ВестникКГЭУ, 2018, том 10, № 1 (37) УДК 332.145
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
И.В. Юсупова1, Д.К. Селезнев2
Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, Россия 2Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
[email protected]; [email protected]
Резюме: в статье рассматривается роль стратегического планирования в развитии территории, необходимость интеграции практики стратегического планирования с теоретическими аспектами с целью решения социально-экономических проблем территории, использования и формирования конкурентных преимуществ, привлечения инвестиций, политики импортозамещения, кластерной активации и политики зонирования (создания особых экономических зон), актуализации градостроительной политики. Уделено внимание особенностям стратегирования на уровне регионов и муниципальных образований, увязке стратегических планов с оценками экономической, социальной, географической уникальности, конкурентной привлекательности муниципалитетов, градостроительства и архитектуры, а также целенаправленному использованию накопленному инструментария территориального планирования и территориального развития. Рассмотрены варианты обобщенной оценки эффективности стратегических планов развития по многим социально-экономическим параметрам.
Ключевые слова: стратегическое планирование, территориальное развитие, территориальное планирование, конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность.
FEATURES OF STRATEGY DEVELOPMENT AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVEL (ON THE EXAMPLE REPUBLIC OF TATARSTAN)
I.V. Yusupova1, D. K. Seleznev2
1The Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 2Kazan (Volga region) Federal University Kazan, Russia
[email protected]; [email protected]
Abstract: the article deals with the role of strategic planning in the development of the territory, the need to integrate the practice of strategic planning with the theoretical aspects of the strategic development of territories in order to solve socio-economic problems of the territory, the use and formation of competitive advantages, attracting investment, import substitution policy, cluster activation and zoning policy (creation of special economic zones), updating urban development policy. Attention is paid to the peculiarities of strategic planning at the level of regions and municipalities, linking strategic plans with estimates of economic, social, geographical uniqueness, competitive attractiveness of municipalities, urban planning and architecture, as well as the purposeful use of the accumulated tools of territorial planning and
territorial development. Options of the generalized estimation of efficiency of strategic plans of development on many social and economic parameters are considered.
Keywords: strategic planning, territorial development, territorial planning, competitive advantages, investment attractiveness.
В связи с принятием закона РФ от 28.06.2014г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» возрастает роль стратегического планирования социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Прежде всего, данный факт обусловлен необходимостью решения важных социально-экономических проблем. Кроме того, важность данного подхода определяется еще и тем, что сегодня необходим активный поиск методов развития территорий, в том числе повышения их инвестиционной привлекательности и кластерной активации, использования существующих и формирования новых конкурентных преимуществ.
Как отметил Джузеппе Лопполо, стратегическое планирование призвано определить местную модель устойчивой конкурентоспособности в экономических и социальных условиях. Российские города занялись разработкой стратегических планов социально-экономического развития относительно недавно. Если за рубежом бум на городские стратегии приходится на 60-70 гг. ХХ века, то в России первые стратегические планы появились лишь в конце 90-х гг. ХХ века.
Формирование различных региональных и муниципальных стратегий развития активизировалось в России лишь после кризиса 2008-09 гг. [1].
Сейчас у каждого региона или муниципалитета свое понимание стратегического планирования. Например, региональным муниципалитетом Ватерлоо, находящимся в Канаде, приводится следующая формулировка: «Стратегическое планирование - основа, которая поддерживает все другие планы, политику и проекты. В нем основное внимание уделяется действиям и будущим решениям. Это долгосрочное планирование, регулирующее приоритеты субъекта» [1].
Наиболее полная дефиниция стратегического планирования развития муниципальных образований представлена в работе Е.А. Храброва, где отмечается, что «стратегическое планирование - непрерывный процесс институционального, организационного и финансового совершенствования социально-экономической среды региона; в основе этого компромисса лежит компромисс (динамический баланс) между текущими и долгосрочными приоритетами ключевых держателей интересов развития региона, которые, в зависимости от состояния и тенденций развития макроэкономических процессов, могут трансформироваться в антикризисные стратегии, стратегии устойчивого развития или опережающего роста» [2].
Нет сомнений, что одним из факторов, являющихся катализатором стабильного развития субъектов и муниципальных образований, чаще в долгосрочной перспективе, является стратегическое планирование. Именно его методы позволяют сглаживать экономико-политические риски, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие [3].
До 2014 года существовала иерархия государственных плановых документов. Так, по мнению А.А. Орлянской, данная иерархия являлась первой серьёзной попыткой осуществления государственного планирования в рыночных условиях и была связана как с изменением социально-экономических условий, в первую очередь внешних, так и с прогнозными значениями развития экономики [4].
Сегодня в Российской Федерации формирование стратегического планирования имеет четкую последовательность и регламентируется законодательными документами, указанными ниже:
• Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»;
• Постановление Правительства РФ «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ «Об основах стратегирования в Российской Федерации»;
• Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Безусловно, упомянутые законодательные документы являются фундаментом стратегирования, на который опираются регионы и муниципальные образования. Но в стратегировании недопустим единый подход, так как субъекты и муниципалитеты имеют свои важные особенности, и существенно отличаются по:
• количеству экономически активного населения;
• экономико-географическому положению;
• условиям в сфере экономики;
• эффективности деятельности органов местного управления.
Именно поэтому каждый субъект и муниципальное образование помимо федеральных законодательных документов использует региональные или муниципальные. Так, например, стратегическое планирование в Республике Татарстан регламентируется «Законом Республики Татарстан о стратегическом планировании в Республике Татарстан» № 12-РЗ, принятым Государственным Советом Республики Татарстан 16 марта 2015 года [5]. Ввиду отличия вышеуказанных параметров, особенности регионального и муниципального стратегического планирования будут рассмотрены в частном порядке.
Стратегирование регионального развития - это систематический процесс, включающий в себя определенную последовательность действий или мероприятий. С помощью стратегирования администрация в тандеме с местными сообществами создают благоприятную картину будущего и определяют пути его достижения, исходя из существующих ресурсов. Такое планирование предусматривает:
• постановку цели и задач;
• формирование плана действий и мероприятий;
• выявление интересов общества;
• оценку доступных ресурсов и благоприятных факторов.
В целях организации качественного стратегического планирования необходимо:
• совместное участие в разработке документов администрации, бизнеса и населения;
• включение в стратегические документы всех системных разделов: мониторинг, оценка реализации, внесение необходимых критериев;
• введение различных направлений развития территории;
• разработка нормативно-правовых основ по регламентации социальных стандартов;
• введение детерминантов конкурентоспособности при формировании стратегии развития территории;
• создание законодательных механизмов взаимодействия при разработке и реализации документов социально-экономического и территориального планирования всех уровней-федерации, регионов и муниципалитетов;
• выработка четких взаимных требований социально-экономической стратегии и схемы территориального планирования по содержанию (единые сроки, показатели);
• уточнение содержания обосновывающих документов территориального планирования.
Согласно закону РФ от 28.06.2014г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия экономического развития региона должна разрабатываться и реализовываться совместными усилиями следующих органов:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
5) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации [6].
Стратегический план развития региона - это управленческий документ,
включающий в себя взаимосвязанное описание характеристик следующих аспектов деятельности по развитию региона:
• цели, поставленные перед регионом;
• способы достижения поставленной цели;
• постановка задач и их решение;
• ресурсы и мероприятия, необходимые для решения поставленных задач;
• ожидаемые результаты.
Как правило, стратегический план — это документ, в котором основное внимание уделено перспективам региона и определены ключевые факторы для каждой сферы экономики. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов; не является развернутым комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона областях. Стратегический план развития региона — не самостоятельный документ, он должен быть согласован со стратегиями развития страны и муниципальных образований этого региона.
Стратегический план не является административным документом. Скорее, это договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми органами, влияющими на развитие региона, с учетом интересов и при участии населения. Обязательное условие успешности плана — участие в его формировании органов власти областного и федерального уровня, потенциальных инвесторов, общественных организаций, населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для населения, бизнеса, власти и потенциальных внешних инвесторов.
Сегодня нередко происходит подмена понятий: стратегией называют долгосрочный план мероприятий региональной администрации, хотя это принципиально разные вещи. Если основные экономические субъекты и население (так называемые стейкхолдеры) не участвовали в разработке стратегии и их не информировали о ее содержании, то, строго говоря, это стратегией не является.
Стратегическое планирование — процесс непрерывный. Уходит в прошлое ограниченное и неконструктивное представление о том, что составление стратегического плана — это единовременная акция. «Продвинутое» руководство любого территориального образования — от маленького муниципалитета до крупного региона — начинает понимать, что это процесс не дискретный, а непрерывный. Это постоянная деятельность. Неверно думать, что «у нас уже есть стратегический план, разработанный в позапрошлом году. Осталось только его выполнить». Ложно также и представление о стратегическом планировании как о долгосрочном процессе, повторяющемся с периодичностью в несколько лет. План, однажды созданный и не скорректированный, перестает быть живым документом и представляет ценность лишь как исторический документ.
Чтобы стратегическое планирование было успешным, нужно постоянно отслеживать изменения внешней среды, изучать новые стратегические альтернативы, прогнозировать будущие вызовы, корректировать отдельные элементы стратегии. Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, — как повысить уровень благосостояния населения региона и заложить прочные основы для его повышения в будущем [7].
В качестве документов, согласующих совместные действия органов власти, населения и хозяйствующих субъектов в целях эффективного развития муниципального образования (муниципального района, городского округа, городских и сельских поселений), выступают в настоящее время самые различные виды принимаемых местных нормативно-правовых актов: концепции, стратегии, комплексные программы и планы социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционные программы.
Однако, перед органами местного самоуправления встает достаточно сложная проблема - просто копировать имеющуюся теоретическую или практическую базу стратегического планирования, разработанную для других объектов управления, местному уровню нельзя, поскольку у него есть множество своих особенностей, по отношению к которым и нужно адаптировать имеющийся опыт федерального центра, регионов или бизнес-структур. Кроме того, при осуществлении стратегического планирования на уровне муниципального образования (МО) необходимо отразить ту неоднородность и специфику территории, которая и повлияет на выбор стратегии, способной при реализации обеспечить желаемый результат.
Подходов к определению понятия «стратегическое планирование» в настоящее время существует достаточно много, но они в большей степени связаны с определением стратегического планирования бизнес-структур. Рассмотрим возможные подходы к определению стратегического планирования муниципального образования, исходя из существующей аналогии данного процесса у муниципалитета и бизнес-структур. Таким образом, стратегическое планирование - это:
• разработка долгосрочных планов социально-экономического развития муниципалитета;
• определение целей устойчивого социально-экономического развития и выбор схемы действий, соотносимых с полномочиями органа местного самоуправления, выступающего основным исполнителем планового документа, и направленных на достижение заданных перспектив;
• процесс, порожденный результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования, цель которого - помочь МО капитализировать свои сильные стороны и минимизировать слабые».
Наиболее точным определением муниципального стратегического планирования можно считать следующее: «процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития» [8].
Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами [6].
Имеют небольшие отличия документы стратегического планирования, разрабатываемые на региональном и муниципальном уровнях. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:
1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, - стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:
а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
б) бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
б) государственные программы субъекта Российской Федерации;
в) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации [9].
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
5) муниципальная программа[9].
Но независимо от уровня стратегирования, в любом стратегическом планировании можно выделить следующие задачи, закрепленные на законодательном уровне [6]:
1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики;
2) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально -экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально -экономической политики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов;
5) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
6) определение ресурсов для достижения целей и решения задач социально -экономической политики и социально-экономического развития Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
7) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
8) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
9) научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования;
10) создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования[6].
Важность стратегического планирования не оставляет сомнений. Как справедливо заметил Д. Свангер, «стратегический план - поэтапный маршрут в хорошее будущее» [9]. Это план, который служит для определения общего направления, с указанием целей и задач. В своем развитии субъект или муниципалитет оценивает свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Грамотная установка целей и задач стратегирования и их выполнение позволяет расти, решать проблемы, совершенствовать деятельность и удовлетворять потребности населения.
Отсутствие способов обобщенной оценки эффективности стратегических планов развития снижает их целенаправленность и не позволяет адекватно оценить результаты их реализации. Оценки выполнения стратегических планов производятся по многим социально-экономическим параметрам, которые с развитием страны и общества, как правило, улучшаются. 30-50 лет назад мы оценивали рост благосостояния по количеству потребления или наличия в семьях хлеба, крупы, радиоприемников, телевизоров, метров ситцевых и шерстяных тканей на человека или семью и т. д. Качество отдыха в санаториях оценивалось по прибавке веса отдыхающего за период пребывания. Сейчас другие критерии и цели не только по качеству жизни, но и по ее стабильности, устойчивости, созданию условий для здорового образа жизни и самореализации жителей. Качество стратегий развития муниципальных образований можно существенно повысить, если встроить в них оценки конкурентной привлекательности городов и регионов. Конкуренция территориальных образований происходит из-за ограниченности ресурсов развития, в первую очередь необходимых по количеству и квалификации трудовых ресурсов, наличия людей, способных к предпринимательству, притока инвестиций во все сферы производства и городского хозяйства. Конкурентная привлекательность города или региона обеспечивает ему дополнительные ресурсы развития, без которых любая стратегия становится невыполнимой. Поэтому разработку стратегического плана следует, на наш взгляд, теснее привязать к конкурентоспособности муниципального образования. Понятие территориальной конкуренции базируется на теории конкуренции предприятий, понимаемой как соревнование между предприятиями, которые поставляют товары на один и тот же рынок. В этих терминах конкуренцию территорий в целом можно определить как соревнование между регионами и городами в их стремлении «завоевать» различные целевые группы потребителей местных ресурсов и условий жизнедеятельности. При этом разноплановые интересы целевых групп в сочетании с особенностями потенциалов конкретных городов обусловливают многогранность и особую сложность определения и оценки конкурентных возможностей и путей их приращения [10] .
Муниципальные образования в последнее время все активнее стали ориентироваться на повышение результативности применения в практике местного самоуправления стратегического планирования. Конкуренция во всех областях деятельности является фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов, воли, интеллекта для достижения определенных целей [10].
С этой точки зрения необходимо пересмотреть технологию конструирования содержания стратегий, предусмотрев в ней вопросы территориального планирования, системной организации территориального развития, формирования и использования имеющихся конкурентных преимуществ, а также накопленного инструментария привлечения инвестиций, политики импортозамещения, кластерной активации и политики зонирования (создания особых экономических зон).
Литература
1. Юсупова И.В., Кашапова Л.Х. Определение стратегических ориентиров при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан // Казанский экономический вестник. 2017. № 2. С. 142.
2. Храбров Е.А. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения стратегического планирования социально - экономического развития муниципальных образований: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук. Майкоп, 2013. 28 с.
3. Гомбоева Ж.Д., Халтаева С.Р., К вопросу о стратегическом планировании в муниципальном образовании // Новая наука: от идеи к результату. 2015. С. 61-63.
4. Орлянская А.А., Ильяева Ю.М. Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 19. С. 108-112.
5. Закон РТ от 16.03.2015 № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] //Система ГАРАНТ.- Режим доступа:http://ivo.garant.ru/#/document/22523900/paragraph/1/doclist/0/selflink/0/context/Закон республики татарстан стратегическое планирование/ (дата обращения: 21.07.17)
6. Закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666 (дата обращения: 25.06.17)
7. Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов // Управленческие науки. 2012. № 2. С. 85-90.
8. Лапушинская Г.К. Особенности осуществления муниципального стратегического планирования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2013. № 20. С. 56-64.
9. Swanger D. The importance of planning// Huffpost. 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.huffingtonpost.com/dr-dustin-swanger/the-importance-of-plannin_b_8076794.html (дата обращения: 22.06.17)
10. Гринчель Б.М. /Как увязать стратегические планы с оценками конкурентной привлекательности городов // Какой должна быть хорошая муниципальная стратегия: Материалы Конкурса городских стратегий - 2014 / Под ред. Б.С. Жихаревича. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2015. 72 с.
Авторы публикации
Юсупова Ирина Валерьевна - канд.экон. наук, заместитель начальника отдела стратегического развития Министерства экономики Республики Татарстан.
Селезнев Даниил Кириллович - студент кафедры «Менеджмент» Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета.
References
1. Yusupova I.V., Kashapova L.KH. Opredeleniye strategicheskikh oriyentirov pri razrabotke strategiy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy Respubliki Tatarstan // Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. 2017. № 2. S. 142.
2. Khrabrov Ye.A. Sovershenstvovaniye informatsionno-analiticheskogo obespecheniya strategicheskogo planirovaniya sotsial'no - ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ekonom. nauk. Maykop, 2013. 28 s.
3. Gomboyeva ZH.D., Khaltayeva S.R., K voprosu o strategicheskom planirovanii v munitsipal'nom obrazovanii // Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu. 2015. S. 61-63.
4. Orlyanskaya A.A., Il'yayeva YU.M. Sovershenstvovaniye sistemy strategicheskogo planirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya // Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika. 2015. № 19. S. 108-112.
5. Zakon RT ot 16.03.2015 № 12-ZRT «O strategicheskom planirovanii v Respublike Tatarstan» [Elektronnyy resurs] //Sistema GARANT.- Rezhim dostupa:http://ivo.garant.ru/#/document/22523900/paragraph/1/doclist/0/selflink/0/context/Zakon respubliki tatarstan strategicheskoye planirovaniye/ (data obrashcheniya: 21.07.17).
6. Zakon RF ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Sistema GARANT. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70684666 (data obrashcheniya: 25.06.17).
7. Gaponenko A.L. Strategicheskoye planirovaniye sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov i gorodov // Upravlencheskiye nauki. 2012. № 2. S. 85-90.
8. Lapushinskaya G.K. Osobennosti osushchestvleniya munitsipal'nogo strategicheskogo planirovaniya // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ekonomika i upravleniye. 2013. № 20. S. 56-64.
9. Swanger D. The importance of planning// Huffpost. 2015 [Elektronnyy resurs] URL: http://www.huffingtonpost.com/dr-dustin-swanger/the-importance-of-plannin_b_8076794.html (data obrashcheniya: 22.06.17).
10. Grinchel' B.M. /Kak uvyazat' strategicheskiye plany s otsenkami konkurentnoy privlekatel'nosti gorodov // Kakoy dolzhna byt' khoroshaya munitsipal'naya strategiya: Materialy Konkursa gorodskikh strategiy - 2014 / Pod red. B.S. Zhikharevicha. SPb.: MTSSEI «Leont'yevskiy tsentr», 2015. 72 s.
Author of the publication
IV Yusupova - cand. sci. (ekon)., Deputy head of strategic development Department of the Ministry of economy of the Republic of Tatarstan.
D.K. Seleznev - a student of Department of Management Institute of management, Economics and Finance, Kazan (Volga region) Federal University.
Дата поступления 03.03.2018.