Научная статья на тему 'Подготовка будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования'

Подготовка будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / GIFTED CHILDREN / TRAINING MODEL / PROFESSIONAL AND PERSONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Любовь Алексеевна

Предложена модель подготовки будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования, конкретизированы условия и направления работы; уточнено определение профессиональноличностной готовности будущих социальных педагогов к исследуемой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is suggested the model, concretized the condi tions and directions of future social teachers training for working with gifted children in the system of secondary professional education; specified the definition of professional and personal readiness of future social teachers for working with gifted children.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования»

обучающихся, б) самоанализ. При этом применяются как аналитико-прогностические, так и аналитико-рефлексивные умения, ориентированные на анализ процесса «развертывания» педагогической ситуации и ее результатов.

Итак, каждое из аналитических умений будущих учителей может быть рассмотрено

1) с точки зрения целей его применения (построение педагогических прогнозов либо анализ и рефлексия деятельности); 2) в зависимости от характеристик педагогической деятельности (процессуальные либо результативные);

3) по объекту анализа (внешние условия деятельности либо отношение участников ситуации к происходящему). Такой подход к классификации педагогических умений позволяет структурировать деятельность по их формированию у будущих учителей.

Таким образом, к сущностным характеристикам аналитических умений относятся их сложный, системный характер; опора на сложные мыслительные процедуры; связь с отношением педагога к профессиональной деятельности и с теоретическими знаниями; направленность на целостную ситуацию педагогического взаимодействия.

литература

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. Волгоград : Перемена, 2001.

2. Диордица Л.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию // Развитие личности на разных этапах онтогенеза. Сургут, 2004. Ч. 3. С. 87-93.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высш. шк., 1990.

4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л.М. Митиной. М. : Академия, 2005.

5. Медведева Т.Ю. Формирование аналитических умений у будущих педагогов аудиовизуальными средствами : дис. ... канд. пед. наук. Ниж. Новгород, 2004.

6. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. 3-е изд. М. : Школа-Пресс, 2000.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов [и др.]; гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая рос. энцикл., 2002.

8. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во полит. лит., 1990.

9. Психология : учебник для пед. вузов / под ред. Б.А. Сосновского. М. : Высш. образование, 2008.

10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2005.

11. Соловцова И.А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. ГПУ. Сер. : Педагогические науки. 2011. № 8(62). С. 86-91.

Analytical skills of future teachers: essential characteristics

From the positions of humanitarian and holistic approach there are considered such characteristics of analytical skills of future teachers as their systemic nature, connection with theoretical knowledge and with teacher’s attitude to professional work, orientation at the integral situation of pedagogic collaboration.

Key words: competence, skill, analytical skills, pedagogic situation.

л.А. ГАлкИНА

(волгоград)

подготовка Будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования

Предложена модель подготовки будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования, конкретизированы условия и направления работы; уточнено определение профессиональноличностной готовности будущих социальных педагогов к исследуемой деятельности.

Ключевые слова: одаренные дети, модель подготовки, профессионально-личностная готовность.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время множество публикаций посвящено тому, как надо обучать и развивать одаренных детей (Н.И. Авдеева, Э.А. Аксенова, Е.С. Белова, И.Н. Била, М.А. Биржева, Т.Н. Джумагулова, А.И. Доровской, Е.П. Ильин, А.И. Карманчиков, М.А. Колованова,

© Галкина Л.А., 2013

С.В. Кузнецова, Н.С. Лейтес, А.М. Матюш-кин, А.И. Савенков, И.В. Соловьева, В.Э. Чуд-новский, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.), но несравненно меньше исследований, касающихся того, кто может учить, развивать и воспитывать одаренного ребенка и как подготовить будущих социальных педагогов к этому, нет системы и программ подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми [1, с. 246]. Существуют модели и выделены уровни квалификации, требования к подготовке учителей и психологов для работы с данной категорией детей, но, проанализировав большое количество научных публикаций, мы не смогли найти моделей подготовки будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми [2- 4]. Исходя из этого, мы предлагаем модель подготовки будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми, основными направлениями в которой выступают теоретическое, практическое и личностное. Цель разработки данной модели - повышение уровня профессионально-личностной готовности будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми за счет ее практического применения.

Согласно нашему пониманию, профессионально-личностная готовность будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми - это структурно-уровневое личностное образование, отражающее целостность когнитивного, операционно-деятельностного, мотивационного, ценностно-смыслового, личностного и рефлексивного компонентов и определяющее способность социального педагога к эффективной организации социальнопедагогической деятельности с одаренными детьми.

При разработке модели мы опирались на имеющиеся работы по профессиональноличностной подготовке педагогов для работы с одаренными детьми. Теоретическая модель подготовки будущих социальных педагогов к такой деятельности включает два основных блока: «...базовый блок подготовки будущих социальных педагогов для работы с одаренными детьми образуют: а) общая профессиональная педагогическая подготовка -предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки; б) основные профессионально значимые личностные качества педагога» [3, с. 189].

Мы модифицировали специфический блок профессиональной подготовки будущего со-

циального педагога к работе с одаренными детьми, который, по нашему мнению, образуют шесть компонентов, в единстве составляющие их профессионально-личностную готовность:

- когнитивный (теоретический, образовательный) - психолого-педагогические знания психологии и педагогики одаренности;

- операционно-деятельностный (практический, технологический) - умения оказывать социально-педагогическую помощь и поддержку;

- ценностно-смысловой - профессионально-личностная позиция педагога, которая основывается на стремлении успешно активизировать и развивать детскую одаренность;

- мотивационный - высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личностному росту и т.д.;

- личностный - профессионально значимые личностные качества социального педагога: креативность, эмпатичность, коммуникативность, социальная активность (инициативность), независимость (способность работать в одиночку), объективность, толерантность, любовь к детям, внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка и т.д.;

- рефлексивный, или аутопсихологический, - знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности [3, с. 189].

Выделенные компоненты подготовки будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми предполагают реализацию ряда функций: когнитивный компонент реализует познавательно-гносеологическую, интегративную и образовательно-воспитательную функции; операционно-деятельностный -аналитико-диагностическую, прогностическую и координационно-организационную как наиболее полно отражающие основные практические направления работы социального педагога с одаренными детьми; ценностносмысловой - рефлексивную, интегративную и функцию целеобразования; мотивационный -функцию целеобразования, рефлексивную и регулятивную; личностный - интегративную, обеспечивающую целостность процесса развития личности будущего социального педагога, регулятивную и коммуникативную; рефлексивный - рефлексивную, коммуникативную и познавательно-гносеологическую. Данные функции компонентов подготовки были выделены с учетом специфики основных на-

правлений деятельности и функций социального педагога, которые он реализует в работе с одаренными детьми.

Основными критериями сформированно-сти профессионально-личностной готовности будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми и соответствующими им показателями являются:

- объем имеющихся у студентов знаний по психологии и педагогике одаренности, степень сформированности познавательных действий студента, направленных на успешное овладение профессиональными знаниями в данной области, умение самостоятельно их обогащать и применять в зависимости от ситуации (для когнитивного компонента);

- имеющийся у студентов набор умений осуществлять основные практические направления работы социального педагога с одаренными детьми, степень владения вариативными способами решения профессиональных задач в данной области (для операционнодеятельностного компонента);

- наличие у студентов профессиональноличностной позиции, которая основывается на стремлении развивать одаренность у детей, всесторонне способствуя наиболее полному раскрытию и развитию имеющихся у них способностей и задатков, выполнять посредническую функцию за счет подключения к работе по развитию одаренных детей их родителей и других специалистов (для ценностносмыслового компонента);

- высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, проявляющейся в стремлении к личностному и профессиональному росту, реализации потребности в саморазвитии, способности к нему, в преодолении факторов, затрудняющих саморазвитие, и т.д. (для мотивационного компонента);

- наличие профессионально значимых личностных качеств у будущих социальных педагогов: креативности, эмпатичности, коммуникативности, социальной активности (инициативности), независимости (способности работать в одиночку), объективности, толерантности, любви к детям, внутреннего ло-куса контроля, высокой и адекватной самооценки и т.д. (для личностного компонента);

- объективное представление будущих социальных педагогов о достоинствах и недостатках собственной профессиональной деятельности, особенно в области работы с одаренными детьми, качествах своей личности

(для рефлексивного, или аутопсихологического компонента).

На основании выделенных критериев сформированности всех компонентов профессионально-личностной готовности будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми, отражающих основные направления специфического блока их подготовки, с помощью применения набора диагностических процедур были выделены четыре уровня сформированности данной готовности:

1) оптимальный (системно-творческий) -высокие показатели сформированности всех компонентов готовности, имеются большие склонности и способности к работе с одаренными детьми, достаточный объем знаний, умений и потенциальных возможностей в этой сфере, креативность, авторство при решении разнообразных профессиональных задач;

2) допустимый (локально-алгоритмизированный) - средние показатели сформирован-ности всех компонентов готовности, качественное исполнительство конкретных профессиональных задач в области работы с одаренными детьми в стандартных ситуациях, но исключительно по имеющимся готовым технологиям и методикам, слабо выражен творческий характер деятельности, имеются определенные затруднения в нестандартных ситуациях;

3) критический (непоследовательно-ситуативный) - низкие показатели сформиро-ванности всех компонентов готовности, неполное исполнительство профессиональных задач в локальных педагогических ситуациях, слабое проявление желаний и готовности к работе с одаренными детьми, имеющиеся способности и склонности в этой области нуждаются в дальнейшем развитии, профессиональные действия разрозненные и не выходят за пределы конкретной ситуации;

4) недопустимый (интуитивный) - крайне низкие показатели сформированности всех компонентов готовности, узкое исполнительство конкретных профессиональных задач, отсутствие желания работать с одаренными детьми, а при неизбежности этого совершение несистематичных и мало осознаваемых действий, руководство при этом не имеющимися педагогическими разработками в данной бласти, а лишь собственным опытом и интуицией.

Переход от недопустимого уровня к критическому и через допустимый к оптимальному уровню профессионально-личностной го-

товности будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми определяется сфор-мированностью всех компонентов готовности и их взаимосвязью.

Модель подготовки будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми описывает последовательность четырех этапов, тесно взаимосвязанных: теоретико-процессуального (решение задач формирования когнитивного и операционно-деятельностного компонентов), аксеологического (направлен на развитие ценностно-смыслового компонента), стимулирующего (приоритетным выступает формирование мотивационного компонента), акмеоло-гического (лидирующими являются личностный и рефлексивный компоненты), на каждом из которых определены цели, психологопедагогические условия, содержание и система педагогических средств.

Реализация теоретико-процессуального этапа осуществлялась в рамках проведения нами занятий по следующим дисциплинам: «Социальная педагогика», «Психология», «Психология развития», «Основы специальной психологии», «Основы превентивной психологии», «Психокоррекция и развитие». По нашему мнению, целесообразно также проводить подготовку к работе с одаренными детьми в рамках курса «Методика и технология работы социального педагога», т.к. ознакомление с особенностями работы социального педагога с данной категорией детей предусмотрено государственным стандартом по специальности «Социальная педагогика», а также в курсе изучения дисциплины «Психодиагностика». Кроме сообщения теоретических сведений об основных направлениях, способах и методах работы с одаренными детьми, в форме интерактивных и активных методов проводился разбор практических и творческих заданий и ситуаций, моделирующих взаимодействие с одаренными детьми. Аксеологический этап был реализован в ходе проведения работы по формированию у будущих социальных педагогов представлений о базисных ценностях их профессиональной деятельности. С помощью методов разъяснения, лекции, этической беседы, приведения примеров и разбора воспитывающих ситуаций у студентов формировалось осознание необходимости развития и воспитания гуманистической направленности личности, включающей основные ценности и ценностные ориентации, развивалось стремление успешно активизиро-

вать и развивать способности детей, содействовать реализации их потенциальных возможностей. Стимулирующий этап достигался в ходе применения дискуссионных методов, проведения тренингов, коллоквиумов, бесед, консультаций, ознакомления с результатами проведения диагностических методик на выявление познавательной и внутренней профессиональной мотивации студентов и имеющихся у них стремлений к личностному росту и готовности к саморазвитию. Акмеологический этап был реализован посредством решения различных социально-педагогических задач на семинарах, коллоквиумах, в ходе практической отработки методов и моделей работы социального педагога с одаренными детьми, требующих применения основных личностных качеств, необходимых для работы с данной категорией детей, а также в ходе психологопедагогической практики и работы в студенческом научном обществе.

Реализация модели по формированию готовности будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми требует создания ряда педагогических условий (развитие особой профессионально-личностной позиции, комплексный (психолого-педагоги-ческий и профессионально-личностный) характер образования, большой удельный вес практических занятий), соблюдения принципов (единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, единства теоретической и практической подготовки [3, с. 40-42], личностно ориентированного и дифференцированных подходов, взаимодействия в целенаправленном постоянном сотрудничестве с другими образовательными субъектами, позитивного восприятия и принятия личности, конфиденциальности) и использования дополнительных средств на всех этапах педагогического процесса:

- сообщение и закрепление в форме интерактивных и активных методов (лекция-диспут, лекция-пресс-конференция, беседа, дискуссия, проблемная лекция, круглый стол, кейс-метод, анализ текстов и т.д.) знаний студентов об основных направлениях, способах и методах работы с одаренными детьми в рамках преподавания основных профилирующих дисциплин;

- разбор практических заданий и ситуаций, моделирующих взаимодействие с одаренными детьми на практических семинар-

ских занятиях, дискуссии, беседы, коллоквиумы, творческие задания, отработка имеющихся знаний по выявлению и развитию одаренных детей в социально-педагогической деятельности на практике и в ходе работы в студенческом научном обществе, проведения консультаций;

- формирование профессионально важных личностных качеств студентов для работы с одаренными детьми за счет использования упражнений, тренингов, практических заданий, моделирования ситуаций, деловых и ролевых игр, практикумов.

Предложенная модель подготовки будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми может использоваться в педагогическом процессе профессиональных образовательных учреждений - в процессе подготовки будущих социальных педагогов в системе СПО к работе с детьми группы риска - одаренными детьми; в разработке региональных и муниципальных программ по выявлению и развитию одаренных детей социальными педагогами.

литература

1. Кулемзина А.В. Учителю об одаренных детях (глазами психолога-консультанта) // Нар. образование. 2009. №2. С. 236-246.

2. Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкарева Е.В. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. Ростов н/Д. : Феникс, 2011.

3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панюти-на [и др.]. Волгоград : Учитель, 2007.

4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2004.

Training of future social teachers for working with gifted children in the system of secondary professional education

There is suggested the model, concretized the conditions and directions of future social teachers training for working with gifted children in the system of secondary professional education; specified the definition of professional and personal readiness of future social teachers for working with gifted children.

Key words: gifted children, training model, professional and personal readiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.