Problems, Searches, Decisions

«Aerospace Education in the Orenburg Region: Problems, Searches, Decisions». The article shows the experience of aerospace education development (history,status,prospects). This experience is based on the constant interaction between the University and developing regional industry. The authors reveal innovational pedagogic technologies, which help to develop engineer competence of the future specialist for the aerospace industry.

Текст научной работы на тему «Аэрокосмическое образование в Оренбуржье: проблемы, поиски, решения»

Аэрокосмическое образование в Оренбуржье: проблемы, поиски, решения

А.И. CЕРДЮК, профессор Н.А. ОНИЩЕНКО, преподаватель

Аэрокосмический комплекс - пер, спективная наукоемкая, высокотехнологичная отрасль промышленности, играющая важную роль в обеспечении национальной безопасности страны, в повышении потенциала Вооруженных сил. Сегодня этой отрасли необходимы специалисты, способные решать сложные инженерные задачи, соответствовать перспективным требованиям аэрокосмических проектов, обеспечивать выбор оптимального решения с высоким технико-экономическим эффектом, учитывать отдаленные прогнозы влияния технологий на окружающую среду, жизнедеятельность общества и природную сущность самого человека как биологического и социального феномена.

Проблемы аэрокосмического образования в третьем тысячелетии обусловлены также необходимостью подготовки компетентного инженера, умеющего комплексно сочетать исследовательскую, эксплуатационную, проектную и предпринимательскую деятельность, работать в условиях жесткой конкуренции на отечественном и мировом авиарынке, владеть знаниями в области экономики, менеджмента, дизайна, стремиться к саморазвитию и самоактуализации [1-4].

В данной статье представлены опыт и перспективы интеграции аэрокосмического образования и промышленного производства Оренбургской области и граничащих с ней регионов. Исследования интеграционных процессов ведутся на Федеральной экспериментальной площадке (ФЭП) Министерства образования и науки РФ по проекту «Разработка модели образователь-

ной системы Оренбургской области», действующей на базе Оренбургского государственного университета.

Цель исследуемых интеграционных процессов - повышение качества аэрокосмического образования и потенциала аэрокосмической промышленности, которая в Оренбуржье представлена производственным объединением по выпуску авиационной и космической техники «Стрела», предприятием-эксплуатантом авиационной техники ФГУП «Оренбургские авиалинии», а также Кумертауским авиационным производственным предприятием, расположенным в соседней Башкирии. Кадры для отрасли готовят структурные подразделения Оренбургского государственного университета.

История развития аэрокосмичес-

кой промышленности в Оренбургской области насчитывает более 50 лет и тесно связана с эпохой освоения космоса [5]. В 1950-х годах на Оренбургском машиностроительном заводе № 47 (ныне ФГУП ПО «Стрела») было развернуто серийное производство оперативно-тактических баллистических ракет конструкторского бюро С.П. Королева, ракет средней дальности, разработанных в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля, а также крылатых ракет. В начале 60-х предприятие участвует в космических программах «Буран», «Мир», лунных программах, из цехов машиностроительного завода выходят топливные системы для спутников и ракет. С 1969 г. здесь осваивается выпуск крылатых ракет морского базирования. В дальнейшем ракеты, разработанные НПО «Машиностроение», стали основной продукцией ПО «Стрела». В 1990-е годы разразился тяжелый промышленный кризис: отсутствие заказов повлекло массовое увольнение рабочих и инженеров. Однако сегодня производство поднимается, и руководство завода отдает себе отчет в том, что движение вперед невозможно без подготовки специалистов, способных создавать все более сложную технику и технологии, вести фундаментальные исследования.

В настоящее время предприятие осваивает производство легкого многоцелевого вертолета Ка-226, который используется пожарными и спасателями в системе МЧС, в санитарной и сельскохозяйственной авиации, в системе МВД и других отраслях народного хозяйства. Технические характеристики вертолета делают его весьма конкурентоспособным среди машин аналогичного класса в России и на мировом авиационном рынке. Сборка и производство легкого вертолета позволят развивать высокие авиационные технологии на оренбургском авиапред-

приятии, которое занималось в прошлом ракетной тематикой. Завод выпускает и ретро-самолеты - истребители Як-9 и Як-3 образца 1942 года, заказчиками которых выступают в основном зарубежные авиаклубы и частные коллекционеры. Особая гордость заводчан - две летающие модели японского штурмовика «Зеро». Обе принимали участие в съемках голливудского блокбастера «Перл-Харбор». Для изготовления копии американцы привезли в Оренбург обломки самолета, поднятые со дна Тихого океана. Изучив их, конструкторы завода сделали чертежи.

Производственное объединение «Стрела» развивает международное сотрудничество: долгосрочный российско-индийский проект «Брамос» предусматривает выпуск стратегических ракет для Индии. Высокая оценка деятельности предприятия была дана после проведения в феврале 2008 года полномасштабных морских учений российских войск в Атлантическом океане: все ракеты, выпущенные во

время учений, были изготовлены на Оренбургской земле.

Развитию аэрокосмического образования в ОГУ способствует укрепление связей с ведущими вузами России. Налажено постоянное учебно-методическое взаимодействие с Самарским государственным аэрокосмическим университетом и Уфимским государственным авиационным техническим университетом. Казанский государственный технический университет является базой для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава института. Непосредственное содействие оказывает УМО на базе Московского авиационного института. Значительный объем современного программного обеспечения, инструментальных сред, сред

Оренбургский —| государственный университет

программирования, пакетов прикладного программного обеспечения и сопровождения к нему разработано совместно с МГТУ «Станкин». Кафедра инженерной педагогики МГТУ им. Н.Э. Баумана дает научные консультации по развитию инновационных педагогических технологий и методологии инженерно-технического образования. Исследование проблем формирования компетенций специалистов аэрокосмического профиля ведется совместно с Московским институтом стали и сплавов. Многолетнее сотрудничество связывает кафедры ОГУ с Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ и Институтом образовательной политики «Эврика».

На базе ОГУ сформирован региональный университетский комплекс,

Аэрокосмический институт

Индустриально-педагогический колледж

Информационно-технологические ресурсы

Информационно-библиотечные ресурсы

Учебно -научно -производственные ресурсы

МРЦПК и ППС

Технопарк

ФПКП

Социальные

1 партнеры

Учебные помещения

Учебные лаборатории

ФГУП ПО «Стрела»

КБ «Орион» НПО «Машиностроение»

Базы практик

ФГУП

«Оренбургские авиалинии»

ФГУП

«Кумертауское авиационно-промышленное предприятие»

Базы стажировок

НПЦКТП «ОГУ-Стрела»

Рис. 1. Организация аэрокосмического образования в Оренбургской области

способствующий созданию наукоемких производств, разработке и внедрению инновационных проектов, повышению потенциала научных школ региона. Подготовка специалистов аэрокосмического направления осуществляется структурными подразделениями университета и является, по существу, многоступенчатой, территориально-рас-пределенной открытой многопрофильной макросистемой (рис. 1).

Аэрокосмический институт ОГУ вырос из механического факультета Оренбургского политехнического института. В 1993 г. на факультете создается кафедра летательных аппаратов и начинается подготовка по специальности «Ракетостроение», а позднее -«Самолето- и вертолетостроение» [6]. Серьезные научные разработки ученых факультета и мощная производственная база ПО «Стрела» создали предпосылки для его дальнейшего развития. В марте 1997 г. было принято решение о создании Аэрокосмического института, в состав которого вошли пять кафедр. В настоящее время институт осуществляет подготовку специалистов на основе новейших достижений естественных и технических наук, автоматизированного проектирования и высоких технологий, что обеспечивает системность высшего технического образования выпускников и их готовность к самостоятельной практической работе, связанной с проектированием и изготовлением автоматизированных систем, машин, инструментов, авиационно-космической техники и других объектов.

В Аэрокосмическом институте организован сквозной законченный цикл многоуровневой подготовки специалистов. Основное направление деятельности института - подготовка инженерных кадров по семи техническим специальностям. Для подготовки собственных научно-педагогических кад-

ров высшей квалификации функционируют аспирантура по пяти научным специальностям и диссертационный совет с правом защиты кандидатских и докторских диссертаций. Институт имеет в своем составе пять кафедр общепрофессиональных и специальных дисциплин:

- кафедра летательных аппаратов;

- кафедра систем автоматизации производства;

- кафедра сопротивления материалов;

- кафедра материаловедения и технологии металлов;

- кафедра технологии машиностроения и металлообрабатывающих станков и комплексов.

С целью обеспечения высокого уровня образования и удовлетворения потребностей работодателей и выпускников в Аэрокосмическом институте ведется работа по комплексному изучению специфических особенностей сегодняшних студентов, их мотивации, ценностных приоритетов, профессионально-этических позиций, компетентностных характеристик на протяжении всего обучения. Полученный эмпирический материал необходим для проектирования адекватной образовательной среды, для развития и коррекции профессионально-личностных качеств будущих инженеров, для прогнозирования содержания и технологии профессионального обучения.

Результаты исследований показывают, что более 50% студентов усматривают необходимость в более тесной интеграции теории и практики, 87% студентов находят уровень предлагаемого образования высоким, но при этом считают, что им требуется время для адаптации на производстве, наконец, более 50% указывают на разрозненность дисциплин учебного плана и не видят их связи с будущей профессией. Анализ анкет потенциальных ра-

ботодателей, в свою очередь, позволил обнаружить сложности, возникающие при подборе молодых специалистов. По мнению начальников цехов и отделов предприятий, основная проблема молодых инженеров заключается в нехватке практических знаний.

Решение обозначенных проблем видится в специально организованном образовательном процессе, для которого характерно поэтапное (от первого курса к пятому) формирование инженерной компетентности будущего специалиста. Под инженерной компетентностью нами понимается качество личности, отражающее готовность к решению актуальных и перспективных аэрокосмических задач с осознанием социальной значимости и личной ответственности за результаты профессиональной деятельности, способность к постоянному самосовершенствованию и ориентация на профессиональную успешность.

Обучение студентов 1-2-го курсов направлено на формирование и развитие профессионального интереса, развитие творческого мышления, активизацию полученных знаний, интенсивный поиск недостающей информации, использование современных ин-формационно-телекоммуникацион-ных средств, развитие коммуникативных умений при обсуждении вариантов решения задач в группах и с преподавателями. Основными видами деятельности на этом этапе являются учебная и квазипрофессиональная, которые реализуются на практических и лабораторных занятиях, в ходе профессионально-ситуационных, профессионально-ролевых и интеллектуальных игр, при прохождении учебной практики.

Для усиления инженерной подготовки студентов 2-3-х курсов используются формы активного обучения, реализуемые в виртуальных учебных

лабораториях. Здесь применяется профессионально-ориентированный интерфейс, сценарий которого базируется на принципах вариативности, цикличности, управления познавательной деятельностью, эвристичности, сопоставимости, соревновательности.

Виртуальные учебные лаборатории используются наряду с работой в цехах, отделах и лабораториях ПО «Стрела» и ФГУП «Оренбургские авиалинии». Подобная интеграция учебных, производственных и электронных ресурсов университетского комплекса позволяет:

- сформировать целостное представление о структуре будущей профессиональной деятельности;

- повысить активность и самостоятельность будущих специалистов при изучении конструкций летательных аппаратов, их узлов и агрегатов;

- улучшить восприятие и обеспечить контроль усвоения материала;

- облегчить процесс повторения и тренинга при подготовке к экзаменам и зачетам;

- повысить эффективность преподавательского труда;

- повысить образовательную культуру.

Основными видами деятельности студентов старших курсов являются квазипрофессиональная, профессиональная и научная, реализуемые в студенческом научном обществе и конструкторском бюро, в исследовательской работе, преддипломной практике, курсовом и дипломном проектировании. Такая организация учебного процесса формирует способность трансформировать знания и осуществлять их перенос в новые ситуации, повышает темп и эффективность познавательной деятельности, развивает творческие способности и чувство уверенности.

Индустриально-педагогический колледж реализует программы среднего

профессионального образования. Он расположен на отдельной территории, имеет развитую инфраструктуру, собственную учебную базу и крупнейший в области станочный парк металлорежущего оборудования. Для ПО «Стрела» и «Оренбургских авиалиний» в колледже осуществляется подготовка рабочих и техников по специальности 160203 «Производство летательных аппаратов». Многие выпускники колледжа продолжают подготовку по программам высшего профессионального образования. Для этого в университете разработаны индивидуальные учебные планы, предусматривающие переаттестацию по дисциплинам, изученным в колледже. Интегрированные учебные планы разработаны и для выпускников колледжей Мелеуза, Кумер-тау, Салавата (Башкирия) [7].

Информационно-технологические ресурсы аэрокосмического образования ОГУ представлены разветвленной компьютерной сетью университета. Функционирует Интернет-центр, где оборудованы классы коллективного доступа к сети Интернет. Создан информационно-образовательный центр - компьютерный зал на 45 рабочих мест, оснащенный мощным мультимедиапроекто-ром и акустической системой. Информационно-образовательный центр выполняет роль экспериментальной площадки, где отрабатываются технологии информатизации, демонстрируются возможности современной компьютерной техники и технологий обучения. Реализован пилотный проект проведения видеоконференций и Интернет-трансляций как с различными университетами России и зарубежья, так и внутри университета.

В процессе обучения студенты изучают информационные технологии и программное обеспечение, применяемое для решения научных и конструк-торско-технологических задач: систе-

мы и среды автоматизированного проектирования AutoCAD, КОМПАС, ADEM, SolidWorks, CAD/CAM системы Simatron, T-Flex, САП «Искра», MathCAD, пакеты прикладных программ для аэродинамических и прочностных расчетов, а также расчета технологических режимов.

Совместно с ПО «Стрела» создан научно-производственный центр компьютерных технологий в промышленности - НПЦКТП «ОГУ-Стрела». Его основное назначение - ознакомить студентов со спецификой работы по избранной профессии во время практических занятий компьютерными технологиями и при выполнении различных лабораторных работ. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с реконструкцией, техническим перевооружением или модернизацией действующего производства ПО «Стрела». Именно в таком аспекте ставятся задачи при освоении новых изделий или при увеличении объемов выпуска на аэрокосмических предприятиях области [6, 7].

Информационно-библиотечные ресурсы. Научная библиотека ОГУ - одна из крупнейших в области. Важнейшим направлением ее деятельности сегодня является формирование электронных фондов.

Учебно-научно-производственные ресурсы. Часть лабораторных и практических занятий проводится непосредственно в цехах и отделах ФГУП ПО «Стрела», ФГУП «Кумертауское авиационно-промышленное предприятие», в учебных классах ФГУП «Оренбургские авиалинии» под руководством ведущих специалистов, что позволяет использовать в учебном процессе современное технологическое оборудование, изучать конструкции современных летательных аппаратов и прогрессивные технологические процессы. При непосредственном участии

предприятий-партнеров на кафедре летательных аппаратов созданы учебные лаборатории: «Конструкция летательных аппаратов», «Конструкция двигателей летательных аппаратов», «Испытания в производстве летательных аппаратов», «Прочность летательных аппаратов», «Конструкция самолетов», «Авиационное материаловедение», - оснащенные образцами выпускаемой техники, современным технологическим оборудованием, измерительными приборами и испытательными установками. Планируется создание виртуальной аэродинамической лаборатории, ведутся подготовительные работы по открытию в новом учебном году лаборатории «Эксплуатация и ремонт газотурбинных двигателей».

МРЦПК и ППС. Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОГУ предназначен для удовлетворения возрастающей потребности предприятий Оренбуржья в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. Постоянно расширяется спектр специальностей профессиональной переподготовки, вновь открытые образовательные программы тесно увязаны с потребностями региона, рынка труда и запросами обучающихся.

Технопарксоздан в структуре ОГУ с целью планирования, координации, информационного обеспечения и организации работ по развитию малого научно-технического предпринимательства, разработке и внедре-

нию новых наукоемких технологий, по обучению и переобучению специалистов, а также с целью содействия проведению приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований. На кафедре летательных аппаратов выполняются прикладные научно-исследовательские работы по следующим направлениям: автоматизация финишной отделочно-зачистной обработки сложнопрофильных поверхностей; разработка методик расчета и проектирования автожиров; проектирование и оптимизация конструкций складывающихся крыльев. К их выполнению привлекаются студенты.

ФПКП. Факультет повышения квалификации преподавателей выполняет функции подготовки кадров высшей квалификации - докторов и кандидатов наук - с целью реализации системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов в области образования. Отдельным направлением деятельности ФПКП является организация стажировок преподавателей на ведущих предприятиях и в других вузах России, а также за рубежом.

Базы практик. Производственная и учебная практика студентов проводит-

ся под руководством опытных специалистов в отделах и цехах ПО «Стрела » и КБ «Орион». Базами практики являются также Кумертауское авиационное производственное предприятие и ФГУП «Оренбургские авиалинии».

Базы стажировок. С 2000 г. организована стажировка студентов в отделах предприятий ПО «Стрела», КБ «Орион» и ФГУП «Оренбургские авиалинии». Учащиеся имеют возможность работать в должности конструкторов или технологов один - два дня в неделю, получая соответствующую зарплату. Совмещение стажировки с учебным процессом активизирует их познавательную деятельность, повышает адаптацию к производственным условиям, обеспечивает трудоустройство выпускников и комплектацию предприятий инженерными кадрами. Выпускники, как правило, выполняют дипломные проекты по актуальным темам, предлагаемым отделами и цехами предприятий и конструкторских бюро. Около 80% выпускников специальностей «Ракетостроение» и «Самолето- и вертолетостроение» устроились на работу в ПО «Стрела», конструкторское бюро «Орион», Кумертауское авиационное производственное предприятие и ФГУП «Оренбургские авиалинии». Многие из них в настоящее время занимают должности начальников отделов, ведущих инженеров, руководителей исследовательских групп на предприятиях Оренбуржья.

Таким образом, созданная и развивающаяся в Оренбургском универси-

тетском комплексе система подготовки и адаптации будущих молодых специалистов аэрокосмической промышленности позволяет осуществлять взаимодействие «вуз-производство» на принципах взаимной заинтересованности, с учетом потребностей предприятий региона, развития регионального рынка труда и образовательных услуг, теоретической и практической направленности образовательного процесса.

Литература

1. Добряков А.А. Психолого-педагогичес-

кие основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей: содержательные элементы субъектно-объектной педагогической технологии. М.: Логос, 2001. 336 с.

2. Кольга В.В. Концепция построения систе-

мы непрерывного аэрокосмического образования. Красноярск, 2006. 159 с.

3. Краев М.В. Проектно-ориентированное и

профессионально-компетентностное обучение студентов по направлению 160201 - Авиастроение. М., 2006.

4. Чумадин А. Подготовка кадров для аэро-

космической промышленности: проблема стандарта // Высшее образование в России. 2006. № 7.

5. ПО «Стрела»: история и современность.

URL: http:// testpilot.ru/ orenburg/ strela.htm

6. Ковалевский В.П, Белоновская И.Д. Про-

фессиональное образование Оренбургской области: состояние, проблемы, перспективы. М., 2004.

7. Онищенко Н.А. Становление аэрокосмического образования в Оренбуржье // Полет. 2006. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.