Научная статья на тему 'Зарубежный опыт стратегического планирования регионального экономического развития'

Зарубежный опыт стратегического планирования регионального экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5055
1548
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быдтаева Эвелина Евгеньевна

В работе анализируется зарубежный опыт стратегического планирования регионального экономического развития. Выявляются общие черты и различия в подходах к организации этого процесса в некоторых развитых странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт стратегического планирования регионального экономического развития»

их использования, возможностей адаптации персонала, реализации миссии и достижения стратегических целей организации в целом.

Процессно-стоимостная модель позволяет оценивать эффективность деятельности банковской организации в различных разрезах, в том числе в разрезе бизнес-процессов.

Наиболее прогрессивным в современной банковской среде является наделение подразделений статусами центров прибыли, центров инвестиций и бизнес-единиц с передачей им соответствующих прав, полномочий и ответственности.

Целесообразно построение структур управления в распределенных архитектурах, поскольку это повышает их гибкость, устойчивость по отношению к пиковым нагрузкам, сохраняет потенциал повышения эффективности.

Целесообразна активизация внутренних ресурсов персонала коммерческого банка в рамках используемой организационной структуры управления посредством развития у сотрудников лидерских компетенций, внедрения в организациях элементов управления на основе ценностей организации.

Библиографический список

1. Алавердов А.Р. Менеджмент персонала в коммерческом банке / А.Р. Алавердов. - М.: Маркет ДС, 2008. - 360 с.

2. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банк / Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. - М.: Высшее образование, 2008. - 424 с.

3. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR / А. Зверинцев. -М.: ЮНИТИ, 2008. - 292 с.

4. Климовия В.П. Организация деятельности коммерческих банков / В.П. Климовия. -М.: БГЭУ, 2007. - 480 с.

5. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-бизнес. 2003. - 320 с.

6. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика / А.Г. Маклаков. - СПб., Питер, 2008. - 480 с.

7. Синки Дж. Менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг / Дж. Синки. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 1024 с.

8. Управленческая культура организаций / сост. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - М.: Класс, 2006.

9. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

10. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков. - М.: Дело, 2007. -600 с.

Э.Е. Быдтаева

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В работе анализируется зарубежный опыт стратегического планирования регионального экономического развития. Выявляются общие черты и различия в подходах к организации этого процесса в некоторых развитых странах мира.

Ключевые слова: стратегическое планирование, региональное экономическое развитие, зарубежный опыт.

© Быдтаева Э.Е., 2013

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют сформировавшуюся систему разработки стратегий регионального экономического развития. Различия в практике функционирования ее механизма определяются масштабами планирования, основными задачами и функциями стратегических планов, применяемыми подходами к их разработке и воплощению.

Механизм стратегического планирования экономического развития в Германии опирается на четырехуровневое территориальное планирование [1]. На федеральном уровне устанавливаются рамочные условия пространственного развития экономики для территории ФРГ. Ответственность за их разработку несет Федеральное министерство территориальной организации, строительства и градостроительства. На уровне федеральных земель разрабатывается земельная программа территориальной организации, в которой закрепляются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли.

Промежуточным звеном между земельным и муниципальным планированием выступает региональный уровень (в составе федеральных земель). Региональное стратегическое планирование экономического развития осуществляется с помощью региональных плановых союзов, имеющих широкие хозяйственные и общественные связи. Региональное планирование конкретизирует главные цели, сформулированные плановыми органами, на уровне земель. Вместе с тем на региональном уровне плановые решения, принятые отдельными общинами в их составе, координируются и приводятся в соответствие с целями земельного планирования.

Местное планирование выступает низшей ступенью в системе территориального планирования ФРГ, которая находится в компетенции местного самоуправления. Основными составляющими местного стратегического планирования экономического развития являются планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства. На муниципальном уровне осуществляются формирование комплексного плана экономического развития общины, а также стратегии строительства на ее территории, принимающей форму закона в Федеральном своде законов о строительстве для территории ФРГ. На этом уровне устанавливаются рамки полномочий при реализации стратегических мероприятий, а также осуществляется координация и контроль за деятельностью основных субъектов развития экономики в соответствии с поставленными стратегическими задачами.

Механизм стратегического планирования экономического развития в Германии опирается на достижение консенсуса экономических интересов основных стратегических игроков в регионах. Это позволяет консолидировать усилия общества в достижении стратегических целей.

Во Франции большинство мероприятий в рамках стратегических планов экономического развития не преследует достижение каких-либо региональных целей, но в целом стратегии имеют определенное пространственное выражение. Стратегией, которую разрабатывает Генеральный Комиссариат по планированию, определяются актуальные региональные проблемы и перспективы; специфика частного сектора в пространственном экономическом развитии, формулируются принципы пространственного планирования, конкретизируется пространственное развитие в масштабе европейских территориальных категорий, определяются направления по укреплению сотрудничества между государствами членами Совета Европы и участию в нем регионов и отдельных субъектов экономики. Региональная составляющая в формировании и реализации стратегии экономического развития, рассматриваемая во Франции, как и в большинстве стран Европы, как явление постоянное, делает акцент на реструктуризацию регионов, максимальное использование их внутреннего потенциала развития, поддержку малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем, следует отметить, что не столько сама стратегия экономического развития, сколько механизм ее разработки позволяет координировать интересы государства и других субъектов экономики и объединять их усилия в решении важных экономических проблем. Он основывается на консультировании и согласовании параметров государственного плана с представителями частного бизнеса. При этом в плановый процесс непосредственно вовлекаются все субъекты экономики, включая региональные и местные власти [2]. На основе таких согласований структура стратегии конкретизируется за счет включения в нее частных инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим ориентирам развития национальной экономики.

Стратегические планы экономического развития характеризует четкое разделение обязательных и прогнозных аспектов. Это позволяет говорить о том, что стратегия во Франции является средством активного информационного влияния государства на развитие национальной экономики. В целом же механизм формирования стратегий экономического развития обеспечивает эффективное функционирование французской системы планирования в качестве индикатора ожидаемого состояния экономической конъюнктуры.

Стратегическое планирование экономического развития в Японии опирается на стройную систему государственных органов, занимающихся разработкой и контролем исполнения региональных программ. Главными из них являются Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории при кабинете министров Японии. Первый разрабатывает основные направления развития экономики страны с учетом регионов, второй - конкретно региональные аспекты. Размещением предприятий и определением региональной экономической политики занимается Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство строительства. Значительная работа по разработке программ и планов по заказам государственных органов осуществляется частными научными и другими организациями. Нацеленность стратегий регионального экономического развития Японии на комплексное развитие страны обусловливает важную роль экономического районирования, выступающего основой экономического анализа и планирования развития страны в целом. Схемой деления Японии на экономические районы и префектруры пользуется преобладающее большинство организаций.

В последние годы в решении вопросов регионального развития в рамках новой концепции «Развитие региона - своими руками» [3] усиливается роль местных органов управления - префектур. В результате передачи в ведение местных властей на правах автономии решения всех вопросов экономического развития территорий изменяется и механизм формирования стратегий регионального экономического развития. На уровне префектур функционируют отделы развития районов, планирования, привлечения предприятий и т.п. Многие имеют консультативные советы по развитию территории, охране местных ресурсов. В стратегических планах разрабатываются и осуществляются меры по специализации промышленности и развитию производственной инфраструктуры внутри каждого региона. В рамках упомянутой концепции региональное сообщество современной Японии приобретает автономность, проводит планирование и реализацию проектов, в то время как правительство осуществляет общую поддержку. Этот метод получил название регионального развития на основе внутренних ресурсов.

В Японии процесс стратегического планирования экономического развития и реализации стратегий достаточно четко оформлен законодательно. Вместе с тем общегосударственные планы социально-экономического развития не являются законами. Выраженные в виде отдельных государственных программ, они формально приобретают характер ориентиров, в соответствии с которыми выстраивается деятельность экономических субъектов. Од-

нако на практике обязательность выполнения параметров государственного стратегического плана сравнима с диктуемой законодательно [4]. Это объясняется целым рядом проявлений национальной специфики.

Механизм реализации стратегии экономического развития во многом опирается на одну из важнейших черт японской нации - жесткую ориентацию на достижение групповых целей. Уже только в силу этой особенности японского характера подавляющее число японских компаний планируют свою деятельность, исходя из показателей национальной стратегии. Стратегия экономического развития нации, которая определяет основные направления налаживания базовой инфраструктуры: оснащение портовых сооружений, развитие крупных промышленных зон, строительство скоростных железных и автомобильных дорог, и проч., используется частным сектором в качестве важной базовой информации при долгосрочном планировании экономической деятельности.

Действенным средством подчинить национальным интересам развитие отдельных компаний выступает административное руководство. Масштабное и интенсивное использование государственными ведомствами Японии неформального принуждения представителей частного бизнеса к действиям определенного характера (отсюда термин «Japan-corporation») опирается на применяющийся в Японии метод определения спектра инструментов развития регионов со стороны центрального правительства и возложения его реализации на региональные органы. В соответствии с этим методом центральное правительство определяет общую направленность инструментов развития, учитывая которую регионы, приняв во внимание собственные отличительные особенности, составляют региональные планы и реализуют их после утверждения правительства. Это позволяет консолидировать усилия японской нации в преодолении наиболее важных проблем, стоящих перед ней на каждом отдельном этапе развития.

В Китае государственное стратегическое планирование экономического развития имеет комплексное нормативно-законодательное обеспечение. Определяя процедуры разработки планов, а также механизмы их реализации, оно влияет на лежащие в основе этого процесса базовые алгоритмы информационной взаимосвязи между субъектами экономического развития. Комплексная система стратегического планирования охватывает все уровни управления в Китае [5]. Механизм формирования и реализации стратегий экономического развития буквально «пронизывает» все элементы общества. Стратегические направления комплексного экономического развития Китая определяет Государственный плановый комитет. Основные параметры деятельности субъектов экономики самостоятельно определяются в соответствии с национальными приоритетами и либо непосредственно, либо в косвенной форме отражаются в государственных планах развития народного хозяйства [6]. Любые корректировки стратегических планов на уровне провинций и национальных районных автономий согласовываются с вышестоящими органами. Практически неограниченная самостоятельность субъектам регионального экономического развития предоставляется в вопросах, оставшихся вне сферы государственного планирования.

Механизм реализации стратегий регионального экономического развития опирается на доминирование государственного сектора экономики и его сочетание с частным. Целый ряд показателей государственного стратегического плана является обязательным для выполнения, его отдельные параметры выполняют роль индикаторов желаемого развития. Выполнение показателей, регламентируемых госпланом, жестко контролируется.

В США формально целостных стратегических планов экономического развития не разрабатывается. Национальные приоритеты развития экономики находят отражение в докладах главы государства. В рамках национальных приоритетов в регионах на разных уров-

нях разрабатываются и реализуются многочисленные программы. Так, только на уровне штатов власти США осуществляют свыше 6 тысяч программ экономического развития. Основой разработки подобных программ являются прогнозы, составляемые целой сетью специализированных учреждений по разработке прогнозов, работающих по контрактным заказам. В целом ряде штатов функционируют специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов. При аппарате президента функционирует статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства.

Стратегическое планирование регионального экономического развития осуществляется на основе единой сетки девяти экономических районов страны. Она является базой для осуществления комплексного подхода к регулированию регионального развития, ответственность за реализацию которого возложена на специализированное учреждение - Администрацию экономического развития (ранее - Администрация районной планировки), призванную заниматься депрессивными регионами, контролировать их развитие в соответствии с национальной стратегией, используя для этого всевозможные меры, от налоговых скидок до прямого государственного финансирования отдельных проектов и размещения правительственных заказов [7]. Система централизованного стратегического планирования регионального экономического развития в США опирается на тотальную компьютеризацию сбора, классификации, группировки, первичной обработки, хранения и передачи информации, значимой для выработки стратегических решений. Арсенал применяемого программно-целевого инструментария постоянно совершенствуется. Весьма характерен в данном отношении тер-рабитный проект (Terra project), запущенный администрацией США под эгидой национального научного фонда, направленный на обеспечение революционной скорости обработки информации [8], который является ярким свидетельством высокого уровня индустриализации централизованного планирования.

Реализация национальных приоритетов обеспечивается действием слаженного механизма взаимодействия целевых программ, государственных закупок, институтов развития, специально создаваемых организаций. Основу государственного хозяйствования, планирования и прогнозирования составляет механизм правительственных расходов на товары и услуги, посредством которого в экономике США распределяется до 40 % валового национального продукта, и функционирование которого подробно регламентировано. Четкие параметры приоритетов общенационального развития в США позволяют соотносить с ними действия различных субъектов региональных экономик. Стремление подчинять свое развитие этим приоритетам всячески поощряется фискальными послаблениями, льготными заказами, доступом к информационным базам и прочими мерами. С позиции соответствия национальным интересам оценивается деятельность различных министерств и ведомств. Все это стимулирует интеграцию различных сфер общества, отраслей экономики, связывает воедино их интересы.

Обобщение основных параметров процесса стратегического планирования экономического развития в развитых странах на разных этапах развития позволяет выделить следующие основные подходы к обеспечению его функционирования. Наиболее упрощенный подход сводится к централизованной разработке прогноза развития национальной экономики на ближайшую или долгосрочную перспективу с детализацией макроэкономических параметров по отдельным сферам экономики или отраслям. С учетом прогноза выдвигаются цели развития, достижение которых рассматривается как желательное с общенациональных позиций. Разработку средств достижения поставленных целей стратегический план не предусматривает. Такой план-прогноз выступает в качестве ориентира развития для субъектов

экономики, никак не ограничивая свободу их деятельности, что фактически сводится к выполнению им информационной функции.

Другой подход связан с формированием стратегий регионального экономического развития на основе определения целей развития и выработки средств их достижения. Стратегия выступает в качестве инструментальной модели для обоснования параметров государственного регулирования экономики. Разработка стратегии, осуществляемая централизованно, опирается на параметры развития государственного сектора как основного планируемого объекта. Ее компоненты, затрагивающие частный и смешанный секторы экономики, носят вероятностный характер.

Для субъектов государственного сектора параметры стратегии ложатся в основу их деятельности, для прочих субъектов экономического развития - не оказывают определяющего влияния на характер принимаемых ими решений. Такой подход близок к трактовкам народнохозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в СССР в 90-е годы. Основная функция такого стратегического плана - информационная. Он также выполняет функции: координирующую и стимулирующую - для субъектов госсектора экономики; ориентирующую - для остальных субъектов (об этой функции можно говорить, принимая во внимание, что представители частного и смешанного сектора экономики, будучи свободными в принятии решений, выстраивают свой бизнес с учетом конкретной направленности развития части экономических агентов, представленных государственными предприятиями).

Один из подходов к обеспечению функционирования механизма стратегического планирования экономического развития связан со значительно более сложным и трудоемким процессом разработки стратегического плана. Параметры стратегии формируются на базе информационного взаимодействия всех заинтересованных сторон, направленного на достижение компромисса между ними. Результативность планирования в значительной степени определяется переговорами и консультациями представителей государственных органов и различных групп бизнеса, представляющих различные регионы. По степени тщательности обоснования акцент планирования смещается в сторону определения целей развития. Определение средств достижения целей носит характер выбора наиболее рационального варианта поведения, одобренного всеми заинтересованными сторонами. Такая стратегия выполняет не только ориентирующую функцию, так как основывается на учете интересов экономических агентов, но и координирующую, поскольку разработана в результате реального взаимодействия. При этом она носит рекомендательный характер и не ограничивает свободы выбора путей развития субъектов экономики.

Механизм формирования стратегии экономического развития на основе такого подхода в наибольшей степени обеспечивает комплексное выполнение важных методологических принципов этого процесса, включающих комплексность, системность, оптимальность, адаптивность, ограниченность ресурсного обеспечения. Комплексность выражается в полноте учета всех последствий планирования в отношении как объекта планирования, так и его внешней среды. Принцип системности заключается в необходимости учета того, что планируемый объект может представлять собой сложный процесс или явление, состоящее из совокупности взаимосвязанных элементов, или сам являться частью какой-либо системы. Этот принцип находит непосредственное выражение в процедурах согласования процессов макроэкономического планирования, планирования экономического развития на уровне регионов и микропланирования (на уровне предприятий).

Оптимальность означает ориентацию планирования на достижение наиболее рациональными способами наилучших параметров состояния и развития планируемого объекта. Реализация этого принципа в значительной мере обеспечивается механизмом согласования

на основе компромиссов интересов субъектов планирования, которые одновременно выступают в качестве объектов планирования. Адаптивность предусматривает возможность увязки показателей плана с изменяющимися параметрами как объекта планирования, так и внешней по отношению к нему среды. Ограниченность ресурсного обеспечения предполагает наиболее рациональное и эффективное использование всех видов ресурсов как в процессе планирования, так и в ходе реализации планов. Для представителей микроуровня экономики, широко привлекаемых к процессу планирования, эффективное использование ограниченных ресурсов в условиях рынка вообще является не просто залогом успеха, но условием существования.

Механизм формирования стратегий экономического развития, функционирование которого обеспечивается на основе рассматриваемого подхода, характерен для системы индикативного планирования.

Использование индикативного планирования - характерная черта экономик, которым за последние 60 лет удалось из развивающихся стать развитыми. В их числе восточноазиат-ские «тигры»: Япония, Южная Корея, Тайвань, сумевшие за два десятилетия сократить отставание от США по душевому ВВП на 30 пунктов или более при начальном уровне около 20 % [9], а также европейские страны: Греция, Испания и Португалия. Очевидный эффект применения на практике данного подхода к формированию стратегий экономического развития, по мнению исследователей, обусловлен лежащим в его основе механизмом согласования основными субъектами экономики приоритетов и направлений развития, а также координации их усилий.

Упрощение и снижение трудоемкости процесса стратегического планирования, привела к возникновению четвертого подхода к разработке плана. Преемственность указанных подходов выражается в том, что план разрабатывается на основе консультаций заинтересованных сторон, цели определяются в результате компромисса и обусловливают выбор оптимального варианта поведения экономических субъектов; план носит рекомендательный характер. При этом четвертый подход к планированию отличает:

- смещение процесса на региональный уровень управления (на общенациональном уровне государством в проект плана закладываются лишь ключевые макроэкономические параметры), что значительно упрощает механизм согласования интересов участвующих в нем сторон;

- ограничение сторон, участвующих в разработке планов, представителями государственных органов и наиболее влиятельных субъектов экономики (крупных предприятий, их объединений и т.п.), что также упрощает процедуру планирования.

Очевидно упрощение механизма стратегического планирования экономического развития за счет сокращения количества субъектов планирования как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезе экономики. Соответственно снижается роль и значимость стратегии как информационно-ориентирующего документа для субъектов экономики в масштабе государства. Это отчасти является следствием того, что стратегия отражает интересы далеко не всех основных субъектов развития экономики, но в большей степени - того, что одной из слабых составляющих процесса формирования стратегии является механизм согласования интересов различных сторон на общенациональном уровне.

Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что способы и алгоритм принятия плановых решений субъектами экономического развития при формировании стратегий регионального экономического развития могут существенно варьировать. Подходы к организации стратегического планирования регионального экономического развития могут различаться по степени соответствия потребностям развития экономики, числу и составу

субъектов, вовлекаемых в данный процесс, уровню агрегирования планово-аналитической информации, степени согласования ее структурных составляющих и целому ряду других параметров. Совершенствование этих механизмов неизбежно будет строиться на основе творческого осмысления отечественного и зарубежного опыта с учетом российской специфики.

Библиографический список

1. Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования // Управление развитием территории. - 2007. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gisa.ru (дата обращения 6.06.2013).

2. Delorm R., Andre Ch. L'Elat et L'economie. - Paris:Ed. Senit, 1993; Quinet E. La planification française. - Paris: PVF, 1990.

3. Масатакэ В. Послевоенная политика развития регионов в Японии и рекомендации для России. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dailystroy.ru (дата обращения: 20.09.2010).

4. Tani Konichi. Planning Through National Consensus / Work in Business United Nations University. -Tokyo. Vol.10. May 1997. - P. 7.

5. Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. В 2 т. Т. 1. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006.

6. Китай 2005. - Пекин: Синьсин, 2005.

7. Мищенко В.В. Зарубежный опыт регионализации экономики страны территории [Электронный ресурс]. - URL: http://www.polbu.ru (дата обращения 18.11.2012).

8. Губанов С. Промышленная политика и государство // Экономист. - 2004. - № 7. - С. 13.

9. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. - 2008. -№ 4. - С. 15-16.

В.Б. Васильева П.Н. Захаров

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье сформулированы такие понятия, как потенциал, социально ответственный бизнес. Рассмотрены признаки социальной ответственности фирмы и сделаны выводы.

Ключевые слова: потенциал, местный бизнес, социальная ответственность.

Будущее процветание муниципального образования зависит от его организационного потенциала, т.е. способности привлечь к достижению поставленной цели все те организации и тех людей, которые могут внести в этот процесс свой позитивный вклад. Необходимо обозначить возможных партнеров и оценить их потенциальную полезность. В условиях развития теории социализации бизнеса основным партнером в развитии муниципального образования может стать местный бизнес.

Понятие «потенциал» (от лат. potentia) означает возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях [1]. В более широком смысле потенциал - это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели. Ор-

© Васильева В.Б., Захаров П.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.