Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОЛОГИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ВУЗОВ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОЛОГИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОМИНАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калманович В. Л., Битшева И. Г., Севодин С. В.

В статье публикуются материалы диагностических исследований типологий личности и их специфических особенностей студентов технического и творческого вузов. Задачи исследования: теоретически обосновать педагогические условия применения в образовательной практике инновационных методик, основанных на анализе типологических особенностей личности студентов технического и творческого вузов, позволяющих достигать положительной динамики в развитие современной конкурентно-способной личности молодого специалиста. Нами применялись следующие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогические тестирования по Кейрси, Юнгу и психогеометрической методике, анкетирование, методы математической статистики. В статье показаны результаты положительной динамики в формировании психолого-педагогических и морально-нравственных установок студентов, становления и развития у обучающихся лидерских, целеустремленных доминантных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калманович В. Л., Битшева И. Г., Севодин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC STUDIES OF PERSONALITY TYPOLOGIES AT STUDENTS OF TECHNICAL AND CREATIVE UNIVERSITIES

The article publishes the materials of diagnostic studies of personality typologies and their specific features at students of technical and creative universities. Research objectives: to theoretically substantiate the pedagogical conditions for the application in educational practice of innovative methods based on the analysis of the typological features of the students’ personality of technical and creative universities, which allow achieving positive dynamics in the development of a modern competitive personality of a young specialist. We used the following research methods: analysis of special scientific and methodological literature, pedagogical tests on Keirsey, Jung and psycho-geometric methods, questionnaires, methods of mathematical statistics. The article shows the results of positive dynamics in the formation of psychological and pedagogical, and moral-ethic attitudes of students, the formation and development of students ' leadership, purposeful dominant personality qualities.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОЛОГИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО ВУЗОВ»

УДК 37.013.77

Диагностические исследования типологий личности студентов технического и творческого вузов

Diagnostic studies of personality typologies at students of technical and creative universities

Калманович В.Л., Казанский государсвнный архитектурно-строительный университет, volek71@yandex. ru

Битшева И.Г., Казанский государственный институт культуры, ibitcheva@yandex.ru Севодин С.В., Казанский государственный энергетический университет, sevodins@mail.ru

Kalmanovich V., Kazan state university of architecture and engineering, volek71@yandex.ru Bitheva I., Kazan state institute of culture, ibitcheva@yandex.ru Sevodin S., Kazan state energetic university, sevodins@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.018

Ключевые слова: психогеометрическая методика, качества личности, морально-нравственные доминанты.

Keywords: psycho-geometric methodology, personality qualities, moral and ethic dominants.

Аннотация. В статье публикуются материалы диагностических исследований типологий личности и их специфических особенностей студентов технического и творческого вузов.

Задачи исследования: теоретически обосновать педагогические условия применения в образовательной практике инновационных методик, основанных на анализе типологических особенностей личности студентов технического и творческого вузов, позволяющих достигать положительной динамики в развитие современной конкурентно-способной личности молодого специалиста.

Нами применялись следующие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогические тестирования по Кейрси, Юнгу и психогеометрической методике, анкетирование, методы математической статистики.

В статье показаны результаты положительной динамики в формировании психолого-педагогических и морально-нравственных установок студентов, становления и развития у обучающихся лидерских, целеустремленных доминантных качеств личности.

Abstract. The article publishes the materials of diagnostic studies of personality typologies and their specific features at students of technical and creative universities.

Research objectives: to theoretically substantiate the pedagogical conditions for the application in educational practice of innovative methods based on the analysis of the typological features of the students' personality of technical and creative universities, which allow achieving positive dynamics in the development of a modern competitive personality of a young specialist.

We used the following research methods: analysis of special scientific and methodological literature, pedagogical tests on Keirsey, Jung and psycho-geometric methods, questionnaires, methods of mathematical statistics.

The article shows the results of positive dynamics in the formation of psychological and pedagogical, and moral-ethic attitudes of students, the formation and development of students ' leadership, purposeful dominant personality qualities.

Введение. Любой педагогический процесс базируется на глубоком психолого-педагогическом анализе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Отсюда такое большое значение придается сегодня

диагностике уровня сформированное™ личности и проявлений её индивидуальности (В.М. Минияров, 1997; С.Д. Смирнов, 2001; В.Г. Максимов, 2002). А, как известно, всякое межличностное общение основано на знании и

понимании и партнера, и тех людей, через которых это общение осуществляется [1].

На наш взгляд, использование педагогической диагностики, безусловно, повысит у педагога профессиональную компетентность,

усовершенствует его аналитические,

проектировочные, диагностические умения, а педагогическая диагностика на основе типологического подхода будет способствовать развитию умения самопознания, окажет помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута. Она безусловна поможет:

1. Мгновенно определить форму личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму.

2. Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке.

3. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях [2].

Материалы и методы исследования. «Темперамент - это свойство, придающее неповторимое своеобразие всем проявлениям личности, позволяющее выделить

индивидуальность и подчеркнуть самость, то есть то, что отличает каждого человека от других. Темперамент представляет собой некий универсальный регулятор, подстраивающий и приспосабливающий свойства воспринимающего организма согласно свойствам поступающей информации, изменяющий и придающий личностную окраску всему многообразию внешних воздействий», - пишет Д. Кейрси, -обращая внимание на индивидуальность, и в то

же время на существование типологических особенностей, характерных для каждого человека (К.В. Павлов, 1996).

Д. Кейрси и следом за ним К. Павлов оперируют понятиями «психологического портрета» и «тип темперамента». К. Павлов отмечает, что в работах К.Г. Юнга нет четких описаний ни для «портретов», ни для «темпераментов».

Юнг описал три пары основных противоположных факторов:

- Экстраверсию - интроверсию (E и I);

- Здравомыслие - интуицию (S и N);

- Логичность - чувствование (T и F) и варианты их сочетания.

Заслуга Д. Кейрси состоит в том, что он сумел выделить, детально описать и с успехом использовать на практике категории более крупные и ёмкие, чем психологические портреты. Он назвал их четырьмя «типами темперамента», обращая особое внимание на устойчивость, долгосрочность, наследуемость и

фундаментальность этих типов. Четыре типа индивидуальности называются условно:

- SJ - Epimetheus (Эпиметей);

- SP - Dionysus (Дионисий);

- NT - Prometheus (Прометей);

- NF - Apollo (Аполлон).

В основе различий представителей четырех типов темперамента лежит характеристика направленности - ядро личности, определяющее своеобразие мотивационных установок. Некоторые из них показаны в таблице 1.

Таблица 1. - Типы темпераментов личности и соответствующие им мотивационные установки

SP NT NF

Ерте^еш Dionysus Prometheus Apollo

чувство долга, стремление занять достойное место в определеной социальной структуре свобода, спонтанность реакции, стремление следовать собственным импульсам дух научного поиска, стремление к власти над законами природы стремление к тому, чтобы быть самим собой, иметь ценность в собственных глазах

- тип темперамента Эпиметей подразделяется на портреты: ESTJ; 1Ш,; ESFJ; ISFJ.

SP - Дионисий включает в себя: ESTP; ISTP; ESFP; ISFP. N7 - Прометей: ENTJ; ШП; ENTP; INTP.

^ - Аполлон дает начало следующим психологическим портретам: ENFJ; INFJ; ЕШР; 1ШР.

В рамках нашего многолетнего исследования по формированию современного физкультурно-оздоровительного пространства в вузе мы провели множество экспериментов в области

психолого-педагогических и морально-нравственных установок студентов, становления и развития у обучающихся лидерских,

конкурентных, целеустремленных, нацеленных на успех доминантных качеств личности.

В статье предлагаем вашему вниманию материалы диагностических исследований типологий личности студентов технического и творческого вузов и их специфических особенностей [3].

Методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы,

педагогические тестирования по Кейрси и психогеометрической методике, анкетирование, методы математической статистики.

Литературный обзор показал, что существует большое количество типологий личности и методик диагностики. В качестве второй методики, кроме психогеометрической, мы выбрали тест Кейрси, определяющий тип темперамента.

В исследовании принимали участие студенты Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) разных институтов I и II курса в количестве 104 человек и студенты Казанского государственного института культуры (КазГИК), I и II курса в количестве 56 человек.

Результаты исследования. Тестирование проводилось со студентами во время занятий по физической культуре.

Анализ полученных результатов показал:

Студенты технического вуза вне зависимости от институтов оказались в большинстве своём -50% от общего числа - представителями типа Аполлон. В составленной нами таблице этот тип темперамента попал в форму круга (ориентация на окружающих), так как по результатам психогеометрических предпочтений студенты поставили ориентацию на окружающих на одно из ведущих мест (28,2%) [4].

На втором месте 25% - представители типа Эпиметей. Как уже было выше сказано, этот тип темперамента включает такие характеристики, как: чувство долга, стремление занять достойное место. Положение этих двух типов темперамента практически совпадает с результатами сравнений психогеометрической методики, а также с итогами тестирования по психогеометрии, поэтому можно с полной уверенностью говорить о двух характерных особенностях студентов КГАСУ на сегодняшний день: ориентация на лидерство, достижение успеха и ориентация, на общение [5].

Третье место - 12,5% - смешанные типы. Типы темперамента Прометей и Дионисий с низкими процентами оказались на 4 и 5 месте.

Главной нашей задачей было проверить избранную методику и сопоставить полученные

результаты с результатами по

психогеометрическому тестированию, а также посмотреть, существуют ли различия в типах темперамента у студентов технического вуза и студентов творческого вуза, принявших участие в нашем исследовании [6].

Анализируя полученные данные и сопоставляя их с другими, можно заключить, что большинство опрошенных респондентов - 46,2% оказались в большинстве своём представителями типа Аполлон. Для людей этого типа характерен постоянный поиск смысла жизни, умение общаться, естественность проявления эмоций. Они изначально более доброжелательны, отношения с людьми строят на основе взаимного уважения и чуткого внимания к индивидуальным особенностям. Для представителей этого типа темперамента актуальна единственная цель: становление. Их главные стремления сконцентрированы на людях, а не на вещах, им нужно взаимодействие. Характеристики данного типа, на наш взгляд, находят себе одно из ведущих мест в обществе [7].

Полученные результаты полностью совпали с итогами психогеометрического теста (1 место заняла у студентов ориентация на окружающих, на общение - 31,6%).

Из студентов КазГИК - 32,7% попали в группу Эпиметей. Люди этого типа обладают высокоразвитым чувством долга. Титулы и звания много значат для них. Официальный статус, основанный на обладании материальными средствами, для них гораздо больше, чем абстрактные законы и принципы.

Около 7,7% студентов - представители типа Дионисий. Основным стремлением для них является стремление к свободе. Род их деятельности связан с риском. Они любят действие, сам процесс действия. Многие преподаватели отмечают, что студенческая аудитория обладает особыми специфическими чертами, главными из которых являются самостоятельность и независимость.

Самый маленький процент 5,8% - тип Прометей. Для них характерен постоянный поиск закономерностей, построение схем, моделей. Им нужно не могущество, а компетентность. Верят только в свои силы и надеются только на себя. Их речь кратка и логична. Неуемная жажда знаний, а отсюда высокий профессионализм.

Все преведенные результаты практически совпали с результатами психогеометрического тестирования. Маленький процент

представителей типа Прометей не удивил нас, так как по данным анализа сравнений психогеометрии с другими типологиями, данный

тип темперамента попал в форму квадрата (ориентация на исполнительность). А она у студентов занимает всего лишь четвертое место с 15,2%. Этот факт ещё раз подтверждает

Сравнивая студентов технического вуза (КГАСУ) и студентов творческого вуза (КазГИК), по методике Д. Кейрси, мы увидели, что среди этих двух категорий студентов больший процент составляют представители типа Аполлон (КГАСУ - 50%, КазГИК - 46,2%).

Полученные результаты говорят о том, что итоги тестирования по определению типа темперамента у двух категорий студентов практически совпадают. Получается, что принявшие участие в нашем исследовании студенты не имеют ярких отличий. Эти данные нас нисколько не удивляют, так как и те, и другие приблизительно одного и того же возраста (I и II курс). А для этого возрастного периода характерны большая потребность в общении и стремление к взаимодействию. Но, несмотря на это, студенческая аудитория обладает особыми специфическими чертами [8].

В ходе нашего исследования со студентами КГАСУ и студентами КазГИК было отмечено, что вне зависимости от выхода на ведущую позицию ориентации на общение у тех и других студентов, студенты творческого вуза, более контактны, открыты, доброжелательны. Они не замкнуты, что является их отличительной чертой. Что касается выражения своих чувств, то

эффективность использования разработанной нами психогеометрической методики.

Результаты исследования типа темперамента студентов представлены в таблице 2.

эмоциональная открытость этих студентов сразу же обращает на себя внимание [9]. Их отличает эмоциональная восприимчивость, а также естественное умение выражать свои эмоции. Творческий человек всегда в центре внимания. Это приводит к развитию особой раскрепощенности - умению делать своё дело, стремиться к результату, не блокируя свои эмоции, но и не попадая под их влияние. Известно, что эмоциональная сфера творчески активных людей крайне развита, но не устойчива к влиянию многих внешних факторов. Кроме того, они обладают уникальной особенностью общения - гармонично развитыми навыками восприятия и реакций в коммуникации. Это им позволяет им не только не испытывать сложности в общении, но также рождает своеобразный юмор, который всегда присутствует в человеческой аудитории [10].

Заключение. В результате нашей работы создана методика по созданию коллектива единомышленников с определением в коллективе взаимодействующих членов с психологической совместимостью. Она необходима как педагогу, работающему со студентами творческого и технического вузов, так и студентам для создания

Таблица 2. -Преобладающие типы темперамента студентов технического и творческого вузов

Общее

количество студентов КГАСУ АПОЛЛОН 50% ЭПИМЕТЕЙ 25% СМЕШАН. 12,5% ПРОМЕТЕЙ 8,6% ДИОНИСИЙ 3,8%

N=104 чел.

Совокупность Потребность в Чувство долга, Дух научного Свобода,

ценностных общении, значение поиска, ищет импульсивность,

характеристик духовность, титулов званий и закономерности, живут здесь и

стремление к статуса, строит схемы, сейчас, любят

самовыражению стремление занять достойное место компетентность действие, а не результат

Общее

количество студентов КазГИК АПОЛЛОН 46,2% ЭПИМЕТЕЙ 32,7% ДИОНИСИЙ 7,7% СМЕШАН. 7,7% ПРОМЕТЕЙ 5,8%

N=56 чел.

Совокупность Потребность в Чувство долга, Свобода, Дух научного

ценностных общении, значение импульсивность, поиска, ищет

характеристик духовность, титулов званий и живут здесь и закономерности,

стремление к статуса, сейчас, любят строит схемы,

самовыражению стремление занять достойное место действие, а не результат компетентность

эффективных творческих команд для решения любых социальных и образовательных проектов.

В ходе нашей научной работы мы предлагаем модель, современного физкультурно-

оздоровительного пространства. Студент, погруженный в такую образовательную среду, развивается как человек, живущий и действующий в обществе единомышленников, в своем рабочем коллективе [11]. Он находится в постоянном общении со своими товарищами, коллегами, педагогами. Во время спортивно-оздоровительной деятельности студент вступает в особый тип социально-конкурентных отношений,

предназначенных для личностного

самоутверждения и общественной оценки его спортивных результатов судьями, соперниками, партнерами, спортивной публикой,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественностью и т.д., что позволяет формировать конкурентно-способную,

успешную, творческую личность молодого человека и специалиста [12].

В следующих статьях мы представим формы, средства и методы педагогической модели формирования современного физкультурно-оздоровительного пространства в вузе.

1. Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р. Сравнительный анализ психотипологических особенностей студентов-спортсменов творческого вуза / В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин, И.Г. Битшева, Н.В. Туманина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 2. - С. 142-146.

2. Битшева И.Г., Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р. Формирование методики психотипологического анализа студентов с учетом их творческих специальностей: сборник / И.Г. Битшева, В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса / Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; под общей редакцией Ю.Г. Кузмичева. - 2018. - С. 171-175.

3. Калманович В.Л., Сидоров А.А., Битшева И.Г. Диагностика психотипологических особенностей спортсменов - учащихся Казанского суворовского военного училища: сборник / В.Л. Калманович, А.А. Сидоров, И.Г. Битшева // Приоритетные направления развития психолого-педагогической деятельности в современных условиях / Материалы научно-практической конференции; под редакцией А.Н. Грязнова. - 2018. - С. 76-82.

4. Калимуллина О.А. Проблемы и пути решения в системе воспитательной работы современного вуза: сборник / О.А. Калимуллина // Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде / Материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции. - Казгик; науч. ред.: Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. -2017. - С. 11-15.

5. Калимуллина О.А. Формирование гражданской позиции студенчества в условиях современного вуза: сборник / О.А. Калимуллина // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив / Материалы Международной электронной научно-практической конференции. - 2016. - С. 244-249.

6. Калимуллина О.А. Формирование ценности здоровья в образовательном процессе современного вуза: сборник / О.А. Калимуллина // Здоровье как социокультурный феномен / Материалы 1-ой электронной Международной научной конференции. -2011. - С. 324-327.

7. Калманович В.Л., Битшева И.Г., Хайруллин Р.Р. Применение инновационных методов активного обучения на занятиях по физической культуре в творческих вузах / В.Л. Калманович, И.Г. Битшева, Р.Р. Хайруллин // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 3. - С. 170-175.

8. Архипов Е.Ю., Битшева И.Г., Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р. Исследование стрессоустойчивости по средствам физических нагрузок в образовательной деятельности студентов технических вузов / Е.Ю. Архипов, И.Г. Битшева, В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин // Казанская наука. - 2016. - № 11. - С. 130132.

9. Хайруллин Р.Р., Калманович В.Л. Влияние физической культуры на здоровый образ жизни учащейся молодежи: сборник / Р.Р. Хайруллин, В.Л. Калманович, А.А. Болотников, Э.Р. Мугаттарова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта / Материалы VII международной научно-практической конференции; под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. - 2017. - С. 781-785.

10. Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р., Архипов Е.Ю. Взаимосвязь стрессоустойчивости курсантов с их физической подготовленностью в образовательной деятельности: сборник / В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин, Е.Ю. Архипов // Научные исследования в сфере физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации: опыт и перспективы / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 95-летию Тиграна Тиграновича Джамгарова (1921-1980); под редакцией А.Г. Щурова, О.Г. Румба, А.А. Горелова. - 2017. - С. 8791.

11. Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р., Имангулов Р.Ш. Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов / В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин, Р.Ш. Имангулов //

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 2. - С. 138-140.

12. Мугаттарова Э.Р., Калманович В.Л., Болотников А.А., Хайруллин Р.Р. Развитие физкультурно-спортивной работы в казанском государственном архитектурно-строительном

университете: сборник / Э.Р. Мугаттарова, В.Л. Калманович, А.А. Болотников, Р.Р. Хайруллин // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи / Материалы XIV Международной научно-практической конференции. -2016. - С. 209-214.

References:

1. Kalmanovich V.L., Khairullin R.R. Comparative analysis of the psychotypological characteristics of student-athletes in a creative university / V.L. Kalmanovich, R.R. Khairullin, I.G. Bitsheva, N.V. Tumanina // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2019. - № 2. - P. 142-146.

2. Bitsheva I.G., Kalmanovich V.L., Khairullin R.R. Formation of the methodology of psychotypological analysis of students taking into account their creative specialties: collection / I.G. Bitsheva, V.L. Kalmanovich, R.R. Khairullin // Students' adoption at all levels of education in the context of the modern educational process / Materials of the XIV All-Russian scientific-practical conference with international participation; edited by Yu.G. Kuzmichev. - 2018. - S. 171175.

3. Kalmanovich V.L., Sidorov A.A., Bitsheva I.G. Diagnostics of the psychotypological characteristics of athletes - students of the Kazan Suvorov military school: collection / V.L. Kalmanovich, A.A. Sidorov, I.G. Bitsheva // Priority directions of development of psychological and pedagogical activity in modern conditions / Materials of the scientific and practical conference; edited by A.N. Gryaznov. - 2018. - S. 7682.

4. Kalimullina O.A. Problems and solutions in the system of educational work of a modern university: collection / O.A. Kalimullina // Technology of cultural and leisure activities as a factor in strengthening social, interethnic and interfaith harmony in the youth environment / Materials of the All-Russian electronic scientific-practical conference. - Kazgik; scientific. ed.: D.V. Shamsutdinova, R.I. Turkhanova, L.F. Mustafina. - 2017. - S. 11-15.

5. Kalimullina O.A. Formation of the students' civic position in the conditions of a modern university: collection / O.A. Kalimullina // Formation of patriotism among young people by means of social and cultural activities: vectors of research and practical prospects / Materials of the International Electronic Scientific and Practical Conference. - 2016. - S. 244249.

6. Kalimullina O.A. Formation of the value of health in the educational process of a modern university: collection / O.A. Kalimullina // Health as a sociocultural phenomenon / Materials of the 1-st electronic International scientific conference. - 2011. - S. 324-327.

7. Kalmanovich V.L., Bitsheva I.G., Khairullin R.R. Application of innovative methods of "active teaching" at the physical culture lessons in creative universities / V.L. Kalmanovich, I.G. Bitsheva, R.R. Khairullin // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2016. - № 3. - S. 170-175.

8. Arkhipov E.Yu., Bitsheva I.G. Investigation of stress resistance by means of physical activity in the educational activity of students of technical universities / E.Yu. Arkhipov, I.G. Bitsheva, V.L. Kalmanovich, R.R. Khairullin // Kazan science. - 2016. - № 11. - S. 130-132.

9. Khairullin R.R., Kalmanovich V.L. The influence of physical culture on the students' healthy lifestyle: collection / R.R. Khairullin, V.L. Kalmanovich, A.A. Bolotnikov, E.R. Mugattarova // Actual problems of physical culture and sports / Materials of the VII international scientific-practical conference; ed. by G.L. Drandrova, A.I. Pyanzin. - 2017. - S. 781-785.

10. Kalmanovich V.L., Khairullin R.R., Arkhipov E.Yu. The relationship between stress resistance of cadets and their physical fitness in educational activities: collection / V.L. Kalmanovich, R.R. Khairullin, E.Yu. Arkhipov // Scientific research in the field of physical training and sports in the Armed Forces of the Russian Federation: experience and prospects / Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 95-th anniversary of Tigran Tigranovich Dzhamgarov (1921-1980); edited by A.G. Shchurova, O. G. Rumba, A. A. Gorelova. - 2017. - S. 87-91.

11. Kalmanovich V.L., Khairullin R.R., Imangulov R.Sh. The relationship between stress resistance and physical development at students of creative universities / V.L. Kalmanovich, R.R. Khairullin, R.Sh. Imangulov // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2017. - № 2. -P. 138-140.

12. Mugattarova E.R., Kalmanovich V.L., Bolotnikov A.A., Khairullin R.R. The development of physical culture and sports work in Kazan State University of Architecture and Civil Engineering: collection / E.R. Mugattarova, V.L. Kalmanovich, A.A. Bolotnikov, R.R. Khairullin // Social and pedagogical aspects of physical education of young people / Materials of the XIV International scientific and practical conference. - 2016. - S. 209-214.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Калманович Владимир Львович (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой ФВиС, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, email: volek71@yandex.ru

Битшева Ирина Геннадьевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Казанского государственного института культуры, e-mail: ibitcheva@yandex.ru

Севодин Сергей Васильевич (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Физического воспитания и спорта Казанского государственного энергетического университета, e-mail: sevodins@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.