УДК 332
УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО
Аннотация. Статья посвящена проблемам изменения роли вузов в системе управления региональным развитием. На примере накопленного опыта подготовки студентов и научных разработок в Кубанском государственном университете и других вузах России по направлению «Государственное и муниципальное управление» рассматриваются потенциальные возможности трансформации вуза в институт управления региональным развитием, что предполагает разработку вузами стратегий и соответственно структур, ориентированных на изменения во внешней среде.
Ключевые слова: региональное развитие, муниципальное управление, школы и направления образовательной подготовки, Кубанская школа развития местных сообществ, университетская система развития образования.
UNIVERSITY SYSTEM OF REGIONAL DEVELOPMENT: EXPERIENCE AND VISION FOR THE FUTURE
Annotation. The article is devoted to the problems of the changing role of universities in regional development management system. For example, the experience of training the students and scientific researches in the Kuban State University and other universities on «state and municipal management» shows the potential transformation universities in regional development system. It means that they have to do new education policies and structures, focused on changes in the external environment. Article considered possible options for changes in university structure, taking into account the world experience.
Keywords: regional development, municipal administration, schools and educational training, Kuban local community development school, university system of education development,
Опыт целого ряда стран показал, что в условиях нарастающих перемен в жизни общества университеты меняют свою роль, превращаясь в участников рынка образовательных услуг. Все это делает крайне актуальными теоретические и практические вопросы стратегий, структур и адаптационных умений вузов, ориентированных на изменения во внешней среде. Вузы сталкиваются с необходимостью разработки новых моделей управления, сопоставимых с мировыми образцами. Из учебных заведений, традиционно занимающихся подготовкой специалистов с высшим образованием, они превращаются в центры образовательной поддержки развития городов и целых регионов. В этой связи представляет интерес опыт вузовской подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Подготовка студентов в вузах России по направлению «Государственное и муниципальное управление» ведется с 1995 г. Создание новой специальности соответствовало запросам практики в условиях проводимых в стране рыночных преобразований, неотъемлемой частью которых стала сфера публичного управления. Профессия управленца для сферы государственного и муниципального управления к настоящему времени является одной из самых востребованных и популярных среди молодежи. Одновременно формируется новое отношение к университетам не только как поставщикам управленческих кадров, но и как к институтам образовательной поддержки местного развития, различающегося конкретными условиями в регионах и на отдельных территориях. Учитывая длительность процессов реформирования местного самоуправления, испытывающего особый дефицит в профессионально подготовленных кадрах, можно утверждать, что именно муниципальный уровень власти нуждается в образовательной и консультационной поддержке. Хотя рамки государственного стандарта определяют основные требования к подготовке выпускников, нельзя не отметить сущест-
Ю.В. Филиппов Т.Т. Авдеева
Yuri Filippov Tatiana Avdeyeva
© Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т., 2014
венных различий в концептуальных подходах к содержанию образовательного процесса. Различия эти вполне естественны, поскольку государственный стандарт предоставляет свободу вузам в разработках и выборе преподаваемых дисциплин.
В Кубанском государственном университете теоретической основой подготовки выпускников для сферы муниципального управления стало управление местным развитием. Наработанный с начала 1990-х гг. практический опыт позволил сформулировать основные постулаты нового научного направления. Во-первых, исследование проблем местного развития не сводится к экономическим вопросам, применяется междисциплинарный подход. Во-вторых, исследование переводится на более глубокий (чем национальный или региональный) уровень, т.е. на уровень небольших территориальных образований, где внутренняя целостность и имманентно присущая социальному организму системность (взаимосвязь пространства, характеристик населения, экономики и т.п.) проявляется наиболее отчетливо. В-третьих, развитие рассматривается в контексте общего соци-ально-экономического развития не территории как таковой, а сообщества людей, отношения между которыми в силу соседства принимают характер «лицом к лицу». В-четвертых, местное хозяйство рассматривается не только как часть национальной экономики, но и как «единичное хозяйство». В-пятых, управление развитием представляется как особый вид деятельности, отличный от управления объектами или процессами [2, с. 356]. Эти теоретические положения и легли в основу российского варианта концепции развития местных сообществ, была разработана технология стратегического планирования развития местных сообществ [1, с. 13].
В настоящее время направление «Государственное и муниципальное управление» является одним из самых востребованных в подготовке бакалавров и магистрантов в Кубанском государственном университете. В рамках направления открыты магистерские программы: «Государственное и муниципальное управление», «Экономика города», «Муниципальная экономика и управление местным развитием», «Стратегический менеджмент в территориальном управлении».
Важное значение для установления «обратной связи» с «потребителями» муниципальной науки имело бы создание в вузе системы, ориентированной на взаимодействие с муниципальными образованиями, что вызывает необходимость проведения соответствующих изменений в их структуре. Вплоть до последнего времени университетская система в нашей стране была ориентирована на государственный заказ и не учитывала реальные потребности людей, живущих в конкретных местных сообществах. Действующая система управления вузом сегодня не приспособлена улавливать внешние, идущие от жизни, сигналы и адекватно реагировать на них. Отсутствие каналов обратной связи с внешней средой является, пожалуй, главным недостатком российских вузов.
Необходимость самостоятельного зарабатывания средств, на что нацеливает все вузы Министерство образования и науки РФ, требует иного подхода к организации этой деятельности. В качестве одного из вариантов трансформации университетской системы можно предложить опыт американского университета штата Висконсин (США), где сложилась отлаженная система переработки университетских знаний в прикладные и доведение их до конечных потребителей [3, с. 170].
Современная система, получившая название «икстеншн», сложилась в результате развития нескольких направлений:
1) практической деятельности по оказанию широкомасштабной помощи людям в адаптации к быстрым радикальным переменам в социальной, экономической, культурной, экологической среде, а значит - в образе их жизни;
2) подготовки кадров профессионалов с университетским образованием, способных обеспечить процесс развития на уровне местных сообществ;
3) формирования научного направления, призванного осмыслить происходящие в местных сообществах процессы и создать инструменты управления развитием;
4) развития структур и каналов передачи научной информации в форме прикладных знаний в целях планируемого развития местных сообществ.
В общей структуре университета штата Висконсин выделяются два автономных направления - стационарное образование и университетская система развития образования («икстеншн»). В свою очередь, университетская система развития образования включает три крупных подразделения:
- отделение университетской поддержки развития местных сообществ (Cooperative Extension);
- отделение развития непрерывного образования (Continuing Education Extension);
- отделение развития телекоммуникационных средств и программ образования (Extension Communications).
Каждое из них выполняет соответствующие их названиям функции. Непосредственно работой с местными сообществами занимается отделение университетской поддержки развития местных сообществ (Cooperative Extension), которое использует университетские ресурсы. Именно это подразделение системы «икстеншн» вызывает интерес.
Описывая систему «икстеншн» в нынешнем ее состоянии, важно отметить, что, установив прочные связи с местными сообществами, с одной стороны, и научными и учебными подразделениями университетов, с другой стороны, она не стала структурным элементом ни местных администраций, ни университетов. Система «икстеншн» сохраняет автономию, имеет свой бюджет, свою структуру, самостоятельно определяет свои стратегию и концепцию развития.
В зависимости от характера деятельности персонал университета подразделяется на разные категории:
- преподаватели (faculty) в основном заняты учебно-педагогической работой в системе стационарного образования, но при необходимости их привлекают к проведению занятий, организуемых отделениями университетской системы развития образования;
- исследователи (researchers) в основном работают в исследовательских институтах университета и его подразделений;
- специалисты (staff) заняты преимущественно разработкой и реализацией программ, ориентированных на различные группы населения, местные правительства и организации.
Главное действующее лицо в системе - специалист по развитию местного сообщества. С одной стороны, он является штатным работником «икстеншн» и получает зарплату в центральном управлении этой службы. С другой стороны, он живет и работает в определенном графстве. В своей деятельности он ориентируется на потребности местного сообщества, получая при этом научно-методическую и иную необходимую поддержку от центральных учреждений «икстеншн».
В настоящее время, когда мы находимся на очередном этапе перемен, связанных с переходом к двухуровневой системе высшего образования, возникает целый ряд проблем. В научно-прикладной деятельности формирование новых критериев оценки научной деятельности отражает высокие требования, ориентацию на международные критерии, что диктует необходимость усиления научной и прикладной сферы разработок, ориентированных на клиента. В контексте развития экономико-управленческих направлений научных разработок это предполагает новую роль вуза в регионе. Университет должен быть не только образовательным центром (например, в регионе), но центром поддержки местного развития. Введение двойного бакалавриата - академического и прикладного, соответственно - двух типов магистратуры - исследовательской и технологической, по-разному ориентируют на внешнее взаимодействие.
Таким образом, новые условия развития разрушают сложившуюся стабильность требований к профессиональным кадрам. Изменяется содержание привычных видов управляющей и хозяйственной
деятельности, появляются новые проблемы, требующие своих профессионалов. Требуются переход к новым принципам управления университетом, реализация идеи предпринимательского вуза, т.е. вуза, ориентированного на клиента, его потребности, способного зарабатывать на основе своей образова-тельной и научной деятельности.
Библиографический список
1. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т., Терешина М.В. Кубанская школа развития местных сообществ: история и перспективы // Кубанская школа развития местных сообществ: теория и практика: сб. науч. труд. - Краснодар, 2011. - С. 5-16.
2. Филиппов Ю. Кубанская школа развития местных сообществ: генезис, специфика, постулаты // Актуальные вопросы социально-экономического развития муниципальных образований: сб. науч. ст. - Петрозаводск, 2011. - С. 352-362.
3. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства / Ю.В. Филиппов [и др.]. - М., 2011. - 275 с.