Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕДУКЦИЯ ПАТОГЕНОВ В КОМПОНЕНТАХ ДОНОРСКОЙ КРОВИ — БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА'

УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕДУКЦИЯ ПАТОГЕНОВ В КОМПОНЕНТАХ ДОНОРСКОЙ КРОВИ — БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кумукова И.Б., Трахтман П.Е., Старостин Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕДУКЦИЯ ПАТОГЕНОВ В КОМПОНЕНТАХ ДОНОРСКОЙ КРОВИ — БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА»

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2022; ТОМ 67; №2 |

Хотя бы один эпизод токсичности ГЖ наблюдался у 22/65 (34%) пациентов. При медиане наблюдения 28 (1—104) мес. терапию ГЖ на последнем визите продолжали 56/65 (86%). Непереносимость терапии ГЖ была зарегистрирована у 17/65 (26%). Отмена ГЖ в связи с негематологической токсичностью — 12/17 (70%): токси-ко-аллергический дерматит 3-й степени — 5/12 (42%), боль в животе 3-й степени — 6/12 (50%), трофические язвы на коже — 1/12 (8%). Отмена ГЖ в связи с развитием гематологической токсичности в виде тромбоцитопении 3-й степени — 3/17 (18%). Смена ГЖ на терапию 2-й линии (ИФН) — 8/65 (12%). Достижения целевого гематокрита на терапии ИФН в 1-й линии — у 4/5 (80%), во второй линии — 5/8 (66%). Жедиана возраста на терапии ИФН в 1-й линии составила 31 (17—38) лет, во 2-й линии — 53 (28—61) года. При медиане наблюдения 20 (0,6—41) мес. терапию ИФН в качестве 1-й линии на последнем визите продолжают 3/5 (60%). Причины отмены ИФН: 1/2 (50%) — отсутствие контроля тромбоцитоза в сочетании с непереносимостью в виде плохо купирующегося гриппоподобного синдрома, 1/2 (50%) — отмена на фоне длительного ПГО. Развитие тромботических осложнений на фоне циторедуктивной терапии — 7/70 (10%): на ГЖ - 6/70 (9%), на ИФН - 1/70 (1%) при медиане времени от начала терапии до тромбоза 30 (15—85) мес. При этом 5/7 (71%) пациентов на ГЖуже имели тромботический анамнез до постановки диагноза.

Заключение. Стабильный контроль гематокрита на терапии ГЖ был достигнут только у 64% пациентов, при этом ни один

из пациентов не получал терапию ГЖ > 2000 мг/сут. В качестве 1-й линии проводилась терапия ИФН преимущественно молодым пациентам. Частота отмены терапии в связи с нежелательными явлениями у пациентов на ГЖ и ИФН оказалась сопоставима. Тромботические осложнения, возникшие на фоне проводимой циторедуктивной терапии, в большинстве случаев носили характер ретромбозов.

Таблица. Клинико-лабораторные изменения при постановке диагноза у пациентов с ИП

Характеристика Показатель

Уровень гемоглобина, медиана (г/л) Все 170 (71-225)

М 172(71-225)

Ж 16 (100-210)

Уровень гематокрита, медиана (%) Все 53 (26-65)

М 54 (26-64)

Ж 52 (35-65)

Уровень эритроцитов, медиана (х10'2/п) Все 6,5(4-10)

М 6,3 (4-8)

Ж 6(5-10)

Уровеньтромбоцитов, медиана (х109/л) 624 (143-2321)

Уровеньлейкоцитов, медиана (х109/л) 12 (5-29)

Пальпаторные размеры селезенки, медиана (см) 2,5(1-8)

Доля пациентов с пальпируемой спленомегалией, п=(%) 8 (10)

Кумукова И. Б., Трахтман П. Е., Балашов Д. Н.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ: ИЗЛЕЧЕНИЕ 8АЯ8-СОУ-2-ПНЕВМОНИИ У ПАЦИЕНТА ПОСЛЕ АЛОГЕННОЙ ТГСК В РЕЗУЛЬТАТЕ

ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАЗМЫ РЕКОНВАЛЕСЦЕНТОВ

ФГБУ «НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России

Введение. Пациенты после аллогенной трансплантации гемо-поэтических стволовых клеток (ТГСК) имеют тяжелый приобретенный иммунодефицит, связанный как с самой трансплантацией, так и с необходимостью применения иммуносупрессивной терапии для профилактики и лечения реакции «трансплантат против хозяина». В связи с этим пациенты после ТГСК могут иметь более тяжелое и атипичное течение COVID-19-инфекции. Лечение таких пациентов сложное из-за неспособности развивать патоген-специфический иммунный ответ, что может стать предиктором плохого прогноза.

Цель работы. Демонстрацияуспешного опыта лечения SARS-CoV-2-пневмонии с применением плазмы реконвалесцентов.

Материалы и методы. Описание клинического случая лечения SARS-CoV-2-пневмонии плазмой реконвалесцентову пациента детского возраста после алло-ТГСК.

Результаты и обсуждение. SARS-CoV-2 был обнаружен при рутинном вирусологическом мониторинге в мазке из ротоглотки без каких-либо клинических симптомов у 9-месячной девочки с ювенильным миеломоноцитарным лейкозом через Ъ месяца (+99 дней) после гаплоидентичной ТГСК с применением метода TCRaß+ и CD19+ деплеции трансплантата. На тот момент для лечения кишечной оРТПХ (2-я степень поражения нижних отделов ЖКТ) пациентка получала терапию буденосони-дом и этанерцептом. Терапия будесонидом была прекращена. На 144-е сутки на фоне иммуносупрессивной терапии (метил-преднизолон 1 мг/кг) по поводу реактивации оРТПХ (III стадия: кожа — 2 ст., ЖКТ — 3 ст.) у ребенка появился сухой кашель,

одышка, ва02=86%. Компьютерная томография выявила полисегментарную двустороннюю вирусную пневмонию с участками «матового стекла», поражающую 60% легких. 8АК8-СоУ-2 обнаруживался в мазке из ротоглотки. У пациента отсутствовали Т- и В-лимфоциты и определялась агамма-глобулинемия. Для лечения вирусной пневмонии пациенту были назначены тоцилизу-маб (10 мг/кг), внутривенный иммуноглобулин (5 г), антибиоти-котерапия (пиперациллин/тазобактам). В +146-Й день пациенту проведена первая трансфузия свежезамороженной плазмы (СЗП, 10 мл/кг), полученной от донора-реконвалесцента 8АК8-СоУ-2 (титр антител к 8АК8-СоУ-2АЬ 1:160). Через 14 дней выявлено улучшение клинического состояния больной и положительная динамика поражения легких (менее 25%, в стадии текущего разрешения). В дальнейшем было выполнено 2 трансфузии СЗП, полученных от разных доноров-реконвалесцентов (титры антител к 8АК8-СоУ-2АЬ — 1:160 и 1:80), что привело к полному клиническому и рентгенологическому выздоровлению. Через 5 дней после последней трансфузии СЗП были обнаружены антитела 1^0, специфичные к 8АК8-СоУ-2 в сыворотке пациента, при полном отсутствии В-лимфоцитов и отсутствии синтеза эндогенных иммуноглобулинов. Кроме того, Т-лимфоциты, специфичные к 8АК8-СоУ-2, не были обнаружены через 90 дней после первоначального обнаружения вируса.

Заключение. Терапия плазмой реконвалесцентов является одним из возможных и эффективных методов лечения СОУГО-19 у пациентов с иммунодефицитом и отсутствием перспектив на формирование адаптивного иммунного ответа.

Кумукова И. Б., Трахтман П. Е., Старостин Н. Н.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕДУКЦИЯ ПАТОГЕНОВ В КОМПОНЕНТАХ ДОНОРСКОЙ КРОВИ - БЛИЖАЙШАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ФГБУ «НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России

Введение. Технологии редукции патогенов (ТРП) активно используются в рутинной клинической практике для обеспечения безопасности трансфузий. На сегодня ТРП являются единственным методом, обеспечивающим полную инфекционную

безопасность компонентов донорской крови. Более того, использование ТРП позволяетувеличить срок хранения тромбоцитов до 7 дней, а также применять донорскую плазму для клинических целей без ее карантинизации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цель работы. Представление данных ретроспективного анализа результатов клинического исследования трансфузий патоген-редуцированных эритроцитных взвесей.

Материалы и методы. Был проведен ретроспективный анализ историй болезни пациентов, принимавших участие в исследовании трансфузий патоген-редуцированных эритроцитных взвесей.

Результаты и обсуждение. Ранее мы опубликовали результаты нашего клинического исследования, которое включало определение показателей качества и клиническое использование эритроцитных взвесей, полученных из патоген-редуцированной цельной крови у детей с различными онкологическими и гематологическими заболеваниями. Проведя ретроспективный анализ историй болезни, мы обнаружили, что два пациента в течение одного интервала между блоками химиотерапии получали исключительно патоген-редуцированные компоненты крови, а именно: патоген-редуцированные плазму, концентрат тромбоцитов и эрит-роцитную взвесь. Все компоненты крови были обработаны ТРП, действие которой основано на комбинированном эффекте рибофлавина и ультрафиолета (Mirasol PRT; Terumo ВСТ, Lakewood, СО, USA). Характеристики пациентов и количество трансфузий в интервале между блоками химиотерапии представлены в таблице 1. Пациенты получали поддерживающую трансфузионную терапию в соответствии с протоколом учреждения в стандартных дозировках (для эритроцитов — 10 мл/кг, FFP — 15 мл/кг, PLT — 5 мл/кг). Средняя продолжительность трансфузионно-зависимого периода (количество дней от первой до последней трансфузии)у этих пациентов составляло А ± 1 (3—5) день, а средний интервал между блоками химиотерапии составлял 24,5 ± 5 ( 21—28) дня. Все переливания были эффективными (табл. 2) и не сопровождались посттрансфу-зионными реакциями и осложнениями.

Заключение. На основании полученных данных мы полагаем, что применение универсальной редукции патогенов в донорских компонентах крови может быть использовано в клинической практике. Однако для определения эффективности и безопасности этого подхода необходимы клинические испытания. Мы планируем провести клиническое исследование переливания продуктов крови с пониженным содержанием патогенов по сравнению со стандартной практикой переливания у детей с онкологическими и злокачественными гематологическими заболеваниями, чтобы определить клиническую и экономическую эффективность этого подхода.

Таблица 1. Характеристики пациентов и трансфузий

Пол Возраст, годы Вес, кг Диагноз Кол-во трансфузий ЭВ Кол-во трансфузий KT Кол-во трансфузий СЗП Трансфу-зионно-за- висимый период, дни Количество дней между блоками химиотерапии, дни

Пациент 1 мужской Не-фробла-стома 3 2 5 28

Пациент 2 мужской 4 16 Рабдо-идная опухоль 3 7 21

Таблица 2. Эффективность трансфузий

Эффективность трансфузий ЭВ

Концентрация гемоглобина до трансфузии, г/л Концентрация гемоглобина после трансфузии г/л Прирост гемоглобина, г/л Гематокрит до трансфузии, % Гематокрит после транс- фуии, % Прирост гемато-крита, %

Пациент 1 80 93 13 22,7 26,3 3,6

Пациент 2 77 104 27 22,2 29,5 7,3

Эффективность трансфузий KT

Кол-во тромбоцитов до трансфузии, х109/л Кол-во тромбоцитов после трансфузии, х109/л Прирост тромбоцитов, х109/л

Пациент 1 5; 11; 27; 34; 27; 49; 22,3±6,5

Пациент 2 17; 20; 15 45; 47; 54 31,3 ±6,6

Эффективность трансфузий СЗП

Фибриноген до трансфузии, г/л Фибриноген после трансфузии, г/л Прирост фибриногена, г/л ПВ до трансфузии, секунды ПВ после трансфузии, секунды Снижение ПВ, секунды

Пациент 1 1; 1,15; 2,15; 1,9; 0,95±0,3 22; 18,2; 18,6; 16,1; 2,75±1

Пациент 2 1,5 2,5 1 15 13,8 1,2

ТВ до трансфузии, секунды ТВ после трансфузии, секунды Снижение ТВ, секунды АЧТВ до трансфузии, секунды АЧТВ после трансфузии, секунды Снижение АЧТВ, секунды

Пациент 1 36,1; 31,2; 31,2; 30,1 3±2,7 47,7; 42,6; 42,6; 35; 6,25±1,6

Пациент 2 27,6 25,6 2 38,5 37,5 1

ЭВ — эритроцитная взвесь; КТ — концентрат тромбоцитов; СЗП — свежезамороженная плазма; ПВ — протром-биновое время; ТВ — тромбиновое время; АЧТВ — активированное частичное тромбопластиновое время.

Куневич Е. О., Мартынкевич И. С., Волошин С. В.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МУТАЦИЙ ГЕНА ЕгН2 ПРИ ФОЛЛИКУЛЯРНОЙ ЛИМФОМЕ

ФГБУ «РосНИИГТ ФМБА России»

Введение. KZШ2 — ген, кодирующий одноименную гистон-метилтрансферазу, определяет ключевую роль в формировании зародышевых центров лимфатических фолликулов. Входит в состав рекомбинантного комплекса РИ.С2, который относится к клеточной системе эпигенетической регуляции транскрипции. Фермент непосредственно блокирует транскрипцию генов, ограничивающих пролиферацию и способствующих выходу В-клеток из реакций зародышевого центра. Мутации гена 'EZШ2 встречаются с частотой 25—30% у больных фолликулярными лимфомами (ФЛ) и связаны с усилением ферментативной активности. Мутации вызывают аберрантное триметилирование лизина в положении 27 гистона 3 (НЗК27теЗ), а распространение метки НЗК27теЗ по целевым локусам приводит к эпигенетическому подавлению экспрессии генов и сохранению фенотипа, характерного для клеток зародышевого центра. Разработанный недавно пероральный селективный ингибитор Е2Н2 (таземе-тостат) продемонстрировал высокую эффективность как в исследованиях 1п и 'йго, так и в рамках клинических исследований. Все вышеизложенное позволяет считать мутации гена Е2Н2 возможным предиктором эффективности стандартной иммуно-химиотерапии и одной из основных мишеней терапевтического воздействияу больных ФЛ.

Цель работы. Оценка распространенности и прогностического значения мутаций гена Е2Н2, ее влияние на эффективность терапии и выживаемость больных ФЛ.

Материалы и методы. Проспективное обсервационное исследование сучастием 110 пациентов старше 18 лет с морфологически подтвержденной ФЛ. В независимости от статуса мутации Е2Н2 (секвенирование 16 и 18 экзонов) все пациенты будут получать стандартные режимы иммунохимиотерапии с включением ан-ти-СЛ20-моноклональных антител. Безрецидивная и беспрогрессивная выживаемость определена в качестве первичных точек исследования. В качестве вторичных конечных точек исследования будут оцениваться общая выживаемость, общий процент ответов на лечение и продолжительность ответа.

Результаты и обсуждение. В настоящий момент в исследование включен 81 пациент, средний возраст составил 56±4,18 года, соотношение М:Ж — 1:2,8. В 70% была диагностирована ФЛ лимфома 2 цитологического типа, у 76% пациентов отмечалась IV стадия заболевания. По данным стандартной цитогене-тики, в 22% случаев выявлена 1 хромосомная аномалия (п=20). Молекулярная генетика оценена у 16 пациентов: транслокации, затрагивающие ген ВСЬ2, отмеченыу 35% пациентов, изменения гена ВСЬб не выявлены, ТР53/^е117р отмечена у 10% пациентов. Мутации гена KZШ2 оценены у 10 пациентов, у всех отмечено отсутствие мутаций.

Заключение. Исследование позволит оценить частоту встречаемости мутаций гена Е2Н2 при ФЛ и ее влияние на особенности клинического течения заболевания. Результаты исследования продемонстрируют различия в эффективности терапии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.