Научная статья на тему 'УНИКАЛЬНОСТЬ СПЕЦИФИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

УНИКАЛЬНОСТЬ СПЕЦИФИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СПОРТИВНАЯ СРЕДА / СОЗИДАЮЩАЯ СРЕДА / ПРОСТРАНСТВО / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Битшева Ирина Геннадьевна

В статье приводится попытка выяснить смыслосодержащую уникальность специфики физкультурно-оздоровительного пространства современного вуза. Данное пространство определяется совокупностью субъектов, между которыми установлены системные отношения, направленные на достижение цели сохранения и укрепления здоровья. Физкультурно-оздоровительное пространство вуза помогает решению как специфических задач развития двигательной активности, борьбы с гиподинамией, распространенной в современной студенческой среде, так и задач, связанных с формированием физически и психологически здоровой личности современного молодого человека. В статье рассматриваются факторы и основания, позволяющие считать физкультурно-оздоровительное пространство вуза уникальной образовательно-воспитательной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIQUENESS OF THE SPORTS AND RECREATION SPACE SPECIFICS OF A MODERN UNIVERSITY

The article presents an attempt to clarify the semantic uniqueness of the specifics of the physical culture and wellness space of a modern university. This space is determined by a set of subjects between whom systemic relations have been established aimed at achieving the goal of preserving and strengthening health. The physical culture and wellness space of the university helps to solve both specific tasks of developing motor activity, combating physical inactivity, common in the modern student environment, and tasks related to the formation of a physically and psychologically healthy personality of a modern young person. The article examines the factors and grounds that make it possible to consider the physical culture and recreation space of the university as a unique educational environment.

Текст научной работы на тему «УНИКАЛЬНОСТЬ СПЕЦИФИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2022.48.2.013 УДК 37

Битшева Ирина Геннадьевна

старший преподаватель кафедры методологии и технологии универсальных компетенций, Казанский государственный институт культуры, 420059, Россия, г. Казань, ул. Бутырская, 49а, e -mail: ibitsheva@yandex.ru

Irina G. Bitsheva

Senior Lecturer of the Department of Methodology and Universal Competencies Technologies, Kazan State Institute of Culture, 49a, Butyrskaya str., Kazan, Russia, 420059, e-mail: ibitsheva@yandex.ru

УНИКАЛЬНОСТЬ СПЕЦИФИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье приводится попытка выяснить смыслосодержащую уникальность специфики физкультурно-оздоровительного пространства современного вуза. Данное пространство определяется совокупностью субъектов, между которыми установлены системные отношения, направленные на достижение цели сохранения и укрепления здоровья.

Физкультурно-оздоровительное пространство вуза помогает решению как специфических задач развития двигательной активности, борьбы с гиподинамией, распространенной в современной студенческой среде, так и задач, связанных с формированием физически и психологически здоровой личности современного молодого человека.

В статье рассматриваются факторы и основания, позволяющие считать физкультурно-оздоровительное пространство вуза уникальной образовательно-воспитательной средой.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физкультурная среда, спортивная среда, созидающая среда, пространство, физкультурно-оздоровительное пространство, современный вуз, педагогический потенциал.

THE UNIQUENESS OF THE SPORTS AND RECREATION SPACE SPECIFICS

OF A MODERN UNIVERSITY

Summary. The article presents an attempt to clarify the semantic uniqueness of the specifics of the physical culture and wellness space of a modern university. This space is determined by a set of subjects between whom systemic relations have been established aimed at achieving the goal of preserving and strengthening health.

The physical culture and wellness space of the university helps to solve both specific tasks of developing motor activity, combating physical inactivity, common in the modern student environment, and tasks related to the formation of a physically and psychologically healthy personality of a modern young person.

The article examines the factors and grounds that make it possible to consider the physical culture and recreation space of the university as a unique educational environment.

Keywords: student youth, physical culture environment, sports environment, creative environment, space, sports and recreation space, modern university, pedagogical potential.

Понятию «физкультурно-оздоровительное пространство вуза» в научно-педагогической литературе посвящено небольшое количество работ, так как рассмотрение пространственности более свойственно для психологии, философии. Однако проблема оздоровлению населения, в частности, молодого, сейчас поднимается на самом высоком уровне, поэтому изучение физкультурно-оздоровительного пространства становится важной междисциплинарной темой.

В научной литературе нет достаточных исследований по проблеме формирования физкультурно-оздоровительного пространства вуза. Рассматривая «физкультурно-оздоровительное пространство» как понятийную категорию, мы выяснили, что в основном данное пространство

© 2022 Битшева И. Г.

определяется совокупностью субъектов, между которыми установлены системные отношения, направленные на достижение цели сохранения и укрепления здоровья. Методическое сопровождение процесса формирования единого физкультурно-оздоровительного пространства - это система научно-методических мероприятий, направленных на достижение максимальной эффективности деятельности по реализации цели сохранения и укрепления здоровья. В таком понимании физкультурно-оздоровительного пространства отсутствуют возможности для творчества и креативности деятельности субъектов и больше соответствуют организации физкультурно-оздоровительной среды, а не пространства. Зато четко определяется зависимость от различных учреждений, которым определена роль организующего звена этого пространства. Согласно новой Стратегии, основной акцент сделан на создании такого физкультурно-оздоровительного пространства, где будет предоставлена возможность для самостоятельного развития не только в области физической культуры, но и профессионального спорта со снижением привязки от финансирования, получаемого от государства.

Изучением содержания пространства физической культуры и спорта занимались С. И Филимонова, А. А. Лотоненко. Содержательная идея заключалась в том, что пространство физической культуры и спорта включает в себя два подпространства: физическое и социогенное. Моторное поле и физические агенты включены в физическое подпространство, а социогенное подпространство определяется совокупностью образовательного, культурного, правового, экономического и информационного полей, что образует целостное пространство физической культуры и спорта. Моторное поле физического подпространства по С. И. Филимоновой, А. А. Лотоненко представлено всеми видами физической культуры, системой спортсооружений, а также факторами окружающей среды. Все структурные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы [1, 2].

Аналитическое исследование категории пространства физической культуры и спорта было проведено Л. И. Лубышевой и С. И. Филимоновой, где ими обращается внимание, что не всегда правильно понимается сущность, структура и содержание категории «пространство физической культуры». Л. И. Лубышева и С. И. Филимонова подчеркивают, что пространство физической культуры и спорта - социальное и, по сути, складывается из физического и социогенного полей, принципиально отличающихся друг от друга. Физическое поле определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в качестве субстанции (субстрата), или вещественного тела, выступают живые люди, которые берутся как таковые, сами по себе, а «не как функция или знак других процессов» [3, 2].

В монографии О. А. Калимуллиной и Р. Р. Хайруллина предложено рассмотрение «физкультурно-оздоровительных практик в среде вуза культуры». Физкультурно-оздоровительные практики рассматриваются ученым как комплекс инновационных технологий, позволяющих в свободное время формировать у выпускников вузов культуры определенный уровень здоровья и мотивацию на достижение высокого уровня профессионального развития. В исследовании авторов рассматривается специфика среды вуза культуры, но пространство вуза как предмет исследования там не представлен [4].

Как видно, данное понятие не исключает образовательного компонента, так как приобщение подрастающего поколения к физической культуре осуществляется при непосредственном участии образовательных институтов.

Таким образом, наиболее благоприятным полем для формирования оптимальной самореализации, самоактуализации личности является создание физкультурно-оздоровительного пространства современного вуза, где можно успешно формировать мотивы и реализовывать потребности личности в регулярных занятиях различными физическими упражнениями. Только в этом случае может осуществляться целенаправленное движение человека в русле физической культуры и оздоровления.

В исследованиях Н. А. Кулик и С. М. Климакова отмечается, что существует общее смыс-лополагание формирования физкультурно-оздоровительного пространства современного вуза [5, 6].

Подтверждением того, что физкультурно-оздоровительное пространство вуза обладает серьезным воспитательным аспектом, служит тот факт, что именно в данном пространстве возможно сформировать не только здоровье студенческой молодежи, но и воспитать гражданина, способного ценить свое здоровье и стараться следить за уровнем своего физического состояния [7].

ПЕЛАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Глубину физкультурно-оздоровительного пространства мы можем описать тремя уровнями (макро-, мезо- и микро-). Глобализация образовательного пространства требует учитывать мировое физкультурно-оздоровительное пространство окружающей среды. Для построения отношений на макроуровне нам могут помочь существующие интернет-технологии. На мезоуровне мы выделяем физкультурно-оздоровительное пространство, связанное с конкретной территорией. Такое пространство развивается в соответствии с мировыми тенденциями, происходящими в физической культуре и спорте. Специфика этого уровня определяется развитием физической культуры и спорта в стране, регионе. Наконец, под микроуровнем мы понимаем пространство, где реализуется принцип доступности физкультурно-оздоровительной среды, есть свобода выбора образовательного учреждения, образовательных программ и т. д. На микроуровне мы имеем дело с личным физкультурно-образовательным пространством обучающегося. Каждый из представленных нами уровней освоения физкультурно-оздоровительного пространства обладает качествами самоопро-ектирующихся структур, наделенных такими свойствами, как открытость, гибкость, недетерминированность. Однако открытость наделяет пространство некой неопределенностью, так как его структурные элементы не имеют четких связей и постоянно дополняются новыми. Осваивая физкультурно-оздоровительное пространство, обучающийся претерпевает изменения на каждом уровне пространства. На микроуровне происходят личные изменения обучающегося в собственной образовательной траектории развития, что приводит к появлению новых образовательных потребностей и соответственно запускает ответный механизм по разработке новых физкультурно-оздоровительных и физкультурно-образовательных программ, что подключает к взаимодействию мезоуровень. Накопление опыта на микро- и мезоуровнях ведет к совершенствованию мировых тенденций, что вносит коррективы исходя из потребностей общества на макроуровне.

Мы пришли к заключению, что в идеале физкультурно-образовательное пространство, образовательное пространство, культурное пространство в своих взаимных пересечениях и взаимоотношениях являются взаимодополняющими структурами. В то же время следует выделить и поле физкультурно-оздоровительного пространства, которое является подвижной системой и включает в себя возможности компонентов образовательного, культурного пространства, насыщается через эти пространства и в дальнейшем реализовывается через образовательные программы или образовательные структуры. Субъекты, включенные в физкультурно-оздоровительное пространство, используя его потенциал, имеют возможность осуществлять отбор каких-либо идей, новых знаний.

Опираясь на изучение научно-методических разработок, можно констатировать, что на современном этапе развития педагогической мысли нет четкого понимания понятия «физкультурно-оздоровительное пространство вуза». Однако в научном обиходе существуют понятия образовательная, физкультурная, спортивная, развивающая среда. Развивающая предметно-пространственная среда физкультурной среды обеспечивает педагогическую реализацию мотива-ционно-предметного потенциала пространства физкультурной среды вуза, в которую входят оборудование и инвентарь, в ходе использования которого студенты получают необходимое удовлетворение от занятий физической культурой в данной среде.

Развивающая здоровьесберегающая предметно-пространственная среда обеспечивает субъект-субъектную коммуникацию в процессе физкультурно-спортивной активности между студентами и профессорско-преподавательским коллективом [8].

Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, удовлетворяющей все запросы современной студенческой аудитории [9].

Физкультурно-оздоровительная или спортивно-оздоровительное пространство вуза помогает решению как специфических задач развития двигательной активности, борьбы с гиподинамией, распространенной в современной студенческой среде, так и задач, связанных с формированием физически и психологически здоровой личности современного молодого человека.

Библиографический список

1. Физическая культура в образовании и науке / Артамонова Е. И. и др. Смоленск, 2018.

2. Филимонова С. И., Лаврик С. А., Филимонова Ю. Б. Проблемы оздоровительной направленности пространства физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье. 2014. № 2(49). С. 92-94.

3. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 240 с.

4. Калимуллина О. А., Хайруллин Р. Р. Физкультурно-оздоровительные практики как фактор повышения качества жизни студентов вузов культуры: монография. Казань, 2021. 162 с.

5. Климакова С. М. Анализ стану физичного виховання у вищих навчальних закладах // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2008. № 11. С.36-39.

6. Кулик Н. А. 1нтерес студенев до занять з фiзичного виховання i спортом у ВНЗ // Науковий часопис НПУ iменi М. П. Драгоманова. 2015. Вип. 11 (66). С. 84-87.

7. Калимуллина О. А. Формирование ценности здоровья в образовательном пространстве современного вуза // Здоровье как социокультурный феномен: материалы 1-й электронной Международной научной конференции. Казань, 2011. С. 324-327.

8. Новикова И. М. Здоровьесберегающее пространство: структура и опыт организации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 129-136.

9. Калимуллина О. А. Проблемы и пути их решения в системе воспитательной работ современного вуза // Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде: материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 11-15.

References

1. Fizicheskaya kul'tura v obrazovanii i nauke [Physical culture in education and science]. Smolensk, 2018 [in Russian].

2. Filimonova S. I., Lavrik S. A., Filimonova Yu. B. Problemy ozdorovitel'noi napravlennosti prostranstva fizicheskoi kul'tury i sporta [Problems of the wellness orientation of the physical space-culture and sports]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health], 2014, no. 2(49), рр. 92-94 [in Russian].

3. Lubysheva L. I. Sotsiologiya fizicheskoi kul'tury i sporta: uchebnoe posobie [Sociology of physical culture and sports]. Moscow, 2004, 240 р. [in Russian].

4. Kalimullina O. A., Khairullin R. R. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye praktiki kak faktor pov-ysheniya kachestva zhizni studentov vuzov kul'tury: monografiya [Physical culture and wellness practices as a factor in improving the quality of life of students of universities of culture]. Kazan, 2021, 162 р. [in Russian].

5. Klimakova S. M. Analiz stanu fizichnogo vikhovannya u vishchikh navchal'nikh zakladakh [Analysis of the physical vihovannya at the vishchikh navchalny mortgages]. Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu [Pedagogy, psychology that medico-biologicalproblems of physical education and sports], 2008, no. 1, рр. 36-39 [in Russian].

6. Kulik N. A. Interes studentiv do zanyat' z fizichnogo vikhovannya i sportom u VNZ [Interes studentiv to take up a physical education in sports at VNZ]. Naukovii chasopis NPU imeni M. P. Dragomanova [Naukoviy chasopis NPU imeni M. P. Dragomanova], 2015, v. 11 (66), рр. 84-87 [in Russian].

7. Kalimullina O. A. Formirovanie tsennosti zdorov'ya v obrazovatel'nom prostranstve sovremen-nogo vuza [Formation of the value of health in the educational space of a modern university]. Zdorov'e kak sotsiokul'turnyi fenomen: materialy 1-i elektronnoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Health as a socio-cultural phenomenon: Materials of the 1st Electronic International Scientific Conference]. Kazan, 2011, рр. 324-327 [in Russian].

8. Novikova I. M. Zdorov'esberegayushchee prostranstvo: struktura i opyt organizatsii [Health-saving space: the structure and experience of the organization.]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issle-dovaniya [Human Science: Humanitarian Studies], 2015, no. 4 (22), рр. 129-136 [in Russian].

9. Kalimullina O. A. Problemy i puti ikh resheniya v sisteme vospitatel'noi rabot sovremennogo vuza [Problems and ways to solve them in the system of educational work of a modern university]. Tekhnologiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti kak faktor ukrepleniya sotsial'nogo, mezhnatsional'nogo i mezhkonfessional'nogo soglasiya v molodezhnoi srede: materialy Vserossiiskoi elektronnoi nauchno-

prakticheskoi konferentsii [Technology of cultural and leisure activities as a factor in strengthening social, interethnic and interfaith harmony among young people]. Kazan, 2017, рр. 11-15 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.