Научная статья на тему 'Университетский комплекс непрерывного образования - инновационная система качественной подготовки педагогических кадров'

Университетский комплекс непрерывного образования - инновационная система качественной подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Марина Гаджиевна

Цель статьи спроектировать современную образовательную среду как университетский комплекс, реализующий инновационную систему качественного педагогического образования. Методы. Ретроспективный анализ исследований в области высшего непрерывного педагогического образования, законодательных и нормативно-правовых актов, методы теоретического и сравнительного анализа, обобщения, систематизации, проектирования. Результат. В статье рассмотрены актуальные вопросы проектирования непрерывного педагогического образования; инновационная модель университетский комплекс как система качественной подготовки педагогических кадров; проектирование образовательной, воспитательной и научной среды университетского комплекса. Вывод. Анализ исследований показал, что в контексте современного подхода при развитии качества образовательной среды рассматривается университетский комплекс как инновационная система непрерывного педагогического образования, обеспечивающая качество подготовки педагогических кадров при проектировании современной образовательной среды с учетом отечественного опыта и современных тенденций развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Марина Гаджиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс непрерывного образования - инновационная система качественной подготовки педагогических кадров»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

1

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-84-89

Университетский комплекс непрерывного образования

- инновационная система качественной подготовки педагогических кадров

© 2018 Магомедова М. Г.

Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dstu@dstu.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - спроектировать современную образовательную среду как университетский комплекс, реализующий инновационную систему качественного педагогического образования. Методы. Ретроспективный анализ исследований в области высшего непрерывного педагогического образования, законодательных и нормативно-правовых актов, методы теоретического и сравнительного анализа, обобщения, систематизации, проектирования. Результат. В статье рассмотрены актуальные вопросы проектирования непрерывного педагогического образования; инновационная модель -университетский комплекс как система качественной подготовки педагогических кадров; проектирование образовательной, воспитательной и научной среды университетского комплекса. Вывод. Анализ исследований показал, что в контексте современного подхода при развитии качества образовательной среды рассматривается университетский комплекс как инновационная система непрерывного педагогического образования, обеспечивающая качество подготовки педагогических кадров при проектировании современной образовательной среды с учетом отечественного опыта и современных тенденций развития образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, инновационная система, университетский комплекс, качество педагогического образования, проектирование инновационной модели.

Формат цитирования: Магомедова М. Г. Университетский комплекс непрерывного образования -инновационная система качественной подготовки педагогических кадров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. C. 84-89. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-84-89

Campus of Continuing Education - Innovative System of Teachers' Quality Training

© 2018 Marina G. Magomedova

Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dstu@dstu.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to design the modern educational environment as the campus, which implements an innovative system of quality pedagogical education. Methods. A retrospective analysis in the field of higher continuous pedagogical education, law-making and legislative acts, methods of theoretical and comparative analysis, generalization, systematization, design. Result. The author of the article reviews the current issues of design the continuous pedagogical education; innovative model - the campus as a system of teachers' quality training; design of educational, scientific environment of the capmus. Conclusion. Research analysis shows, that in the context of the modern approach after development of the educational environment quality the campus is considered as the innovative system of continuous pedagogical education, ensuring the quality of teachers' training in the design of a modern educational environment taking into account the domestic experience and modern trends of education development.

Keywords: continuing education, innovation system, campus, the quality of pedagogical education, design of an innovation model.

For citation: Magomedova M. G. Campus of Continuing Education - Innovative System of Teachers' Quality Training. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 84-89. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-84-89 (In Russian)

Введение

Современная система высшего образования находиться в процессе постоянно меняющихся парадигм Российского образования в целом и поиска эффективных моделей и государственных образовательных стандартов, редакций формулировок компетенций. При этом эти преобразования не совсем эффективны, так как не сказываются на качестве образования и подготовке выпускников образовательных организаций разного уровня. Сегодня главным критерием деятельности вуза является конкурентоспособность его выпускников на рынке труда, заказ работодателями специалистов разного профиля. Дагестанский государственный педагогический университет, являясь кадровым центром подготовки

педагогических кадров в регионе, основной целью своей стратегии определяет эффективное содействие решению задач кадрового, научно-методического и информационно-технологического обеспечения, инновационного развития национальной системы образования. Предлагаемый университетский комплекс будет способствовать успешной организации стратегических планов государства в области образования, социальной и молодежной политики, усилению конкурентных преимуществ педагогического университета в образовательной сфере, интеграции его в российское, европейское и мировое образовательное пространство.

Важным направлением для создания качественной платформы для обучения и воспитания в системе непрерывного образования университетского комплекса является модель: «прогимназия - лицей -педагогический колледж - педагогический университет». Такая модель обеспечивает необходимые условия для достижения следующих стратегических целей образования: обеспечение качества непрерывного образования на всех уровнях: дошкольное, начальное, среднее общее, среднее профессиональное, высшее;

создание конкурентных преимуществ за счет повышения научного и инновационного потенциала университетского комплекса; развитие инновационной активности и творческой инициативы педагогов-воспитателей, учителей, научно-

педагогических кадров, сотрудников и обучающихся; обеспечение высокого интеллектуального, образовательного,

воспитательного, культурного и

экономического вклада в развитие университетского комплекса университетом и его социальными партнерами.

Одной из актуальных и первостепенных задач для большинства образовательных организаций является проблема

недостаточного соответствия качества подготовки требованиям рынка труда, которая вызвана медленной разработкой и внедрением современного учебно-методического обеспечения

самостоятельной работы обучающихся в условиях перехода к нелинейной организации образовательного процесса. Это происходит в постоянной смене образовательных стандартов, при этом не учитывающих особенностей

многоуровневой подготовки и

преемственности между стандартами различных уровней. Существует также проблема включения обучающихся в активную социальную и созидательную деятельность образовательных организаций различного типа и уровня. Для этого необходимо по вертикали и горизонтали выстроить воспитательную работу с использованием новых интерактивных технологий с учетом контингента обучающихся и уровня образования.

Сегодня инновационные подходы к высшему педагогическому образованию для его качественного развития являются важнейшим фактором формирования национальной безопасности страны и, особенно для гордости за свою Родину и воспитания патриотических чувств, развития духовных и нравственных скреп, возрождения отечественных ценностей и

выработки практики их использования в воспитании подрастающих поколений. Необходимо инновации при проектировании университетского комплекса превратить в главный фактор углубления его системного характера, что сделает его конкурентоспособным, качественным для общественного развития и для работодателей. Для решения этих задач существенной составляющей развития является гибкость, в зависимости от времени и востребованной политики развития педагогического образования. С этой целью возникает необходимость качественных структурных изменений, лицензирования новых специальностей, традиционно существующих и актуально новых, сочетаемых с ними профилей, например, учитель математики, физики, русского, иностранного, родного языка для работы в инклюзивной образовательной организации. Решение этой масштабной задачи при проектировании образовательной среды, как мы отмечали в ранних публикациях, требует проведения длительных по времени и перспективе мероприятий, которые не всегда могут быть ограничены рамками различных систем и уровней образования.

Это необходимо учитывать при обеспечении преемственности между учебными планами и программами в университетском комплексе: «прогимназия -лицей - педагогический колледж -педагогический университет». Часто при внедрении инновационных образовательных комплексов возникают нормативно-правовые разногласия между учредителями образовательных организаций общего среднего, среднего профессионального и высшего образования, которые требуют региональных правительственных решений. Для предлагаемой нами формы комплекса никаких правительственных постановлений не требуется, так как по своему статусу такое объединение является некоммерческой ассоциацией или союзом и соответственно не регламентируется законодательством. Для организации университетского комплекса, необходимо решение Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 676 «Об университетских комплексах», где юридически закрепляется понятие «университетский комплекс» и его статус, а

также вносятся соответствующие изменения в «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вуз)». В этом же положении указывается, что вузы вправе добровольно вступать, объединяться в ассоциации (союзы), которые создаются и действуют в соответствии с «Законодательством РФ о некоммерческих организациях».

Другая форма объединения (ассоциация, союз), в этом случае все структурные подразделения являются самостоятельными юридическими лицами, взаимодействия между ними осуществляются на основе договоров о сотрудничестве, как правило, структурные подразделения делегируют часть полномочий головной организации. Например, организует централизованную бухгалтерию для упорядоченной

деятельности. Сегодня актуальна

инновационная политика в педагогическом образовании, где Республика Дагестан по количеству школ (1562 - из них 74 % в сельской местности), занимает третье место в России. Поэтому ведущая роль в подготовке педагогических кадров для образования в регионе отводиться Дагестанскому государственному педагогическому

университету как кадровому центру Министерства образования и науки РД. Создание университетского комплекса педагогического образования

рассматривается, как своевременная и важнейшая задача в жизни нашего региона.

Цель статьи - спроектировать современную образовательную среду как университетский комплекс, реализующий инновационную систему качественного педагогического образования.

Методы - ретроспективный анализ исследований в области высшего непрерывного педагогического образования, законодательных и нормативно-правовых актов, методы теоретического и сравнительного анализа, обобщения, систематизации, проектирования.

Результаты и обсуждение

Исследование проблемы непрерывного педагогического образования (НПО) и качества подготовки педагогических кадров в регионе выявило необходимость внедрения инновационных подходов при

проектировании образовательных

организаций разного уровня в системе кластера «Университетский комплекс».

Цель образования данного кластера -интеграция деятельности образовательных организаций региона, реализующих программы дошкольного, начального, среднего общего, среднего

профессионального, дефектологического, инклюзивного и высшего образования в регионе, как качественной и эффективной кадровой подготовки специалистов для непрерывного педагогического образования в Республике Дагестан. Анализ педагогического исследования

инновационного потенциала

университетского комплекса показал, что проектирование учебных планов и программ на основе преемственности и между образовательными уровнями позволяет устанавливать сокращенные сроки обучения и качественную подготовку обучающихся.

Проектирование и внедрение в образовательную деятельность

инновационных кластеров непрерывного педагогического образования

университетских комплексов, обуславливает необходимость перехода от стагнации к устойчивому развитию всей образовательной системы. При этом главная функция непрерывного педагогического образования в системе университетского комплекса заключается в постоянном поиске обновления, меняющего его качества. Человек с дошкольного детства и на протяжении всей жизни может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии со своими индивидуальными особенностями и потребностями социума.

Предлагаемые для реализации, постоянно меняющиеся образовательные парадигмы с набором компетенций и уход от фундаментального отечественного

образования негативно сказываются на качестве создания непрерывного

образования и подготовке в нашем случае педагогических кадров. Мы видим необходимость разработки не только теоретических подходов, но и реализации в образовательной практике инновационной модели, такой как университетский комплекс. Инновационная модель реализуется в педагогической деятельности университетского комплекса, ориентируя

обучающихся на овладение рефлексивной педагогикой, гуманной и коммуникативной дидактикой, технологией проектирования и ценностно-ориентированного мышления, культурой межнационального общения. Опыт культуры межнационального общения разрабатывался в нашем университете и был включен в государственный

образовательный стандарт высшего педагогического образования (ГОС ВПО), а с введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), дисциплина «культура межнационального общения» была исключена из стандарта. В настоящее время необходимо вернуть эту дисциплину в ФГОС ВО педагогических вузов многонациональной России.

В настоящее время создание в СевероКавказском регионе научно-образовательного и воспитательного центра «Университетский комплекс» способно обеспечивать качество подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогических и

психологических кадров высшей

квалификации. Значимость данной проблемы подтверждается тем, что развитие качественного высшего образования принадлежит инновационной системе проектирования образования, такой как -научно-образовательные инновационные комплексы, созданные на базе университетов. Исторический ракурс показывает, что одними из первых университетские комплексы имели организационный и научно-теоретический, практический опыт для социально-экономического развития региона и способствовали формированию потенциала человеческого фактора для научно-технического прогресса страны.

Ретроспективный анализ литературы по рассматриваемой проблеме позволил нам выявить потребность общества в качественной подготовке выпускников для педагогического образования, так как оно сегодня находиться в явном противоречии с массово-репродуктивной системой

подготовки педагога, отсутствует

согласованность между стандартами и учебными планами дошкольного, начального, общего среднего, среднего профессионального и высшего образования.

Кроме того, непонимание и межведомственное рассогласование

сопровождается часто психологической неготовностью коллективов

образовательных организаций к такому объединению, как университетский комплекс на разных образовательных уровнях педагогического образования.

Ранее нами было отмечено, что основой для новой российской модели реализации качественного образования служат новые подходы к проектированию образовательных комплексов на базовых принципах: расширение их автономии, выстраивание по вертикали и горизонтали единого непрерывного кластера педагогического образования. Таким видится модель университетского комплекса в единой системе непрерывного педагогического образования от дошкольного к высшему. Предлагаемая модель и ее создание требует взаимного понимания со стороны учредителей и решения масштабных задач для внедрения ее в практику целостного образовательного процесса.

Университетский комплекс непрерывного педагогического образования - достаточно обсуждаемая тема, но при этом мало внедрена в жизнь методология его проектирования в ряде образовательных организаций, осуществляющих единую образовательную политику в Российском образовании. Проектирование

инновационной модели непрерывного педагогического образования -

университетский педагогический комплекс, является своевременным и актуальным. Проектно-ориентированный подход в педагогическом образовании сегодня особенно востребован для решения проблемы повышения качества подготовки педагогических кадров.

Заключение

В результате проведенного исследования и в контексте теоретического анализа и имеющегося практического опыта некоторых образовательных организаций, реализующих университетские комплексы непрерывного образования, можно утверждать, что необходимо своевременное создание университетской модели (ассоциации) непрерывного педагогического образования. Поэтому, мы сегодня не видим сложностей

при согласовании между учредителями ведомств и руководителями образовательных организаций всех уровней соглашения о создании ассоциации для осуществления непрерывного педагогического образования в структуре университетского комплекса. Реализация стратегии университетского комплекса предполагает решения ряда задач организационного и учебно-методического характера для проектирования непрерывного педагогического образования. Это определение взаимосвязанной совокупной стратегии, реализуемой базовой

образовательной организацией, включающей в себя структуру непрерывного педагогического образования в системе «Прогимназия - педколледж -педуниверситет».

В связи с этим необходимо прежде всего разработать преемственность между учебными планами и программами подготовки на всех перечисленных уровнях образования, что будет способствовать достижению качества подготовки при реализации новых инновационных подходов к управлению образовательной структурой -университетский комплекс, которая, по нашему мнению, приведет к возврату фундаментального педагогического

образования, но с инновационной направленностью.

Отечественная система педагогического образования показала свою состоятельность, и сегодня она легла в основу передовых образовательных парадигм европейских стран лидеров образования. Переход на многоуровневую Болонскую систему обучения и введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), постоянная смена образовательных стандартов не улучшили качества российского образования. Реализация этих так называемых образовательных реформ привела к увеличению бумаготворчества и снижению качественной динамики образовательных реформ. Современная система Российского образования за последние 12 лет претерпела и положительные тенденции, прежде всего в развитии дошкольной и школьной систем образования, обновление материальной базы образовательных учреждений, обеспечение

современными информационными и коммуникационными технологиями.

В своем послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин отмечал: «Самое важное, что волнует родителей и учителей - содержание образования». Он также посоветовал быть аккуратнее с экспериментами в школьном образовании и призвал сохранить глубину и фундаментальность отечественного

образования. Ранее В. В. Путин неоднократно отмечал в своих выступлениях, что именно университетский комплекс является действенной организационной формой реализации качественного Российского

1. Бордовский Г. А., Нестеров Н. Н., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. Герцена, 2001. 359 с.

2. Захаров Ю. А., Чурекова Т. М. Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса // Университетское управление. 2003. № 2(25). С. 31-34.

3. Куличенко Р. М., Шаршов И. А., Макарова Л. Н., Дьячек Т. П. Инновационный потенциал университетского комплекса как модели системы непрерывного педагогического

1. Bordovsky G. A., Nesterov N. N., Trapitsyn S. Yu. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa. Monografiya [Quality management of the educational process. Monograph]. Saint Petersburg, A. Herzen RSPU Publ., 2001. 359 p. (In Russian)

2. Zakharov Yu. A., Churekova T. M. Continuity and continuity of education in the structure of the University complex. Universitetskoe upravlenie [University management]. 2003. No. 2(25). Pp. 3134. (In Russian)

3. Kulichenko R. M., Sharshov I. A., Makarova L. N., Dyachek T. P. Innovative potential of the University complex as a model of continuous pedagogical education system in the region. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamas [Psychological and Pedagogical Journal Gaudeamas]. 2008. Vol. 1. No. 13. Pp. 63-81. (In Russian)

4. Magomedova M. G. Project-oriented approach in educational process of pedagogical college. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal.

Представленное нами исследование в контексте аналитики и апробированной практики показывает необходимость сохранения лучшего фундаментального отечественного образования, но при этом и необходимость внедрения инновационных форм и технологий в образовательные организации разного уровня. Поэтому создание университетского комплекса является востребованной и эффективной инновационной системой организации непрерывного педагогического образования на разных уровнях в единой системе: дошкольное - начальное - среднее - среднее профессиональное - высшее образование.

образования в регионе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамас. 2008. Т. 1. № 13. С. 63-81.

4. Магомедова М. Г. Проектноориентированный подход в образовательном процессе педагогического колледжа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. 2017. С. 56-62.

5. Моложавенко В. Л. Педагогическая концепция подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе. Автореф. на соискание ученой степени д-ра. пед. наук. Челябинск. 2010. 42 с.

Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 56-62. (In Russian)

5. Molozhavenko V. L. Pedagogicheskaya kontseptsiya podgotovki innovatsionnykh kadrov v regional'nom universitetskom komplekse [Pedagogical concept of training innovative personnel in the regional University complex]. Extended abstract of Pedagogy doctoral diss. Chelyabinsk, 2010. 42 p. (In Russian)

образования. Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедова Марина Гаджиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный технический университет, М а

Принята в печать 12.02.2018 г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marina G. Magomedova, Ph. D.

(Pedagogy), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dstu@dstu.ru

Received 12.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.