Научная статья на тему 'Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении'

Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении»

Из жизни вуза

55

■ обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускников факультета;

■ усиление рейтингового положения факультета на рынке образовательных услуг;

■ координацию международной деятельности факультета, направленной на увеличение студенческой мобильности и получение двойного диплома.

Взаимодействие данных направлений деятельности позволяет факультету развивать социально-экономическое партнерство и позиционировать себя как социально-ответственную образовательную структуру, обеспечивающую полное трудоустройство своих выпускников.

А. ЖДАНОВСКИЙ, доцент, декан факультета управления и психологии

Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении

Факультет управления и психологии создан в Кубанском госуниверситете в 1996 г. Он осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по девяти образовательным программам, по праву считается одним из наиболее престижных в КубГУ, что из года в год подтверждается высокими конкурсами на вступительных экзаменах, количеством персональных стипендий, выигранных студентами и аспирантами, сотрудничеством с отечественными и зарубежными научными фондами. Факультет видит свою миссию в том, чтобы обеспечивать научную и образовательную поддержку инноваций в управлении, в полной мере выполнять функции науки - объяснять и прогнозировать развитие сложных социально-политических и экономических процессов в современном российском обществе.

Готовность человека жить в столь сложном мире, что окружает нас сегодня, требует освоения им критического мышления и личной ответственности, а также навыков кооперации с другими людьми и самоорганизации в группы интересов (коллективные субъекты). Концептуальная модель человека как субъекта социального мира, осознающего свои способности и ограничения, готового взаимодействовать с другими людьми и объединяться с ними в коллективном

действии (исследовательский проект кафедры социальной психологии и социологии управления - доцент А.Н. Кимберг), а также исследование феномена бытия личности в мире (научный проект кафедры психологии личности - заведующая кафедрой профессор З.И. Рябикина) дают возможность оценить складывающиеся отношения управления в контексте субъектности и самореализации личности.

Вместе с тем управление политическими процессами в значительной мере осуществ-

56 Высшее образование в России • М 2, 2006

ляется на более высоком системном (надличностном) уровне. Факультет управления и психологии Кубанского государственного университета длительное время успешно реализует и данную ветвь научного анализа и прикладных инновационных управленческих решений.

Благодаря многочисленным исследовательским проектам, поддержанным отечественными и зарубежными грантами, сотрудничеству с ведущими российскими и зарубежными политологическими факультетами, в первую очередь факультетом политологии МГИМО, Кубанский государственный университет, согласно рейтингу Министерства образования и науки РФ, несколько лет входит в пятерку лучших вузов страны в области политологии. Кафедру политологии и политического управления возглавляет доктор философских наук профессор В.М. Юрченко.

В декабре 2003 г. кафедра политологии и политического управления явилась инициатором проведения Всероссийской научной конференции «Проблемы политической самоорганизации и стабильности в российском обществе», где особое внимание было уделено механизмам обеспечения стабильности и безопасности в условиях трансформации полиэтничного общества.

Осенью 2005 г. Кубанский государственный университет совместносРоссийской ассоциацией политической науки, Центром политических и международных исследований, международным Пагуошским комитетом ученых и представительством Фонда Ф. Эберта в России организовал проведение в Краснодарском крае конференции «Военно-гражданские отношения в конфликтных регионах», в которой приняли участие эксперты и политологи из Италии, Германии, Швеции, Франции, Армении, Грузии, Афганистана и др. стран. Задачей конференции было сопоставление военно-гражданских отношений в очагах мировых конфликтов и в конфликтных регионах Северного и Южного Кавказа, обсуждение проблемукрепления политической стабильности Юга России.

Ученые кафедры активно участвовали в международном симпозиуме «Проблемы безопасности Северного Кавказа и международные организации: совместный поиск решений», состоявшемся в октябре минувшего года в Пятигорске. Серьезные выводы и предложения были сделаны на основе исследований, выполненных в рамках проекта «Развитие социологической и конфликтологической сети на Кавказе», осуществленного при финансовой поддержке Фонда МакАртуров. Исследования проводились одновременно в четырех странах Кавказского региона: Армении, Азербайджане, Грузии и России. Российскую сторону в проекте представляла кафедра политологии и политического управления Кубанского государственного университета.

Одним из крупнейших социально-управленческих проектов современной России, имеющим разветвленные последствия, является реформирование системы местного самоуправления. Роль регионального университета в этом процессе особо значима. Университет выходит за пределы вузовских аудиторий и обращается к проблемам, стоящим перед населением территорий. Причем население перестает пониматься как механическая совокупность людей или как цифры демографической статистики. Оно наконец-то предстает тем, чем должно быть и чем оно постепенно становится, несмотря на многолетнюю работу тоталитарного интеграционного «плавильного котла», - совокупностью субъектов собственной жизни, организованных иногда по отраслевому, этническому или политическому, но гораздо чаще - по территориальному принципу. Последние и представляют собой местные сообщества. Здесь органично взаимодействуют два ведущих направления активности университета - исследовательские проекты, решающие конкретные задачи региона или муниципалитета, и образовательные программы, обучающие население, сотрудников организации или работников местных органов власти их осуществлению. Тогда наука непосредственно включается в

Из жизни вуза

57

разработку насущных жизненных проблем, а сферой ответственности классического университета за научное качество их решений становится весь Краснодарский край. Мы движемся в этом направлении достаточно долго. В 1998 г. в Кубанском университете был создан Центр университетской поддержки местных сообществ. А в 2001 г. новый импульс этой работе дал проект «Совершенствование управления в вузах» Национального фонда подготовки кадров. В нем Кубанским госуниверситетом впервые была заявлена и концептуально проработана новая для России важнейшая функция регионального университета - поддержка развития местных сообществ. Это еще один, но принципиально иной в сравнении с отраслевыми подходами (технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.) способ быстрого превращения научных знаний в производительную силу. Здесь ведущей задачей становится комплексное развитие местного сообщества, проживающего на определенной территории. Методологическое и организационное руководство этим направлением осуществляют профессора Ю.В. Филиппов и Т.Т. Авдеева.

Сотрудники Центра университетской поддержки местных сообществ участвовали в четырех крупных международных проектах, направленных на совершенствование муниципального управления на Юге России, установление партнерских отношений по линии «власть - население - бизнес», обучение членов местного сообщества стратегическому планированию и разработке планов местного социально-экономического развития. По инициативе Центра проведена серия обучающих семинаров для муниципальных служащих по различным аспектам и проблемам реформирования местного самоуправления. Центр выступал одним из организаторов Российских муниципальных форумов в 2003 и 2005 гг.

В ходе реализации европейского проекта МЕШТ-2 «Муниципальная социальноэкономическая реформа» (2003-2005 гг.) при КубГУ создан Ресурсный центр страте-

гического планирования в муниципалитетах Юга России.

С 2005 г. факультет начал подготовку специалистов по образовательной программе «Организация работы с молодежью»; выпускающей стала кафедра государственной политики и государственного управления (заведующая - профессор Е.В. Морозова).

Южно-российский регион отличается определенной спецификой возрастной структуры населения. По данным Всероссийской переписи 2002 г., в Южном федеральном округе удельный вес населения младше трудоспособного возраста составляет 20,5%. Активное участие молодежи в социально-экономических преобразованиях, повышение ее образовательного уровня придают реформам устойчивость, повышают инвестиционную привлекательность региона. В то же время пограничное положение Юга России, его высокий конфликтогенный потенциал, нахождение на перекрестке коммуникационных потоков усложняют процесс социализации молодежи, повышают опасность девиантных проявлений. Подготовка профессиональных организаторов работы с молодежью и ее дальнейшая деятельность будут существенно влиять на ситуацию в регионе.

Университет является основным исполнителем краевых программ по направлениям, связанным с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров по работе с молодежью. В рамках договора между КубГУ и комитетом по делам молодежи администрации Краснодарского края разработаны и внедрены в практику учебного процесса восемь программ повышения квалификации, обучение по которым в 2002-2005 гг. прошли более 1000 слушателей, среди которых - специалисты комитетов по делам молодежи, координаторы по работе с молодежью в муниципальных образованиях, работники молодежных центров, комиссий по делам несовершеннолетних, школьные участковые инспектора, социальные педагоги.

Проблемы государственной молодеж-

58 Высшее образование в России • М 2, 2006

ной политики, социологии молодежи, ее психологической поддержки находятся в фокусе научных исследований ученых факультета. В 1999-2005 гг. они выиграли более 90 индивидуальных и коллективных грантов отечественных и зарубежных научных фондов.

Для текущего этапа развития рыночных отношений в России характерно пристальное внимание среднего и крупного бизнеса к проблеме конкурентоспособности. К числу ключевых факторов успеха, обеспечивающих развитие конкурентоспособности бизнеса, менеджеры-практики вполне обоснованно относят качество управления организацией. Оно во многом определяется применением новых способов управления, в частности технологий стратегического менеджмента, контроллинга, всеобщего менеджмента качества, инновационного менеджмента, реинжиниринга, а также управления знаниями.

Бизнес уже сейчас поставил перед высшей школой несколько важнейших задач, к числу которых в первую очередь относится подготовка менеджеров и аналитиков, способных формировать эффективные управленческие решения, осуществлять слежение за деятельностью компании на всех уровнях управления - от корпоративного (стратегического) до линейного на основе применения системы сбалансированных показателей.

На факультете управления и психологии Кубанского госуниверситета развивается подсистема бизнес-образования, основными элементами которой выступают:

• учебная специальность «Менеджмент организации» со специализацией «Контроллинг организации», сутью которой является информационно-аналитическая поддержка управленческих решений в области маркетинга, закупок, инноваций, производственной деятельности, персонала и управления проектами на предприятии;

• учебная специальность «Прикладная информатика в менеджменте» со специализацией «Прикладная информатика в бизнес-

реинжиниринге», в рамках которой изучаются проблемы проектирования и управления бизнес-процессами на предприятии;

• учебная специальность «Документо-ведение и документационное обеспечение управлением», основным содержанием которой является электронный документооборот и работа с информацией со знанием основ менеджмента, экономики, права, делового этикета и практической социальной психологии в различных организациях.

Коллектив исследователей, развивающий это направление (кафедра управления системами и процессами, заведующий - профессор В.В. Ермоленко), ведет и ряд дополнительных образовательных программ, адаптированных к потребностям организации среднего бизнеса (менеджмент предприятия, маркетинг в коммерческой деятельности фирмы, корпоративная культура организации, технология успешных продаж).

Практика бизнеса в ведущих компаниях мира свидетельствует: перепрофилирование деловых процессов приводит к резкому улучшению показателей деятельности компании за счет объединения (интеграции) операций (сбытовых, производственных и управленческих) и задач в единый процесс. При этом деятельность команды менеджеров становится более содержательной и многомерной, что дает возможность достичь уменьшения количества операций, не создающих стоимости, и сжать управленческую пирамиду. Реинжиниринг ломает стереотипы, старые методы работы и создает новые способы деятельности. Это и направление прикладных исследовательских проектов, и одновременно ведущий образовательный модуль студентов управленческих специальностей. Совмещение исследования и проектного обучения принципиально важно для подготовки нового поколения менеджеров. Новая философия менеджмента и внутрифирменного управления становится той ведущей инновацией, которая способна потянуть за собой всю цепь прогрессивных изменений в экономике и управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.