Научная статья на тему 'Стратегическое управление территориальным развитием: техническое содействие'

Стратегическое управление территориальным развитием: техническое содействие Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
918
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ / TECHNICAL ASSISTANCE / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Деткина Дарья Александровна

В статье поставлена проблема, связанная с отставанием практики территориального управления в условиях быстро происходящих социально-экономических преобразований в России. Ее эффективное решение автор видит во внедрении в широкую практику одного из подходов к организации развития территорий - техническом содействии развитию (technical assistance). Обосновывается важность четкого разграничения оперативного и стратегического управления территорией. Рассматривается один из основных элементов механизма стратегического управления устойчивым развитием территории и рационального планирования - применение научных разработок, технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is the problem connected with lag of practice of territorial administration in the conditions of quickly occurring social and economic transformations in Russia in the article. The author sees its effective decision in introduction in broad practice of one of approaches to the organization of development of territories technical assistance technical assistance. Importance of accurate differentiation of operational and strategic management of the territory locates is put.. One of basic elements of the mechanism of strategic management by a sustainable development of the territory and rational planning application of scientific development, technologies is considered.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление территориальным развитием: техническое содействие»

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Стратегия развития регионов

УДК 338 ББК 65.05 Д 38

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ: ТЕхНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ

(Рецензирована)

Деткина Дарья Александровна,

аспирант кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 241 18 70, e-mail: ddetkina@yandex.ru

Аннотация. В статье поставлена проблема, связанная с отставанием практики территориального управления в условиях быстро происходящих социально-экономических преобразований в России. Ее эффективное решение автор видит во внедрении в широкую практику одного из подходов к организации развития территорий - техническом содействии развитию (technical assistance). Обосновывается важность четкого разграничения оперативного и стратегического управления территорией. Рассматривается один из основных элементов механизма стратегического управления устойчивым развитием территории и рационального планирования - применение научных разработок, технологий.

Ключевые слова: техническое содействие развитию, региональная политика, стратегическое управление, устойчивое развитие, территория, местное сообщество.

тне strategic management of territorial development: technical assistance

Detkina Darya Aleksandrovna,

post-graduate student of the Department of Public and Municipal Administration of the Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (918) 241 18 70, e-mail: ddetkina@yandex.ru

Summary. There is the problem connected with lag of practice of territorial administration in the conditions of quickly occurring social and economic transformations in Russia in the article. The author sees its effective decision in introduction in broad practice of one of approaches to the organization of development of territories - technical assistance technical assistance. Importance of accurate differentiation of operational and strategic management of the territory locates is put.. One of basic elements of the mechanism of strategic management by a sustainable development of the territory and rational planning - application of scientific development, technologies is considered.

Keywords: technical assistance, regional policy, strategic management, sustainable development, territory, local

community.

В условиях быстро происходящих социальноэкономических преобразований в России отстают изменения в практике территориального управления. Поэтому возникающие проблемы развития зачастую решаются неэффективными методами. Наше государство вступило в совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра традиций управления. Будущее процветание нашей страны заключено в грамотной и продуманной политике управления развитием регионов.

Существует много понятий определяющих термин «развитие», но содержит исходные харак-

теристики: «...развитие следует рассматривать как многоплановый процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, а также к ускорению экономического роста, сокращению неравенства и искоренению безработицы». [1]

Градостроительный кодекс РФ характеризует устойчивое развитие территорий как такое, при котором обеспечиваются безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и

57

Стратегия развития регионов

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

В развитии важна научно-техническая ориентация, достижение разумного баланса между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды, учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений [3]

Под управлением развитием понимается процесс (деятельность), направленная на увеличение количественного роста экономики и ее качественного улучшения структуры, а также социального прогресса или перевод системы (явления) из одного состояния в более сложное. [4]

Необходимость решения задач развития территорий регионов определяет потребность со стороны органов государственной власти в формировании региональной политики, направленной на организацию уникальной модели стратегического управления социально-экономическими процессами территорией, исходя из ее особенностей, а также наличии и совершенствовании стратегических ресурсов.

Задачи стратегического управления территориями регионов могут быть решены только вместе со стратегическими целями и задачами государства. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научнообоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства. Поэтому важной составной частью стратегического управления является целенаправленная работа по согласованию интересов населения с интересами государственной власти и хозяйствующих субъектов. Одним из основных принципов управления развитием является соучастие власти, бизнеса, гражданского общества в принятии решений, затрагивающих интересы отдельных социальных групп или местного сообщества в целом. Помимо этого, одной из главных процедур, выделяемых при управлении регионом является разработка и принятие решений, где огромную роль играет человеческий, социальный капитал местного сообщества. [2]

Под ресурсами территории понимают совокупность материальных и нематериальных возможностей территории, распоряжение которыми законодательно отнесено к ведению органов местного самоуправления. В эту категорию включаются природные ресурсы, производственный и бюджетный потенциал, объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме того, необходимо также в полной мере учитывать правовой, информационный, институциональный, интеллектуальный потенциал территории.

Понятия «потенциал» и «ресурсы» не следует противопоставлять. Потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой «обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени».

К стратегическим ресурсам Кубанская школа развития местных сообществ относит следующие: физический капитал, «человеческий капитал», социальный капитал, рынки, финансовые ресурсы, управление.

Сущность стратегического подхода к территориальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем. Стратегическое управление отвечает на вопросы о том, каким способом можно строить прогнозы, как соотносить желаемое будущее состояние с сегодняшней ситуацией, разрабатывать планы и достигать поставленных целей. [1] При управлении развитием стоит делать разграничения между стратегическим и традиционным управлением, поскольку, зачастую выполнение функциональных задач отвлекает от стратегических целей. Решить проблему можно с помощью создания отделов в организационной структуре регионального управления, которые отвечают только за стратегическое управление территориальным развитием.

Стратегическое управление направлено на формирование потенциала развития. Термин «потенциал» появился в научной литературе в 1980-х годах. Он происходит от латинского potentia, что означает мощность, силу и скрытые возможности. Широкая трактовка смыслового содержания понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Потенциал развития территории становится целью и одновременно средством ее достижения. «Стратегичность» заключается в предвидении изменений внутренней и внешней среды планируемого объекта, адаптации к ним процесса его развития. [4]

Позиция Кубанской школы развития местных сообществ выражается в том, что перспективы развития зависят от доступности, по крайней мере, пяти ключевых факторов развития: капитал, транспортные коммуникации, телекоммуникации, внешняя среда бизнеса и знания.

Помимо этого, одним из основных элементов механизма стратегического управления устойчивым развитием хозяйственной системы страны и рационального планирования является примене-

58

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

Стратегия развития регионов

ние научных разработок, технологий. На научном потенциале базируется один из основных подходов к пониманию сущности развития и инструментов организации стратегического управления - техническое содействие.

Применение научных методов обеспечивает рациональное планирование и является одним из основных элементов механизма управления устойчивым развитием хозяйственной системы страны.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной научнотехнической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования. Наука - это показатель развитости государства, залог технического и социальной целостности страны. На научных сотрудников возлагается особая миссия. Качественные технологические изменения, инновационные разработки должны помогать стране найти пути решения социально-экономических проблем и повышать ее конкурентоспособность.

Территориальное управление призвано решать задачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с ним, зная его насущные проблемы, власти должны управлять портфелем вопросов местного значения, не забывая при этом о задачах стратегического управления и развитии научно-технической деятельности. Общественность, вовлеченная в решение вопросов местного значения и научно-техническая политика позволяют су-

щественно повысить уровень удовлетворенности населения качеством и организацией предоставления услуг, за счет концентрации всех имеющихся ресурсов - организационных, трудовых, интеллектуальных, технических, средств местного бюджета и личных средств граждан, участия бизнес-структур и вузов. Высокий уровень развития науки, современная система подготовки научных и педагогических кадров являются важнейшими условиями динамичного роста экономики, глобальной конкурентоспособности страны.

Исходя их этого, можно сказать, что одним из качественных подходов к организации развития территорий регионов и муниципальных образований является техническое содействие (technical assistance).

В этом подходе общество рассматривается как сложная система с функционально специализированными структурами, которыми управляют лица, наделенные законными полномочиями. Цель развития - совершенствование действующих структур, а не замена их новыми.

Техническое содействие может оказываться практически в любых отраслях производства. В экономической сфере наиболее часто техническое содействие предоставляется в области разработки программ экономического развития, статистики, денежной и бюджетной политики, развития муниципалитетов, технико-экономического обоснования отдельных проектов. С точки зрения степени вовлеченности получателя технической помощи в процесс ее распределения в зарубежной практике выделяют несколько организационных видов технической помощи.

Технологические гранты (technological cooperation grants) - безвозмездная передача реципиенту (получателю) технологии, технологически емких товаров или финансовых средств на покупку технологии, обучение и переподготовку персонала. Гранты предусматривают предоставление донором в рамках проекта ТС технологии и оборудования, командирование специалистов и осуществление обучения кадров без какого бы то ни было финансового участия получателя помощи в финансировании проекта. В этом случае получатель выполняет чисто организационные функции по приему и размещению технической помощи. Донор обычно имеет право участвовать через своих представителей в распределении помощи и надзоре за эффективностью ее использования.

Софинансирование технического содействия (cofinancing) предусматривает более серьезное участие и ответственность ее получателя, который в соответствии с соглашением об оказании технической помощи должен не только организационно

59

Стратегия развития регионов

Научный вестник ЮИМ №4' 2013

обеспечить ее получение, но и нести некоторое бремя ее финансирования. Обычно финансовое участие получателя, хотя и составляет меньшую долю стоимости проекта, рассматривается как свидетельство заинтересованности государства или региона в эффективном использовании предоставляемой реципиенту технической помощи. [5]

Одной из самых значимых международных программ технического содействия развитию является программа Тасис (TACIS - Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States). Эта программа, разработанная Европейским Союзом для стран СНГ и Монголии, в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и странами-партнерами. Цель программы сотрудничества ЕС и России состоит в осуществлении основных экономических и социальных преобразований в Российской Федерации. В основу этого сотрудничества было положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Последние десять лет Европейский Союз финансировал работу консультантов, экспертов из Европы и инвестировал в совместные усилия, направленные на развитие регионального законодательства, поддержку различных организаций и институтов, а также в крупные инвестиционные проекты. Проекты ЕС способствовали установлению партнерских отношений и созданию системы многочисленных контактов с местными сообществами.

Например, сотрудники и преподаватели факультета Государственного и муниципального управления Кубанского Государственного университета приняли участие в программах TACIS «Укрепление государственного управления на ЮгоВостоке России» и «Муниципальный менеджмент» и TACIS-MERIT - 2 (Экономическое развитие муниципальных образований). В результате были разработаны новые курсы, проекты, научно-методические комплексы, а также совместно с сотрудниками кафедры организации и планирования местного развития Стратегия социально-экономического развития сельских поселений Ленинградского района до 2020 г.

Как было обозначено ранее, ключевая роль в развитии общества при техническом содействии развития отводится науке. Применение научных методов обеспечивает рациональное планирование в процессе принятия решений. Важнейшими элементами этого процесса являются сбор и анализ данных. Для того, чтобы определить что именно нужно местным сообществам необходимо иметь четкое представление, основанное на своевременной и достоверной информации, позволяющей

оперативно реагировать на изменения различных факторов и корректировать цели в соответствии с требованиями конкретной ситуации, а также осваивать современные способы получения, хранения и передачи информационных баз.

Смысл технического содействия заключается в передаче технического опыта, новых технологий потенциальным пользователям. Главными задачами технической помощи являются достижение экономического роста и совершенствование материальной инфраструктуры.

Считается, что в качестве основных заказчиков или спонсоров программ технической помощи должны выступать государственные учреждения. Программа технического содействия может реализовываться законодательным органом, имеющим право учреждать, узаконивать и отчуждать; органом исполнительной власти, имеющим право управлять ресурсами, информацией, собственностью; учебными и научно-исследовательскими заведениями, обладающими интеллектуальны потенциалом (знания, умения, процессы) в специфических сферах деятельности; организациями сотрудничества; консалтинговыми учреждениями, оказывающими специфические услуги.

Таким образом, можно сказать, что при стратегическом управлении территориальным развитием внедрение технического содействия будет способствовать увеличению вклада науки и техники в развитие экономики территорий, реализации важнейших социальных задач, обеспечивать прогрессивные структурные преобразования в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, защищает информационные ресурсы, упрочнять взаимосвязи науки и образования.

ИСТОЧНИКИ:

1. Авдеева Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология // Краснодар: «Экоинвест»,2001.-279 стр.

2. Ермоленко В.В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты: Монография// Краснодар: Кубанский гос. университет, 2012. 364 с.

3. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 717 с.

4. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства: учебное пособие// Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2011. - 276 с.

5. Сайт представительства Европейского Союза в России // URL: http://eeas.europa.eu/delegations/ russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/index_ ru.htm (дата обращения 11.11.2013)

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.