УДК 378.17.
О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА МОЗГ ЧЕЛОВЕКА ON THE IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE HUMAN BRAIN
Туманина Наталья Викторовна Хайруллин Рафаэль Равилевич
кафедра физического воспитания и спорта Казанский государственный институт культуры
г. Казань, Россия Tumanina Natalia Victorovna Khairullin Rafael Ravilevich department of physical education and sports Kazan state Institute of culture Kazan, Russia
Аннотация. В статье изучается вопрос о влиянии физической активности на организм человека в целом и на его мозг в частности. О том, как влияют регулярные занятия физической культурой на наши мышцы, кости, связки, но и так же, как физические нагрузки влияют на наш центральный «процессор».
Abstract. The article examines the impact of physical activity on the human body in General and on the brain in particular. About how regular physical training affects our muscles, bones, and ligaments, but also in the same way that physical activity affects our Central «processor».
Ключевые слова: физическая культура, мозг, студенты, исследование.
Keywords: physical education, brain, students, research.
Мы — это наш мозг. Мозг является важнейшим органом нашего тела.
«Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга, возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, точно так же как и наши горести, боль, печаль и слезы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего, приятное от неприятного». Гиппократ (ок. 460—370 г. до н.э.)
Вопрос о влиянии физической активности на организм человека в целом и на его мозг в частности, является одним из наиболее перспективных в плане изучения. Мы уже многое знаем о том, как влияет регулярная физкультура на наши мышцы, кости, связки... но как же физические нагрузки влияют на наш центральный «процессор»? Какие нагрузки полезны для него, а какие нет? Давайте попробуем разобраться с этими вопросами.
На слаженную работу мозга большое влияние оказывает состояние сердечно -сосудистой системы. Слабое сердце и сосуды не способны в должной мере доставлять в мозг огромное количество нужных ему для полноценной работы веществ. Вряд ли стоит удивляться тому, насколько возросло число людей с заболеваниями сердечно - сосудистой системы из-за так называемой «сидячей» работы. Инфаркты
и инсульты в настоящее время являются одними из наиболее распространенных диагнозов в России.
Регулярная и умеренная физическая активность оказывает благоприятное на здоровье сосудов, препятствует (с поправкой на то, что гиподинамия это лишь один из факторов риска) образованию в них атеросклеротических образований, которые и являются основными факторами риска сердечно-сосудистых катастроф.
Приведем пример, так во время кардио-нагрузки (бег, велосипед, плавание, теннис) на пульсе до 80% от максимального увеличивается частота сердечных сокращений, дыхание становится глубже и кровь намного быстрее приливает к мозгу.
В человеческом мозге, по разным оценкам содержится от 80 до 100 млрд. нервных клеток — нейронов. И благодаря умеренным и регулярным занятиям, к ним поступает намного больше кислорода и питательных веществ. В результате изменений, которые происходят на биохимическом, структурном и функциональном уровне, у человека улучшается память, внимание.
Подобное исследование было проведено в Ирландии, в котором участвовали студенты колледжей: участники намного лучше справлялись с заданиями на запоминание, если перед этим полчаса катались на велосипеде. Возможное объяснение такого эффекта в том, что физические упражнения увеличивают производство нейротропного фактора головного мозга (BDNF) [1] - стимулирующих рост новых нейронов и дендритов. Это приводит к улучшению мыслительных процессов и способностей к обучению.
Во время бега адреналин заставляет мозг работать быстрее, дофамин генерирует сотни новых идей и заставляет мозг отбросить те из них, которые не проходят фильтр отрицательного опыта, серотонин стимулирует воображение и расширяет сознание, норадреналин помогает принимать решения, а BDNF откладывает все, что было создано, в долговременную память.
Еще одно исследование, которое провели ученые Италии, Китая и Таиланда, показывает, что спортивные упражнения могут помочь в изучении иностранных языков. В эксперименте участвовали 40 студентов колледжей из Китая, которые учат английский; их разделили пополам. Учащиеся из первой группы постоянно сидели, из второй - занимались на велотренажерах перед занятиями и во время них. В результате «спортивные» студенты лучше справились с восемью различными лексическими тестами и чаще выбирали верный английский перевод предложений [2].
Стоит сказать и о тех нагрузках, чье влияние может быть потенциально опасным для мозга. Если мы говорим о кардио - нагрузках, то их интенсивность не должна быть чрезмерной, т.е. больше чем 80 процентов от максимального пульса, в виду того, что данная нагрузка перестает быть лечебной и становится скорее экстремальной, в долгосрочной перспективе избыточные нагрузки могут негативно влиять на работу сердечно-сосудистой системы, а так же иммунной системы.
Чрезмерно интенсивные занятия спортом повышают риск заболеть и могут вызвать тяжелое течение заболевания. Клинические исследования доказали, что
люди, которые изнуряли себя физическими тренировками болели чаще и тяжелее тех, кто спортом вообще не занимался. Была выявлена зависимость: чем дольше и интенсивнее тренировки, тем сильнее ослабляется иммунный ответ организма и тем длительнее период снижения иммунитета [3]. В свою очередь страдает и нервная система, человек может ощутить: раздражительность, быструю утомляемость, отсутствие аппетита, нарушение сна и координации и другие негативные последствия.
Нельзя не отметить потенциальный вред от занятий контактными единоборствами, например боксом. Постоянные попадания ударов в голову, могут иметь очень серьезные последствия: расстройства поведения, снижения когнитивных функций, ухудшение памяти и т.д.
Стоит взвесить все возможные последствия повреждений мозга (от постоянных ударов) и если заниматься подобными единоборствами, то избегать травмирующих мозг, ударов.
Как мы поняли, существующие на данный момент исследования указывают на то, что умеренные занятия физкультурой оказывают положительное влияние на мозг. Но важно помнить о следующем:
- интенсивная нагрузка не приносит больше пользы для мозга, чем умеренные тренировки.
- тесты показывают, что регулярные нагрузки улучшают внимание и работу памяти.
- с возрастом положительный эффект от тренировок увеличивается. Это улучшает качество жизни и вполне возможно влияет на увеличение продолжительности жизни. Физические упражнения способны предотвратить и замедлить течение нейродегенеративных процессов.
Результаты исследования, проведенного в 2010 году, показали, что постоянные умеренные физические нагрузки препятствуют нейродегенерации (деменции). Физическая активность способна стимулировать процессы кодирования, хранения и извлечения информации, иначе известные как память.
С возрастом наш гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга, которая участвует в механизмах [4] консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную) [5] уменьшается в размере, что приводит к ухудшению памяти. Однако ученые обнаружили, что люди, которые ведут активный образ жизни, имеют больший объем гиппокампа.
Результаты исследования, проведенного в 2011 году, показали, что аэробные нагрузки напрямую связаны с ростом и кровоснабжением гиппокампа. Непосредственно во время тренировки и спустя определенный промежуток времени после ее завершения мы можем наблюдать улучшение памяти.
- Кардиотренировки лучше помогают мозгу, чем силовые. Так, 59 человек в возрасте от 60 до 79 лет тренировались три раза в неделю по часу в течение полугода. Одна половина испытуемых занималась растяжкой и силовыми, а другая — аэробными тренировками. В результате у участников второй группы зафиксировали прирост объема серого вещества.
Если смотреть шире, получается, что умеренная физическая нагрузка, этот тот инструмент, который позволяет нам улучшать качество образования, повышать продуктивность в самых разных сферах, изменять качество жизни! И многочисленные исследования показывать это вполне недвусмысленно.
Литература
1. Ахметгареева Р. К., Битшева И. Г., Болотников А. А., Калманович В. Л., Мугаттарова Э. Р., Хайруллин Р. Р. Повышение мотивированности к занятиям, как важнейшее условие формирования потенциала культуры физической у студентов // Казанская наука. 2016. № 11. С. 133-135.
2. Хайруллин Р. Р., Сальникова О. В., Прохоров В. А. Влияние физических упражнений на стрессоустойчивость студентов в образовательной деятельности // Двигательная активность учащейся молодежи в современном образовательном пространстве. Материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2015. С. 138-142.
3. Туманина Н. В. Формирование здорового образа жизни студентов // XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса». Арзамас: АФ ННГУ, 2018. С. 181-184.
4. Калманович В. Л., Хайруллин Р. Р., Имангулов Р. Ш. Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2. С. 138-140.
5. Болотников А. А., Калманович В. Л., Мугаттарова Э Р., Хайруллин Р. Р. Физическая подготовленность студенческой молодежи как фактор успешности в будущей профессиональной деятельности // European Social Science Journal. 2017. № 9. С. 244-248.
References
1. Akhmetgareeva R. K., Bitsheva I. G., Bolotnikov A. A., Kalmanovich V. L., Mugattarova E. R., Khayrullin R. R. Povyshenie motivirovannosti k zanyatiyam, kak vazhneyshee uslovie formirovaniya potentsiala kul'tury fizicheskoy u studentov [Increasing motivation for classes as the most important condition for forming the potential of physical culture in students]. Kazanskaya nauka - Kazan science, 2016, no. 11, pp. 133-135.
2. Khayrullin R. R., Sal'nikova O. V., Prokhorov V. A. Vliyanie fizicheskikh uprazhneniy na stressoustoychivost' studentov v obrazovatel'noy deyatel'nosti [Influence of physical exercises on students ' stress resistance in educational activity Motor activity of students in the modern educational space]. Dvigatel'naya aktivnost' uchashcheysya molodezhi v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Materialy vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials of the all-Russian (with international participation) scientific and practical conference]. Yoshkar-Ola, Volga State Technological University Publ., 2015, pp. 138-142. (In Russ.).
3. Tumanina N. V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov [Formation of a healthy lifestyle of students]. XIV Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s
mezhdunarodnym uchastiem «Adaptatsiya uchashchikhsya vsekh stupeney obrazovaniya v usloviyakh sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa» [XIV all-Russian scientific and practical conference with international participation "Adaptation of students at all levels of education in the modern educational process"]. Arzamas, AF NNSU Publ., 2018, pp. 181-184. (In Russ.).
4. Kalmanovich V. L., Khayrullin R. R., Imangulov R. Sh. Vzaimosvyaz' stressoustoychivosti i fizicheskogo razvitiya studentov tvorcheskikh vuzov [Relationship of stress resistance and physical development of students of creative universities]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of the Kazan state University of culture and arts, 2017, no. 2, pp. 138-140.
5. Bolotnikov A. A., Kalmanovich V. L., Mugattarova E. R., Khairullin R. R. Fizicheskaya podgotovlennost' studencheskoy molodezhi kak faktor uspeshnosti v budushchey professional'noy deyatel'nosti [Physical fitness of student youth as a factor of success in future professional activity]. European Social Science Journal, 2017, no. 9, pp. 244-248.