Научная статья на тему 'Гуманизация инновационного образования в дагестанском государственном педагогическом университете как сопровождение психологической безопасности образовательной среды вуза'

Гуманизация инновационного образования в дагестанском государственном педагогическом университете как сопровождение психологической безопасности образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / ВУЗ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАНИЕ / НАУЧНАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Марина Гаджиевна, Аминова Дженнет Камильевна, Цахаева Анжелика Амировна

Цель данной статьи в определении стратегии профессионального сопровождения психологической безопасности личности студента в образовательном пространстве Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Методы. Анализ продуктов деятельности, синтез инновационных педагогических технологий вуза, наблюдение за образовательным процессом, его результатами, обзор психолого-педагогической практики ДГПУ. Результаты. Авторы выделили актуальные противоречия образовательной среды вуза, выявили детерминанты обеспечения психологической безопасности развития личности в образовательном пространстве данного учреждения. Разработана программа гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки психолого-педагогических кадров, с включением научно-исследовательской, производственной и учебной практик (Федеральный государственный образовательный стандарт) по обеспечению индивидуальной и групповой психологической безопасности личности всех субъектов образования. Выводы. Учет этнопсихологических, социально-культурных, политических особенностей образовательной среды вуза позволит построить стратегию развития личности не только студента, но и преподавателя, в которую включены духовно-нравственные, психосоматические, национально-культурные, познавательные аспекты обучения, развития и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Марина Гаджиевна, Аминова Дженнет Камильевна, Цахаева Анжелика Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация инновационного образования в дагестанском государственном педагогическом университете как сопровождение психологической безопасности образовательной среды вуза»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-67-74

Гуманизация инновационного образования в Дагестанском государственном педагогическом университете как сопровождение психологической безопасности образовательной среды вуза

@ 2018 Магомедова М. Г., Аминова Д. К., Цахаева А. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dgpu670928@mail.ru; tsahaeva@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель данной статьи в определении стратегии профессионального сопровождения психологической безопасности личности студента в образовательном пространстве Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Методы. Анализ продуктов деятельности, синтез инновационных педагогических технологий вуза, наблюдение за образовательным процессом, его результатами, обзор психолого-педагогической практики ДГПУ. Результаты. Авторы выделили актуальные противоречия образовательной среды вуза, выявили детерминанты обеспечения психологической безопасности развития личности в образовательном пространстве данного учреждения. Разработана программа гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки психолого-педагогических кадров, с включением научно-исследовательской, производственной и учебной практик (Федеральный государственный образовательный стандарт) по обеспечению индивидуальной и групповой психологической безопасности личности всех субъектов образования. Выводы. Учет этнопсихологических, социально-культурных, политических особенностей образовательной среды вуза позволит построить стратегию развития личности не только студента, но и преподавателя, в которую включены духовно-нравственные, психосоматические, национально-культурные, познавательные аспекты обучения, развития и воспитания.

Ключевые слова: гуманность, личность, гуманизация, образовательная среда, психологическое сопровождение, психологическая безопасность личности, адаптация, вуз, учебная работа, воспитание, научная работа, профориентация.

Формат цитирования: Магомедова М. Г., Аминова Д. К., Цахаева А. А. Гуманизация инновационного образования в Дагестанском государственном педагогическом университете как сопровождение психологической безопасности образовательной среды вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 67-74. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-67-74

Humanization of Innovative Education in Dagestan State Pedagogical University as an Accompaniment the Psychological Security of University Educational Environment

@ 2018 Marina G. Magomedova, Dzhennet K. Aminova,

Anzhelika A. Tsakhaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dgpu670928@mail.ru; tsahaeva@rambler.ru

ABSTRACT. The aim of this article in determining the strategy of professional support for the psychological security of a student's person in the educational space of the Dagestan State Pedagogical University (DSPU). Methods. Analysis of products of activity, synthesis of innovative pedagogical technologies of the university,

observation of the educational process, its results, a review of the psychological and pedagogical practice of the DSPU. Results. The authors highlight the actual contradictions in the educational environment of the university, reveal the determinants of ensuring the psychological security of the personality development in the educational environment of the institution. A program of flexible multi-level and multi-channel training of psychological and pedagogical personnel has been developed, including research, production and training practices (FSES) to ensure the individual and group psychological security of the personality of all subjects of education. Conclusions. The consideration of ethnopsychological, socio-cultural and political features of the educational environment of the university will allow to build a strategy for the development of the personality of not only the student but also the teacher, which includes the spiritual, moral, psychosomatic, national cultural, cognitive aspects of teaching, development and upbringing.

Keywords: humanity, personality, humanization, educational environment, psychological support, psychological security of the person, adaptation, high school, educational work, education, scientific work, vocational guidance.

For citation: Magomedova M. G., Aminova D. K., Tsakhaeva A. A. Humanization of Innovative Education in Dagestan State Pedagogical University as an Accompaniment the Psychological Security of University Educational Environment. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 67-74. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-67-74 (In Russian)

Введение

Планетарных концепций гуманного образования, реализующих

основополагающие ценности

профессионального педагогического

сознания, современная наука и практика знает много. Каждый коллектив и профессиональное сообщество

разрабатывает с учетом

этнопсихологических, этиологических и индивидуально-типологических аспектов. Современное развитие высшей школы в Российской Федерации претерпевает системный кризис адаптации к новым реалиям и потребностям общества. Нами построена четкая система сопровождения психолого-педагогической безопасности личности, ограждающая ее от срыва социализации и адаптации. Личность обучающегося подвергается опасным влияниям, задача психолого-педагогических служб обеспечить ей комфортное развитие, гармоничное формирование и

психологическую безопасность. С этой целью создана интегрированная система непрерывного сопровождения

психологической безопасности не только субъектно-субъектных элементов, но и всей образовательной среды вуза.

Более тридцати лет в дагестанском образовательном пространстве

функционирует факультет, выпускающий психологов образования. Факультет, его учёные, научные школы и направления, ученики и последователи, соратники и единомышленники занимаются

подготовкой бакалавров, магистров и аспирантов психологического и психолого-педагогического направления. Много лет возглавлял этот процесс основатель

научной школы гуманной педагогики профессор Д. М. Маллаев. Десятки кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, доцентов и профессоров защитились за эти годы по проблемам гуманизации образования. Научную школу «Психология адаптивной саморазвивающейся личности» возглавляет профессор А. А. Цахаева. Выпускники научных школ работают сегодня в МДОУ России и за рубежом. Высокий кадровый потенциал психолого-педагогического образования в вузе обеспечивают 3 доктора психологических наук (М. М. Далгатов, З. М. Гаджимурадова, А. А. Цахаева). Организована работа в научно-образовательных центрах, лабораториях, пилотных образовательных площадках школ города и республики.

Результатом научных поисков явились коллективные монографии, учебные программы, учебно-методические пособия, материалы научно-практических

конференций, публичные выступления ученых.

Современное образование в

Дагестанском государственном

педагогическом университете (ДГПУ) должно охватывать всех: от дошкольников до людей преклонного возраста. Реализовывать непрерывное образование необходимо с учетом возрастных категорий, которые имеют специфические особенности онтогенетического развития личностных структур. Но важное место в данной концепции должна занимать проблема психологической безопасности личности на всех этапах ее обучения. Опасность для развивающейся личности представляет следующее:

1) срыв социализации студентов через размывание границ правового сознания;

2) низкая адаптивная активность молодежи к общечеловеческим ценностям;

3) слабые механизмы психологической защиты личности;

4) наличие навыков асоциального (девиантного, преступного, аддиктивного) поведения;

5) отсутствие систематической работы с лицами из группы риска;

6) отсутствие реального образа мира и себя в нем (информационно-виртуальные воздействия) ;

7) наличие источника психологической манипуляции личности через эмиссаров экстремистских групп;

8) социальная ситуация создания «комплекса жертвы».

Нейтрализации вышеперечисленных симптомов посвящена работа всех служб вуза. Отсутствие системной

психологической помощи утрирует эти угрозы. Коллектив ДГПУ создал программу работы по профилактике и обеспечению психологической безопасности личности в ДГПУ, в которую входят следующие положения.

ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический

университет» - вуз федерального подчинения, имеет юридический статус, реализует более семидесяти основных профессиональных образовательных

программ высшего, послевузовского, дополнительного образования. Все перечисленные субъекты нуждаются и имеют право на психолого-педагогическую помощь, сопровождение и поддержку со стороны членов кафедры общей и педагогической психологии.

Материалы и методы исследования

Качество учащегося и преподавателя школы не может быть выше качества педагога или психолога, обеспечивающего их развитие, поэтому деятельность кафедры должна быть направлена на эффективное системное психолого-педагогическое сопровождение и поддержку развития всех субъектов образования - от детей и работников дошкольных учреждений до

преподавателей и студентов высшей школы и дополнительного послевузовского образования. Актуализируя внедрение в работу высшей школы Федеральные

государственные образовательные

стандарты (ФГОС), в которых прописано требование формирования в

компетентностной модели выпускника конкретных умений, навыков и трудовых действий. В структуре ФГОС третьего поколения по направлению 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование (бакалавр) и 44.04.02 - Психолого-педагогическое образование (магистр) внятно прописаны требования к общепрофессиональным компетенциям, призванным обеспечить психическое здоровье обучающегося. Рынок

образовательных услуг имеет выстроенную систему, ограничивающую элемент мобильности субъекта образования в выборе педагогических технологий. Задача школы - научить, воспитать и развить имеет системные проблемы и противоречия между:

1) трудностью выхода и удержания в профессии лучших педагогов и полным отсутствием профессиональных карьерных перспектив для талантливого человека;

2) системой обеспечения психологической безопасности личности и перегрузками интеллектуальной и социальной сфер ее развития.

Всё вышеперечисленное убедило нас принять активное участие в разработке плана работы по профилактике образовательной среды, обеспечению психологической безопасности личности в ДГПУ и созданию стажировочной площадки для апробации новых методик здоровьесбережения. Возникает острая необходимость прописать спектр профессиональных задач, целей переподготовки и повышения

квалификации, стажировок психолого-педагогических служб на каждой ступени алгоритма высшего образования [5, с. 27].

Основными задачами нашей концепции выступили:

1) создать благоприятные условия реализации интеллектуальной, нравственной и анатомо-физиологической базы развития личности обучающегося;

2) сформировать гуманитарные ценности и критическое мышление;

3)обеспечить самоопределение студента, создать условия его самореализации.

Результаты и их обсуждение

Анализ образовательного пространства вуза на предмет психологической безопасности показал необходимость

создать на базе кафедр ДГПУ, преподающих психологию, «Центр психологической помощи». Учебно-методическая работа вуза должна включать в себя и активное участие в олимпиадах по психолого-педагогическому образованию и в последующем организацию конкурса «Лучшее учебно-методическое пособие для психологической безопасности

образовательной среды вуза».

Необходимо разработать и внедрить поэтапную «дорожную карту» реализации психологической безопасности

образовательной среды вуза и этим должно заниматься профессиональное сообщество педагогов и психологов под руководством кафедры общей и педагогической психологии.

Создать на базе факультета социальной педагогики и психологии (ФСПиП) ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) по экспертизе психологической безопасности образовательной среды вуза, где в режиме онлайн можно проводить методические консультации психологов и педагогов образования для всех пользователей сетевой системы вуз -интернет.

Задачи РУМЦ:

- сбор и обобщение информации о проблемных зонах психолого-педагогического сопровождения субъектов образования ДГПУ;

- обмен опытом, накопленным в ходе реализации программ психологической безопасности образовательной среды вуза;

- организация и проведение круглых столов, консультаций, семинаров, совещаний, симпозиумов, конференций;

- создание стажировочных и клинических площадок, программ повышения квалификации для практических психологов и преподавателей высшей школы по психологической безопасности образовательной среды вуза;

- организация сетевого взаимодействия работников психологических служб с целью обеспечения мониторинга зон «риска срыва развития личности», обеспечения мобильности оказания консультативной, диагностической, коррекционной и просветительской помощи преподавателям, учителям, студентам, магистрантам, аспирантам и практическим психологам в Республике Дагестан (РД);

- координация перспективных планов рецензирования и издания учебных и

методических пособий по вопросам психологической безопасности

образовательной среды вуза для практикующих психологов региона.

Безболезненный выход из профессии требует разработку гибкого графика прогностических трансформаций

содержательной стороны программы практической подготовки, коррекцию учебных планов дисциплин рефлексивной подготовки к психологической

безопасности образовательной среды вуза.

Ежегодное проведение научных конференций станет аналитической площадкой для внедрения программы психологической безопасности

образовательной среды не только вуза, но и школ. Проведение практико-

ориентированных круглых столов, консультаций, семинаров, совещаний, симпозиумов, конференций позволит уточнить приоритетные зоны развития и реализации профессиональных

компетенций психолога с точки зрения клинических показателей.

Необходимо уточнить, разработать структуру рабочих учебных программ ФГОСа высшего образования направления подготовки бакалавров и магистров, включив в них факультативные или дисциплины по выбору -

«Психологическая безопасность

образовательной среды» [6].

С целью избегания срывов гармонизации инновационных процессов в вузе профессиональное сообщество планирует:

- создать систему сертификации Минтруда и Минобрнауки РД психологов и педагогов, собственно образовательного учреждения на предмет психологической безопасности образовательной среды;

- мониторить потребности субъектов образования на предмет запроса психологического сопровождения, повышать квалификации кадров управленческого аппарата образовательного учреждения;

- организовать региональную методическую поддержку и реализацию программы развития педагогических коллективов, в части, психологической безопасности;

- разработать программу гибкого многоуровневого и многоканального процесса подготовки психолого-педагогических кадров, с включением научно-исследовательской,

производственной и учебной практик (ФГОС) с целью обеспечения индивидуальной и групповой

психологической безопасности,

- создать сеть систем межорганизационного взаимодействия педагогических работников разной степени квалификации и разных уровней подготовки (ДОУ - школы -педагогический колледжи - ДГПУ - центры повышения квалификации);

- организовать институт тьюторства в сообществе психологов и педагогов;

- апробировать модель квалификационных испытаний с точки зрения профессиональной пригодности (уровня эмоциональной стабильности, выгорания, эмоционально-волевой саморегуляции, перспектив саморазвития и др.) для всех кандидатов на работу в сфере общего, среднего, высшего, дополнительного, послевузовского образования [1, с. 213];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- аккредитовать учебные программы и планы психолого-педагогического образования психологов ДОУ и МОУ на основе пилотных проектов как апробационной площадки программ психологической безопасности образовательной среды вуза.

Научная работа в высшей школе требует оперативного анализа наличной ситуации развития образовательной среды, включенной в систему профессиональных ценностей, трудовых потребностей, профессиональных задач. Остро стоит проблема входа в профессию психолога в образовании, проблема переподготовки и повышения квалификации работников психологической службы; выхода и удержания в профессии школьного психолога. Планируем создать Концепцию поддержки развития психолого-педагогического образования в РД, целью, которой будет преодоление «двойного негативного отбора» в системе психолого-педагогического образования РД и переподчинение функций переподготовки и повышения квалификации психологов образования ДГПУ. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- научно обоснованное повышение качества подготовки наших выпускников как гарантов обеспечения психологической безопасности образовательной среды;

- преодоление линейной траектории обучения психологической безопасности образовательной среды;

- проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования по психологической безопасности образовательной среды вуза;

- разработка системы квалификационных испытаний и аккредитации претендентов на должность руководителя факультета или кафедры с точки зрения его компетентности в сфере психологической безопасности образовательной среды вуза;

- издание монографий и научных статей по академической проблеме развития и реализации психологической безопасности образовательной среды вуза.

Воспитательная работа должна быть направлена на реализацию Концепции формирования гражданина нового Дагестана. Необходимость учета этнопсихологического, социально-

культурного, политического аспекта профессионального сообщества ДГПУ необходимо весь процесс психологической безопасности рассмотреть в ракурсе:

- духовно-нравственного как определяющегося авторитетностью и ценностным отношением к человеку как представителю всего человечества.

- психосоматического, основанного на развитии психофизического здоровья; профилактика, внедрение и пропаганда здорового образа жизни. Расширение знаний, естественнонаучных основ формирования самосознания, осознание собственной личности как хранителя многообразия генофонда народов Дагестана;

- национально-культурного как осознания уникального уклада жизни, фольклора, языкового сознания, самобытного творчества народов Дагестана;

- интеллектуального как стимульного механизма развития и саморазвития [2, с. 8], умения оперативно решать, креативно действовать, творчески мыслить.

Подобный подход вряд ли является эффективным в современных условиях интеграции общечеловеческих ценностей. Ведь университеты должны готовить квалифицированные кадры не только для работы в своих национальных школах, но и возможно в других регионах России. Необходимо обеспечить адаптацию выпускников ДГПУ к глобальным тенденциям в мировом образовательном сообществе. Рано или поздно, но мы придём к идее сотрудничества с мировыми университетскими центрами,

осуществляющими подготовку

педагогических кадров. Будем приглашать ведущих специалистов поработать в Дагестане.

Заключение

Работа по адаптации субъектов образования стала в ДГПУ важнейшим условием обеспечения психологической безопасности образовательной среды вуза. Под адаптацией студента мы понимаем не пассивное приспособление или

приспосабливание (то есть процесс и результат), а активное включение в образовательный процесс, когда не только происходит демонстрация адаптивного или нормативного поведения личности, но и наработаны конкретные паттерны личностного сознания, включённые в конструкты мировоззрения человека [4].

Этот процесс может растянуться на годы профессиональной деятельности, а может пройти быстро и безболезненно, с психолого-педагогическим сопровождением. Нами разработан алгоритм поэтапного формирования адаптивных механизмов личности студента, с учётом конкретных видов адаптивного процесса:

- социальная адаптация - первая неделя сентября посвящена активной

внеаудиторной работе по ознакомлению приезжих студентов с городом, расселение в общежития и по квартирам, экскурсии в музеи города, в библиотеки города и ДГПУ.

Аудиторные мероприятия представлены лекциями «День знаний», «Правила пользования библиотечным фондом», интерактивной беседой «О студенческом самоуправлении», где было принято единогласное решение о создании программы и устава Студенческого совета по самоуправлению. Студенты сами предложили выпускать факультетскую газету по примеру вузов СКФО, с которыми мы заключили договор о сотрудничестве. Она будет социально адаптировать студентов и включать каждого в процесс управления. Начиная с первого курса за каждой академической группой закреплена учебная аудитория, где в дальнейшем проходят занятия этой группы, осуществляется поддержание порядка, что формирует чувство причастности и ответственности. Это помогает развитию социальной адаптированности студента. Нами будет разработан учебно-методический комплекс пособий, электронных материалов «Учись учиться в вузе» [3]. Мы продолжим создавать базу данных, где с первого курса

ведётся учёт малообеспеченных, социально не защищённых лиц, которым оказывается консультативная психолого-педагогичекая помощь. На факультете 4-й год функционирует Служба доверия, где психологи и педагоги проводят индивидуальные консультации. Причём такую консультацию каждый может получить моментально в рабочее время, т. к. на каждой кафедре дежурит преподаватель.

Все мероприятия проходят при сопровождении кураторов.

Показателем результатов социальной адаптации мы считаем активное участие студентов в строительных, педагогических и творческих отрядах.

Профессиональная адаптация (как принятие профессиональных норм, этикета и включение в профессиональную деятельность) читается в первом семестре «Введение в педагогическую деятельность» и «Введение в профессию», «Организация учебной деятельности студентов», где даётся установка на будущую профессиональную деятельность. На кафедре общей и педагогической психологии собрана электронная библиотека, включающая более 300 т библиографических единиц раритетной литературы по педагогике и психологии и словари.

Нужно отметить, что профессиональная адаптация нами планируется, управляется и осуществляется задолго до собственно включения личности в профессию. Организованная пассивная (с 1-го курса) практика, т. е. часть лабораторных и практических занятий проходят в пилотных школах - наших экспериментальных площадках, с ними заключены договора о сотрудничестве, а позже (на 4-м) активная практика, целью которой является профессиональная адаптация на эзотерическом или трансцендентальном уровне. Т. е. когда адаптивные механизмы нарабатываются задолго до собственно профессиональной деятельности, на уровне предупреждения срывов и возможных внутриличностных и межличностных конфликтов. Методы подбираются самые разные, в зависимости от индивидуальных личностных особенностей студента - от контент-анализа и деловой игры до мозгового штурма и брейн-ринга.

Учебная адаптация реализуется в непосредственно образовательном процессе. Чтобы её облегчить мы ввели некоторые инновационные технологии: идёт работа над

созданием дидактических комплексов по изучаемым дисциплинам, которые обеспечат дистанционное управление образовательным процессом на ОЗО. Работа учебно-методического совета помогает

преподавателям качественно и в срок обеспечить студентов с первого курса учебно-методической литературой.

Показателем результатов учебной адаптации на первом курсе может считаться активное участие студентов 2-го курса в научно-практических конференциях,

отчётность которых можно наблюдать в ежегодно издаваемых сборниках студенческих научно-исследовательских статей. Система тестов оправдала себя как альтернативная форма оценки знаний студентов и приобщение их к демократическим ценностям.

Личностная адаптация включает в себя процесс добровольного принятия норм и ценностей профессии, правил поведения в социуме, бесконфликтное, толерантное взаимодействие с самим собой и миром.

Работа предполагает быть не фрагментом для отчётности, а логично построенной системой, реализуемой в течение всех этапов обучения в многоуровневом режиме. С первого курса создаётся индивидуальная картотека в электронной версии, где фиксируется психологический портрет студента, что позволяет прослеживать динамику его развития.

Кафедрой разработан, будет использован социологический опросник «Преподаватель глаза студентов», который позволяет выявить

уровень обратной связи в системе «преподаватель - студент». Мы планируем прослеживать динамику профессионального становления вплоть до статуса молодого специалиста (т. е. до 5 лет профессиональной деятельности).

Психосоматическая адаптация

(адаптация организма к условиям повышенных эмоциональных и физиологических нагрузок) - для избежания срывов психосоматического статуса личности внедрили

здоровьесберегающие программы

(релаксационные тренинги в первую неделю сентября, спецкурсы и спецсеминары «Валеопсихология» - 2 курс, «Экологическая этика»,

«Валеология», «Основы саморазвития личности»). Стало хорошей традицией проводить на лекционных и семинарских занятиях релаксационные минутки, это стало возможным благодаря созданию материально-технической базы

факультета. Оформлен кабинет психологической разгрузки.

Культурная адаптация - это присвоение культуры, этики, нормативно-правовой базы ДГПУ. Нам значительно облегчили эту работу пособия «Памятка первокурсника», «Вопросы воспитательной работы», «Рабочий дневник куратора». С первого курса наиболее одаренные студенты будут задействованы в предметных и научных кружках, творческих группах.

Литература

1. Аминов У. К., Аминова Д. К., Цахаева А. А. Диалектическая необходимость расширения границ профессионального самосознания будущего психолога // Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология: проблемы и перспективы» / Под ред. Р. М. Рамазановой, Э. М. Пицхелаури, Б. А. Шихамировой. Махачкала, 2016. С. 213-217.

2. Аминова Д. К., Цахаева А. А.

Современные_проблемы_подготовки

психолого-педагогических_кадров_в

Дагестанском_государственном

педагогическом университете по направлению "Психолого-педагогическое образование" // Материалы региональной научно-

практической конференции к 120-летию со дня рождения Ж. Ж. Пиаже «Современные проблемы_психолого-

образования» / Отв. ред. К. А. Ахмедпашаева. Махачкала, 2016. С. 7-17.

3. Гасанова Д. И., Аминов У. К., Аминова Д. К., Ахмедова А. М., Даудова Д. М., Цахаева А. А. Психология практического саморазвития будущих психологов: учебно-методическое пособие. Киев, 2017. 112 с.

4. Магомедова М. Г. Адаптация студентов младших курсов в системе допрофессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 861-865.

5. Магомедова М. Г. П рофессиональное самоопределение личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 26-30.

6. Цахаева А. А., Аминова Д. К., Аминов У. К. План работы по профилактике образовательной среды и обеспечения психологической безопасности личности в ДГПУ. Махачкала,

2018.

References

1. Aminov U. K., Aminova D. K, Tsakhaeva A. A. Dialectical need to expand the boundaries of professional self-consciousness of the future psychologist. Materialy tret'ej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pedagogika i psihologiya: problemy i perspektivy» [Proceedings of 3d All Russian scientific practical conference "Pedagogy and psychology: problems and prospects"]. Ed. by R. M. Ramazanova, E. M. Pitskhelaury, B. A. Shikhamirova. Makhachkala, 2016. Pp. 213-217. (In Russian)

2. Aminova D. K, Tsakhaeva A. A. Modern problems of training of psychological and pedagogical personnel in Dagestan state pedagogical University in the direction of "Psychological and pedagogical education". Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii k 120-letiyu so dnya rozhdeniya ZH. ZH. Piazhe «Sovremennye problemy psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya» [Proceedings of the regional scientific-practical conference dedicated to 120th anniversary of the birth of Jean piaget "Modern problems of psycho-pedagogical education»]. Main ed. K. A. Akhmedpashaeva. Makhachkala, 2016. Pp. 7-17. (In Russian)

3. Gasanova D. I., Aminov U. K., Aminova D. K., Akhmedova A. M., Daudova D. M., Tsakhaeva A. A. Psihologiya prakticheskogo samorazvitiya budushchih psihologov. uchebno-metodicheskoe posobie [Psychology of practical self-development of future psychologists: educational and methodical manual]. Kiev, 2017. 112 p. (In Russian)

4. Magomedova M. G. Adaptaciya studentov mladshih kursov v sisteme doprofessional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept» [Adaptation of Junior students in the system of pre-professional education. Scientific and methodical electronic journal "Concept"]. 2015. Vol. 13. Pp. 861-865. (In Russian)

5. Magomedova M. G. Professionalnoe samoopredelenie lichnosti nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal koncept [Professional self-determination of personality. Scientific and methodical electronic journal "Concept"]. 2016. Vol. 15. Pp. 26-30. (In Russian)

6. Tsakhaeva A. A., Aminova D. K., Aminov U. K. Plan raboty po profilaktike obrazovatel'noj sredy i obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v DGPU [Work plan for the prevention of the educational environment and psychological security of the individual in DSPU]. Makhachkala, 2018. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедова Марина Гаджиевна, доктор педагогических наук, ректор, Дагестанский государственный педагогический

университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: dgpu670928@mail.ru

Аминова Дженнет Камильевна, старший преподаватель, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:

tsahaeva@rambler.ru

Цахаева Анжелика Амировна, доктор психологических наук, кафедра

психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: tsahaeva@rambler.ru

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Marina G. Magomedova, Doctor (Pedagogy), rector, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: dgpu670928@mail.ru

Dzhennet K. Aminova, senior lecturer, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: tsahaeva@rambler.ru

Anzhelika A. Tsakhaeva, Doctor of Psychology, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail:

tsahaeva@rambler.ru

Принята в печать 20.09.2018 г.

Received20.09.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.