УДК 368.21
ПРОГРАММНАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Н.Э. Самойленко, Л.С. Очнева, М.Н. Антипов, С.А. Костяной
В статье рассматриваются вопросы организации программной поддержки работы преподавателя в автоматизированном комплексе системы дистанционного обучения (АКСДО), разработанной на кафедре конструирования и производства радиоаппаратуры Воронежского государственного технического университета
Ключевые слова: автоматизация обучения, программная поддержка, контроль знаний
Актуальность разработки средств программной поддержки работы преподавателя обусловлена в условиях высоких темпов научно-технического прогресса, прежде всего, острой необходимостью в интенсификации процесса обучения, использовании современных информационных и сетевых технологий, а также создании динамичной обучающей среды, обеспечивающей требуемое качество профессиональной подготовки специалистов в области проектирования и технологии радиоэлектронных средств.
Реализуемые в АКСДО метод и алгоритм обучения должны учитывать необходимость многократного воспроизведения результатов тестирования, а также строиться на принципах универсальности, открытости, гибкости и адекватного деления структуры программного обеспечения (модульности) [1].
Рассмотрим базовые функциональные возможности АКСДО:
- в соответствии с результатами промежуточного контроля управлять процессом обучения, осуществляя это в консультативной или авторитарной форме в соответствии с пожеланиями преподавателя;
- обучаемый не ограничивается в доступе к учебному материалу, но программа должна предложить обучаемому оптимальную последовательность изучения тем или модулей [2];
- промежуточный контроль осуществляется в форме ассоциативного теста или свободного ввода ответа;
- промежуточный контроль не ограничен по времени, при этом знания оцениваются по количеству правильных ответов, дополнительно фиксируется и количество обращений к тесту по одной и той же теме (пересдач);
- интерфейс программы унифицирован и использует стандарты и протоколы, применяемые в сети ш!ете1;
- интерфейс программы является простым,
Самойленко Наталья Эдуардовна - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, Е-шаіі; [email protected]
Очнева Людмила Серафимовна - ВГТУ, доцент, тел. (4732) 43-77-06
Антипов Максим Николаевич - ВГТУ, студент, тел. (4732) 43-77-06
Костяной Сергей Александрович - ВГТУ, студент, тел. (4732) 43-77-06
интуитивно понятным и грамотно оформленным с точки зрения технической эстетики и эргономики.
АКСДО является кросс платформенной системой, то есть ориентирован на использование в операционных системах Microsoft® Windows и Linux, разработан на базе открытого под лицензией GPL проекта под названием Moodle.
Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы алгоритм обучения соответствовал целям и задачам конкретных занятий.
Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный и интуитивно понятный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. С помощью фильтров системы на всех страницах курса осуществляется автоматическое создание ссылок на существующие ресурсы и записи глоссариев.
Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.
Для курса существует удобная функция просмотра последних изменений, преподаватель может увидеть новых зачисленных студентов, новые сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса за выбранный промежуток времени.
Кроме того, на странице блогов можно детально просмотреть, какие действия выполнялись в курсе различными участниками, при этом активно используются e-mail-рассылки копий сообщений с форумов, отзывов преподавателей, предусмотрена также возможность отправки e-mail сообщений произвольной группе участников курса.
АКСДО позволяет реализовать педагогику социального конструкционизма [3, 4]. При этом обучаемый "конструирует" для себя новые знания в процессе взаимодействия со средой. Он не просто пассивно усваивает информацию, а реализует в процессе обучения проектную деятельность, например, высказывая утверждения, написав сообщения в интернет, объясняя изученное своими словами, изготовив слайд-презентацию либо создавая пакет программ [5].
В результате достигается интеграция полу-
ченных знаний и навыков в собственные идеи и проекты. Социальный конструкционизм расширяет выше представленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым "малую культуру" разделяемых участниками группы предметов и смыслов.
Вовлечение и отвлечение - более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. "Отвлечённое" поведение предполагает, что субъект старается оставаться "объективным" и "опираться на факты". Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента.
"Вовлеченное" поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения.
"Сконструированное" поведение означает, что человек способен использовать оба подхода, и выбирает какой-либо из них в зависимости от текущей ситуации [6].
В целом, здоровое количество вовлеченного поведения внутри сообщества учащихся - это мощный стимул к обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но способствует возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся убеждений.
Безусловно, АКСДО не навязывает данную стратегию обучения, за организацию обучения отвечает, прежде всего, ведущий преподаватель учебной дисциплины, но всё же именно данный тип поведения АКСДО поддерживает лучше всего [7].
АКСДО обеспечивает программную поддержку следующих возможностей.
Система поддерживает различные подходы к обучению: дистанционное, смешанное, очное. АКСДО можно использовать для поддержки очного обучения как альтернативу привычным лекциям и предоставления мультимедийного контента.
Простой, интуитивно понятный, эффективный, кросс платформенный интерфейс в окне браузера возможен благодаря тому, что система не привязана к конкретному браузеру или операционной системе. Таким образом, появилась возможность посещать курс с смартфонов или нетбуков. Также пользователи MacOS или Linux не будут дискредитированы. Свобода выбора браузера и операционной системы приветствуется антимонопольной службой.
Список курсов содержит описания учебных дисциплин и доступен любому пользователю. Курсы структурируются по категориям, по ним можно производить поиск.
Запись на курсы включает в себя следующие возможности:
- преподаватели могут устанавливать для своих курсов так называемые "кодовые слова" для предотвращения доступа к курсу посторонних участников. Преподаватели могут сообщить кодовое
слово своим учащимся лично, по e-mail или каким-нибудь другим способом;
- преподаватели могут записывать учащихся на курс вручную, если это необходимо, могут вручную отчислять учащихся с курса, если это необходимо. Кроме того, администратором может быть задан период, по окончании которого учащийся, который не регистрировался в курсе, будет автоматически отчислен;
- платинная архитектура методов записи позволяет легко создавать и подключать произвольные процедуры записи на курс, а также каждый пользователь имеет всего одну учетную запись в системе, но при этом может иметь разные уровни доступа к курсам;
- метакурсы предоставляют удобное средство автоматической синхронизации подписок пользователей. Список участников метакурса наследуется из других курсов, связанных с данным метакурсом.
- создатель курсов может создавать курсы, редактировать содержимое и обучать;
- преподаватель может редактировать содержимое курсов и обучать в них;
- преподаватель без права редактирования может только обучать в курсе;
- обучаемый может обучаться в курсе;
- гость имеет минимальные права просмотра некоторых элементов курса.
Преподаватель имеет полный контроль над курсом, осуществляя изменение настроек, правку содержания, обучение.
Для каждого курса может быть выбрана своя тема отображения. Каждый курс может включать большой набор различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM объекты. Благодаря плагинной архитектуре любой элемент курса может быть разработан и подключен к системе.
В рамках курса могут быть загружены файлы, доступ к которым смогут получить только участники курса. Большой набор блоков (календарь, последние новости, наступающий события и т.п.) расширяет функциональность и удобство использования системы. Учащиеся и преподаватели могут быть записаны в несколько групп и groupings (потоков). Группы позволяют разделить активность пользователей в рамках элементов курса. Groupings (потоки) позволяют отображать некоторые элементы курса только для определенных объединений участников. Блок и страница последних действий позволяют в удобном виде отображать все изменения в курсе с момента последнего входа пользователя в систему.
Большинство элементов курса могут быть оцениваемыми. Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок. АКСДО обеспечивает возможность создания собственных шкал, что дает широкие возможности для критериального оценивания результатов обучения.
Мощная система учета и отслеживания активности участников курса позволяет преподавателю в любой момент увидеть полную картину хода обучения по в курсу в целом, а также получить детальную информацию по каждому элементу курса либо отдельному студенту (группе).
Интеграция с почтой позволяет отправлять по e-mail копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии преподавателей, а также другую учебную информацию.
Благодаря функции резервного копирования любой курс может быть сохранен как одиночный zip-файл и затем восстановлен на любом сервере с Moodle.
Учебный материал лекции представляет собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированным образом с использованием обоих вариантов.
В лекцию могут быть добавлены вопросы, правильность ответа на которые может быть связана с условными переходами между страницами. Страницы с вопросами могут быть следующих типов: множественный выбор, верно-неверно, числовой ответ, короткий ответ, эссе, ответ в свободной форме с анализом правильности ответа по ключевым словам. Возможны различные варианты начисления баллов и выставления оценки [7].
Страницы могут быть импортированы из презентации PowerPoint. Страницы с вопросами могут быть импортированы из различных форматов. Можно настраивать количество попыток учащихся, временные ограничения, минимальные баллы.
Содержимое страниц хранится в формате HTML и может быть отредактировано встроенным WYSIWYG редактором. Обучаемому могут отображаться индикатор выполнения, полученные на данный момент баллы. Возможны различные ограничения на доступ к лекции: пароль, временные ограничения и т.п.
Преподаватель или другое уполномоченное лицо составляет базу тестовых заданий, которые потом могут использоваться в различных элементах курса.
Задание предполагает ответ учащегося в виде текста, файла, нескольких файлов или вне АКСДО, при этом:
- для задания указывается максимальная оценка или шкала оценивания;
- выполнение задания может быть ограничено по времени;
- преподаватель может разрешить студентам отвечать после окончания срока выполнения (в
этом случае преподавателю будет отображаться информация о просроченных ответах);
- преподаватель может выставлять оценки и указывать комментарии как индивидуально, так и на одной странице для нескольких студентов;
- комментарий преподавателя будет отображаться учащемуся под оценкой и может быть отправлен по e-mail;
- преподаватель может разрешить повторную отправку ответа после того, как оценка была выставлена, таким образом можно организовать итеративный режим работы с заданием.
Семинар позволяет проводить многопозиционное многокритериальное оценивание работ, при этом:
- преподаватель может управлять процессом оценивания и оценивать сам процесс;
- поддерживает широкий спектр шкал оценивания;
- преподаватель может предоставить образец работы для того, чтобы учащиеся могли попрактиковаться в оценивании.
АКСДО реализована посредством замены существующих и добавлением новых модулей исходного текста. Таким образом, созданный на базе предложенной технологии автоматизации обучения программный комплекс обеспечивает повышение качества обучения и возможность успешной реализации инновационных образовательных проектов.
Литература
1. Андреев А.А. Направление и методика применения портативных персональных компьютеров в ДО //Дистанционное образование.- № 4, 1997. С. 35-41.
2. Голубева О.Н. Концепция компьютерного дистанционного обучения // Высш. образование в России. № 7, 2004. С. 52-57.
3. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии.- № 2, 1996. С. 14-17.
4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта.- М.: Наука, 2006. 223 с.
5. Полякова Т.М. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы конференции по ДО.- М.: МЭСИ.1997. С. 99-107.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.: Школа-Пресе, 2004. С. 205
7. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России.- N. 2, 2003. С. 72-79.
Воронежский государственный технический университет
PROGRAM SUPPORT OF WORK OF THE TEACHER IN SYSTEM OF AUTOMATION OF TRAINING N.E. Samojlenko, L.S.Ochneva, M.N.Antipov, S.A.Kostjanoj
In article some questions of program support of the teacher’s work in the system of automated remote training, developed on-chair «Designing and manufacture of radioelekthronic means » of Voronezh state technical university are considered.
Key words: automation of training, program support, knoledge control