Научная статья на тему 'Профессионализм и мастерство педагогической деятельности в инновационно развивающейся России: медицинское и педагогическое образование'

Профессионализм и мастерство педагогической деятельности в инновационно развивающейся России: медицинское и педагогическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Патимат Зулкиплиевна, Османова Асият Абдулбасировна, Якубова Джамиля Магомедовна

Цель проанализировать взаимосвязь медицины с педагогикой, изучить вопросы усовершенствования процесса обучения и воспитания, мастерства педагогической деятельности в медицинском образовании в современных условиях российского образования. Методы. Анализ психолого-педагогической, социальной литературы, обобщение. Результаты. Проанализирован ряд источников по проблемам интеграции медицинского и педагогического образования. В современных быстро меняющихся социально-экономических условиях развития нашей страны целесообразно становление социального института медико-педагогического образования. Выводы. Продуктивная педагогическая деятельность преподавателя медицинского вуза зависит не только от уровня знаний в области медицины, но и от уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулаева Патимат Зулкиплиевна, Османова Асият Абдулбасировна, Якубова Джамиля Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализм и мастерство педагогической деятельности в инновационно развивающейся России: медицинское и педагогическое образование»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 2. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 2. 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-16-20

Профессионализм и мастерство педагогической деятельности в инновационно развивающейся России: медицинское и педагогическое образование

© 2018 Абдулаева П. З., Османова А. А., Якубова Д. М.

Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: patimat1959@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - проанализировать взаимосвязь медицины с педагогикой, изучить вопросы усовершенствования процесса обучения и воспитания, мастерства педагогической деятельности в медицинском образовании в современных условиях российского образования. Методы. Анализ психолого-педагогической, социальной литературы, обобщение. Результаты. Проанализирован ряд источников по проблемам интеграции медицинского и педагогического образования. В современных быстро меняющихся социально-экономических условиях развития нашей страны целесообразно становление социального института медико-педагогического образования. Выводы. Продуктивная педагогическая деятельность преподавателя медицинского вуза зависит не только от уровня знаний в области медицины, но и от уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций.

Ключевые слова: медицинское образование, педагогическое образование, профессионально-педагогическая компетентность, преподаватель вуза, интеграция.

Формат цитирования: Абдулаева П. З., Османова А. А., Якубова Д. М. Профессионализм и мастерство педагогической деятельности в инновационно развивающейся России: медицинское и педагогическое образование // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 16-20. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-16-20

Professionalism and Excellence of Pedagogical Activity

in Innovative-Develop Russia: Medical and Pedagogical Education

© 2018 Patimat Z. Abdulaeva, Asiyat A. Osmanova, Dzhamilya M. Yakubova

Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia, e-mail: patimat1959@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to analyse the interrelation of the Medicine and Pedagogy, to study the issues of improvement the educational process, pedagogical excellence in medical education in the current context of Russian education. Methods. Analysis of psychological, pedagogical and social literature, generalization. Result. The authors of the article analyse the number of references on the issues of integration of medical and pedagogical education. In the modern fast-changing socio-economic conditions of development of our country is viable to establish the social institute of medical and pedagogical education.

Conclusion. Medical university teacher's productive pedagogical activity is depending upon not only the level of knowledge in medicine but also the level of professional pedagogical competence level.

Keywords: medical education, pedagogical education, professionally pedagogical competence, university lecturer, integration.

For citation: Abdulaeva P. Z., Osmanova A. A., Yakubova D. M. Professionalism and Excellence of Pedagogical Activity in Innovative-Develop Russia: Medical and Pedagogical Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 16-20. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-16-20 (In Russian)

Введение

На сегодняшний день в системе здравоохранения происходят значительные изменения, связанные с объединением методов воспитания человека с рядом коррекционных мер, при этом связывая разрешение проблем физического, духовно-нравственного, эстетического воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий.

Так, например, в приказе Минобрнауки РФ № 21 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» говорится о необходимости использования здоровьесберегающих

приемов, технологий, форм, проведении соревнований, спартакиад, обеспечении благоприятных психологических условий образовательной среды [9].

Педагогику в медицинском образовании можно определить, как совокупность разнообразных методических рекомендаций по разработке соответствующих программ, учебных планов, пособий, организацию педагогического процесса в медицинском учреждении, создание благоприятных условий для освоения студентами-медиками основ профессиональной компетентности, духовно-нравственного и

профессионального развития.

Овладение студентами-медиками

основами профессионального общения и культурой врачебной деятельности, их профессиональный рост исходят как известно из общего уровня развития личности, культуры личности, которые отражаются в педагогике. Педагогическая деятельность - неотъемлемая составляющая медицинского образования. Задачей педагогики в этом направлении является передача социального опыта, в частности, в медицинской области, культуры врачевания.

Цель статьи - проанализировать взаимосвязь медицины с педагогикой, изучить вопросы усовершенствования процесса обучения и воспитания, мастерства педагогической деятельности в медицинском образовании в современных условиях российского образования.

Методы - анализ психолого-педагогической, социальной литературы, обобщение.

Периодизация

В силу необходимости гуманизации высшего образования в последние десятилетия к медицинскому в качестве дополнительного предлагают

психологическое, педагогическое

образование. Все большее внимание уделяется таким понятиям, как социальное здоровье человека, психологическое здоровье, психическое здоровье.

Значительно возросла роль педагогики в медицинском образовании, а также их взаимозависимость, что связано с необходимостью гуманизации высшего образования. Медики внесли значительный вклад в развитие педагогической науки и практики. В свою очередь от уровня развития медицинской техники, медицинской науки зависят такие области педагогики, как коррекционная педагогика, гигиена, физическое воспитание. Педагогу необходимо владеть знаниями,

содержащимися в таких областях медицины, как анатомия, физиология, биохимия. Медикам, например, педиатрам, детским невропатологам, стоматологам и т. д. необходимы знания в области особенностей поведения детей, их мотивационной сферы. Объединение знаний, опыта, усилий медиков и педагогов ведет к решению самых сложных проблем как медицинской науки, так и педагогической.

В образовательных учреждениях создаются Психолого-педагогические

медико-социальные центры (ППМС),

обеспечивающие мультидисциплинарное сопровождение учащихся с целью решения проблем в выборе образовательного маршрута, решение проблем личностного развития, преодоление разного рода трудностей в обучении.

Отечественные медики-педагоги, ученые и практики внесли значительный вклад в развитие высшего медицинского

образования: Г. А. Захарин, Н. И. Пирогов, М. Я. Мудров, И. М. Сеченов, С. П. Боткин, А. В. Вишневский, И. П. Павлов, А. Н. Бакулев и т. д. Педагогическая составляющая профессиональной деятельности

медицинских работников исторически формировалась и специфически отражалась в той или иной медицинской профессии. Изучение процессов интеграции

медицинского и педагогического

образования нашло отражение в трудах таких исследователей, как С. П. Боткин, П. Ф. Лесгафт, У. Джемс, И. А. Сикорский, П. П. Блонский и др.

Многие известные врачи удивляли точностью диагностики на основе осмотра. В своих лекциях Г. А. Захарин говорил о том, что настоящий врач способен уже при взгляде наполовину диагностировать больного. По мнению П. Ф. Лесгафта, человек - целостный организм и личность одновременно.

Анализ процесса интеграции

медицинского и педагогического

образования невозможен без обращения к трудам И. А. Сикорского. Наличие медицинского образования и роль педагогики и психологии позволили ему чётко определить значение исследования проблем детского развития для различных областей научного познания и практической работы в области воспитания и обучения. Он неоднократно подчеркивал, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное, всестороннее изучение ребенка. На обширном исследовательском материале И. А. Сикорский показал, что многие недостатки в характере человека являются результатом неправильного воспитания и могут быть преодолены и скорректированы в процессе «целесообразного врачебно-педагогического воздействия». Будучи блестящим педагогом и, развивая оптимистический взгляд на

возможности воспитания, он настаивал на зависимости этого процесса от множества факторов и, в особенности, от личности самого педагога [8].

По мнению И. А. Сикорского конечной целью воспитания человека являлась гармонично развитая личность, сочетающая различные стороны воспитательного воздействия, такие, как физическое, умственное, духовно-нравственное,

эстетическое.

Также в данном вопросе немалый интерес представляют научные изыскания В. М. Бехтерева, который во главу угла ставил человека, как биосоциальное образование в совокупности всех его составляющих, во взаимодействии с социумом, природой. Он преследовал цель создать единое целостное учение, затрагивающее все стороны личности, уделяя особое внимание воспитательным возможностям внушения, основывающимся на особой

восприимчивости и высокой

впечатлительности ребенка, его

субъективного мировоззрения.

На современном этапе развития нашей страны остро стоит необходимость в интегрировано образованных

профессионально подготовленных

специалистах, и к тому же в условиях профессионально-педагоги-ческого образования возможно получение психолого-педагогических знаний на базе профессионального медицинского

образования.

Новые стандарты в области образования влекут за собой изменения по всем уровням и направлениям профессионального

образования, что в свою очередь ведет к развитию интеграционных процессов в содержании, проектировании и реализации образовательных программ. То есть целесообразно говорить о приоритетности становления социального института медико-педагогического образования. Сегодня профессорско-преподавательский состав (III 1С) медицинских вузов должен обладать психолого-педагогическими компетенциями в связи с вступлением России в Болонский процесс.

Продуктивная педагогическая

деятельность преподавателя медицинского вуза зависит не только от уровня знаний в

области медицины, но и от уровня сформированности профессионально-

педагогических компетенций. Высокий уровень педагогического мышления, эмоциональное равновесие позволят педагогу использовать все возможности в своей профессиональной педагогической деятельности.

В ряде медицинских вузов создаются разного рода объединения, кластеры, целью которых является взаимодействие между участниками кластера для решения проблем образовательных и научно-практических. Так, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ) является участником научно-образовательного

медицинского кластера «СевероКавказский». Кластер реализует современную эффективную систему подготовки квалифицированных кадров, продуктивную инновационную систему непрерывного профессионального образования, в рамках кластера также реализуются различные инновационные проекты на основе интеграции научного, инновационного и образовательного потенциала всех участников кластера.

Ректор ДГМУ С. Н. Маммаев в своем докладе отмечает: «Важная составляющая методической работы в вузе - подготовка методической продукции ... . Целесообразно в обязательном порядке учебники, учебные пособия планировать к совместному изданию. В связи с этим и готовить единый для вузов-участников Кластера план издания методической продукции. Необходимо проводить во всех вузах Кластера единый конкурс на лучшие учебно-методические комплексы (УМК), рабочие программы дисциплин, учебно-методические пособия по отдельным дисциплинам и применять их в образовательном процессе. ... Особенно важна роль преподавателя в обеспечении требуемого качества обучения студентов в вузе. ... Целесообразно разработать во всех вузах-участниках Кластера единую систему оценки квалификации ППС на основе их профессиональных компетенций и в комиссию по оценке включать представителей других вузов и единую систему рейтинга кафедр и факультетов вузов-участников Кластера. Имеет смысл практиковать проведение во всех вузах

Кластера конкурсов «Лучшая организация работы с обучающимися по освоению практических умений», «Лучшая

организация работы с обучающимися с использованием информационных

технологий». Во всех вузах-участниках Кластера необходимо организовать школы методические, педагогические и молодого преподавателя, а также проводить методические недели на кафедрах ...» [4].

Вывод

Педагогической деятельности ППС в медицинских вузах уделяется все больше внимания, а уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности преподавателя определяет качество образовательных услуг. Определенные компетенции помогают решать выделенные в той или иной области задачи в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Компетенции включают в себя различные виды деятельности преподавателя: педагогическая деятельность, научно-исследовательская, работа с информацией, публичные выступления, самообучение, коммуникативная (в общении со студентами умение оказывать педагогическое воздействие с целью формирования у студентов определенных положительных качеств очень важно) и т. д. Эффективная педагогическая деятельность неосуществима без наличия у преподавателя таких качеств, как высокий уровень культуры, эрудиция, любовь к педагогической деятельности.

В медицинских вузах необходимо разрабатывать и внедрять соответствующие программы развития ППС для формирования необходимых компетенций преподавателей, а также определить показатели, по которым определяется уровень эффективности проводимых мероприятий по формированию педагогических компетенций

преподавателей. При этом целесообразно использовать различные формы работы: online обучение, семинары (научно-практические, методические), совещания, консилиумы и т. д. Хорошо организованная стратегия в общении со студентами, внедрение новых технологий (личностно-ориентированных, интерактивных), создание благоприятной психологической обстановки позволят достичь желаемых целей обучения.

5 ••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 2. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 2. 2018

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002. 282 с.

2. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. Воронеж, 1997. 288 с.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. М. : Наука, 1973. 240 с.

4. Доклад ректора ДГМУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dgmu.ru/wp-со^еп1/ир1оас1з/2016/12/0ок1ас1-геМ:ога-0СМА-prof.-Mammaeva-Sulejman-Nurutdinovicha.doc [дата обращения 12.04.2018].

5. Иванова С. П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: Изд-во ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. 228 с.

6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М. : Наука, 1985. 214 с.

7. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М. : Педагогика, 1994. 223 с.

1. Ananyev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. Saint Petersburg, 2002. 282 p. (In Russian)

2. Bekhterev V. M. Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka [Problems of human development and education]. Ed. by A. V. Brushlinsky, V. A. Koltsova. Voronezh, 1997. 288 p. (In Russian)

3. Gonobolin F. N. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1973. 240 p. (In Russian)

4. Report of the rector of DSMU [Electronic resource]. Mode of access: https://dgmu.ru/wp-content/uploads/2016/12/Doklad-rektora-DGMA-prof.-Mammaeva-Sulejman-Nurutdinovicha.doc [accessed: 12.04.2018]

5. Ivanova S. P. Uchitel' XXI veka: noopsikhologicheskiy podkhod k analizu professional'no-lichnostnoy gotovnosti k pedagogicheskoy deyatel'nosti [The teacher of the XXI century: zoopsychological approach to the analysis of professional-personal readiness for pedagogical activity]. Pskov, S. M. Kirov PSPU Publ., 2002. 228 p. (In Russian)

6. Karvasarsky B. D. Psikhoterapiya [Psychotherapy]. Moscow, Nauka Publ., 1985. 214 p. (In Russian)

7. Kaschenko V. P. Pedagogicheskaya korrektsiya: Ispravleniye nedostatkov kharaktera u detey i podrostkov [Pedagogical correction: Correction of character defects in children and adolescents]. Moscow, Pedagogika Publ., 1994. 223 p. (In Russian)

8. Никольская А. А., Сикорский И. А. Гармония развития и воспитания // Педагогика. 1994. № 3. С. 76-80.

9. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-28122010-n-2106/ [дата обращения 12.04.2018].

10. Резер Т. М. Медицина и педагогика на пути интеграции // Педагогика. 2007. № 7. С. 83-90.

11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения. Т. 5. Сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. 528 с.

12. Физиология / Под редакцией академика РАМН К. В. Судакова. М. : Медицина, 2000. 784 с.

8. Nikolskaya A. A., Sikorsky I. A. Harmony of development and education. Pedagogika [Pedagogy]. 1994. No. 3. Pp. 76-80. (In Russian)

9. Order of the Ministry of education of the Russian Federation of 28.12.2010 N 2106 about the approval of Federal requirements to educational institutions regarding health protection of the trained, pupils [Electronic resource]. Mode of access: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-28122010-n-2106/ [accessed: 12.04.2018]. (In Russian)

10. Rezer T. M. Medicine and pedagogy on the way of integration. Pedagogika [Pedagogy]. 2007. No. 7. Pp. 83-90. (In Russian)

11. Ushinsky K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoy antropologii [Man as a subject of education: the experience of pedagogical anthropology]. Pedagogical works. Vol. 5. Comp. S. F. Egorov. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 528 p. (In Russian)

12. Fiziologiya [Physiology]. Ed. by academician of RAMS K. V. Sudakova. Moscow, Meditsina Publ., 2000. 784 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Абдулаева Патимат Зулкиплиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ); профессор Российской академии естествознания (РАЕ); Махачкала, Россия; e-mail: patimat1959@mail.ru

Османова Асият Абдулбасировна, доцент, кафедра патологической анатомии, ДГМУ, Махачкала, Россия; e-mail: patimat 1959@mail.ru

Якубова Джамиля Магомедовна, студентка, 4-й курс, лечебный факультет, член студенческого научного общества (СНО), ДГМУ, Махачкала, Россия; e-mail: patimat 1959@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Patimat Z. Abdulaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Medical University (DSMU); professor of Russian Academy of Natural History (RANH); Makhachkala, Russia; e-mail:

patimat 1959@mail.ru

Asiyat A. Osmanova, assistant professor, the chair of Anatomical Pathology, DSMU, Makhachkala, Russia; e-mail:

patimat1959@mail .ru

Dzhamilya M. Yakubova, student, the 4th course, the chair of General Medicine, member of Students' Scientific Society (SSS), DSMU, Makhachkala, Russia; e-mail:

patimat 1959@mail.ru

Принята в печать 07.03.2018 г.

Received 07.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.