Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
1
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-90-95
Мульттерапия как артпедагогическое средство
воспитания ненасилия у детей
© 2018 Магомедова М. К.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - осветить в данной статье вопросы, касающиеся возможностей мульттерапии как артпедагогического средства воспитания ненасилия у детей. Показать на основе личного опыта этапы работы с детьми в процессе создания анимационных пластилиновых мультфильмов. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Создание пластилинового мультфильма. Результат. Необходимым условием воспитания ненасилия у детей является организация совместной деятельности ребят, например, мульттерапии, способствующей развитию общения и взаимодействию детей друг с другом, приобретению позитивного опыта, нравственному развитию личности. Вывод. Одним из таких условий является мульттерапия как артпедагогическое средство воспитания ненасилия у детей, где ребенок учится работать в команде. Регулярное использование методов арт-терапии и артпедагогики имеет значительный педагогический эффект, а групповая работа способствует формированию насильственных взаимодействий у детей.
Ключевые слова: артпедагогика, арт-терапия, артпедагогические техники, ненасилие, ненасильственное взаимодействие, мульттерапия, пластилиновый мультфильм, анимационный фильм, групповая работа.
Формат цитирования: Магомедова М. К. Мульттерапия как артпедагогическое средство воспитания ненасилия у детей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 90-95. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-9095
Multitherapy as an Art Pedagogical Mean in Teaching the Non-Violence of Children
© 2018 Maryam K. Magomedova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to cover the questions, concerning the opportunities of the multitherapy as an art pedagogical mean of educating the non-violence of children and to show basing on the personal experience the stages of work with children in the process of creating the animated claymations. Methods. The analysis of psychological and pedagogical literature, observation. The creation of a claymation. Result. The organization of joint activities for children, such as multitherapy, contributing the development of communication and interaction of the children with each other, getting the positive experience and moral development of a person is the necessary condition for the education of childrens' non-violence. Conclusion. One of these conditions is multitherapy as an art pedagogical mean of educating of childrens' non-violence, where the child learns to work in group. Regular use of the methods of art therapy and art pedagogy has a significant pedagogical effect, and group work contributes to the formation of non-violent interactions of the children.
Keywords: art pedagogy, art therapy, art teaching technologies, non-violence, non-violent communication, multitherapy, claymation, animated film, group work.
For citation: Magomedova M. K. Multitherapy as an Art Pedagogical Mean in Teaching the Non-Violence of Children. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 90-95. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-90-95 (In Russian)
Введение
Сегодня мультипликация уже перестала быть просто загадочным и удивительным представлением, которое демонстрируется нам с голубых экранов. Она стала элементом «новой грамотности». По мере компьютеризации нашей жизни, по мере наполнения школ современной
информационной техникой, всё больше и больше стало появляться людей, осознающих образовательный и коммуникационный потенциал новых технологий и их значительную доступность. Такая грамотность распространяется и на сегодняшних детей школьного и даже дошкольного возраста. Дети в настоящее время овладевают, кроме традиционных навыков чтения и письма, ещё и умениями и знаниями набирать текст на клавиатуре, записывать звук, создавать цифровую фотографию и видео, работать с электронными документами.
Мультипликация, безусловно, один из таких действенных элементов в этом ряду мультимедийного потенциала. Для реализации таких задач, в качестве дополнения и альтернативы традиционным системам обучения, в современном образовании в рамках Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) Российской Федерации (РФ) внедряются и апробируются на практике инновационные методы обучения, образования и воспитания детей, такие как мультипликационная педагогика и мульттерапия, которые относятся к новому направлению в педагогике - артпедагогике.
Цель - осветить в данной статье вопросы, касающиеся технологий артпедагогики и мульттерапии в работе с детьми. Исходя из этого, в процессе работы над данной проблемой, мы изучили и попытались показать и раскрыть преимущества мульттерапии как артпедагогического средства воспитания ненасилия у детей.
Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение;
технология создания пластилинового мультфильма.
Результаты и обсуждение
Необходимым условием воспитания ненасильственного взаимодействия у дошкольников является организация совместной деятельности детей,
способствующей развитию общения и взаимодействия детей друг с другом. Артпедагогические технологии на занятиях могли бы быть эффективным инновационным средством для стабилизации психологического микроклимата и воспитания ненасильственного
взаимодействия в педагогическом процессе, потому что артпедагогическая помощь учащимся позволяет им более полно реализовать возможности личностного развития [2].
На основании анализа в процессе изучения научно-исследовательской
литературы по данной теме, мы обнаружили, что слабо освещен вопрос о мульттерапии, как артпедагогическом средстве, тем более в применении его в процессе воспитания ненасилия у детей. В научной периодике совершенно нет крупных научных работ, а лишь отдельные статьи по данной тематике.
Следовательно, мы прибегли к разнообразию методов и приемов артпедагогики и арт-терапии, поскольку там, как у универсальной методики исцеления искусством нет противопоказаний, и имеется ряд важных преимуществ перед традиционными методами коррекционно-развивающей работы. Предназначение артпедагогики заключается в том, что воспитание, обучение и развитие ребенка происходит различными средствами искусства. Артпедагогика способствует формированию у детей основ художественной культуры и овладению практическими умениями в разных видах художественной деятельности [1].
Мультпедагогика или мульттерапия является одной из быстро развивающихся областей артпедагогики. Мульттерапия базируется на том, что реализация
творческого потенциала личности позволяет справиться с различными психологическими и социально-коммуникативными
проблемами. Мульттерапия как
артпедагогическое средство - это еще и технология, которая позволяет сформировать следующие компетенции:
- творческие, способствующие развитию инновационных подходов и идей в обучении и воспитании;
- ценностно-смысловые, прививающие моральные и общечеловеческие ценности общества;
- общекультурные, раскрывающие культурно-исторический опыт народов, позволяющий опираться на региональный компонент;
- социально-коммуникативные, позволяющие понимать и принимать различные способы позитивного и ненасильственного взаимодействия с окружающим миром.
На протяжении нескольких лет, начиная с 2014 г., мы стали практиковать мульттерапию как артпедагогическую и арт-терапевтическую технологию в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Совместно с детьми были созданы и опубликованы на страницах интернета такие анимационные фильмы, как:
1. «Космос». Мультфильм создавался на базе МБОУ «Гимназия № 37» г. Махачкалы Республики Дагестан (РД), ул. Гамидова 10, в 3 «а» классе в апреле 2014 г.
2. «Правила дорожного движения». Мультфильм создавался на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБ ДОУ) Центра развития Детского сада «Любознайка» № 34 г. Махачкалы РД, ул. Николаева № 20, в старшей «А» группе, 13 мая 2014.
3. «Дагестанские ковры». Мультфильм создавался на базе МБОУ «Гимназия № 37» г. Махачкалы, РД, ул.
Гамидова 10, в 3 «а» классе, 27 октября 2017.
Мульттерапия как метод создания с детьми мультфильмов оказался таким успешным и универсальным. Почему? Потому что, «анима» - по-гречески «душа». Создание анимационного (или
мультипликационного) фильма - это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Творчество, душевная и духовная работа. Анимация - это синтетический вид деятельности. Он включает в себя больше потенциалов для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии. В зависимости от выбранной темы и от коррекционно-развивающих задач артпедагог либо арт-терапевт подбирает аудиальный или визуальный материал, который послужит основанием для последующей творческой работы детей.
Мульттерапия имеет тут несомненное достоинство. Первым делом, она решает вопрос мотивации детей. Мультфильмы с раннего возраста становятся для ребенка окном в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. В процессе мульттерапии раскрываются ценностные ориентиры ребенка, его способность видеть и осмысливать окружающий мир, уясняются жизненные установки. Придуманные ребенком истории и картинки отражают его внутреннюю картину мира. Деятельность ребенка в создании мультфильма, включение результатов его работы в общий контекст, повышают самооценку и значимость ребенка, вызывают ощущение
сопричастности к чему-то существенному, интересному.
Все наши анимационные фильмы были изготовлены при помощи техники лепки из пластилина. В жанре пластилиновой мультипликации работали Александр Татарский, Гарри Бардин, Ник Парк, Сергей Меринов, Иржи Барта. Большую роль в истории пластилиновой анимации сыграла студия Aardman Animations. Потрясающий рабочий материал - пластилин, из которого делается множество мультфильмов -разрешает развить нестандартный тип мышления, терпеливость, усидчивость. Достоинства пластилина:
- не требует специальной подготовки материала;
- мягкий и пластичный;
- не твердеет и не сохнет;
- не токсичен;
- большой выбор цветов;
- обладает упругостью;
- техника лепки из пластилина богата и разнообразно.
Почему же мультфильм из пластилина? Ведь существуют еще рисованные мультфильмы и компьютерная анимация. Да потому, что эта работа проходит в детском коллективе, где принимают участие не меньше пяти ребят. В такой среде идет совершенствование навыков общения. Дети находятся постоянно в дружелюбном и терпеливом отношении друг к другу.
Все детали лепятся из пластилина, значит развивается мелкая моторика кистей рук, происходит раскрепощение мышления. Ребята пребывают в постоянном творческом процессе. Они не привязаны на долгое время к компьютеру, это очень хорошо, так как не портится зрение. У них формируются умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах. Во время такой работы дети становятся более веселыми и открытыми, учатся преодолевать страхи, проявлять принципы педагогики ненасилия по отношению к себе и друг к другу, что положительно влияет на их физическое здоровье.
Сведения о техническом процессе съемки и творческой работы над сценарием обращают внимание на сложность создания мультфильма, что позволяет по-новому посмотреть на существующие мультфильмы. Создавая сказочную историю, привязанную к реальности, техникой, казалось бы, элементарной лепки из пластилина и других подручных материалов, дети получают мультфильм, который самодостаточен как процесс и результат творения.
Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, приписывает ему собственные ценности или, наоборот, передает герою отрицательные качества. Персонажи мультфильмов, даже
отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже напротив - этим персонажам
сочувствуют, и тем самым снижаются агрессия и негатив. Так, например, в анимационном фильме «Правила дорожного движения» главный герой нарушил правила дорожного движения, что привело к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Детям, в процессе работы над сюжетом, стало жаль этого персонажа и они его спасли [5]. Анимационный фильм, как правило, заканчивается позитивно, создавая положительный эмоциональный настрой, позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ.
В отличие от других артпедагогических и арттерапевтических технологий,
мульттерапия содержит в себе занятия по различным видами творческой деятельности: изобразительное искусство во всевозможных формах (живопись, графика, фотография скульптура), литература, музыка. Важным моментом тут является то, что детям не говорят, что и как нужно делать, а пробуждают в них личную активность и фантазию. Задача артпедагога - грамотно направить идеи ребенка в русло создания позитивного совместного продукта. При этом значим принцип спонтанности творческого процесса, чтобы детям и взрослым было интересно и радостно в совместной работе. Ту нет ничего неправильного, тут главенствует принцип педагогики ненасилия - безусловного принятия всего, что исходит от ребенка. В такой групповой работе преодолевается эгоцентризм, развиваются навыки эффективного ненасильственного
взаимодействия.
Работая совместно с детьми над анимационным проектом «Дагестанские ковры», мы активно использовали еще и региональный компонент. Как сказал Д. С. Лихачев: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Дети 3-го класса предварительно активно изучали декоративно-прикладное искусство своей малой родины - Дагестана. Они посетили ряд выставок и музеев. Ходили на экскурсию в мастерские художественно-
графического факультета Дагестанского государственного педагогического
университета (ДГПУ). На классном часу выступали с презентациями по декоративно-прикладному искусству Дагестана и России. Итогом такой многодневной работы стал красочный, музыкальный анимационный фильм по дагестанским коврам [3]. Процесс данной работы был заснят и показан на телеканале ГТРК.
Анимационный фильм «Космос» в мае 2017 г. принял участие в Северо-Кавказском фестивале детского анимационного кино [4]. По итогам фестиваля он завоевал там кубок в номинации «Самый яркий мультфильм». Такая награда явилась еще раз ярким подтверждением, что вся работа, проведенная нами с детьми, несет положительный и динамичный результат, что мульттерапия как артпедагогическое средство в воспитании ненасилия у детей имеет место быть как в школе, так и дошкольном образовании.
Изучив более подробно имеющийся в нашей стране и описанный в различных печатных источниках и информационных ресурсах опыт реализации возможностей мульттерапии как артпедагогического средства воспитания ненасилия у детей, мы в данной статье хотели показать преимущества и достоинства средства мульттерапии.
Практика показывает, что именно дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к мульттерапии. Относительно иных методик по артпедагогике и арт-терапии детей, мультипликационная терапия обладает целым рядом достоинств:
- решаются вопросы мотивации малыша. Участие в произведении анимационного
1. Магомедова М. К., Абдулбекова Р. А. Артпедагогика в современной образовательной парадигме педагогики ненасилия / Педагогическая деятельность как творческий процесс // Материалы Всероссийской научно-практи-ческой конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В. А. Кан-Калика. ЧГПУ, 2016. С. 271-276.
2. Магомедова М. К. Использование технологий артпедагогики в воспитании ненасильственного взаимодействия в педагогическом процессе // Известия
фильма повышает в глазах самого ребенка его значимость, вызывает чувство своей причастности к коллективному творению;
- мульттерапия знакомит детей с многообразными видами искусства, учит разнообразным приемам и методикам без посещения специализированных школ и студий. Не приходится обходиться выбором какого-либо одного направления - имеется возможность познакомиться и с живописью, и с графикой, и с фотографией, скульптурой - все это ребенок приобретает в рамках мульттерапии;
- основным преимуществом технологии мульттерапии является возможность «вдохнуть душу» в сотворенных персонажей, оживить их. Одушевление предметов вообще характерно детям, они воспринимают анимацию как нечто удивительное, волшебное, она вызывает у них настоящий ураган эмоций.
Таким образом, проведение мульттерапии с детьми дозволяет наиболее успешно решать следующие задачи:
- развивать понимание у детей различных видов эмоций, чувств и ощущений, умение разделять их на позитивные, нейтральные и негативные;
- через просмотр мультфильма целиком или какого-либо сюжета в отдельности и после обсуждения его всей группой, научиться распознавать разные эмоциональные состояния;
- вырабатывать у детей в группе чувства сострадания, сопереживания, стремления оказать помощь, поделиться добротой и заботой, что уже является знаками ненасильственного взаимодействия.
Дагестанского государственного
педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 1. С. 28-34.
3. Пластилиновый мультфильм «Дагестанские ковры». [Электронный ресурс] / Режим доступа: ИИрз://шшш.уои1:иЬе.сот/ша1:с11?у=1-П4с1у04р70 11^=48
4. Пластилиновый мультик «Правила дорожного движения». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gLm2eV_PNWI
Литература
5. Пластилиновый мультфильм «Космос». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=MA-bPGl3HUU&t=3s
References
1. Magomedova M. K., Abdulbekova R. A. Art pedagogy in modern educational paradigm of the non-violence pedagogy. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 70-letiyu so dnya rozhdeniya V. A. Kan-Kalika [Proceedings of all-Russian scientific-practical conference, dedicated to the 70 th anniversary from the birthday of V. A. Kan-Kalik]. ChSPU, 2016. Pp. 271-276. (In Russian)
2. Magomedova M. K. The use of art pedagogy technology in education of non-violent interaction in the pedagogical process. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2014. No. 1. Pp. 28-34. (In Russian)
3. Plasticine cartoon "Dagestan carpets" [Electronic resource]. Mode of access: https://www.
youtube.com/watch?v=Hi4dv04pZ0U&t=4s [accessed: 07.09.2018]
4. Plasticine cartoon "Traffic regulations" [Electronic resource]. Mode of access: https://www. youtube.com/watch?v=gLm2eV_PNWI [accessed: 07.09.2018]
5. Plasticine cartoon "Cosmos" [Electronic resource]. Mode of access https://www.youtube. com/ watch?v=MA-bPGl3HUU&t=3s [accessed: 07.09.2018]
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Магомедова Марьям Курбановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский
государственный педагогический
университет, Махачкала, Россия; email: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Mariyam K. Magomedova, Ph. D.
(Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Принята в печать 05.02.2018 г.
Received 05.02.2018.