В зарубежных странах стратегия развития направлена на повышение конкурентоспособности города или территории в области передовых и научных разработок, а также на поддержку инноваций в различных сферах общественной жизни.
Также в развитых странах, особенно это ярко выражено в США и Европе, одним из основных направлений развития является предпринимательство, взаимодействия бизнеса и обучения в высших учебных заведениях, формирование экономических кластеров, рост научных парков и агентств по передаче и развитию технологий.
Еще одним из наиболее актуальных направлений стратегического планирования социально-экономического развития территорий является внешне-государственная направленность. Внешняя экономика в условиях глобализации и всемирного разделения труда требует пристального внимания и контроля. При стремлении максимизировать выгоды глобализации и ограничить негативные последствия для территорий появилась повышенная необходимость включения в программные документы территорий раздела «международное сотрудничество».
Именно при грамотно организованном процессе прогнозирования становится возможным достижение положительного эффекта от стратегического планирования. Поэтому стратегическое планирование может использоваться как эффективный инструмент повышения качества жизни общества и увеличения потенциала территории, которые обеспечиваются проведением долгосрочной политики государства и регионов на основе преемственности публичной власти [1]. Непрерывность достигается за счет согласования рекомендаций относительно муниципальных планов развития.
Основными аспектами, которые можно взять на более детальное изучение и внедрение в России являются: профессионализация деятельности по стратегическому планированию, делегирование большого количества вопросов по планированию в муниципалитеты, обеспечение обратной связи и мониторинга целей и направлений реализации проектов, преемственность стратегических документов.
Несомненно, что успешный опыт зарубежных стран может служить ориентиром для оптимизации процесса стратегического планирования в Российской Федерации, снизив тем самым негативные последствия нестабильности мировой экономики.
Список литературы
1. Воробьев А.В. Эволюция научных взглядов на стратегическое финансовое планирование за рубежом // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. 2011. № 29. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20382399_66919839.pdf/ (дата обращения: 11.11.2017).
2. Латыпов Р.Ф. Феномен «частного государства» в глобальном экономико-политическом процессе // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2012. № 5. С. 14-19.
3. Мирзоева С.М. Зарубежный опыт стратегического планирования городского округа. // Экономика и предпринимательство, 2015. № 3. С. 200-203.
4. Сенчагов В.К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики // Вопросы экономики, 2013. № 7. С. 152-158.
5. Щербакова Ю.В. Актуальные проблемы региональной экономики // Молодой ученый, 2015. № 14. С. 306-309.
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ
Пилипенко К.В.
Пилипенко Константин Владимирович - магистрант, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Аннотация: зарождение системы стратегического планирования социально-экономического развития в России обусловлено переходом от плановой к рыночной экономике. В настоящее время научно-теоретическая и практическая база стратегического планирования в России находится на стадии активного формирования. Однако, анализ уже существующей системы стратегического планирования в России позволяет выявить как ряд её достоинств, так и недостатков. Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, стратегический менеджмент.
В условиях современных реалий формирование в России системы государственного стратегического планирования имеет первостепенное значение, особенно в силу наличия противоречий рыночных регуляторов экономики.
Формирование и укрепление нормативно-правовой базы системы стратегического планирования является первоочередной задачей в настоящее время. Поэтому для выполнения этой задачи был принят Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [1], принятие которого также свидетельствует об осознании законодателем проблем нормативно-правового регулирования стратегического планирования и функций целеполагания.
Так, федеральный закон также создал правовую основу для функционирования системы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и в области социально-экономического развития, которые позволяют решать задачи обеспечения безопасности страны, повышения качества жизни населения и роста российской экономики.
Также закон закрепил основные понятия и определения, использующиеся в сфере планирования, в том числе дал определение стратегическому планированию. Стратегическое планирование - это деятельность по целеполаганию, прогнозированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, сфер государственного и муниципального управления и отраслей экономики, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности.
В научной литературе проблематике прогнозирования и планирования в экономике уделяется немало внимания. О.Е. Орлова выделяет планирование в широком и узком смысле слова. Планирование в широком смысле - это метод управления объектом, в узком смысле - это процесс составления плана как документа [3]. В процессе планирования генерируются новые идеи о возможностях развития и расширения сфер влияния, и меняется представление о будущем. Для закрепления результатов планирования и проведения последующего анализа и отчетности применяется документальная форма - план.
Тихомиров Ю.П. считает, что опыт прошлых лет показывает явную недооценку прогнозов в процессе законотворческой деятельности: она явно не соответствует существующим реалиям и изменениям в внутригосударственной и внешнегосударственной деятельности страны [4].
Проблема планирования социально-экономического развития России и регионов является актуальной, поскольку каждый регион имеет отличительные характеристики, обусловленные социально-экономическими, географическими, этническими и иными различиями. Именно поэтому практический и научный интерес к этой теме не случаен: необходима детальная проработка всех возможных вариантов планирования и рассмотрение всех особенностей каждого региона в отдельности.
В процессе планирования стратегии развития России и регионов наблюдается недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования. Так, необходимо обеспечить процесс прогнозирования силами российских специалистов, наладить взаимодействие между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, привлечь ведущие общественные организации и перенять удачный опыт крупных российских корпораций в той мере, в которой это необходимо. Таким образом, нужно провести организационную работу на всех уровнях публичной власти [2]. Это будет следующей ступенью на пути к реализации принятого ранее Федерального закона о стратегическом планировании.
Следует обратить внимание на разработку и внедрение методологии проектного управления, которая будет полезна для всей системы управления экономикой регионов [5].
Для наиболее эффективного планирования стратегии экономического развития всей России, необходимо детально проработать стратегию экономического развития регионов. Для этого целесообразно обратиться к опыту других регионов, уже успешно прошедших этап планирования, крупнейших консультационных фирм и разработками ученых по данной проблеме.
Однако зачастую смена органов исполнительной и законодательной власти в порядке переизбрания может приводить к утрате действенных механизмов управления, планирования и контроля над социально-экономическими процессами и к потере преемственности, особенно при выборе нового курса развития региона.
Для достижения наиболее результативного правоприменения в процессе стратегического планирования необходимо руководство из опытных руководителей, которые обладают знаниями в области государственного управления и управления проектами, владеют навыками организации бизнес-процессов и взаимодействия между составными частями существующей структуры.
Следует организовать группы стратегического лидерства, которые могли разрабатывать главные аспекты стратегии развития - это экономический рост, развитие человеческого потенциала, развитие инфраструктуры и т.д. [6].
Объемы информации, подлежащей аналитике, очень велики, поэтому специалистам бывает сложно ориентироваться в ней. Вследствие чего выводы анализа носят отвлеченный, очень размытый характер. Этот аспект надо прорабатывать путем повышения квалификации специалистов и путем преемственности опыта более успешных субъектов правового пространства.
А аналитическое видение будущего очень важно для органов власти, так как все решения должны строиться на основе общей концепции развития, политика в целом должна носить согласованный характер. Таким образом, политика публичной власти не должна противоречить установленному плану и концепции.
Также для решения указанных проблем может потребоваться формирование проблемно-ориентированной группы, которая разрабатывает видение будущего региона или муниципального образования и соответствующие ему стратегические инициативы. Соответственно, для определения главнейших направлений можно обратиться к населению.
Критически важно, чтобы все поступающие предложения детально рассматривались и оценивались всеми ключевыми участниками процесса разработки стратегии развития, а также привлеченными профессионалами. Совместный стиль управления приобретает все большее значение в современном построении системы планирования. А применение директивных методов не будет работать столь же эффективно из-за узости подхода к рассмотрению проблемы.
Возможен также вариант проведения открытого конкурса на разработку стратегического видения состояния региона или муниципального образования. Таким образом, будет широко привлечена общественность к разработке будущей концепции: можно будет выдвигать проекты, обсуждать, вносить изменения и оценивать идеи с различных ракурсов. Это повлечет повышение эффективности и точности в стратегическом планировании социально -экономического развития страны и её субъектов.
Принятие важнейших концептуальных документов стратегического планирования удовлетворило потребность в государственном управлении данным процессом, но породило множество проблем организационного характера, перечисленных выше, которые необходимо решать для повышения эффективности применения правовых норм.
Таким образом, принятие нормативно-правового регулирования стратегического планирования внесло существенные изменения в построение прогнозных планов, упорядочило процесс создания, принятия и контроля документов в рамках государственного целеполагания и прогнозирования. Однако остался ряд вопросов организационного характера, требующих разрешения в процессе дальнейшей деятельности публичной власти.
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garantru/70684666/1/ - block_100/ (дата обращения: 11.11.2017).
2. Магданов П.В. Современный подход к стратегическому планированию // ARS ADMTNISTRANDI, 2011. № 1. С. 78.
3. Орлова О.Е. Техника планирования: ключевые моменты и краткие рекомендации // Руководитель автономного учреждения. № 4, апрель 2011 г. С. 45.
4. Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права, 2014. № 3. С. 98.
5. Гайдук В.И., Такахо Э.Е. Методы и инструменты стратегического планирования // Научный журнал КубГАУ. Scientific Journal of KubSAU. [Электронный ресурс], 2014. № 103. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-instrumenty-strategicheskogo-planirovaniya/ (дата обращения: 11.11.2017).
6. Магданов П.В., Падей В.Ю. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона // ARS ADMINISTRANDI. [Электронный ресурс], 2011. № 3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemystrategicheskogoplanirovaniyasotsialnoekonomicheskogorazvitiy a-regiona/ (дата обращения: 09.11.2017).