Научная статья на тему 'Универсальный электронный учебно-методический комплекс на примере курса «История архитектурных стилей»'

Универсальный электронный учебно-методический комплекс на примере курса «История архитектурных стилей» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
123
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Березкина Г. Л., Демидова Т. А., Арапов А. Ю., Бессонов Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальный электронный учебно-методический комплекс на примере курса «История архитектурных стилей»»

адрес получателя и номер порта. На основании этой информации механизмы контроля скорости позволяют соответствующим образом настроить такие параметры, как окно TCP, от величины которого зависит, какой объем данных система может передать в данный момент времени. Контроль скорости позволяет смягчить проблему переполнения буферов из-за избыточных повторных передач.

В случае применения очередей потоки распределяются между различными очередями в зависимости от их приоритета. Очереди могут быть организованы в соответствии с одной из нескольких схем, в том числе как очереди по приоритетам, 'честная взвешенная очередь' (Weighted Fair Queuing, WFQ) и очереди в соответствии с классами (Class-Based Queuing, CBQ).

Организация очередей по приоритетам предполагает создание отдельных исходящих очередей для разных классов трафика на одном и том же исходящем порту. Высокоприоритетный трафик идентифицируется с помощью таких механизмов, как поле типа сервиса (Type of Service, ToS) в заголовке IPv4. Низкоприоритетный трафик не будет передаваться, пока не опустеют все очереди с более высоким приоритетом.

Для предотвращения таких проблем, как частые тайм-ауты и повторные передачи, схема организации очередей по приоритетам была усовершенствована, что привело к появлению схемы честной очереди. В соответствии с этой схемой всем очередям гарантируется определенная доля пропускной способности. В случае WFQ, дальнейшего усовершенствования этой схемы, трафик распределяется по классам приоритетов, причем каждому приоритету соответствуют потоки с высокой или низкой пропускной способностью. Потоки этих классов чередуются, что ведет к более равномерной передаче данных.

В случае CBQ трафик классифицируется в зависимости от IP-адреса, протокола, типа приложения, URL и других параметров. Каждый класс трафика затем формируется в соответствии с определенным уровнем пропускной способности. Если какому-нибудь классу трафика требуется дополнительная пропускная способность, то он может 'позаимствовать' ее у другого класса, не использующего всю выделенную ему в данный момент времени пропускную пакетов в одном направлении при передаче вдоль сетевого маршрута.

Итак, как уже говорилось в самом начале, высокая пропускная способность сети еще не решает всех проблем. Гораздо важнее контроль за трафиком. Для этого существует много методов, поддерживаемых как программным обеспечением, так и оборудованием. Конечно, не всегда удается добиться необходимого качества обслуживания сети, но можно надежность сети все равно повысится. Качество обслуживания - наиболее важный параметр для нормального функционирования сети. Но оно во многом обеспечивается и за счет сетевого администратора: он может определять приоритеты в очередях маршрутизаторов, отвечает за заказ пропускной способности канала, максимальную пульсацию при установлении соглашений и согласование многих других параметров. Поэтому многое зависит не только от сетевого оборудования, но и от умения правильно организовать управление трафиком, правильно пользоваться теми разработками, которые обеспечивают качество обслуживания в сети. Поэтому освоение вышеизложенными знаниями просто необходимо для любого специалиста по сетям.

Г.Л. Березкина, Т.А. Демидова, А.Ю. Арапов, P.C. Бессонов

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ»

Инновация в обучении в настоящее время невозможна без использования информационных технологий. Реализация Болонского процесса, внедрение системы качества ISO 9000 предусматривает максимальный переход на самостоятельное обучение и постоянный контроль качества.

Для этого используются электронные обучающие программы. Электронный обучающая программа - это обучающая программная система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность, осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги при условии интерактивной обратной

связи. Примером такой программы является представляемый ЭУМК по дисциплине «История архитектурных стилей». Этот комплекс охватывает весь сквозной курс истории архитектуры и искусств для архитектурных специальностей начиная с первого курса и заканчивая пятым. Специфика обучения в АРХИ такова, что этому теоретическому курсу уделяется большое внимание с точки зрения становления профессионала, овладения профессиональной терминологией, изучение исторического опыта. ЭУМК не заменяет собой чтение лекций и работу преподавателя со студентами, он помогает в организации самостоятельной работы студентов с контролем ее хода. Он предусматривает наличие программы обучения с темами и часами, с теоретическим материалом, со списком рекомендуемой литературы, темами семинаров, которые могут быть выбраны самостоятельно, темами курсовой работы, которые предусматривают графическую часть с исследованиями либо презентацией по выбранной теме. Кроме того представляемые на семинарах доклады, также могут входить в ЭУМК.

Одна из главных задач ЭУМК - усиление мотивации к самостоятельному обучению. Это достигается продуманной системой расчета рейтинга студентов встроенной в ЭУМК.

Рубежный контроль также осуществляется с помощью электронного тестирования которое студент может проходить в удобное для него время. Но студенту дается ограниченное количество попыток прохождения тестов, с ограничением времени на тестировании.

1 Назначение

Создание и совершенствование компьютеров привело и продолжает приводить к созданию новых технологий в различных сферах научной и практической деятельности. Одной из таких сфер стало образование - процесс передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому. Будучи само по себе мощной информационной сферой, и владея опытом использования различных классических (не компьютерных) информационных систем, образование быстро откликнулось на возможности современной техники.

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Он находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяет: активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность в предъявлении материала, сместить акценты от теоретических знаний к практическим, повысить интерес учеников к обучению.

Активизация обучения связана с диалоговым характером работы компьютера и с тем, что каждый ученик работает за своим компьютером. Компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты.

В современном учебно-воспитательном процессе наибольшее распространение находят электронные обучающие программы. Они позволяют обучаемым не только получать теоретические знания, но и закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине.

2 Основные преимущества обучающих программ:

• интерактивность, бесценная для образовательного процесса, позволяющая без усилий выполнять рутинные операции (поиск, вычисления) и индивидуализировать получение и усвоение информации;

• повышение наглядности предъявляемого материала;

• возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов;

• возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

• долговременная актуальность. Электронные издания практически вечны: основные затраты приходятся на разработку первой версии, а текущие изменения, дополнения требуют сравнительно малых затрат.

3 Архитектура системы

Обучаемый

I

1РИО *

Пользовательский интерфейс

Модуль настройки

Протоколы работы обучаемых (база данных)

10РУТЗ

МОРУГ

1ПУМ <

1ГУТЗ

МСНУТЗ

I

Блок идентификации ЭП

Справка по работе с ЭП

Структурные

единицы учебного материала

" А. Ж

Блок содержания

Доп. инф.

Словари, указатели

Слайды

Множество УТЗ

J-

Информационный компонент

Программный компонент

Управление и передача информации

Передача информации

ч.................................►

Ссылки на информационные и программные компоненты

МОРУМ - модуль организации работы с учебным материалом \Ш УМ - модуль поиска учебного материала

МОРУТЗ - модуль организации работы с учебно-тестовыми заданиями

МГУТЗ - модуль генерации учебно-тестовых заданий

МСНУТЗ - модуль создания новых учебно-тестовых заданий

МРБД - модуль работы с базой данных

МРИО - модуль регистрации и идентификации обучаемого

МВС - модуль ведения статистики

УТЗ - учебно-тестовое задание

4 Вход в систему

Идентификация пользователя

• Студента

Для того чтобы студенту войти в систему ему необходимо выбрать соответствующий пункт и ввести свое имя пользователя и пароль. Если введенные данные совпадут со считанными из базы данных, то студент войдет в систему, в противном случае система сообщит о соответствующей ошибке. В данном режиме использования системы пользователю недоступен модуль работы с базой данных.

• Администратора

Для того чтобы администратору войти в систему ему аналогично необходимо выбрать соответствующий пункт и ввести свое пароль. Имя пользователя появляется автоматически. Если пароль совпадет со считанным из базы данных, то администратор войдет в систему, в противном случае система сообщит о соответствующей ошибке. В данном режиме использования системы пользователю недоступен модуль организации работы с УТЗ и редактирование личных данных (кроме пароля).

Регистрация студента

При первом входе в систему обучающемуся необходимо зарегистрироваться. Для этого ему необходимо заполнить соответствующие данные (ФИО, группа, имя пользователя и пароль), после чего эти данные будут занесены в базу данных и молено производить вход в систему.

5 Главное окно

На главном окне расположен блок идентификации электронного пособия. Так же на нем расположено меню, с помощью которого осуществляются все действия, предусмотренные в системе. Меню различается в зависимости от того, администратор вошел в систему или студент.

6 Меню администратора и студента

«Администратор» при входе в систему получают доступ к различным компонентам не доступным студенту. Например такие функции управления как: работа с БД, настройка, контроль присутствия.

Студенту доступны все необходимые для него функции и настройки.

7 Лекции и Слайды

• Лекции

Лекции представляют собой набор Интернет - страниц. На Интернет - страницах предоставляющих непосредственно лекционный материал предусмотрена полоса, на которой отображается оглавление текущей дисциплины. Так же предусмотрены ссылки на предыдущую страницу, содержание и последующую страницу в начале и в конце Интернет - страницы. Таким образом производить навигацию по лекционному курсу достаточно легко.

• Слайды

Перечень тем, на которые можно просмотреть слайды так же представляет собой набор Интернет - страниц. Слайды относящие к выбранной теме открываются с помощью программы, предусмотренной конкретном компьютере для просмотра изображений. Навигация так же достаточно удобна.

8 Словарь

В словаре содержится перечень терминов и описания этих терминов. Для поиска конкретного термина можно ввести название этого термина в соответствующий редактор. Если такой термин есть в базе данных, то система его выделит. Чтобы просмотреть описание термина достаточно .выделить его.

9 Контроль знаний

Для того чтобы пройти тестирование, студенту необходимо выбрать дисциплину и раздел, по которому он желает тестироваться. После этого можно начинать тестирование. При этом каждый тест студент может пройти не более трех раз. Количество заданий определяется преподавателем для каждой темы, входящей в раздел. Предельное время прохождения теста определяется исходя из количества заданий в тесте и их типа. По окончании тестировании выдается отчет о результатах контроля знаний. Если студент проходил тест больше одного раза, то результат выдается по каждой попытке. Если время тестирования закончилось прежде, чем студент успел пройти тест, то выдается результат, в котором учитываются баллы, которые он успел набрать.

10 Разработка типов тестовых заданий

Для разработки различных типов тестовых заданий заказчиком был предоставлен перечень имеющихся тестовых вопросов для тестов по нескольким темам. Анализ данного перечня позволил выделить 7 основных типов тестовых заданий:

• Выбор вариантов ответа в предложенном перечне.

• Заполнение пропусков в тексте.

• Установление соответствия между названиями и изображениями.

® Установление соответствия между названиями в двух колонках.

» Расположение названий в хронологическом порядке.

• Выбор изображений из предложенных по какому-либо критерию.

• Определение названий предметов, обозначенных цифрами.

Каждый тестовый вопрос из предоставленного заказчиком перечня можно свести к какому-либо из вышеперечисленных типов.

11 Статистика

• Успеваемости

Статистика успеваемости предназначена для просмотра информации о набранных студентами баллах в результате контроля знаний. Для этого необходимо выбрать дисциплину и номер группы. На экране появится список всех студентов, входящих в эту группу и список всех тестов для данной дисциплины, а так же набранные баллы за каждый тест. Если студент еще не прошел какой-либо тест, то в соответствующей ячейке будет стоять прочерк.

• Посещений

Статистика посещений предназначена для просмотра информации о количестве посещений той или иной Интернет - страницы. Причем сюда входит как лекционный материал, так и дополнительная информация (рефераты, презентации, семинары).

12 Поиск учебного материала

Поиск материала происходит по всем файлам, которые находятся в папке «Теория», причем как в названии файла, так и по тексту файла. Для этого достаточно ввести фразу в редактор и нажать на кнопку «Найти», после чего будет выведен список всех файлов, которые были найдены. Эти файлы здесь же можно открыть. Открытие файлов происходит с помощью тех программ, которые предназначены для просмотра этих файлов. Поиск молено производить с учетом регистра. Так же можно искать другую фразу в уже найденных файлах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Семинары, презентации и конференции

• Семинары так же представляют собой Интернет - страницы. Выбрав тему семинара можно просмотреть задание на этот семинар, а также просмотреть список предлагаемой литературы.

• Презентации так же представляют собой Интернет - страницы. Чтобы просмотреть презентацию, необходимо выбрать тему и ее название. Открывается презентация в новом окне с помощью Internet Explorer.

• Конференции представляют собой набор слайдов, которые так же можно просмотреть выбрав соответствующую тему.

Заключение

В результате был спроектирован и реализован электронный учебно-методический комплекс по курсу «История архитектурных стилей» со средствами рубежного контроля. Этот комплекс был установлен в компьютерном классе, настроен и протестирован.

Использование комплекса в учебном процессе будет способствовать:

• росту качества обучения;

• повышению интереса учеников к обучению;

• перераспределению нагрузки преподавателей с рутинной на творческую деятельность (решению научно-исследовательских и методических задач, создание учебно-методических пособий (в том числе КСО), подготовку нестандартных учебных заданий, индивидуальную работу с обучаемым и др.).

Возможность наращивания теоретического материала, включения новых разделов, дисциплин, добавление новых курсов позволит и другим преподавателям решить подобные проблемы.

Универсальность данного комплекса заключается в возможности его использования практически ДЛЯ любых учебных ДИСЦИПЛИН любых специальностей, в возможности изменения составляющих его внешней оболочки и подключения любого мультимедийного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.