Научная статья на тему 'Региональный многопрофильный университет: стратегия инновационного развития (интервью с ректором В. П. Ковалевским)'

Региональный многопрофильный университет: стратегия инновационного развития (интервью с ректором В. П. Ковалевским) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный многопрофильный университет: стратегия инновационного развития (интервью с ректором В. П. Ковалевским)»

Региональный многопрофильный университет: стратегия инновационного развития

Оренбургский государственный университет является крупнейшим многопрофильным вузом Оренбургской области, объединяющим образовательные учреждения различных уровней. На базе университета сформирована система многоуровневого образования, реализующая образовательные программы среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

В ОГУ осуществляется подготовка кадров по 24 укрупненным группам специальностей. Обучение проводится по 110 специальностям высшего профессионального образования, 33 направлениям подготовки магистров, 70 направлениям подготовки бакалавров, 22 специальностям среднего профессионального образования, а также по программам дополнительного профессионального образования. Подготовка аспирантов ведется по 56, а докторантов - по 7 научным специальностям, работают семь диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Университет имеет шесть филиалов в Оренбургской области и Республике Башкортостан, в его структуру входят пять колледжей. Контингент обучающихся в ОГУ вместе с филиалами и колледжами составляет более 38 тыс. человек (в том числе 24,4 тыс. человек - в головном вузе). Ежегодный выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием по всем формам обучения составляет около 6 тыс. человек.

Университет располагает многопрофильной оснащенной материально-технической базой. В распоряжении коллектива - дворец спорта «Пингвин », открытые спортивные площадки, стадион «Прогресс» с футбольным полем, беговой дорожкой, хоккейным кортом и стрелковым тиром. В структуре вуза - студенческий центр ДК «Россия» с киноконцертными залами на 800 и 300 мест, дворец юных техников «Прогресс » с единственным в г. Оренбурге планетарием. Университет имеет восемь общежитий, три из которых построены и введены в эксплуатацию за последние пять лет.

Университет проводит исследования по 13 отраслям наук, 55 научным направлениям, большая часть которых соответствует Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ и Перечню критических технологий РФ. В научной деятельности университет сотрудничает с российскими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и центрами РАН, а также с зарубежными научно-исследовательскими институтами и вузами.

Предлагаем читателям интервью с ректором Оренбургского государственного университета, доктором экономических наук, профессором Владимиром Петровичем Ковалевским.

- Прежде всего, от имени коллектива Оренбургского государственного университета примите сердечные и искренние поздравления со знаменательной датой -20-летием журнала «Высшее образование в России ».

Профессорско-преподавательский коллектив нашего университета высоко оценивает деятельность журнала и его роль в освещении актуальных проблем высшей школы России. Мы выражаем уверенность в том, что журнал и в будущем будет успешно решать задачи аккумуляции прогрессивного опыта вузов, объективной оценки происходящих в них перемен, прогноза тенденций развития вузовского сообщества и обновления содержания профессионального образования.

- Владимир Петрович, спасибо за поздравления нашему журналу. Каждый учебный год - это определенная веха в развитии вуза. В чем особенность 2011/2012 учебного года для Оренбургского государственного университета?

- Могу сказать, что в целом текущий учебный год был для нас успешным. Как и все вузы, мы приступили к реализации ФГОС ВПО. Нам удалось обеспечить на должном уровне образовательную и научную деятельность и заложить основу для дальнейшего развития университета. Наши студенты вселились в новое 10-этажное комфортабельное общежитие. Быстрыми темпами продолжалось строительство нового и реконструкция старого учебных корпусов. В результате в следующем учебном году существенно возрастет площадь учебно-лабораторных помещений.

В текущем учебном году модернизация университетского образования в России перешла в качественно новую фазу. Изменены процедуры лицензирования и аккредитации, введены новые показатели деятельности вузов, кардинально изменилась система финансирования. В этих условиях Оренбургский государственный университет должен был адекватно определить ресурсы и ориентиры своего развития в ближней и долгосрочной перспективе. В этой связи в прошлом году была разработана и представлена в Министерство образования и науки РФ Программа стратегического развития

нашего университета в 2012-2016 гг. Главной целью Программы является обеспечение устойчивого инновационного развития университетского комплекса в Оренбуржье и формирование ОГУ как приграничного университета международного уровня, кадрового и технологического лидера.

- Федеральные образовательные стандарты изменили структуру профессиональной подготовки. Как отразились эти преобразования на спектре образовательных программ ОГУ?

— Наш вуз является многопрофильным университетом. В соответствии со средне- и долгосрочными прогнозами востребованности специалистов различного профиля в университете непрерывно меняется количество специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования. При переходе к ФГОС за счет введения профилей в рамках направлений подготовки бакалавров мы попытались сохранить хорошо зарекомендовавшую себя на региональном рынке труда структуру подготовки специалистов.

В то же время учебный процесс был существенно модернизирован как в организационном, так и в содержательном аспектах. Обеспечена полномасштабная автоматизация разработки и оценки корректности учебных планов новых направлений подготовки уровней бакалавриата и магистратуры, создана база данных и организована регистрация образовательных и рабочих программ, внедрен комплекс средств автоматизации управления и обеспечения учебного процесса. Для преподавателей ОГУ на факультете повышения квалификации реализованы специализированные программы обеспечения их успешной деятельности на основе компетентностного подхода, интенсификации научно-методической работы с помощью электронной обучающей среды Мос^1е.

В ходе плановой и системной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО мы осуществляем подготовку кадров по 24 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей. Это 70 направлений подготовки в бакалавриате, включающих 121 профиль, и 5 специальностей с 6 специализациями. Подготовку магистров мы ведем по 38 магистерским программам в рамках 33 направлений подготовки из 15 укрупненных групп. В реализуемой на сегодняшний день уровневой подготовке кадров естественно-научные и физико-математические профили подготовки и специализации составляют 13%, гуманитарно-социальные (включая области образования и педагогики, культуры и искусства) - около 16%, в области экономики и управления - 26%, инженерно-технические - около 45%. Такая структура подготовки кадров отражает потребности регионального рынка труда. Преобладание инженерных направлений подготовки и специальностей обусловлено тем, что в настоящее время предприятиями промышленного комплекса области создается около 60% валового регионального продукта.

С учетом запросов регионального рынка труда расширяется спектр магистерских программ в области экономики. В настоящее время они составляют около 37% от общего числа магистерских программ.

Основой подготовки квалифицированных кадров среднего звена для предприятий и организаций региона стали университетские колледжи и филиалы в крупных населенных пунктах Оренбургской области и республики Башкортостан (Оренбурге, Орске, Бузулу-ке, Уфе, Кумертау и Бугуруслане, Акбулаке). Контингент системы среднего профессионального образования, реализуемого в нашем университетском комплексе, составляет более 4500 человек, а ежегодный выпуск специалистов - около 700 человек. Более 40% выпускников СПО продолжают обучение в ОГУ и его филиалах.

В университете ведется подготовка по программам получения дополнительных квали-

фикаций: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации », «Преподаватель », «Преподаватель высшей школы», «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна ^еЬ-дизайнер)».

- Программа стратегического развития ОГУ, о которой Вы говорили, уже претворяется в жизнь. Каковы ее приоритеты?

- Эта программа тесно увязана со стратегическим развитием региона, предусматривает модернизацию основных направлений деятельности университета, позволяет определить ключевые направления по внедрению новых технологий в образовательный процесс и укреплению материальной базы и направлена на повышение конкурентоспособности вуза на всероссийском и международном уровнях.

Учитывая кадровые, материальные, научные и иные ресурсы нашего университетского комплекса, в течение ближайшихпяти лет мы предполагаем сосредоточить внимание на следующих пяти стратегических задачах: модернизация региональной системы подготовки кадров; активизация научно-исследовательскихи инновационныхпроцессов; информационное сопровождение инновационного развития вуза; развитие научно-педагогического сообщества; эффективное использование и развитие имущественного комплекса университета.

Предполагается, что программа будет реализована в 2012-2016 гг. Она окажет позитивное воздействие на развитие системы образования и деятельность научных учреждений региона, которые будут не только обеспечены высококвалифицированными кадрами, но и вовлечены в фундаментальные и прикладные научные исследования. Мы считаем, что это приведет к повышению инвестиционной привлекательности Оренбургской области, стимулирует развитие наукоемких производств, гармонизирует потребности рынка труда и предлагаемые в регионе образовательные услуги.

- Сегодня много говорится о недостаточно высоком качестве высшего образования. Как в ОГУ решается эта проблема?

- Качество - это ключевой вопрос профессионального образования. И здесь мы постоянно сталкиваемся с известным соотношением «цена - качество ». Приведу пример разрешения этого противоречия. Одной из важных для нас задач является активное внедрение суперкомпьютерных технологий в научную деятельность и образовательный процесс, причем в ходе подготовки не только программистов, но и математиков, химиков, физиков, инженеров и т.д.

Однако реалии таковы, что на сегодняшний день приобретает широкое признание концепция облачных вычислений, согласно которой вычислительные ресурсы предоставляются пользователям как услуга сети Интернет. Оплата таких сервисов осуществляется по их фактическому использованию. Использование концепции облачных вычислений позволяет сократить затраты на инвестирование инфраструктуры суперкомпьютерных технологий и её последующего поддержания. В связи с этим актуальной задачей для центра информационных технологий нашего университета становится выявление перспектив и возможностей использования данной концепции в качестве инструментария для проведения научных исследований.

В целом на ближайшее пятилетие планируется ряд мероприятий, гарантирующих высокое качество образовательного процесса и обеспечивающих модернизацию региональной системы подготовки кадров. Нам предстоит разработать новые магистерские программы, ориентированные как на потребности региона, так и на развитие научных школ, внедрить инновационные технологии, позволяющие формировать культуру самообра-

зовательной деятельности студентов, а также продолжить реализацию модели непрерывного образования на основе сопряжения обобщенных компетенций различных образовательных уровней.

Внедряя систему уровневого образования, мы сформулировали следующие взаимодополняющие задачи: обеспечить качество образования, его фундаментальность; ориентировать новые образовательные программы на особенности регионального рынка труда, используя достижения научных школ и инновационные наработки; сохранить лучшие образовательные традиции вуза. У нас достаточный научно-образовательный потенциал для решения данных задач.

Научная деятельность в ОГУ осуществляется в рамках международных, федеральных, региональных и межрегиональныхпрограмм. Важно, чтобы каждая научная специальность, реализуемая в университете, поддерживалась одной или несколькими сопряженными магистерскими программами, что будет гарантировать дальнейшее развитие научных школ вуза. В настоящее время такую поддержку имеют 93% специальностей аспирантуры. Крайне важным является открытие магистерских программ по направлениям подготовки «Философия», «История», «Психология».

Видимо, в ближайшем будущем одним из критериев эффективности реализуемого в университете уровневого высшего профессионального образования следует считать наличие в рамках каждого образовательного направления полного цикла подготовки кадров высшей квалификации: бакалавриат, магистратура, аспирантура. При этом особую значимость представляют междисциплинарные магистерские программы. Это один из аспектов стабильного развития научной деятельности вуза.

- Мировой опыт развития профессиональной школы свидетельствует о том, что научно-исследовательская составляющая деятельности вуза должна не только обслуживать образовательную систему, но все более превращаться в полноценный самостоятельный процесс, создавать инновационный продукт. Каковы перспективы ОГУ в этом направлении?

- Надо сказать, что за последние годы нам удалось существенно повысить интеллектуальный потенциал университета. Только в головном вузе в учебный процесс вовлечено свыше 1100 человек с учеными степенями и званиями, в том числе почти 200 докторов наук. Стратегическая задача активизации научно-исследовательских и инновационных процессов направлена на развитие фундаментальных исследований, формирование в университете инновационной среды и эффективной системы внедрения результатов научной деятельности в практику.

Среди наиболее важных мероприятий научного развития отмечу такие, как разработка и внедрение в клиническую практику материалов медицинского назначения, методов и средств диагностики и терапии; создание международного Центра низких температур; формирование банка генетической информации; развитие Ботанического сада ОГУ как международного образовательного, научно-исследовательского, культурно-просветительского и природоохранного учреждения.

Почему именно эти направления? Это наиболее масштабные мероприятия, выполнение которых возможно только на основе междисциплинарных исследований путем объединения усилий различных научных групп.

Новым направлением учебно-научной деятельности стало развитие Ботанического сада ОГУ как образовательного, научно-исследовательского, культурно-просветительского и природоохранного учреждения. Здесь создаются коллекции растений в специфическихпри-

родных условиях Южного Урала, изучается и охраняется биологическое разнообразие евроазиатской флоры. Функционирование Ботанического сада в целом создает базу профессиональной подготовки и переподготовки специалистов экологического, биологического, географического, почвоведческого профилей и смежных с ними отраслей знаний. Активизируется и развитие системы экологического воспитания и просвещения граждан. На базе Ботанического сада планируются междисциплинарные исследования экологических, социально-экономических и других факторов, которые влияют на здоровье человека. К концу 2012 г. число посаженных деревьев в нашем Ботаническом саду приблизится к 20 тыс.

Актуальным направлением научного развития ОГУ является разработка материалов медицинского назначения, методов и средств диагностики и терапии и внедрение их в клиническую практику. Мы планируем дальнейшую модернизацию приборного парка и оборудования для научных исследований; развитие научно-образовательного производственного центра биоинженерии; организацию промышленного производства материалов медицинского назначения на базе созданного при участии университета ООО «МИП "Биоматерия" » для практического применения в медицинских учреждениях России.

Создание международного Центра низких температур предполагает организацию центра коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения исследований при низкихи сверхнизких температурах студентами, аспирантами, преподавателями и научными сотрудниками университетов и НИИ России и зарубежных стран, а также разработку методов криоконсервации биологических объектов и создание банка их длительного хранения при низких температурах. Это крупный проект международного уровня, для его реализации потребуется объединить усилия физиков, биологов, химиков, инженеров, материаловедов, специалистов в области энергоэффективности и энергосбе-регающихтехнологий, информационных технологий и многих других.

- Научный потенциал вуза определяет кадровую ситуацию во всем регионе. Как строится политика ОГУ в отношении повышения квалификации кадров?

- В составе нашего университета действует Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Перспективы его деятельности представляет проект «Разработка и реализация инновационных программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, ориентированных на потребности регионального рынка труда». В настоящее время в МРЦПК и ППС ведется подготовка по 22 специальностям высшего профессионального образования, 13 программам дополнительного профессионального образования, а также по 10 программам компьютерных курсов. Здесь реализуются программы повышения квалификации специалистов налоговых органов, строительных отраслей, управления федерального казначейства по Оренбургской области, муниципальных служащих города Оренбурга, специалистов промышленного комплекса и другие. Важно, чтобы спектр образовательных программ постоянно расширялся с учетом стратегических задач развития региона.

Перед факультетом повышения квалификации преподавателей университета ставится задача увеличения количества программ повышения квалификации, ориентированных на освоение новых достижений в предметных областях знаний по реализуемым направлениям подготовки специалистов. Говоря о повышении квалификации преподавателей, следует отметить, что по-прежнему одной из важнейших задач остается массовая переподготовка сотрудников университета в области иностранных языков. Ее решение позволит в перспективе перейти к проведению занятий по отдельным профессиональным дисциплинам на иностранных языках, доведя их долю в общем количестве до 10%.

- Возникает вопрос о подготовке «собственного» абитуриента, о выборе им профессии и траектории профессионального образования. Что предлагает ОГУ в плане довузовской подготовки будущих студентов?

- В Программе стратегического развития университета существенное внимание уделено подготовке качественного абитуриента и модернизации системы взаимодействия университета со школами на основе кластерного подхода. Фактически речь идет о новой системе образовательной деятельности, в которой имеется неформальный центр (вуз), консолидирующий различные образовательные и управленческие структуры в единый организм. Роль университета в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами.

Для адресной и системной работы с образовательными учреждениями университет заключает договоры либо непосредственно с ними, либо с муниципальными образованиями. В настоящее время заключено 67 договоров, из них 4 - с муниципальными образованиями городов Абдулино, Бугуруслан, Кувандык, Новотроицк, 13 - с муниципальными образованиями районов и 50 - напрямую с образовательными учреждениями, среди которых 20 - это школы области.

При функционировании образовательного кластера, как правило, появляются дополнительные подразделения, являющиеся результатом взаимодействия субъектов, например, филиал кафедры. В качестве основных направлений деятельности таких филиалов мы предусмотрели обновление и совершенствование содержания общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, повышение квалификации учительского корпуса. Это очень хорошая научно-методическая поддержка для учителей, стремящихся к творческому поиску в своей профессии.

- Значит, в следующем учебном году университет ожидает успешных студентов?

- Позвольте уточнить - не только успешных, но талантливых и одаренных. Одним из важнейших направлений нашего взаимодействия со школами и муниципальными образованиями мы считаем выявление и поддержку талантливых детей. С этой целью в Программе стратегического развития университета предусмотрено создание системы дистанционного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи.

Для обеспечения доступности для школьников региона олимпиад, дающих право на льготы при поступлении в вузы РФ, на базе нашего университета как региональной площадки проводятся межрегиональные олимпиады III уровня по математике, физике и истории. В 2010-2011 учебном году были проведены четыре такие олимпиады, в которых участвовало свыше 1500 школьников Оренбуржья. В текущем учебном году в подобных олимпиадах уже приняло участие свыше 2000 учащихся школ.

В этом году в апреле в Оренбурге состоялись Всероссийские олимпиады по экологии и биологии. Туры олимпиад проходили на базе нашего университета. Абсолютным победителем олимпиады по экологии стала 11-классница из средней общеобразовательной школы г. Абдулино Оренбургской области.

- Современный университет - это сложная информационно-насыщенная среда, включающая библиотеки и компьютерные ресурсы. Насколько далеко продвинулся в этом направлении ОГУ?

- Научная библиотека ОГУ - крупная современная вузовская библиотека, оснащен-

ная новейшим оборудованием и скоростной компьютерной сетью. Общая площадь библиотеки превышает 19 тыс. кв. м. Библиотека располагает 13 читальными залами, а ее фонд превышает 1,5 млн. экземпляров учебной, научной, справочной, нормативной и другой отечественной и иностранной литературы по всем отраслям знаний. Все студенты имеют доступ к электронным библиотечным системам.

Учебный процесс ведется в 19 учебно-лабораторных корпусах общей площадью 191 368 кв. м., оснащенных современным оборудованием. Для доступа к электронным информационным ресурсам в университете имеется около 4000 компьютеров, из них более 3000 подключены к сети Интернет. Университет располагает 150 компьютерными классами, мультимедийными аудиториями, в которых используются 214 комплектов мультимедийного оборудования, 16 интерактивных досок.

В Программе стратегического развития ОГУ наши планы обозначены в задаче «Информационное сопровождение инновационного развития вуза». Здесь выделены два направления: создание единой системы научно-образовательных информационных ресурсов и обеспечение информационной безопасности, а также развитие открытой информационно-образовательной среды университетского комплекса.

С созданием единой системы ресурсов университет сможет выполнять функции центра взаимодействия российских вузов с регионами центрально-азиатских стран, способствуя развитию гуманитарных связей, повышению академической мобильности вузов России, их адаптации к новым реалиям современного мира.

Принципиальные изменения претерпят информационные ресурсы университета. Станут более доступными модели и прикладные программы, предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов. Облегчится доступ к интеллектуальноемким электронным образовательным ресурсам - виртуальным средам, автоматизированным лабораторным практикумам удаленного доступа с использованием как локальной сети университета, так и глобальной сети Интернет.

- Вузы России сейчас находятся в сложных условиях перехода к новым организационным и экономическим реалиям. В чем Вы видите особенность реализации Ваших планов развития университета?

- ОГУ как многопрофильный университет реализует и планирует развивать целый спектр актуальных, востребованных образовательных, научныхнаправлений и видов деятельности. Сегодня в состав университета входят: аэрокосмический институт и 21 факультет, четыре научно-исследовательских института , 35 центров, в том числе центр коллективного пользования приборным оборудованием «Институт микро- и нанотехно-логий», Малая академия государственного управления, Ботанический сад, музеи (геологический и истории университета).

Инновационной экономике нужны исследования в социальных, экономических и гуманитарных областях, поэтому активно развиваются соответствующие научно-образовательные центры. Все это дает нам право говорить, что Оренбургский государственный университет реализует стратегию инновационного развития. Для обеспечения дальнейшего развития университета требуется хорошая организационная, материальная и финансовая платформа. Но столь же необходимо глубокое понимание происходящего, новые творческие идеи и решительность в выборе путей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.