Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / СТУДЕНТЫ / ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарева И.А., Пономарев А.Е.

Проблема междисциплинарного подхода на основе интеграции знаний для проектирования физкультурно-оздоровительных программ актуализируется в связи с тем, что, с одной стороны, научнотехнический прогресс обусловливает появление новых данных о человеке, а с другой - способствует постоянному увеличению темпа жизни и количества внешних факторов, воздействующих на организм. В качестве одного из способов оптимизации физкультурно-оздоровительных занятий в вузе предлагается переориентация программ различных видов физической культуры на максимально возможное удовлетворение интересов студенческой молодежи и приведение в обязательное соответствие содержания двигательной активности и фундаментальных закономерностей совершенствования адаптационных возможностей организма занимающихся с учётом всех воздействующих факторов (природных, техногенных, экологических, социальных, информационных и т. д.). При этом основными критериями оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности представляются динамические изменения основных физиологических показателей, отражающих повышение уровня физической и функциональной подготовленности, совершенствование механизмов энергообеспечения мышечной работы, а также поддержание устойчивой мотивации студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям и здоровому стилю жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарева И.А., Пономарев А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DESIGN OF PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS CLASSES AT UNIVERSITY, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPACT OF ENVIRONMENTAL FACTORS

The problem of an interdisciplinary approach based on the integration of knowledge for the design of physical culture and wellness programs is actualized due to the fact that, on the one hand, scientific and technological progress causes the emergence of new data about a person. On the other hand, it is because it contributes to a constant increase in the pace of life and the number of external factors affecting the body. One of the ways to solve the problem of optimizing physical culture and wellness classes at university, the authors suggest reorienting programs of various types of physical culture to the maximum possible satisfaction of the interests of students. They also propose to bring the content of motor activity into mandatory compliance with the fundamental laws of improving adaptive capabilities of the body of students, taking into account all influencing factors (natural, man-made, environmental, social). At the same time, the main criteria for optimizing physical activity of a health-improving orientation are dynamic changes in the main physiological indicators reflecting an increase in the level of physical and functional fitness and mechanisms of energy supply for muscular work, as well as maintaining stable motivation of students for physical culture and wellness classes and a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 370-374. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 370-374.

Научная статья

УДК 796.011.2[57.045]+378.17

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.56

Современные направления в проектировании физкультурно-оздоровительных занятий в вузе с учётом воздействия факторов среды

Ирина Александровна Пономарева1, Алексей Евгеньевич Пономарев2

1 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия 1ia_ponomareva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0297-731X 2ae_ponomarev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9647-9786

Аннотация. Проблема междисциплинарного подхода на основе интеграции знаний для проектирования физкультурно-оздоровительных программ актуализируется в связи с тем, что, с одной стороны, научно-технический прогресс обусловливает появление новых данных о человеке, а с другой - способствует постоянному увеличению темпа жизни и количества внешних факторов, воздействующих на организм. В качестве одного из способов оптимизации физкультурно-оздоровительных занятий в вузе предлагается переориентация программ различных видов физической культуры на максимально возможное удовлетворение интересов студенческой молодежи и приведение в обязательное соответствие содержания двигательной активности и фундаментальных закономерностей совершенствования адаптационных возможностей организма занимающихся с учётом всех воздействующих факторов (природных, техногенных, экологических, социальных, информационных и т. д.). При этом основными критериями оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности представляются динамические изменения основных физиологических показателей, отражающих повышение уровня физической и функциональной подготовленности, совершенствование механизмов энергообеспечения мышечной работы, а также поддержание устойчивой мотивации студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям и здоровому стилю жизнедеятельности.

Ключевые слова: физическая культура, физкультурно-оздоровительные занятия, проектирование физкультурно-оздоровительных программ, студенты, факторы среды

Для цитирования: Пономарева И.А., Пономарев А.Е. Современные направления в проектировании физкультурно-оздоровительных занятий в вузе с учётом воздействия факторов среды // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 370-374. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.56.

Original article

Modern trends in the design of physical culture and wellness classes at university, taking into account the impact of environmental factors

Irina A. Ponomareva1, Alexey E. Ponomarev2

12Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia 1ia_ponomareva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0297-731X 2ae_ponomarev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9647-9786

Abstract. The problem of an interdisciplinary approach based on the integration of knowledge for the design of physical culture and wellness programs is actualized due to the fact that, on the one hand, scientific and technological progress causes the emergence of new data about a person. On the other hand, it is because it contributes to a constant increase in the pace of life and the number of external factors affecting the body. One of the ways to solve the problem of optimizing physical culture and wellness classes at university, the authors suggest reorienting programs of various types of physical culture to the maximum possible satisfaction of the interests of students. They also propose to bring the content of motor activity into mandatory compliance with the fundamental laws of improving adaptive capabilities of the body of students, taking into account all influencing factors (natural, man-made, environmental, social). At the same time, the main criteria for optimizing physical activity of a health-improving orientation are dynamic changes in the main physiological indicators reflecting an increase in the level of physical and functional fitness and mechanisms of energy supply for muscular work, as well as maintaining stable motivation of students for physical culture and wellness classes and a healthy lifestyle.

Keywords: physical culture, physical fitness classes, designing of physical culture and wellness programs, students, environmental factors

For citation: Ponomareva, I.A. & Ponomarev, A.E. (2021) Modern trends in the design of physical culture and wellness classes at university, taking into account the impact of environmental factors. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 370-374. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.56 (In Russian).

© Пономарева И.А., Пономарев А.Е., 2021

В свете существующих вызовов для системы образования повышается значение внешних факторов в обеспечении оптимального функционирования обучающей и физкультурно-оздоровительной среды вуза. Современными исследователями подчёркивается значимость анализа различных воздействий в процесс поддержания и укрепления здоровья студенческой молодёжи методами и средствами физической культуры. В связи с происходящими процессами урбанизации и технологизации роль факторов внешней среды в образовательном процессе возрастает. С учётом того, что человек является частью и природной, и техногенной, и социальной, и информационной среды в совокупности их взаимовоздействия, актуализируется проблема междисциплинарного подхода на основе интеграции знаний для проектирования физкультурно-оздоровительных программ, поскольку понимание процессов, происходящих в организме при физических нагрузках, является важной составляющей физической культуры индивида, органично проникающей в среду, в которой живет человек, во все сферы и проявления его жизнедеятельности (Магин, 2019).

Целью настоящего исследования явился анализ эффективности интегрального подхода к преподаванию дисциплины «Физическая культура и спорт» с учётом современных направлений в проектировании физкультурно-оздоровительных занятий в вузе.

Были рассмотрены существующие исследования в области проектирования физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий при воздействии различных факторов среды, проведён сравнительный анализ учебных программ по дисциплине «Физическая культура и спорт», предпринято социологическое исследование мотивации студентов 1-2 курса различных вузов города Ростова-на-Дону к физкультурно-оздоровительным занятиям. В нем приняли участие Южный федеральный университет (ЮФУ), Донской государственный технический университет (ДГТУ) и Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ). Всего в исследовании было задействовано 438 человек.

Влияние факторов внешней среды (климатогеографических, экологических, микроклиматических и т. д.) на динамику уровня функционального состояния и развитие физических качеств занимающихся физической культурой и спортом рассмотрено в работах многих современных исследователей. В частности, в научной литературе отмечается (Бондин, Жаброва, 2016), что для анализа степени влияния и своевременного выявления донозологических состояний, а также для формулировки конкретных практических рекомендаций по проектированию физкультурно-оздоровительных программ важным является исследование динамики показателей кардиореспира-торной системы и особенностей адаптационных реакций организма к физическим нагрузкам в изменённых условиях окружающей среды. Исследования особенностей функционального состояния и динамики физической подготовленности, проведённые в условиях среднегорья, показали повышенную по сравнению со стандартной напряжённость ферментных систем и усиление общего обмена при занятиях физическими нагрузками, что обусловливает важность физиологически обоснованного соотношения между интенсивностью и объёмом тренировочных нагрузок во избежание смещения в зону анаэробного обмена (Рыбина, 2016). Кроме этого, при изучении показателей иммунной регуляции под воздействием физических нагрузок в сочетании с экологическим стрессом (Walsh ..., et al., 2011) установлено снижение резервных возможностей человеческого организма, тенденция к иммуносупрессии и повышение рисков нарушений процессов иммунной регуляции у занимающихся физическими нагрузками без учёта особенностей воздействия факторов внешней среды (Винничук, Гунина, 2014; Shephard, 1998). Исследование процессов роста, развития и функционального состояния детей и молодёжи, занимающихся физическими нагрузками в неблагоприятных климатогеографических условиях проведено на примере Крайнего Севера (Влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему спортсменов севера РФ ..., 2019), в среде низких температур (Ефимов, Войтус, 2019), мегаполиса (Драгич и др., 2017; Попова, 2020), при изменённых параметрах микроклимата (Шиповских, Логашова, 2019), при воздействии шума (Почекаева, Винокур, 2006), электромагнитных излучений (Сазонова, Быков, 2018). Установлено достоверное различие показателей функциональных резервов, адаптационного потенциала, регуляции сердечно-сосудистой системы. Наилучшая толерантность к физическим нагрузкам обнаружена у студентов из сельской местности (Драгич и др., 2017). Рассмотрены изменения психосоматической составляющей и процессов регуляции функций организма под воздействием различных стрессов (Богданчикова и др., 2019).

Темп изменений степени воздействия на человека внешних факторов наряду с системным кризисом в образовании (Лукьяненко, 2018) и сложившейся современной ситуацией в сфере высшего образования (Федотова, 2019) обусловливают необходимость в переосмыслении структуры, содержания и технологии оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности в сфере физического воспитания студентов, особенно в сложившейся ситуации, когда ввиду нечёткой регламентации в стандарте вузом произвольно снижается число часов на контактную работу в элективных дисциплинах по физической культуре и спорту, и решение оздоровительной задачи физического воспитания вынужденно решается через значительную долю самостоятельных занятий.

В то же время, как показывает практика и данные исследователей, у большей части молодёжи отсутствует достаточный уровень компетентности в вопросах здоровьеформирования, начиная с мотивационно-целевого компонента (Лукьянова и др., 2019; Губа, Воронов, 2019; Пер-гун, Харченко, 2018) и заканчивая вопросами оптимизации физических нагрузок (Бондин, Пономарев, 2020; Курысь и др., 2016; Пономарев, Пономарева, 2019). Кроме того, в существующих подходах эффективность физкультурных занятий в вузе зачастую оценивается по результатам, в то время как условия, среда, содержание и организация самого процесса, а также происходящие в организме занимающихся функциональные сдвиги не всегда принимаются во внимание.

При проведении сравнительного анализа структуры и содержания учебных программ по теоретической дисциплине «Физическая культура и спорт» в различных вузах г. Ростова-на-Дону установлено, что обучение по ней в ЮФУ основано на принципах индивидуализации и интеграции междисциплинарных знаний в области здоровья человека и физической культуры. В содержании программы присутствуют разделы, содержание которых формирует у обучающихся понимание функционирования организма как единого целого в совокупности его конституционных, физиологических и психических процессов, а также предполагает учет воздействия факторов внешней среды.

Рефлексивный блок позволяет получать обратную связь от студента на предмет удовлетворённости как физкультурно-оздоровительными занятиями, так и педагогическими технологиями, применяемыми при обучении предмету. Важное место в формировании компетенции по здо-ровьесбережению занимает закрепление навыка по оценке показателей функционального состояния в процессе физкультурно-оздоровительных занятий, позволяющих осуществлять оперативную коррекцию применяемых нагрузок.

В рабочих программах дисциплины «Физическая культура и спорт» иных вузов недостаточно обоснованно представлены теоретико-прикладные разделы по формированию здорового образа жизни на базе учения о гомеостазе, отсутствуют разделы по теории и практике проектирования индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ с учётом внешних факторов эколого-образовательной среды, недостаточно внедрены практические задания, направленные на формирование базовых навыков оценки функционального состояния занимающихся.

Определение мотивации студентов различных вузов к физкультурно-оздоровительным занятиям на протяжении первых двух курсов обучения выявило достоверно различную тенденцию у представителей ЮФУ по сравнению с другими испытуемыми. Так, показатель удовлетворённости спортивно-оздоровительным самосовершенствованием в вузе составил 44,7 % в октябре 2020 года и 73,4 % в апреле 2021 года у студентов ЮФУ, в то время как у студентов ДГТУ- 49,6 %, 49,2 % и РГЭУ - 47,5 %, 51,8 % соответственно. При опросе в апреле 2021 года 26,5 % студентов ЮФУ сменили отношение к спортивно-оздоровительному самосовершенствованию с «безразличного» и «отрицательного» на «положительное», а 86,8 % отметили, что готовы в дальнейшем заниматься спортивно-оздоровительным самосовершенствованием более 1 раза в неделю по сравнению с 71,7 % и 65,5 % студентов ДГТУ и РГЭУ соответственно.

Таким образом, в соответствии с современными условиями эколого-образовательной среды важным средством сохранения и укрепления здоровья студенческой молодёжи является актуализация современных междисциплинарных знаний о человеке и о процессах, происходящих в его организме при занятиях физическими упражнениями в различных условиях. Наиболее эффективными нам представляются следующие направления разрешения проблемы оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности студентов: во-первых, переориентация программ различных видов физической культуры на максимально возможное удовлетворение интересов студенческой молодежи; во-вторых, обязательное соответствие содержания двигательной активности фундаментальным закономерностям совершенствования адаптационных возможностей организма занимающихся с учётом всех воздействующих факторов (природных, техногенных, экологических, социальных, информационных и т.д.). Исходя из этого основными критериями оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности представляются динамические изменения физиологических показателей, отражающие повышение уровня физической и функциональной подготовленности организма и совершенствование механизмов энергообеспечения его мышечной работы, а также поддержание устойчивой мотивации студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям и здоровому стилю жизнедеятельности.

Список источников:

Богданчикова Л.В., Колесникова А.Б., Мокашева Евг.Н., Мокашева Е.Н. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 5-4. С. 32-35.

Бондин В.И., Жаброва Т.А. Адаптационные изменения кардиореспираторной системы у студентов под влиянием занятий физической культурой в различных условиях современной окружающей среды // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 52-54.

Бондин В.И., Пономарев А.Е. Современные подходы к оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности в сфере физического воспитания студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 10. С. 17-22. https://doi.org/10.24411/2305-8404-2020-11002

Винничук Ю.Д., Гунина Л.М. Предикторы и маркеры функционального состояния спортсменов при тренировках в среднегорье // Здоровье для всех. 2014. № 2. С. 3-9.

Влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему спортсменов севера РФ / Ю.М. Попов [и др.] // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2019. № 4. С. 5-13. https://doi.org/10.12737/2306-174X-2019-1-11

Губа Д.В., Воронов Ю.С. Педагогический потенциал оздоровительного туризма // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 73.

Драгич О.А., Сидорова К.А., Зобнина С.В. Оценка влияния факторов окружающей среды на региональные особенности состояния здоровья студентов УРФО // Физическая культура и спорт в системе высшего образования : материалы V Международной научно-методической конференции. Уфа, 2017. С. 84-88.

Ефимов Р.А., Войтус Л.В. Особенности проведения занятий в условиях низких температур // Меридиан. 2019. № 8 (26). С. 78-80.

Курысь В.Н., Денисенко В.С., Гзирьян Р.В. Телесно-двигательное упражнение как ценность человеческого бытия // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 2 (53). С. 136-142.

Лукьяненко В.П. Системный кризис образования в России: признаки и их анализ // Педагогика. 2018. № 1. С. 22-31.

Лукьянова М.И., Шустова Л.П., Данилов С.В. Формирование ценностного отношения к здоровью: региональный опыт инновационной деятельности образовательных организаций // Теория и практика физической культуры. 2019. № 2. С. 96-98.

Магин В.А. Теоретический анализ понятия «Культура здоровья педагога» // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 163-166.

Пергун О.В., Харченко Л.Н. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы как объект мониторинга // Мир науки. 2018. Т. 6, № 6. С. 53.

Пономарев А.Е., Пономарева И.А. Актуальные проблемы мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 5. С. 40-47.

Попова Т.В. Факторы, формирующие здоровье студентов высшего учебного заведения в условиях крупного города // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 3. С. 33-40.

Почекаева Е.И., Винокур И.Л. Здоровье населения и гигиеническая безопасность территорий, прилегающих к аэропортам. М., 2006. 240 с.

Рыбина И.Л. Особенности метаболических изменений при адаптации организма спортсменов циклических видов спорта к тренировочным нагрузкам в условиях среднегорной подготовки // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11, № 1. С. 231-237. https://doi.org/10.14526/01_1111_97

Сазонова Е.А., Быков Е.В. Влияние электромагнитного излучения низкой интенсивности на биоэлектрическую активность головного мозга студентов-спортсменов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2018. № 4 (20). С. 32-39.

Федотова О.Д. Концептуальные основы и апробация методики исследования эффективности практико-ориентиро-ванного образования в процессе подготовки выпускников вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. С. 1-26. URL: https://mir-nauki.com/20PDMN519.html (дата обращения: 14.12.2021).

Шиповских В.В., Логашова Н.Б. Синдром больного здания // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2019. Т. 9, № 1. С. 40.

Shephard R.J. Immune Changes Induced by Exercise in an Adverse Environment // Canadian Journal of Physiology and Pharmacology. 1998. Vol. 76, iss. 5. P. 539-546. https://doi.org/10.1139/y98-046

Walsh N.P., Gleeson M., Pyne D., Nieman D.C., Dhabhar F., Shephard R., ..., et al. Position Statement Part Two: Maintaining Immune Health // Exercise Immunology Review. 2011. Vol. 17. P. 64-103.

References:

Bogdanchikova, L. V., Kolesnikova, A. B., Mokasheva, Evg. N. & Mokasheva, E. N. (2019) The Research of Stress Effects on the Level of Cognitive-Affective and Somatic Disorders in Medical Students. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. (5-4), 32-35 (in Russian).

Bondin, V. I. & Ponomarev, A. E. (2020) Modern Approaches to Optimizing Physical Activity of Health-Improving Orientation in the Field of Physical Education of Students. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. (10), 17-22. Available from: https://doi.org/10.24411/2305-8404-2020-11002 (in Russian).

Bondin, V. I. & Zhabrova, T. A. (2016) Students'' Cardiorespiratory System Adaptive Capability Variation Tests in Different Physical Training Environments. Theory and Practice of Physical Culture. (12), 52-54 (in Russian).

Dragich, O. A., Sidorova, K. A. & Zobnina, S. V. (2017) Otsenka vliyaniya faktorov okruzhayushchei sredy na regional'nye osobennosti sostoyaniya zdorov'ya studentov URFO [Assessment of the Influence of Environmental Factors on the Regional Peculiarities of the State of Health of Students of the Ural Federal District]. In: Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme vysshego obrazovaniya : materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii. Ufa, рр. 84-88 (in Russian).

Efimov, R. A. & Voitus, L. V. (2019) Osobennosti provedeniya zanyatii v usloviyakh nizkikh temperatur [Features of Conducting Classes at Low Temperatures]. Meridian. (8 (26)), 78-80 (in Russian).

Fedotova, O. D. (2019) Conceptual Foundations and Testing of a Methodology for Studying the Effectiveness of Practice-Oriented Education of University Graduates. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 7 (5), 1-26. URL: https://mir-nauki.com/20PDMN519.html [Accessed 14th Desember 2021] (in Russian).

Guba, D. V. & Voronov, Y. S. (2019) Educational Potential of Health Tourism. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. (1), 73 (in Russian).

Kurys, V. N., Denisenko, V. S. & Gziryan, R. V. (2016) Bodily and Motor Exerciseas the Value of Human Life. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. (2 (53)), 136-142 (in Russian).

Lukiyanenko, V. P. (2018) Systemic Crisis of Education in Russia: Signs and Their Analysis. Pedagogy. (1), 22-31 (in Russian).

Lukyanova, M. I., Shustova, L. P. & Danilov, S. V. (2019) Values-driven Health Agenda Formation: Innovative Experience of Regional Educational Establishments. Theory and Practice of Physical Culture. (2), 96-98 (in Russian).

Magin, V. A. (2019) Theoretical Analysis of the Concepts of «Culture of Health Educator». Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. (63-4), 163-166 (in Russian).

Pergun, O. V. & Kharchenko, L. N. (2018) The Professional Activity of a High School Teacher as an Object of Monitoring. Mir nauki. 6 (6), 53 (in Russian).

Pochekaeva, E. I. & Vinokur, I. L. (2006) Zdorov'e naseleniya i gigienicheskaya bezopasnost' territorii, prilegayushchikh k aeroportam [Public Health and Hygienic Safety of Territories Adjacent to Airports]. Moscow. 240 р. (in Russian).

Ponomarev, A. E. & Ponomareva, I. A. Actual Problems of Monitoring of Functional State Engaged in Physical Activity and Sports. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. (5), 40-47 (in Russian).

Popov, Yu. M., Poluhin, V. V., Snigirev, A. S., Sheyder, A. D. & Salimova, Yu. V. (2019) Influence of Physical Load on the Cardiovascular System of Athletes of the North of Russian Federation. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. (4), 5-13. Available from: https://doi.org/10.12737/2306-174X-2019-1-11 (in Russian).

Popova T. V. (2020) Factors That Shape the Health of Higher Education Students in a Large City. Meditsina. Sotsiologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya. (3), 33-40 (in Russian).

Rybina, I. L. (2016) Metabolic Changes of Elite Athletes Body by Adaptation to Altitude Training in Endurance Sports. Ped-agogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta obrazovaniya. 11 (1), 231-237. Available from: https://doi.org/10.14526/01_1111_97 (in Russian).

Sazonova, E. A. & Bykov, E.V. (2018) Low Intensity Electromagnetic Radiation Influence on Student-Athletes. Nauchno-sportivnyi vestnik Urala i Sibiri. (4 (20)), 32-39 (in Russian).

Shephard, R. J. (1998) Immune Changes Induced by Exercise in an Adverse Environment. Canadian Journal of Physiology and Pharmacology. 76 (5), 539-546. Available from: https://doi.org/10.1139/y98-046 (in Russian).

Shipovskikh, V. V. & Logashova, N. B. (2019) Sindrom bol'nogo zdaniya [Sick Building Syndrome]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsii. 9 (1), 40 (in Russian).

Vinnichuk, Yu. D. & Gunina, L. M. (2014) Predictors and Markers Functional Condition of Sportsmen During Attitude Training. Zdorov'e dlya vsekh. (2), 3-9 (in Russian).

Walsh, N.P., Gleeson, M., Pyne, D., Nieman, D.C., Dhabhar, F. & Shephard, R., ..., et al. (2011) Position Statement Part Two: Maintaining Immune Health. Exercise Immunology Review. 17, 64-103.

Информация об авторах И.А. Пономарева - кандидат медицинских наук, доцент Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=668549. Scopus ID 57193262461.

Google Scholar ID https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&user=7hOvbboAAAAJ. А.Е. Пономарев - старший преподаватель Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=772978. Scopus ID 57193266899.

Google Scholar ID https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&user=fZl4XgIAAAAJ.

Information about the authors I.A. Ponomareva - PhD in Medical Science, Associate Professor, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=668549. Scopus ID 57193262461.

Google Scholar ID https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&user=7hOvbboAAAAJ. A.E. Ponomarev - Senior Lecturer, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=772978. Scopus ID 57193266899.

Google Scholar ID https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&user=fZl4XgIAAAAJ.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.