№ 3, 2001
введенное определение не является стро- лозков Д.П. Курс высшей математики: Интег-Строгое определение общего решения дано ральное исчисление. Дифференциальные урав-
работе: Шестаков А.А., Малышева И.А
нения. Векторный анализ. М., 1987.
УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
И.И. Борисов, ректор Воронежского государственного университета,
профессор,
С.А. Запрягаев, первый проректор Воронежского государственного
университета, профессор,
B.C. Листенгартен, ученый секретарь Воронежского государственного
университета, доцент
Развитие всех уровней системы обра-шия, структурные и экономические преобразования в стране, возросшая роль ав-
Содержание данных договоров включает в себя совместное составление рабочих учебных планов и программ учебных дис-
тономии высших учебных заведений, де- циплин и их методического обеспечения,
централизация управления системой обра-
зования выявили ряд тенденции, приводящих к отрыву возрастающих требований системы высшего профессионального образования к выпускникам средних школ от уровня, достигаемого учащимися в школе.
Такое положение и стремление высших учебных заведений к пополнению студен-
широкое участие университетских преподавателей в учебном процессе школы. За статусом «школа при вузе», как правило, стоит многолетний опыт совместной работы школы с факультетами и кафедрами ВГУ.
2. Создание специализированных классов (с углубленным изучением учебных дисциплин) в школах, имеющих с уни-
ческой среды наиболее подготовленными верситетом договор о сотрудничестве. За-
и профессионально ориентированными уча- дача таких классов - оказать учебно-ме-
щимися стимулирует процесс раннего «проникновения» системы высшего образова-
тодическую поддержку продвинутому школьному образованию для групп учащих-
ния в среду общего среднего образования, ся конкретной школы. Обычно эти классы
создавая комплекс условий для обеспечения плавного, целенаправленного непрерывного образования.
Реализуя программу интеграции систем образования, Воронежский университет проводит такую работу по нескольким основным направлениям.
1. Включение общеобразовательных учебных заведений в состав и структу-
способствуют ранней профессиональной ориентации учащихся и расширению их кругозора в одном определенном направлении. Накопленный опыт, учитывающий интересы и устремления учащихся, чаще всего приводит к формированию классов физико-математического, химико-биологического, экономического и историко-филологического профиля. Набор учащихся в них, форми-
ру университета. На сегодняшний день рование учебно-методической документа-
это гимназия Н.Г. Басова, педагогическая ции и организация учебного процесса осу-
гимназия № 5 и гуманитарная гимназия ществляются при непосредственном уча-
стии университетских преподавателей. Договор со школой заключается на срок от 3 до 5 лет, а его выполнение постоянно ана-
№ 2 (Воронеж), Верхнемамонская школа (Воронежская обл.). В официальном наименовании каждого такого учебного за-
ведения указано «при Воронежском госуни- лизируется и контролируется совместно
верситете». И это не формальное уточнение, школой и университетом,
а выражение сущностной особенности учеб- В настоящее время университет имеет
ного заведения, закрепленной комплексом договоры о сотрудничестве с 40 школами
контактов и договоров с университетом. города и области, обеспечивая одновремен-
© И.И. Борисов, С.А. Запрягаев, B.C. Листенгартен, 2001
зГ-
• Л Л г#Л
с- ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ !
но организацию и проведение учебных прак- факультетских). Подготовительные кур-
тик студентов на базе таких школ и классов.
Создание специализированных классов университет рассматривает как подготовительный этап в процессе более широкой
сы дают возможность слушателям углубить знания школьной программы, восполнить пробелы на основе требований, предъявляемых к абитуриентам на всту-
интеграции учебного заведения с системой пительных испытаниях. Курсы достаточ-
университетского образования в целом.
3. Организация научных обществ учащихся (НОУ). НОУ при Воронежском университете было открыто 15 лет назад времени (9-, 6-, 3- и 1-месячные), позволя-
но гибко учитывают запросы и интересы слушателей, имеют очную, очно-заочную и заочную формы обучения, разнятся во
для работы с учащимися школ города и региона, проявившими склонность и интерес к научно-исследовательской работе.
ют получать индивидуальные консультации, самостоятельно формировать набор учебных дисциплин для изучения (от 1 до 4). За
Под руководством преподавателей ВГУ и годы работы они доказали свою эффектив-
ность и завоевали популярность среди учащихся. Следует отметить, что учителя
лучших учителей школ члены НОУ работают над избранными темами, постигая
азы исследовательской деятельности, по- школ внимательно относятся к требовани-
знают трудности и радости научного творчества; Ежегодные конференции НОУ позволяют подвести итоги проделанной работы и становятся для всех участников ярким праздником общения. На этих конфе-
У * *
ренциях, охватывающих широкии круг проблем, особенно рельефно проявляется пло-
дотворность взаимодеиствия ученых с учащейся молодежью, университета со школами. Так, на итоговой конференции НОУ в 1999 г. работали 13 секций и 38 подсекций, было представлено 593 доклада, большая часть которых отличалась высоким • ♦
научным уровнем и повышенным интересом учащихся к исследуемой Проблеме.
Отделения и секции НОУ развивают заложенные ранеетрадиции «школ юных», предметных кружков в школах, не подменяя их, а содействуя их целеустремленной работе.
4. Проведение конкурсов и олимпиад для школьников. Мероприятия организуются в сотрудничестве с органами управления образованием области и направлены на выявление наиболее способной молодежи.
Ф I »_
Обычно они проходят в 2 - 3 тура, что позволяет принять участие в творческом соревновании большому числу школьников, проявляющих повышенный интерес к математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике, истории, русскому языку и
ям подготовительных курсов, охотно осваивают их учебно-методические материалы, подготовленные университетскими преподавателями. Работа подготовительных курсов организуется непосредственно в университете, что приобщает будущих студентов к условиям обучения в ВГУ.
6. Функционирование подготовительного отделения. Вопреки экономическим трудностям университет сохранил такую форму довузовской подготовки молодежи, ориентируя ее на социально не защищенные слои населения. Если подготовительные курсы являются хозрасчетным подразделением университета, то подготовительное отделение действует на бюджетной основе и позволяет слушателям подготовиться к дальнейшей учебе в вузе. Обучение на отделении осуществляется в течение одного учебного года по очной форме.
Необходимо подчеркнуть, что и подготовительные курсы, и подготовительное отделение не ограничиваются только задачей подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям, но и ведут работу, направленную на то, чтобы познакомить слушателей с требованиями и организацией вузовского учебного процесса, облегчить для первокурсника неизбежный период адаптации к университетской системе образова-
литературе, Иностранным языкам, психоло- ния. Этому способствуют как качествен
гии и педагогике. Как правило, победители
• I. * •
олимпиад получают преимущественное или льготное право на зачисление в ВГУ.
5. Функционирование подготовительных курсов (общеуниверситетских и
ныи подбор преподавателей, хорошо знающих особенности учебного процесса в общеобразовательной школе и университете, так и форма организации учебного процесса, сочетающая лекции и практические занятия.
№ 3, 2001
7. Работа с абитуриентами, поступающими на факультеты университета по «целевому набору». Как правило, «целевой набор» составляют учащиеся выпускных классов сельских школ, рекомендованные органами управления образованием для учебы на факультетах педагогического профиля. На основе квот, определенных договором между университетом и управлениями образованием областей Центрального Черноземья, такие абитуриенты получают предварительные консультации и навыки на практических занятиях, обеспечиваются программами и методическими материалами для самостоятельной работы. Университет стремится к тому, чтобы кандидатуры абитуриентов определялись в начале учебного года, что дает время для организации индивидуальной работы с ними.
8. Работа преподавателей и ученых университета по повышению квалификации учителей. Этому направлению отводится особая роль, и оно реализуется через различные формы: чтение обзорных и проблемных лекций, постановку специальных курсов по новым и наиболее сложным проблемам науки и учебной программы, проведение групповых и индивидуальных консультаций, семинаров с учителями школ, участие учителей в научных, научно-практических и научно-методических конференциях, приглашение к участию в изданиях университета и его факультетов. В последние годы получили распространение стажировки учителей в университете, их прикрепление к кафедрам для сдачи кандидатских экзаменов и выполнения диссертационных работ.
9. Подготовка учеными университета учебных пособий и методических изданий в помощь учащимся и учителям. Публикации такого типа широко востребованы педагогической общественностью. Назовем для примера лишь некоторые из них: «Естествознание» (Л. Ютицкая и др.), «История» (В. Глазьев, В. Панова), «Русская литература XIX века» (Б. Удодов, А. Слинько), «Русская литература XX века» (Е. Мущенко), «Задачи по математике» (С. Скляднев, Л. Иванов), «Зарубежная литература» (С. Филюшкина), «Позвоночные»
(С. Гапонов), «Физика» (В. Сыноров, А. Ал-малиев и др.), «Обществознание» (Ю. Хаус-тов, С. Передерни и др.).
Проверенная временем система взаимодействия университета и общеобразовательной школы по перечисленным выше направлениям отвечает современным и перспективным интересам как высшей, так и общеобразовательной школы, интересам учащихся, выбирающих свой жизненный и профессиональный путь, а следовательно, и интересам общества в целом.
Практически система базируется на следующих принципах:
- преемственность -общеобразовательной и высшей школы;
- опережающее обучение, когда школа целенаправленно готовит своего выпускника к овладению вузовской программой, методом самостоятельной и творческой работы;
-дидактическая профилактика трудностей, с которыми выпускники школ неизбежно сталкиваются, став студентами;
-субъектное партнерство: вуз и школа - не «старший» и «младший» участники в своих взаимоотношениях, не объект и субъект по отношению друг к другу, а самостоятельные субъекты единого учебно-воспитательного процесса;
- взаимный обмен инновационными технологиями;
- развитие телекоммуникационных систем образования.
Университет непрерывно анализирует практику взаимодействия со средней общеобразовательной школой. Ежегодно издаются информационно-аналитические материалы по итогам приема студентов на I курс, которые доводятся до учительской общественности; проводится научно-практическая конференция «Организация приема в вуз» с участием в ней как университетских преподавателей, так и школьных учителей. Вопросы довузовской подготовки учащихся и сотрудничества с общеобразовательными школами рассматриваются на ученых советах университета и факультетов. Решения и рекомендации советов имеют целью совершенствование этого участка работы вуза.
Следует отметить, что наряду с ректоратом, факультетами и кафедрами, учеб-
i ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
статочно успешно. Об этом свидетельствуют возрастающий интерес учащейся молодежи к получению высшего образования
но-методическои комиссиеи ученого совета, университетской и факультетскими комиссиями содействия новому набору и приемной комиссией звеньями единой систе- именно в университете; вполне обозначен-
мы довузовской работы с учащимися яв- ный выбор будущей специальности (направляются университетская научная библио- ления) обучения значительной части выпус-
тека, восемь университетских музеев и университетский центр Интернет. Участие этих структур неоценимо как в плане профессиональной ориентации учащейся молодежи, так и в плане отклика на творческие запросы и интересы учителей и школьников.
Конечно, в университете еще есть ре-
кников школ; менее болезненное (по сравнению с другими абитуриентами) вхождение первокурсников, соприкасавшихся с предварительной подготовкой, в структуру вузовского учебного процесса.
Система взаимодействия университета со школами и организация довузовской работы с учащимися призваны постоянно развиваться и совершенствоваться, активно способствовать повышению качества работы как общеобразовательной школы, так сударственного и муниципального бюдже- и вузов. Не случайно качество образования явилось предметом всестороннего обсуждения на Всероссийском совещании работников образования, состоявшемся 14-15 января 2000 г. в Москве, ной школы; дальнейшего расширения со- Задача учебных заведений всех уровней -трудничества с сельской школой, формиро- достичь качественного поэтапного образования и исполнения целевого заказа школ на учебно-методическую литературу; изучения и использования опыта вузовских центров страны. Наверное, этот перечень можно продолжить. И все-таки позволим себе высказать убеждение, что сложившаяся в университете система действует до- образования.
зервы совершенствования действующей системы довузовской подготовки учащихся. Необходимо решить сложные вопросы финансирования довузовской работы из го-
тов, привлечения внебюджетных средств; организационного, методического и технического укрепления форм и методов взаимодействия высшей и общеобразователь-
вания, осуществляя непрерывный плавный переход между его уровнями. Хорошо отлаженная и методически обеспеченная широкая система довузовской подготовки является базовым элементом на пути достижения высококачественного высшего
ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ
A.C. Кусков, преподаватель кафедры экномической географии
СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Лицей гуманитарных наук - одно из ве-
дущих образовательных учебных заведений Саратова и Саратовской области. Он был основан в 1995 г. и в настоящее время включает три отделения: социально-политологическое, историческое и филологическое (лицей изящной словесности). Обучение ведется в основном с 8-го по 11 -й классы, но в сентябре 1998 г. состоялся набор в 1-й класс.
Главная цель современных общеобразовательных учебных заведений, в том числе и нашего лицея, - уничтожить барьер, разделяющий среднюю и высшую школы. Нуж-
но, чтобы учащиеся старшего школьного возраста, которые сделали выбор в пользу определенного учебного заведения и факультета, могли заниматься любимым предметом, пробовать себя в творчестве, учились самостоятельно работать с книгой, овладевали основами и навыками научно-исследовательской работы. Эти цели и пытается реализовать наш педагогический коллектив.
В лицее трудятся около 80 первоклассных педагогов, половина из которых-преподаватели и научные сотрудники двух ведущих вузов города - го су,
©A.C. Кусков, 2001
J