Научная статья на тему 'Повышение эффективности математической подготовки студентов на основе инфокоммуникационной модели модульного обучения'

Повышение эффективности математической подготовки студентов на основе инфокоммуникационной модели модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унсович А. Н.

В статье рассматривается проблема повышения эффективности математической подготовки студентов на основе инфокоммуникационной модели модульного обучения. Определены основополагающие компоненты ее структуры (целевой, технологический, содержательно-структурный, процессуально-деятельностный, результативный), а также базовые составляющие: теория модульного обучения, которая выражается в модульном подходе к проектированию содержания обучения; традиционные (аудиторные) и современные (на основе информационно-коммуникационных технологий) формы организации образовательного процесса; дифференцированная, поэтапная оценка учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Унсович А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of improving the efficiency of the development of competence in mathematics students based on the info-communications model of modular training is revealed in the article. The basic components of its structure (target, technological, content-structured, process-activity-related, effective) as well as basic components: the theory of modular training, expressed in a modular approach to designing the training content, traditional (classroom) and modern (based on information and communication technologies) forms of the organization of educational process; differentiated, gradual assessment of student learning activities are defined.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности математической подготовки студентов на основе инфокоммуникационной модели модульного обучения»

90

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 51: 378.147

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

А. Н. Унсович

кандидат педагогических наук, доцент,

начальник Центра дистанционного обучения УО «БарГУ»

В статье рассматривается проблема повышения эффективности математической подготовки студентов на основе инфокоммуникационной модели модульного обучения. Определены основополагающие компоненты ее структуры (целевой, технологический, содержательно-структурный, процессуально-деятельностный, результативный), а также базовые составляющие: теория модульного обучения, которая выражается в модульном подходе к проектированию содержания обучения; традиционные (аудиторные)

и современные (на основе информационно-коммуникационных технологий) формы организации образовательного процесса; дифференцированная, поэтапная оценка учебной деятельности студентов.

Введение

В настоящее время математическая подготовка студентов заочной формы получения образования характеризуется рядом существенных недостатков, к которым можно отнести:

- дефицит аудиторного времени;

- низкий уровень сформированное™ у студентов навыков самообразования, самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;

- недостаточные умения в использовании математического аппарата при изучении специальных дисциплин, в том числе с применением средств информатизации образования;

- субъективная и недостаточно эффективная традиционная система контроля результатов учебной деятельности.

Процесс обучения высшей математике нуждается в качественных изменениях, обеспечивающих повышение уровня математической подготовки студентов, развитие у них способностей к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, овладение современными информационными технологиями осуществления учебной и будущей профессиональной деятельности [1, 3, 4].

Реализации этой цели способствует использование информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют повысить эффективность подготовки студентов посредством:

- совершенствования механизмов управления образовательной деятельностью путем использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

- отбора содержания обучения, его методов и организационных форм;

- создания методических систем, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, формирование у них коммуникативных навыков, умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, учебно-исследовательскую работу, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

- создания и использования компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) уровня знаний обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств компьютерной телекоммуникации (передачи данных с одного компьютера на другой с использованием различных систем связи) [2].

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

91

В аспекте повышения эффективности математической подготовки студентов актуальной становится задача осуществления принципиально иного по организации и реализации образовательного процесса, сочетающего в себя педагогические и современные информационные технологии, обеспечивающего устойчивые связи между целями, содержанием, методами, формами, средствами и его результатами.

В этой связи представляется важным и перспективным разработать и внедрить инфокоммуникационную модель модульного обучения высшей математике студентов заочной формы получения образования (рисунок 1).

ЦЕЛЕВОМ

шні-лэ-і

ТЕХНОЛОГИ НЕСШИ и:ии:на-1

МГі/І^П J IcjC-uML PS ■4 ► ІІрн іупі.

rhj'-r і.+с "t, ,.і

ч

rr-vnill ,і-п;іц Щ-Кл к

z

И I Г Г- V Л11Н Ггі I С. пу*г.»и*чгкнзги

HL'JMShfl і1ЦК1|->1Ь Ч I Flei ічао

ІШ-KaU.I-' nJfiunn:iL

L| идi= [<-

—i——£L, i

Ійш-заг-

ft™

uk v>Hi: r

M-M-j

РЕЭУЛЬТАГНЕНЫІ

1jf,>.3.4l.FEF.h

LLW-EH РАНГ С./М. ЗН'Н (

h3h PUL

„| іу«-ньГ кэі- paiL

кэі- paiL

Кі'+гзэг-ін-й hrvt

Рисунок 1 - Инфокоммуникационная модель модульного обучения высшей математике

Реализация предложенной модели осуществлялась нами в свободно распространяемой системе управления обучением Moodle - программном продукте, позволяющем создавать учебные курсы и web-сайты в Интернете.

В исследовании приняли участие 170 студентов заочной формы получения образования. Из них в экспериментальной группе - 78 студентов, в контрольной - 92 студента.

Инфокоммуникационную модель модульного обучения высшей математике мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных компонентов (целевой, технологический, содержательно-структурный, процессуально-деятельностный, результативный), отбор которых обусловлен совместной деятельностью субъектов образовательного процесса по проектированию, организации и его осуществлению, основанной на интеграции следующих составляющих:

- теория модульного обучения, которая выражается в модульном подходе к проектированию содержания обучения;

- традиционные (аудиторных) и современные (на основе информационнокоммуникационных технологий) формы организации образовательного процесса;

- дифференцированная, поэтапная оценка учебной деятельности студентов [3, 6].

92

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Рассмотрим более подробно каждую из этих составляющих.

Основу учебной модульной программы составляют дидактические модули, которые представлены относительно самостоятельными фрагментами образовательного процесса, имеющими обособленные цели, содержание, дидактическое и методическое обеспечение [4, 12].

Дидактический модуль, который включает в себя фундаментальный и профессиональноприкладной блоки содержания дисциплины, позволяет создать теоретическую базу математических знаний, выработать практические умения и навыки решения формальных задач и задач прикладного содержания, способствует системному освоению дисциплины, непрерывному текущему контролю (самоконтролю) за продвижением студента на общем и индивидуальном образовательном маршруте.

Под сетевым курсом мы понимаем информационно-программную систему, использующую сетевые технологии по клиент/серверному принципу, где в сервере хранятся элементы курса, а клиент с помощью средств доступа к WEB-ресурсам обрабатывает предоставляемую информацию.

Функционально-сетевой курс на основе Moodle:

- создает гибкую систему разграничения доступа пользователей к учебному курсу на основе ролевого принципа (администратор, преподаватель, студент);

- обеспечивает доступ к размещению материалов курса разных форматов и их обмену;

- автоматизирует сдачу и прием тестов, индивидуальных работ;

- создает удобную систему генерирования отчетов о прохождении студентами курса и сдачи тестов;

- обеспечивает широкие возможности для коммуникации (форум, чат, обмен сообщениями);

- хранит в базе данных результаты учебных достижений.

Структурными элементами сетевого курса являются:

- информационный блок, включающий рекомендации по работе с курсом, график учебного процесса, план-контроль дисциплины, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), новости и объявления;

- коммуникативный блок, включающий форумы (студенческий форум, индивидуальную консультацию с преподавателем курса, дискуссионный форум), чат, обмен сообщениями; интерактивные занятия (демонстрация алгоритма решения практических задач - вебинар, электронная слайд-лекция, тренировочное тестирование);

- контрольный блок, включающий базу выполненных студентами контрольных работ, заданий контрольных тестов по модулям, итогового теста по дисциплине;

- оценочный блок, содержащий результаты выполнения контрольных работ, текущего тестирования по модулям, итогового теста по дисциплине.

Таким образом, сетевой курс позволяет автоматизировать процесс информационнометодического обеспечения организационного управления учебной деятельностью, ее контроля и коррекции.

Под электронным учебно-методическим комплексом понимается система взаимодополняющих и взаимосвязанных единой информационной основой дидактических средств обучения. ЭУМК проектируется в соответствии с учебной модульной программой по высшей математике и обеспечивает осмысленную и продуктивную деятельность обучающихся и оргуправленческую деятельность преподавателя, способствует системному освоению учебного предмета и вовлечению обучающихся во все этапы учебного процесса: от разработки и принятия целей обучения через самостоятельную учебную исследовательскую работу до рефлексии и оценки (самооценки) образовательных результатов [5].

Структурными элементами ЭУМК являются:

- информационно-теоретический блок, включающий учебную модульную программу курса высшей математики; материал для теоретического изучения учебной дисциплины, состоящий из дидактических модулей, содержащих фундаментальный и профессиональноприкладной блоки (блок прикладных задач, блок приложений MathCad);

- практический блок (тренинг умений, включающий задачи, алгоритмы их решения и задачи для самостоятельного решения; практические занятия на основе программы eAuthor,

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

93

которые помогают осуществить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности на основе комментариев о правильности решения задачи с демонстрацией способа действия, аудио, видеопрактические занятия);

- контрольный блок (материалы текущей аттестации: вопросы для самоподготовки по темам модуля, текущие тесты по модулям; итоговый тест по дисциплине);

- блок приложений (типовые варианты аудиторных контрольных работ с решениями по модулям, глоссарий, вопросы к экзамену (зачету), перечень учебных изданий и информационноаналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины).

Содержательное наполнение электронного учебно-методического комплекса позволяет студентам освоить дисциплину целостно. Этому способствует комплекс ее программного обеспечения, отбор способов обучения, форм и методов самостоятельной работы.

Особое внимание в реализации инфокоммуникационной модели модульного обучения отводится самостоятельной работе студентов с ЭУМК и в сетевом курсе в межсессионный период. Она включает:

- самостоятельную работу студента (работа с ЭУМК и другими учебно-методическими материалами, выполнение индивидуальных и тестовых заданий);

- самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (интерактивные индивидуальные консультации в асинхронном и синхронном режимах связи по всем учебным материалам дисциплины (чат, форум);

- online практические занятия (вебинар).

Рассмотрим более подробно online-занятие (вебинар). Под вебинаром мы понимаем запланированное учебной программой учебное занятие, предполагающее получение студентами видео- и аудиовизуальной информации учебного материала от тьютора (преподавателя), участие в опросах, обмене файлами, вопросами через средства телекоммуникационной связи в режиме реального времени.

Основа вебинара - программное обеспечение (ПО), позволяющее организовать общение между удаленными пользователями в режиме реального времени, которое объединяет в едином интерфейсе различные инструменты коммуникаций: текстовый, голосовой, анимацию, видео, файлы различных форматов.

В качестве ПО для проведения вебинара мы воспользовались бесплатным сервисом onwebinar.ru. Он обладает всем необходимым программным обеспечением и не требует установки дополнительного ПО для студентов.

В подготовке и проведении вебинара можно выделить три основных этапа: подготовительный, проведение и подведение итогов.

Подготовительный этап включает: регистрацию преподавателя на сервисе onwebinar.ru; подготовку материалов для презентации; подготовку слайдов презентации; подготовку вопросов для обсуждения; публикацию информации о проведении вебинара (объявление в сетевом курсе); рассылку приглашений на участие в вебинаре.

На этапе проведения вебинара осуществляется вход на сервис onwebinar.ru (ввод логина и пароля); настройка веб-камеры и звука; загрузка слайдов презентации; приветственное слово преподавателя; рассказ обо всех функциях, которые можно использовать при проведении вебинара, объявление темы, его целей и задач; демонстрация материала (преподаватель комментирует информацию, отображаемую на слайдах презентации, периодически устанавливает обратную связь со студентами).

Для подведения итогов вебинара преподаватель создает форум в сетевом курсе, на котором обсуждаются как положительные, так и отрицательные моменты мероприятия. Активные участники вебинара поощряются дополнительными баллами.

При разработке инфокоммуникационной модели модульного обучения высшей математике нами учитывался опыт использования рейтинговой системы контроля знаний отечественными и зарубежными исследователями [6]-[8]. Ряд ее элементов, в частности некоторые виды контроля (текущий, рубежный, итоговый), нашли отражение в нашем исследовании.

94

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система дифференцированного и поэтапного контроля, самоконтроля и оценки знаний предусматривает три вида контроля: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль определяет степень усвоения студентом теоретической и практической части учебной программы одного дидактического модуля и осуществляется автоматически по результатам выполнения студентом текущих контрольных тестов. Этот вид контроля считается пройденным, если студент набрал не менее 4 баллов в соответствии с 10-балльной системой оценки знаний.

Весовой коэффициент текущего контрольного теста рассчитывается по формуле:

KTKT

vtkt

VoT

где - VtTKI количество тестовых заданий (учебных элементов), входящих в i-ый текущий контрольный тест,

VТД - количество тестовых заданий (учебных элементов) дисциплины.

Результирующий балл по текущему контролю рассчитывается по формуле:

rTKI

QT

K iTKT

где QTKI - отметка, полученная при сдаче i-го текущего контрольного теста.

В ходе тестирования студенту предоставляется две попытки. При каждой последующей попытке (пересдаче) результат умножается на понижающий коэффициент 0,8.

Рубежный контроль определяет качество усвоения материала одного (или нескольких) дидактических модулей и осуществляется преподавателем по результатам выполнения студентом аудиторных контрольных работ. Он считается пройденным, если студент набрал не менее 4 баллов в соответствии с 10-балльной системой оценки знаний.

Весовой коэффициент контрольной работы рассчитывается по формуле:

K

KP

j

І2_,

VKM

где VJKP - количество заданий (учебных элементов), входящих в j-ую контрольную работу,

VKK - количество заданий (учебных элементов) контрольной работы дисциплины. Результирующий балл по рубежному контролю рассчитывается по формуле:

Rk = QK ■ Kf ,

где QK - отметка, полученная при сдаче j-ой контрольной работы.

При повторном выполнении контрольной работы (пересдаче) результат умножается на понижающий коэффициент 0,9.

Итоговый контроль устанавливает качество усвоения материала по всем модулям дисциплины, проводится в письменной форме и рассчитывается по формуле:

^к = Q Э ■кЭ ,

где QЭ - отметка, полученная за решение заданий экзаменационного билета,

KЭ - весовой коэффициент, который принимаем за единицу для равновесного влияния итогового контроля на итоговую отметку.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

95

Итоговый контроль считается пройденным, если студент набрал не менее 4 баллов в соответствии с 10-балльной системой оценки знаний.

При пересдаче результат умножается на понижающий коэффициент 0,9.

Предусмотрены дополнительные баллы, которые прибавляются к итоговому

по дисциплине: участие в вебинаре Ron—line = 0,5; выступление с докладом на научнопрактической конференции Rconf = 1.

Итоговый балл по дисциплине рассчитывается по формуле:

П т

v RTKT + v rkp + R L Ri + L Rj + R

-ИК

R

i=1

j=1

L кГ + L K7 + K Э

i=1 3=1

+R

on—line

RCOnf ,

где i - индекс текущего контрольного теста модуля, n - число текущих контрольных тестов, j - индекс контрольной работы, m - число контрольных работ.

Таблица 1 - Шкала перевода итогового балла по дисциплине в традиционные отметки

Итоговый балл Итоговая отметка

(9,5-10] 10

(8,5-9,5] 9

(7,5- 8,5] 8

(6,5-7,5] 7

(5,5-6,5] 6

(4,5-5,5] 5

(3,5-4,5] 4

(2,5-3,5] 3

(1,5-2,5] 2

(0,5-1,5] 1

[0-0,5] 0

Результаты лабораторно-экзаменационной сессии свидетельствуют о более качественном усвоении знаний студентами экспериментальной группы, что подтверждает целесообразность использования инфокоммуникационной модели модульного обучения в образовательном процессе по высшей математике (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительные результаты лабораторно-экзаменационной сессии по специальности «Маркетинг»

Выборка Количество баллов Средний Всего

10 9 8 7 6 5 4 3-1 балл (чел.)

Контрольная (экзамен) 0 0 1 0 4 10 24 53 3,09 92

Экспериментальная (итоговый контроль) 3 2 3 4 5 15 40 6 4,74 78

Экспериментальная (итоговая отметка) 1 0 5 9 30 14 13 6 5,47 78

96

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Выводы

Инфокоммуникационная модель модульного обучения высшей математике студентов позволяет организовать самостоятельную работу студентов на более высоком уровне и повысить ее эффективность за счет:

• мотивации студентов по овладению содержанием учебной дисциплины на основе регламентируемости образовательного процесса по видам деятельности, учета результатов каждого вида самостоятельной работы студентов и накопительной системы отметок;

• обеспечения студентов электронным учебно-методическим комплексом для выполнения всех видов заданий, предусмотренных программой в части самостоятельной работы;

• усиления консультационно-методической роли преподавателя, создания условий оперативного консультирования, систематического контроля (самоконтроля), коррекции (самокоррекции) учебных достижений студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий;

• формирования у студентов познавательного интереса к выполняемым заданиям, что обеспечивается связью предлагаемого материала для самостоятельного обучения с будущей профессиональной деятельностью, возможностью использования современных информационных средств обучения для подготовки и выполнения заданий.

Таким образом, предложенная нами инфокоммуникационная модель модульного обучения высшей математике формируемая на базе модульной и информационно-образовательной среды, имеет потенциал для повышения эффективности математической подготовки студентов, в том числе и заочной формы получения образования.

Сокращения:

ЭУМК - электронный учебно-методический комплекс;

ПО - программное обеспечение.

Литература

1. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В. В. Сергеенкова. - Минск : РИВШ, 2005. - 130 с.

2. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. - М. : Стандартинформ, 2007. - 7 с.

3. Унсович, А. Н. Повышение эффективности математической подготовки студентов на основе

модульной и информационно-коммуникационных технологий (на примере экономических специальностей) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Унсович ; Белор. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Минск,

2011. - 26 с.

4. Бабко, Г. И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования : метод. рекомендации для препод. вузов / Г. И. Бабко. - Минск : РИВШ, 2004. - 20 с.

5. Пальчевский, Б. В. Модель готовности к разработке учебно-методических комплексов для системы образования / Б. В. Пальчевский // Весн. адукацыі. - 2007. - № 5. - С. 3-11.

6. Гладковский, В. И. Рейтинговые технологии в учебном процессе высшей школы / В. И. Гладковский. - Минск : НИО, 2002. - 145 с.

7. Коробова, Т. С. Модульно-рейтинговая система обучения высшей математике в вузе (на примере специальности «Геология и месторождения полезных ископаемых») : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. С. Коробова. - Новосибирск, 2000. - 229 с.

8. Маркевич, К. М. Педагогический потенциал рейтинговой системы контроля знаний студентов / К. М. Маркевич // Выш. шк. - 2006. - № 1. - С. 27-29.

Summary

The problem of improving the efficiency of the development of competence in mathematics students based on the info-communications model of modular training is revealed in the article. The basic components of its structure (target, technological, content-structured, process-activity-related, effective) as well as basic components: the theory of modular training, expressed in a modular approach to designing the training content, traditional (classroom) and modern (based on information and communication technologies) forms of the organization of educational process; differentiated, gradual assessment of student learning activities are defined.

Поступила в редакцию 02.05.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.