Научная статья на тему 'Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии'

Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3130
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / GIFTED EDUCATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE / EDUCATIONAL POLICY / TEACHER TRAINING / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаева Галина Васильевна, Можаева Полина Николаевна

В статье рассматривается опыт деятельности школ, университетов и ассоциаций по работе с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Анализируются принципы выявления, технологии обучения и поддержки талантливых детей, программы обучения педагогов в сфере одаренного образования и исследовательская деятельность по теме. Представлен сравнительный анализ работы с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также перспективы применения рассмотренного зарубежного опыта в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in work with gifted children: analysis of the experience of the counties of North America, Australia and New Zealand

This article describes the experience of schools, universities and associations of work with gifted children in the countries of North America, Australia and New Zealand. The principles of identifying, training, and support of gifted children, training of teachers in the field of gifted education and research activity on this topic are considered. A comparative analysis of the activities for gifted children in North America, Australia and New Zealand is made, as well as the perspectives of the discussed foreign experience in the Russian practice are described.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии»

УДК 37.02

Г. В. МОЖАЕВА П. Н. МОЖАЕВА

Томский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ: АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ_____________________________________

В статье рассматривается опыт деятельности школ, университетов и ассоциаций по работе с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Анализируются принципы выявления, технологии обучения и поддержки талантливых детей, программы обучения педагогов в сфере одаренного образования и исследовательская деятельность по теме. Представлен сравнительный анализ работы с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также перспективы применения рассмотренного зарубежного опыта в российской практике.

Ключевые слова: одаренное образование, зарубежный опыт, политика образования, выявление одаренных, подготовка учителей, образовательные программы.

Современная эпоха диктует необходимость инвестиций в человеческий капитал, ведь именно такие инвестиции способствуют инновационному развитию экономики и социальной сферы стран, обеспечивают рост их благосостояния и содействуют формированию человеческого потенциала. Важными условиями конкурентоспособности в XXI веке становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В связи с этим важнейшим направлением современной системы образования становится подготовка людей, обладающих этими качествами, что, в первую очередь, подразумевает под собой работу по выявлению, поддержке и развитию одаренности у детей и подростков.

Результативность подобной деятельности за рубежом достаточно велика и видна в оценках образовательных достижений, которые являются результатом проводимых сообществом разнообразных исследований. Одним из признанных в мире примеров такой деятельности является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года. И если в 2000 г. в исследовании приняли участие 32 страны, то в последние годы количество участников возросло вдвое — шестьдесят пять (2009 год) и шестьдесят четыре (2012) страны [1].

Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15летнего возраста. Однако исследование направлено не столько на определение уровня освоения школьных программ, сколько на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Основными областями

для оценки образовательных достижений в 2009 году стали «грамотность чтения» (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования), «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность». Первую десятку рейтинга 2009 года (результаты 2012 года пока не опубликованы) прочно заняли Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Азии (Гонконг, Сингапур, Корея, Китай, Япония) и несколько стран Европы; вторую десятку — европейские страны и США.

Исследование основывается на гипотезе о том, что стабильно высокие показатели тестов школьников этих стран являются, в значительной степени, результатом эффективной работы с одаренными детьми и следствием реализации в школах этих стран триады — хорошие учителя, комфортные школы и продуманные учебные программы. Мы провели исследование опыта деятельности школ, университетов и ассоциаций по работе с одаренными детьми в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, прочно занимающих места в первых десятках рейтинга. В данной статье мы предпримем попытку провести сравнительный анализ форм и методов работы с одаренными детьми на этих континентах с целью определения их потенциала для внедрения в российской образовательной практике.

В Северной Америке выявление одаренных детей осуществляется с помощью оценок учителей, родителей, психологов, а также различных тестов. Центр одаренного образования и развития талантов при университете Коннектикута (Neag Center for Gifted Education and Talent Development) [2] разработал тесты, позволяющие «выловить» маленького гения, а также методику дальнейшей работы с ним, по которой работает множество школ по всему миру. Для детей существует множество «сортировочных» тестов, которые помогают четко определить ту область, в которой ребенок талантлив. Причем тесты включают в себя не только стандартные опросники,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

но и исключительно медицинские исследования (к примеру, измерения активности мозга). Однако всегда есть исключения: в специализированной начальной школе «Охотник» (Hunter) в Нью-Йорке придерживаются концепции врожденной одаренности, считая, что каждый ребенок по-своему талантлив. В этой школе кроме обязательных дисциплин каждый учащийся с помощью психолога выбирает из примерно 50 факультативных предметов те, которые наиболее удовлетворяют его склонностям и потребностям. Затем постоянно проводится мониторинг развития его способностей для корректировки его дополнительных курсов [3]. Таким образом, эта школа пытается сделать каждого ребенка одаренным — главное, найти его «одаренность».

Что касается методик работы с одаренными детьми, то в США и Канаде они несколько отличаются между собой. В США проводится [3]:

1) постоянный мониторинг развития способностей в период обучения в начальной и средней школе с участием психологов;

2) профильное деление на классы;

3) специализированные школы;

4) дополнительное образование за пределами школ;

5) образовательная программа «Ранний колледж» (зачисление кредитов по дисциплинам, изученным факультативно в старших классах школы);

6) программа «Академия летнего обучения» (изучение университетских программ старшеклассниками под руководством преподавателей);

7) научные (летние) экспедиции по углубленному изучению фундаментальных и общественных наук;

8) программа «Независимое обучение» (самостоятельное изучение дисциплин, независимое тестирование и зачисление изученных дисциплин в университетскую программу).

В Канаде разработана особая программа одаренного обучения «Мультивозрастной класс (Multi-Age Cluster Class (MACC))», предназначенная для обогащения регулярного учебного плана учащихся 4 — 7 классов. Для зачисления ребенка в программу определенные баллы IQ не нужны; ученик должен быть в состоянии «думать вне стандартов». В программе MACC каждый ученик с родителями и учителем персонализирует свои цели в индивидуальном учебном плане, который суммирует эти цели в четырех направлениях программы MACC: грамотность, способность к количественному мышлению, автономное изучение и проектная работа. Ученики выбирают собственный темп изучения; многие из них ускоряются через математику, изучая в 6-м классе, например, математику 7-го или 8-го класса. Много внимания в программе уделяется развитию критического мышления у учеников. Изучение математики через «решение проблем» позволяет ученикам программы получать высокие результаты на математических соревнованиях.

В Канаде активно идет развитие дистанционных форм обучения одаренных детей. Так, например, школа «Афулион» (Вэлланд, штат Онтарио) создает дистанционную интенсивную обучающую среду для одаренных детей, нацеленную на предоставление учащимся курсов и учебных программ, отсутствующих в очном учебном заведении [4].

В Канаде существуют разные программы для обучения одаренных детей, что связано с системой образования Канады в целом. Являясь страной с одним из самых высоких уровней жизни в мире, Канада инвестирует большие деньги на развитие образова-

ния, научные исследования и оборудование для своих учебных заведений. Что касается США, то значительную долю финансирования программ для одаренных составляют пожертвования и вклады различных фондов, компаний и корпораций, а также расходы из бюджетов штатов.

Стоит также отметить такую специфическую черту американской системы образования (как в целом, так и в частности с одаренными детьми), как наличие множества ассоциаций, которые ведут активную деятельность в сфере образования. К примеру, Национальная ассоциация для одаренных детей (National Association for Gifted Children) [5] обеспечивает работу более чем с тремя миллионами талантливых детей. Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) разработала несколько проектов по внешкольной работе с маленькими гениями «с целью передачи опыта и знаний от старшего поколения выдающихся людей молодым талантам. В летних лагерях дети встречаются со своими будущими наставниками, а затем в течение года выполняют научные исследования. Для участия в некоторых проектах выбираются одаренные дети из малообеспеченных семей» [3].

Проведенный анализ показывает, что работа с одаренными детьми, несмотря на наличие общих целей и задач, имеет в США и Канаде свою специфику. Собственные методики сформировались и в образовательных системах Австралии и Новой Зеландии. В этих странах стремятся выявить максимально возможное количество маленьких гениев из разных социальных и этнических групп населения, в том числе и из неблагоприятной среды. Методы выявления одаренных во многом схожи с применяемыми в Северной Америке: наблюдение родителей и педагогов, собеседование, экспертные оценки, самоидентификация, нейтральные в национальнокультурном отношении тесты умственного развития, тесты успеваемости.

Работа с одаренными учащимися в Австралии и Новой Зеландии реализуется в следующих направлениях [6 — 9]:

1) формирование групп одаренных учащихся в обычной школе;

2) организация «фокусированных» классов;

3) специальные конкурсные школы;

4) обогащение, расширение, ускорение и уплотнение программ для одаренных;

5) интерактивные обучающие онлайн-программы;

6) летние лагеря;

7) программы раннего обучения для дошкольников;

8) соревнования, предметные олимпиады, стратегические игры;

9) система внешкольного образования (клубы, секции).

Между образовательными системами штатов и территорий Австралийского союза имеются расхождения в программно-методологических подходах к поддержке одаренных учащихся. Интересным примером региональной австралийской программы для талантливых детей является программа Ignite, финансируемая департаментом образования Южной Австралии. Ignite предоставляет ученикам возможность окончить 8, 9 и 10 классы за два года, составить для себя индивидуальное расписание, выбрать дополнительные предметы или углубленно изучить обязательные. Также уделяется большое внимание музыкальным, художественным и спортивным талантам, поощряется нестандартное, креативное мышление.

Таблица 1

Формы и методы работы с одаренными школьниками в странах Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии

Континент Северная Америка Австралия и Новая Зеландия

Изучаемые страны США, Канада Австралия, Новая Зеландия

Выявление одаренных детей — Оценка учителей. — Оценка родителей. — Оценка психологов. — Стандартные тесты. — Тесты для выявления одаренности. — «Сортировочные» тесты на выявления области, в которой ребенок талантлив. — Медицинские исследования. — Оценка родителей. — Оценка учителей. — Самоидентификация ребенка. — Экспертные оценки. — Собеседование с ребенком. — Нейтральные в национально-культурном отношении тесты умственного развития. — Тесты успеваемости.

Образовательные программы для одаренных детей 1. Постоянный мониторинг развития способностей с участием психологов. 2. Профильное деление на классы. 3. Специализированные школы. 4. Дополнительное образование за пределами школ. 5. Образовательная программа «Ранний колледж» (зачисление кредитов по дисциплинам, изученным факультативно в старших классах школы). 6. Программа «Академия летнего обучения» (изучение университетских программ старшеклассниками под руководством преподавателей университетов). 7. Научные (летние) экспедиции по углубленному изучению фундаментальных и общественных наук. 8. Программа «Независимое обучение» (самостоятельное изучение дисциплин, независимое тестирование и зачисление изученных дисциплин в университетскую программу). 9. Программа одаренного обучения «Мультивозрастной класс». 10. Дистанционная интенсивная обучающая среда для одаренных детей. 1. Формирование групп одаренных учащихся в обычной школе. 2. Организация «фокусированных» классов. 3. Специальные конкурсные школы. 4. Обогащение, расширение, ускорение и уплотнение программ для одаренных. 5. Интерактивные обучающие онлайн-программы. 6. Летние лагеря. 7. Программы раннего обучения для дошкольников. 8. Соревнования, предметные олимпиады, стратегические игры. 9. Система внешкольного образования (клубы, секции). 10. Гибкое построение учебного плана. 11. Семинары и мастер-классы. 12. «Программа одного дня» (One Day School programme) (один целый школьный день в неделю работа в группе с другими одаренными детьми). 13. Онлайн программа «GO» (дистанционная форма «Программы одного дня»).

Все участники программы Ignite обучаются в специальных классах и группах для одаренных детей» [10].

Несколько иные методики применяются в Новой Зеландии [11]:

— гибкое построение учебного плана, который разработан так, чтобы позволить гибко применять его для удовлетворения потребностей разных групп учеников;

— семинары и мастер-классы;

— «Программа одного дня» (One Day School programme) для детей с 6 лет до 8 лет (на площадках по всей стране). Дети, зарегистрированные в «Программе одного дня», каждую неделю проводят один целый школьный день в одном из филиалов Центра одаренного образования Джорджа Паркина [12], работая вместе с другими детьми приблизительно того же возраста и высокого уровня способностей под руководством специально обученного учителя.

В отличие от традиционной программы, однодневная школа не разделена на четкие области учеб-

ного плана. Вместо этого дети работают в течение дня или нескольких дней по какой-то определенной теме, которая помогает показать детям междисциплинарные связи, соприкосновение различных областей знания друг с другом. Такие темы поддерживают одаренных детей в исследовании тех «почему» и «что если», которые так интригуют и увлекают их. Примеры тем: природа времени, черные дыры, возможности карьерного роста в Древнем Египте, теория узла, проектирование улицы, создание работающего велосипеда с квадратными колесами, понимание ДНК, строительство своей собственной страны и др. Дети, учащиеся в Однодневной школе, по уведомлению Министерства образования, отмечаются «присутствующими» в обычной школе.

— Онлайн программа GO (Gifted online) — новозеландская образовательная инициатива для тех одаренных детей, кто находится далеко от площадок «Программ одного дня». Она основана на использовании компьютерных технологий и дистанцион-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

ного обучения для того, чтобы позволить ученикам из сельской местности или удаленных мест получить доступ к ведущей новозеландской программе одаренного обучения.

В обеих странах ведутся научные исследования и поощряется профессиональное развитие и обучение педагогов, работающих с одаренными детьми. В Австралии подготовка таких специалистов ведется в университетах, в Новой Зеландии — силами общественных организаций в виде различных мастер-классов и научных конференций.

Новозеландская Ассоциация для одаренных детей (NZAGC) [13] публикует для одаренных детей и их семей журнал «Высокие маки» (Tall Poppies), спонсирует и организует национальные конференции и мастер-классы для учителей, родителей и детей, а также собирает библиотеку книг, аудио и видео носителей, игр и памфлетов по данной тематике, которой могут пользоваться все члены ассоциации. NZAGC обеспечивает работу онлайн форума для обсуждения любых проблем, связанных с одаренными детьми. Автономные региональные подразделения ассоциации организуют различные мероприятия — родительские вечера, дни сбора клуба и т.п., где одаренные дети и их родители могут найти поддержку, дружбу и мотивацию. Австралийские региональные ассоциации для одаренных детей также осуществляют подобную деятельность.

Таким образом, в Австралии и Новой Зеландии работа с одаренными детьми ведется очень активно, разработаны собственные методики, применяются дистанционные технологии. В Австралии потребность одаренных учащихся в специализированном обучении даже закреплена законодательно на государственном уровне, что выводит поддержку талантливых детей в этой стране на уровень системных требований [7].

Опыт работы с одаренными детьми в рассмотренных нами странах позволяет утверждать, что распространенными способами выявления «маленьких гениев» являются оценки учителей, родителей, психологов, самоидентификация ребенка, а также различные стандартизированные и специальные тесты успеваемости и умственного развития. Однако иногда применяются медицинские исследования мозга ребенка (США). Во всех изученных странах для работы с одаренными детьми применяются специальные классы и экспериментальные программы в обычных школах; специализированные школы; летние лагеря и экспедиции для одаренных детей; дополнительное внешкольное образование. В Канаде, Новой Зеландии и Австралии активно развивается дистанционное обучение одаренных детей, разрабатываются интерактивные обучающие онлайн программы для одаренных школьников.

Вместе с тем в различных странах есть специфичные методы работы с одаренными детьми. Так, в США развито взаимодействие школ и университетов в работе с одаренными детьми, которые под руководством преподавателей вузов изучают университетские программы; происходит зачисление кредитов по дисциплинам, изученным факультативно в старших классах школы; возможно самостоятельное изучение дисциплин, независимое тестирование и зачисление изученных дисциплин в университетскую программу. В Австралии и Новой Зеландии особое внимание уделяется обогащению, расширению, ускорению и уплотнению программ для одаренных. В Новой Зеландии разработана особая программа одаренного обучения «Программа одного

дня», в Канаде — программа «Мультивозрастной класс».

Поддержка одаренных школьников требует постоянного обучения педагогов, работающих с этими детьми. В Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии преподавателям предлагается повышение квалификации в сфере одаренного образования, ведутся научные исследования, организуются конференции, семинары, мастер-классы по одаренному образованию.

Интересным общественным явлением в изучаемой нами сфере являются различные ассоциации для одаренных детей, распространенные на данных континентах. Подобные организации, в основном, занимаются лоббированием интересов и обеспечением доступного образования для одаренных детей, в том числе неимущих, разработкой новых методик преподавания и стандартов образовательных программ, обеспечением профессионального развития преподавателей; проводят различные мероприятия для детей и родителей, занимаются научно-исследовательской деятельностью, информационным сопровождением и популяризацией образования одаренных детей.

Выявленные в результате анализа опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии формы и технологии выявления, поддержки и развития одаренности у детей и подростков (табл. 1) позволяют более широко использовать их для диверсификации работы по выявлению и развитию одаренности, включая развитие электронного обучения и дистанционные технологии, применяемые преимущественно в регионах с большой территорией и неравномерной доступностью к образовательным центрам, университетам и специализированным учреждениям, что делает этот опыт особенно интересным и перспективным для развития в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Programme for International Student Assessment (PISA) // Organization for Economic Cooperation and Development [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/ pisa (дата обращения: 20.10.2013).

2. Neag Center for Gifted Education and Talent Development [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gifted. uconn.edu (дата обращения: 20.10.2013).

3. Зарубежный опыт // Одаренное поколение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.masters.donntu. edu.ua/talented/foreign.htm (дата обращения: 20.10.2013).

4. Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения иностранным языкам // Педагогика и психология // Каталог статей и учебных пособий JourClub. 2007 — 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.jourclub.ru/6/993/2/ (дата обращения: 20.10.2013).

5. National Association for Gifted Children. 2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nagc.org (дата обращения: 20.10.2013).

6. Gifted Education // Aussie Educator. 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aussieeducator.org.au/ education/specificareas/gifted.html (дата обращения: 20.10.2013).

7. Переверзев, А. В. Работа с одарёнными учащимися в государственной системе образования Австралии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Переверзев. — Курск : КГУ, 2006. - 20 с.

8. Gifted and Talented Children and Students Policy. 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.decs.sa. gov.au/docs/documents/1/GiftedChildrenandStudents.pdf (дата обращения: 20.10.2013).

9. The Education of Gifted and Talented Children // Parliament 13. The New Zealand Association for Gifted Children. 2011

of Australia: Senate [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gifted-

http://www.aph.gov.au/Parliamentary_Business/ Committees/ children.org.nz (дата обращения: 20.10.2013).

Senate (дата обращения: 20.10.201З).

10. The Heights School // Global-Class. 2006-20ll [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.global-class.org/schools/ЗУ (дата обращения: 20.10.201З).

11. Gifted & Talanted Online [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gifted.tki.org.nz (дата обращения: 20.10.201З).

12. The Gifted Education Centre [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.giftededucation.org.nz (дата обращения: 20.10.201З).

МОЖАЕВА Галина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой гуманитарных проблем информатики философского факультета.

Адрес для переписки: [email protected] МОЖАЕВА Полина Николаевна, аспирантка кафедры социальной работы философского факультета.

Статья поступила в редакцию 22.10.2013 г.

© Г. В. Можаева, П. Н. Можаева

УДК 378 016 А. Р. СЫСЕНКО

Омская академия МВД России

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ________________________________

В данной статье рассматриваются различные виды самостоятельной работы курсантов при подготовке к занятиям по криминалистике. Неотъемлемой частью педагогического процесса выступает самостоятельная подготовка, которая относится к числу основных форм обучения. Методом ее проведения является самостоятельная работа курсантов по освоению дисциплины криминалистики и овладению навыками профессиональной и другой деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, криминалистика, самостоятельная подготовка, организация.

Важную роль в организации обучения курсантов по курсу криминалистики имеет самостоятельная работа. От того, насколько она правильно организована и результативна, зависит общий успех подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Самоподготовка отражает организационную и временную характеристику самостоятельной деятельности обучающихся [1, с. 22], т.е. определяет, где, когда и сколько времени могут курсанты самостоятельно работать над изучением программного материала и решением других учебно-исследовательских задач.

До настоящего времени отсутствует единое общепризнанное определение «самостоятельная работа учащихся», которое можно было бы рассматривать как универсальное. Однако проблема самостоятельности в обучении в том или ином аспекте была поставлена еще в античности (Аристотель, Аристоксен, Архит, Марк Фабий Квинтилиан). Неоценимый вклад в разработку идеи самостоятельности учащихся внесли западноевропейские педагоги и мыслители (А. Бине, И. Ф. Гербарт, М. Монтень и др.). Отечественные просветители и педагоги также не остались в стороне от решения данной проблемы (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. Г. Чернышевский и др.). В ХХ веке деятельность ученых была направлена

на разработку понятия «самостоятельная работа» как составной части самостоятельности учащихся [2, 3].

В научной литературе понятие «самостоятельная работа» рассматривается как многоаспектное и многофункциональное [4 — 6].

В качестве основных признаков самостоятельной работы называются наличие определенного задания; специально отведенное время для выполнения задания; мыслительная деятельность учащегося; руководство со стороны учителя; отсутствие непосредственного вмешательства; оформление полученных результатов [4 — 7].

Анализ литературы показывает, что чаще всего встречаются попытки классификаций самостоятельной работы учащихся на основе дидактической цели [6, 8].

Дидактические цели самостоятельной подготовки курсантов состоят в том, чтобы:

— научить их самостоятельно добывать знания из различных литературных источников, формировать навыки и умения, необходимые будущим специалистам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повысить ответственность курсантов за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально-деловых качеств;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.