5. Струмилин С. Г. Очерки социалистической экономики СССР (1929-1959 гг.). М., 1959. С. 419.
6. Лекции по истории экономических учений / Банков Е.Б. [и др.] М., 1991. Вып. 11. С. 185.
7. Дзарасов С. О качестве экономического роста // Экономист. 2005. №12. С. 22-31.
8. Абалкин Л.И. Избр. тр.: в 4 т. // Вольное экономическое общество России. М., 2000. Т. 4. С. 799.
9. Шевяков А.Ю. Как преодолеть избыточное неравенство: исследования социологов // Нау-
ка и жизнь. Интернет-журнал. URL: http: // www.nkj.ru.
Поступила в редакцию 12.05.2009 г.
Mamontova E.V. To the question of “equity” in the modern system of distribution. Equity of distribution is the basis of effective economic development, economic growth. It can be attained only in combination of market and state sector. Accordingly, it is necessary to increase economical functions of the state and to develop market relations actively.
Key words: equity; effectiveness; income distribution; property allocation.
УДК 332.154
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
© И.Е. Рисин, Е.А. Шаталова
В статье позиционированы продуктивные компоненты современного зарубежного опыта стратегического планирования социально-экономического развития городов. Их применение позволит улучшить организацию и технологию такого планирования в России.
Ключевые слова: стратегическое планирование городов; социально-экономическое развитие; принципы организации планирования; мониторинг; индикаторы.
Анализ современного опыта в области стратегического планирования социальноэкономического развития городов, накопленного в зарубежных странах, обобщение, систематизация и селекция его продуктивных компонентов могут способствовать совершенствованию российской практики.
Следует отметить, что в качестве важного принципа организации стратегического планирования определяется децентрализация процесса подготовки и принятия решений по социально-экономическому развитию территории. Его реализация, например, в США находит отражение в концепции местной общины и связывается с разработкой стратегических планов ее развития, включающих: оценку хозяйственной емкости и допустимой антропогенной нагрузки на природную среду территории, занимаемой местным сообществом; определение потребностей общины и доступности экономических, природных и человеческих ресурсов для их обеспечения; совершенствование системы местного самоуправления и внедрение в нее принципов ус-
тойчивого развития; вовлечение жителей общины в принятие решений по ключевым вопросам муниципального развития [1].
Аналогичный подход прослеживается и в практике европейских стран. Так, в Великобритании одним из ключевых принципов территориального развития является императив, согласно которому экономическое оживление лучше всего обеспечить посредством локального развития, нежели экзогенного перераспределения деятельности и ресурсов. Отсюда - необходимость приближения политики к местным центрам принятия решений [2].
Заслуживает внимания принцип, определяющий необходимость профессионализации деятельности по стратегическому планированию и местному экономическому развитию. Его практическая апробация осуществляется посредством создания структур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании направлений и механизмов территориального развития.
Так, в Канаде функционируют специально созданные профессиональные ассоциации специалистов по экономическому развитию, члены которых привлекаются к деятельности по укреплению и диверсификации местной экономики. Свыше 30 лет назад создана Программа экономического развития Университета Ватерлоо как структура для подготовки специалистов по экономическому развитию канадских муниципалитетов [3].
В США органы исполнительной власти на уровне городов имеют специальные комиссии или агентства по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих повышение качества жизни населения, усиление конкурентных позиций территории. Главная их цель - способствовать развитию в конкретном территориальном образовании бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, созданию рабочих мест. Они активно занимаются работой по совершенствованию ресурсного потенциала районов и поселений [4].
Во Франции такой принцип реализован при организации межкоммунального сотрудничества. Для того чтобы лучше выполнять функции, возложенные на коммуны, они образуют публично-правовые межкоммуналь-ные объединения, одной из задач которых становится разработка проектов в сфере экономического развития [5].
Принципиально значимым для стратегического планирования является понятие стейкхолдера - человека или организации, чьи интересы существенно связаны с данным городом и чьи ресурсы позволяют существенно влиять на его развитие. Заметим, что стейкхолдеры представлены не только внутренними группами участников, но и внешними (относительно данного местного сообщества) организациями. Учет мнений широкого и разнообразного круга стейкхолдеров -важный принцип разработки стратегических планов. Исследователи обоснованно отмечают, что если стейкхолдеры вовлечены в цикл стратегического планирования на его ранних стадиях, то велика вероятность поддержки ими ключевых проектов стратегического плана. Важно также их участие в оценке современного состояния внешней среды и в выборе реалистичных стратегических проектов [3, с. 29].
Логичным выглядит тезис, что в стратегическом планировании муниципального развития важен не только результат - стратегический план как итоговый документ, но и процесс его разработки и обновления, обеспечивающие аккумуляцию знаний, выявление идей и инициатив, достижение общественного согласия.
Полагаем, что такой императив должен иметь более жесткую версию: не только учет интересов разных групп стейкхолдеров, но и их согласование, балансирование интересов, отражаемое как в целевой функции стратегических планов, так и в применяемых формах и методах их осуществления.
Учитывая, что город включен в качестве подсистемы в региональную, национальную, мировую социально-экономическую системы, каждая из которых имеет несколько групп влияния на городское развитие, состав стейкхолдеров отличается высоким разнообразием. Он включает, в частности, федеральные и региональные власти, крупный частный бизнес, имеющий производства на данной территории или рассматривающий ее в качестве рынка сбыта, партии, другие общественные организации и др.
Один из ключевых принципов разработки и реализации стратегических планов -партнерство между разными уровнями управления, частным и общественным секторами, различными видами бизнеса, социальными и профессиональными группами, муниципалитетами. Он находит отражение, в т. ч., в интеграции стратегий, разрабатываемых на каждом уровне власти (муниципалитет, провинция, центральное правительство). Обращает на себя внимание существо подхода, впервые апробированного в Голландии и широко используемого в странах Западной Европы, важная отличительная черта которого - внедрение системы планирования по принципу «снизу-вверх» («Ьойот-ир»).
Важная черта «подхода РОМ» - вовлечение в решение проблем на основе диалога сторон, представляющих разные уровни власти. Основная идея подхода - это то, что участвующие стороны достигают выгодных для себя решений на основе консенсуса. Несмотря на то, что планирование территориального развития было инициировано центральным правительством, оно осуществляет лишь общую координацию и финансирование, в то
время как реально управляют проектами региональные и муниципальные власти.
Полный цикл «подхода РОМ» состоит из трех основных фаз: начальной, фазы планирования и фазы осуществления проекта. На начальной выявляются проблемы, а также намечаются пути их решения. Обязательное условие - согласие всех сторон на участие в решении проблемы. Предварительное согласие дает возможность более детально обсудить программу действий, а также определить методы решения проблемы.
Предварительная фаза заканчивается подписанием соглашения, которое знаменует начало фазы планирования. План действий составляется с участием всех заинтересованных сторон. Как правило, этому предшествует проведение исследования, продолжительность которого варьируется в зависимости от сложности проекта. После одобрения плана стороны подписывают заключительное соглашение, которое наряду с другими соглашениями формирует пакет документов, направляемый на утверждение в парламент, ассамблею провинции, а также муниципалитет. В рассмотрении проекта принимают участие не только чиновники, но и представители различных целевых групп (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), а также общественность. После окончательных согласований проект переходит в заключительную фазу реализации [1, с. 162-163].
Важный принцип - обеспечение активной позиции жителей муниципального образования, их непосредственного участия в разработке стратегии развития города. Апробировано множество инструментов, обеспечивающих вовлечение общественности в стратегическое планирование. В их числе: опрос жителей для определения современных ценностей и видения города в долгосрочной перспективе; проведение муниципалитетом семинаров с целью обсуждения и реагирования на результаты проведенного опроса; разработка и поддержание специального интерактивного веб-сайта для распространения информации о процессе стратегического планирования и общения с жителями через этот сайт; тематические дискуссии в режиме он-лайн; общение с мэром, членами городского совета в Интернете (чат); общественные презентации стратегии и программ ее реализации и др.
Центральным в выработке стратегии является выбор целей. В целях верхнего уровня нет существенных различий. Главной целью, как правило, становится повышение качества жизни в городе на основе экономического роста. Различия появляются тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня «дерева целей». Кроме того, почти каждый город формулирует свою специфичную цель, например:
- быть «открытым городом», международным городом и городом культуры (Амстердам);
- стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн);
- развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер) [6].
Различие городов по положению, месту, занимаемому ими в региональной и национальной системах, другие важные условия и факторы обусловливают разнообразие принятых и реализуемых стратегий. В то же время существует и инвариантный состав стратегических направлений, который включает: распространение передовых технологий и знаний; улучшение делового климата; стимулирование инвестиций; формирование и развитие конкурентоспособных кластеров; содействие отраслям с высоким инновационным потенциалом; развитие инфраструктуры города на инновационной основе; развитие туризма; поддержка занятости и роста квалификации; поддержка малых и средних предприятий; поддержка основания новых предприятий; региональное сотрудничество; международное сотрудничество и др.
Уникальная роль в экономическом развитии территорий отводится в стратегических планах предпринимательству. Особый акцент делается на улучшение уровня его конкурентоспособности, прежде всего, в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций. Заметен постоянно усиливающийся акцент на поддержку инновационной составляющей бизнеса.
В стратегических планах развития крупных городов особое место занимает университет, в позиционировании вклада которого в местное развитие фокусируется внимание на широком спектре выгод, которые могут быть получены от деятельности университета:
создание новой интеллектуальной собственности; ее коммерциализация; подготовка кадров; привлечение и удержание молодежи; экономический вклад; инфраструктурное обеспечение. Продуктивным моментом стратегии территориального развития стало выдвижение в качестве ее ключевого направления расширения форм взаимодействия бизнеса и университетов (научные парки, агентства по передаче технологий и др.) [3, с. 138].
Следует обратить внимание также на усиление внешнеэкономического аспекта в планировании развития крупных городов. В основе этого процесса - глобализация экономики, проявляющаяся в интернационализации экономических связей. Она сопровождается высокими темпами роста прямых иностранных инвестиций, намного превосходящими темпы роста мировой торговли. Инвестиции играют ключевую роль в трансферте технологий, промышленной реструктуризации, образовании глобальных предприятий.
Актуализация внешнеэкономического аспекта обусловила применение инструментария международного маркетинга при разработке программных документов территориального развития.
Переход большинства развитых стран к разработке и реализации национальных стратегий устойчивого развития актуализировал проблему сохранения высокого качества окружающей среды. Ввод экологического компонента в целевую функцию планов социально-экономического развития территорий сопряжен с обновлением состава индикаторов, используемых в планировании и мониторинге.
Так, в США в совокупность показателей, применяемых в планировании и контроле и отражающих качество жизни населения, включены: квалификация в возрасте 19 лет; продолжительность здоровой жизни; дома, неприспособленные для жизни; выбросы парниковых газов; дни со средним и высоким уровнем загрязнения воздуха; реки хорошего и высокого качества; популяции диких птиц; новые дома, построенные на освоенных землях; количество производимых и перерабатываемых отходов [1, с. 85].
Апробированы две организационные формы управления процессами реализации стратегических планов. В первом случае эту функцию выполняет структурное подразде-
ление муниципалитета, во втором - специально созданная вне муниципалитета организация, основанная на принципах частно-общественного партнерства. Существует ряд преимуществ такой организации (ее именуют «корпорацией экономического развития»): во-первых, достижение целей местного развития обеспечивается не только муниципальным финансированием, но и привлекаемыми средствами бизнеса, домохозяйств; во-вторых, ее горизонтальная структура позволяет быстро принимать решения; в-третьих, эта организация действует в привычной для бизнеса деловой среде, в рамках культуры, сориентированной на клиента [3, с. 52].
Анализ зарубежной практики свидетельствует о том, что успешная реализация стратегического плана предполагает: выработку системы измерений развития города; внедрение ежегодного мониторинга результатов достижения стратегических целей; разработку системы бюджетирования; обеспечение корреспонденции структуры ежегодного отчета муниципалитета с целями направления стратегического развития [3, с. 33-38].
Полагаем, что осуществленная нами селекция продуктивных компонентов зарубежной практики стратегического планирования социально-экономического развития городов позволит развить представления о необходимом содержании и алгоритмах такого планирования.
Их учет способен улучшить теоретическое и методическое обеспечение процесса разработки стратегических планов муниципальных образований России.
1. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М., 2002. С. 91-92.
2. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. М., 1996. С. 19-20.
3. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / под ред. Дж. Бэйтера, Б.С. Жихаревича, Н.А. Лебедевой. СПб., 2004. С. 10.
4. Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М., 2001. С. 138.
5. Местное самоуправление во Франции. М., 2005. С. 6-7.
6. Смит Т. Опросы и консультации в управлении городом // Муниципальная власть. 2005. № 2. С. 138.
Поступила в редакцию 12.05.2009 г.
Risin I.E., Shatalova E.A. Strategic planning of socioeconomic development of urban territories: foreign expe-
rience for Russian. The article presents efficient components of modern foreign experience of strategic planning of socio-economic development of the cities. Implementation of these components will allow improving organization and technology of such planning in Russia.
Key words: strategic planning of the cities; socio-economical development; principles of planning management; monitoring; indicators.
УДК 65.9
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ
© Л.А. Рыжкова
В статье определены и содержательно охарактеризованы тенденции развития современной высшей школы России, их позитивные и негативных проявления. Установление векторов изменений, происходящих в системе высшего образования страны, позволит повысить уровень обоснованности решений и действий государственных органов, управляющих ее развитием.
Ключевые слова: высшая школа; тенденции развития; предложение и качество образовательных услуг; межрегиональная асимметрия; финансирование.
Установление и оценка изменений, происходящих в ключевых параметрах «входа» и «выхода» системы высшего образования страны является необходимым условием выработки органами государственного и вузовского управления обоснованных мер тактического и стратегического характера, призванных обеспечить ее устойчивое, эффективное развитие.
Для выявления особенностей и тенденций развития высшей школы России используем статистическую базу, отражающую состояние и динамику происходящих в ней изменений. Ее анализ позволяет, прежде всего, зафиксировать заметный рост общего числа высших учебных заведений: с 514 (1990/91 учебный год) до 1090 (2006/07 учебный год), т. е. в 2,12 раза при опережающей динамике негосударственных вузов. За этот период качественно изменилась институциональная структура высшей школы: доля государственных и муниципальных вузов сократилась более, чем вдвое. Сопоставимыми темпами выросла численность студентов (в 2,17 раза), при этом доля студентов государственных и муниципальных вузов сократилась со 100 до 84,0 % [1].
Обоснованно прогнозировать дальнейшее снижение этой доли, если учесть замет-
ную разницу в темпах роста контингента студентов в общественном и частном секторах высшей школы. Так, в период с 1996 по 2006 г. численность студентов в первом увеличилась в 2,3 раза, во втором - в 8,7 раза.
При характеристике тенденции расширения масштабов деятельности высшей школы при опережающем росте ее частного сектора следует, на наш взгляд, обратить внимание на многообразие ее проявлений и социально-экономических последствий.
Во-первых, наращивая масштабы деятельности, система образования реагирует на существующий и растущий платежеспособный спрос, обеспечивая подготовку большего количества кадров высшей квалификации.
Полагаем, что значимым фактором, детерминирующим в перспективе рост контингента студентов, является отставание России от развитых стран по охвату населения в возрасте 20-29 лет образованием. Так, в 2005 г. значение этого показателя в РФ составляло 22,2 %, в то время как в Бельгии - 28 %, Великобритании - 27,8 %, Германии - 27,9 %, Корее - 27,4 %, Японии - 35,8 % [2].
Россия к тому же заметно проигрывает развитым странам и по показателю численности обучающихся на 1000 занятых в экономике (в расчет принимается население в