Научная статья на тему 'Обучение одаренных студентов в университетах США и России'

Обучение одаренных студентов в университетах США и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОТЛИЧНО" (HONORS) / КОЛЛЕДЖ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ / COLLEGE FOR TEACHING TALENTED STUDENTS / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ / УГЛУБЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ / БАКАЛАВР ФИЛОСОФСКИХ НАУК / БАКАЛАВР С ОТЛИЧИЕМ / ПРЕСТИЖНАЯ СТЕПЕНЬ / SECOND UNIVERSITY DEGREE / ЭЛИТНЫЕ ГРУППЫ / ELITE GROUPS / ВЕДУЩИЕ ПРОФЕССОРА / LEADING PROFESSORS / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ ГРУППЫ / SMALL GROUPS / ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HONORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривцова Наталья Леонидовна

В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ работы с одаренными студентами в вузах России и США. Дана историческая справка возникновения концепции обучения одаренных студентов в университетах США. Подробно описывается современная организация работы с одаренными студентами в США и России. Так, в США существуют такие подразделения, как программы или колледжи по обучению талантливых студентов. Курсы, предлагаемые по линии колледжа, дают фундаментальные, углубленные знания и студентам приходится работать с большей нагрузкой, чем обычным студентам. По окончании этого колледжа студентам присуждается либо степень бакалавра философских наук, либо степень бакалавра с отличием. В России разработана «Концепция работы с талантливой молодежью». Ряд российских университетов создали элитные группы, обучение которых проводится на бюджетной основе и является бесплатным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING GIFTED STUDENTS IN THE UNIVERSITIES OF THE USA AND RUSSIA

The article carries out the comparative-contrastive analysis of working with gifted students in the universities of the USA and Russia. It gives the historical overview of the appearance of the concept of gifted students teaching in Russia and the USA. The work gives a detailed description of working with gifted students in Russia and the USA. Thus, the USA has such subdivisions as programs and colleges for teaching talented students. The courses offered in such colleges give fundamental, extensive knowledge and the students have to work harder than average ones. Upon graduation the students receive either the Bachelor of Philosophy degree, or the degree of Bachelor with honors. Russia has developed the "Concept of working with talented youth". Certain Russian universities have created elite groups which are financed from the budget and provide free education.

Текст научной работы на тему «Обучение одаренных студентов в университетах США и России»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

примеры, которым хочется подражать, следовать им.

Реализация стратегии управления трудовыми ресурсами на производстве не дает должного эффекта из-за отсутствия квалифицированных кадров, способных вести воспитательную работу со студентами, способными осуществлять учебный процесс (читать лекции, вести методическую работу, вести текущий и заключительный контроль знаний у студентов). Слабая профессиональная подготовка педагогов (десятилетиями не проходят курсы повышения квалификации) усугубляется отсутствием достойных лидеров-руко-

водителей кафедр, трудовых подразделений. Во главе педагогов-ученых, педагогов-прак-ти ков, вос пи тате лей дол жен стать ав тори тет-ный специалист-личность, энтузиаст, хорошо владеющий концепцией управления человеческими трудовыми ресурсами со всеми их комплексами индивидуальных потенций.

Эффективность подготовки здоровых и конкурентоспособных специалистов требует наличия целого комплекса условий: высокого качест ва и стабильности общест вен ной жизни, обес пе че ния со вре мен ной ин фраструк турой, условий организации воспитательного, образовательного процессов.

Ф

Примечания

1. Виноградов П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск, 1997. Ч. 1. С. 15—35.

2. Кувалдин В. А. Качество жизни и образовательной деятельности студентов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 9. С. 14—16.

3. Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. Москва : Министерство образования РФ, 2000.

4. Фролов А. Ф, Литвинов В. А. Образ жизни и здоровье. Ростов-на-Дону, 2003. 26 с.

5. Фролов А. Ф, Литвинов В. А. Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов // Валеология. 2004. № 1. С. 32—34.

6. Фролов А. В., Литвинова В. А. Эффективность подготовки здоровых и конкурентоспособных специалистов средствами физической культуры // Известия РГСМУ. № 15. С. 358—365.

Ф

О

БУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ США И РОССИИ

УДК 378(73) Н. Л. Кривцова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ работы с одаренными студентами в вузах России и США. Дана историческая справка возникновения концепции обучения одаренных студентов в университетах США. Подробно описывается современная организация работы с одаренными студентами в США и России. Так, в США существуют такие подразделения, как программы или колледжи по обучению талантливых студентов. Курсы, предлагаемые по линии колледжа, дают фундаментальные, углубленные знания и студентам приходится работать с большей нагрузкой, чем обычным студентам. По окончании этого колледжа студентам присуждается либо степень бакалавра философских наук, либо степень бакалавра с отличием. В России разработана «Концепция работы с талантливой молодежью». Ряд российских университетов создали элитные группы, обучение которых проводится на бюджетной основе и является бесплатным. Ключевые слова: «отлично» (Honors), колледж по обучению талантливых студентов, фундаментальные, углубленные знания, бакалавр философских наук, бакалавр с отличием, престижная степень, элитные группы, ведущие профессора, малочисленные группы, второе высшее образование.

КРИВЦОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

KRIVTSOVA NATALIA LEONIDOVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: Krivtsova_Nataly@mail.ru © Кривцова Н. Л., 2014

^ Образование в сфере культуры 1

N. L. Krivtsova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

TEACHING GIFTED STUDENTS IN THE UNIVERSITIES OF THE USA AND RUSSIA

The article carries out the comparative-contrastive analysis of working with gifted students in the universities of the USA and Russia. It gives the historical overview of the appearance of the concept of gifted students teaching in Russia and the USA. The work gives a detailed description of working with gifted students in Russia and the USA. Thus, the USA has such subdivisions as programs and colleges for teaching talented students. The courses offered in such colleges give fundamental, extensive knowledge and the students have to work harder than average ones. Upon graduation the students receive either the Bachelor of Philosophy degree, or the degree of Bachelor with honors. Russia has developed the "Concept of working with talented youth". Certain Russian universities have created elite groups which are financed from the budget and provide free education.

Keywords: honors, college for teaching talented students, elite groups, leading professors, small groups, second university degree.

Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России.

Надо отметить, что в Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одарёнными детьми и молодёжью. Это создание специализированных учебно-научных центров и школ, лицеев, гимназий, специализированных школ, реализующих программы работы с одарёнными детьми. Десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Однако опыта работы с одаренными студентами, которые приходят в университеты недостаточно.

Сначала обратимся к опыту работы с одаренными студентами в США. Что создано для ее реализации? Какие привилегии есть у одаренных студентов? А затем проанализируем работу в этом направлении в России.

Концепция обучения одаренных студентов в университетской традиции Запада берет начало с установления двух степеней отличия по результатам учебы «сдано» (Pass) и «отлично» (Honors) в университетах Оксфорда и Кембриджа в 1830 году. В США первым университетом, который предложил степень «с

отличием» был Гарвардский университет. К 1920 году колледжи гуманитарных наук разработали специальный учебный план для обучающихся «с отличием» и предложили звание «отличник». К концу 1930-х годов в США уже существовало более 100 подобных программ, и это число оставалось неизменным вплоть до запуска советского первого искусственного спутника Земли в 1957 году. «Космическая гонка», которая за этим последовала, дала толчок для более углубленного, фундаментального обучения талантливых студентов. Эйзенхауэр, президент США в тот период времени, развернул целую кампанию, которая финансировала не только космические исследования, но и развитие науки и высшего образования. (Мотивом к этой кампании являлась защита страны от внешнего врага - России.) В 1957 году был создан Межуниверситетский Комитет по обучению таких студентов и вскоре получил финансирование от Фонда Корпорации Карнеги, Национального научного фонда и Американского министерства образования, для того чтобы помочь установить соответствующие программы по обучению талантливых студентов в колледжах и университетах по всей Америке.

На сегодняшний день в организационной структуре университетов США существуют такие подразделения, как программы или колледжи по обучению талантливых студентов (University Honors Colledge). Хотя эти про-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

граммы и колледжи различны по своим требованиям в разных высших учебных заведениях, они все разделяют общую философию обеспечения высокого качества образования на основе реализации углубленных образовательных программ.

Прием ограничен. Отбираются студенты на конкурсной основе. Студенты колледжа - исключительно способные, высокомотивированные на учебу и интеллектуально-любознательные люди. У них высокоразвиты социальная сознательность и чувство ответственности. Решение о принятии в колледж основывается на среднем балле, который должен быть не менее 3,75, а также на ответах студентов в предлагаемой анкете, включающей вопросы, касающиеся подготовки студента, его интересов, мотивации к учебе, способностей.

Курсы, предлагаемые по линии колледжа, дают фундаментальные, углубленные знания, и студентам приходится работать с большей нагрузкой, чем обычным студентам. Занятия проводятся в малочисленных группах (10-12 человек), что позволяет осуществлять более тесное взаимодействие между профессором и студентом. Курсы нацелены на развитие навыков критического мышления, умения решать нестандартные задачи с помощью междисциплинарного подхода. Акцент делается на первоначальные источники, а не на обзорные тексты.

Колледж работает только с ведущими профессорами университета, которые очень тщательно разрабатывают курсы.

Профессора, желающие работать в колледже, должны представить на рассмотрение предложения по своему курсу, которые просматриваются и отбираются консультативным советом. К преподавательской работе с одаренными студентами не допускаются ассистенты-преподаватели.

По окончанию этого колледжа студентам в одних университетах присуждается степень бакалавра философских наук, в других - степень бакалавра с отличием. Эта очень престижная степень, присуждаемая совсем небольшому количеству людей, означает высокий уровень эрудиции. Обладателю дан-

ной степени открыты двери в магистратуру и аспирантуру, у него гораздо больше возможностей поступить на хорошо оплачиваемую работу.

Чтобы получить степень бакалавра философских наук или бакалавра с отличием, студенту необходимо пройти все предлагаемые колледжем курсы углубленного изучения предмета, закончить колледж с высоким средним баллом 3,75-4 и защитить научно-исследовательский проект. Наконец, заработать к необходимым для всех студентов 48 кредитам еще дополнительные 15 кредитов.

Студенты данного колледжа могут получать стипендию и гранты, иногда покрывающие оплату за обучение. Кроме того, они имеют следующие привилегии:

• занятия в малочисленных группах;

• включение в научно-исследовательскую работу университета;

• преимущественное право поступления в магистратуру и докторантуру;

• проживание в отдельном университетском общежитии;

• углубленное изучение специальных курсов;

• пользование кабиной для индивидуальной научной работы в библиотеке;

• пользование компьютерной лабораторией.

В России в 2012 году Президентом РФ была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, в которой говорилось, что задача обеспечения «социального лифта» для талантливой молодёжи в условиях изменчивой и конкурентной экономики становится приоритетной.

Российские вузы активно используют различные формы работы с одаренными студентами, в том числе универсиады, олимпиады и турниры;научные конференции и форумы; научные чтения, семинары и дебаты; конкурсы научных работ; летние и зимние научные школы, в том числе выездные, «круглые столы».

Ряд российских вузов создали целостную систему работы с одаренной молодежью с целью повышения качества подготовки элитных

Ф

^ Образование в сфере культуры

Ф

специалистов.

Для участников группы одаренных абитуриентов предусмотрены:

• гарантированное поступление по выбранному направлению, при наличии высокого балла ЕГЭ;

• повышенная в двукратном размере стипендия;

• целевая материальная поддержка;

• возможность бесплатно обучаться на дополнительных курсах по 1Т-технологиям, на языковых курсах;

• разработка индивидуальной траектории обучения;

• включение в научно-исследовательскую работу вуза;

• преимущественное право поступления в магистратуру и аспирантуру;

• трудоустройство в престижные организации, рекомендации работодателям.

Обучение в элитной группе проводится на бюджетной основе и является бесплатным.

Студенты, успешно окончившие первый курс, имеют право получить второе высшее образование по заочной форме обучения.

Студент групп элитного обучения получает,

помимо диплома, Свидетельство о прохождении программы элитного обучения с указанием дополнительных курсов обучения.

В итоге, следует отметить, что системы работы с одаренной молодежью в России и США схожи по своим задачам и целям. Содержательно-процессуальный аспект подготовки таких студентов также во многом идентичен в связи с интеграцией западной системы образования в российскую. Различия существуют лишь в организационной системе, поскольку в США - индивидуально-ориентированная организация учебного процесса, а в России - поточная организация образования. Отличительным является и то, что в американских вузах одаренным студентам присваивается иная степень бакалавра, чем обычным студентам, а в российских вузах студент получает свидетельство о прохождении элитного обучения. И наиболее отличительным фактором является то, что в американских вузах талантливый студент платит за свое обучение, но может получить грант за научную работу, а российский студент обучается бесплатно и получает стипендию в двойном размере.

Ф

Примечания

1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kapital-rus.ru.

2. The University Honors College, the University of Pittsburgh // General Catalog. USA, 2013-2014.

3. The University Honors College, the Oregon state University // General Catalog. USA, 2013-2014.

4. Формы работы с одаренными студентами в Московском университете [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consulting.ru.

5. Концепция работы с талантливой молодежью на 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: RGSU.htm.

6. Горгорова В. В., Гречко М. В. Возрастающая отдача знаний в системе высшего образования // Научное обозрение. 2013. № 2. С. 197-199.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.