УДК 371.212.3; 371.255.1; 37.018.5; 37.014; 371.214.4
Борытко Н.М., Широкий А.А.
Волгоградский государственный университет, г Волгоград, Россия E-mail: borytko@volsu.ru ; shiroky.aa@volsu.ru
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ КАК ФОРМА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
В настоящее время в России более 28 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет проживают в сельской местности. Низкая плотность инфраструктуры не позволяет создавать локальные образовательные центры непосредственно рядом с местом проживания, в связи с чем, для получения высококачественного образования традиционным путём обучающимся приходится преодолевать значительные расстояния, что существенным образом ограничивает их возможности по построению индивидуальной образовательной траектории. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении интеллектуально одаренных обучающихся, поскольку далеко не все учителя школ и преподаватели СПО готовы оказывать им помощь в освоении и проектно-исследовательском поиске по избранным вопросам наук, не входящих в обязательную программу обучения.
Проект Волгоградского университетского округа имеет целью повышение доступности качественного образования для интеллектуально одаренных обучающихся в организациях основного и среднего (полного) образования, а также среднего профессионального образования путём реализации кластерной модели сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций, детско-юношеских общественных организаций/объединений региона. Деятельность Округа создаёт фундамент для социального развития Волгоградской области в части формирования благоприятной образовательной среды для интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи региона. Целевая аудитория проекта - проявляющие повышенные способности в освоении наук обучающиеся в организациях основного и среднего (полного) общего образования, а также среднего профессионального образования, для которых затруднена реализация потребности в высококачественном образовании повышенного уровня в силу проживания на удалении от крупных образовательных центров, а также учителя и преподаватели, у которых они обучаются, и общественные организации/объединения, осуществляющие помощь интеллектуально одаренным школьникам и молодежи.
Отдельное внимание уделяется роли педагогов в развитии природных способностей обучающихся. В рамках проекта предлагается система мероприятий, направленных на совершенствование предметно-научной последипломной подготовки учителей, а также преодоление у них тревожности по отношению к интеллектуально одаренным детям и формирование позитивных установок по отношению к ним.
Ключевые слова: одаренные дети, университетский округ, взаимодействие, педагог.
В настоящее время более 28 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет проживают в сельской местности [4]. Низкая плотность инфраструктуры не позволяет создавать локальные образовательные центры непосредственно рядом с местом проживания, в связи с чем, для получения высококачественного образования традиционным путём обучающимся приходится преодолевать значительные расстояния, что существенным образом ограничивает их возможности по построению индивидуальной образовательной траектории. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении интеллектуально одаренных обучающихся, поскольку далеко не все учителя школ и преподаватели СПО готовы оказывать им помощь в освоении и проектно-исследовательском поиске по избранным вопросам наук, не входящих в обязательную программу обучения [1; 7].
Одним из возможных направлений в сторону смягчения этой проблемы видится применение современных информационных технологий и телекоммуникационных сетей для масштабного внедрения дистанционных образовательных форм. К сожалению, несмотря на значительное число доступных в сети Интернет образовательных ресурсов, говорить о скором разрешении проблемы доступности образования не приходится, поскольку качество предлагаемых такими ресурсами материалов зачастую не выдерживает критики, а заведомо качественных образовательных инструментов, созданных, к примеру, аккредитованными Ми-нобрнауки образовательными учреждениями, существенно меньше необходимого. Имеющиеся в сети материалы большей частью не адаптированы к изучению подростками, которым требуется ориентация в научной инфор-
мации, обучение ее поиску, систематизации и применению в собственном исследовании. Дополнительную сложность для обучающегося составляет выбор наиболее подходящей ему дистанционной образовательной программы из доступных вариантов. Преодолеть её можно при помощи консультации высококвалифицированного педагога, но установлению контактов «обучающийся-педагог» препятствует тот же самый фактор удалённости. Готовых же инструментов, позволяющих обучающемуся воспользоваться такой помощью в дистанционной форме, пока не предлагается.
Анализ опыта взаимодействия классических университетов со школьниками привел нас к выводу, что наиболее успешной и перспективной формой организации такой деятельности является университетский округ во главе с сильным классическим университетом, являющимся центром науки и образования.
Волгоградский государственный университет (ВолГУ) еще очень молод, он основан в 1980-м году и с тех пор известен в стране и за рубежом качеством образования, высоким научным потенциалом, инновационными проектами, активной социальной позицией. С момента основания ВолГУ подготовил более 50 тысяч высококлассных специалистов. В Университете функционируют 10 институтов, 5 диссертационных советов, 6 малых инновационных предприятий, научная библиотека, 20 научно-образовательных центров, научное издательство. Здесь сформирована благоприятная социокультурная среда, включающая 14 организаций студенческого самоуправления (Международный студенческий совет, студенческое экологическое общество «Экоинициа-тива», Студенческое инновационное агентство, Студенческое научное общество и др.).
В университете на постоянной основе работают 32 массовых научных кружка для школьников («Юный биолог», «Занимательная психология», «ЭкономисТЫ», «Русичи», «Златоуст», «Математика. Воскресная школа (олимпиадная математика)», «Школьный старт в науку», «Школа юридической магии», «Геоинформационные технологии», «Технологии будущего: мир НАНО» и др.). Они охватывают различные направления современного знания по вопросам, выходящим за рамки школьной про-
граммы. Для обучающихся, проявляющих повышенные способности в сфере наук, систематически проводятся «университетские смены», они включаются в недели науки с конкурсами исследовательских работ, работают 12 научных обществ учащихся во главе с преподавателями университета. Журнал «Университетское образование» публикует статьи с анализом такой работы с интеллектуально одаренными детьми. В рамках проекта предполагается введение постоянной рубрики, посвященной анализу опыта университетского округа.
Деятельность Университета высоко оценивается независимыми организациями. В настоящий момент ВолГУ входит в рейтинги ЯЛБХ ТОП-100, БШС8 ТОР-200 и ББСЛ ТОР-150. Университет признан лучшим ВУЗом ЮФО в рейтинге благотворительного фонда Владимира Потанина. 25% реализуемых в ВолГУ направлений подготовки входят в перечень приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики Правительства РФ.
Инициатору Волгоградского государственного университета о создании такого округа поддержали Комитет образования и науки Волгоградской области, Департамент по образованию Администрации Волгограда и Комитет молодежной политики Волгоградской области, которые совместно с университетом учредили Волгоградский университетский округ.
Целью нашего проекта является повышение доступности качественного образования для интеллектуально одаренных обучающихся в организациях основного и среднего (полного) образования, а также среднего профессионального образования путём реализации кластерной модели сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций, детско-юношеских общественных организаций/объединений региона с построением благоприятной для интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи образовательной среды.
Целевая аудитория проекта - проявляющие повышенные способности в освоении наук обучающиеся в организациях основного и среднего (полного) общего образования, а также среднего профессионального образования, для которых затруднена реализация потребности в высококачественном образовании повышенного уров-
Борытко Н.М., Широкий А.А.
Университетский округ как форма сетевого взаимодействия..
ня в силу проживания на удалении от крупных образовательных центров, а также учителя и преподаватели, у которых они обучаются, и общественные организации/объединения, осуществляющие помощь интеллектуально одаренным школьникам и молодежи.
Основной задачей проекта является создание и реализация эффективной модели сетевого взаимодействия организаций, заинтересованных в развитии и повышении конкурентоспособности российского образования путём формирования условий для максимально полной реализации потенциала обучающихся. Её решение позволит эффективно выявлять интеллектуально одаренных обучающихся и оказывать значимую поддержку на пути реализации их индивидуальных образовательных траекторий [6]. Для этого будет организовано трехуровневое (дистанционно, на базе кластерных школ и в университете) взаимодействие с и между интеллектуально одаренными детьми и молодежью, а также работающими с ними педагогами. В этой структуре университет выполняет роль не только организующего и методического центра, но и научного сопровождения деятельности по поддержке интеллектуально одаренных детей и молодежи, поскольку в соответствии с соглашением о сотрудничестве ФГБУ «Российская академия образования» и администрации Волгоградской области на базе университета создается Научный центр по работе с одаренными детьми и молодежью.
Отдельное внимание предполагается уде -лить роли педагогов в развитии природных способностей обучающихся [5]. Хорошо известно, что работа с интеллектуально развитыми детьми требует от педагога существенного мастерства и эмоционального напряжения. В рамках предлагаемого проекта сетевого взаимодействия предлагается система мероприятий, направленных на совершенствование предметно-научной последипломной подготовки учителей, а также преодоление у них тревожности по отношению к интеллектуально одаренным детям и формирование позитивных установок по отношению к ним [8]. Педагогам оказывается системная и систематическая помощь в развитии их предметно-научной подготовки, собственной научно-исследовательской деятельности, а также организации проектно-исследовательской
поисковой деятельности обучающихся, в развитии научных обществ учащихся и студентов. В рамках университетского округа предполагаются конкурсы образовательных программ факультативов, предметных кружков, клубов работы научных обществ учащихся, а также работы образовательных и общественных организаций по поддержке интеллектуально одаренных обучающихся. К их доработке в учебно-методические комплексы будут привлечены лучшие ученые университета.
В результате реализации проекта будет создана устойчивая благоприятная среда для реализации потенциала интеллектуально одаренных обучающихся. Этому будет способствовать структура организации округа, при которой, в дополнение к традиционным радиальным связям университета, как научно-методического центра с базовыми (кластерными) школами, будут созданы связи организаций внутри кластера и связи между кластерами. При такой структуре и основные (радиальные) связи также претерпевают изменение: они будут уже только с базовыми (кластерными) школами и предусматривать будут не только организационное, но также научное и методическое взаимодействие. Таким образом, опорные (кластерные) школы становятся ресурсными центрами по работе с интеллектуально одаренными детьми и, при организационной, научно-методической, материально-технической и экспертной поддержке Университета, оказывают помощь другим организациям, отдельным педагогам и детям внутри кластера. На базе таких школ реализуются прошедшие конкурсный отбор и доработанные с участием ученых университета образовательные программы для интеллектуально одаренных обучающихся с использованием, в соответствии с пп. 1 - 2 ст. 13 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», сетевых форм их реализации, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Дистанционное взаимодействие с участниками университетского округа осуществляется на базе образовательной, научно-методической Интернет-платформе Университета, с разветвлёнными каналами коммуникации удобными для пользователей. Контент образовательного портала округа включает в себя онлайн и
офлайн образовательные и развивающие курсы, методические рекомендации по научно-исследовательской и учебной деятельности, контрольно-измерительные материалы уровней сформированности общекультурных, образовательных и исследовательских компетенций.
Кластерная структура сетевого взаимодействия организаций, входящих в университетский округ, как ожидается, обеспечит устойчивость и стабильность благоприятной для интеллектуально одаренных детей среды, а также наделит её серьёзным потенциалом самовоспроизводимости. В этой среде органичной становится тьюторская деятельность магистрантов и аспирантов различных специальностей университета. А студенты-волонтеры охотно включаются в организацию познавательных конкурсов и научных фестивалей для обучающихся в школах и организациях СПО.
Реализация данного проекта, даже на стадии его становления, позволит обучающимся строить свою индивидуальную образовательную траекторию [1; 6]] с использованием сетевого взаимодействия и применением дистанционных ресурсов с верифицированным качеством. Применение современных технологий дистанционного обучения позволит сохранить высокое качество образования при существенном повышении его доступности и, особенно, обеспечить опережающее развитие интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи, вне зависимости от удаленности проживания от областного центра.
Образовательные и общественные организации - участники проекта получают возможность более широкой апробации инновационных педагогических практик, а также компенсации кадрового дефицита на местах путём формирования компетенций обучающихся с помощью кластерной модели сетевого взаимодействия и предлагаемых к разработке и внедрению в рамках настоящего проекта дистанционных инструментов сотрудничества организаций между собой и с университетом.
Координация и систематизация деятельности по поддержке интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи позволит повысить качество подготовки выпускников учреждений среднего общего и профессионального образования в масштабе субъекта РФ. Кроме
того, проект содействует реализации потенциала ФГОС общего образования в качестве инструмента повышения профессионального уровня педагогических работников и руководителей организаций среднего образования в условиях внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробации современных моделей педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ педагогов, инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций. Программа согласуется с выделенным в «Фундаментальных исследованиях Российской академии наук на 2013-2020 гг.» направлением «Методология и психолого-педагогические составляющие процесса социализации молодежи в системе современного образовательного пространства, социально-педагогические проекты моделей воспитания, адекватных потребностям государства, общества, личности» [3].
Как уже отмечалось, наиболее перспективным решением в организации деятельности университетского округа мы посчитали кластерное построение сетевого взаимодействия, при которых в опорных школах (центрах кластера) обеспечивается достаточный уровень коммуникационных сетей, а также на базе которых проводятся обучающие и консультативные занятия преподавателями университета. Здесь же проводятся промежуточные туры олимпиад, конкурсов и т. п. Причем работа со школьниками и студентами СПО проводится как посредством телекоммуникационных сетей с использованием инфраструктуры единого образовательного Интернет-портала округа, так и «вживую» приехавшими в опорные организации преподавателями университета. Вне университетского округа такие поездки, как правило, нерентабельны. В условиях кластерной модели сетевого взаимодействия в базовой школе (организации) собираются не только обучающиеся в ней школьники, но и те, кто учится в школах этого кластера. К тому же, консультации проводятся не только по вопросам школьной программы или профориентации, но также по исследовательской и проектной работе школьников и студентов СПО. Кластерные школы станут также центрами организации научного общества учащихся (школьников и сту-
Университетский округ как форма сетевого взаимодействия...
Борытко Н.М., Широкий А.А.
дентов СПО), где они могут под руководством опытных наставников (ученых университета) обмениваться опытом собственной проектно-исследовательской деятельности, обучаться ее методам, защищать свои разработки. В настоящее время в Волгоградском университетском округе действуют 15 таких кластеров, которые объединяют около 100 образовательных и общественных организаций.
Следующим этапом является сбор юных исследователей в составе «университетских смен», где они будут сочетать активных отдых с систематическим обучением исследовательской и проектно-исследовательской деятельности, с освоением актуальных вопросов современных наук и подготовкой к участию в высокорейтинговых олимпиадах. Университет имеет более чем 20-летний опыт такой работы со школьниками и готов развивать его в составе университетского округа. Комитет молодежной политики Волгоградской области включил в госзадание недельную смену в своем лагере, предоставив для таких детей 150 бесплатных путевок.
Особое значение проект имеет для включения учителей в предметно-научное непрерывное образование в сфере преподаваемой науки [5; 2]. Для этого предполагается не только приглашение их к участию в проводи-
мых университетом научных конференциях, но также дистанционное подключение их с возможностью задавать вопросы и делать сообщения, либо просматривать выступления с возможностью дистанционно задавать вопросы (скайп-сессии, режим вебинара, телеконференции, трансляции). Это поможет учителю быть в курсе современных проблем преподаваемой им науки, а значит - повысит образовательный процесс в школах, и обеспечит развитие учебно- и научно-исследовательской деятельности школьников, их проектной деятельности, участия в олимпиадах.
Устойчивость, стабильность, самовоспроизводимость создаваемой в рамках предлагаемого проекта образовательной среды обеспечивается благодаря отходу от традиционного подхода с сильным центром в сторону создания иерархической структуры с сильными горизонтальными связями. Разработанные в ходе реализации нормативно-правовые акты, методические рекомендации, внедрённые дистанционные образовательные технологии призваны продемонстрировать участникам проекта сильные стороны предлагаемой модели сетевого взаимодействия и побудить к расширенному внедрению форм дистанционного формирования компетенций обучающихся в дальнейшем.
24.08.2017
Список литературы:
1. Борытко Н.М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии : автореф. канд. пед. наук / Волгоград, 1994
2. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 20-24.
3. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. http://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx Дата обращения: 30.04.17
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography Дата обращения 30.04. 17
5. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике / Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев; отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2011.
6. Соловцова И.А. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко. Волгоград, 2006.
7. Sehr D. Education for Public Democracy. SUNY Press, 1997.
8. Zienau N. A Guide to the Russian Education System. Manchester: British Council, 1996.
Сведения об авторах:
Борытко Николай Михайлович, советник при ректорате по стратегическому развитию университета, профессор кафедры социальной работы и педагогики кафедры социальной работы и педагогики Института
истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета,
доктор педагогических наук, профессор E-mail: borytko@volsu.ru
Широкий Александр Александрович, доцент кафедры компьютерных наук и экспериментальной математики кафедры компьютерных наук и экспериментальной математики Института математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета, кандидат физико-математических наук
E-mail: shiroky.aa@volsu.ru 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100