Научная статья на тему 'Зарубежный опыт стратегического планирования социально-экономического развития территорий'

Зарубежный опыт стратегического планирования социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3496
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипенко Константин Владимирович

В статье представлен накопленный опыт стратегического планирования социально-экономического развития территорий в зарубежной практике государственного и муниципального управления. Так как система стратегического планирования в России находится на стадии становления, то анализ зарубежного опыта в данной сфере может служить ориентиром для её оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт стратегического планирования социально-экономического развития территорий»

организационных проблем, сложившихся в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. При этом прогнозируемое установление регламентации в краткосрочной перспективе разнообразных форм иных мероприятий по повышению профессионального развития государственных служащих свидетельствует о дальнейшем пересмотре системы мероприятий по профессиональному развитию служащих, поиску в ней нового места и значения дополнительного профессионального образования на государственной гражданской службе.

Список литературы

1. Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации // Управленческое консультирование, 2017. № 1 (97). С. 12-23.

2. Кравченко Е.В. Россия не вошла в топ-25 стран, привлекательных для инвестиций // Ведомости. Экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/201 6/05/12/640768-rossiya-dlya-investitsii/ (дата обращения: 16.10.2017).

3. BDO IBC Overall ranking. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bdo-ibc.com/index/global-comparison/overall-index/Euroline. Бизнес и экономика // http://www.euroline.by/world/6949-opublikovan-mirovoy-reyting-investicionnoy-privlekatelnosti-2015-goda.html/ (дата обращения: 18.10.2017).

4. Качество государственного управления // Гуманитарные технологии. Аналитический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/governance-matters/governance-matters-info/ (дата обращения: 01.10.2017).

5. Ковалев В.А. Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4 (16). С. 8-13.

6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 2004. № 31. Ст. 3215.

7. Рогожкин А.В. Государственные служащие: особо ответственный труд - особая мотивация // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом), 2012. № 11. С. 98-106.

8. Кузнецов О.А. Дополнительное образование государственных служащих//Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом), 2009. № 6. С. 19-21.

9. Прокофьев С.Е. Современные кадровые технологии в органах власти: монография. М.: «Юстицинформ», 2015. 662 с.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Пилипенко К.В.

Пилипенко Константин Владимирович - магистрант, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье представлен накопленный опыт стратегического планирования социально-экономического развития территорий в зарубежной практике государственного и муниципального управления. Так как система стратегического планирования в России находится на стадии становления, то анализ зарубежного опыта в данной сфере может служить ориентиром для её оптимизации.

Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, государственное и муниципальное управление.

В современном мире критически остро возникает вопрос об управлении социально-экономическими процессами государства и его территориальных образований, поскольку возникает множество проблем в экономическом и социальном секторах общественной жизни в результате накопления противоречий в обществе и реформ, направленных на их разрешение. Также проблемы порождаются в связи с состоянием финансовых и иных материальных ресурсов государственно-

территориальных образований. Указанные факторы ограничивают возможности государств и его территориальных образований проводить активную социально-экономическую политику.

На сегодняшний день отечественная практика стратегического планирования менее эффективна по сравнению с некоторыми другими развитыми странами. Поэтому для наилучшего применения стратегического планирования социально-экономического развития территорий в нашей стране необходимо проанализировать опыт зарубежных стран.

Три вида территориальных стратегий выделяют в мировой практике стратегического планирования:

- стратегия развития территорий;

- стратегия развития человеческого потенциала;

- стратегия развития реальных секторов экономики [2].

Исходя из видов территориальных стратегий, можно выделить основные задачи, решаемые публичной властью в развитых странах:

- формирование оптимального соотношения механизмов рыночного и государственного регулирования развития экономики;

- согласование стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития государственно-территориального образования;

- пространственное согласование планов землепользования граждан и организаций с планами жилищно-коммунального хозяйства;

- обеспечение конкурентоспособности государства на международной арене товаров, работ и услуг.

Система государственного регулирования экономики, включающая централизованное

планирование и прогнозирование социально-экономических процессов применяется наряду с рыночными регуляторами экономики [4]. Нестабильность мировой экономики подталкивает к большему признанию в мире роли стратегического планирования, поскольку создает весомую опору и поддержку существующим общественным отношениям в экономической сфере.

Для стран, входящих в Европейский Союз, добавляются еще и задачи обеспечения компромисса между политикой федеральных властей и экономической политикой Евросоюза.

Анализ и обобщение опыта зарубежных стран в области стратегического планирования социально-экономического развития территорий показывают, что такое базовое содержание стратегического планирования включает определение видения желаемых изменений территории, выбор целей и направлений развития, выявление стратегии, повышающей привлекательность территории для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Стратегическое планирование преследует своей целью повышение качества жизни в городе при помощи использования возможностей экономического роста: создание рабочих мест, рост благосостояния за счет привлечения инвестиций и т.д.

Во многих зарубежных странах стратегическое планирование основано на децентрализации: сообщества «на местах» участвуют в этом процессе.

Например, в США принятие решений по данному вопросу делегировано местной общине и связано с разработкой стратегических планов развития территории, которые включают в себя:

- оценку допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду местной территории, занимаемой определенным сообществом людей;

- развитие системы местного самоуправления и добавление в нее новых работающих методов управления и развития;

- участие жителей местной общины в принятии решений по основополагающим вопросам социально-экономического развития территории;

- определение потребностей общины и доступных ресурсов для их обеспечения [3].

Таким образом, значительная часть вопросов планирования и прогнозирования лежит на местных общинах, которые более четко знают свои нужды, потребности и особенности региона, а потому смогут более точно спланировать направления развития и установить необходимую стратегию.

Также в США все органы исполнительной власти на уровне городов и штатов имеют агентства, специализирующиеся на вопросах экономического развития и подготовке целевых программ для повышения качества жизни общества [5].

Профессионализация деятельности по стратегическому планированию социально-экономического развития территорий в США позволяет повысить качество разрабатываемых стратегий развития, а отсутствие административной власти у специалистов по развитию снижает вероятность злоупотребления полномочиями.

Во Франции тоже поставлен акцент на работе структур, имеющих высококвалифицированные кадры и работающих над созданием и обоснованием программ и механизмов развития местных территорий.

В зарубежных странах стратегия развития направлена на повышение конкурентоспособности города или территории в области передовых и научных разработок, а также на поддержку инноваций в различных сферах общественной жизни.

Также в развитых странах, особенно это ярко выражено в США и Европе, одним из основных направлений развития является предпринимательство, взаимодействия бизнеса и обучения в высших учебных заведениях, формирование экономических кластеров, рост научных парков и агентств по передаче и развитию технологий.

Еще одним из наиболее актуальных направлений стратегического планирования социально-экономического развития территорий является внешне-государственная направленность. Внешняя экономика в условиях глобализации и всемирного разделения труда требует пристального внимания и контроля. При стремлении максимизировать выгоды глобализации и ограничить негативные последствия для территорий появилась повышенная необходимость включения в программные документы территорий раздела «международное сотрудничество».

Именно при грамотно организованном процессе прогнозирования становится возможным достижение положительного эффекта от стратегического планирования. Поэтому стратегическое планирование может использоваться как эффективный инструмент повышения качества жизни общества и увеличения потенциала территории, которые обеспечиваются проведением долгосрочной политики государства и регионов на основе преемственности публичной власти [1]. Непрерывность достигается за счет согласования рекомендаций относительно муниципальных планов развития.

Основными аспектами, которые можно взять на более детальное изучение и внедрение в России являются: профессионализация деятельности по стратегическому планированию, делегирование большого количества вопросов по планированию в муниципалитеты, обеспечение обратной связи и мониторинга целей и направлений реализации проектов, преемственность стратегических документов.

Несомненно, что успешный опыт зарубежных стран может служить ориентиром для оптимизации процесса стратегического планирования в Российской Федерации, снизив тем самым негативные последствия нестабильности мировой экономики.

Список литературы

1. Воробьев А.В. Эволюция научных взглядов на стратегическое финансовое планирование за рубежом // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. 2011. № 29. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20382399_66919839.pdf/ (дата обращения: 11.11.2017).

2. Латыпов Р.Ф. Феномен «частного государства» в глобальном экономико-политическом процессе // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2012. № 5. С. 14-19.

3. Мирзоева С.М. Зарубежный опыт стратегического планирования городского округа. // Экономика и предпринимательство, 2015. № 3. С. 200-203.

4. Сенчагов В.К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики // Вопросы экономики, 2013. № 7. С. 152-158.

5. Щербакова Ю.В. Актуальные проблемы региональной экономики // Молодой ученый, 2015. № 14. С. 306-309.

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

Пилипенко К.В.

Пилипенко Константин Владимирович - магистрант, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: зарождение системы стратегического планирования социально-экономического развития в России обусловлено переходом от плановой к рыночной экономике. В настоящее время научно-теоретическая и практическая база стратегического планирования в России находится на стадии активного формирования. Однако, анализ уже существующей системы стратегического планирования в России позволяет выявить как ряд её достоинств, так и недостатков. Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, стратегический менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.