Н.Б. Яковенко, ассистент кафедры иностранных языков, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, г. Макеевка, Донецкая Народная Республика, [email protected]
ИСТОРИКО-РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В США
Статья посвящена историческому анализу развития системы образования одаренных и талантливых детей и молодежи в США. Автор подчеркивает важность исследования проблемы в историческом разрезе, поскольку это дает возможность учитывать позитивные и негативные моменты при разработке планов, программ, стандартов для одаренных детей в отечественной педагогике. Анализируются ключевые документы в этой сфере, среди которых Акт национальной безопасности образования (1958), доклад Марленд к Конгрессу США (1972), доклад «Нация в опасности: необходимость реформирования образования» (1983), Закон Джекоба Джевица об образовании одаренных и талантливых учащихся (1988), Закон «Ни единый ребенок не останется вне внимания» (2001), доклад под редакцией Н. Коланджело и его коллег «Обманутая нация: как школы скрывают самых умных учеников Америки» (2004). В статье продемонстрировано, что образование одаренных детей является важным вопросом на всех этапах развития образовательной системы. Современный этап развития образования в США характеризуется повышенным интересом к проблеме образования одаренных и талантливых детей и молодежи. Важным документом являются стандарты образования одаренных детей. Ключевые слова: одаренные дети, талантливые дети, образовательная система, государственная образовательная политика, поддержка одаренных детей, талантливые учащиеся, образовательная услуга, дети с особыми потребностями.
Обучение и воспитание одаренных детей крайне важно для создания базы развития интеллектуальных и творческих ресурсов любого государства. Сегодня заметно увеличивается потребность общества в людях, которые умеют нестандартно мыслить, могут вносить новые позитивные веяния в социальную и культурную жизнь страны, в производственную сферу.
С целью глубокого понимания любого педагогического явления целесообразно рассматривать его в историческом разрезе. Исторический анализ образования одаренных детей способствует выявлению факторов (социальных, исторических, общественно-политических), которые повлияли на развитие данной области, в частности, на профессиональную подготовку учителей
к работе с одаренными детьми, пониманию современного положения образования одаренных учеников, что поможет спрогнозировать будущие направления его развития.
Целью данной статьи является ретроспективный анализ развития законодательной и нормативной базы, регулирующей образование одаренных и талантливых детей в США.
В ходе анализа научной философской, психологической и педагогической литературы было установлено, что в США не существует универсального, принятого всеми толкования понятия «одаренный». Каждый штат при определении понятия «одаренный (талантливый) ученик (студент)» ссылается на свой документ. Нами были проанализированы определения всех 50 штатов. В ходе
дискуссия
журнал научных публикаций
анализа выделены некоторые общие черты в определении понятия «одаренность» в различных штатах. Так, в документах 72% штатов (36) среди главных черт одаренной личности называются высокие результаты или достижения в обучении, 46% не только полученный результат, но и потенциал для того, чтобы получить высокие результаты, а в документах 18% штатов (9) отмечается, что результаты этих детей необходимо сравнивать с результатами других детей того же возраста, имеющих такой же опыт и находящихся в такой же окружающей среде.
Определения понятий «одаренный» и «талантливый» на федеральном уровне предоставлены в государственном документе «No Child Left Behind» (2002, 2004), где указано, что «термин "одаренные и талантливые" употребляется по отношению к студентам, детям или молодежи, которые демонстрируют способность к высоким достижениям в таких отраслях (сферах), как интеллектуальная, творческая, художественная или лидерская, или в отдельных академических областях; такие учащиеся и дети нуждаются в специальных неординарных видах деятельности для обеспечения развития указанных способностей».1
Автор считает, что наиболее полно понятие «одаренный (талантливый) ученик (студент)» раскрыто Национальной ассоциацией одаренных детей (National Association for Gifted Children - NAGC), которая рассматривает одаренных детей как тех, «которые демонстрируют выдающийся уровень способностей (определенных как исключительная способность к мышлению и обучению) или компетенций (достижение должно входить в первые 10%) в одной или нескольких сферах. Сферы включают структурированные виды деятельности, связанной с системой знаков (например, математика, музыка, язык) и/или рядом сенсомоторных навыков (например, рисование, танцы, спорт)».2
Образование одаренных детей в США было представлено в той или иной форме (государственные документы в сфере образования, научные публикации и т.д.) уже в середине XIX века. До этого периода в учебных заведениях Америки применялся принцип равенства, и как результат школы предлагали одинаковую учебную программу для всех.
В 1870 году в Сент Луисе была разработана так называемая сопроводительная программа, которая позволяла закончить восемь классов меньше, чем за восемь стандартных учебных лет.3 После этого подобные программы начали появляться и в других штатах. Так, в 1884 году в Массачусетсе некоторые дети могли обучаться по «плану двойного обучения», который предполагал ускоренное обучение, в 1886 году ускоренные программы обучения одаренных были введены в Нью-Джерси, а немного позднее и в Нью-Йорке.4 В начале ХХ века в Ворчестере (штат Массачусетс) открыли первую подготовительную школу для одаренных детей. Согласно исследованиям Бюро Соединенных Штатов по вопросам образования (United States Bureau of Education), к 1911 году уже 6% городов имели специальные программы или занятия для одаренных детей, что свидетельствует пусть о небольшом, но всё-таки росте заинтересованности проблемой одаренных детей.5 По мнению автора, данный период можно охарактеризовать как начальный этап развития системы образования для одаренных детей, в котором были сформулированы основные понятия, а также признана необходимость особого подхода к этой категории детей.
В следующей декаде образование одаренных стало одним из приоритетов образовательной системы США. К 1920 году почти в 2/3 больших городов страны действовала та или иная форма образования одаренных детей.6 Даже если это не была целая программа, то это могли быть отдельные занятия или
Исторический анализ образования одаренных детей способствует выявлению факторов, которые
повлияли на развитие данной области, в частности, на профессиональную подготовку учителей к работе с одаренными детьми, пониманию современного положения образования одаренных учеников, что поможет спрогнозировать будущие направления его развития.
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
курсы для одаренных детей. В тот же период педагогический колледж Колумбийского университета начал подготовку учителей к обучению одаренных детей. Это была первая программа высшей школы, связанная с образованием одаренных детей. Однако на протяжении следующих двух декад образование одаренных было отодвинуто на задний план. 1920-30-е годы - время в истории США, ког -да люди стремились к равенству. Равенство было одной из главных ценностей, поэтому специфическое образование одаренных осталось без внимания.
С 1950-х годов снова наблюдается возвращение к вопросу одаренных детей и молодежи, причем это отражается уже на федеральном уровне. В 1950 году Актом Национального научного фонда (National Science Foundation) была обеспечена федеральная поддержка исследований и образования в области математики, естественных наук и техники в контексте обучения одаренных детей и молодежи. В 1954 году была основана Национальная ассоциация одаренных детей (National Association of Gifted Children).
Запуск спутника в 1957 году Советским Союзом также стал толчком для развития технического образования, в частности, и для одаренной молодежи. Это событие заставило США пересмотреть подходы к образованию, качество образования, в частности,
в математике, науке и технике. В результате, значительная сумма денег была выделена на исследования и выявление одаренных детей и молодежи в области математики, естественных наук и техники. Специальные курсы для одаренных студентов были включены в программы средних и высших учебных заведений.7 Таким образом, можно увидеть планомерную работу правительства страны в этом направлении, из чего, по нашему мнению, естественно сделать вывод, что одаренные дети были признаны особым государственным ресурсом, потенциал которого был взят под особый контроль. Особенно обострялся интерес к этому вопросу тогда, когда страны-конкуренты демонстрировали технические прорывы в каких-бы то ни было областях, что, несомненно, говорит о том, что именно на развитие этих детей государство делало большие ставки.
В продолжение работы по данному вопросу в 1958 году принимается Акт национальной безопасности образования (National Defense Education Act), который был одной из научных инициатив Президента США Эйзенхауэра, имплементированных с целью усовершенствования технологий и обеспечения лидирующих позиций США в сфере науки и техники.
1957 год совпал с острой нехваткой математиков в США. Изобретение компьютера
создало спрос на математиков в качестве программистов, что повысило ценность работы математиков. Хотя европейцы были важным источником для американской науки и техники, США были вынуждены увеличить внутренний контингент ученых. В 1950-60-е годы был огромный спрос на прикладных математиков и программистов.
Акт национальной безопасности образования был разработан для выполнения двух основных задач. Во-первых, для обеспечения страны обороноориентированными кадрами. Это означало предоставление федеральной помощи ученым, которые владеют иностранными языками, и студентам технических факультетов и вузов. Во-вторых, в рамках данного проекта предоставлялась финансовая помощь значительному количеству одаренных студентов колледжей и университетов. Также данный Акт поддерживал технически и технологически одаренных студентов - это был первый крупномасштабный вклад в образование одаренных учащихся федерального правительства.8 По мнению автора, именно данный период необходимо считать решающим для развития образования одаренных и талантливых детей в США. С этого момента проблема образования одаренных детей и молодежи выходит на национальный уровень, что обусловило повышенный научный интерес к более глубокому изучению самого явления одаренности и разработке форм и методов обучения одаренных детей.
1972 год ознаменовался важным событием для образования одаренных детей. В этом году появляется доклад Мар-ленд (Marland Report) к Конгрессу США, который содержал широко известное определение одаренности. Одним из наиболее убедительных выводов был следующий: «Одаренные и талантливые дети фактически являются социально ограниченными и могут переживать психологические травмы и страдать от постоянного обесценивания их способностей. Такие
дети являются такими же социально ограниченными, а иногда даже больше, чем другие группы людей с особенными потребностями».9 Также подчеркивалось, что создание разнообразных форм учебной и внешкольной деятельности одаренных детей должно стать приоритетом системы образования, поскольку исследования свидетельствуют, что многие эмоциональные и социальные трудности, с которыми сталкиваются одаренные дети, исчезают, когда образовательная среда адаптируется к уровню развития и скорости обучения таких детей.10
Дефиниция одаренности, предложенная в докладе Марленд, расширяет сферы одаренности и включает не только академическую и умственную одаренность, но и лидерские способности, способности к изобразительному искусству, креативное и продуктивное мышление, психомоторные способности (хотя психомоторные способности позже были исключены из федерального определения); такая дефиниция поощряла школы рассматривать одаренность шире, чем просто высокие результаты в обучении, и уделять внимание ученикам, одаренным в разных сферах.11 Стоит отметить, что данный доклад был первым национальным докладом, который касался одаренности. Результатом его публикации стало расширение понимания одаренности учеников, акцентуация на необходимости не только предоставления качественных образовательных услуг одаренным детям, но и эффективного психолого-педагогического сопровождения таких детей.
В 1974 году Управление по вопросам одаренных и талантливых (Office of Gifted and Talented) получило официальный статус. Хотя в следующем году (1975) Общественный закон 94142 «Акт об образовании всех детей с особенными потребностями» установил федеральные функции касательно обеспечения образовательными услугами детей с особенными потребностями, но этот документ не включал
«Одаренные и талантливые дети фактически являются социально
ограниченными и могут переживать психологические травмы и страдать от постоянного обесценивания их способностей. Такие дети являются такими же социально ограниченными, а иногда даже больше, чем другие группы людей с особенными потребностями».
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
(не принимал во внимание) одаренных и талантливых.
Следующим важным документом касательно одаренных детей и молодежи стал доклад американского президента Р. Рейгана к Национальному Комитету по качеству образования (National Commission on Excellence in Education) в 1983 году «Нация в опасности: необходимость реформирования образования» (Nation at Risk: Imperative for Educational Reform). Эта публикация считается очень важным событием в современной истории образования.
В докладе «Нация в опасности...» анализируется ряд исследований, которые указывают на академическую неуспешность на национальном и международном уровнях. Например, в докладе говорится, что средний балл SAT за период 1963-1980 годов в вербальном разделе упал на 50 пунктов, а в разделе математики - на 40 пунктов. Почти «40% 17-летних учащихся не смогли сделать логические выводы», «только 1/5 смогли написать аргументированное эссе» и «только 1/3 справились с математическими заданиями, которые предполагают несколько этапов решения»12. Сравнение результатов тестов, выполненных американскими студентами и студентами из других развитых стран, свидетельствует не в пользу американской образовательной системы.13
Проблемы образования касались и одаренных детей, а в упомянутом докладе акцентировалось внимание на необходимости обеспечения образовательных услуг для таких детей.
В 1988 году Конгресс США принял Закон Джекоба Джевица об образовании одаренных и талантливых учащихся (Jacob Javits Gifted and Talented Students Education Act) как часть Закона о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education Act). Закон Джевица является единой федеральной программой, направленной на поддержку одаренных и талантливых детей. Она не связана с финансиро-
ванием местных программ для одаренных детей.14
Целью программы Джевица является организация скоординированной программы, которая состоит из научно обоснованных исследований, демонстрационных проектов, инновационных стратегий и аналогичных мероприятий, направленных на создание и расширение возможностей для удовлетворения специальных образовательных потребностей одаренных и талантливых учеников начальной и средней школы. В программе также подчеркивается необходимость включения в образовательные программы для одаренных детей представителей разных групп меньшинств (например, из бедных семей, языковых меньшинств, детей с особыми потребностями), поскольку среди таких детей нередко встречаются талантливые и одаренные, но им не уделяется должное внимание.15
В данной программе одаренные и талантливые учащиеся определяются следующим образом: «...дети и молодежь, которые демонстрируют высокие достижения в таких сферах, как интеллектуальная, творческая, художественная или лидерская, или в конкретной академической области, а также такие дети, которым необходимы образовательные услуги и деятельность, не предоставляющиеся школой в полной мере, чтобы развить способности».16 Принятие Закона Джекоба Джевица об образовании одаренных и талантливых учащихся окончательно закрепило статус образования одаренных детей и молодежи как наиболее приоритетное направление в системе образования США. Проекты, поддерживаемые этой программой, непосредственно направлены на одаренных учащихся или вовлекают их в деятельность, которая способствует развитию одаренных и талантливых детей, что позволяет одаренной молодежи раскрыть свой потенциал.
В 1998 году Национальная ассоциация одаренных детей опубликовала стандарты
Принятие Закона Джекоба Джевица об образовании одаренных и талантливых учащихся окончательно закрепило статус образования одаренных детей и молодежи как наиболее приоритетное направление в системе образования США.
дискуссия
журнал научных публикаций
разработки программ для одаренных детей ответствующим образованием, в том числе
(Pre-K to Grade 12 Programming Standards) организовать специализированные классы.
с целью определения рекомендаций в семи В других штатах, например, Мичигане, фи-
ключевых сферах предоставления образо- нансирование программ для одаренных и та-
вательных услуг одаренным и талантливым учащимся. Эти же стандарты были продублированы в 2010 году в документе Pre-K - Grade 12 Gifted Programming Standards. стандарты обеспечивают основу для политики, правил и процедур, необходимых для систематического функционирования учебных программ и предоставления образовательных услуг определенным группам учащихся.
В 2001 году был принят Закон «Ни единый ребенок не останется вне внимания» (No Child Left Behind Act). Это закон, целью которого было помочь учащимся соответствовать высшим стандартам. Он начал действовать во время каденции Джорджа Буша. 8 января 2002 года Дж. Буш официально ввел его в действие. Школы США должны были проверить уровень знаний и умений своих учеников, иначе они рисковали потерять средства, предоставленные им федеральным правительством. Однако данный Закон не способствовал образованию одаренных и талантливых детей. Он требовал, чтобы все учащиеся соответствовали минимальному уровню квалификации (устанавливается каждым штатом) в чтении, письме и арифметике, но ничего более этого. В частности, данный Закон не требовал наличия программ для одаренных и талантливых детей с высокими показателями в учебе. Федеральное финансирование обучения одаренных детей уменьшилось на треть в течение первых пяти лет функционирования этого Закона.17 И хотя в данном Законе замалчивается вопрос образования академически одаренных учащихся, в некоторых штатах (например, Аризона, Калифорния, Вирджиния, Пенсильвания) от школ требуют вы-
В 2006 году Национальная академия одаренных детей опубликовала стандарты подготовки учителей к работе с одаренными детьми. Они обеспечивают важное направление деятельности педагогов, целью которой является проектирование и имплемен-тация разных вариантов предоставления образовательных услуг одаренным учащимся на местном уровне.
лантливых учащихся было сокращено до 90% в тот год, когда был принят Закон.18
В 2004 году был опубликован доклад под редакцией Н. Колан-джело (Colangelo) и его коллег под названием «Обманутая нация: как школы скрывают самых умных учеников Америки» (A Nation Deceived: How Schools Hold Back America's Brightest Students). В этом отчете приводятся аргументы в пользу ускоренного обучения одаренных и талантливых детей. Он основывается на данных исследования итогов ускоренного и традиционного обучения учащихся, которые демонстрируют высокие результаты.19
Следствием этого доклада стало создание Института ускоренного обучения (the Acceleration Institute), раннее Институт исследований и политики в сфере ускоренного обучения (the Institute for Research and Policy on Acceleration), работа которого посвящена изучению и поддержке ускоренного обучения академически одаренных учащихся.
В 2006 году Национальная академия одаренных детей опубликовала стандарты подготовки учителей к работе с одаренными детьми. Эти стандарты были подкорректированы в 2013 году. Так как стандарты могут быть рассмотрены и реализованы разными способами, они обеспечивают важное направление деятельности педагогов, целью которой является проектирование и имплементация разных вариантов предоставления образовательных услуг одаренным учащимся на местном уровне, что включает разработку специальных планов и программ обучения.
Таким образом, вопрос обучения одаренных и талантливых детей, а также подготовки учителей к работе с такими учащимися поднимался в течение всей истории разви-
явить одаренных детей и обеспечить их со- тия педагогической мысли США. В каждый
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
исторический период делались свои акценты и вклад в образование и развитие одаренных и талантливых детей и молодежи. Детальное рассмотрение формирования и развития системы образования одаренных детей в США в историческом разрезе позволяет учесть положительный и отрицательный опыт США при организации работы с детьми данной категории в отечественной системе образования. I'
Литература
1. No Child Left Behind Act, 2001 [Электронный ресурс]. URL: www2.ed.gov/policy/elsec/leg/ esea02/107-110.pdf (дата обращения: 25.07.2017).
2. The definitions of giftedness [Электронный ресурс]. URL: www.nagc.org/resources/definitions_of_ giftedness (дата обращения: 10.06.2017).
3. Colangelo N., Davis G.A. Handbook of gifted education. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. 802 p.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
7. Tannenbaum A.J. Pre-Sputnik to post-Watergate concern about the gifted // The gifted and talented: Their education and development. The seventy-eighth yearbook of the National Society for the Study of Education / A.H. Passow (Ed.). Chicago, IL: University of Chicago Press, 1979. P. 12.
8. The definitions of giftedness [Электронный ресурс]. URL: www.nagc.org/resources/definitions_of_ giftedness (дата обращения: 18.06.2017).
9. Marland S.P., Jr. Education of the gifted and talented [Электронный ресурс]: Report to the Congress
of the United States by U.S. Commissioner of Education and background papers submitted to the U.S. Office of Education, 2 vols. Washington, DC: US Government Printing Office, 1972. URL: http://www.eric. ed.gov/ERICWebPortal/detail?accno (дата обращения: 18.06.2017).
10. The social and emotional development of gifted children: What do we know? / еd. by M. Neihart [et al.]. National Association of Gifted Children, Pru-frock Press, 2002. 416 p.
11. A brief history of gifted and talented education [Электронный ресурс]. URL: http://www.nagc.org/ resources-publications/resources/gifted-education-us/ brief-history-gifted-and-talented-education (дата обращения: 22.06.2017)
12. Там же.
13. Там же.
14. Jacob Javits Gifted and Talented Students Education Act [Электронный ресурс]. URL: http://www. nagc.org/resources-publications/resources-unuversi-ty-professionals/jacob-javits-gifted-talented-students (дата обращения: 22.06.2017).
15. Jacob K. Javits Gifted and Talented Students Education Program [Электронный ресурс]. URL: http:// www.2ed.gov/pubs/Biennial/618.html (дата обращения: 23.07.2017).
16. Там же.
17. Cloud J. Are we failing our geniuses? // Time. 2007. July 27. P. 40-46.
18. Там же.
19. Fast learners benefit from skipped grades; Report concludes // The Washington Post. 2008. July, 26; Saving the smart kids // Time. 2004. September, 27.
HISTORICAL AND RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE GIFTED CHILDREN'S EDUCATION ISSUES IN USA
N.B. Yakovenko, assistant, The department of foreign languages, Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture, Makeyevka, Donetsk People's Republic, [email protected]
The article deals with the historical analysis of talented and gifted children and youth's education system's development in the US. The author emphasizes the importance of the issue's investigation in the historical context, since it makes possible to take into account positive and negative aspects of this issue for developing plans, programs, and standards for gifted children in the national pedagogy. The paper analyzes a set of key documents in this sphere: National Defense Education Act (1958), Marland Report (1972), A Nation at Risk: The Imperative for Educational Reform (1983), The Jacob Javits Gifted and Talented Students Education Act (1988), The No Child Left Behind Act (2001), A Nation Deceived: How Schools Hold Back America's Brightest Students (Ed. Colangelo). The article shows that education
of gifted and talented is an important issue at all stages of educational system's development. The current stage in the development of education in the United States is characterized by an increased interest in the problem of teaching gifted and talented children and young people. The important document is the Standards of Education for Gifted Children.
Key words: gifted children, talented children, educational system, state educational policy, support of gifted children, talented learner, educational service, children with special needs.
References
1. No Child Left Behind Act, 2001. URL: www2. ed.gov/policy/elsec/leg/esea02/107-110.pdf (accessed: 25.07.2017).
2. The definitions of giftedness. URL: www.nagc. org/resources/definitions_of_giftedness (accessed: 10.06.2017).
3. Colangelo N., Davis G.A. Handbook of gifted education. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. 802 p.
4. Colangelo N., Davis G.A. Handbook of gifted education. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. 802 p.
5. Colangelo N., Davis G.A. Handbook of gifted education. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. 802 p.
6. Colangelo N., Davis G.A. Handbook of gifted education. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. 802 p.
7. Tannenbaum A.J. Pre-Sputnik to post-Watergate concern about the gifted // The gifted and talented: Their education and development. The seventy-eighth yearbook of the National Society for the Study of Education / A.H. Passow (Ed.). Chicago, IL: University of Chicago Press, 1979. P. 12.
8. The definitions of giftedness. URL: www.nagc. org/resources/definitions_of_giftedness (accessed: 18.06.2017).
9. Marland S.P., Jr. Education of the gifted and talented: Report to the Congress of the United States by U.S. Commissioner of Education and background papers submitted to the U.S. Office of Education, 2 vols. Washington, DC: US Government Printing Office, 1972. URL: http://www.eric.ed.gov/ERICWeb-Portal/detail?accno (accessed: 18.06.2017).
10. The social and emotional development of gifted children: What do we know? / еd. by M. Neihart [et al.]. National Association of Gifted Children, Pru-frock Press, 2002. 416 p.
11. A brief history of gifted and talented education. URL: http://www.nagc.org/resources-publications/re-sources/gifted-education-us/brief-history-gifted-and-talented-education (accessed: 22.06.2017).
11. A brief history of gifted and talented education. URL: http://www.nagc.org/resources-publications/ resources/gifted-education-us/brief-history-gifted-and-talented-education (accessed: 22.06.2017).
12. A brief history of gifted and talented education. URL: http://www.nagc.org/resources-publications/re-sources/gifted-education-us/brief-history-gifted-and-talented-education (accessed: 22.06.2017).
13. A brief history of gifted and talented education. URL: http://www.nagc.org/resources-publications/re-sources/gifted-education-us/brief-history-gifted-and-talented-education (accessed: 22.06.2017).
14. Jacob Javits Gifted and Talented Students Education Act. URL: http://www.nagc.org/resources-publications/resources-unuversity-professionals/ jacob-javits-gifted-talented-students (accessed: 22.06.2017).
15. Jacob K. Javits Gifted and Talented Students Education Program. URL: http://www.2ed.gov/pubs/Bi-ennial/618.html (accessed: 23.07.2017).
16. Jacob K. Javits Gifted and Talented Students Education Program. URL: http://www.2ed.gov/pubs/Bi-ennial/618.html (accessed: 23.07.2017).
17. Cloud J. Are we failing our geniuses? // Time. 2007. July 27. P. 40-46.
18. Cloud J. Are we failing our geniuses? // Time. 2007. July 27. P. 40-46.
19. Fast learners benefit from skipped grades; Report concludes // The Washington Post. 2008. July, 26; Saving the smart kids // Time. 2004. September, 27.