Научная статья на тему 'Структурно-содержательные проблемы физической культуры в учреждениях высшего образования'

Структурно-содержательные проблемы физической культуры в учреждениях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / студент / содержание / physical culture / student / contents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Усманова

Статья раскрывает результаты исследования структурно-содержательных компонентов учебной дисциплины «Физическая культура» в профессиональной школе. Обозначены ключевые проблемы, сложившиеся в как научно-методическом обеспечении, так и в педагогической практике по данной дисциплине, предложены пути их решения. Проведен критический анализ учебно-методических комплектов по физической культуре ряда вузов России, где на конкретных примерах показано несоответствие теоретических и практических разделов содержания, которое должно составлять единое целое. Обоснована эффективность усиления методических аспектов теоретической подготовки студентов по данной учебной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Усманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL PROBLEMS OF PHYSICAL CULTURE IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Article discloses results of a research of structural and substantial components of a subject matter "Physical culture" at vocational school. The key problems which developed in as scientific and methodical providing, and in student teaching on this discipline are designated, ways of their solution are proposed. The critical analysis of educational and methodical sets on physical culture of a number of higher education institutions of Russia where on concrete examples the discrepancy of theoretical and practical sections of contents which has to be a whole is shown is carried out. The efficiency of strengthening of methodical aspects of theoretical training of students on this subject matter is proved.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные проблемы физической культуры в учреждениях высшего образования»

УДК 378

Е.А. Усманова

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья раскрывает результаты исследования структурно-содержательных компонентов учебной дисциплины «Физическая культура» в профессиональной школе. Обозначены ключевые проблемы, сложившиеся в как научно-методическом обеспечении, так и в педагогической практике по данной дисциплине, предложены пути их решения. Проведен критический анализ учебно -методических комплектов по физической культуре ряда вузов России, где на конкретных примерах показано несоответствие теоретических и практических разделов содержания, которое должно составлять единое целое. Обоснована эффективность усиления методических аспектов теоретической подготовки студентов по данной учебной дисциплине.

Ключевые слова: физическая культура, студент, содержание.

Elena A. Usmanova STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL PROBLEMS OF PHYSICAL CULTURE IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION.

Article discloses results of a research of structural and substantial components of a subject matter "Physical culture" at vocational school. The key problems which developed in as scientific and methodical providing, and in student teaching on this discipline are designated, ways of their solution are proposed. The critical analysis of educational and methodical sets on physical culture of a number of higher education institutions of Russia where on concrete examples the discrepancy of theoretical and practical sections of contents which has to be a whole is shown is carried out. The efficiency of strengthening of methodical aspects of theoretical training of students on this subject matter is proved.

Keywords: physical culture, student, contents.

На сегодняшний день физическая культура является неотъемлемым компонентом образовательного процесса во всех без исключения учреждениях высшего образования, осуществляемом на всем протяжении процесса профессиональной подготовки будущих специалистов. Роль и значение этого компонента в профессиональном становлении специалиста всегда высоко отмечались в научно-педагогической среде, поскольку регулярные занятия по данной учебной дисциплине являются едва ли не единственным, и в тоже время вполне самодостаточным способом физического развития студентов.

За более чем вековой период преподавания физической культуры в вузах нашей страны, российской педагогикой накоплен огромный багаж исследований, раскрывающих как теоретические, так и практические аспекты педагогической деятельности в данной области, посвященные решению методических, содержательных, организационных вопросов и т.д. Наряду с этим, следуя общемировым тенденциям развития образования, разрабатывается современное нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение этой учебной дисциплины, построенное на идеях компетентностного подхода.

На сегодняшний день логика формирования компетентности студентов в области физической культуры нашла свое отражение в большинстве регламентирующих образовательную деятельность документах: федеральных государственных образовательных стандартах, типовых учебных планах, рабочих программах и др. Практическая реализация этого нормативно-правового обеспечения в недавнем прошлом потребовала существенной перестройки образовательного процесса профессиональной школы по физической культуре, и, первую очередь, в его содержательном и организационном аспектах.

Рассматривая организационные и структурные аспекты преподавания физической культуры в рамках вузовского образования, прежде всего, следует отметить фактически произошедшее разделение этой, по сути, единой учебной дисциплины на два учебных предмета. Первый из этих учебных предметов сегодня, как правило, носящий традиционное название «Физическая культура» охватывает только теоретические основы спортивно-оздоровительной деятельности. Второй учебный предмет, являющийся нововведением последних образовательных стандартов, напротив, посвящен исключительно практическим аспектам физической культуры и в большинстве случаев носит название элективных или

прикладных курсов. Насколько оправданным является такое формальное разделение целостной учебной дисциплины покажет время, но серьезное (почти в два раза!] увеличение законодателем объема теоретической подготовки представляется неоднозначным и достаточно спорным решением. По мнению многих исследователей проблемы студенческого спорта (Вафина Д.А., Грицак Н.И., Жидченко, Журова И.А., Рыбачук Н.А. Сушков В.А., Халалеева О.Е. и др.] количество запланированных для профессиональной подготовки специалистов занятий по физической культуре находится на низком уровне. Тем не менее, согласно новых образовательных стандартов из 400 учебных часов, отведенных на физическую культуру, 72 или 18% из них посвящены теоретической подготовке. На практике такая организация образовательного процесса приводит к тому, что в некоторые недели того или иного семестра количество практических занятий студентов по физической культуре не превышает двух часов или одной пары, что не может удовлетворять даже минимальным требованиям к поддержанию их хорошей физической формы. При этом целесообразность усиления теоретической подготовки в области физической культуры может быть признана лишь для педагогических направлений профессиональной подготовки, в силу необходимости изучения будущими педагогами методики проведения спортивных тренировок, специальной терминологии и т.д.

Также, связи с разделением единой учебной дисциплины «Физическая культура» на две составляющие возникает проблема отбора, оптимизации и взаимосвязи содержательных компонентов новых учебных предметов. Анализ учебных программ по физической культуре ряда российских вузов (МГУ, НИУ ВШЭ, ВГУ, ПФУ, УрФЮИ и др.] показал слабую взаимосвязь, а в большинстве случаях ее полное отсутствие, между содержательным наполнением теоретической и практической дисциплин по физической культуре. Сравнительный анализ тематических планов соответствующих учебных дисциплин, позволяет утверждать не только полную оторванность теории от практики, но и невозможность реализации ряда разделов теоретической учебной дисциплины по физической культуре в ходе учебно-тренировочной деятельности. Разумеется, такие темы рассматриваемых учебных планов по физической культуре как, например, «Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности» (НИУ ВШЭ], «Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте» (ВГУ], «История становления и развития Олимпийского движения» (КФУ] имеют определенное отношение к содержанию изучаемому предмету. Однако объективная необходимость и насущная потребность изучения данных тем в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», причем в ущерб практико- и методико-ориентированных занятий, отсутствует. Более того, с достаточной долей уверенности можно предположить что, что многие известные и выдающие спортсмены, призеры мировых чемпионатов и Олимпиад вполне могут показать низкие результаты своей физической культуры, не обладая прочными знаниями по этим темам, что впрочем, не помешало им добиться высочайших спортивных результатов.

Результатом освоения студентами этих тем может явиться лишь повышение общекультурного уровня развития студентов, которые могут проникнуться идеями здорового образа жизни, Олимпиады, и в целом расширение их кругозора в данной области жизнедеятельности. Также такие занятия могут способствовать развитию потребностно-мотивационной сферы студентов в области физической культуры и спорта, формированию новых и закреплению уже имеющихся мотивов к учебно-тренировочным занятиям. Однако при этом необходимо иметь в виду, что психологический эффект таких точечных занятий, когда на изучение той или иной темы отводится 1-2 часа, невелик, и затрачиваемые в целом на весь теоретический курс физической культуры временные ресурсы не могут быть оправданы такими результатами. Здесь уместно привести слова заведующего кафедрой «Прикладная физическая культура» Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева М.П. Щекотихина, многолетний опыт работы которого на кафедре физического воспитания показывает, что «большинство студентов посещают занятия по физической культуре только ради зачета» [8].

Кроме того, все эти темы с успехом можно осваивать в ходе изучения других учебных дисциплин гуманитарного цикла предусмотренных учебными планами бакалавриата: философии, основ безопасности жизнедеятельности, истории и др.

Но еще более неясным в этих условиях является вопрос обеспечения взаимодействия дидактических единиц теоретической и прикладной физической культуры, поскольку тематика практической части данной учебной дисциплины в большинстве вузов посвящена исключительно тем или иным видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту и т.д. Поэтому то, каким образом можно интегрировать теоретические темы, посвященные вопросам права, образа жизни и олимпиады с бегом, прыжками, спортивными играми и т.д., скорее всего, остается загадкой даже для самих разработчиков данных программ.

Таким образом, содержание теоретической и практической физической культуры не только не дополняет друг друга, но имеет полностью разные векторы, первый из которых сориентирован на смежные и второстепенные вопросы данной учебной дисциплины, а второй - на конкретную учебно-тренировочную деятельность, в результате не обеспеченную необходимой организационно-методической подготовкой студентов.

В целом, вопрос содержания физической культуры как учебной дисциплины является весьма дискуссионным, поскольку в ходе ее изучения, в отличие от других предметов, решается двуединая задача. Первая задача - образовательная, когда студент овладевает тем или иным объемом знаний, умений, навыков и компетенций, свойственна всем учебным дисциплинам. Математика, физика, иностранный язык, химия и другие предметы, как собственно и физическая культура в ракурсе вузовского обучения есть не что иное, как совокупность специально отобранной информации, овладение которой составляет главное предназначение образовательного процесса в профессиональной школе.

Но только физическая культура решает вторую задачу - развивающую, когда студент совершенствует свою не только духовную, но и телесную составляющую, улучшая различные физические показатели, такие как сила, выносливость, быстрота, скорость и др. Все эти показатели легко замеряются, и по их динамике делается вывод о состоятельности образовательного процесса по физической культуре в развивающей его части. При этом есть все основания полагать, что именно физическое развитие студента является ключевой целью изучения рассматриваемой учебной дисциплины, а потому вся образовательная деятельность в вузе должна быть сориентирована на ее достижение. Исходя из этого и содержание учебной дисциплины «Физическая культура», вне зависимости от ее разделения на теоретическую и практическую части, должно отвечать идее физического развития студента.

Необходимо также подчеркнуть, что содержание образования не просто набор элементов человеческой культуры, знаний идей и т.д., а, согласно общепринятому мнению, также отраженному в педагогическом словаре академика А.М.Новикова, их система [5]. Из этого вытекает настоятельная необходимость отбора такого содержания учебных дисциплин по физической культуре, которое бы и на теоретическом и на практическом уровне, не только следовало вышеупомянутой цели, но и представляло бы собой определенную целостность.

Конечно, приведенные выше темы по теории физической культуры никоим образом не могут составить смысловую общность с практическими тренировочными упражнениями, а потому их использование в учебном процессе в лучшем случае может быть малоэффективно. Поскольку практика в физической культуре первична, ибо только она и решает развивающую задачу, содержание теоретического раздела, вторя этой задаче, может включать в себя главным образом соответствующую учебно-тренировочной деятельности информацию.

Удивляет содержание учебников и учебно-методических комплексов по физической культуре (например, учебник Ю.И. Евсеева или УМК С.И. Бочкаревой и др.], где целые разделы отводятся изучению строения кровеносной, нервной, пищеварительной и других систем организма человека, ведь подобная информация была изучена студентами еще в школьном курсе биологии за 8-9 классы. Возникает риторический вопрос, каким же образом могут повыситься показатели физического развития студента, которому повторно сообщат о строении и механизме функционирования рефлекторной дуги, количестве сокращений сердечной мышцы в минуту, признаках переутомления при умственном труде и т.д.?

Конечно, исключительно опосредованным, когда данная дидактическая информация в меньшей мере служит обучению и, в сущности, является альтернативным вариантом воспитательной работы, способом воздействия на сознание студентов, формирование соответствующего круга ценностей. И в этом смысле физическая культура перестает быть

собственно учебной дисциплиной и становится инвариантом воспитательной работы в вузе, связанной с чтением студентам лекций о здоровом образе жизни, антинаркотическом воспитании и т.п. Но в тоже время нужно понимать, что воспитание студентов это отдельное направление образовательного процесса, для осуществления которого в вузе создан целостный административный штат, разрабатывающий и реализующий программы и планы работы, в том числе и в области физического воспитания. Следовательно, решение аналогичных вопросов еще и в рамках учебной дисциплины является как минимум нерациональным.

Анализ научной литературы показал, что избежать этого дублирования и оптимизировать содержание физической культуры в вузе может усиление данной учебной дисциплины в методической части, что также наиболее полно соответствует практическому разделу данного предмета. Так, например, эффективному освоению практической физической культуры в разделе «Гимнастика» в теории могут способствовать изучение тем, раскрывающих особенности данного вида спорта, перечень и технику исполнения упражнений, методику составления индивидуальных тренировочных программ и т.п. Сходные рассуждения можно привести и относительно других видов спорта, задействованных в ходе изучения физической культуры. Именно такое содержание данной учебной дисциплины способно если не формально, то хотя бы логически объединить теорию и практику физической культуры в вузе, придать им одинаковую направленность и сориентировать на единый результат. Только в этом случае на практические занятия по физической культуре будет приходить методически грамотный студент, которому не только не нужно будет объяснять и показывать правила выполнения тех или иных упражнений, но способный самостоятельно организовать свою тренировку, переводящий образование в самообразование. Несоизмеримо вырастет и роль педагога в учебном процессе, который на уровне теории дает реальные знания, а на практике лишь контролирует учебно-тренировочную деятельность студента, предотвращая, либо исправляя возможные ошибки. Только в таких условиях можно вести речь о подлинном формировании компетенций студента в области физической культуры, который действительно становится способен использовать методы и средства физической культуры для обеспечения своей дальнейшей социальной и профессиональной деятельности. Как справедливо отмечает Л.Д. Хода, составляющими данной компетенции являются овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания, средствами укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [6].

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

- в современной педагогической действительности профессиональной школы физическая культура характеризуется фрагментарностью, дискретностью, разнонаправленностью, а потому и низкой эффективностью;

- содержательные компоненты теории и практики физической культуры многих учебно-методических комплектов по данной учебной дисциплине не представляют собой систему и нуждаются в пересмотре;

- важным способом обновления содержания физической культуры может явиться актуализация и обогащение учебно-методической информации, раскрывающей ход и механизмы тренировочной деятельности студентов.

Литература

1. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. - 344 с.

2. Евсеев Ю.И.Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия».Ростов-н/Д: Феникс, 2003. —

384 с.

3. Калманович В.Л., Битшева И.Г., Хайруллин Р. Р. Применение инновационных методов активного обучения на занятиях по физической культуре в творческих вузах // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3. С. 170-175.

4. Лейфа А.В., Сизоненко К.Н., Перельман Ю.М. Организация занятий по физической культуре в вузе // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 100-105.

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2 013. - С. 208.

6. Хода Л.Д. Содержание учебной деятельности по формированию общекультурной компетенции в рамках дисциплины «Физическая культура» ФГОС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 72-7S.

7. Черняев В.В. Проектирование содержания образования по физической культуре в вузе в контексте компетентностного подхода // Культура физическая и здоровье. 2009. № 1. С. 52-SS.

В. Щекотихин М.П. Система планирования учебного процесса по дисциплинам физическая культура и Прикладная физическая культура в ВУЗе, как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов // Наука-2020. 2017. №1 (12]. С. 212.

References

1. Bochkareva S.I. Fizicheskaya kul'tura: uchebno-metodicheskij kompleks (dlya studentov ehkonomicheskih sperial'nostej) / S.I. Bochkareva, Kokoulina O.P., Kopylova N.E., N.F. Mitina, AG. Rostevanov A.G. - M.: Izd. Centr EAOI, 2011. -344 s.

2. Evseev Yu.I. Fizicheskaya kul'tura. Seriya «Uchebniki, uchebnye posobiya».Rostov-n/D: Feniks, 2003. — 3В4 s.

3. Kalmanovich V.L., Bitsheva I.G., Hajrullin R.R. Primenenie innovacionnyh metodov aktivnogo obucheniya na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture v tvorcheskih vuzah // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016. № 3. S. 170-17S.

4. Lejfa AV., Sizonenko K.N., Perel'man YU.M. Organizaciya zanyatij po fizicheskoj kul'ture v vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 2. S. 100-10S.

5. Novikov AM. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. - M.: M.: Izdatel'skij centr IEHT, 2013. - S. 20В.

6. Khoda L.D. Soderzhanie uchebnoj deyatel'nosti po formirovaniyu obshchekul'turnoj kompetencii v ramkah discipliny «Fizicheskaya kul'tura» FGOS / / Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fUndamental'nyh issledovanij. 2013. № 4. S. 72-7S.

7. Chernyaev V.V. Proektirovanie soderzhaniya obrazovaniya po fizicheskoj kul'ture v vuze v kontekste kompetentnostnogo podhoda / / Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2009. № 1. S. 52-SS.

В. Shchekotihin M.P. Sistema planirovaniya uchebnogo processa po disciplinam fizicheskaya kul'tura i Prikladnaya fizicheskaya kul'tura v VUZe, kak neobhodimoe uslovie resheniya obrazovatel'nyh i vospitatel'nyh zadach, racional'nogo ispol'zovaniya sportivnyh ob"ektov // Nauka-2020. 2017. №1 (12]. S. 212.

УДК 37.037

Г.Р.Хуснутдинов, Е.Н. Карпов, Р.В. Карамельский

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РФ

В данной статье приведён анализ инновационных технологий и особенности их применение в образовательном пространстве ВУЗов МВД РФ. Рассмотрено понятие инновационных педагогических технологий, их принципы и особенности использования инновационных педагогических технологий в профессиональном, физическом и личностном развитии курсантов ВУЗов МВД РФ.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, обучение, развитие, формирование, профессиональные качества, физические качества, морально-личностные качества, курсанты ВУЗов МВД РФ.

Abstract: The article is aimed at the analysis of innovative technologies and peculiarities of their application in educational space of universities of the Ministry of internal Affairs. The concept of innovative pedagogical technologies, their principles and features of the use of innovative pedagogical technologies in professional, physical and personal development of students of universities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation is researched..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.