Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТЕП АЭРОБИКА / АЭРОБИКА / ПИЛАТЕС / СТРЕТЧИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болхудере Екатерина Ивановна, Андреенко Татьяна Александровна

В данной статье рассматривается применение инновационных физкультурно - оздоровительных технологий на занятиях физической культурой в вузе. Также описывается их значение для укрепления здоровье и развития выносливости организма студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болхудере Екатерина Ивановна, Андреенко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES AS AN INTEGRAL COMPONENT OF MODERN PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

This article discusses the use of innovative sports and wellness technologies in physical education classes at the university. It also describes their importance for strengthening the health and development of endurance of the body of students.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

УДК 796.819

ИННОВАЦИОННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

INNOVATIVE PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES AS AN INTEGRAL COMPONENT OF MODERN PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

Болхудере Екатерина Ивановна

студент

факультет математики, информатики и физики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Bolhudere Ekaterina Ivanovna

student

faculty of mathematics, computer science and physics Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Андреенко Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Andrienko Tatiana Alexandrovna Ph.D., associate professor department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье рассматривается применение инновационных физ-культурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой в вузе. Также описывается их значение для укрепления здоровье и развития выносливости орга-низма студентов.

Abstract. This article discusses the use of innovative sports and wellness technologies in physical education classes at the university. It also describes their importance for strengthening the health and development of endurance of the body of students.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, физкультурно-оздоровительные технологии, степ-аэробика, аэробика, пилатес, стретчинг.

Keywords: physical culture, health, fitness and health technologies, step aerobics, aerobics, Pilates, stretching.

В настоящее время часто возникает вопрос об оздоровительном влиянии занятий физической культурой на физическое и эмоциональное состояние студентов высших учебных учреждений. В большинстве своем, преподаватели данного предмета используют традиционные методики, не достаточно уделяя должного внима-

ния инновационным технологиям, которые, в свою очередь, могли бы сделать комбинации упражнений более индивидуально направленными, заинтересовать учащихся [2]. Поэтому, данное исследование, рассматривающее проблемы и перспективы внедрения, инновационных физкультурно-оздоровительных технологий в занятия физической культурой, является актуальным для современного этапа развития общества.

На сегодняшний момент разработаны и применяются на практике десятки инновационных физкультурно-оздоровительных технологий. Каждая из данных технологий предполагает постановку целей и задач, которые способствуют оздоровлению и реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в тех или иных организационных формах. Также, помимо данных компонентов, в нее входят дифференциация упражнений для определенных уровней здоровья, тестирование физичес-ких возможностей и подготовки, а также вопросы организации реализации данной технологии [5].

В рамках исследования на базе Волгоградского Государственного социально-педагогического университета был проведен опрос целью получения информации о том, какие физкультурно-оздоровительные технологии предпочли бы сами студенты. Респондентами выступили студенты 1-3 курсов; 17-20 лет. 60 студентов, из которых 47 девушек, 13 юношей.

При проведении опроса были получены следующие результаты (рис. 1).

■ Степ-аэробика "Пилатес ■ Стретчинг

■ Танцевальная аэробика ■ Классическая аэробика «ABL Bodysculpt

Рис. 1. Процентное соотношение предпочитаемых студентами инновационных физкультурно-оздоровительных технологий

Таким образом, большинство студентов выбрало степ-аэробику. То есть, можно сделать вывод, что данная технология является наиболее актуальной для самих учащихся.

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски при помощи специальной платформы - степа. Данная технология актуальна для применения на занятиях физической культурой в ВУЗах за счет минимальных материальных и организационных затрат. Также, ее основные движения просты и вполне доступны людям без

специальном двигательном, в частности, танцевальной подготовки. А вариа-тивность движений данной технологии довольно высока, так что ее можно приме-нять на несколько семестров обучения. Основное содержание занятий степ-аэробикой - это те же базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Вначале разучиваются движения ногами, а затем добавляются движения руками [4].

Степ-аэробику можно применять в различных формах:

• как начало занятия продолжительностью от 20 до 25 минут, что усиливает его оздоровительный и эмоциональный эффект, придает последующей деятель-ности положительный настрой;

• в качестве одного из основных видов деятельности на занятии, конечно же, только после разминки, продолжительностью 30-40 минут;

• как короткую разминку перед силовыми упражнениями или упражнениями, требующими разогретых мышц, например, перед бегом на длинные дистанции [3].

При включении в программу занятий классической аэробики одним из важнейших пунктов, которым требуется уделить внимание, является правильная дозировка упражнений. Имея разный уровень физической подготовки и возможностей, студенты нуждаются в дифференцированном подходе к определению оптимальной нагрузки, как на отдельные системы организма, так и на весь организм в целом. Так, неправильно подобранная дозировка упражнений может привести к ухудшению самочувствия студентов, иногда и их здоровья в целом [1].

Важно, при проведении занятий с применением аэробики, соблюдать следующие требования:

- контроль признаков перетренировки;

- проведение предварительной разминки;

- контроль целевой зоны частоты сердечных сокращений.

Также, для студентов, относящихся к специальной группе, требуется ввести следующие ограничения и требования:

- при ортопедических нарушениях (боль в лодыжке, колене, бедре и т. д.) -работа в нижнем диапазоне целевой частоты сердечных сокращений, сочетайте любой нагрузки с отдыхом, использование упражнений, исключающих нагрузку весом тела, на координацию движений и равновесие;

- при бронхиальной астме - более продолжительная разминка, воздух в зале должен быть влажным;

- при гипертонической болезнь - необходимо научить студентов при физическом усилии (напряжении) делать выдох, а не задерживать дыхание, исключить изометрические упражнения на развитие верхней части туловища и силовую подготовку с отягощением, применять упражнения на расслабление мышц, снижающие тонус сосудов;

- при артрите - более продолжительная разминка, проводить аэробные упражнения и упражнения на увеличение диапазона движений, по возможности необходимо уменьшить количество ударных нагрузок.

Таким образом, рассмотренные возможности применения такой инновацион-

ной физкультурно-оздоровительной технологии как спет-аэробика на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях позволяют сделать вывод, что такие занятия помогают не только поддержать здоровье организма студентов и укрепить здоровье учащихся из специальной группы, но и повысить общую выносливость и активность учащихся.

Литература

1. Андреенко Т. А. Фитнес-аэробика в учебном процессе по физической культуре в вузе / Т. А. Андреенко, Т. Г. Евтеева // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решении : материалы всероссийской научно-практической конференции. Томск : Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2017. - С. 78-79.

2. Захарова Е. Д. Инновационная физкультурно-спортивная активности студентов / Е. Д. Захарова, В. А. Брыкина, Л. М. Лукьянова // Наука-2020. - 2019. - № 7 (32). -С. 201-204.

3. Магомедов Р. Р. Фитбол-аэробика и степ-аэробика : учебно-методическое пособие / Р. Р. Магомедов, Н. Н. Голякова, О. А. Голяков; Ставропольский гос. пед. ин-т; под общ. ред. Р. Р. Магомедова. - Ставрополь : Ставролит, 2019. -176 с.

4. Фитнес-аэробика : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Серженко, С. В Плетцер., Т. А. Андреенко, Е. Г. Ткачева. - Волгоград : Сфера, 2015. - 76 с.

5. Ушакова М. С. Инновационные педагогические технологии в школе / М. С. Ушакова, А. Е. Илюшкина, Е. В. Серженко // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса : сборник статей участников XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Ю. Г. Кузмичева. - Арзамас: Арзамасский филиал Национального исследова-тельского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2018. - С. 272276.

References

1. Andreenko T. A., Andreenko T. A., Evteeva T. G. Fitnes-aerobika v uchebnom protsesse po fizicheskoy kul'ture v vuze [Fitness-aerobics in the educational process of physical culture at the university]. Fizicheskaya kul'tura i sport na sovremennom etape: problemy, poiski, reshenii. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical culture and sport at the present stage: problems, searches, solutions: materials of the All-Russian scientific and practical conference]. Tomsk, National research Tomsk Polytechnic University Publ., 2017, pp. 78-79. (In Russia).

2. Zakharova E. D., Brykin V. A., Luk'yanova L. M. Innovatsionnaya fizkul'turno-sportiv-naya aktivnosti studentov [Innovative sports activity of students]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, № 7 (32), pp. 201-204.

3. Magomedov R. R., Golyakova N. N., Golyakov O. A. Fitbol-aerobika i step-aerobika [Fitball aerobics and step aerobics]. Stavropol, Stavrolit Publ., 2019. 176 p.

4. Serzhenko E. V., Pletzer S. V., Andreenko T. A., Tkacheva E. G. Fitnes-aerobika [Fitness-aerobics]. Volgograd, Sphere Publ., 2015, 76 p.

5. Ushakova M. S., Ilyushkina A. E., Serzhenko E. V. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii v shkole [Innovative pedagogical technologies in school]. Adaptatsiya ucha-shchikhsya vsekh stupeney obrazovaniya v usloviyakh sovremennogo obrazovatel'nogo protses-sa. Sbornik statey uchastnikov XIV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem [Adaptation of students of all levels of education in the conditions of the modern educational process. Collection of articles by participants of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. Arzamas, Arzamas branch of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky Publ., 2018, pp. 272276. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.