Научная статья на тему 'Декан и я (пять фрагментов из разных лет)'

Декан и я (пять фрагментов из разных лет) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декан и я (пять фрагментов из разных лет)»

Е. В. Сазонникова,

доктор юридических наук, доцент ВГУ

ДЕКАН И Я (ПЯТЬ ФРАГМЕНТОВ ИЗ РАЗНЫХ ЛЕТ)

1993 год. Валентин Анатольевич Панюшкин в «сотой аудитории»1 читал нашему курсу лекции по дисциплине «Правоохранительные органы», вёл семинары, а летом принимал экзамен. Валентин Анатольевич излагал лекции обстоятельно, внимательно наблюдая за аудиторией, чтобы студенты успевали не просто записать материал, но и задуматься о новой информации, которую слышали впервые.

Запомнилось, что экзаменационный билет2 был построен необычно: вопрос по теории и задача. На экзамене была атмосфера доброжелательности, душевной теплоты и сочувствия к студентам. Вначале на меня нахлынуло волнение: было страшно сдавать экзамен декану. Но когда Валентин Анатольевич улыбнулся, мне подумалось, что улыбнулся он мне, волнение ушло. Было радостно, что получилось и ответить по теории, и решить задачу. Этот первый экзамен в сессию был сдан на «отлично»; и вся сессия, с легкой руки декана, была сдана на «отлично».

Валентин Анатольевич обладал удивительным даром рассказывать просто о сложных явлениях, вдохновлять на учебу и на научное творчество. Я уверена, что всем студентам, которые учились у Валентина Анатольевича, вспоминаются эти занятия как одни из лучших на юридическом факультете ВГУ.

2000 год. Во время учебы в аспирантуре Валентин Анатольевич в составе комиссии принимал у меня экзамен по специальности. Речь зашла о монографиях по уголовному процессу и криминалистике. В качестве примера я привела книгу «Очерк развития науки советского уголовного процесса»3. Но из трех авторов этой книги назвала только Л. Д. Кокорева, а Н. С. Алексеева и В. Г. Даева почему-то не назвала, хотя помнила, что книга написана тремя авторами и знала их фамилии. Выслушав то, что я рассказывала, Валентин Анатольевич сказал, что надо называть всех авторов, а не кого-то одного. Это замечание стало для меня уроком, который я усвоила навсегда: необходимо уважать авторство, свободу творчества, скрупулезно относиться к цитатам, быть точным не только в отношении письменных источников, но и авторов тех мыслей, которые были почерпнуты из устных бесед.

2008 год. Прошло несколько лете того момента, как я была принята на работу на юридический факультет. Были какие-то значимые, на мой взгляд, результаты, но о должности доцента приходилось только мечтать. По-моему, в честь 50-летия юридического факультета ВГУ большая группа коллег дождалась повышения до доцентов и профессоров, меня среди них не было. Чуть позже Валентин Анато-

1 «Сотая аудитория» - актовый зал, перепрофилированный под лекционную аудиторию (расположена аудитория в здании корпуса № 2 ВГУ, где до переезда в новый корпус в 2006 г. размещался юридический факультет).

2 Хотя в современных документах о качестве образования билет называется по-другому -контрольно-измерительный материал - простое название «билет» не ушло из обихода и используется преподавателями и студентами.

3 См.: Алексеев Н. С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980.

© Сазонникова Е. В., 2018

льевич включил в список на должность доцента и меня. Мне было радостно, что декан заметил мои старания. Когда руководитель замечает усилия подчиненного, возникает чувство гордости за себя, за университет. Это был еще один урок декана для меня о формуле успеха коллектива. Если начальник по-отечески относится к подчиненным, высоко оценивает их вклад в общее дело, поощряет сотрудников, то коллектив становится крепче. Появляется убеждение, что работа - это не рутина, а праздник. Я пишу эти слова, и словно снова все это проживаю, испытываю чувство глубокой благодарности к Валентину Анатольевичу.

2012 год. Валентин Анатольевич Панюшкин принял самое горячее участие в процессе защиты моей докторской диссертации. Командировки на конференции, подтверждение апробации результатов исследования на факультете - в этих вроде бы формальных вещах проявлялось большое участие в моей судьбе. Декан интересовался тем, как идут мои дела, учил меня приемам научной полемики, радовался моим успехам.

2015 год. Последний раз я видела Валентина Анатольевича в июне, это было издалека, он общался во дворе корпуса юридического факультета с делегацией Испанского университета города Бургос. Из корпуса я выходила почти одновременно с Тамарой Михайловной Сыщиковой, супругой декана. Увидев Тамару Михайловну, Валентин Анатольевич совершенно отвлекся от гостей и через весь двор окликнул ее, попросив не уходить. Невозможно было не заметить, с какой большой радостью и вниманием обратился Валентин Анатольевич к Тамаре Михайловне. Я шла по улице и думала о том, что всякой женщине хотелось бы, чтобы ради нее забыли про все на свете делегации. И это последний урок декана: надо беречь любовь.

В 1988 году вышла в свет статья В. А. Панюшкина «Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах»4 о специфике преподавания в учебном курсе «Советское право» темы, посвященной организации и деятельности правоохранительных органов.

В статье раскрываются следующие вопросы: причины особого места в курсе «Советское право» темы о правоохранительных органах; трудности, с которыми сопряжено изучение темы о правоохранительных органах; особенности изложения лекций и проведения семинарских занятий о правоохранительных органах; направления применения технических средств в обучении.

Методика изложения учебного материала о правоохранительных органах

по В. А. Панюшкину.

Первое. Важность знаний об организации и деятельности правоохранительных органов ученый связывает с тем, что «необходимость обращения в тот или иной орган, возможность вовлечения в сферу их деятельности может возникнуть у любого гражданина, причем по самым различным основаниям»5.

Второе. В статье уделено внимание трудностям, с которыми сопряжено изучение темы о правоохранительных органах:

- речь идет не об одной отрасли права, а о целом комплексе отраслей, определяющих организацию и деятельность правоохранительных органов;

4 См.: Панюшкин В. А. Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах // Методика преподавания курса советского права в вузе / под ред. В. С. Ос-новина. Воронеж, 1988.С. 162-171.

5 Там же. С. 162.

Е. В. Сазонникова

- велико число нормативно-правовых актов, требующих изучения; постоянно обновляется законодательство; быстро устаревает материал, представленный в учебниках;

- многообразие правоохранительных органов и, следовательно, многообразие вопросов, связанных с деятельностью правоохранительных органов;

- острый дефицит учебного аудиторного времени6.

Третье. В статье даны конкретные рекомендации, направленные на совершенствование изучения темы о правоохранительных органах.

Сделано предложение шире применять проблемное обучение: «...отсутствие однозначного ответа на рассматриваемый вопрос, в том числе в законодательстве, ставит студентов перед необходимостью самостоятельного поиска приемлемого решения». Одновременно уточнено, что «не следует чрезмерно увлекаться проблемным изложением, поскольку в юридической науке многие из таких вопросов связаны с критическим анализом действующего законодательства. В результате у студентов может сложиться нигилистическое отношение к закону, что недопустимо»7.

Предложено на семинарских или, как сейчас называется, практических занятиях обсуждать три типа задач: задачи-казусы из правоохранительной практики; программированные задания, в которых важно обосновать как правильность избранного решения, так и ошибочность других решений; проблемные задачи, имеющие целью содействовать появлению у студентов познавательного интереса8.

Показана целесообразность использования в учебном процессе технических средств обучения для ознакомления с учебным материалом и контроля знаний9.

Уделено внимание связи учебных занятий с практикой правоохранительных органов, которая может быть обеспечена разными способами: использование статических и социологических данных, посещение правоохранительных органов, приглашение практических работников в вуз для чтения лекций, учет студенческого опыта участия в правоохранительной деятельности и т. д.10

Четвертое. Обращает на себя внимание, что вызовы, с которыми приходится сталкиваться российскому юридическому образованию в обеспечении обучения правоохранительной деятельности, во многом схожи с теми, которые были в советское время. В современной лексике применительно к описываемым процессам нет слов «буржуазный», «социалистический», «советский». Но проблема, которую поднял В. А. Панюшкин, злободневна: «современный этап общественного развития характеризуется значительным обострением идеологической борьбы», а право и законность, органы уголовной юстиции - «объект постоянных нападок со стороны буржуазных ученых»11. Мы и сегодня наблюдаем примеры, аналогичные тому, как «беспардонная ложь и клевета, попытки фальсифицировать ход и результаты судебных процессов в нашей стране - всё используется для того, чтобы подорвать доверие к социалистическому правосудию, посеять сомнение в справедливости принимаемых судом и другими правоохранительными органами решений»12. В. А. Панюшкин прав и в том, что «не следует рисовать студентам

6 См.: Там же. С. 164.

7 См.: Там же. С.165.

8 См.: Там же. С. 166.

9 См.: Там же. С. 167.

10 См.: Там же.

11 Там же. С. 163.

12 Там же.

идеалистическую картину состояния работы правоохранительных органов, необходимо акцентировать внимание на тех трудностях и недостатках, которые имеют-

Ч/ 13

ся в правоохранительной практике»13.

Статья «Особенности методики изложения учебного материала о правоохранительных органах» написана В. А. Панюшкиным в 1988 году, более 20 лет назад. Сформулированные в ней научно-методические и научно-практические мысли важны, потому что сегодня, как и в прошлые годы, «потребность в профессиональной юридической помощи в условиях быстро меняющегося и усложняющегося законодательства постоянно возрастает»14.

Авторская концепция методики преподавания была не только внедрена Валентином Анатольевичем Панюшкиным в его личной педагогической практике, но оказала существенное влияние на развитие научно-методических представлений о преподавании курса «Правоохранительные органы» и иных дисциплин, где в той или иной мере изучается тематика правоохранительной деятельности. Без сомнения, многие из тех, кто были студентами В. А. Панюшкина, а сейчас стали преподавателями, заимствовали в свою манеру ведения занятий и общения со студентами замечательные черты, присущие преподавательской деятельности Валентина Анатольевича Панюшкина.

13 Панюшкин В. А. Указ. соч. С. 165.

14 Там же. С. 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.