Научная статья на тему 'Университетский округ как форма сетевого взаимодействия по работе с интеллектуально одаренными детьми и талантливой молодежью'

Университетский округ как форма сетевого взаимодействия по работе с интеллектуально одаренными детьми и талантливой молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРЕННЫЕ ДЕТИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГ / GIFTED CHILDREN / UNIVERSITY DISTRICT / INTERACTION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борытко Николай Михайлович, Широкий Александр Александрович

В настоящее время в России более 28 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет проживают в сельской местности. Низкая плотность инфраструктуры не позволяет создавать локальные образовательные центры непосредственно рядом с местом проживания, в связи с чем, для получения высококачественного образования традиционным путём обучающимся приходится преодолевать значительные расстояния, что существенным образом ограничивает их возможности по построению индивидуальной образовательной траектории. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении интеллектуально одаренных обучающихся, поскольку далеко не все учителя школ и преподаватели СПО готовы оказывать им помощь в освоении и проектно-исследовательском поиске по избранным вопросам наук, не входящих в обязательную программу обучения. Проект Волгоградского университетского округа имеет целью повышение доступности качественного образования для интеллектуально одаренных обучающихся в организациях основного и среднего (полного) образования, а также среднего профессионального образования путём реализации кластерной модели сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций, детско-юношеских общественных организаций/объединений региона. Деятельность Округа создаёт фундамент для социального развития Волгоградской области в части формирования благоприятной образовательной среды для интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи региона. Целевая аудитория проекта проявляющие повышенные способности в освоении наук обучающиеся в организациях основного и среднего (полного) общего образования, а также среднего профессионального образования, для которых затруднена реализация потребности в высококачественном образовании повышенного уровня в силу проживания на удалении от крупных образовательных центров, а также учителя и преподаватели, у которых они обучаются, и общественные организации/объединения, осуществляющие помощь интеллектуально одаренным школьникам и молодежи. Отдельное внимание уделяется роли педагогов в развитии природных способностей обучающихся. В рамках проекта предлагается система мероприятий, направленных на совершенствование предметно-научной последипломной подготовки учителей, а также преодоление у них тревожности по отношению к интеллектуально одаренным детям и формирование позитивных установок по отношению к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борытко Николай Михайлович, Широкий Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently in Russia, more than 28 percent of young people between the ages of 15 and 19 live in rural areas. Low density of infrastructure can not create local educational centers, which can be limited depending on how to do it. This problem is especially acute in relation to intellectually gifted students, since not all teachers of schools and faculty are ready to provide them with assistance in mastering and designing research on selected issues of science, without entering into a compulsory curriculum. The project of the Volgograd University District has higher education: higher education, intellectual education, education, education, education, education, education, education. The activities of the Okrug create a foundation for the social development of the Volgograd region in terms of creating a favorable educational environment for intellectually gifted children and talented youth of the region. The target audience of the project are those who demonstrate advanced abilities in mastering the sciences, studying in organizations of basic and secondary (complete) general education, as well as secondary vocational education, for which it is difficult to realize the need for high-quality education of higher level in force at a distance from large educational centers, and also teachers and teachers from whom they are trained, and public organizations / associations that provide assistance to intellectually gifted students and young people. Special attention is paid to the role of teachers in the development of the natural abilities of students. Within the framework of the project, a system of measures is proposed, aimed at improving the subject-scientific postgraduate training of teachers, as well as overcoming their anxiety towards intellectual gifted children and the formation of positive attitudes towards them.

Текст научной работы на тему «Университетский округ как форма сетевого взаимодействия по работе с интеллектуально одаренными детьми и талантливой молодежью»

УДК 371.212.3; 371.255.1; 37.018.5; 37.014; 371.214.4

Борытко Н.М., Широкий А.А.

Волгоградский государственный университет, г Волгоград, Россия E-mail: borytko@volsu.ru ; shiroky.aa@volsu.ru

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ КАК ФОРМА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

В настоящее время в России более 28 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет проживают в сельской местности. Низкая плотность инфраструктуры не позволяет создавать локальные образовательные центры непосредственно рядом с местом проживания, в связи с чем, для получения высококачественного образования традиционным путём обучающимся приходится преодолевать значительные расстояния, что существенным образом ограничивает их возможности по построению индивидуальной образовательной траектории. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении интеллектуально одаренных обучающихся, поскольку далеко не все учителя школ и преподаватели СПО готовы оказывать им помощь в освоении и проектно-исследовательском поиске по избранным вопросам наук, не входящих в обязательную программу обучения.

Проект Волгоградского университетского округа имеет целью повышение доступности качественного образования для интеллектуально одаренных обучающихся в организациях основного и среднего (полного) образования, а также среднего профессионального образования путём реализации кластерной модели сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций, детско-юношеских общественных организаций/объединений региона. Деятельность Округа создаёт фундамент для социального развития Волгоградской области в части формирования благоприятной образовательной среды для интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи региона. Целевая аудитория проекта - проявляющие повышенные способности в освоении наук обучающиеся в организациях основного и среднего (полного) общего образования, а также среднего профессионального образования, для которых затруднена реализация потребности в высококачественном образовании повышенного уровня в силу проживания на удалении от крупных образовательных центров, а также учителя и преподаватели, у которых они обучаются, и общественные организации/объединения, осуществляющие помощь интеллектуально одаренным школьникам и молодежи.

Отдельное внимание уделяется роли педагогов в развитии природных способностей обучающихся. В рамках проекта предлагается система мероприятий, направленных на совершенствование предметно-научной последипломной подготовки учителей, а также преодоление у них тревожности по отношению к интеллектуально одаренным детям и формирование позитивных установок по отношению к ним.

Ключевые слова: одаренные дети, университетский округ, взаимодействие, педагог.

В настоящее время более 28 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет проживают в сельской местности [4]. Низкая плотность инфраструктуры не позволяет создавать локальные образовательные центры непосредственно рядом с местом проживания, в связи с чем, для получения высококачественного образования традиционным путём обучающимся приходится преодолевать значительные расстояния, что существенным образом ограничивает их возможности по построению индивидуальной образовательной траектории. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении интеллектуально одаренных обучающихся, поскольку далеко не все учителя школ и преподаватели СПО готовы оказывать им помощь в освоении и проектно-исследовательском поиске по избранным вопросам наук, не входящих в обязательную программу обучения [1; 7].

Одним из возможных направлений в сторону смягчения этой проблемы видится применение современных информационных технологий и телекоммуникационных сетей для масштабного внедрения дистанционных образовательных форм. К сожалению, несмотря на значительное число доступных в сети Интернет образовательных ресурсов, говорить о скором разрешении проблемы доступности образования не приходится, поскольку качество предлагаемых такими ресурсами материалов зачастую не выдерживает критики, а заведомо качественных образовательных инструментов, созданных, к примеру, аккредитованными Ми-нобрнауки образовательными учреждениями, существенно меньше необходимого. Имеющиеся в сети материалы большей частью не адаптированы к изучению подростками, которым требуется ориентация в научной инфор-

мации, обучение ее поиску, систематизации и применению в собственном исследовании. Дополнительную сложность для обучающегося составляет выбор наиболее подходящей ему дистанционной образовательной программы из доступных вариантов. Преодолеть её можно при помощи консультации высококвалифицированного педагога, но установлению контактов «обучающийся-педагог» препятствует тот же самый фактор удалённости. Готовых же инструментов, позволяющих обучающемуся воспользоваться такой помощью в дистанционной форме, пока не предлагается.

Анализ опыта взаимодействия классических университетов со школьниками привел нас к выводу, что наиболее успешной и перспективной формой организации такой деятельности является университетский округ во главе с сильным классическим университетом, являющимся центром науки и образования.

Волгоградский государственный университет (ВолГУ) еще очень молод, он основан в 1980-м году и с тех пор известен в стране и за рубежом качеством образования, высоким научным потенциалом, инновационными проектами, активной социальной позицией. С момента основания ВолГУ подготовил более 50 тысяч высококлассных специалистов. В Университете функционируют 10 институтов, 5 диссертационных советов, 6 малых инновационных предприятий, научная библиотека, 20 научно-образовательных центров, научное издательство. Здесь сформирована благоприятная социокультурная среда, включающая 14 организаций студенческого самоуправления (Международный студенческий совет, студенческое экологическое общество «Экоинициа-тива», Студенческое инновационное агентство, Студенческое научное общество и др.).

В университете на постоянной основе работают 32 массовых научных кружка для школьников («Юный биолог», «Занимательная психология», «ЭкономисТЫ», «Русичи», «Златоуст», «Математика. Воскресная школа (олимпиадная математика)», «Школьный старт в науку», «Школа юридической магии», «Геоинформационные технологии», «Технологии будущего: мир НАНО» и др.). Они охватывают различные направления современного знания по вопросам, выходящим за рамки школьной про-

граммы. Для обучающихся, проявляющих повышенные способности в сфере наук, систематически проводятся «университетские смены», они включаются в недели науки с конкурсами исследовательских работ, работают 12 научных обществ учащихся во главе с преподавателями университета. Журнал «Университетское образование» публикует статьи с анализом такой работы с интеллектуально одаренными детьми. В рамках проекта предполагается введение постоянной рубрики, посвященной анализу опыта университетского округа.

Деятельность Университета высоко оценивается независимыми организациями. В настоящий момент ВолГУ входит в рейтинги ЯЛБХ ТОП-100, БШС8 ТОР-200 и ББСЛ ТОР-150. Университет признан лучшим ВУЗом ЮФО в рейтинге благотворительного фонда Владимира Потанина. 25% реализуемых в ВолГУ направлений подготовки входят в перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики Правительства РФ.

Инициатору Волгоградского государственного университета о создании такого округа поддержали Комитет образования и науки Волгоградской области, Департамент по образованию Администрации Волгограда и Комитет молодежной политики Волгоградской области, которые совместно с университетом учредили Волгоградский университетский округ.

Целью нашего проекта является повышение доступности качественного образования для интеллектуально одаренных обучающихся в организациях основного и среднего (полного) образования, а также среднего профессионального образования путём реализации кластерной модели сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций, детско-юношеских общественных организаций/объединений региона с построением благоприятной для интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи образовательной среды.

Целевая аудитория проекта - проявляющие повышенные способности в освоении наук обучающиеся в организациях основного и среднего (полного) общего образования, а также среднего профессионального образования, для которых затруднена реализация потребности в высококачественном образовании повышенного уров-

Борытко Н.М., Широкий А.А.

Университетский округ как форма сетевого взаимодействия..

ня в силу проживания на удалении от крупных образовательных центров, а также учителя и преподаватели, у которых они обучаются, и общественные организации/объединения, осуществляющие помощь интеллектуально одаренным школьникам и молодежи.

Основной задачей проекта является создание и реализация эффективной модели сетевого взаимодействия организаций, заинтересованных в развитии и повышении конкурентоспособности российского образования путём формирования условий для максимально полной реализации потенциала обучающихся. Её решение позволит эффективно выявлять интеллектуально одаренных обучающихся и оказывать значимую поддержку на пути реализации их индивидуальных образовательных траекторий [6]. Для этого будет организовано трехуровневое (дистанционно, на базе кластерных школ и в университете) взаимодействие с и между интеллектуально одаренными детьми и молодежью, а также работающими с ними педагогами. В этой структуре университет выполняет роль не только организующего и методического центра, но и научного сопровождения деятельности по поддержке интеллектуально одаренных детей и молодежи, поскольку в соответствии с соглашением о сотрудничестве ФГБУ «Российская академия образования» и администрации Волгоградской области на базе университета создается Научный центр по работе с одаренными детьми и молодежью.

Отдельное внимание предполагается уде -лить роли педагогов в развитии природных способностей обучающихся [5]. Хорошо известно, что работа с интеллектуально развитыми детьми требует от педагога существенного мастерства и эмоционального напряжения. В рамках предлагаемого проекта сетевого взаимодействия предлагается система мероприятий, направленных на совершенствование предметно-научной последипломной подготовки учителей, а также преодоление у них тревожности по отношению к интеллектуально одаренным детям и формирование позитивных установок по отношению к ним [8]. Педагогам оказывается системная и систематическая помощь в развитии их предметно-научной подготовки, собственной научно-исследовательской деятельности, а также организации проектно-исследовательской

поисковой деятельности обучающихся, в развитии научных обществ учащихся и студентов. В рамках университетского округа предполагаются конкурсы образовательных программ факультативов, предметных кружков, клубов работы научных обществ учащихся, а также работы образовательных и общественных организаций по поддержке интеллектуально одаренных обучающихся. К их доработке в учебно-методические комплексы будут привлечены лучшие ученые университета.

В результате реализации проекта будет создана устойчивая благоприятная среда для реализации потенциала интеллектуально одаренных обучающихся. Этому будет способствовать структура организации округа, при которой, в дополнение к традиционным радиальным связям университета, как научно-методического центра с базовыми (кластерными) школами, будут созданы связи организаций внутри кластера и связи между кластерами. При такой структуре и основные (радиальные) связи также претерпевают изменение: они будут уже только с базовыми (кластерными) школами и предусматривать будут не только организационное, но также научное и методическое взаимодействие. Таким образом, опорные (кластерные) школы становятся ресурсными центрами по работе с интеллектуально одаренными детьми и, при организационной, научно-методической, материально-технической и экспертной поддержке Университета, оказывают помощь другим организациям, отдельным педагогам и детям внутри кластера. На базе таких школ реализуются прошедшие конкурсный отбор и доработанные с участием ученых университета образовательные программы для интеллектуально одаренных обучающихся с использованием, в соответствии с пп. 1 - 2 ст. 13 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», сетевых форм их реализации, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Дистанционное взаимодействие с участниками университетского округа осуществляется на базе образовательной, научно-методической Интернет-платформе Университета, с разветвлёнными каналами коммуникации удобными для пользователей. Контент образовательного портала округа включает в себя онлайн и

офлайн образовательные и развивающие курсы, методические рекомендации по научно-исследовательской и учебной деятельности, контрольно-измерительные материалы уровней сформированности общекультурных, образовательных и исследовательских компетенций.

Кластерная структура сетевого взаимодействия организаций, входящих в университетский округ, как ожидается, обеспечит устойчивость и стабильность благоприятной для интеллектуально одаренных детей среды, а также наделит её серьёзным потенциалом самовоспроизводимости. В этой среде органичной становится тьюторская деятельность магистрантов и аспирантов различных специальностей университета. А студенты-волонтеры охотно включаются в организацию познавательных конкурсов и научных фестивалей для обучающихся в школах и организациях СПО.

Реализация данного проекта, даже на стадии его становления, позволит обучающимся строить свою индивидуальную образовательную траекторию [1; 6]] с использованием сетевого взаимодействия и применением дистанционных ресурсов с верифицированным качеством. Применение современных технологий дистанционного обучения позволит сохранить высокое качество образования при существенном повышении его доступности и, особенно, обеспечить опережающее развитие интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи, вне зависимости от удаленности проживания от областного центра.

Образовательные и общественные организации - участники проекта получают возможность более широкой апробации инновационных педагогических практик, а также компенсации кадрового дефицита на местах путём формирования компетенций обучающихся с помощью кластерной модели сетевого взаимодействия и предлагаемых к разработке и внедрению в рамках настоящего проекта дистанционных инструментов сотрудничества организаций между собой и с университетом.

Координация и систематизация деятельности по поддержке интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи позволит повысить качество подготовки выпускников учреждений среднего общего и профессионального образования в масштабе субъекта РФ. Кроме

того, проект содействует реализации потенциала ФГОС общего образования в качестве инструмента повышения профессионального уровня педагогических работников и руководителей организаций среднего образования в условиях внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробации современных моделей педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ педагогов, инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций. Программа согласуется с выделенным в «Фундаментальных исследованиях Российской академии наук на 2013-2020 гг.» направлением «Методология и психолого-педагогические составляющие процесса социализации молодежи в системе современного образовательного пространства, социально-педагогические проекты моделей воспитания, адекватных потребностям государства, общества, личности» [3].

Как уже отмечалось, наиболее перспективным решением в организации деятельности университетского округа мы посчитали кластерное построение сетевого взаимодействия, при которых в опорных школах (центрах кластера) обеспечивается достаточный уровень коммуникационных сетей, а также на базе которых проводятся обучающие и консультативные занятия преподавателями университета. Здесь же проводятся промежуточные туры олимпиад, конкурсов и т. п. Причем работа со школьниками и студентами СПО проводится как посредством телекоммуникационных сетей с использованием инфраструктуры единого образовательного Интернет-портала округа, так и «вживую» приехавшими в опорные организации преподавателями университета. Вне университетского округа такие поездки, как правило, нерентабельны. В условиях кластерной модели сетевого взаимодействия в базовой школе (организации) собираются не только обучающиеся в ней школьники, но и те, кто учится в школах этого кластера. К тому же, консультации проводятся не только по вопросам школьной программы или профориентации, но также по исследовательской и проектной работе школьников и студентов СПО. Кластерные школы станут также центрами организации научного общества учащихся (школьников и сту-

Университетский округ как форма сетевого взаимодействия...

Борытко Н.М., Широкий А.А.

дентов СПО), где они могут под руководством опытных наставников (ученых университета) обмениваться опытом собственной проектно-исследовательской деятельности, обучаться ее методам, защищать свои разработки. В настоящее время в Волгоградском университетском округе действуют 15 таких кластеров, которые объединяют около 100 образовательных и общественных организаций.

Следующим этапом является сбор юных исследователей в составе «университетских смен», где они будут сочетать активных отдых с систематическим обучением исследовательской и проектно-исследовательской деятельности, с освоением актуальных вопросов современных наук и подготовкой к участию в высокорейтинговых олимпиадах. Университет имеет более чем 20-летний опыт такой работы со школьниками и готов развивать его в составе университетского округа. Комитет молодежной политики Волгоградской области включил в госзадание недельную смену в своем лагере, предоставив для таких детей 150 бесплатных путевок.

Особое значение проект имеет для включения учителей в предметно-научное непрерывное образование в сфере преподаваемой науки [5; 2]. Для этого предполагается не только приглашение их к участию в проводи-

мых университетом научных конференциях, но также дистанционное подключение их с возможностью задавать вопросы и делать сообщения, либо просматривать выступления с возможностью дистанционно задавать вопросы (скайп-сессии, режим вебинара, телеконференции, трансляции). Это поможет учителю быть в курсе современных проблем преподаваемой им науки, а значит - повысит образовательный процесс в школах, и обеспечит развитие учебно- и научно-исследовательской деятельности школьников, их проектной деятельности, участия в олимпиадах.

Устойчивость, стабильность, самовоспроизводимость создаваемой в рамках предлагаемого проекта образовательной среды обеспечивается благодаря отходу от традиционного подхода с сильным центром в сторону создания иерархической структуры с сильными горизонтальными связями. Разработанные в ходе реализации нормативно-правовые акты, методические рекомендации, внедрённые дистанционные образовательные технологии призваны продемонстрировать участникам проекта сильные стороны предлагаемой модели сетевого взаимодействия и побудить к расширенному внедрению форм дистанционного формирования компетенций обучающихся в дальнейшем.

24.08.2017

Список литературы:

1. Борытко Н.М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии : автореф. канд. пед. наук / Волгоград, 1994

2. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 20-24.

3. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. http://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx Дата обращения: 30.04.17

4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography Дата обращения 30.04. 17

5. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике / Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев; отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2011.

6. Соловцова И.А. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко. Волгоград, 2006.

7. Sehr D. Education for Public Democracy. SUNY Press, 1997.

8. Zienau N. A Guide to the Russian Education System. Manchester: British Council, 1996.

Сведения об авторах:

Борытко Николай Михайлович, советник при ректорате по стратегическому развитию университета, профессор кафедры социальной работы и педагогики кафедры социальной работы и педагогики Института

истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор E-mail: borytko@volsu.ru

Широкий Александр Александрович, доцент кафедры компьютерных наук и экспериментальной математики кафедры компьютерных наук и экспериментальной математики Института математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета, кандидат физико-математических наук

E-mail: shiroky.aa@volsu.ru 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.