^ Образование в сфере культуры
цетворяют лицемерие и ложь, выступают как средство, с помощью которого осуществляется глобализация — разрушение национальных государств и национального образования
транснациональными промышленными компаниями (финансовой олигархией). Эта ложь проникает во все сферы социальной жизни, в том числе и в педагогическую деятельность.
Примечания
1. Концепция реформирования и развития системы образования в г. Ростове-на-Дону в изменяющихся социально-экономических условиях / Е. В. Бондаревская [и др.]. Ростов-на-Дону : РГПУ, 1996.
2. Бондаревская Е. В. Концептуальные идеи развития муниципальной системы образования в XXI веке: Проспект: «Муниципальная система образования: реалии и прогноз на XXI век». Ростов-на-Дону, 1998.
3. Вульфов Б. З, Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : учебное пособие. Москва, 1997.
4. Никитин В. Б., Спиридонов Л. И., Фомин Н. Э. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации // Человек и общество. Учение записки ЛГУ. 1971. Вып. IX.
5. Подласый И. П. Педагогика : учебное пособие. Москва, 1996.
6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собрание сочинений : в 6 томах. 1990. Т. 5.
ЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ЧЕЛОВЕКА
УДК 372
ф Ю. А. Ткаченко Ф
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
Статья посвящена проблеме воспитания физически здорового студенческого поколения. Физическая культура рассматривается автором как обязательное условие развития полноценных личностных качеств будущего специалиста, как характерный показатель конкурентоспособного человека, обладающего преимуществом, в том числе, на рынке труда. Автор обращается к вопросу физического воспитания и в связи с проблемой реформирования образовательного пространства, в том числе затрагивающей высшую школу. Потенциал психофизических качеств студентов снижается под влиянием комплекса социально обусловленных факторов, условий, противоречий, несовершенства системы воспитания, образования, культуры, науки, постановки оздоровления и профилактики среди детей, учащихся и студентов.
Ключевые слова: мотивация, физическая культура, оздоровление, качество, воспитательно-образовательный процесс.
Iu. A. Tkachenko
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
REFORM OF HIGHER EDUCATION AND PROBLEMS OF FORMING THE PHYSICAL CULTURE OF A COMPETITIVE PERSON
The article is devoted to the problem of raising a physically healthy student generation. Physical culture is viewed by the author is the necessary condition for the development of personality traits of a future specialist, the characteristic of a competitive person possessing an advantage in the labor market. The author addresses the issue of physical education in connection with the problem of reforming educational space, which also concerns higher education. The potential of psycho-physical traits of students is decreased under the influence of a complex of socially-conditioned factors and conditions, social contradictions, imperfection of the system of upbringing, education, culture, science, health-
ТКАЧЕНКО ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — заведующий кафедрой физического воспитания и .
спорта Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)
TKACHENKO IURII ALEKSANDROVICH — Head of Department of Physical education and sport, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
© Ткаченко Ю. А., 2014
#
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
improvement and prophylactics among children, pupils and students. The work presents the strategy of RSCU Department of physical education and sport which is aimed at forming physically healthy, highly moral and socially active specialists in demand by society and state.
Keywords: motivation, physical culture, improvement of health, quality, educational-upbringing process.
В новом Законе об образовании определены критерии оценки эффективности и качества образовательной деятельности. Программа развития образования до 2020 года предусматривает инициативу вузов в повышении своей востребованности и жизнеспособности в современных тенденциях модернизации, совершенствования и прогресса.
Реализация инновационной стратегии развития государства тормозится из-за неподготовленности государственных структур,слабой эффективности воспитательно-образовательной системы, разобщенности в действиях (в рамках проектов и программ развития науки, образования,культуры,здравоохранения, гигиены, экологии).
В обществе и молодежной среде снижается мотивация к образованию и науке. Высокая квалификация, уровень и качество высшего образования не коррелируют с материальной и социальной обеспеченностью специалиста. Разрыв между властью и работниками интеллектуального труда увеличивается.
В идеологии успеха, в достижении цели утеряна важнейшая деталь экономики — инновационная социально-ориентированная модель, обеспечивающая высокий уровень благополучия населения (психоэмоциональный статус, высокий уровень здоровья, устойчивую физическую и умственную работоспособность, активное долголетие, оптимальный запас биофизических резервов здоровья).
Забыт Человек, его самочувствие, здоровье, жизнь человека. Человека не спасает от несчастий трудолюбие, дисциплинированность, чест ность, порядоч ность, высокая профессиональная компетенция. А ведь именно здоровый Человек, «человеческий фактор», качество человеческой личности, его психоэмоциональное состояние, психофизическая го товность, ду ховно-нрав ст вен ное вос пи та-ние, профессионализм определяют успех дела, личное и общественное благополучие.
Специалисты бьют тревогу — воспитательный компонент почти исчез в школах и вузах.
Сегодня профессия учителя в школе, педагога в вузе не очень уважаема в нашей стране. Как учитель, так и педагог-ученый не ценно ст ный ори ен тир для уче ни ков и студен тов. Соответственно и отношение учащейся молодежи к науке, учебе, соблюдению правил высшей школы. В условиях противоречий в стране, в государственном законодательстве, в дей ст ви ях выс ших долж но ст ных лиц и мно го-численной армии чиновников, «начальников» формируется сознание, мышление, мировосприятие, поведение и образ жизни подрастающего поколения. И как результат — рост уровня заболеваний, инвалидности, прежде-вре мен ной смерт но сти, наси лия.
Приобщение уча щихся школ и студен ческой молодежи к физической культуре, здоровому образу жизни и интеллектуальной дея тельно сти идет через пра виль ное вос пи та-ние, образование и ценностно ориентированную мотивацию.
Качество и эффективность воспитательно-образовательного и оздоровительного эф-фек та, пол ноцен ного фор ми рова ния и развития физической культуры личности требуют создания оптимальных условий, образовательной и физкультурно-оздоровительной среды, способствующей ориентации на истин но здо ровые цен но сти че ловека — его личное, физическое, психическое, социальное и ду ховно-нрав ст вен ное раз ви тие, са мосо вер-шенствование, самореализацию.
Тесные взаимосвязи биологического и со-ци ального ком по нен тов в жиз не дея тельно сти человека — базис для формирования сознания, мыш ления, ста нов ления целост ного мировосприятия, здоровой ориентации на ведение здорового образа жизни со всеми формами и компонентами физической культуры: двигательной активности, гигиенического режима, рационального питания, закаливания, рекреативности — оздоровительных занятий,
^ Образование в сфере культуры
Ф
ис клю че ния вред ных при вы чек.
Уровень здоровья, высокая жизнеспособность, гармония и равновесие морфологических, функциональных, психоэмоциональных, духовно-нравственных и социально-эко-но ми че ских кон стант кон крет ной лич но сти — объективный критерий оценки качества и эффективности поста новки сис темы воспи та-ния, образования и оздоровления с использованием средств физической культуры.
Не решаются проблемы семейных ценностей. Дети должны расти, развиваться, воспи-ты вать ся в се мье, в здо ро вом социу ме, с ве рой в людей, в добро. Базовые ценности у ребенка формируются в семье, средой обитания. Однако родители часто извращают психологию своих «чад», передавая свои вредные при-выч ки, элемен ты нездорового образа жизни, формы негативного поведения своим детям. Агрессивность, жестокость, мстительность, идущие из семьи, дети переносят во двор, школу, вуз.
В общем, развивающая интеллектуальная, культурная, здоровьесберегающая среда пока не создана, пока она не доминирует в образовательной сис теме.
Между тем образовательный процесс по физическому воспитанию студенческой мо-лоде жи име ет чет кую на прав лен ность — ценностную ориентацию на главный результат, конечный продукт — здоровье, на разностороннее и гармоническое физическое развитие, физическую и функциональную подго-тов лен ность, стабильную работоспособность (психоэмоциональную, биофизическую, умственную), на общее повышение жизнеспособности организма, накопление биофизических резервов здоровья, иммунитета, внутренних защитных механизмов адаптации к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Физическое воспитание обеспечивает формирование физической культуры личности, лично ст ные спо соб но сти буду щего спе циа-листа, с помощью которых он самоутверждается и самореализуется в общественном пространстве, занимает свою нишу в межличностных отношениях. Физически здоровая лич ность жи вет в гар мо нии един ст ва фи зи че-
ских, пси хи ческих, умствен ных, нравственных качеств, столь необходимых сегодня на рынке труда и в личной жизни.
С позиции физического воспитания с раннего детства (детский сад, школа, вуз) важно сформировать ценностную ориентацию ребенка на сохранение и укрепление своего здоровья. При этом важно с раннего детства воспитать мотивацию, осознанное стремление к знаниям, к науке, искусству самосохранения и дос ти жению глав ной це ли — пси хо физического здоровья, овладению комплексом средств физической культуры и здорового образа жизни. Невоспитанные, недообразован-ные уча щие ся ча ще бо ле ют, не вла де ют тео ре-тическими знаниями самосохранения, практическими навыками занятий ФК.
С чрезвычайно острой проблемой здоровья подрастающего поколения, проблемой здоровья нации в стране не справляются система здравоохранения и социального обеспечения, сис те ма обра зо ва ния и нау ки, мно го численные организации по работе с молодежью. Многочисленные публикации педагогов, врачей, социологов дают тревожную информацию о низ ком уров не здо ровья и фи зи че ско го развития, физической подготовленности учащихся школ и студентов.
Воспитателям в дошкольных учреждениях, учителям в школах, педагогам-ученым в вузах важно восстановить лучшие традиции воспитательного образовательного процесса. Если понятие — форма мышления, отражающая свойст ва, свя зи и от но ше ния пред ме тов и явлений, то поведение — форма приспособления че ловека к сре де оби та ния, ак тив ное приспособление к сложностям, с целью сохранения оптимальной жизнеспособности.
Экс тре мальные про яв ле ния в об ще ст венной жиз ни по след них лет натал ки ва ют на вывод: надо искать главные факторы, причины, вызывающие недовольство и сопротивления в мил лионных массах.
Надо спасать общую культуру всего нашего общества (духовную, нравственную, интеллектуальную), культуру физическую, образ жизни людей, здоровое поведение дома и в общественных местах. Любому человеку, де тям, юношам осо бенно нуж ны ориенти ры,
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
при ме ры, ко торым хо чет ся под ра жать, сле-до вать им.
Реализация стратегии управления трудовыми ресурсами на производстве не дает должного эффекта из-за отсутствия квалифицированных кадров, способных вести вос-пи тательную рабо ту со студен та ми, спо соб-ными осуществлять учебный процесс (читать лекции, вести методическую работу, вести теку щий и за ключи тельный кон троль зна ний у студентов). Слабая профессиональная подготовка педагогов (десятилетиями не проходят курсы повышения квалификации) усугубляется отсутствием достойных лидеров-руко-
водителей кафедр, трудовых подразделений. Во главе педагогов-ученых, педагогов-прак-ти ков, вос пи тате лей дол жен стать ав тори тет-ный специалист-личность, энтузиаст, хорошо владеющий концепцией управления человеческими трудовыми ресурсами со всеми их комплексами индивидуальных потенций.
Эффективность подготовки здоровых и конкурентоспособных специалистов требует наличия целого комплекса условий: высокого качест ва и стабильности общест вен ной жизни, обеспечения современной инфраструктурой, условий организации воспитательного, образовательного процессов.
Ф
Примечания
1. Виноградов П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск, 1997. Ч. 1. С. 15—35.
2. Кувалдин В. А. Качество жизни и образовательной деятельности студентов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 9. С. 14—16.
3. Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. Москва : Министерство образования РФ, 2000.
4. Фролов А. Ф, Литвинов В. А. Образ жизни и здоровье. Ростов-на-Дону, 2003. 26 с.
5. Фролов А. Ф, Литвинов В. А. Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов // Валеология. 2004. № 1. С. 32—34.
6. Фролов А. В., Литвинова В. А. Эффективность подготовки здоровых и конкурентоспособных специалистов средствами физической культуры // Известия РГСМУ. № 15. С. 358—365.
Ф
О
БУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ США И РОССИИ
УДК 378(73) Н. Л. Кривцова
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ работы с одаренными студентами в вузах России и США. Дана историческая справка возникновения концепции обучения одаренных студентов в университетах США. Подробно описывается современная организация работы с одаренными студентами в США и России. Так, в США существуют такие подразделения, как программы или колледжи по обучению талантливых студентов. Курсы, предлагаемые по линии колледжа, дают фундаментальные, углубленные знания и студентам приходится работать с большей нагрузкой, чем обычным студентам. По окончании этого колледжа студентам присуждается либо степень бакалавра философских наук, либо степень бакалавра с отличием. В России разработана «Концепция работы с талантливой молодежью». Ряд российских университетов создали элитные группы, обучение которых проводится на бюджетной основе и является бесплатным. Ключевые слова: «отлично» (Honors), колледж по обучению талантливых студентов, фундаментальные, углубленные знания, бакалавр философских наук, бакалавр с отличием, престижная степень, элитные группы, ведущие профессора, малочисленные группы, второе высшее образование.
КРИВЦОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)
KRIVTSOVA NATALIA LEONIDOVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
e-mail: [email protected] © Кривцова Н. Л., 2014