УДК 37.02
Г. В. МОЖАЕВА П. Н. МОЖАЕВА
Томский государственный университет
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ: АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ_____________________________________
В статье рассматривается опыт деятельности школ, университетов и ассоциаций по работе с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Анализируются принципы выявления, технологии обучения и поддержки талантливых детей, программы обучения педагогов в сфере одаренного образования и исследовательская деятельность по теме. Представлен сравнительный анализ работы с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также перспективы применения рассмотренного зарубежного опыта в российской практике.
Ключевые слова: одаренное образование, зарубежный опыт, политика образования, выявление одаренных, подготовка учителей, образовательные программы.
Современная эпоха диктует необходимость инвестиций в человеческий капитал, ведь именно такие инвестиции способствуют инновационному развитию экономики и социальной сферы стран, обеспечивают рост их благосостояния и содействуют формированию человеческого потенциала. Важными условиями конкурентоспособности в XXI веке становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В связи с этим важнейшим направлением современной системы образования становится подготовка людей, обладающих этими качествами, что, в первую очередь, подразумевает под собой работу по выявлению, поддержке и развитию одаренности у детей и подростков.
Результативность подобной деятельности за рубежом достаточно велика и видна в оценках образовательных достижений, которые являются результатом проводимых сообществом разнообразных исследований. Одним из признанных в мире примеров такой деятельности является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года. И если в 2000 г. в исследовании приняли участие 32 страны, то в последние годы количество участников возросло вдвое — шестьдесят пять (2009 год) и шестьдесят четыре (2012) страны [1].
Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15летнего возраста. Однако исследование направлено не столько на определение уровня освоения школьных программ, сколько на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Основными областями
для оценки образовательных достижений в 2009 году стали «грамотность чтения» (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования), «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность». Первую десятку рейтинга 2009 года (результаты 2012 года пока не опубликованы) прочно заняли Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Азии (Гонконг, Сингапур, Корея, Китай, Япония) и несколько стран Европы; вторую десятку — европейские страны и США.
Исследование основывается на гипотезе о том, что стабильно высокие показатели тестов школьников этих стран являются, в значительной степени, результатом эффективной работы с одаренными детьми и следствием реализации в школах этих стран триады — хорошие учителя, комфортные школы и продуманные учебные программы. Мы провели исследование опыта деятельности школ, университетов и ассоциаций по работе с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, прочно занимающих места в первых десятках рейтинга. В данной статье мы предпримем попытку провести сравнительный анализ форм и методов работы с одаренными детьми на этих континентах с целью определения их потенциала для внедрения в российской образовательной практике.
В Северной Америке выявление одаренных детей осуществляется с помощью оценок учителей, родителей, психологов, а также различных тестов. Центр одаренного образования и развития талантов при университете Коннектикута (Neag Center for Gifted Education and Talent Development) [2] разработал тесты, позволяющие «выловить» маленького гения, а также методику дальнейшей работы с ним, по которой работает множество школ по всему миру. Для детей существует множество «сортировочных» тестов, которые помогают четко определить ту область, в которой ребенок талантлив. Причем тесты включают в себя не только стандартные опросники,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
но и исключительно медицинские исследования (к примеру, измерения активности мозга). Однако всегда есть исключения: в специализированной начальной школе «Охотник» (Hunter) в Нью-Йорке придерживаются концепции врожденной одаренности, считая, что каждый ребенок по-своему талантлив. В этой школе кроме обязательных дисциплин каждый учащийся с помощью психолога выбирает из примерно 50 факультативных предметов те, которые наиболее удовлетворяют его склонностям и потребностям. Затем постоянно проводится мониторинг развития его способностей для корректировки его дополнительных курсов [3]. Таким образом, эта школа пытается сделать каждого ребенка одаренным — главное, найти его «одаренность».
Что касается методик работы с одаренными детьми, то в США и Канаде они несколько отличаются между собой. В США проводится [3]:
1) постоянный мониторинг развития способностей в период обучения в начальной и средней школе с участием психологов;
2) профильное деление на классы;
3) специализированные школы;
4) дополнительное образование за пределами школ;
5) образовательная программа «Ранний колледж» (зачисление кредитов по дисциплинам, изученным факультативно в старших классах школы);
6) программа «Академия летнего обучения» (изучение университетских программ старшеклассниками под руководством преподавателей);
7) научные (летние) экспедиции по углубленному изучению фундаментальных и общественных наук;
8) программа «Независимое обучение» (самостоятельное изучение дисциплин, независимое тестирование и зачисление изученных дисциплин в университетскую программу).
В Канаде разработана особая программа одаренного обучения «Мультивозрастной класс (Multi-Age Cluster Class (MACC))», предназначенная для обогащения регулярного учебного плана учащихся 4 — 7 классов. Для зачисления ребенка в программу определенные баллы IQ не нужны; ученик должен быть в состоянии «думать вне стандартов». В программе MACC каждый ученик с родителями и учителем персонализирует свои цели в индивидуальном учебном плане, который суммирует эти цели в четырех направлениях программы MACC: грамотность, способность к количественному мышлению, автономное изучение и проектная работа. Ученики выбирают собственный темп изучения; многие из них ускоряются через математику, изучая в 6-м классе, например, математику 7-го или 8-го класса. Много внимания в программе уделяется развитию критического мышления у учеников. Изучение математики через «решение проблем» позволяет ученикам программы получать высокие результаты на математических соревнованиях.
В Канаде активно идет развитие дистанционных форм обучения одаренных детей. Так, например, школа «Афулион» (Вэлланд, штат Онтарио) создает дистанционную интенсивную обучающую среду для одаренных детей, нацеленную на предоставление учащимся курсов и учебных программ, отсутствующих в очном учебном заведении [4].
В Канаде существуют разные программы для обучения одаренных детей, что связано с системой образования Канады в целом. Являясь страной с одним из самых высоких уровней жизни в мире, Канада инвестирует большие деньги на развитие образова-
ния, научные исследования и оборудование для своих учебных заведений. Что касается США, то значительную долю финансирования программ для одаренных составляют пожертвования и вклады различных фондов, компаний и корпораций, а также расходы из бюджетов штатов.
Стоит также отметить такую специфическую черту американской системы образования (как в целом, так и в частности с одаренными детьми), как наличие множества ассоциаций, которые ведут активную деятельность в сфере образования. К примеру, Национальная ассоциация для одаренных детей (National Association for Gifted Children) [5] обеспечивает работу более чем с тремя миллионами талантливых детей. Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) разработала несколько проектов по внешкольной работе с маленькими гениями «с целью передачи опыта и знаний от старшего поколения выдающихся людей молодым талантам. В летних лагерях дети встречаются со своими будущими наставниками, а затем в течение года выполняют научные исследования. Для участия в некоторых проектах выбираются одаренные дети из малообеспеченных семей» [3].
Проведенный анализ показывает, что работа с одаренными детьми, несмотря на наличие общих целей и задач, имеет в США и Канаде свою специфику. Собственные методики сформировались и в образовательных системах Австралии и Новой Зеландии. В этих странах стремятся выявить максимально возможное количество маленьких гениев из разных социальных и этнических групп населения, в том числе и из неблагоприятной среды. Методы выявления одаренных во многом схожи с применяемыми в Северной Америке: наблюдение родителей и педагогов, собеседование, экспертные оценки, самоидентификация, нейтральные в национальнокультурном отношении тесты умственного развития, тесты успеваемости.
Работа с одаренными учащимися в Австралии и Новой Зеландии реализуется в следующих направлениях [6 — 9]:
1) формирование групп одаренных учащихся в обычной школе;
2) организация «фокусированных» классов;
3) специальные конкурсные школы;
4) обогащение, расширение, ускорение и уплотнение программ для одаренных;
5) интерактивные обучающие онлайн-программы;
6) летние лагеря;
7) программы раннего обучения для дошкольников;
8) соревнования, предметные олимпиады, стратегические игры;
9) система внешкольного образования (клубы, секции).
Между образовательными системами штатов и территорий Австралийского союза имеются расхождения в программно-методологических подходах к поддержке одаренных учащихся. Интересным примером региональной австралийской программы для талантливых детей является программа Ignite, финансируемая департаментом образования Южной Австралии. Ignite предоставляет ученикам возможность окончить 8, 9 и 10 классы за два года, составить для себя индивидуальное расписание, выбрать дополнительные предметы или углубленно изучить обязательные. Также уделяется большое внимание музыкальным, художественным и спортивным талантам, поощряется нестандартное, креативное мышление.
Таблица 1
Формы и методы работы с одаренными школьниками в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии
Континент Северная Америка Австралия и Новая Зеландия
Изучаемые страны США, Канада Австралия, Новая Зеландия
Выявление одаренных детей — Оценка учителей. — Оценка родителей. — Оценка психологов. — Стандартные тесты. — Тесты для выявления одаренности. — «Сортировочные» тесты на выявления области, в которой ребенок талантлив. — Медицинские исследования. — Оценка родителей. — Оценка учителей. — Самоидентификация ребенка. — Экспертные оценки. — Собеседование с ребенком. — Нейтральные в национально-культурном отношении тесты умственного развития. — Тесты успеваемости.
Образовательные программы для одаренных детей 1. Постоянный мониторинг развития способностей с участием психологов. 2. Профильное деление на классы. 3. Специализированные школы. 4. Дополнительное образование за пределами школ. 5. Образовательная программа «Ранний колледж» (зачисление кредитов по дисциплинам, изученным факультативно в старших классах школы). 6. Программа «Академия летнего обучения» (изучение университетских программ старшеклассниками под руководством преподавателей университетов). 7. Научные (летние) экспедиции по углубленному изучению фундаментальных и общественных наук. 8. Программа «Независимое обучение» (самостоятельное изучение дисциплин, независимое тестирование и зачисление изученных дисциплин в университетскую программу). 9. Программа одаренного обучения «Мультивозрастной класс». 10. Дистанционная интенсивная обучающая среда для одаренных детей. 1. Формирование групп одаренных учащихся в обычной школе. 2. Организация «фокусированных» классов. 3. Специальные конкурсные школы. 4. Обогащение, расширение, ускорение и уплотнение программ для одаренных. 5. Интерактивные обучающие онлайн-программы. 6. Летние лагеря. 7. Программы раннего обучения для дошкольников. 8. Соревнования, предметные олимпиады, стратегические игры. 9. Система внешкольного образования (клубы, секции). 10. Гибкое построение учебного плана. 11. Семинары и мастер-классы. 12. «Программа одного дня» (One Day School programme) (один целый школьный день в неделю работа в группе с другими одаренными детьми). 13. Онлайн программа «GO» (дистанционная форма «Программы одного дня»).
Все участники программы Ignite обучаются в специальных классах и группах для одаренных детей» [10].
Несколько иные методики применяются в Новой Зеландии [11]:
— гибкое построение учебного плана, который разработан так, чтобы позволить гибко применять его для удовлетворения потребностей разных групп учеников;
— семинары и мастер-классы;
— «Программа одного дня» (One Day School programme) для детей с 6 лет до 8 лет (на площадках по всей стране). Дети, зарегистрированные в «Программе одного дня», каждую неделю проводят один целый школьный день в одном из филиалов Центра одаренного образования Джорджа Паркина [12], работая вместе с другими детьми приблизительно того же возраста и высокого уровня способностей под руководством специально обученного учителя.
В отличие от традиционной программы, однодневная школа не разделена на четкие области учеб-
ного плана. Вместо этого дети работают в течение дня или нескольких дней по какой-то определенной теме, которая помогает показать детям междисциплинарные связи, соприкосновение различных областей знания друг с другом. Такие темы поддерживают одаренных детей в исследовании тех «почему» и «что если», которые так интригуют и увлекают их. Примеры тем: природа времени, черные дыры, возможности карьерного роста в Древнем Египте, теория узла, проектирование улицы, создание работающего велосипеда с квадратными колесами, понимание ДНК, строительство своей собственной страны и др. Дети, учащиеся в Однодневной школе, по уведомлению Министерства образования, отмечаются «присутствующими» в обычной школе.
— Онлайн программа GO (Gifted online) — новозеландская образовательная инициатива для тех одаренных детей, кто находится далеко от площадок «Программ одного дня». Она основана на использовании компьютерных технологий и дистанцион-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
ного обучения для того, чтобы позволить ученикам из сельской местности или удаленных мест получить доступ к ведущей новозеландской программе одаренного обучения.
В обеих странах ведутся научные исследования и поощряется профессиональное развитие и обучение педагогов, работающих с одаренными детьми. В Австралии подготовка таких специалистов ведется в университетах, в Новой Зеландии — силами общественных организаций в виде различных мастер-классов и научных конференций.
Новозеландская Ассоциация для одаренных детей (NZAGC) [13] публикует для одаренных детей и их семей журнал «Высокие маки» (Tall Poppies), спонсирует и организует национальные конференции и мастер-классы для учителей, родителей и детей, а также собирает библиотеку книг, аудио и видео носителей, игр и памфлетов по данной тематике, которой могут пользоваться все члены ассоциации. NZAGC обеспечивает работу онлайн форума для обсуждения любых проблем, связанных с одаренными детьми. Автономные региональные подразделения ассоциации организуют различные мероприятия — родительские вечера, дни сбора клуба и т.п., где одаренные дети и их родители могут найти поддержку, дружбу и мотивацию. Австралийские региональные ассоциации для одаренных детей также осуществляют подобную деятельность.
Таким образом, в Австралии и Новой Зеландии работа с одаренными детьми ведется очень активно, разработаны собственные методики, применяются дистанционные технологии. В Австралии потребность одаренных учащихся в специализированном обучении даже закреплена законодательно на государственном уровне, что выводит поддержку талантливых детей в этой стране на уровень системных требований [7].
Опыт работы с одаренными детьми в рассмотренных нами странах позволяет утверждать, что распространенными способами выявления «маленьких гениев» являются оценки учителей, родителей, психологов, самоидентификация ребенка, а также различные стандартизированные и специальные тесты успеваемости и умственного развития. Однако иногда применяются медицинские исследования мозга ребенка (США). Во всех изученных странах для работы с одаренными детьми применяются специальные классы и экспериментальные программы в обычных школах; специализированные школы; летние лагеря и экспедиции для одаренных детей; дополнительное внешкольное образование. В Канаде, Новой Зеландии и Австралии активно развивается дистанционное обучение одаренных детей, разрабатываются интерактивные обучающие онлайн программы для одаренных школьников.
Вместе с тем в различных странах есть специфичные методы работы с одаренными детьми. Так, в США развито взаимодействие школ и университетов в работе с одаренными детьми, которые под руководством преподавателей вузов изучают университетские программы; происходит зачисление кредитов по дисциплинам, изученным факультативно в старших классах школы; возможно самостоятельное изучение дисциплин, независимое тестирование и зачисление изученных дисциплин в университетскую программу. В Австралии и Новой Зеландии особое внимание уделяется обогащению, расширению, ускорению и уплотнению программ для одаренных. В Новой Зеландии разработана особая программа одаренного обучения «Программа одного
дня», в Канаде — программа «Мультивозрастной класс».
Поддержка одаренных школьников требует постоянного обучения педагогов, работающих с этими детьми. В Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии преподавателям предлагается повышение квалификации в сфере одаренного образования, ведутся научные исследования, организуются конференции, семинары, мастер-классы по одаренному образованию.
Интересным общественным явлением в изучаемой нами сфере являются различные ассоциации для одаренных детей, распространенные на данных континентах. Подобные организации, в основном, занимаются лоббированием интересов и обеспечением доступного образования для одаренных детей, в том числе неимущих, разработкой новых методик преподавания и стандартов образовательных программ, обеспечением профессионального развития преподавателей; проводят различные мероприятия для детей и родителей, занимаются научно-исследовательской деятельностью, информационным сопровождением и популяризацией образования одаренных детей.
Выявленные в результате анализа опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии формы и технологии выявления, поддержки и развития одаренности у детей и подростков (табл. 1) позволяют более широко использовать их для диверсификации работы по выявлению и развитию одаренности, включая развитие электронного обучения и дистанционные технологии, применяемые преимущественно в регионах с большой территорией и неравномерной доступностью к образовательным центрам, университетам и специализированным учреждениям, что делает этот опыт особенно интересным и перспективным для развития в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Programme for International Student Assessment (PISA) // Organization for Economic Cooperation and Development [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/ pisa (дата обращения: 20.10.2013).
2. Neag Center for Gifted Education and Talent Development [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gifted. uconn.edu (дата обращения: 20.10.2013).
3. Зарубежный опыт // Одаренное поколение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.masters.donntu. edu.ua/talented/foreign.htm (дата обращения: 20.10.2013).
4. Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам // Педагогика и психология // Каталог статей и учебных пособий JourClub. 2007 — 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.jourclub.ru/6/993/2/ (дата обращения: 20.10.2013).
5. National Association for Gifted Children. 2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nagc.org (дата обращения: 20.10.2013).
6. Gifted Education // Aussie Educator. 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aussieeducator.org.au/ education/specificareas/gifted.html (дата обращения: 20.10.2013).
7. Переверзев, А. В. Работа с одарёнными учащимися в государственной системе образования Австралии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Переверзев. — Курск : КГУ, 2006. - 20 с.
8. Gifted and Talented Children and Students Policy. 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.decs.sa. gov.au/docs/documents/1/GiftedChildrenandStudents.pdf (дата обращения: 20.10.2013).
9. The Education of Gifted and Talented Children // Parliament 13. The New Zealand Association for Gifted Children. 2011
of Australia: Senate [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gifted-
http://www.aph.gov.au/Parliamentary_Business/ Committees/ children.org.nz (дата обращения: 20.10.2013).
Senate (дата обращения: 20.10.201З).
10. The Heights School // Global-Class. 2006-20ll [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.global-class.org/schools/ЗУ (дата обращения: 20.10.201З).
11. Gifted & Talanted Online [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gifted.tki.org.nz (дата обращения: 20.10.201З).
12. The Gifted Education Centre [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.giftededucation.org.nz (дата обращения: 20.10.201З).
МОЖАЕВА Галина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой гуманитарных проблем информатики философского факультета.
Адрес для переписки: [email protected] МОЖАЕВА Полина Николаевна, аспирантка кафедры социальной работы философского факультета.
Статья поступила в редакцию 22.10.2013 г.
© Г. В. Можаева, П. Н. Можаева
УДК 378 016 А. Р. СЫСЕНКО
Омская академия МВД России
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ________________________________
В данной статье рассматриваются различные виды самостоятельной работы курсантов при подготовке к занятиям по криминалистике. Неотъемлемой частью педагогического процесса выступает самостоятельная подготовка, которая относится к числу основных форм обучения. Методом ее проведения является самостоятельная работа курсантов по освоению дисциплины криминалистики и овладению навыками профессиональной и другой деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа, криминалистика, самостоятельная подготовка, организация.
Важную роль в организации обучения курсантов по курсу криминалистики имеет самостоятельная работа. От того, насколько она правильно организована и результативна, зависит общий успех подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Самоподготовка отражает организационную и временную характеристику самостоятельной деятельности обучающихся [1, с. 22], т.е. определяет, где, когда и сколько времени могут курсанты самостоятельно работать над изучением программного материала и решением других учебно-исследовательских задач.
До настоящего времени отсутствует единое общепризнанное определение «самостоятельная работа учащихся», которое можно было бы рассматривать как универсальное. Однако проблема самостоятельности в обучении в том или ином аспекте была поставлена еще в античности (Аристотель, Аристоксен, Архит, Марк Фабий Квинтилиан). Неоценимый вклад в разработку идеи самостоятельности учащихся внесли западноевропейские педагоги и мыслители (А. Бине, И. Ф. Гербарт, М. Монтень и др.). Отечественные просветители и педагоги также не остались в стороне от решения данной проблемы (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. Г. Чернышевский и др.). В ХХ веке деятельность ученых была направлена
на разработку понятия «самостоятельная работа» как составной части самостоятельности учащихся [2, 3].
В научной литературе понятие «самостоятельная работа» рассматривается как многоаспектное и многофункциональное [4 — 6].
В качестве основных признаков самостоятельной работы называются наличие определенного задания; специально отведенное время для выполнения задания; мыслительная деятельность учащегося; руководство со стороны учителя; отсутствие непосредственного вмешательства; оформление полученных результатов [4 — 7].
Анализ литературы показывает, что чаще всего встречаются попытки классификаций самостоятельной работы учащихся на основе дидактической цели [6, 8].
Дидактические цели самостоятельной подготовки курсантов состоят в том, чтобы:
— научить их самостоятельно добывать знания из различных литературных источников, формировать навыки и умения, необходимые будущим специалистам;
— повысить ответственность курсантов за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально-деловых качеств;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ