Научная статья на тему 'Программы повышенной сложности для одаренных студентов в университетах США'

Программы повышенной сложности для одаренных студентов в университетах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / GIFTED / UNIVERSITY EDUCATION / EXTRA CHALLENGING PROGRAMS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Н.С., Попова Л.В.

Статья посвящена проблемам одаренных на этапе высшего образования. На основе сопоставительного анализа выделены содержательные и структурные компоненты программ повышенной сложности университетов США, отвечающие психологическим особенностям одаренных студентов. Целью авторов является выявление психолого-педагогических условий повышения эффективности университетского образования и решения проблемы низкой учебной мотивации одаренных студентов и студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of gifted students at higher educational institutions. On the basis of the comparative analysis structural and substantial components of increasingly complex program are allocated in the USA Universities. The aim of the authors is to identify psychological and pedagogical conditions for improving the effectiveness of university education and solve the problem of low educational motivation of gifted students.

Текст научной работы на тему «Программы повышенной сложности для одаренных студентов в университетах США»

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ США

Н.С. Захарова, Л.В. Попова

Аннотация. Статья посвящена проблемам одаренных на этапе высшего образования. На основе сопоставительного анализа выделены содержательные и структурные компоненты программ повышенной сложности университетов США, отвечающие психологическим особенностям одаренных студентов. Целью авторов является выявление психолого-педагогических условий повышения эффективности университетского образования и решения проблемы низкой учебной мотивации одаренных студентов и студенток.

Ключевые слова: одаренные, университетское образование, программы повышенной сложности, психологическая поддержка.

24

Summary. The article deals with the problem of gifted students at higher educational institutions. On the basis of the comparative analysis structural and substantial components of increasingly complex program are allocated in the USA Universities. The aim of the authors is to identify psychological and pedagogical conditions for improving the effectiveness of university education and solve the problem of low educational motivation of gifted students.

Keywords: the gifted, University education, extra challenging programs, psychological support.

Проблема одаренных студентов в вузе представляет собой наименее разработанную область психологии одаренности. Актуальность проблемы обусловлена тем, что эти студенты сталкиваются с рядом специфических трудностей: недостаточный уровень сложности учебных курсов, ограниченные возможности выбора предметов, иные ценностные ориентации в основной студенческой среде. Все это может вести к снижению познавательной мотивации, к поиску замещающих видов деятельности и отказу от своих профессиональных пла-

нов. По мнению ряда исследователей, специализированные школы готовят учащихся на таком уровне сложности, что в первый год обучения в вузе им практически не приходится сталкиваться с трудностями в учебе, требующими усиленной работы [1]. В результате молодые люди теряют интерес к учебе, приобретенные ранее умения, навыки, развитие замедляется.

Система психологической поддержки для одаренных студентов пока не разработана, тогда как согласно Б.Г Ананьеву, именно в студенческом возрасте возрастает функциональная

работоспособность и продуктивность, «именно в этом возрастном диапазоне расположены сензитивные периоды, которыми ещё не воспользовались при обучении» [2, с. 346]. Вышеприведенная характеристика справедлива и в отношении одаренных студентов и студенток, чей потенциал может значительно возрасти при условии соответствующей их познавательным потребностям организации обучения в вузе.

Цель данной статьи - проанализировать психолого-педагогические составляющие и эффективность программ повышенной сложности (honors programs) для одаренных студентов в американских университетах.

История вопроса. Как в России, так и в США большое внимание уделяется одаренным детям дошкольного и школьного возраста. В американской системе образования накоплен опыт работы и с одаренными студенческого возраста. Первые программы для одаренных появились в конце XIX века в Гарвардском (1873 г.) и Мичиганском (1882 г.) университетах [3; 4], однако активное создание программ повышенной сложности началось только в 1950-е гг. По данным Бриджет Т. Лонг (B.T. Long), в среднем, таким программам в большинстве университетов около 25-30 лет, и, как правило, это крупнейшие университеты, зарекомендовавшие себя как лучшие в своем штате [5]. В ряде крупных университетов имеются отдельные колледжи (то, что соответствует «отделению» в отечественных университетах), которые обучают только по программам повышенной сложности. Они могут иметь отдельные общежития и помещения для занятий студентов с высокими способностями и мотивацией.

По данным компании Питерсонс (Peterson's) [6], которая с 1966 г. проводит крупномасштабные исследования образования, университетская программа повышенной сложности характеризуется: 1) специальной учебной программы, включающую семинары, коллоквиумы и определенное количество часов самостоятельной работы; 2) определенным объемом (не менее 20-25% от общего количества) часов, выделенных на обычную университетскую программу; 3) наличием студенческого совета, в обязанности которого входит сотрудничество с советом преподавателей, своевременное информирование остальных студентов о любых событиях и изменениях в университетской жизни; 4) наличием штата высококвалифицированных преподавателей, которые ведут активную научно-исследовательскую работу и вовлекают в нее студентов.

Одной из важнейших причин увеличения числа программ повышенной сложности (honors programs) является стремление каждого университета повысить свою конкурентоспособность, престиж за счет одаренных студентов и студенток и их будущих выдающихся достижений [4].

Проверяется не только академическая эффективность той или иной программы, но и отслеживается ее психологическое воздействие. Программы поддерживают вовлеченность одаренных студентов и студенток в обучение, их высокую познавательную мотивацию. Ряд исследований показал их положительное влияние на развитие разных психических структур: Д. Качвински (Kaczvinsky) нашел, что одаренные на первом году обучения отличаются большей уверенно-

25

26

стью в своих академических способностях, чаще полагаются на свои собственные силы, интересуются сразу несколькими областями знания, чем обычные студенты [7]. Результаты исследований говорят о том, что самооценка, уровень академической успеваемости одаренных, обучающихся по программам повышенной сложности, значимо выше, чем у тех одаренных, кто не участвует в них [8; 9].

Программы повышенной сложности. «Образование для отличников» (Honors Education) - общий термин, объединяющий широкий диапазон учебных курсов с обогащенным содержанием, которые ориентированы на особые познавательные потребности одаренных, специфику предмета, на учет личности преподавателя. Цель программ - способствовать повышению мотивации достижения, создание условий, при которых лучшие студенты не будут испытывать психологического давления и неловкости из-за своей непохожести, ощущать свою невостребованность [4; 5]. В программы могут включаться как первокурсники, так и студенты старших курсов. Одно из условий -высокий балл общей успеваемости (grade point average - GPA), достижения на предыдущих этапах учебы, положительные отзывы преподавателей. Как правило, включившись в программу повышенной сложности, студент (honors student) стремится остаться в ней до конца обучения в университете. Каждый семестр его/ ее успехи оцениваются куратором или специальной комиссией по целому ряду требований.

Наш психолого-педагогический анализ программ повышенной сложности высших учебных заведений

США основывается как на традиционных источниках, так и на личных беседах (Н.С. Захарова, 2011) с американскими студентами, в них участвующими, и с их преподавателями. Выделены содержательные и структурные компоненты, присущие большинству программ шести разных университетов, которые получили оценку как наиболее эффективные в создании психологически комфортной, развивающей образовательной среды, максимально отвечающей потребностям одаренных студентов и студенток. Ниже мы рассматриваем каждый компонент программ повышенной сложности.

Условия зачисления. Для абитуриентов балл по тесту академических способностей (Scholastic Aptitude Test - SAT) должен превышать 1200-1300 баллов (при максимуме в 1600). Важную роль играют рекомендации школьных учителей и результаты собеседования. Отбор создает высокую конкуренцию: на одно место претендуют от 5 до 15 человек. По сравнению с концом девяностых годов произошли изменения в правилах зачисления в программу. В 1999 г. только 60% университетов давали возможность студентам любого курса стать участниками программы повышенной сложности, отдавая предпочтение абитуриентам. В настоящее время этот показатель повысился до 90% [5].

Форма обучения. 1. Углубленное изучение предметов основывается на проблемах, которые ставят сами студенты, для чего предоставляется достаточно времени для дискуссий и обсуждений как необходимого условия обучения одаренных. 2. Все университеты организуют занятия в маленьких группах - 5-7 человек. Это создает ат-

мосферу близости участников семинаров и дискуссий, которая, безусловно, способствует их активному вовлечению в глубокое исследование избранной темы. 3. Разрабатываются индивидуальные образовательные программы для студентов с участием ментора (наставника) или куратора, кото-рый/ая регулярно встречается с подопечным [3; 6]. Вот как комментирует значение такой формы сотрудничества с преподавателем участник программы А. Брайан (Chicago State University): «Меня слушают, мое мнение учитывается, что для меня очень важно. И что еще важнее, общаются со мной как с настоящим исследователем».

Кураторство/менторство. Одаренный нуждается в повышенном внимании преподавателя - наставника. Функции куратора и ментора различаются: куратор - это преподаватель, контролирующий ход работы над проектом, оценивающий промежуточные результаты и окончательный продукт, направляющий академическую активность студента. Ментор, в отличие от куратора, сотрудничает со студентом в конкретном исследовательском проекте, вносит вклад в личностный и профессиональный рост подопечного. Куратора чаще всего назначает администрация, ментора студент выбирает сам. Поиск ментора из числа старшекурсников, выпускников университета или преподавателей -- одна из ключевых возможностей, влияющая на успешную адаптацию и самореализацию одаренного студента. Ментор не обязывает подопечного следовать своему примеру, а включает в свою профессиональную деятельность. В качестве примера можно привести С. Марсия: девушка училась по программе повышенной сложности

по математике в 70-х гг., сейчас она профессионально занимается художественной фотографией и абстрактной живописью. В личной беседе она воспоминала о сотрудничестве с преподавателем математики, который увлек ее своим предметом, стимулировал ее развитие и постоянный личностный рост. Марсия признается, что благодаря этому сотрудничеству она не остановилась на первоначальной области изучения, а занялась искусством и обрела любимую профессию.

Индивидуальная программа, предметы по выбору, исследовательская деятельность (ИП, ПВ, ИД). Мы объединили в этом компоненте несколько его вариаций, поскольку видим в них отражение одной и той же возможности: выбирать те дисциплины и их аспекты, которые вызывают наибольший познавательный интерес студента. Для части одаренных студентов особенно важно не терять возможности обучаться сразу по нескольким направлениям, при этом, не утрачивая глубины и основательности изучения каждой из выбранных дисциплин. Разнообразие выбора, возможность изучать некоторые темы междисциплинарно способствуют сохранению высокого уровня мотивации и вовлеченности в учебу. Создание индивидуальной программы -один из способов учета не только интересов, но и индивидуальных особенностей личности. В такой программе варьируются сразу несколько переменных: темп, глубина, направленность, результат обучения. Из шести университетов возможность обучения по индивидуальной программе предоставляют три.

На наш взгляд, значимо то, что одаренные студенты имеют возмож-

27

28

ность выбирать учебные предметы, и это касается не только так называемых «второстепенных» предметов (minor), но и «основных» (major). В университетах США все студенты на любом курсе имеют возможность выбрать два-три основных предмета и до десятка второстепенных. Из личной беседы со студенткой биологического факультета (Cleveland State University) мы узнали, что неосновными (minor) могут быть дисциплины, не связанные со специальностью, такие как выдувание стекла, история средневековья или астрономия. Выбор основных предметов - особенность американских университетов, которая дает возможность изучать тему многосторонне и отложить окончательный выбор специализации. Особое внимание уделяется исследовательской деятельности: студенты имеют возможность работать в лабораториях, начиная с первого года обучения, а на втором году обучения они могут подать заявку на проведение своего собственного исследования.

Система отчетности. Логичным продолжением индивидуального подхода является система отчетности, которая создает своеобразные вехи в творческой и, как правило, разносторонней деятельности одаренного студента. Участнику программы необходимо пройти обучение по нескольким специализированным курсам в семестр, но и кредиты по этим курсам дают ему дополнительные преимущества в виде денежной премии или возможности начать свой проект. Университет устанавливает минимальное количество кредитов в год или семестр при том, что один кредит соответствует либо одному прослушанному курсу, либо определенному количе-

ству отработанных часов, либо количеству выполненных письменных и устных работ, либо успешно сданному экзамену. Для того чтобы окончить университет, необходимо набрать от 21 до 24 кредитов. Хорошо успевающие студенты имеют возможность получить место в лаборатории и набрать дополнительное количество кредитов. Кроме того, кредиты можно получить, прочитав большое количество литературы и написав аннотацию к нескольким статьям [3; 4; 6].

Общественно-полезная деятельность. Общественно-полезная деятельность (community service) - один из важных элементов любой программы повышенной сложности. Студент волен выбирать, чем он хочет заняться, и в случае затруднений может обратиться в консультационный центр, где ему помогут подобрать работу. Приветствуется инициатива самих студентов по проведению акций помощи: сбор еды, одежды, проведение мероприятий в защиту окружающей среды и т.п. [3]. Одаренный студент становится активной частью общества, и такие ключевые качества, как умение общаться, учитывать потребности другого, способность к эмпатии, к предложению и принятию помощи другого, возможность применять знания на благо других развиваются и совершенствуются в непосредственном контакте с окружающими. Подчеркнем, что подобная деятельность дает ощущение собственной значимости для общества.

Студенческие клубы, почетные общества. Этот компонент программы вводит одаренного студента в круг единомышленников, в сообщество со своей уникальной культурой, высокой ценностью познания, направленно-

стью как на вклад в развитие страны, так и на собственное духовное совершенствование. Особую роль отводят членству в почетных обществах, первые из которых были организованы еще в XIX в. В Ассоциацию почетных обществ (Association of College Honor Societies, ACHS) входят такие, как, например, «Альфа Бета Гамма» (Alpha Beta Gamma) - для студентов бизнес администрирования, «Альфа Каппа Дельта» (Alpha Kappa Delta) - для студентов социологов. Подобных обществ более 60 и почти каждый университет имеет клубы этих обществ. Обязательным условием вступления является высокая успеваемость (GPA не менее 3,5) и активное участие в общественной жизни [6]. Членство в почетном обществе - это не просто престиж, но и возможность участия в различных семинарах, тренингах; показатель принадлежности к кругу людей, ориентированных на ценность образования и высокие достижения.

Психологическое сопровождение. Этот важнейший компонент показывает, что проблемы адаптации студентов вызывают активный отклик преподавателей и психологов. В каждом университете есть служба, отвечающая за психологическое сопровождение студентов, будь то отдельные психологи или собственный консультационный центр. Сибби О'Саливан (S. O'Sullivan), куратор программ повышенной сложности (The University of Maryland), подчеркивает, что университет и его преподаватели должны быть готовы к психологическим особенностям одаренных (личное сообщение). Работа центров заключается и в такой подготовке, и в проведении тренингов, специальных мероприятий или просто «вечеров поедания

пиццы», где студенты имеют возможность пообщаться со старшекурсниками и/или выпускниками. Как мы отмечали, некоторые университеты предлагают проживание в отдельных общежитиях, отдельные аудитории для занятий. Это делается для предотвращения изолированности и обособленности одаренных. Помощник декана Колледжа гуманитарных и естественных наук (Vanderbilt University) рассказал, что, как правило, студенты из программ повышенной сложности, предпочитают делить комнату в общежитии с участником той же программы, неважно младше или старше; выбирают друзей из тех, чей непосредственный интерес вызывает, в первую очередь, учеба и все, что с ней связано; при выборе основных курсов, записываются на самые сложные; предпочитают требовательных кураторов. Одаренные студенты, по его словам, -это «супердостиженцы», которые создают свою культуру, активно участвуют в жизни университета, мотивируют к учебе всех остальных студентов.

Участие в программах повышенной сложности в университете позволяет студентам сформировать интеллектуальные и социальные связи с другими одаренными, похожими на них. Через общение в программе повышенной сложности они осознают свою выраженную потребность в самоактуализации. Познавательные, социальные и эмоциональные потребности одаренных не исчезают по окончании средней школы. Университет должен быть готов к работе с этими потребностями. Хорошо организованная программа повышенной сложности может явиться критической составляющей университетского опыта, ведущего к лич-

29

30

ностному росту и профессиональной самореализации [8; 9; 10].

Еще одна особенность заслуживает внимания: возможность получать информацию через несколько каналов и, конечно же, пользоваться Интернет-ресурсами. У программ есть свои сайты, а преподаватели являются активными участниками интернет дискуссий на них.

Выводы. Мы отмечаем некоторые противоречия, присущие некоторым компонентам программ. Во-первых, для нас спорным является вопрос о возможности выбора предметов вплоть до последнего курса, поскольку решение изменить учебную дисциплину, с одной стороны, поддерживает многосторонность интересов студента, но с другой - не дает возможности сосредоточиться и проявить силу воли в случае неуспеха. Будучи особенно чувствительными к неудачам, одаренные могут менять учебную дисциплину из-за неудовлетворительных оценок или не сложившихся отношений с преподавателем. Тем не менее некоторые непрофилирующие предметы, не относящиеся напрямую к теме основного исследования, могут помочь студенту сохранить широту интересов, переносить навыки и умения из одной сферы изучения в другую.

Второе противоречие мы видим в оценке работы одаренных студентов. С одной стороны, четкость системы оценивания (за определенный объем работы полагается определенное количество кредитов) означает, что студент заранее нацелен на выполнение всех заданий в срок и именно в той форме, которая заранее согласована с преподавателем. С другой стороны, некоторая негибкость такой системы может ограничивать проявление

творчества в случае, если результат непредсказуем, когда меняется представление о конечном продукте, временных и материальных затратах на достижение результата.

Третье противоречие вызвано большим количеством клубов, которое, с одной стороны, дает возможность студенту находить единомышленников, но, с другой стороны, престиж того или иного клуба создает дополнительную конкуренцию, не всегда влияющую положительно на взаимоотношения внутри студенческого сообщества. Иногда одаренный может использовать свой потенциал и стремиться к выдающимся достижениям ради статуса и самого факта принадлежности к клубу.

Несмотря на отмеченные противоречия, мы считаем, что программы повышенной сложности успешно выполняют главную функцию, а именно - создают условия, в которых одаренные студенты становятся более успешными, начинают лучше ориентироваться в университетской жизни, не идут на компромисс с большинством, сохраняют высокий темп развития, стремление к познанию и достижениям. Отметим, что со стороны правительства оказывается постоянная финансовая поддержка студентам через программы повышенной сложности [5]. Это свидетельствует о серьезном подходе государства к поддержке одаренных, об ответственности за интеллектуальный потенциал страны.

Представленный в статье анализ программ повышенной сложности университетов США может стимулировать создание условий для реализации одаренных студентов в рамках реформирования отечественного высшего образования в России.

ЕК

Безусловно, невозможно прямое заимствование американских программ без учета базовых детерминант нашего общества, которые складываются на основе культурных ценностей, приемов личностной мотивации и педагогического влияния, взаимоотношений участников учебного процесса, материальной базы и т.д. Можно ставить вопрос о введении некоторых содержательных и организационных компонентов программ повышенной сложности в работу с одаренными студентами российских вузов. Выделенные нами компоненты призваны наилучшим образом поддерживать одаренных студентов, содержательно обогащать основную вузовскую программу с учетом их потребностей, способствовать ощущению востребованности высоких способностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рубцов В.В., Журавлев А.Л, Марголис А.А., Ушаков Д.В. Образование одаренных -государственная проблема // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 4. - С. 5-13.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

3. Steinhaur L. Results from the SMACOHOP Survey of Small College Honors Programs: Part 4 // National Honors Report. - 2002. -23 (2). - P. 13-16.

4. Rinn Anne N., & Plucker J.A. We recruit them, but then what? The educational and psychological experiences of academically talented undergraduates // Gifted Child Quarterly. - 2004. - Vol. 48 (1). - P. 54-67.

5. Long B.T. Attracting the Best: The Use of Honors Programs to Compete for Students.

- URL: http://www.eric.ed.gov/ERICWebPor tal/ (дата обращения 01.02.11).

6. URl: http://www.petersons.com/college-search\characteristics-developed-honors-program.aspx (дата обращения 01.02.11).

7. Kaczvinsky D. What is an Honors Student? A Noel-Levits Survey Journal of the National Collegiate Honors Council - Online Archive, 2007. - URL: http://digitalcommons.unl.edu (дата обращения 01.02.11).

8. Rinn A. Effects of Programmatic Selectivity on the Academic Achievement, Academic Self-Concepts, and Aspirations of Gifted College Students // Gifted Child Quarterly.

- 2007 - 51(3). - P. 232-245.

9. Hertzog Nancy. Impact of Gifted Programs from the Students' Perspectives// Gifted Child Quarterly. - 2003. - Vol. 47 (2). -P. 131-143.

10. Hebert T.P., & McBee M.T. The Impact of an Undergraduate Honors Program on Gifted University Student // Gifted Child Quarterly. 31

- 2007. - Vol. 51 (2). - P. 136-151. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.