Научная статья на тему 'Одаренные дети в Болгарии: система работы и поддержки'

Одаренные дети в Болгарии: система работы и поддержки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / ОДАРЕННЫЙ УЧЕНИК / GIFTED PUPIL / ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / SUPPORT OF GIFTED CHILDREN / ЭЛИТНАЯ ШКОЛА / ELITE SCHOOL / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ / FORMS AND METHODS OF WORK / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАНТ / PEDAGOGICAL CONSULTANT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Елена Анатольевна

В статье рассмотрены основные направления в работе с одаренными детьми в Болгарии. Автор раскрывает особенности школьного образования в стране, рассматривает формы и методы работы, вопросы развития и поддержки способностей одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIFTED CHILDREN IN BULGARIA: SYSTEM OF WORK AND SUPPORT

The main ways of the work with gifted children in Bulgaria are considered in the article. The author reveals the peculiarities of school education in the country, as well as forms and methods of work, problems of development and support of abilities of gifted children.

Текст научной работы на тему «Одаренные дети в Болгарии: система работы и поддержки»

УДК 37.013.74 (497.2)

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В БОЛГАРИИ: СИСТЕМА РАБОТЫ И ПОДДЕРЖКИ

© 2014

Е. А. Бочарова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Горловский институт иностранных языков Донбасского государственного педагогического

университета, Горловка (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления в работе с одаренными детьми в Болгарии. Автор раскрывает особенности школьного образования в стране, рассматривает формы и методы работы, вопросы развития и поддержки способностей одаренных детей.

Ключевые слова: способности, одаренность, одаренный ученик, поддержка одаренных детей, элитная школа, формы и методы работы, педагогический консультант, образовательная политика.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Элитные школы всегда представляли и представляют для исследователей большой интерес. Этот факт связан с тем, что эти учебные заведения в будущем дают ученикам больше возможностей для самореализации на высших ступенях социальной иерархии. Во многих странах элитными считаются частные школы (Англия, Австрия, Швейцария), однако встречаются случаи, когда государственные учебные заведения приравниваются к вышеуказанным (Франция, Германия, Болгария) [1, с. 104]. Как правило, такие учебные заведения характеризуются высоким уровнем обучения, селекцией при поступлении и однородным составом учеников. Для большинства людей очевидным является тот факт, что обучение ребенка в подобном заведении гарантирует в будущем высокий социальный статус. Само понятие «элитная школа» обозначает, что в этом заведении обучается «будущая элита», то есть привилегированные группы общества. Селекция учеников является важным элементом «марки» заведения. Именно поэтому элитные школы вызывают такой интерес. Но при этом возникают вопросы: кто принадлежит к элите? по каким критериям осуществляется в них отбор? принадлежат ли к этой категории детей одаренные ученики? Особый интерес в решении этого вопроса представляет Болгария.

Первые научные разработки болгарских ученых в сфере одаренности начались еще в 60-70 гг. ХХ ст. Исследования человеческих способностей проводились в Центре способностей и творчества при научно-исследовательском институте имени Тодора Самодумова (г. София). Исследования касались количества одаренных учеников в различных сферах, подготовки учителей к работе с одаренными учениками и методики работы с этой категорией детей. Статистические данные свидетельствовали: количество одаренных учащихся не является стабильным показателем, способности являются категорией динамичной; потенциал человека, который не развивается, исчезает; существует определенная группа детей, обладающая несколькими видами способностей. С 2000 г. проблему одаренности начала исследовать заведующая кафедрой Юго-западного университета имени Неофита Рыльского (г. Благоевград) Добринка Тодорина. Она занимается организацией учебно-воспитательного процесса, идентификации и развития способностей, обучения и воспитания одаренных детей. Исследовательница активно внедряет в жизнь идею интеграции одаренных учеников в общеобразовательных школах. Ею определены основные направления работы, а именно: создание благоприятной среды для развития творчества детей раннего возраста; профессиональная подготовка учителей на уровне лиценциата, магистратуры и доктората; разработка специальных учебных планов и индивидуальных программ с учетом интересов и потребностей учеников; использование новых эффективных технологий, ресурсов Интернета и дистанционного обучения; тесная работа с международными организациями, целью которых является поддержка одаренных учащихся и подготовка учителей к работе с ними [2].

Анализ последних исследований, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые обосновывается автор; выделение раньше неразрешенных частей общей проблемы. В последнее время появляется все больше работ, в которых проводится сравнительный анализ поддержки одаренных детей и молодежи в разных странах, в частности, в России (М. Биржевая, Г. Тарасова, Г. Ульянова, С. Цветкова), в различных европейских странах (Л. Данилова, Л. Кокорина, Е. Лодзинская, Л. Чухно) и СшА (И. Бабенко, П. Тадеев, Н. Теличко). Однако анализ научно-педагогической литературы свидетельствует об отсутствии целостного и комплексного исследования поддержки одаренных детей в Болгарии, что и обусловило выбор темы статьи.

Формулирование целей статьи (постановка задания). Рассмотреть особенности работы и поддержки одаренных детей в Болгарии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. До 1945 года элитных учебных заведений в Болгарии не существовало в виду низкого образования общества. После Второй мировой войны ситуация в корне изменилась. В стране стали появляться первые элитные учебные заведения. К их числу принадлежали языковые гимназии. Правящая на тот момент коммунистическая партия высоко ценила знания иностранных языков, считая их важным условием для формирования будущей элиты. В большинстве случаев учениками таких школ становились дети партийных деятелей. Вплоть до 1990 года лингвистические школы пользовались большой популярностью и считались престижными учебными заведениями среди болгарского населения. Поступить в них можно было только на основе результатов вступительных экзаменов. К числу элитных учебных заведений принадлежали также профильные гимназии (языковые, математические, художественные и т.д.). Особенностью болгарских элитных школ является то, что ученики при поступлении проходят жесткий конкурсный отбор и сдают большое количество вступительных экзаменов. Можно сказать, что это школы для одаренных учеников, хорошо мотивированных к обучению, которые имеют высокие оценки и достижения в различных сферах школьной деятельности [1, с. 104]. Начиная с 1991 года, Болгария является демократической парламентской республикой. До политических изменений болгарская школа оставалась, как и большинство стран центрально-восточной Европы, под влиянием коммунистической идеологии и советской педагогики. Главными проблемами, были: низкий квалификационный уровень преподавательского состава, низкий моральный облик учителей, спад интереса общества к педагогическому образованию и педагогической профессии, низкие расходы на образование. Поэтому нынешняя образовательная политика страны направлена на их преодоление. Среди большого количества проблем, с которыми сталкивается болгарская система образования на различных уровнях обучения, одной из наиболее важных является уменьшение контингента учащихся школьного возраста. В большинстве европейских стран количество учеников в возрасте от 10 до 19 лет уменьшилось на 1,3 %. Значительное сни-

жение (4 %) наблюдается в Болгарии, Эстонии, Литве и Румынии. Следующая проблема - это короткий срок обучения. Школьный возраст в Болгарии является самым низким в Европе и составляет 15,6 лет, тогда как в большинстве европейских стран - 17,2 лет. Третьей проблемой являются высокие показатели отсева учащихся, в том числе детей из малоимущих семей. Ежегодно 20 тыс. учеников, а это приблизительно 3 % оставляют учебу в школе. И последней важной проблемой являются показатели достижений болгарских учащихся в международных конкурсах и олимпиадах. Данные Комиссии по качеству знаний учащихся свидетельствуют, что болгарские школьники имеют самые низкие показатели в чтении с пониманием текста, по математике и естественным дисциплинам [3].

Целью образовательной реформы является соответствие школьной системы быстро меняющимся потребностям общества, требованиям Болонского процесса, рекомендациям Европейского Союза в сфере профессионального, экологического, технологического и информационного образования. На образовательную политику страны влияют, с одной стороны, директивы Европейского Союза, а с другой - внутренние специфические проблемы одной из бедных стран Евросоюза, связанные с демографическим кризисом, миграцией молодежи в богатые страны Запада, низкими результатами болгарских учащихся в исследованиях Европейского Агентства по оценке знаний (низкое качество работы школ и мотивация учителей). С этой целью разрабатываются и реализуются новые образовательные программы. В 2013 г. были приняты следующие программы: Национальная программа «Оптимизация сети школ», Национальная программа повышения квалификации учителей, Национальная программа «Информационные технологии и коммуникации в школе», Национальная программа «Школа - территория учащихся», Национальная программа «Модернизация профессионального образования», Национальная программа «Забота о каждом ученике», Национальная программа «Создание приятной архитектуры среды», Национальная программа «Родной язык и зарубежная культура», Национальная программа «Школа без барьеров», Национальная программа «Национальная система стандартизированной внешней оценки». Министерство образования и науки Болгарии сформулировало два приоритетных направления: первое - информатизация болгарских средних школ, второе - улучшение качества школьных показателей учеников [1, с. 107].

Следует отметить, что Закон «Об образовании» («Закон по народната просвета»), принятый в 1991 г. менялся более 20 раз. В 2012 г. в научных кругах вновь возобновились дискуссии о модернизации и принятии нового закона [4]. Болгарские школы являются отражением общественных и экономических проблем страны. Независимо от потребностей, связанных с ликвидацией общественной отсталости и выравниванием образовательных шансов, болгарское правительство пытается помочь и поддержать одаренных детей. В последние годы вопрос поддержки одаренных учащихся неоднократно рассматривался в законодательных документах и положениях. Министерство образования и науки Болгарии обязало рабочую группу включить этот вопрос в проект нового закона «О начальном и среднем образовании». В подписанном Советом министров Болгарии Распоряжении «Об условиях и организации поддержки одаренных учащихся» («Наредба за условията и реда за осъществяване на закрыла на деца с изявены дарби») с 1 января 2004 г. на основании статьи 15 Закона «Об охране ребенка» («Закон по закрыла на децато»), записано, что в особой помощи и поддержке нуждаются две категории учащихся: из группы риска и одаренные в учебе, спорте и искусстве. В статье 2 Распоряжения указывается на необходимость создания такой системы, которая способствовала бы развитию потенциала и давала финансовую

помощь. Министерство образования и науки Болгарии совместно с Министерством культуры и Министерством спорта обязаны разрабатывать ежегодные программы поддержки одаренных учащихся и представлять их для обсуждения обществу [5; 6].

«Золотые дети общества» - так 25 веков тому назад Платон назвал одаренных детей, подчеркивая их роль в развитии духовной, культурной и общественной жизни. Эти слова неоднократно цитировались в публикациях болгарских ученых. В школьной системе Болгарии для развития способностей учащихся существуют специальные художественные, спортивные, гуманитарные, математические школы. В основном, это профильные школы, среди которых - небольшое количество частных школ (1 % болгарских учащихся посещают частные школы). В них проводится конкурсный отбор, а их учениками являются детьми из семей с высоким социальным и материальным статусом. Стоит заметить, что образование в Болгарии является важным социальным механизмом. Статус семьи динамично коррелирует со школьным статусом ученика. Приоритетными направлениями в работе с одаренными учащимися являются: обучение в художественных и спортивных школах; предоставление материальной помощи; разработка специальных учебных программ; подготовка и участие учеников в конкурсах и олимпиадах [7, с. 38].

Для определения одаренного ребенка в Болгарии применяется термин «ребенок с явно выраженными талантами или способностями» («деца с изявены дарби/ таланта»). Критериями выявления и идентификации одаренных учащихся являются результаты их достижений в различных сферах, потенциал способностей и школьные успехи. На практике учителями чаще всего распознаются психомоторные, художественные и интеллектуальные способности. Одаренные учащиеся зачисляются в категорию учащихся с особыми образовательными потребностями. Следует отметить, что в стране отсутствует нормативно-правовая база поддержки одаренных детей, которая бы регулировала работу с ними. В законодательной образовательной базе существует только одна запись, свидетельствующая о необходимости проведения диагностики учащихся на начальном этапе - при поступлении в школу [2]. С 2003/2004 учебного года в подготовительных классах проводится селекция учеников и проверяется их готовность к школе. Ее цель - определение уровня развития ребенка и его подготовки к школе, знаний родителей об индивидуальных особенностях; достижений в будущем; коррекция деятельности учителя в соответствии с потребностями ребенка. Болгарский педагог Д. Тодорина указывает, что в последнее время в стране резко увеличилось количество детей с проблемами и психическими расстройствами, которые нуждаются в диагностике. Исследователи приводят удручающие цифры: среди 50 болгарских детей один ребенок - аутист; 10 % населения страдает дислексией, и на фоне этих показателей - 10 % одаренных детей [2].

Необходимо отметить, что в дошкольной практике нет однозначных методов диагностики способностей детей. Чаще всего применяются стандартные методы, разработанные различными исследовательскими коллективами. Это обычные тесты, на основе которых распознаются интеллектуальный и познавательный потенциал ребенка, его эмоциональное и физическое развитие. В школах выявлением способностей учащихся занимаются педагогические консультанты (педагогиче-ският съветник). Их задача - это посредническая деятельность между учениками и школьной системой, особенно в кризисных ситуациях. Диагностика проводится по следующим направлениям: 1) начальная диагностика потенциала учащихся на разных этапах обучения (I, V, IX классы); 2) диагностика интеллектуальных способностей; 3) идентификация одаренных учащихся и учащихся со специальными образовательными запросами;

4) диагностика школьной и профессиональной ориентации. Педагогический консультант работает в школах, в которых учится не менее 500 учеников, проводит индивидуальные или групповые занятия, консультации с учениками, родителями, учителями. Однако на практике очень часто функции педагогического консультанта выполняет учитель-предметник ввиду отсутствия полной недельной занятости или за отдельную плату [8].

Наиболее распространенными формами работы с одаренными учащимися являются: кружки по интересам, подготовка и участие в предметных олимпиадах. Школы активно участвуют в проектах, целью которых является поддержка способностей учащихся. Наибольшую популярность среди учеников имеют два проекта: «Успех - Школа самореализации и подготовки к европейской перспективе» («Успех - Училище по себеутвърждаване и подготовка към европейски Хоризонт») и «Забота о каждом ученике» («С грыжа по всек ученик») [9]. Проект «Успех» является частью трехлетней программы «Еще более приятная школа для молодых людей», которая финансируется из фондов Европейского Союза. Общая сумма проекта составляет 100 млн. левов. Цель проекта - организация и проведение свободного времени учащихся на территории школы, непосредственное общение учащихся в классе и подготовка ребенка к реальной жизни. Участие ребенка в проекте должно способствовать эффективной работе учителей и формированию нового типа лидеров. Кроме того, внеклассные занятия положительно влияют на мотивацию учащихся к обучению. Одними из показателей их эффективности являются уменьшение количества желающих оставить учебу и уменьшения агрессивного поведения. Планируется, что в течение трех лет в проекте примут участие 500 тыс. учеников. Проект также связан с финансированием предметных кружков, на которых учителя смогут реализовать программы обогащенного и ускоренного обучения [9]. Еще одной формой помощи одаренным учащимся является их подготовка к участию в предметных конкурсах и олимпиадах. Национальная программа «Забота о каждом ученике», утвержденная Советом Министров Болгарии в 2012 г. направлена на повышение качества знаний учащихся с учетом их индивидуальных потребностей. На реализацию программы выделено 2 млн. левов. Главными целями программы являются планирование и проведение дополнительных занятий для одаренных учащихся по различным дисциплинам, подготовка к участию в конкурсах и олимпиадах. Планы занятий утверждаются директором школы и педагогическим советом. В 2012/2013 учебном году в Болгарии были проведены олимпиады по двадцати предметам. Участники олимпиад имеют определенные льготы. Так, например, лауреаты олимпиад освобождаются от выпускного экзамена по предмету олимпиады и при поступлении в высшие учебные заведения тоже его не сдают. Ученики также получают годовую стипендию за успехи в обучении. Министерство образования и науки Болгарии организует национальные конкурсы и для учащихся профессиональных школ. Это конкурсы для молодых парикмахеров, барменов, столяров, кондите-

ров и др. В 2013/2014 учебном году Министерство науки и образования Болгарии запланировало провести 7 международных и 78 национальных конкурсов [7, с. 42].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, основными направлениями современной образовательной политики страны являются: поддержка индивидуального развития ученика, культурная интеграция, популяризация творческих способностей и таланта детей, проведения дополнительных внеклассных занятий, изучение двух иностранных языков, а также разработка новых учебных программ с учетом современных новейших технологий. Международные сравнительные исследования свидетельствуют, что в школьных системах разных стран применяются подобные методы и формы работы и поддержки одаренных учащихся. Различия связаны с культурными особенностями страны, доминирующими образовательной идеологией и традициями, финансовыми возможностями, профессиональным уровнем и мотивацией учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Milenkova V. Rola bulgarskich szkól elitarnych w procesie spolecznej reprodukcji. / V. Milenkova // Kultura i Edukacja. 2008. № (66) 2. S. 104-122.

2.Todorina D. (2009b). За надарените деца. Развитие на идеята за работа с надарените деца в педагогическата теория и практика. Благоевград: Университетско изда-телство «Н. Рилски» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://pedagogy.swu.bg/wpcontent/uploads/2012/03/ Studentski_sbornik_2010-2011.pdf

3. PISA International Report 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.oecd.org/fr/education/ scolaire/programmeinternationalpourlesuividesacquisdesele vespisa/pisa2006results.htm (на английском языке).

4. Закон за народната просвета [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.erisee.org/ downloads/2013/2/b/Education%20Law%202012%20BL.pdf

5. Наредба за условията и реда за осъществяване на закрила на деца с изявени дарби [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://mpes.government.bg/ Documents/Documents/Naredbi/Naredba%20za%20 UROZDID.pdf

6.Програма на мерките за закрила на деца с из-явени дарби през 2012 година [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.shumen.bg/zakrila_ na_deca.pdf

7. Giza T. Praca z uczniem zdolnym w Bulgarii / T. Giza // Uczen zdolny i jego edukacja. Koncepcje. Badania. Praktyka / pod red. M. Jablonowskiej. - Warszawa: Wydaw. Uniwersitas Rediviva, 2013. S. 36-48.

8.Todorina D. Технологичен модел за подготовка на бъдещите учители за работа с надарени деца. Благоевград: Университетско издателство «Н. Рилски» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://pedagogy. swu.bg/wpcontent/uploads/2012/04/Todorina_Interact_ obrazov_sreda_2010.pdf.

9.Проект Успех [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.uspeh.mon.bg (на болгарском языке).

GIFTED CHILDREN IN BULGARIA: SYSTEM OF WORK AND SUPPOR

© 2014

E. A. Bocharova, doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogy

Horlivka Institute of Foreign Languages of the State Higher Educational Establishment «Donbass State

Pedagogical University», Gorlovka (Ukraine)

Annotation: The main ways of the work with gifted children in Bulgaria are considered in the article. The author reveals the peculiarities of school education in the country, as well as forms and methods of work, problems of development and support of abilities of gifted children.

Keywords: abilities, giftedness, gifted pupil, support of gifted children, elite school, forms and methods of work, pedagogical consultant, educational policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.