Научная статья на тему 'Теория и практика педагогики высшей школы в творческой судьбе профессора В. А. Панюшкина'

Теория и практика педагогики высшей школы в творческой судьбе профессора В. А. Панюшкина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика педагогики высшей школы в творческой судьбе профессора В. А. Панюшкина»

В. С. Листенгартен,

кандидат исторических наук, доцент ВГУ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ ПРОФЕССОРА В. А. ПАНЮШКИНА

Навсегда запомнил тот печальный день, когда в большом читальном зале главного учебного корпуса ВГУ университетский коллектив прощался с профессором В. А. Панюшкиным. Пришли сотни людей - коллеги, сокурсники, студенты, выпускники разных лет, чтобы отдать дань благодарной памяти человеку, который так неожиданно для всех ушел из жизни, чья вся сознательная жизнь была отдана университету, родному факультету, науке, делу образования и воспитания молодежи, - всему тому, что и составляет суть многомерного явления - педагогики высшей школы.

В судьбе В. А. Панюшкина все ее составляющие нашли отражение в диалектическом развитии, тесном соединении теории и практики, самообразовании, освоении опыта других и собственном постоянном творчестве.

Право на такое обобщенное утверждение мне дают годы общения с Валентином Анатольевичем. Ведь я знал его на всех этапах университетской жизни: студентом и аспирантом, преподавателем и многолетним руководителем факультета. Конечно, каждый раз степень общения была разной, но всегда раскрывала главные в ту пору стороны характера и отношения к делу.

В. А. Панюшкин был хорошим студентом, сознательно и ответственно овладевавшим знаниями. Он был среди тех 25 абитуриентов, которые в очень серьезном конкурсном испытании завоевали право стать студентами юридического факультета сразу после окончания школы, тогда как правила приема тех лет предусматривали основное зачисление на специальность «правоведение» лиц, имевших трудовой или армейский стаж не менее двух лет. Но В. А. Панюшкин не потерялся, не стушевался среди старших и более опытных товарищей, а утвердил свой авторитет среди них целеустремленным отношением к учебе, общественной активностью, готовностью поддержать и помочь. На слетах лучших студентов ВГУ его выступления не отражали желания выделиться, «показать себя», а всегда содержали конкретные и дельные предложения, направленные на то, чтобы творческие начала полнее раскрывались в учебном процессе, чтобы научная работа студентов становилась его органичной составляющей.

Именно это стремление заметили и отметили в студенте В. Панюшкине замечательные университетские педагоги - Л. Д. Кокорев и Г. Ф. Горский, которые открыли ему путь в науку, поддержали в первых самостоятельных творческих шагах.

Следует остановиться на тех уроках педагогики высшей школы, которые теоретически и практически проводил в жизнь В. А. Панюшкин и которые завещал нам.

Первый урок педагогики высшей школы, который усвоил В. А. Панюшкин, и затем реализовывал в практике своей работы, состоял в осознании того, что значит быть «хорошим студентом» и как к этому осознанному пониманию подвести других. В понимании Валентина Анатольевича это означало ориентацию на повседневную учебную деятельность, развитие в себе интереса к учебе, обращение

© Листенгартен В. С., 2018

К 65-летию со дня рождения профессора В. А. Панюшкина

к научному творчеству и, без всякого стеснения, общение с преподавателями, чтобы получить ответ на возникшие вопросы, обсудить рекомендованную книгу или статью, представить собственную наработку, т. е. всё то, что мы и называем «педагогикой сотрудничества». Именно таким студентом мне запомнился В. А. Панюш-кин, и о таком подходе к учебному процессу мы с ним многократно говорили в последующие за его студенчеством годы.

Второй урок - довузовская подготовка абитуриентов, которой В. А. Панюшкин уделял особое внимание.

В свое время учебная часть, которую мне довелось возглавлять длительное время, последовательно выстраивала систему довузовской работы с абитуриентами, выделяя проблемы профориентации учащихся, их подготовки к вступительным экзаменам и последующему обучению в университете. В.А. Панюшкин активно включался во все составляющие решения названной сложной и комплексной задачи. Он не только регулярно выступал перед абитуриентами, но и взял на себя труд ведения на подготовительных курсах ВГУ специального (нового тогда) предмета «Введение в специальность», не уставал разъяснять и абитуриентам, и студентам значимость и пути овладения знаниями не ради получения заветного диплома, а для будущей успешной профессиональной деятельности. Полагаю, нет нужды разъяснять, насколько этот урок актуален в современных условиях.

Следующий урок от В. А. Панюшкина - постоянная забота о сохранении передовых традиций российской высшей школы, университета и факультета. Он много сделал для того, чтобы преподаватели и студенты знали имена ученых и преподавателей, которые внесли большой вклад в становление и развитие юридического факультета, обращались к их трудам, чтили их память. Каждая юбилейная дата факультета, каждая научная или методическая конференция активно использовалась деканом для того, чтобы рассказать об истории факультета, напомнить о ее славных страницах, вспомнить о выдающихся преподавателях и выпускниках.

Хорошо помню, насколько ответственно и поистине скрупулезно работал В. А. Панюшкин над коллективными книгами, которые посвящались памяти Л. Д. Кокорева и Г. Ф. Горского, добиваясь того, чтобы как можно полнее и рельефнее были представлены их значение для науки, подготовки кадров, а также личные качества, делавшие их примером для других.

Передовые традиции обладают большой вдохновляющей силой - таково было убеждение В. А. Панюшкина, с которым нельзя не согласиться, а следовательно, их следует стремиться продолжить в практике вузовской жизни.

Важным уроком от Валентина Анатольевича, имеющем прямое отношение к педагогике высшей школы, пожалуй, в самом сложном ее аспекте - организационно-управленческом, - является его умение работать в команде, не опасаясь выдвигать себе в помощники и соратники людей талантливых и способных, хорошо знающих различные участки работы, не подавлять их, а давать возможность самостоятельно и творчески решать учебные, научные и организационные задачи. Именно такими были его многолетний заместитель по учебной работе Г. Г. Бело-конь; заместитель декана по науке профессор Ю. Н. Старилов (теперь он возглавил факультет), заместитель декана по организационным и социальным вопросам Ю. А. Иванов. Говорю о тех, кого лично хорошо знаю по совместной работе и по тому, как с ними взаимодействовал В. А. Панюшкин.

Коллектив юридического факультета - один из самых многочисленных и самых сложных в университете, поэтому урок управления от В. А. Панюшкина имеет

В. С. Листенгартен

очень большое значение не только как констатация полезного опыта, но и как актуальное напутствие.

Большое внимание Валентин Анатольевич уделял связи с выпускниками и руководителями организаций, для которых готовились кадры на юридическом факультете. На всех уровнях он обосновывал эту необходимость и на практике всячески ее реализовывал. Можно с полной уверенностью сказать, что коллектив факультета составляли не только его сотрудники и студенты, но и выпускники, с которыми поддерживались постоянные контакты, профессиональному росту которых старались всячески помогать.

И это еще один урок от В. А. Панюшкина, о котором в современных условиях нельзя забывать.

Без сомнения, педагогических уроков, оставшихся нам от В. А. Панюшкина, значительно больше. Я остановился на тех, которые представляются мне главными, о которых знаю не понаслышке, а наблюдал и соучаствовал в совместном общении с Валентином Анатольевичем.

В заключение обращаюсь к читателям, особенно тем, кто мало знал или вообще не знал В. А. Панюшкина, чтобы не создалось впечатления о стремлении автора приукрасить, «отлакировать» образ героя. Валентин Анатольевич в жизни был человеком и сомневающимся, и делавшим ошибки, и переживавшим неудачи. Но главным в нем все-таки был и оставался тот внутренний духовный стержень, которым и определялся его жизненный путь, В. А. Панюшкин оставил нам те уроки вузовской педагогики, о которых я постарался рассказать и к которым всем нам полезно вновь и вновь обращаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.