Научная статья на тему 'Развитие университетского комплекса как условие повышения качества подготовки специалиста'

Развитие университетского комплекса как условие повышения качества подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевский Владимир Петрович

В статье проанализирован уникальный опыт развития высшей школы, основанный на интеграции образования и науки в региональном университетском комплексе Оренбургского государственного университета. Определены основные принципы разработки стратегии региональных университетских комплексов, представлены перспективные направления их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of university complex as condition for increase quality training of expert

Integration of science and education, being taken as the basis of the regional university complex at Orenburg state university was analysed in this article. Strategies of the regional university complexes and the main principles of their elaboration as well as perspectives of their development have become the topic of the article.

Текст научной работы на тему «Развитие университетского комплекса как условие повышения качества подготовки специалиста»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ

В. П. Ковалевский

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

V. P. Kovalevskiy

Development of university complex as condition for increase quality training of expert

Integration of science and education, being taken as the basis of the regional university complex at Orenburg state university was analysed in this article.

Strategies of the regional university complexes and the main principles of their elaboration as well as perspectives of their development have become the topic of the article.

XXI век — это время, когда жизнь требует специалистов нового формата. Скорость принятия решений, способность к быстрой адаптации при сохранении базовых знаний и моделей поведения ставит будущего специалиста в невиданную по своей сложности ситуацию на рынке труда. И только университетам под силу сегодня передать студентам новейшие профессиональные компетенции и одновременно сформировать системное мышление. Университет призван генерировать новые знания и стимулировать инновации для достижения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.

Этот интегративный подход к университетскому образованию постоянно насыщается новым содержанием и требует новых принципов реализации. Результатом образования стал профессионал, чей опыт как интеграция сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволит адекватно действовать на основе этих знаний в любой ситуации. Качество образования является мерой соответствия получаемых результатов и предъявляемых к ним требований.

Каковы же требования к специалисту XXI века? В современной экономической и по© Ковалевский В. П., 2008

литической ситуации перед высшей школой России стоят масштабные задачи научного и кадрового обеспечения, стратегической перенастройки существующего сырьевого комплекса России, организации производительных сил в соответствии с требованиями рыночной экономики, активного выхода страны на мировые рынки интеллектуальных и промышленных технологий, перехода к инновационному этапу развития экономики и социальной сферы.

В этих границах университеты активно ищут оптималъные стратегии развития. Целевыми функциями являются повышение научного и образовательного потенциала, эффективности функ-ционирования, конкуренто- и конкордос-пособности (термин М. Лукашенко), а также повышение рейтинга, уровня и масштаба влияния. Инновационный, предпринимательский, открытый, проектно-ориентированный, дистантный, исследовательский университеты, университеты — ресурсные центры, втузы и «супермаркеты образовательных услуг» (термин ввел Я. И. Кузь-минов) — вот неполный перечень новых видов вузов, представляющих различные формы взаимодействия науки, образования, производства и коммерции.

Оренбургский государственным университет (ОГУ), пройдя все ступени роста вуза, в процессе длительного поиска выработал определенные принципы стратегии своего интегративного развития.

Стратегия развития ОГУ опирается на глубокое исследование образовательной и социально-экономической ситуации региона. В этой связи учитывается, что регион представляет собой развивающийся аграрно-промышленный комплекс. Развитие профессионального образование в Оренбургской области традиционно ориентировано и на обеспечение кадрами территорий соседних с областью республик Татарстана, Башкортостана и Казахстана. Региональная система высшего профессионального образования Оренбургской области включает шесть государственных, три негосударственных вуза, 24 филиала различных вузов.

Основой стратегии развития Оренбургского государственного университета в этих условиях является идея обеспечения региона высококвалифицированными кадрами путем интеграции науки и качественного, доступного непрерывного профессионального образования.

В результате реализации этой стратегии число студентов, обучающихся в университете в 2008 г., достигло 43 тыс. — это более половины всех студентов Оренбургской области. В соответствии с лицензиями вузом и его филиалами могут быть реализованы 111 специальностей высшего, 17 специальностей среднего и 6 профессий начального профессионального образования, 50 направлений бакалавриата и 4 направления подготовки магистров, 48 специальностей аспирантуры, 7 специальностей докторантуры, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, получения дополнительной квалификации, профессиональной подготовки. В среднем на первый курс ОГУ ежегодно принимаются 8,5 тыс. человек, что составляет 55 % от общего количества студентов, зачисленных в вузы области. Выпуск дипломированных специалистов по специальностям высшего профессионального образования в 2007 г. составил более 6 тыс. человек.

В ходе разработки и реализации стратегии университетом накоплен уникалъный опыт развития вы1сшей школы, основанный на интеграции образования и науки в регионалъном университетском комплексе.

История создания университета уходит в далекий 1955 г., когда в городе Чкалове было открыто вечернее отделение Куйбышевского

индустриального института. Отсутствовали собственные помещения, преподавательские кадры, опыт работы в сфере высшего технического образования, но была острая потребность в специалистах, способных поднять экономику региона на качественно новый уровень. Именно тогда приоритетом развития учебного заведения стало постоянное повышение качества подготовки.

В 1971 г. вуз получил статус самостоятельного института. На образовательной карте страны появилось новое высшее учебное заведение -Оренбургский политехнический институт. В этот период стратегическим направлением было развитие самостоятелъного вуза с собственной ма-териалъной базой и кадровым потенциалом, что предполагало радикальные изменения принципов планирования и организации учебной и научно-исследовательской работы.

В 70-е гг. интенсивно развивалась и совершенствовалась учебная, социальная, библиотечная и научно-исследовательская инфраструктуры вуза, что позволило существенно повысить качество подготовки студентов и престиж вуза в регионе. Так установился еще один важнейший принцип нашей стратегии — комплексное развитие составляющих инфраструктурыь вуза.

В 80-е гг. в целях обеспечения кадрами регионального производства и повышения образовательного уровня населения расширился спектр специальностей и образовательных услуг, увеличился контингент обучающихся, были созданы новые факультеты и кафедры. Устойчивая поступателъная динамика развития образова-телъной системы уже тогда стала отличительной чертой регионального вуза.

В 1982 г. с создания вычислительного центра началась компьютеризация вуза. Интеграция образования и информационных технологий стала катализатором научных исследований студентов и преподавателей. С тех пор в ОГУ ведется планомерная работа по совершенствованию и укреплению информационно-технологической базы, созданию и развитию единой информационно-образовательной среды в масштабах вуза и региона в целом.

Вуз постоянно активно искал новые формы сотрудничества с предприятиями: создавались филиалы кафедр, базы практик, велись совместные научно-исследовательские работы. Развивая это сотрудничество, мы заложили основы интеграции с регионалъными производствами.

25 октября 1994 г. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 1049 Оренбургский политехнический институт был

переименован в Оренбургский государственный технический университет. Концепция многопро-филъного образователъного центра региона во многом определила контуры будущего ОГУ.

Быстрыми темпами шло превращение Оренбургского государственного технического университета в крупнейший научно-исследовательский центр региона, потребностью времени стало перерастание технического вуза в многопрофильный университет, готовящий специалистов по фундаментальным наукам, имеющий свои научные направления и школы. Формирование инновационной научной стратегии вуза всегда шло в русле приоритетные направлений развития науки и техники, актуальных направлений гуманитарных и естественно-научных исследований.

25 января 1996 г. Государственный комитет РФ по высшему образованию приказом № 160 переименовал Оренбургский государственный технический университет в Оренбургский государственный университет. Впервые в истории Оренбуржья молодым людям предоставлялась возможность получить полноценное университетское образование, не покидая пределов своей области.

В 1997 г. интенсивные процессы развития университета получили поддержку на государственном уровне. Правительством Российской Федерации подписано постановление № 1279 «О мерах по развитию Оренбургского государственного университета». Реализация этого постановления позволила существенно улучшить материально-техническую и социально-культурную базу университета. Действенной формой научно-производственной деятельности стал созданный в ОГУ учебно-научно-производственныш комплекс (УНПК).

Уровень и качество образовательной и научно-исследовательской деятельности в значительной степени определяются библиотечно-информационным обеспечением преподавателей, аспирантов и студентов. Библиотека росла вместе с вузом. Сегодня научная библиотека ОГУ является одной из крупнейших в Оренбургской области, а здание научной библиотеки стало визитной карточкой города и университета. В настоящее время объем фонда печатных изданий в головном вузе составляет более 900 тыс. экземпляров. Основой информатизации библиотеки ОГУ является автоматизированная библиотечно-информационная система, которая, являясь составной частью информационно-аналитической системы университета, охватывает весь комплекс технологических процессов библиотеки. Просторные читальные и компьютерные залы, доступ-

ные каталоги, научные и учебные фонды создают новую образовательную культуру регионального вуза. Внедрение инновационные библиотечных технологий, интенсивное развитие и интеграция библиотечных ресурсов являются неотъемлемой часть нашей стратегии.

На рубеже XX и XXI вв. университет расширил свои границы и создал сеть филиалов и представительств в Оренбургской области и за ее пределами, в его структуру вошли институты, профессиональные училища, лицеи, техникумы. Укрепились партнерские отношения с вузами России. Налаживаются связи с вузами Дании, Германии, Японии и других стран. Идея терри-ториалъной распределенности и открытости, широкой доступности качественного университетского образования оказалась плодотворной и стала традиционной характеристикой деятельности университета. Развитие образовательной вертикали и сегодня составляет приоритетное направление нашей стратегии.

В результате интенсивного комплексного развития университета в регионе стало значимым его позитивное образователъное, кулътур-ное, социалъное, экономическое и демографическое влияние, которое является важнейшей институциональной функцией вуза.

Проблемы, решаемые вузом на пути к региональному университетскому комплексу, требовали нестандартных решений задач внутривузов-ского управления, разработки соответствующей нормативной базы, новых механизмов финансирования и бюджетирования. Если следовать принятой сегодня терминологии, то ОГУ выработал научно обоснованную) стабилъную политику интенсивного роста и умеренные рисков.

Нами обобщался опыт формирования крупных университетов в зарубежных странах, анализировалась специфика создания университетских комплексов в России. Мы изучили опыт университетов штатов Калифорнии, Оклахомы, Массачусетса (США), Штутгартского университета (Германия), Университета Цукуба (Япония) и Университета Лимерика округа Шеннон (Ирландия). В этот период успешно развивались университетские комплексы в вузах Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Определенный вклад в научное и экономическое развитие страны внесла также инновационная деятельность технопарков, инновационно-технологических центров, региональных информационно-аналитических центров и центров содействия развитию научно-технического предпринимательства. Университетские комплек-

сы стали важнейшими социальными институтами, обеспечивающими устойчивое и сбалансированное развитие экономики, социальной сферы и культуры своих регионов.

В настоящее время ОГУ реализует стратегию развития регионалъного университетского комплекса. Цель такой стратегии — создание открытой многопрофильной высокотехнологичной образовательной среды, которая позволяет динамично реагировать на вызовы в образовании, науке и культуре, ориентироваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда. В структуру ОГУ входят 6 филиалов, аэрокосмический институт, 18 факультетов, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК и ППС), 3 научно-исследовательских института, 5 колледжей, а также различные комплексы и центры.

Благодаря развитой инфраструктуре университетский комплекс ОГУ приобретает уникалъ-ную ролъ интегратора в регионалъном сообществе. Термин «интегратор» применил к деятельности вузов ректор Нижегородского университета профессор Р. Стронгин, понимая под ним организацию, реализующую процессы взаимодействия, сотрудничества, партнерских отношений на интеллектуальном университетском базисе. Такая структура выступает и как участник, и как посредник, и как катализатор коммуникации и кооперации образовательных и научных структур с производством, учреждениями культуры, властными структурами.

Наш опыт показал, что значительную долю инновационных проектов, предполагающих объединение ресурсов регионального образования, науки и производства, возможно реализовать с участием или на базе университетского комплекса ОГУ. Эта позиция нашла отражение в двухсторонних договорах о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой РФ, с Союзом промышленников и предпринимателей, с предприятиями Оренбургской области. Разработан проект создания на базе учебно-научно-производственного комплекса ОГУ регионального технопарка. Составляющими частями региональной инновационной инфраструктуры являются подразделения университетского комплекса ОГУ и его стратегических партнеров, среди которых автономная некоммерческая организация «Технопарк ОГУ», Оренбургский областной бизнес-инкубатор, Центр трансфера технологий, объединяющий ученых ОГУ, Оренбургского научного центра УрО РАН, и др.

Для планирования и организации работ по развитию малого научно-технического предпринимательства, разработке и внедрения новых наукоемких технологий, содействию проведению фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям науки, техники и технологий в ОГУ был создан первый в регионе научно-технологический парк — Технопарк ОГУ. За время существования Технопарка ОГУ было получено 12 лицензий на различные виды деятельности. Создан экспертный центр объектов повышенной опасности и орган по сертификации услуг на автомобильном транспорте. Технопарк ОГУ выполняет работы по проектированию строительных конструкций, проводит экспертизу и выдает заключения по организационной и технической готовности предприятий к осуществлению лицензируемых видов деятельности, состоянию производственной базы предприятий, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. Организованы и функционируют центр экологической подготовки и мониторинга окружающей среды, центр наукоемких технологий и сертификации пищевых производств.

Для разработки технологий синтеза субмик-ронных атомно-молекулярных объектов и создания на основе наноструктур новых функциональных элементов многофункционального назначения в университете создан и успешно развивается институт микро — и нанотехнологий.

В связи с необходимостью развития современных наукоемких технологий в биологии и медицине, базирующихся на фундаментальных исследованиях, с учетом определяющей роли информационных, лазерных и наноскопических технологий в структуре ОГУ создан центр лазерной и информационной биофизики. Активно развивается научно-исследовательский институт биоэлементологии, который является сателлит-ным центром ЮНЕСКО по изучению эссенци-альных элементов. Основное направление деятельности НИИ — это научное обоснование и разработка новых технологий выявления и коррекции минеральной недостаточности в питании человека и животных.

Постоянно расширяется инновационная учебно-научно-производственная деятельность на базе предприятий и организаций — партнеров ОГУ, среди которых ОАО ПО «Стрела», ФГУП «Оренбургские авиалинии», МНТК «Микрохирургия глаза», ООО «Радиационно-экологический контроль», ОАО «Энергоучет», ОАО «Орен-

бургэнерго», ООО «Урал-Электро», ООО «Орен-бурггазпром», ООО «Инновационное производственное предприятие ИНТРО», ООО «Орен-бурггеофизика» и др.

Партнеры-работодатели определяют важнейшие причины массового спроса на качественное высшее образование в регионе: возрастание экономической ценности высшего образования по сравнению со средним образованием; высшее образование остается важнейшим фактором, обеспечивающим индивиду высокий социальный статус, способствующий карьерному росту. Разрабатывая стратегию дальнейшего развития университета, этот факт необходимо соотнести с региональной ситуацией и грамотно использовать в целях позитивного развития и личности, и вуза, и региона.

Так, например, повсеместно выделяются специальности, пользующиеся растущим спросом, обладающие привлекательным имиджем и требующие высокой квалификации. Практически во всех сферах деятельности отмечается большая потребность в 1Т-специалистах, существует и адекватный рост числа желающих обучаться в вузе. Следовательно, 1Т-технологии должны быть как можно шире представлены в спектре специальностей вуза.

С другой стороны, социально-экономические и политические реформы в стране активизируют интерес к экономическим и юридическим специальностям, несмотря на то, что рынок труда пересыщен такими специалистами. В результате можно прогнозировать по-прежнему высокий конкурс при поступлении на эти специальности.

Важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение абитуриентов в вуз, является возможность успешного трудоустройства в родном городе. Поэтому не будут пустовать аудитории на факультетах, обеспечивающих кадрами бюджетообразующие отрасли региона. В ОГУ для Оренбургской области таких специалистов готовят многие факультеты. В течение ряда последних лет в ОГУ сохраняется высокий конкурс при поступлении на большинство специальностей.

Приведем некоторые результаты рейтинга факультетов и специальностей университета по результатам конкурса (количество человек на место). Рейтинг популярности возглавил юридический факультет (средний конкурс по факультету — 5,5 человека на место). Абитуриенты выбирают профессии, связанные с финансами (в среднем 4,2 человека на место). Растет престиж журналистики: год назад факультет не вхо-

дил в пятерку лидеров, а в 2007 г. занял почетное третье место, конкурс составил 4 человека на место. Несколько отстал факультет филологии (3,4 человека на место). Завершает список лидеров факультет экономики и управления (2,8 человека на место).

В своем развитии ОГУ учитывает возможные изменения инфраструктуры регионального производства. Университет развивает не только специальности, популярные и востребованные сегодня (мы о них говорили выше), но работает и на перспективу. В ОГУ готовят инженеров-машиностроителей, инженеров аэрокосмической промышленности, специалистов пищевой и химической промышленности, преподавателей, учителей, экологов, биологов и др. Ведется подготовка по естественно-научным и математическим университетским специальностям. В головном вузе естественно-научные специальности составляют 14 %, гуманитарно-социальные — 17 %, специальности экономики и управления — 21 %, технические — 48 % от общего количества специальностей. Маркетинг рынка труда, взаимодействие с работодателями, гибкая ценовая политика в сфере коммерческого обучения позволяют нам оперативно реагировать на изменение региональной инфраструктуры.

Постоянно расширяется спектр специальностей профессиональной переподготовки дипломированных специалистов. В межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ведется подготовка по 14 специальностям высшего профессионального образования, 43 программам дополнительного профессионального образования. Вновь открытые образовательные программы тесно увязаны с потребностями отраслей экономики региона. В МРЦПК и ППС реализуются программы повышения квалификации для специалистов налоговых органов, строительных отраслей, Управления федерального казначейства по Оренбургской области, муниципальных служащих города Оренбурга, специалистов промышленного комплекса и др.

Новые направления развития ОГУ определяются и участием России в Болонском процессе, реализацией приоритетного национального проекта «Образование», развитием рыночной экономики. Наш университет уже имеет определенный опыт успешного внедрения образовательных инноваций, активно участвует во многих процессах, например, таких как Единый государственный экзамен, централизованное интернет-тестирование, двухуровневая система обучения.

Двухуровневая система обучения «бакалавриат — магистратура» действует в ОГУ по 12 направлениям подготовки бакалавров и 4 направлениям подготовки магистров. Развитие международных связей с вузами Дании, США, Германии, Финляндии, Испании, Японии, Китая по-

зволило нам оценить возможности этой системы. Сопоставимость и признание документов об образовании расширяют студенческие и преподавательские обмены, обеспечивают новые возможности трудоустройства выпускников за рубежом. В то же время трудоустройство бакалавров в российских регионах затруднено, так как образовательные стандарты, действующие сегодня, не могут обеспечить достаточной специальной подготовки. Каковы возможности продолжения образования? В нашем университете эта проблема решается — за последние два года открыты четыре направления магистратуры.

Свою задачу в такой ситуации университет видит в развитии научных школ и подготовке кадров высшей квалификации, в наращивании научного и инновационного потенциала, обеспечении высокого уровня фундаментальной подготовки. Контингент аспирантов и соискателей в ОГУ составляет около 800 человек (в 1990 г. было всего 8 человек!). В университете разработаны и внедрены такие формы финансовой поддержки соискателей ученых степеней, как предоставление грантов и творческих отпусков для завершения докторских и кандидатских диссертаций. Действуют также различные виды стимулирования деятельности научных руководителей. Это дало ощутимые результаты, и только за три последних года аспирантами и соискателями ученых степеней защищены 37 докторских и более 300 кандидатских диссертаций.

Следует отметить значимость гуманитарного и экономического университетского образования, сформировавшего кадровый потенциал культурного и социально-экономического развития нашего региона. В диссертационных советах ОГУ по истории, педагогике, экономике защищено 180 диссертаций по актуальным проблемам современного мира — региональным особенностям развития социума, науки, образования, радикальным изменениям экономики на цивилизационном переломе эпохи, научно-исследовательской академической культуре.

Развитие региональной ситуации в начале XXI в. породило новые проблемы, не имеющие аналогов решения в отечественной образовательной практике. На рынок образовательных услуг пришла конкуренция. Коммерциализация, «фи-

лиальная» политика столичных вузов, кризисная демографическая ситуация обострили в регионе конкурентную борьбу за абитуриентов. В этой борьбе стратегия ОГУ имеет устойчивые приоритеты — интеграция науки и образования в целях повышения качества и доступности подготовки, являющихся наиболее объективными факторами привлечения абитуриентов. Реализация стратегии включает следующие позиции.

Университет предлагает широкий спектр востребованных в регионе технических и естественно-научных специальностей, для развития которых требуется высокотехнологичная материально-техническая база и кадры ППС. Сектор гуманитарно-социальных специальностей и специальностей экономики и управления характеризуется развитием специализаций, широким внедрением информационных технологий, активностью НИРС и дополнительных образовательных программ. В ОГУ созданы все условия для непрерывного постдипломного и дополнительного образования, сформированы научно-педагогические коллективы, диссертационные советы, в стенах университета выпускник школы сможет пройти путь «от абитуриента до профессора». Такого высокого технического, научного и кадрового потенциала, как в университетском комплексе ОГУ, в настоящий момент в регионе больше нет.

В целях подготовки «своего» абитуриента университет ведет активную профориентационную работу по всей Оренбургской области и в соседних регионах. Пять университетских колледжей не только осуществляют подготовку специалистов среднего профессионального звена, но и обеспечивают преемственность программ среднего и высшего профессионального образования и базу для обучения выпускников колледжей в университете в сокращенные сроки. Осознанный выбор профессии, наличие способностей, достаточная подготовка и принятие ценностей профессионального образования — вот залог подготовки компетентного специалиста.

Немаловажным является рост престижа университетского образования, создание позитивного имиджа студента ОГУ, развитие корпоративной культуры выпускников (это одно из основных направлений социально-воспитательной работы в вузе).

Университет формирует информационное научно-образовательное пространство, представленное межвузовской библиотекой, интернет-центром, собственным издательско-полиграфическим комплексом. Издается ежемесячный на-

учный журнал «Вестник Оренбургского государственного университета», еженедельная газета «Оренбургский университет», разнообразная печатная продукция, способствующая формированию университетского имиджа. На базе ОГУ проводятся международные и всероссийские конференции, семинары и встречи.

Филиалы ОГУ развиваются в соответствии с потребностями региона и являются в большинстве случаев единственными вузами, предоставляющими студентам города бюджетные места. Эти структурные подразделения успешно аккредитованы в составе ОГУ.

Университет стремится стать региональным центром образования, науки, культуры и инновационного развития, чтобы насытить регион профессиональными специалистами.

Литература

1. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007. 342 с.

2. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналит. обзор / Е. В. Вашури-на, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, А. К. Клюев,

И. А. Майбуров. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. 136 с.

3. Голенков В. А., Степанов Ю. С., Садков В. Г. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. М.: Машиностроение-1, 2002. 334 с.

4. Ковалевский В. П. Интегрально-целевой метод управления региональным университетским комплексом: Монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2004. 128 с.

5. Ковалевский В. П. Теоретические и методологические основы формирования университетского комплекса. М.: Экономика, 2004. 306 с.

6. Ковалевский В. Университетский комплекс и инновационный потенциал региона // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 3-9.

7. Кузьминов Я. И. Наши университеты // Высшее образование сегодня. 2007. № 10. С. 9-16.

8. Стронгин Р., Максимов Г., Грудзинский А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 15-27.

9. Pecas P., Henriques E. Best practices of collaboration between university and industrial SMEs // Benchmarking: An International Journal. 2006. Vol. 13, № 1/2. P. 54-67.

10. Sporn B. Management in Higher Education: Current Trends and Future Perspectives in European Colleges and Universities // Dialogue between Higher Education Research and Practice / Ed. by R. Berg. Kluwer Academic Publishers, 2003. Р. 97-107.

11. Kyvik S. Structural changes in higher education systems in Western Europe // Higher Education in Europe. 2004. Vol. 29, № 3, о^. Р. 393-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.